Незаконная деятельность в области защиты информации доклад

Обновлено: 17.05.2024

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

Серверы облачной платформы VK Cloud Solutions (бывш. MCS) находятся на территории РФ и соответствуют всем требованиям 152-ФЗ. В публичном облаке VKможно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

1. Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.

2. Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.

Комментарии к ст. 13.13 КОАП РФ

1. Цель настоящей статьи - обеспечить надлежащую защиту информации, в том числе предотвратить неправомерную деятельность по защите информации.

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" указывает на необходимость принятия правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации. Законом установлены требования о защите информации, информационных технологий, требования о защите общедоступной информации; информации, содержащейся в информационных системах. Статья 17 этого Закона устанавливает ответственность в сфере информации, информационных технологий и защиты информации: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную в соответствии с законодательством РФ. Предусмотрен порядок предъявления исков о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести и достоинства и деловой репутации. Пункт 3 этой статьи предусматривает условия, когда распространение информации не влечет ответственности лиц, оказывающих услуги в области информации.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ) "О государственной тайне" предусматривает в ст. 27 порядок допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и порядок получения лицензий на эти работы. Обязательность лицензирования деятельности удостоверяющих центров по изготовлению сертификатов ключей электронной цифровой подписи и других их действий предусмотрена ст. 9 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименования услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" установлен порядок лицензирования и соблюдения условий по защите информации через установление лицензионных требований.

Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2007 г. N 689 утверждено Положение о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

К правонарушениям по данной статье следует отнести нарушения правил, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526 "О лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" (с изм. и доп.).

3. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, предполагает нарушение установленных правил лицензирования соответствующей деятельности как умышленное, так и по неосторожности.

4. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные и юридические лица. По ч. 2 несут ответственность должностные, а также юридические лица, в отношении которых наряду со штрафом предусмотрена конфискация созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну.

5. Дела об административных правонарушениях рассматривают по ч. 1 данной статьи должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46). Дело может быть передано на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1), поскольку возможна конфискация предмета правонарушения. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

6. Дела о правонарушениях по ч. 2 данной статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны (ст. 23.45). Рассмотрение дела может быть передано судье, учитывая возможность конфискации предмета правонарушения (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.1. Лица, виновные в нарушении требований статьи 14.1 настоящего Федерального закона в части обработки, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ)

1.2. Лица, размещающие в соответствии со статьей 14.1 настоящего Федерального закона в электронной форме сведения, необходимые для регистрации физического лица в единой системе идентификации и аутентификации и (или) единой биометрической системе, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, размещаемых в указанных системах. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с недостоверностью сведений, размещенных в единой системе идентификации и аутентификации и (или) единой биометрической системе, вправе обратиться в установленном порядке в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, а также за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

4. Провайдер хостинга, оператор связи и владелец сайта в сети "Интернет" не несут ответственность перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

(часть 4 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 187-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 364-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им требований, установленных в статье 10.6 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Юридическая ответственность – мера защиты интересов личности, общества и государства. Нарушение предписаний правовых норм и его проявление в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Правонарушения в области защиты информации.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 18.09.2018
Размер файла 42,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие и виды юридической ответственности за нарушение правовых норм в области защиты информации

Белевский Роман Александрович

Важным направлением в сфере законодательства по вопросам информационной безопасности является определение юридической ответственности за совершение противоправного деяния в этой области. Юридическая ответственность - это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Автор в данной статье рассмотрел основные виды юридической ответственности, а также систему законодательства, определяющую ответственность за правонарушения в области защиты информации.

Ключевые слова: юридическая ответственность, информационная безопасность, правонарушения, административная ответственность, гражданско-правовая ответственность, уголовная ответственность, дисциплинарная ответственность.

Annotation. The important direction in the sphere of the legislation concerning information security is determination of legal responsibility for making of illegal act in this area. Legal responsibility is an important measure of protection of interests of the personality, society and state. It is caused by violation of instructions of precepts of law and is shown in the form of application to the offender of measures of the state coercion. The author considered main types of legal responsibility, and also the system of the legislation determining responsibility for offenses in the field of information security.

Keywords: legal responsibility, information security, offenses, administrative responsibility, civil responsibility, criminal liability, disciplinary responsibility. ответственность юридический информация

Юридическая ответственность понимается как обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершенное противоправное деяние.

Юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением, которое выступает ее содержанием. Государственное принуждение - это воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Характерная особенность такого принуждения - это принуждение к исполнению конкретных правовых норм. Кроме этого такая деятельность строго регламентирована. Субъектами этой деятельности являются государство в лице правоохранительных органов, суд, прокуратура, а также администрации различных государственных учреждений, которые занимаются рассмотрением правонарушений.

Так, например, гражданское и трудовое законодательство предусматривает возможность добровольного возмещения причиненного вреда. В административном и уголовном праве государственное принуждение всегда реализуется через деятельность специальных органов.

Юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями, которые претерпевает виновный. Это является объективным свойством юридической ответственности, естественной реакцией государства на вред, причиненный правонарушителем. Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Состав самого правонарушения является так называемым фактическим основанием юридической ответственности, тогда как правовая норма - правовым основанием ответственности. Совершение правонарушения порождает определенные правовые отношения и ответственность лица за совершенное деяние.

Основными задачами юридической ответственности выступают охрана правопорядка и общественной безопасности и воспитание людей в духе соблюдения закона. Цель их решения - предупреждение правонарушений. Юридическая ответственность должна строиться на определенных принципах. Исходя из принципа законности к ответственности привлекается лицо, в совершенном деянии которого есть состав правонарушения.

В этой связи в праве действует презумпция невиновности, согласно которой лицо, совершившее правонарушение, невиновно до тех пор, пока не будет доказано обратное. Так, Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. К тому же обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

Наиболее распространена классификация юридической ответственности по отраслевой принадлежности. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения. Виды юридической ответственности полностью совпадают с видами правонарушений, рисунок 1.

Рисунок 1 - Соотношение видов правонарушений и юридической ответственности

Указанные виды правонарушений и ответственности в полной мере характерны и для области информационной безопасности применительно к защите конфиденциальности информации.

В связи с глобальной компьютеризацией информационных процессов особое внимание необходимо уделить правонарушениям в отношении конфиденциальной информации, обрабатываемой в автоматизированной системе обработки данных (АСОД). Как правило, правонарушения, совершаемые с информацией, обрабатываемой в ЭВМ, отличаются высокой секретностью и не оставляют следов. А любая открытая информационная система, наоборот, ориентирована на пользователя, проектируется таким образом, чтобы предоставить ему "прозрачный" доступ ко всем ресурсам. В этом заключено глубокое противоречие, так как одновременно снижается возможность доказательства этого противоправного действия.

Как следствие, возникает необходимость:

? разработки специальных средств наблюдения и регистрации действий пользователя в системе;

? признания журналов регистрации действий пользователя и других документов, отражающих действия персонала, работающего с конфиденциальной информацией, как доказательства для судов и следственных действий.

Это влечет за собой создание специальных систем и служб безопасности для защиты информационных ресурсов, что является новым для России, так как до настоящего времени считалось, что термин "безопасность" имеет отношение только к вопросам секретности и государственной тайны. Следует также обратить внимание на распространенность отдельных правонарушений и на то, кому они адресованы. Например, бессмысленно устанавливать уголовную ответственность за последствия, вызванные неумышленными действиями оператора (утрата части информации на носителе или в памяти).

Наконец, для государства все более актуальным становится вопрос охраны конституционных прав личности при использовании новых информационных технологий. В сфере информатизации эта проблема интерпретируется как проблема защиты персональных данных. А для персональных данных актуальными и требующими правовой регламентации вопросами являются не столько хищения, сколько несанкционированный сбор, уничтожение этих данных и их неправомерная передача третьим лицам.

Можно выделить следующие направления возможных правонарушений в отношении конфиденциальной информации, обрабатываемой в автоматизированных системах:

1) уничтожение или искажение информации;

2) несанкционированный доступ (получение, хищение);

3) несанкционированное размножение;

4) несанкционированное использование;

5) несанкционированная модификация; 6) несанкционированное блокирование; 7) другие нарушения.

Эти направления могут быть взяты как вариант оснований. классификации возможных правонарушений в отношении конфиденциальной информации.

В ходе организации защиты компьютерной информации нужно учитывать следующие особенности законодательства об ответственности при работе с информацией:

? необходимость четкого выявления предмета противоправного действия;

? доказательность противоправного действия;

? адресность действия и возможность выявления конкретного правонарушителя. Конституция РФ выделяет три субъекта права: человек (личность), общество и государство. Соответственно и правонарушения в информационной сфере подразделяются на преступления против личности, общества и государства.

Анализ возможных противоправных действий позволяет выявить ряд их составов:

• шпионаж, измена Родине, разглашение сведений, утрата носителей сведений - нарушение государственной тайны;

• промышленный шпионаж - нарушение коммерческой тайны;

• несанкционированный сбор, использование персональных данных, непредставление данных - нарушение профессиональной или личной тайны.

Правонарушения могут быть:

- имущественными (например, незаконное использование данных);

- "технологическими" (несанкционированное копирование данных; искажение и модификация данных и программ; распространение компьютерных вирусов; нарушение технологии обработки данных; проникновение в автоматизированные информационные системы в "обход" механизмов защиты).

В силу неоднозначности самого понятия и содержания информации, в том числе подлежащей защите, существуют неопределенности понятия и содержания характеристик правонарушений в области информационной безопасности.

Один из вариантов субъективного определения содержания таких характеристик включает признаки, характеризующие состояние системы защиты конфиденциальной информации (оперативная обстановка, структура, динамика правонарушений), а также причины правонарушений, каналы утечки, методы, способы, средства, меры предупреждения правонарушений и др.

Литература

1. Бачило, И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ / И.Л. Бачило // НТИ. Серия 1. 1999. № 5. С. 6-13.

2. Белевская Ю.А., Фисун А.П., Минаев В.А. и др. Правовое обеспечение информационной безопасности объектов информатизации и регулирование конституционных прав личности в информационной сфере: Монография./Под ред. д.т.н. А.П. Фисуна, к.ю.н. Ю.А. Белевской. Орел: Изд. ГОУ ВПО "Орловский государственный университет", 2008. 362 с.

4. Сёмкин С.Н., Сёмкин А.Н.. Основы правового обеспечения защиты информации. Учебное пособие для вузов. М - 238 с.: ил.. 2008/

6. Фисун, А.П., Белевская Ю.А. и др. Правовое обеспечение информационной безопасности: учебник / А.П. Фисун [и др.]. Орел: Изд. дом "Орловская литература и книгоиздательство" ("ОРЛИК"), 2007. 332 с.

7. Шурухнов, Н.Г. Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации / Н.Г Шурухнов [и др.]; под ред. Н.Г. Шурухнова. М.: Щит-М, 1999. 254 с.

Literature

1. Bachilo, I.L. Information as an object of the relations regulated by Civil Code of the Russian Federation / I.L. Bachilo//NTI. Series 1. 1999. No. 5. Page 6-13.

4. Syomkin S. N., Syomkin A.N. of a basis of legal support of information security. The education guidance for higher education institutions. M .,238 pages: silt. 2008/

6. Fisun, A.P., Belevskaya Yu. A., etc. Legal support of information security: textbook / A.P. Fisun [etc.]. - Eagle: Prod. house "Oryol literature and publishing house" ("ORLIK"), 2007. - 332 pages.

7. Shurukhnov, N. G. Investigation of illegal access to computer information/N. Shurukhnov [etc.]; under the editorship of N. G. Shurukhnov. - M.: Shchit-M, 1999. 254 pages.

Подобные документы

Определение понятия, анализ содержания функций и правовая классификация мер юридической защиты как охранительных правовых средств, применяемых в случае совершения правонарушения. Анализ отличий мер юридической защиты от мер юридической ответственности.

курсовая работа [20,5 K], добавлен 10.06.2011

Понятие и методики правовой защиты информации, ее актуальность и оценка эффективности на современном этапе, политика государства в данной области. Органы защиты государственной тайны. Правовые основы ответственности за нарушение данного законодательства.

контрольная работа [22,6 K], добавлен 24.04.2010

Понятие и общая характеристика административных правонарушений в области связи и информации. Нормативно-правовое регулирование административной ответственности в области связи и информации. Предложения и рекомендации по совершенствованию правовых норм.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 05.01.2017

Организация защиты информации в XIX веке. Организация спецслужб России: военного министерства и государственного аппарата. Основные направления деятельности учреждений, осуществляющих функции по защите информации. Ответственность за правонарушения.

курсовая работа [35,1 K], добавлен 03.12.2009

Понятие и виды юридической ответственности в земельном праве. Сущность, признаки и основания административной ответственности за нарушение земельно-правовых норм. Предупреждение земельных административных проступков с помощью дисциплинарного воздействия.

реферат [27,1 K], добавлен 01.12.2013

Юридическая ответственность как ответственность юридических и физических лиц за соблюдение законов и норм государственного регулирования действий и взаимоотношений. Особенности ее применения и разновидности в сфере нарушение прав потребителей на сегодня.

курсовая работа [38,8 K], добавлен 20.12.2013

Понятие и виды правовых норм. Общеобязательные правила поведения. Понятие и функции религиозных норм. Право и религиозные нормы в РФ. Общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения.

Читайте также: