Доклад детские рассказы чехова

Обновлено: 02.07.2024

Исследовательская работа произведений А.П. Чехова, в которых раскрывается мир ребенка.

ВложениеРазмер
mir_rebenka_v_rasskazah_a.p._chehova.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Литература о детях появилась сравнительно поздно, примерно во второй половине Х1Х века. Меня заинтересовала эта тема. Захотелось понять, почему драгоценность мира ребенка притягивает писателей того времени, далеких от задач детской литературы.

Объектом исследования является изображение детей в творчестве А.П. Чехова.

Предмет исследования – средства и приемы изображения детей в творчестве А.П. Чехова.

Цель нашего исследования – рассмотреть, каким образом А.П. Чехов создает образы детских персонажей в своих произведениях.

Задачи исследования , которые необходимо решить, заключаются в следующем:

  • изучить критическую литературу по данной теме;
  • проанализировать рассказы А.П. Чехова о детях с целью передать детское мировосприятие.

Итак, во второй половине 80-х годов один за другим появляются чеховские рассказы о детях, каждый из которых шедевр.

Глава 1. А. П. Чехов и детская литература

Глава 2. Внутренний мир детей в рассказах А.П.Чехова

Детское сознание дорого Чехову непосредственной чистотою нравственного чувства, незамутненного прозой и лживой условностью житейского опыта. Взгляд ребенка своей мудрой наивностью обнажает ложь и фальшь условного мира взрослых людей. В рассказе "Дома" жизнь четко подразделяется на две сферы: в одной - отвердевшие схемы, принципы, правила. Это официальная жизнь справедливого и умного, но по-взрослому ограниченного прокурора, отца маленького Сережи. В другой - изящный, сложный, живой мир ребенка.

Сюжет рассказа очень прост. Прокурор Евгений Петрович Быковский узнает от гувернантки, что его семилетний сын Сережа курил: "Когда я стала его усовещивать, то он, по обыкновению, заткнул уши и громко запел, чтобы заглушить мой голос".

Теперь "усовещивать" сына пытается отец, мобилизуя для этого весь свой прокурорский опыт, всю силу логических доводов: "Во-первых, ты не имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться только своим собственным добром. У тебя есть лошадки и картинки. Ведь я их не беру.

- Возьми, если хочешь! - сказал Сережа, подняв брови.- Ты, пожалуйста, папа, не стесняйся, бери!"

Над детским сознанием не властна мысль о "священном и неприкосновенном праве собственности". Столь же чужда ему и сухая правда логического ума:

"Во-вторых, ты куришь. Это очень нехорошо. Табак сильно вредит здоровью, и тот, кто курит, умирает раньше, чем следует. . Вот дядя Игнатий умер от чахотки. Если бы он не курил, то, быть может, жил бы до сегодня.

- Дядя Игнатий хорошо играл на скрипке! - сказал Сережа.- Его скрипка теперь у Григорьевых!"

Ни одно из взрослых рассуждений не трогает душевный мир ребенка, в котором существует какое-то свое течение мыслей, свое представление о важном и не важном в этой жизни. Рассматривая рисунок Сережи, где нарисован дом и стоящий рядом солдат, прокурор говорит: "Человек не может быть выше дома. Погляди: у тебя крыша приходится по плечо солдату. " - "Нет, папа. Если ты нарисуешь солдата маленьким, то у него не будет видно глаз".

Ребенок обладает не логическим, а образным мышлением, наподобие того, каким наделена у Толстого Наташа Ростова. И мышление это, по сравнению со схематизмом взрослого, логического восприятия, имеет неоспоримые преимущества.

Когда уставший прокурор сочиняет заплетающимся языком сказку о старом царе и его наследнике, маленьком принце, хорошем мальчике, который никогда не капризничал, рано ложился спать, но имел один недостаток - он курил, то Сережа настораживается, а едва заходит речь о смерти принца от курения, глаза мальчика подергиваются печалью, и он говорит упавшим голосом: "Не буду я больше курить. "

Весь рассказ - торжество конкретно-чувственного над абстрактным, образного над логическим, живой полноты бытия над мертвой схемой и обрядом, искусства над сухой наукой. И прокурор вспомнил "себя самого, почерпавшего житейский смысл не из проповедей и законов, а из басен, романов, стихов. "

В этом отрывке из письма проходит перед нами вся Ванькина жизнь — жизнь обездоленного, забытого всеми ребенка. Он никому не нужен, жаловаться ему некому, он обречен на гибель.

Взрослый человек в такой ситуации либо сошел бы с ума от безнадежности, либо, стиснув зубы и обозлившись на весь мир, начал пробивать себе дорогу. А Ваньке, ребенку, достаточно мечты и надежды! Когда безоговорочно во что-то веришь, проще переносишь невзгоды. Душа Ваньки наивна и чиста, добра и открыта всему миру, и очень жаль, что миру взрослых его доброта безразлична…

Любопытно, что сам Чехов в одном из писем определял свою задачу в данном рассказе как профессионально медицинскую — то есть, видимо, как стремление передать ощущения человека в состоянии крайнего физического истощения. Но действительная художественная мысль рассказа гораздо шире. Так как потрясают в этом рассказе не только и даже, быть может, не столько голодные галлюцинации мальчика, сколько изображение того, как праздные и сытые господа ради потехи кормят ребенка устрицами и откровенно забавляются, видя, что он ест их вместе с раковинами.

Я считаю, что именно собственное детское мировосприятие А.П. Чехова наложило мемуарный элемент, наполняющий его рассказы жизненным правдоподобием, а психологическое обобщение выводит эти произведения за рамки простых воспоминаний

Мир детства – особый мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребёнок часто видит то, чего не видит взрослый. Мир детства уникален, он разительно отличается от мира взрослого. Многие события, казалось бы, неважные с точки зрения выросшего человека, для ребёнка приобретают огромное значение и, напротив, события огромной для взрослого важности легко могут остаться вне поля зрения ребёнка.

Другим произведениям свойственен драматизм положения ребёнка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям.

Чехов – писатель с хитринкой и читать его не просто. Главная его хитрость в том, что он заставляет по-новому посмотреть на самые обыкновенные вещи. У Чехова то и дело оказывается смешным то, что принято считать страшным, грустным – то, что поначалу казалось смешным.

На первый взгляд, Чехов описывал то, что всем хорошо знакомо и потому не очень-то и интересно: как человек ест. Но приглядимся внимательнее: ведь в этой зарисовке вся Пашкина жизнь – трудная деревенская жизнь, бедность, когда и поесть досыта не удаётся. Недаром Пашка так растягивает удовольствие от еды и завидует соседу, что тот ещё хлебает. Недаром старается особенно медленно есть мясо: нечасто, наверно, достаётся ему эта еда… Мальчик, которому в больнице кажется лучше, чем дома! Какая же скучная жизнь в деревне, как не сладко приходится Пашке, его матери, другим крестьянам!

В целом же в центре внимания чеховского рассказа о детях – противопоставление двух равных по значимости миров - детского и взрослого. Поэтому персонаж-ребёнок в пределах чеховской прозы 80-х годов не находится в изоляции от других персонажей, а действует наравне с ними в сложном и многосоставном мире.

Глава 3 Драматизм перехода ребенка во взрослый мир

- Николай Иванович! – простонал Алёша. - Ведь вы дали честное слово!

- Э, отстань! – махнул рукой Беляев. – Тут поважнее всяких честных слов. Меня лицемерие возмущает, ложь!

Хотя рассказы Чехова называются детскими, их должны чаще читать не дети, а взрослые, чтобы не забывать о том, что они тоже когда-то были маленькими.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Цель проекта: - исследовать и проанализировать рассказы А. П. Чехова о детя.

Противоречия: рассказы о детях в творчестве А.П. Чехова практически не освещ.

Противоречия: рассказы о детях в творчестве А.П. Чехова практически не освещаются в школьной программе; сам писатель очень неоднозначно отзывался о детской литературе; не может быть, чтобы человек, с горечью вспоминавший о своем детстве, не оставил духовного завещания по этому поводу. Проблема: Кому адресовал А.П. Чехов рассказы о детях: взрослому или ребёнку?

Гипотеза: я предположил, что, хотя рассказы А.П. Чехова называются детски.

Гипотеза: я предположил, что, хотя рассказы А.П. Чехова называются детскими, но их должны чаще читать не дети, а взрослые.

Как формировался художественный мир Чехова? Разноязыкая речь Таганрога – нас.

Большой писатель малой формы Особенности стилистики Чехова: речь – отражение.

Тема детства в творчестве Чехова «Писать для детей вообще не умею… и так наз.

Духовное завещание А.П. Чехова Продолжая традицию Л.Н. Толстого, Чехов испол.

Список использованной литературы: 1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателе.

Краткое описание документа:

Объектом исследования является изображение детей в творчестве А.П. Чехова.

Предмет исследования - средства и приёмы изображения детей в творчестве А.П.Чехова.

Проблема: кому адресовал писатель рассказы о детях: взрослому или ребенку?

Цель проекта: исследовать и проанализировать рассказы А.П.Чехова о детях ,выявить позицию по данной проблеме.


Пособие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста и руководителей детского чтения.

Больше ста лет назад жил в России необыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только таблетками, каплями, мазями, но и, главное, словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что этот человек был не только доктором, он был ещё и замечательным писателем. Звали его Антон Павлович Чехов.


В своих произведениях писатель подчеркивал, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. И нужно гуманно относиться не только к себе подобным, но и к животным. Сам Антон Павлович очень любил зверей. В детстве он разводил голубей. Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. Но особенно Чехов любил собак. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям лекарств – Бром и Хина.

Список произведений А. П. Чехова

Чехов, А. П. Белолобый [Текст]: рассказы / А. П. Чехов; худож. М. Писаревский. – М.: Сов. Россия, 1979. – 64 с.

Чехов, А. П. Ванька [Текст]:рассказ / А. П.Чехов; рис. В Гальдяева. – М.: Малыш, 1987. – 16 с.

Чехов, А. П. Избранные произведения [Текст]: для восьмилетней школы / А. П. Чехов; оформл. Л. Зусмана. – М.: Дет. лит., 1960. – 496 с. – (Школьная б-ка).

Чехов, А. П. Каштанка [Текст]: рассказ / А. П. Чехов; худож. Б. Алимов. – М.: Сов. Россия, 1979. – 64 с

Чехов, А. П. Рассказы [Текст] / А. П. Чехов. – М.: Дет. лит., 1978. – 96с. – (Школьная б-ка).

Литература о творчестве А. П. Чехова

Гардин, М. Об авторе [Текст]: послесл. / М. Гардин // А. П. Чехов. Мальчики. – Л., 1980. – С. 44 – 48.

Есин, А. Б. А. П. Чехов – писатель и человек [Текст]: вступ. ст. / А. Б. Есин // А. П.Чехов. Повести и рассказы. – М., 1986. – С. 5 – 19.

Катаев, В. Б. Проза Чехова [Текст]: проблемы и интерпретации. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 326 с.

Полоцкая, Э. А. Начало духовной биографии героя [Текст]: счастливая пора детства / Э. А. Полоцкая // Пути чеховских героев: книга для учащихся. – М., 1983. – С. 33 – 44.

Шер, Н. Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) [Текст]: вступ. ст. / Н. Шер // А. П.Чехов. Рассказы. – М., 1978. – С. 5 – 13.

Адреса сайтов

рассказы чехова для детей

С другой стороны, среди рассказов Чехова есть произведения, в которых дети являются главными персонажами, или события описаны сквозь призму детского восприятия, но именно эти рассказы детскими назвать нельзя.

Впрочем, взрослые лишь недолгий период могут решать, что читать их детям. Читающие дети находят именно то, что им интересно, и это отнюдь не содержание детских сборников. А взрослым бывает полезно почитать вместе с детьми то, что интересно всем.

Какую детскую литературу не любил Чехов?

Антон Чехов

Некоторые из них читать странно и жутковато: как мама пересчитала сливы, а мальчик съел одну, а мама снова пересчитала сливы и т.д.

В нашей новой статье мы рассмотрим рассказ Чехова “Размазня”, основной идеей которого есть противопоставление человеческой власти и силы непопулярному у многих людей смирению и кротости.

Предлагаем вам ознакомиться с коротким юмористическим рассказом Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают, как и что нужно делать, и убеждают в этом других.

Впрочем, кроме нудных нравоучительных историй, в детской литературе того времени появилась тенденция, сохранившаяся впоследствии: рассказы о животных, интересные детям и взрослым. Эта мода пришла из Англии, вместе с модой на детективы. Очеловечивание животных в литературных произведениях, взгляд на людей с точки зрения тигров, собак, лошадей пришло в литературу во времена Чехова, и он тоже отдал дань этому начинанию.

Каштанка

Рассказ Чехова “Тоска” затрагивает серьезную проблему одиночества человека, находящегося среди других людей. Больше об этом в нашей следующей статье.

Предлагаем вашему вниманию рассказ Чехова “Крыжовник”, в котором говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее — желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника.

Письмо к ученому соседу

У Чехова, врача и, с другой стороны, пациента туберкулезных санаториев, умершего в 44 года от чахотки, были свои отношения со смертью. Он позволял себе говорить о ней просто, обыденно, смешно.

Недетские рассказы о детях

Какие-то произведения Чехова – откровенно недетские, потому что детям они скучны. Но такие рассказы зачастую попадают в детские сборники. Причина того, что эти рассказы рекомендованы детям – персонажами рассказов являются дети.

Спать хочется

Семейные безделушки из старых тетрадей

Читайте также: