Понятие непрерывного медицинского образования доклад

Обновлено: 02.07.2024

Допуск к медицинской деятельности в России

А с 1 января 2016 года такое право получили еще и лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (статья 69 Закона № 323-ФЗ). При этом предусмотрен переходный период полного перехода от сертификатов специалиста к свидетельствам об аккредитации.

Более подробно ознакомится с квалификационными требованиями к медицинским работникам возможно на нашем сайте по ссылке.

Повышение квалификации медицинских работников

Согласно статье 73 Закона № 323-ФЗ медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Повышение квалификации - вид дополнительного профессионального образования (ДПО), направленный на обновление теоретических и практических знаний медицинского персонала в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам установлен приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499. Согласно пункту 12 названного Порядка срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов , а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Повышение квалификации, согласно Приказу № 66н, проводится один раз в 5 лет. После обучения лицам, успешно освоившим дополнительную программу образования в виде повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации (ранее выдавалось свидетельство о повышении квалификации).

Внедрение системы НМО

Приказ № 837, который до настоящего времени единственный документ, принятый Минздравом России, хоть как-то регулирующий НМО, не имеет статуса нормативного правового акта, помимо этого, он даже не регулирует проведение и организацию образовательных мероприятий, основные его положения направлены на регулирование отношений в сфере дополнительных программ повышения квалификации непрерывного образования (о различии мероприятий и программ указано немного ниже).

Обратим внимание еще и на то, что Минздравом России предпринимались попытки разработать поправки к Приказу № 66н и даже новый нормативный акт взамен Приказа № 66н, которые предусматривали необходимость освоения различного рода программ непрерывного медицинского образования. Однако заметим, что ни один из проектов до сих пор не прошел необходимого согласования и не заменил собой действующий Приказ № 66н. Данный факт может говорить о несовершенстве проектов приказа № 66н, о них мы будем рассуждать ниже.

Но а сейчас подчеркнем, что функционирование системы НМО остается вне рамок правового поля, несмотря на всю кампанию по ее активному внедрению.

Кто из медработников должен принимать участие в системе НМО?

Согласно положениям Приказа № 837 в проекте могут принимать участие специалисты с высшим медицинским образованием (врачи).

Отметим, что изначально в проекте могли принять участие только врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи). Сейчас же участие в проекте доступно и иным специалистам.

Все специалисты принимают участие в программе НМО на добровольной основе.

Система НМО

НМО состоит из двух составных частей:

  • дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее – программы непрерывного образования ), реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • образовательные мероприятия , к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары)) и заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями.

Здесь также заметим, что с большой долей уверенности можно говорить о том, что законодатель намеревался отдать реализацию образовательных мероприятий в руки профессиональным некоммерческим организациям, создаваемым медицинскими и фармацевтическими работниками. Однако, если как мы предположили, образовательное мероприятие – часть программы повышения квалификации, то профсообщеста, не имеющие лицензии на образовательную деятельность не имеют права на реализацию таких мероприятий, т.к. это в корне противоречит ФЗ № 273. Так, согласно части 4 статьи 12 ФЗ № 273 дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, которые разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. А как следует из статьи 2 ФЗ № 273 образовательная деятельность требует наличия соответствующей лицензии.

Дополнительно обращаем внимание, что в названном законопроекте говорится о том, что высшее образование может быть получено, в частности, не только в результате освоения программы ординатуры, но и в результате освоения программы этапа ординатуры (часть 1 статьи 2 названного законопроекта). Более подробно о том, что такое программа этапа ординатуры не сообщается, однако в уже действующих нормативных правовых актах прослеживается некое деление. Например, из профессионального стандарта врача-дерматовенеролога (Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 142н) вытекает, что ординатура может быть пройдена в части, касающейся конкретных профессиональных компетенций и уже в зависимости от этого врач будет допускаться к конкретным трудовым функциям (оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи/оказание специализированной медицинской помощи).

Объем трудоёмкости НМО

Модель отработки основных принципов НМО для специалистов, получивших сертификат специалиста до 01.01.2016 отличается от модели для специалистов, получивших сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации после 01.01.2016 объемом программ повышения квалификации и учебных мероприятий.

Объем программ для специалистов, получивших сертификат специалиста ДО 1 января 2016 года

Указанная информация интересна для специалистов, у которых срок сертификата специалиста истекает в 2016 – 2020 гг.

Специалисту рекомендуется создать индивидуальный цикл обучения по специальности объемом не менее 144 академических часов на период действия сертификата специалиста, то есть до окончания срока его действия, и осваивать его в соответствии с формируемым индивидуальным планом.

Осваивать план обучения специалист может до окончания срока действия сертификата специалиста. После чего проходит сертификацию*. При этом общий объем программы непрерывного образования должен быть не менее 108 академических часов, а общий объем образовательных мероприятий не более 36 часов. И что интересно, 36 часов должны делиться следующим образом: 16 часов участия в учебных мероприятиях: конференциях, семинарах, мастер-классах и т.д. и 20 часов самостоятельного обучения по электронным учебным модулям в сети Интернет.

  • с 1 февраля 2018 года;
  • с 1 января 2019 года;
  • с 1 января 2020 года;
  • с 1 января 2021 года

Анализ указанного приказа Минздрава России показывает, что медицинские и фармацевтические работники, получившие дополнительное профессиональное образование именно по программам повышения квалификации, будут подлежать процедуре аккредитации специалистов начиная только с самого последнего этапа — с 01.01.2021. А получив сертификат специалиста до 2021 года, например, в декабре 2020 года, смогут работать до окончания срока его действия (до 2025 года) без свидетельства об аккредитации, что вполне соответствует ч. 2 ст. 100 ФЗ № 323-ФЗ.

Объем программ для специалистов, получивших сертификат специалиста ПОСЛЕ 1 января 2016 года

Для начала расскажем читателям о том, что трудоемкость НМО определяется единицей – ЗЕТ. 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу.

Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности составляет не менее 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий.

Объем каждой из программ непрерывного образования может составлять 18 или 36 часов. При этом специалисту необходимо проходить не менее 36 часов в год, то есть выбрать для себя одну (36 часов) или две (по 18 часов каждая) программы непрерывного образования в год.

Что же касается объема программ образовательных мероприятий, то они могут быть весьма различны (и один, и три, и шесть академических часов), но здесь специалистам, проходящим обучение в рамках системы НМО, стоит помнить, что ежегодно им будет зачитываться не более 14 академических часов.

Действующие нормативные правовые акты, а также Приказ № 837 не содержат положений о том, что трудоемкость обучения должна составлять 250 академических часов. Мало того, не предусмотрено и деление программы ДПО на часы по принципу 108+36 или 36+14.

Не сложно предположить, что поправки к Приказу № 66н так и не приняты как раз по причине того, что Минздрав России пытался установить трудоемкость плана обучения в размере 250 академических часов, а также ввиду некоторых иных несоответствий законодательству.

Помимо этого, в соответствии с ч.14 ст. 12 и ч. 3 ст. 82 Закона № 273 дополнительные профессиональные программы разрабатываются на основе примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования. Заметим, что в настоящее время таких примерных программ очень мало, а увеличивать их количество Минздрав, кажется, не торопится. На сегодняшний день примерные программы повышения квалификации установлены следующими ведомственными нормативными актами:

Также здесь отметим, что ни одна из утвержденных примерных программ повышения квалификации не предусматривает длительность ее проведения в общем объеме 250 часов. Все программы рассчитаны или на 72 или на 144 часа.

Что происходит после полного освоения программы НМО?

По итогам учебных мероприятий слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. Свидетельства НМО выдаются организаторами (провайдерами) учебных мероприятий.

После успешного выполнения всего индивидуального плана (на протяжении пяти лет) специалист допускается к аккредитации специалиста . Решение о допуске к аккредитации специалиста принимается аккредитационной комиссией.

Обращаем особое внимание, что в перечисленных нормативных правовых актах ни слова не говорится о том, что баллы/условные единицы, полученные врачами в рамках системы НМО учитываются при аккредитации. Поэтому в системе аккредитации специалистов, работающей в настоящее время, невозможно применить баллы, заработанные на образовательных мероприятиях в рамках НМО.

Как уже было оговорено выше, двумя составными частями непрерывного медицинского образования являются Программы непрерывного образования и Образовательные мероприятия. Укажем, каким же требованиями они должны соответствовать.

Программы непрерывного образования

Приказом № 837 выработаны определенные требования к программам непрерывного образования.

Проводить и организовывать программы непрерывного образования имеют право образовательные, научные и иные организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности (образовательные организации).

Согласно Приказу № 837 к ним относят:

  • Образовательные организации, находящиеся в ведении Минздрава России;
  • Иные образовательные организации по согласованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя с Минздравом России.

Образовательные мероприятия

Напомним, к образовательным мероприятиям относят очные и заочные образовательные мероприятия. Обучаться на данных мероприятиях возможно только в рамках программы НМО.

Проводить образовательные мероприятия имеют право:

  • Образовательные организации (имеющие право организовывать программы непрерывного образования);
  • Иные организации, в том числе некоммерческие организации (различные союзы, общества), к числу которых относятся общественные профессиональные организации и другие организации, рекомендованные общественными профессиональными организациями. Отметим, что требования о наличии у таких организаций лицензии на образовательную деятельность не установлено.

В соответствии с информацией, указанной на сайте : дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы (относящиеся к образовательным мероприятиям), должны быть разработаны по клиническим рекомендациям.

Отметим, что на законодательном уровне подобного требования нет.

Готовая образовательная программа должна пройти оценку Комиссией, которая оценивает соответствие учебного материала и мероприятия установленным требованиям. При положительной оценке Комиссией образовательная программа включается в перечень образовательных мероприятий в рамах программы внедрения НМО.

Однако здесь не стоит упускать из вида тот факт, что на законодательном уровне положения о Комиссии по оценке учебных мероприятий нет, порядка разработки программ, порядка одобрения этих программ также нет. Мало того, до сих пор не существует нормативных:

  • сроков рассмотрения заявок, подаваемых провайдерами (организаторами);
  • формы подачи заявки;
  • оснований для отказа в принятии заявки;
  • иных положений.

Таким образом, комиссия по оценке учебных мероприятий де-юре не имеет каких-либо полномочий, в том числе полномочий по оценке учебных материалов на соответствие установленным требованиям.

Требования к образовательным мероприятиям

Требования к учебным мероприятиям и материалам, предоставляемым общественными профессиональными организациями рекомендованы Протоколом № 4 Координационного совета Минздрава России от 26.09.2013.

Переход к системе НМО

Отметим, что резкого перехода на систему НМО не планировалось изначально и не планируется сейчас. При этом, переход к системе НМО связан с переходом на систему аккредитации специалистов вместо сертификации. Итак, для внедрения системы НМО, предусмотрен переходный период согласно таблице, приведенной ниже. Отметим, что сроки и этапы аккредитации были законодательно пересмотрены, а вот сроки перехода к системе НМО, не были скорректированы.

Таким образом на сегодняшний день (и до конца 2020 года) отрабатывается проект системы НМО, которая по задумке должна стать обязательной после 2020 года.

НМО - непрерывное медицинское образование: что это, как происходит повышение квалификации врачей

В статье представлен анализ данных по организации процесса повышения квалификации врачей в условиях системы непрерывного медицинского образования.

Представлены формы обеспечения последовательности и непрерывности образовательного цикла, описаны процедуры накопления кредитов специалистами, разберем на примере оториноларингологии.

На протяжении длительного периода в России существовала система послевузовского образования врачей, в рамках которой сертифицированные специалисты, в частности оториноларингологи и сурдологи-оториноларингологи, обучались на курсах повышения квалификации.

Для подтверждения сертификата специалиста были созданы циклы усовершенствования профессиональной квалификации длительностью от 144 до 260 ч.

Каждый врач в течение 5 лет для продолжения профессиональной деятельности должен был однократно пройти подобную подготовку, которая завершалась экзаменом. Помимо прочего, оториноларинголог мог получить дополнительные навыки на тематических циклах обучения, где рассматривались проблемы, наиболее актуальные для практического здравоохранения.

В современных условиях особое значение приобретает проблема совершенствования дополнительного профессионального образования (ДПО) медицинских кадров. В этой связи возникла потребность в повышении квалификации оториноларингологов и сурдологов-оториноларингологов не раз в 5 лет, как было до настоящего времени, а ежегодно.

Предпосылками для реформирования и регламентирования стали:

  • недостаточная эффективность цикловой системы повышения квалификации;
  • необходимость регулирования существующего внециклового повышения профессионального уровня;
  • необходимость вовлечения в образовательный процесс профессионального сообщества и регулирование его деятельности;
  • необходимость учета различных форм образовательной активности, таких как ДПО, образовательные мероприятия (конгрессы, съезды, тематические круглые столы), самообразование;
  • необходимость предоставления специалисту индивидуального выбора образовательных технологий и/или траектории обучения, а также образовательной организации.

Одним из путей решения задачи стало создание профессиональных стандартов и реформирование системы оценки квалификаций врача — переход с системы сертификации специалистов на систему аккредитации медицинских кадров.

НМО — это система, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также расширение профессиональных компетенций и постоянное повышение профессионального уровня специалиста.

НМО базируется на следующих принципах:

  • индивидуальность;
  • непрерывность;
  • содружество с профессиональными медицинскими организациями;
  • широкое использование дистанционных технологий и электронного обучения;
  • создание врачами индивидуального портфолио.

На текущий момент процедура аккредитации регулируется следующими документами:

Таким образом, свидетельство об аккредитации становится пропуском в профессиональное сообщество и подтверждает, что его владелец соответствует утвержденным образовательным стандартам и медицинские услуги, оказанные им, будут соответствовать должному уровню качества.

Помимо прочего, аккредитация — это не только новое название, а инновационное изменение всей системы подготовки врачей с целью повышения квалификации медицинских работников до уровня самых современных требований, и вместе с тем это завершающий этап внедрения новых практико-ориентированных медицинских образовательных стандартов следующего поколения, на которые переходит Российская Федерация.

Идея, лежащая в основе системы НМО, проста — врачу необходимо учиться планомерно и постоянно, осваивая новые компетенции, совершенствуя имеющиеся знания, необходимые для профессиональной деятельности и выполнения трудовых функций, а также повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Следовательно, образовательный продукт может быть разным: врач может получить его дистанционно или очно — в образовательном учреждении. Системой также предусмотрены как стажировки, так и типовые программы ведущих вузов, самостоятельное прохождение электронных образовательных модулей.

Дополнительные баллы можно получить, посещая мероприятия, аккредитованные в системе НМО (мастер-классы, конференции, семинары).

С этих позиций квалификация медицинского работника, по мнению Л.К. Мошетовой и соавт., зависит от:

  • быстроты развития технологических инноваций в сфере медицинской науки и практики;
  • готовности системы НМО к реализации инноваций;
  • наличия возможности использования всех форм формального, информального и неформального обучения врача (самообразование, коллективные формы обучения по месту работы, обучение в образовательных организациях высшего образования и ДПО);
  • мотивации врача к развитию профессиональной квалификации.

Участие в них будет засчитываться как образовательная активность врача, и через 5 лет у него сформируется образовательное портфолио. К нему будет прикрепляться профессиональное портфолио, и на основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность специалиста продолжать свою профессиональную деятельность.

В рамках НМО предполагается накопление 50 ч в течение года — соответственно, в течение 5 лет получается 250 ч. Врач может выбрать образовательный модуль, который предусматривает как симуляционное обучение, так и стажировку по определенным вопросам. Эту обязательную часть НМО обучающийся выбирает самостоятельно.

Ежегодные курсы повышения квалификации в объеме 30–36ч будут проходить на базе образовательных организаций, которые разрабатывают различные образовательные программы объемом от 16 ч.

Предполагается, что эти два ресурса будут интегрированы с федеральной базой медицинских работников, чтобы иметь возможность легко проверять информацию о выданных документах об образовании и квалификации, о допуске к медицинской деятельности, пройденных циклах, освоенных образовательных модулях, посещенных конференциях и т. д..

Инновационные составляющие современного НМО:

  • формат модульных образовательных программ;
  • набор специалистом зачетных единиц в период между аккредитациями;
  • возможность дистанционного образования;
  • создание симуляционных центров.

Таким образом, НМО включает в себя два компонента — обучающий и оценочный. Система НМО основана на целом ряде принципов, среди которых наиболее важно сохранение и развитие отечественного опыта последипломного образования с использованием инновационных образовательных технологий, отраженных в современных учебно-методических пособиях.

Появление новых медицинских технологий позволяет учитывать как интересы самих врачей, так и потребности системы здравоохранения и оперативно реагировать на них.

С 1 января 2016 г. в Российской Федерации начались реформы, касающиеся допуска к медицинской деятельности (поэтапное введение аккредитации специалистов), а также переход к системе НМО медицинских работников. Разрабатывается и подготавливается комплекс законодательных, нормативных и правовых актов, направленных на внедрение этих изменений, знание которых позволит специалисту наилучшим образом адаптироваться к изменениям.

Ожидаемые результаты внедрения НМО:

  • повышение квалификации специалистов здравоохранения;
  • улучшение качества оказания медицинской помощи;
  • снижение заболеваемости, инвалидности, сокращение сроков нетрудоспособности и, как следствие, увеличение продолжительности жизни.

Из вышеизложенного следует, что аккредитация специалиста является процедурой определения готовности конкретного работника к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности.

Таким образом, действующая система сертификации врачей, а также организация послевузовского образования с однократным прохождением в пятилетний период курсов повышения квалификации для допуска к профессиональной деятельности не соответствуют потребностям общества. В текущей модели образовательное пространство остается открытым и практически исключает мотивацию к самообразованию, самосовершенствованию и повышению профессиональных компетенций.

Внедрение системы НМО позволит модернизировать существующий порядок постдипломного профессионального образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров при условии создания и развития банка унифицированных учебных программ. Система накопительных кредитов позволит заполнить существующий вакуум и реализовать современную концепцию на практике.

Переход от сертификации к аккредитации с участием профессиональных ассоциаций позволяет надеяться на улучшение качества подготовки врачей.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Сущность и основные цели непрерывного образования кадров. Первый симпозиум на тему "Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования". Расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение.

Рубрика Педагогика
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 08.10.2017
Размер файла 993,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Сущность непрерывного образования. Основные принципы и задачи непрерывного образования. Структура непрерывного образования. Непрерывное педагогическое образование. Допрофессионалъная подготовка. Профессиональное и послевузовское образование.

реферат [17,1 K], добавлен 26.04.2007

Сущность непрерывного образования. Формирование модели специалиста. Особенности адаптивных индивидуальных учебных планов. Концептуальная основа современных педагогических технологий. Направления развития российской системы непрерывного образования.

курсовая работа [41,9 K], добавлен 06.11.2011

Специфика образовательного сервиса на современном этапе. Характеристика традиционного и обучающегося общества. Сущность системы непрерывного образования. Теоретические основы непрерывного образования. Концепция системы непрерывного образования.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 09.10.2008

Характеристика принципов и целей непрерывного образования. Исследование основных трудностей его организации. Включение в систему просвещения формальных и неформальных форм образования. Анализ состояния непрерывного образования в России и за рубежом.

курсовая работа [61,7 K], добавлен 01.12.2016

Определение понятия непрерывного образования, современные тенденции его реализации в Российской Федерации. Основные аспекты качественного обновления содержания профессионального обучения. Изучение приоритетных задач в области диверсификации образования.

Понятие и основные принципы непрерывного медицинского образования

Вопросы медицинского образования работников регулируются как законодательством об образовании и здравоохранении, так и трудовым законодательством.

Согласно ч.7 ст.10 Закона об образовании система образования создает условия для непрерывного образования, в том числе и посредством реализации различных дополнительных образовательных программ.

В ч.11 ст.76 Закона об образовании указано, что обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования установлены в ст.82 Закона об образовании.

Так, в соответствии с ч.2 ст.82 Закона об образовании реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Таким образом, законодательство об образовании закрепляет принцип непрерывности совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинскими работниками, при этом подробности этого процесса не раскрывает.

Приказом Минздрава России от 21.11.2017 № 926 утверждена Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года.

Документ определяет основные принципы системы непрерывного медицинского образования, среди которых называются:

  • непрерывность образования, предполагающая накопление интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности;
  • преемственность и последовательность между уровнями и ступенями образования;
  • персонификация дополнительного профессионального образования;
  • информатизация образовательного процесса;
  • регламентность обучения системой контроля и планирования образовательных мероприятий.

Обязательность участия в системе непрерывного медицинского образования

С точки зрения трудового законодательства, а именно частей 4 и 5 статьи 196 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, профессиональное образование определяется лицензирующими органами на основании установленных квалификационных требований.

Изменениями, внесенными в Квалификационные требования с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года № 328н, для ряда специальностей установлено новое требование к дополнительному образованию — непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности.

Требование установлено для занятия указанными лицами следующих должностей: врач-терапевт участковый, врач по общей гигиене, врач-эпидемиолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач функциональной диагностики, врач-статистик, врач-педиатр, врач-педиатр участковый, врач-педиатр городской (районный), медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации, врач-стоматолог, провизор, провизор-технолог.

Таким образом, ряд специалистов при занятии определенных должностей обязаны проходить непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности, медицинская организация обязана это обеспечить. Для других специалистов квалификационными требованиями такая обязанность не установлена.

Согласно ст.57 ТК РФ, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Поскольку занятие должностей медицинских работников связывается законодательством с предоставлением компенсаций и льгот и наличием ограничений, то квалификационные требования к ним должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Практически во всех профессиональных стандартах медицинских и фармацевтических работников в характеристиках должностей указано, что с целью профессионального роста, обеспечения соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды предусмотрено обучение по программам дополнительного профессионального образования (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) в следующих формах:

  • стажировка;
  • тренинги в симуляционных центрах;
  • использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
  • участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах;
  • участие в системе непрерывного медицинского образования.

Таким образом, участие в системе непрерывного медицинского образования на сегодняшний день прямо не формулируется в профстандарте как обязательное для занятия должностей медицинских (фармацевтических) работников, но может применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации персонала с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций..

Мы проанализировали нормы законодательства об образовании, о здравоохранении, о лицензировании и о труде и установили, что участие в системе непрерывного медицинского образования является одной из форм совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков. Однако обязанности для всех медицинских специалистов участвовать в системе НМО законодательство на сегодняшний день не содержит. А пункт 9 Положения о модели отработки основных принципов НМО (утверждено приказом Минздрава России № 837) прямо говорит о добровольности непрерывного медицинского образования. Вместе с тем, для занятия ряда должностей квалификационными требованиями (приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н) установлена обязанность проходить непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности, в то время как для других специалистов квалификационными требованиями такая обязанность не установлена. Кроме того, Профессиональные стандарт для специалистов в области здравоохранения предполагает участие в системе НМО в качестве одной из профессиональных характеристик и одной из форм профессионального развития специалиста. Таким образом, несмотря на декларируемою добровольность непрерывного медицинского образования, существуют некоторые предпосылки для того, чтобы истолковать уклонения от участия в НМО как несоответствие квалификационным требованиям или несоответствие требованиям профессиональных стандартов – со всеми негативными последствиями.

Читайте также: