Доклад развитие личности школьника на уроках самопознания

Обновлено: 05.07.2024

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала

посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:

- раскрыть способности человека и развить его как индивида, как личность,

как субъекта деятельности и как индивидуальность с учётом его темперамента, характера, и способностей;

-формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

- формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на

Воспитание высоконравственного духовного человека весьма сложный процесс, ведь духовное обновление общества происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И если возрождение нашего общества, возможно, то только потому, что именно школе ещё удаётся, несмотря на все трудности и проблемы, удерживать нравственные высоты.

Благодаря заботе и вниманию первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой к судьбе подрастающего поколения, в школах республики

проводятся уроки самопознания, которые помогают в формировании нравственной личности, помогают удержаться от духовного падения.

Любовь и мудрость-это влюблённость в мир, чуткое отношение к нему, забота о другом человеке, бережное отношение к природе, толерантное общение с другими людьми.

Занятия предполагают развитие высокодуховной личности установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях говорится о честности, порядочности,

ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.

У школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении.

Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других.

Учитель на этих уроках друг, понимающий, способный помочь каждому

ребёнку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ученик растёт, развивается, строит свою личность.

На уроке самопознания каждый ученик изучает себя сам, оценивает себя сам и сам определяет меру ответственности.

На уроках по самопознанию учитывала, что развитие личности учащегося осуществляется в процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне нее, в учебное и свободное от учебных занятий время. На каждом уроке учитывала возрастные особенности учащихся.

На уроках самопознания для повышения интереса учащихся применяла интересный наглядный материал и технические средства обеспечения. Это помогает осуществлять процесс обучения более эффективно.

С учётом специфики предмета, его целей и задач применяла различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки на природе, уроки- конкурсы, уроки-концерты, уроки-игры). Кроме этого, использовала ряд методических приёмов обучения, которые в наибольшей степени содействуют целям и задачам самопознания.

Таким образом, данные приёмы позволяют развить ученику его внутренние резервы, формировать единство чувств, мыслей, слов, поступков с учётом существующих современных противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться.

Формируя личность на уроках самопознания, учитель должен помнить:

зло побеждается только деятельным добром. Никакие запреты, никакое насилие его не искоренят. Только мощная альтернатива всему негативному принесёт победу: стать гармоничной личностью. Сегодня мы строим общество, основанное на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. У каждого человека с рождения есть шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти достойное место в жизни. Нужно только помочь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала

посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:

- раскрыть способности человека и развить его как индивида, как личность,

как субъекта деятельности и как индивидуальность с учётом его темперамента, характера, и способностей;

-формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

- формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на

Воспитание высоконравственного духовного человека весьма сложный процесс, ведь духовное обновление общества происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И если возрождение нашего общества, возможно, то только потому, что именно школе ещё удаётся, несмотря на все трудности и проблемы, удерживать нравственные высоты.

Благодаря заботе и вниманию первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой к судьбе подрастающего поколения, в школах республики

проводятся уроки самопознания, которые помогают в формировании нравственной личности, помогают удержаться от духовного падения.

Любовь и мудрость-это влюблённость в мир, чуткое отношение к нему, забота о другом человеке, бережное отношение к природе, толерантное общение с другими людьми.

Занятия предполагают развитие высокодуховной личности установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях говорится о честности, порядочности,

ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.

У школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении.

Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других.

Учитель на этих уроках друг, понимающий, способный помочь каждому

ребёнку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ученик растёт, развивается, строит свою личность.

На уроке самопознания каждый ученик изучает себя сам, оценивает себя сам и сам определяет меру ответственности.

На уроках по самопознанию учитывала, что развитие личности учащегося осуществляется в процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне нее, в учебное и свободное от учебных занятий время. На каждом уроке учитывала возрастные особенности учащихся.

На уроках самопознания для повышения интереса учащихся применяла интересный наглядный материал и технические средства обеспечения. Это помогает осуществлять процесс обучения более эффективно.

С учётом специфики предмета, его целей и задач применяла различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки на природе, уроки- конкурсы, уроки-концерты, уроки-игры). Кроме этого, использовала ряд методических приёмов обучения, которые в наибольшей степени содействуют целям и задачам самопознания.

Таким образом, данные приёмы позволяют развить ученику его внутренние резервы, формировать единство чувств, мыслей, слов, поступков с учётом существующих современных противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться.

Формируя личность на уроках самопознания, учитель должен помнить:

зло побеждается только деятельным добром. Никакие запреты, никакое насилие его не искоренят. Только мощная альтернатива всему негативному принесёт победу: стать гармоничной личностью. Сегодня мы строим общество, основанное на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. У каждого человека с рождения есть шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти достойное место в жизни. Нужно только помочь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как происходит становление личности, как она развивается? Об этом задумывается каждый из нас, потому что человеку в жизни необходимо постоянно познавать себя, научиться быть человеком, не терять собственного достоинства в любых ситуациях.

Андреева Оксана Петровна

Новоприреченская основная школа, учитель информатики и самопознания

Развитие личности школьника на уроках самопознания

"Человек - целый мир и если хочешь постичь вселенную,

познай сперва самого себя".

Как происходит становление личности, как она развивается? Об этом задумывается каждый из нас, потому что человеку в жизни необходимо постоянно познавать себя, научиться быть человеком, не терять собственного достоинства в любых ситуациях.

Цель работы: Воспитание нравственно активной личности ребенка, обладающей стремлением к духовному развитию.

Задачи: 1. Формировать у ребенка представления о нравственных нормах как основе будущей системы ценностей.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость (отклик) на происходящее в окружающем мире и в отношениях между людьми, опираясь на личный опыт ребенка.

3. Развивать у ребенка умение анализировать, оценивать положительные и отрицательные качества личности человека на примерах реальной жизни и поступков литературных героев.

4. Воспитывать у ребенка, на основе представлений о себе, способность к адекватной самооценке, сознательной и активной организации своего поведения в ситуациях нравственного выбора.
5. Развивать рефлексивные способности в процессе размышлений, суждений о нравственном и безнравственном.

6. Формировать у ребенка способность ориентироваться в своем поведении на основе собственных нравственных критериев.

7. Воспитывать потребность в нравственном поведении на основе общекультурных норм и правил.

Иные времена – иные нравы… Все другое: дети, школа, педагоги, родители. Одни дети мобильны, самоуверенны, прагматичны, порой циничны, другие – робкие, несамостоятельные, неуверенные, третьи – неблагополучные. Моя задача как учителя на уроках самопознания помочь каждому ребенку состояться как личность.

Ведь действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. На уроке самопознания каждый ребенок изучает сам себя, оценивает себя сам и сам определяет меру своей ответственности. Равный среди равных и вместе с тем, каждый чувствует себя личностью.

Учитель на этих уроках – друг, понимающий, способный помочь каждому ребенку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ученик растет, развивается, строит свою личность.

Методы и приемы, направленные на формирование личности каждого ученика, каждому из присутствующих известны. Остановлюсь на некоторых из них, которые чаще всего использую на уроках самопознания.

Наедине с собой – этот прием благотворно влияет на детей, развивает воображение, помогает мысленно создавать различные образы и обычно используется, когда необходим переход к новому осмыслению материала. В этих целях, наряду с речью учителя, применяется также соответствующий аудиоряд (классическая музыка, звуки природы и т.д.).

Разминка – компонент занятий по самопознанию, который необходим для снятия нагрузки, преодоления усталости, снижения утомляемости. Разминка проводится в форме короткой игры при переходе от одного вида деятельности к другому. Данный прием стимулирует хороший настрой в группе, развивает внимание, скорость реакции, способствует сплочению коллектива.

Дискуссия. Основная задача это создать атмосферу, в которой может развиться свободное обсуждение, атмосферу доверительности, открытости, искренности.

Во время групповой дискуссии создается обратная связь. Ученик может увидеть себя со стороны, испытать себя в новой позиции, изменить свое поведение по какому-то новому образцу, рождающемуся в процессе свободного обсуждения, или убедиться в своей правоте.

Результаты работы с учащимися за два года на основе тестирования (балл) в каждом классе (методика В.Шепеля) я отразила в диаграмме на примере 7 класса.

Диаграмма на начало работы над Диаграмма на конец 2 года работы над


проблемной темой проблемной темой


То, что дети меняются к лучшему, нельзя не заметить. Они учатся познавать себя, тайны своей души, умению общаться, слушать и быть услышанным, раскрывать и совершенствовать свои таланты и способности.

Человек только тогда личность, когда он занимает активную личную позицию, способен достойно жить в постоянно меняющемся мире, умеет реализовать в нем свою индивидуальность, строить отношения с миром, самим собой и окружающими людьми на основе общечеловеческих ценностей.

Каждый ребёнок уже с рождения личность, и задача взрослых и родителей, и педагогов заключается в том, чтобы научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть, дарить его. Быть во взаимодействии с другими людьми и природой.

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

Занятия предполагают развитие высокодуховной личности установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях говорится о честности, порядочности, ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.

Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение.

У школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении.

Учитель на этих уроках – друг, понимающий, способный помочь каждому ребенку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ученик растет, развивается, строит свою личность.

Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и возможности, умеет анализировать разные стороны своей жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их реализации.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Читайте также: