Семейное законодательство республики беларусь украины казахстана доклад

Обновлено: 05.07.2024

Семейное законодательство как система правовых норм, устанавливающих условия и порядок вступления в брак, его прекращения и признания недействительным. Основные акты, регулирующие личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.02.2017
Размер файла 14,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РК

Международная Образовательная Корпорация

Колледж при КазГАСА

на тему: Основы семейного права РК

Выполнила: Серикова Жанна

Проверил: Жусупов С.Х.

Семейное законодательство Республики Казахстан основано, прежде всего, на положениях Конституции 1995 года, статьей 27 которой обеспечивается конституционно-правовая защита брака и конституционные права и обязанности родителей и детей.

Брачно-семейное законодательство регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями, детьми и другими родственниками; устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; определяет формы и порядок устройства в семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; регулирует порядок государственной регистрации актов гражданского состояния; определяет функции государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

правовой брак семейный законодательство

Основная часть

Брак - равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами.

Если брак признается судом недействительным, то считается, что он не существовал вообще и между состоявшими в нем лицами никаких прав и обязанностей не возникло (приобретенное имущество несчитается общим, не возникает права на алименты и т. д.). Из этого правила существует лишь одно исключение: супруг, права которого были нарушены заключением такого брака (добросовестный супруг), вправе требовать выплаты алиментов (при условии нетрудоспособности и нуждаемости), а также раздела общего имущества по нормам семейного законодательства о совместной супружеской собственности. Добросовестный супруг вправе требовать и возмещения ему материального и морального вреда. Согласно п. 3 ст. 24 Закона РК "О браке и семье", если одно из лиц, вступающих в брак, скрыл от другого наличие у него болезни, создающей реальную угрозу членам образованной семьи, личной и общественной безопасности, последние вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Семейное законодательство - это система правовых норм, устанавливающих условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирующих личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями, детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах Семейного законодательства, между другими родственниками и иными лицами, а также определяющих формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, а также возможности судебной защиты этих прав.

Тема настоящей статьи — представляющая особый интерес правовая позиция, касающаяся семейных ценностей, прав и законных интересов матери и ребенка.

В Конституционный Совет 12.03.2018 поступило представление специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным п. 5 ст. 47 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье (далее — Кодекс о браке и семье). Из представления следовало, что Ж. предъявила иск к Ж-кешу об установлении отцовства, взыскании алиментов на содержание ребенка и денежных расходов на свое содержание в течение дородового периода и до достижения ребенком трех лет.

Межрайонный суд усмотрел ущемление закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека и гражданина в связи с противоречием п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Конституции Республики Казахстан.

Конституционный Совет, мотивируя основной вывод нормативного постановления, указал следующее. Взыскание с отца ребенка денежных средств на содержание женщины, в том числе не состоящей с ним в браке, в связи с рождением общего ребенка — один из способов реализации конституционных положений о защите материнства и детства, а также обеспечения выполнения обязанностей родителя, которые состоят в заботе о детях и их воспитании.

В период, в течение которого происходит формирование, появление на свет и развитие младенца, и он, и его мать независимо от ее семейного положения нуждаются в специальной защите, в том числе материальной поддержке. При этом в силу естественных законов природы в период беременности и в первые годы жизни невозможно рассматривать интересы ребенка в отрыве от интересов матери. Именно мать — основной гарант его интересов в этот период, способный удовлетворить первоначальные жизненные запросы. Для матери потребности ребенка первостепенны, все ее усилия направлены на обеспечение надлежащего ухода за ним.

В этот важный этап необходимо гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов матери и ребенка, для которых регулярное получение средств на содержание может стать одним из основных источников средств к существованию.

В свою очередь, это невозможно без эффективных правовых механизмов, посредством которых максимально обеспечивалось бы сохранение необходимого уровня жизнеобеспечения как ребенка, так и матери в социально уязвимой ситуации.

Конституционный Совет отметил, что оспариваемая правовая норма затрагивает существенные интересы матери и ребенка, т.к. устанавливает для незамужней женщины по схожим по сути основаниям меньший объем содержания по сравнению с матерью, состоящей (состоявшей) в браке. Кодекс о браке и семье для последней предусматривает повышенные меры материальной поддержки со стороны супруга либо бывшего супруга . Это касается и более длительных сроков получения алиментов.

Однако Конституционный Совет пришел к выводу, что дифференциация права женщины на получение содержания от мужчины в период беременности, рождения ребенка и в последующее время в зависимости от наличия брачных взаимоотношений связана с реализацией обязательств государства по защите семьи, основанной на браке. В силу указанного Конституционный Совет признал п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье недискриминационным и не противоречащим п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Основного Закона. Основание — данная норма преследовала конституционно значимую цель защитить брак и семью, материнство и детство, а также обеспечить исполнение конституционных обязанностей родителями.

В конституции многих государств традиционно включаются положения, подчеркивающие особую важность института семьи. Так, согласно ст. 41 Конституции Ирландии государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Кроме того, государство гарантирует защиту семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства.

Пункт 1 ст. 39 Конституции Испании закрепляет, что государственные власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи.

Изучение практики Конституционного Совета позволяет проследить прогрессивность выводов п. 4 нормативного постановления от 10.04.2018. Помимо прочего, Конституционный Совет указал на важный аспект, который непосредственно связан с верховенством и прямым действием Конституции Республики Казахстан. Речь, в частности, идет о недостаточном использовании в рассматриваемой норме конституционно-правового смысла и потенциала Основного Закона при согласовании прав и обязанностей отца, а также матери и ребенка, нуждающихся в особой защите.

Сделанные выводы в полной мере соответствуют духу развития приоритетов жизни современного общества, созвучны последней практике высших судебных органов зарубежных государств, международных органов по правам человека и подходам, заложенным в международно-правовых инструментах защиты прав детей.

По мнению Конституционного Совета, для наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка, права которых затрагивает п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, необходима максимальная гармонизация мер государственной защиты конституционных ценностей, совершенствование брачно-семейного законодательства и унификация используемой в нем специальной терминологии.

Такой подход воплощает в жизнь основные направления развития национального права, установленные Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 N 858.

Согласно данной Концепции конституционное право — фундамент национальной правовой системы. Важнейшей задачей является реализация принципов и норм Конституции Республики Казахстан в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции Республики Казахстан, так и реализации ее потенциала через законодательство и правоприменение. Усилия государственных и общественных институтов должны концентрироваться на претворении в жизнь созидательного потенциала Основного Закона.

Ранее Конституционный Совет придерживался позиции, в силу которой законодатель при установлении законов обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями .

В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет в полной мере реализовал возможность защиты института семьи, основанной на браке, признав конституционность п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, ставящего во главу угла конституционно значимые ценности и цели по защите брака и семьи.

В совокупности это обеспечивает преемственность поколений, выступает условием сохранения и развития народа Казахстана. Однако, взяв за основу выработанные ранее подходы к толкованию конституционных положений, Конституционный Совет постарался наладить диалог государственных органов и претворить в жизнь созидательный потенциал Конституции Республики Казахстан. В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет отметил, что в целях наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка целесообразно принять соответствующие законодательные меры.

В развитии семейного права зарубежных государств наблюдаем аналогичные тенденции. Так, эволюция семейного права Италии показательна масштабной реформой законодательства 2012-2013 годов, отменившей любые формы дискриминационного отношения к детям, рожденным вне брака.

Это стало возможно благодаря активному диалогу национальных судов и Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ). К слову, ЕСПЧ не единожды указывал на достаточность норм-принципов, заложенных в Конституции Италии, которые получали неполное развитие в специальном законодательстве о браке и семье .

Аналогичным образом решение ЕСПЧ по делу Mazurek против Франции побудило французского законодателя 03.12.2001 принять Закон, вводящий равенство детей, рожденных в браке и вне его. Однако дискриминирующая терминология применялась вплоть до вступления в силу Ордонанса от 04.07.2005 года N 2005-759 . ЕСПЧ констатировал, что, по сути, все основы для соблюдения предписаний Конвенции имеются в конституциях, которым не соответствует специальное регулирование, взяв на себя функцию, схожую с функцией органа по охране Основного Закона.

Таким образом, вопрос равных прав детей и их равной защиты вне зависимости от происхождения становится все более актуальным. При этом диалог органов, уполномоченных на совершенствование законодательной сферы, и органов, призванных стать гарантом ее конституционности и стабильности, способен дать полезные плоды в виде конструктивных, обдуманных и поступательных изменений, гармонично отражающих развитие общественных отношений.


В данной статье нами исследованы основы семейного права. Проанализированы различные научные подходы к семейному праву и юридическая практика на примере зарубежных стран. Выявлены основные проблемы и системы казахстанского семейного права и определены пути совершенствования законодательства в данной области.

Ключевые слова: семья, брак, право, семейное право, институт семьи, законодательство.

Семейное право является отраслью права, которая регулирует личные неимущественные b имущественные отношения в брачно-семейных отношениях. В каждой стране имеет свои особенности и устоявшиеся подходы, которые устанавливают нормами законов, как национальных, так и международных. Исходя из этого наше исследование направлено на определение вопроса наличия и качества семейного права в Республике Казахстан, так как является до настоящего времени данный вопрос дискуссионным, в части самостоятельности семейного права, как отдельной отрасли в науке гражданского права и его роли в создании эффективных норм института семьи.

К тому же во многих странах мира вообще не существует такой отрасли как семейное право, в них обычно выступает методом правового регулирования семейных отношений гражданско-правовой метод. Является семейно-правовой метод императивно-дозволительным: согласно которому проявляется дозволительность в том, преобладают в семейном праве нормы управомочивающие семейные отношения, и наделяющие определёнными правами участников данных правоотношений, однако определяется содержание этих прав императивно, или однозначно [3].

В Республике Казахстан определено семейное право нормами конституционного права, в части пунктов 1,2,3 ст. 27 Конституции РК: находятся под защитой государства — брак и семья, материнство, отцовство и детство; естественным правом и обязанностью родителей является забота и воспитание детей; а обязанность совершеннолетних и трудоспособных детях заботиться о своих нетрудоспособных родителях [4]. Именно они легли в основу основных направлений семейной политики государства и закреплены законодательно.

При этом следует отметить, что семейное законодательство Казахстана не ограничивается нормами данного Кодекса о браке, а содержит к тому же целый ряд нормативно- правовых актов, среди которых наиболее значимыми считаются следующие законы:

К тому же важно отметить, что вопросы семейного права определены и нормами гражданского законодательства, при этом в Кодексе о браке (п.1.2 статьи 5) и в Гражданском кодексе РК строго установлены пределы, которые распространяются на семейно-брачные отношения, в части гражданского законодательства. Такой подход свидетельствует о том, что действует в Казахстане к семейным отношениям принцип субсидиарного применения гражданского законодательства.

К тому же является Казахстан полноценным участником мирового сообщества, и в части семейного права признает приоритет международного права (п.3 статьи Конституции), исходя из чего должен стремиться отечественный законодатель в процессе нормотворчества о регулировании семейных отношений обеспечить соответствие национального семейного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права. Анализ источников действующего семейного права Республики Казахстан показал, что ратифицировано нашей страной большое количество международных договоров, которые регулируют семейные и брачные отношения, а правовые нормы национального законодательства в области семьи и брака, уже приведены в соответствие с нормами международных договоров. Ратифицированы: Конвенция о правах ребенка (8 июня 1994 года); Гаагская Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (12 марта 2010). Республика присоединились к Конвенция о гражданстве замужней женщины; Конвенция о взыскании за границей алиментов; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др.

В итоге, к принятию Кодекса о браке в 2011 году, положения казахстанского национального законодательства приведены к международным нормам, в соответствие с правилами Гаагской конвенции. Наиболее важным является вопрос усовершенствования механизма усыновления иностранными усыновителями, детей, которые являются гражданам РК. Это дает в настоящее время решать в полной мере проблемы, вытекающие из обязанности страны защищать права каждого ребенка, так как теперь получили казахстанские власти возможность запрашивать и получать в других странах информацию об усыновленных детях из Республики и осуществлять таким образом контроль за их жизнью.

В Республике Казахстан являются основополагающими принципами семейного законодательства: единобрачие; добровольности; признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа; равенства супругов в семье; разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию и другие. А в целом государственная семейная политика Казахстана идентифицируется, в большей степени, с мерами социальной защиты детей, неблагополучных семей, одиноких матерей, молодых семей, в то время как охватывает понятие семейной политики гораздо больше направлений.

Казахстанский законодатель также постепенно решает вопросы по созданию института семьи, cсогласно основных направлений, наглядно отраженных в Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года (2016 год) [10], где отмечено, что укрепление института семьи в Республик Казахстан будет осуществляться посредством формирования семейных отношений, которые основаны на равном партнерстве. Именно в ней определено, что станут одним из главных направлений государственной социальной политики именно вопросы создания положительного образа семьи и брака, семейного воспитания, через продвижение семейных традиций и ценностей, через организацию культурно-просветительских — массовых мероприятий и сохранению преемственности поколений. Для этого принято решение — с целью формирования и укрепления института семьи усовершенствовать законодательство страны, чтобы обеспечить в сфере семейных отношений:

– равенство прав и возможностей женщин наравне с мужчинами;

– защиту детства и материнства;

– повышение ответственности родителей за воспитание своих детей.

– дополнить статью 71–1 следующим содержанием: предоставляются льготы и социальные гарантии для многодетных семей в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан [п.3 ст. 71 -1] и другие.

Таким образом нами установлено, что осмысленный подходов к реформированию семейного законодательства в Республике Казахстан нельзя считать незавершенным процессом. Отмечаются недочеты о содержании принципов семейного права в части правового регулирования, направленного на стимулирование создание и защиты семьи и детей.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, семья, отношение, брак, норма, гражданское законодательство, институт семьи, правовое регулирование, Республика, семейное законодательство.


В данной статье нами исследованы основы семейного права. Проанализированы различные научные подходы к семейному праву и юридическая практика на примере зарубежных стран. Выявлены основные проблемы и системы казахстанского семейного права и определены пути совершенствования законодательства в данной области.

Ключевые слова: семья, брак, право, семейное право, институт семьи, законодательство.

Семейное право является отраслью права, которая регулирует личные неимущественные b имущественные отношения в брачно-семейных отношениях. В каждой стране имеет свои особенности и устоявшиеся подходы, которые устанавливают нормами законов, как национальных, так и международных. Исходя из этого наше исследование направлено на определение вопроса наличия и качества семейного права в Республике Казахстан, так как является до настоящего времени данный вопрос дискуссионным, в части самостоятельности семейного права, как отдельной отрасли в науке гражданского права и его роли в создании эффективных норм института семьи.

К тому же во многих странах мира вообще не существует такой отрасли как семейное право, в них обычно выступает методом правового регулирования семейных отношений гражданско-правовой метод. Является семейно-правовой метод императивно-дозволительным: согласно которому проявляется дозволительность в том, преобладают в семейном праве нормы управомочивающие семейные отношения, и наделяющие определёнными правами участников данных правоотношений, однако определяется содержание этих прав императивно, или однозначно [3].

В Республике Казахстан определено семейное право нормами конституционного права, в части пунктов 1,2,3 ст. 27 Конституции РК: находятся под защитой государства — брак и семья, материнство, отцовство и детство; естественным правом и обязанностью родителей является забота и воспитание детей; а обязанность совершеннолетних и трудоспособных детях заботиться о своих нетрудоспособных родителях [4]. Именно они легли в основу основных направлений семейной политики государства и закреплены законодательно.

При этом следует отметить, что семейное законодательство Казахстана не ограничивается нормами данного Кодекса о браке, а содержит к тому же целый ряд нормативно- правовых актов, среди которых наиболее значимыми считаются следующие законы:

К тому же важно отметить, что вопросы семейного права определены и нормами гражданского законодательства, при этом в Кодексе о браке (п.1.2 статьи 5) и в Гражданском кодексе РК строго установлены пределы, которые распространяются на семейно-брачные отношения, в части гражданского законодательства. Такой подход свидетельствует о том, что действует в Казахстане к семейным отношениям принцип субсидиарного применения гражданского законодательства.

К тому же является Казахстан полноценным участником мирового сообщества, и в части семейного права признает приоритет международного права (п.3 статьи Конституции), исходя из чего должен стремиться отечественный законодатель в процессе нормотворчества о регулировании семейных отношений обеспечить соответствие национального семейного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права. Анализ источников действующего семейного права Республики Казахстан показал, что ратифицировано нашей страной большое количество международных договоров, которые регулируют семейные и брачные отношения, а правовые нормы национального законодательства в области семьи и брака, уже приведены в соответствие с нормами международных договоров. Ратифицированы: Конвенция о правах ребенка (8 июня 1994 года); Гаагская Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (12 марта 2010). Республика присоединились к Конвенция о гражданстве замужней женщины; Конвенция о взыскании за границей алиментов; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др.

В итоге, к принятию Кодекса о браке в 2011 году, положения казахстанского национального законодательства приведены к международным нормам, в соответствие с правилами Гаагской конвенции. Наиболее важным является вопрос усовершенствования механизма усыновления иностранными усыновителями, детей, которые являются гражданам РК. Это дает в настоящее время решать в полной мере проблемы, вытекающие из обязанности страны защищать права каждого ребенка, так как теперь получили казахстанские власти возможность запрашивать и получать в других странах информацию об усыновленных детях из Республики и осуществлять таким образом контроль за их жизнью.

В Республике Казахстан являются основополагающими принципами семейного законодательства: единобрачие; добровольности; признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа; равенства супругов в семье; разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию и другие. А в целом государственная семейная политика Казахстана идентифицируется, в большей степени, с мерами социальной защиты детей, неблагополучных семей, одиноких матерей, молодых семей, в то время как охватывает понятие семейной политики гораздо больше направлений.

Казахстанский законодатель также постепенно решает вопросы по созданию института семьи, cсогласно основных направлений, наглядно отраженных в Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года (2016 год) [10], где отмечено, что укрепление института семьи в Республик Казахстан будет осуществляться посредством формирования семейных отношений, которые основаны на равном партнерстве. Именно в ней определено, что станут одним из главных направлений государственной социальной политики именно вопросы создания положительного образа семьи и брака, семейного воспитания, через продвижение семейных традиций и ценностей, через организацию культурно-просветительских — массовых мероприятий и сохранению преемственности поколений. Для этого принято решение — с целью формирования и укрепления института семьи усовершенствовать законодательство страны, чтобы обеспечить в сфере семейных отношений:

– равенство прав и возможностей женщин наравне с мужчинами;

– защиту детства и материнства;

– повышение ответственности родителей за воспитание своих детей.

– дополнить статью 71–1 следующим содержанием: предоставляются льготы и социальные гарантии для многодетных семей в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан [п.3 ст. 71 -1] и другие.

Таким образом нами установлено, что осмысленный подходов к реформированию семейного законодательства в Республике Казахстан нельзя считать незавершенным процессом. Отмечаются недочеты о содержании принципов семейного права в части правового регулирования, направленного на стимулирование создание и защиты семьи и детей.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, семья, отношение, брак, норма, гражданское законодательство, институт семьи, правовое регулирование, Республика, семейное законодательство.

Читайте также: