Не закончив доклад как пишется

Обновлено: 05.07.2024

2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский, например: разногласия между марксистами и немарксистами; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).

3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).

4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нелюбимый (ребенок), нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребенок, еще не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).

Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно (в этих cлучаях причастия с не близки к прилагательным), например: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия пояснительного слова к правилу).

5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что).

В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.

Написание наречий и наречных сочетаний, в состав которых входят отрицание, предлог, существительное или прилагательное (например, невдомек, невпопад, невзначай, не под силу), определяется правилами, изложенными в § 83, пп. 5 и 6.

7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до-, имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

§ 89. Не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.

О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.

Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.

2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшито; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу, а только отдельные наброски.

Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не. Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни, например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно.

4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.

О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.

Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.

5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из. не под. не то. не то.

Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).

6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.

7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.

§ 90. Ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т. п.

2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

§ 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Об употреблении частицы ни см. § 48.

Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как. не что иное, как. от оборотов никто иной не. ; ничто иное не. , например: это был не кто иной, как твой родной брат, нo: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар, но: ничто иное не могло бы меня испугать.

Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

– с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

– с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (независимый);

в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

– зависимое слово: не погашенные никем огни;

– противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

нескромно (хвастливо)

неглупый (умный)

3. В отрицательных наречиях:

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

После не и ни нет предлога:

После не и ни есть предлог:

недомогать (не употр. без -не)

не заметил (глагол),

Нет зависимого слова или противопоставления:

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

III. Слова, которые без не не употребляются.

нержавейка (сталь)

Несмеяна (царевна)

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

несметное (количество)

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

IV. Упрощенный вариант правил:


V. Работаем с алгоритмами.



VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – . противник – . сосредоточенность – . грязнуля – . аккуратный – . близко – . ложь – . низко – .

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.


И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

Частица не с причастиями: в каких случаях она пишется слитно, а когда - раздельно? Примеры. Правила: слитное и раздельное написание. Русский язык, 7 класс. Не с причастиями с зависимыми словами. Не с краткими причастиями.

Фото НЕ с причастиями: слитно или раздельно? Правила и примеры

Причастие - это форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Отвечает на вопросы: что делающий? что делавший? что сделавший?

Примеры причастий: Усмехнувшийся нам человек. Растущий организм. Женщина, шедшая следом.

Отрицательная частица НЕ с причастиями может писаться как слитно, так и раздельно. Все зависит от конкретного случая. Разберем правила:

НЕ с причастиями без пояснительных слов - слитно

НЕ пишется слитно с полными формами причастий, если при них нет пояснительных слов:

НЕ с причастиями, имеющими пояснительные слова, - раздельно

НЕ пишется раздельно с полными формами причастий, если при них есть пояснительные (зависимые) слова:

не законченная к утру работа

не проверенные сотрудником данные

не обсужденные на встрече вопросы

проблема, не замеченная на этапе проектирования

Это относится и к причастиям, которые употребляются в роли существительных:

неявившиеся будут отчислены

не явившиеся на экзамен будут отчислены

Если пояснительное слово - наречие меры и степени, НЕ пишется слитно

Важное исключение: если пояснительными словами выступают только наречия меры и степени (очень, совсем, весьма, крайне, вовсе), тогда НЕ с причастием пишется слитно.

совсем непроверенные данные

очень необоснованное суждение

Если же есть и другие пояснительные слова, а не только наречия меры и степени, то НЕ с причастием пишется раздельно:

совсем не проверенные секретарем данные

совершенно не подтвержденное фактами суждение

НЕ с причастием при противопоставлении - раздельно

Также НЕ с причастием пишется раздельно, если имеется или предполагается противопоставление:

не пришедший, а ушедший из офиса сотрудник

не написанный, а лишь задуманный роман

НЕ с краткими причастиями - раздельно

С краткими причастиями частица НЕ пишется раздельно:

работа не сделана

книга не прочитана

нужные слова не сказаны

НЕ с причастием в значении прилагательного - слитно

Если причастие употребляется в значении прилагательного, то НЕ пишется слитно даже при наличии пояснительных слов:

ситуация, неслыханная прежде

неподходящие для туризма регионы

по независящим от нас обстоятельствам

Поэтому важно отличать причастия в значении прилагательных от причастных оборотов:

Слитно: неподходящие условия для сельского хозяйства
Раздельно: кандидаты, не подходящие под наши требования

Слитно: заповедная нетронутая земля
Раздельно: земля, не тронутая солнцем


Многие правила русского языка вызывают затруднение даже у его носителей, не говоря уже об иностранцах. Как правильно пишется: окончить или закончить? Являются ли эти два глагола взаимозаменяемыми, существует ли между ними разница? Подробные ответы на эти вопросы содержатся в статье. Приводятся и простые примеры, которые помогут лучше усвоить материал.

Окончить или закончить: в чем разница

окончить или закончить

Итак, окончить или закончить? Предположим, что человек хочет рассказать о завершении действия, которое связано с выполнением определенной работы или лишь ее части. Она может быть интеллектуальной, физической, творческой. Или речь идет о завершении определенного процесса, который не имеет отношения к деятельности человека.

окончил или закончил институт

Какой глагол ему следует использовать в этом случае? Правильный ответ – закончить.

  • "Петр Федорович наконец-то закончил строительство коттеджа и занялся обустройством приусадебной территории".
  • "Писательница закончила роман грустной фразой о несчастной первой любви".
  • "Штурм крепостных стен закончил эпоху царствования жестокой династии".
  • "Докладчица закончила выступление под бурные аплодисменты и заняла свое место в зрительном зале".
  • "Татьяне Витальевне необходимо время для того, чтобы закончить шитье платья".
  • "Оппоненты решили закончить спор, так как не смогли прийти к единому мнению в процессе дебатов".
  • "Виктория должна закончить уборку квартиры до приезда гостей, так как она хочет произвести хорошее впечатление".
  • "Алина Аркадьевна обратила внимание на то, что дождь закончился".
  • "Зима заканчивается, скоро наступит долгожданная весна".

окончила или закончила университет

Существуют устойчивые выражения, которые полезно запомнить для того, чтобы больше не колебаться в выборе правильного варианта. Школа, лицей, семинария, университет, техникум – все эти заведения можно только окончить. Как правильно: окончить или закончить вуз? Правильный ответ в данном случае – глагол с приставкой "о".

"Учиться было тяжело, однако Мария все же окончила университет с красным дипломом".

"Александр окончил школу с отличием, а затем переехал в Санкт-Петербург".

"Елена Николаевна окончила курсы английского языка для того, чтобы найти работу за рубежом".

"Алексей Михайлович окончил курсы экстремального вождения, так как хотел увереннее чувствовать себя за рулем автомобиля".

"Светлана не желала тратить пять лет на обучение в университете, она предпочла окончить техникум и устроиться на работу".

"Николай начал сниматься в кино и сериалах уже после того, как окончил Щукинское училище".

"Жизненные обстоятельства вынудили Евгения бросить университет сразу же после того, как он окончил первый курс".

Итак, Антонина Сергеевна окончила или закончила университет? Единственно возможный ответ – окончила.

О взаимозаменяемости

окончить или закончить вуз

Устаревший вариант

как писать закончила или окончила

Подведем итоги

Интересный факт

правильно написать закончила или окончила

С точностью можно сказать лишь то, что никакие серьезные шаги в этом направлении пока что не предприняты. Не исключено, что все же наступит время, когда можно будет не уточнять то, окончила или закончила университет студентка, а уверенно использовать любой из возможных вариантов. Ведь правила русского языка иногда меняются.

Читайте также: