Доклад художники владимирской области

Обновлено: 04.07.2024

У истоков Владимирской организации Союза художников России

Александр СКВОРЦОВ. У ИCTОКОВ Владимирской организации Союза художников России - 50 лет

Так, до революции в своем родном Муроме стал жить академик живописи Куликов Иван Семенович (1875 - 1941). Это был талантливый бытописатель и портретист, до конца жизни остававшийся верным лучшим реалистическим традициям русского искусства. Блестящее художественное образование, полученное И.С. Куликовым в Петербургской Академии художеств в мастерской И.Е. Репина, позволило ему сформировать в городе в 1918 году рисовальную школу и заниматься с любителями искусства. Он был учителем и другом муромских художников, щедро делился с ними своим опытом и знаниями. В его школе открылся путь в профессиональное искусство для таких известных муромских художников, как А.Н. Морозов и В.В. Серов. Здесь же, в Муроме, впервые пробудился интерес к живописи у М.К. Левина и С.И. Чиркова, никогда не порывавших связей с родным краем. По инициативе И.С. Куликова в Муроме регулярно стали проводиться художественные выставки, на которых его ученики показывали свой творческий рост. До начала войны в Муроме было проведено восемь художественных выставок, показавших блестящие результаты школы И.С. Куликова. Много работал в эти годы и сам И.С. Куликов. Особенно плодотворным было его портретное искусство. В 1923 году он участвовал в выставке произведений петроградских художников всех направлений за 5 лет (1918 - 1923). В 1926 году И.С. Куликов подготовил персональную выставку, на которой были представлены его лучшие произведения, в том числе написанные и до революции. А в 1927 - 1929 годах он ежегодно участвует в выставках Общества художников И.Е. Репина в Москве.

Другим интересным центром художественной жизни становится после революции Владимир. Во Владимире самый глубокий след оставил Рохлин Дмитрий Иванович (1877 - 1947). Он был уроженцем Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Его учителями в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве, которое он закончил в 1903 году, были известные художники С.В. Иванов и К.А. Коровин. В 1923 году уже сложившийся мастер Д.И. Рохлин переезжает из Витебска во Владимир и начинает преподавательскую деятельность в педагогическом техникуме, где вел курс рисования. Позднее, совместно с П.Г. Зиновьевым, учеником К.А. Коровина и А.Е. Архипова, он создает во Владимире художественную студию, где собираются все любители изобразительного искусства, устраиваются городские художественные выставки. Будучи прекрасным рисовальщиком и талантливым акварелистом, много работая в пейзаже, Д.И. Рохлин обучал не только основам изобразительной грамоты, но и умению передавать в произведениях тонкое настроение, видеть в природе богатство лирических интонаций. Вскоре к студии приобщился и талантливый педагог М.М. Сахаров, выпускник художественной школы барона Штиглица в Петербурге.

Крупным центром художественных ремесел продолжала оставаться Мстера. После революции иконописцы оказались в очень тяжелом положении. Иконы стали ненужными и не находили сбыта. Возвратились домой из московских иконописных и реставрационных мастерских многие талантливые художники. Мастера упорно искали выход из тупика, активно занимались поисками новых путей развития традиционного искусства.
В 1923 году бывшие иконописцы А.И. Брягин, А.В. Котягин, А.Н. Куликов, Н.Н. Клыков, А.М. Меркурьев, Ф.М. Антоновский, Г.Т. Дмитриев и Е.В. Юрин организовали артель "Древнерусская народная живопись", начав расписывать деревянные изделия по примеру мастеров Хохломы, а затем осваивать технику лаковой миниатюры на папье-маше, получившую распространение до революции в подмосковном Федоскине. У истоков миниатюрной живописи стоял Клыков Николай Прокопьевич (1861 - 1944), которым в 1928 году были проведены первые опыты по освоению нового вида художественных изделий. В 1931 году мастера основали артель "Пролетарское искусство", в которой наладили производство лаковых шкатулок, коробочек, ларцов, бисерниц, игольниц с тонкой миниатюрной живописью.
Новое направление получило и вышивальное искусство Мстеры. В 1923 году была организована строчевышивальная артель имени Крупской, в которой развилась традиционная вышивка белой и цветной гладью на хлопчатобумажных тканях. Украшались скатерти, дорожки, полотенца, занавесы, диванные подушки, платки, панно.
В 1920-е годы Мстера продолжала оставаться центром художественного образования. Еще до революции здесь действовала иконописная школа, находившаяся в ведении "Комитета попечительства о русской иконописи". В ней хорошо было поставлено преподавание рисунка и композиции, которое вел академик И.А. Шмелев. С 1918 по 1923 год директором вновь организованной художественно-промышленной школы был Модоров Федор Александрович (1890 - 1967), уроженец Мстеры, одаренный живописец и педагог. До революции в Москве он посещал студию известного художника Ф.И. Рерберга, затем обучался в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина и П.П. Бенькова, а после закончил Петербургскую Академию художеств, занимаясь в мастерской В.Е. Маковского.
В 1920 году во Мстеру на постоянное жительство прибывает художник-пейзажист Константин Иванович Мазин (1874 - 1947). Свое художественное образование он получил в Казанской художественной школе, а затем в Петербургской Академии художеств, в пейзажной мастерской профессора А.А. Киселева, которую закончил в 1906 году. Окрестности Мстеры и Вязников были любимыми местами художника. Много занимаясь педагогической работой в художественно-промышленной школе, К.И. Мазин приобщал своих учеников к пониманию сути русской природы, ее многообразия и цветового богатства. Это способствовало развитию у будущих художников обостренного восприятия настроения и красочности пейзажа. Из школы К.И. Мазина вышли впоследствии многие известные профессиональные мастера лаковой миниатюры и пейзажной живописи.

Владимир Юкин - известный владимирский художник

Славится Владимирщина и художниками. Картины их можно увидеть не только на зональных, республиканских и всесоюзных выставках, но и на многих зарубежных. Особенно популярны пейзажи наших мастеров. И это, наверное, не случайно. Древняя земля Владимирская богата художественными традициями. Здесь расцветало чудесное искусство Андрея Рублева и замечательное мастерство суздальских иконописцев. Здесь возник необыкновенный художественный промысел Мстеры, заиграл гранями гусевский хрусталь. Славные традиции переняли и приумножают владимирские художники.

Вскоре Юкин переезжает во Владимир. Здесь крепнет и совершенствуется его мастерство. Вместе с другим владимирским художником К. Н. Бритовым они ищут новые средства художественной выразительности, стремятся к яркой образности, к предельному лаконизму письма. Впоследствии к их творческим исканиям присоединяется молодой художник В. Г. Кокурин.

Владимирский пейзаж, декоративный в своей основе, идет, пожалуй, от народного искусства, от иконописного мастерства древних владимирских умельцев. Живописцы стремятся художественно заострить бесконечное цветовое богатство мира. Причем цвета не просто копируются с натуры Художник выбирает такую гамму, которая позволяет не только донести какое-либо мгновенное состояние природы, но и наиболее ярко передать мироощущение художника, его восприятие действительности.

Мажорные тона пейзажей делают их жизнеутверждающими, оптимистичными, Художники как бы приглашают зрителей на яркий солнечный праздник. Присмотритесь к яркой голубизне небес, к нежной зелени леса, к перламутровой белизне снега, к солнечным пятнам на домах и автобусах… Присмотритесь. Вы еще никогда не видели их такими красивыми.

Снег бывает и красный, и желтый, и синий.
В нем все тона и оттенки России.

Много интересных, красочных пейзажей, воспевающих красоту родных мест, создали художники В. Кокурин, В. Егоров, Н. Модоров и другие.

Из других жанристов можно назвать И. Маркова, А. Кувина, Ю. Ло-бачева.

Скульптура на выставках работ владимирских художников обычно бывает представлена произведениями В. Саврасова. Для его творчества характерно то, что он создает скульптурные портреты знатных людей области, стремится выразить многогранный характер советского человека.

Богато бывает представлено на выставках прикладное искусство. Здесь, как правило, преобладают произведения умельцев Мстеры и Гусь-Хрустального.

Значительный отряд владимирской организации художников составляют прославленные умельцы Мстеры, мастера лаковой миниатюры. Их замечательные изделия, переливающиеся всеми цветами радуги, экспонируются на многих международных выставках. Они украшают музеи, квартиры советских людей. Это преимущественно самые разнообразные живописные шкатулки, покрытые лаком. На них изображаются различные сюжеты, отражающие нашу советскую жизнь, историю нашей великой Родины. Многие произведения мстерских миниатюристов являются своеобразными иллюстрациями к русским народным сказкам.

Искусство Мстеры уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в начале XVIII века здесь развивается иконописный промысел. В своем творчестве иконописцы продолжали славные традиции Андрея Рублева, суздальской школы живописи. Они создавали иконы, где изображались не постные лики святых, а живые люди с их горестями, страданиями, радостями. Красочной, праздничной, жизнеутверждающей была живописная палитра многих иконописцев.

Однако настоящее признание пришло к мстерским умельцам лишь в годы Советской власти. Здесь возник художественный промысел, который вскоре стал известен всему миру. Основателями лаковой миниатюры по праву считаются такие видные мастера-миниатюристы, как Клыков, Котягин, Брягин, Морозов. Они взяли все лучшее у иконописи, у живописного народного фольклора, обогатили славные традиции собственным видением мира. Постепенно возникла мстерская школа, отличающаяся глубиной содержания, яркостью формы, некоторой условностью живописи, сказочной гиперболичностью, склонностью к плоскостному изображению.

Во Мстере проживало много талантливых художников. Среди них заслуженный деятель искусств РСФСР Е. В. Юрин, лауреаты Государственной премии им. И. Е. Репина Н. А. Шишаков и Л. А. Фомичев, художники Е. А. Крылов, Н. И. Ваванов и многие другие.

Источник:

Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973

Презентация может быть использована на уроках ИЗО в 4 классе.

ВложениеРазмер
udozhniki.pptx 1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Художники Владимирской земли. МКОУ Купреевская СОШ Выполнила: Круглова С.Г.

Народный художник России Владимир Юкин Пора цветения

Валерий Кокурин – народный художник суббота Весенний пейзаж Март в Суздале

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Герои земли Владимирской. Александр Невский.

Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ.Класс: 2 - 4Цель: усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском, расширить знания учащихся об Александре Невском. Задачи: Образовательная -.


Деревенский пейзаж в работах художников земли Владимирской

Данную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства и факультативе "Наш край". Целью презентации является знакомство учащихся с картинами художников Владимирского края, воспеваю.


План - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит"

Представлен подробный план - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит".

Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край".

Презентация по региональному курсу "Наш край" в 3 классе "Художники Владимирской земли"

Данная разработка содержит презентацию к региональному курсу "наш край" о художниках Владимирской земли.


Святая красота земли Владимирской

· Материал об Успенском соборе города Владимира, об иконописце Андрее Рублёве.


"Каменная летопись Владимирского края" - внеурочное занятие. Учитель Громова Татьяна Викторовна МБОУ СОШ №6 г. Киржач Владимирской области.

На внеурочном занятиии по теме "Каменное зодчество Владимирского края" обобщаются знания учащихся о храмах города Владимира, формируются представление о православном храме, его значении в жи.


Мария Егорова

Яркие экспрессивные пятна, широкие мазки - и все это не Матисс или Пикассо, а наша, Владимирская школа живописи, известная во всем мире. Но знают ли сами владимирцы о таком необычном знаменитом стиле?

Что такое Владимирская школа живописи?

Владимирская школа живописи

Владимирская школа живописи известна во всем мире, лучшие работы ее адептов хранятся в Третьяковке и Русском музее, а также в частных коллекциях за рубежом. Во времена застоя семидесятых, на фоне процветающего соцреализма именно на владимирской земле расцвела всеми красками эта самобытная художественная манера. Изображая пейзажи, лишенные политического контекста, основатели школы – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин смогли в эти непростые времена противопоставить что-то совершенно оригинальное общепринятому стилю. Это был бунт ярких красок, революция света и энергия эмоций. За что их официальная пресса попыталась даже обвинить в формализме, но обошлось.

Как отличить владимирскую школу от других?

Владимирская школа живописи

Отличить владимирскую школу живописи от других картин не так уж сложно:

  • Яркие, позитивные, насыщенные чистые цвета
  • Плоскостное изображение, декоративность
  • Крупные широкие мазки
  • Эксперименты с выпуклым грунтом, фактурное письмо
  • На картинах в основном – природа, деревня, церкви, старые улочки
  • Простые композиции
  • Часто завышенная линия горизонта

Эти праздничные картины, похожие на лоскутные покрывала и пропитанные карнавальным духом, увидев однажды, сложно забыть. Многие поклонники владимирской школы отмечают, что эти картины заряжают огромной энергией и наполняют бескрайней детской радостью! Это и не удивительно – художники в этой манере искали способ выражения эмоций и настроений на полотне, преломляя состояние души через состояние природы. А опирались на иконописные и народные местные традиции - мстерской лаковой миниатюры, владимирской глади и лоскутного шитья, ткачества.

Узнают ли владимирцы Владимирскую школу живописи?

Владимирская школа живописи

Мы расспросили порядка 25 владимирцев разных профессий, не связанных с живописью, о том, знают ли они о нашей школе. К сожалению, около половины из них признались, что не знают, что это такое и чем эта школа отличается от других. Что же известно горожанам о владимирской живописи?

Мария Багаева, общественный деятель:

Ирина Максимова, менеджер по обучению и развитию:

Ирина Максимова

Екатерина Синицына-Солодкая, филолог:

Екатерина Синицына-Солодкая

Анастасия Спирина, студентка отделения журналистики:

- О Владимирской школе живописи я, конечно, знаю. В частности из-за того, что мои родственники к ней относятся! Брат моей бабушки с супругой и их дочь - моя тетушка - мстерские художники.

Если честно, пейзажи, портреты и натюрморты владимирских художников я вряд ли отличу от других, но вот мстерскую миниатюру узнаю из тысячи! Еще в детстве я видела, как работает тетушка, и пробовала рисовать сама. Конечно, ничего путного не выходило, но сам факт - порисовать дорогущими кисточками и красками, изготовленными по особой технологии - многого стоил.

Александр, должность специалист по энергоэффективности:

Александр

- Знаю о такой школе, но весьма поверхностно. Нравится насыщенный цвет, который создает ощущения, перекликающиеся с импрессионистами. У армянских импрессионистов, например, Сарьяна, цвета даже более яркие. Я люблю живопись, но назвать себя ценителем не могу. Как и большинство обывателей оцениваю работы по принципу нравится/не нравится, затронула/не затронула. А вот критериев профессиональной оценки, к сожалению, почти не знаю.

Михаил Гущин, фотограф, инженер:

Михаил Гущин

- Вообще владимирская школа живописи у меня ассоциируется с сильно насыщенными цветами красок. Как будто в фоторедакторе на картинке ползунок "насыщенность" передвинули до упора. Чем-то картина напоминает яркое лоскутное одеяло. Сами картины мне не особенно нравятся. Трудно объяснить почему, но тянет от них провинциальностью. Все эти церквушки, покосившиеся домики и т.д. Если бы я был иностранцем, то скорее всего высмотрел в них что-то экзотическое.

Чем всё это знаменито я не знаю и художников не вспомню, хотя некоторые фамилии точно слышал.

Александр Захаров, вокалист, фронтмэн рок-группы:

Александр Захаров

- Так как я родился и вырос в Суздале, немудрено, что со Владимирской художественной школой я часто соприкасался на различных выставках и мероприятиях. Суздаль — город-музей, и галерей в нём предостаточно. Про Суздаль сразу хотелось бы упомянуть, что и у нас много талантливых художников, особенно был впечатлён работами Александра Ерашова, с которым у нас общий друг (Дима, привет тебе). Когда я узнал о Владимирском направлении художественного мастерства, я удивился, как просто читаются эти картины, они просты и, в то же время, очень насыщенны. Если говорить о живописи, увидев картину, всегда понятно, что она создана владимирской рукой. Как есть ивановский, костромской, питерский акцент в речи, так и у владимирских мастеров есть свой акцент, некая уникальность.

Мнение эксперта

Владимирская школа живописи

Как оказалось, владимирская школа живописи для туристов – визитная карточка города, а самим горожанам почти неизвестна. Можно заметить и путаницу в ответах наших спикеров, сомнения в отличии школы от других и поверхностные знания. Почему так получилось, помогает понять наш эксперт.

Мария Малинина, методист Центра пропаганды изобразительного искусства:

Мария Малинина

- Владимирская школа живописи - узнаваемое явление, владимирцы её любят и те, кто в теме, могут сразу назвать отцов-основателей этой школы и отличить эту манеру живописи. У некоторых посетителей нашего музея большой интерес к этой школе, а некоторые напротив - совсем её не понимают, так как отличительная черта этой манеры - декоративность, плоскостное изображение, нарочито яркие цвета. У гостей города интерес значительный, так как владимирская школа очень самобытна и оригинальна, и известна далеко за пределами Владимира.

К сожалению, в наших институтах не уделяют внимание этому направлению, так как больший упор идёт на мировое искусство. Сейчас из мэтров остался в живых только Валерий Григорьевич Кокурин, Ким Николаевич Бритов умер в 2010 году, Юкин Владимир Яковлевич умер в 2000 году. Среди молодых художников сейчас работают последователи этой школы - Сергей Кремнёв, Дмитрий Холин и другие.

В городе открываются все новые студии, курсы и частные школы рисования, но про такое великолепное ноу-хау наших художников все, кажется, забыли. Не жалуют местные музейный досуг, и так и не знают в результате о том, что прямо под носом у нас свои Матиссы. Может быть, нам все давно пора … в музей?

Читайте также: