Авария на газопроводе в башкортостане доклад

Обновлено: 17.05.2024

Андрей Соловьев/ТАСС

30 лет назад недалеко от Уфы произошел взрыв газопровода. Два проходивших в это время по Транссибирской магистрали у места аварии пассажирских поезда оказались сброшены с рельсов и сгорели. В огне погибли почти 600 человек, ехавших из Новосибирска в Адлер и в обратном направлении. Катастрофа стала крупнейшей на железнодорожном транспорте в СССР.

По официальным данным, жертвами трагедии стали 575 человек, в их числе – 181 ребенок. Свыше 600 получили ранения различной степени тяжести, ожоги и остались инвалидами. В других сведениях приводились еще более внушительные цифры погибших: и 675, и даже 780 человек.

Как показало расследование, в трубе образовалась щель длиной 1,7 м.

Из-за протечки газ накопился в 900 м от эпицентра – в низине, по которой была проложена Транссибирская магистраль. Приборы показали падение давления в трубопроводе примерно за три часа до катастрофы. Однако дежурный персонал предпочел не заниматься поисками утечки газа, а лишь увеличил его подачу.

О сильной загазованности в районе 1710-го километра магистрали в 11 км от города Аша Челябинской области диспетчера участка несколько раз предупредили машинисты проходящих поездов. Но и этим сигналам почему-то не придали значения – позже газеты напишут, что трагедии можно было избежать, прояви ответственные лица необходимую бдительность. На деле же к необратимым последствиям привел пресловутый человеческий фактор: иначе говоря, преступная халатность и вопиющее пренебрежение служебными обязанностями.

Взрыв произошел в ненаселенной и, как подчеркивали тогда, — труднодоступной местности, что, впрочем, не уберегло от массовой гибели людей.

В начале курортного сезона поезда следовали в Краснодарский край и обратно в крупный сибирский город забитыми под завязку.

Взрыв прогремел в 1 час 15 минут ночи по местному времени. Его сила, как определили военные, достигала 3-4 кг на квадратный сантиметр, общую мощность оценили в 250-300 т тринитротолуола. Некоторые эксперты сравнивали случившееся чуть ли не с ядерным взрывом в Хиросиме, указывая, что взрыв на перегоне Аша – Улу-Теляк был всего лишь в семь раз слабее.

Без оторвавшихся хвостовых вагонов составы прошли по инерции соответственно 600 и 200 м. Взрыв разрушил 37 вагонов и оба электровоза, семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, 11 были оторваны от состава и сброшены с путей взрывной волной. Деревья в радиусе четырех километров обуглились либо превратились в щепки. В деревнях и городе Аша лопнули стекла, а столб пламени можно было увидеть за 100 км. На людях плавились золотые украшения. Как отмечали очевидцы, на мгновение стало светло, как днем.

А это слова пассажирки Натальи К. из Адлера:

Через полчаса после взрыва на помощь пострадавшим прибыли жители окрестных населенных пунктов. К трем часам ночи у места аварии уже находились три спасательных поезда. Как докладывал министр здравоохранения СССР Евгений Чазов, у большинства пострадавших были выявлены ожоги дыхательных путей, ног, лица и туловища.

Спасло нас тогда то, что было лето и люди не мерзли.

Калинин также признался, что все работавшие на месте крушения поездов специалисты пережили сильнейшее психологическое потрясение.

Около 300 раненых, нуждавшихся в специализированной помощи, затем отправили в Москву, Ленинград, Свердловск, Куйбышев и Горький. Это была уже открытая информационная эра – каждый день новые подробности катастрофы передавали газеты, радио и телевидение. Ничего не утаивалось.

Пока в редакции проявляли его фотопленки с места трагедии, он все говорил про обгорелую детскую ручонку, лежавшую под откосом, был в шоке, как человек, окунувшийся в ад!

Судебное разбирательство продлилось шесть лет, завершившись уже в новой России. Обвинение было предъявлено девяти должностным лицам. Двое из них подлежали амнистии. Максимальная мера наказания составила пять лет. Согласно официальной версии, утечка газа началась за 40 минут до взрыва и произошла из-за повреждений, нанесенных трубопроводу ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года.

При встрече двух поездов, возможно, в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но, вероятнее всего, причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов. В свою очередь, конспирологи винили в случившемся Солнце и магнитные бури.

После трагедии под Уфой пассажирские вагоны стали делать из других, менее горючих и более жаро- и огнестойких материалов.

Использование современных технологий позволяет существенно повысить безопасность транспортировки голубого топлива по газопроводам, однако полностью исключить вероятность утечки и взрыва попросту невозможно. Из-за этого техногенные катастрофы случаются и в наши дни. В топ-5 самых крупных аварий на газопроводах вошли мощные взрывы, которые стали причиной массовых разрушений и унесли десятки жизней.

Топ 5 самых крупных аварий на газопроводах

Взрыв в Сибири

Взрыв в Сибири

Летом 1982 года на участке газопровода Уренгой — Сургут — Челябинск произошел крупнейший взрыв газа, мощность которого равнялась взрыву небольшой ядерной боеголовки. По утверждению американских специалистов, пламя было хорошо видно из космоса, а у советских пожарных на ликвидацию возгорания ушло не менее 2 месяцев.

Эта техногенная катастрофа покрыта мраком, так как в то время в Советском Союзе подобные происшествия замалчивались, поэтому власти не признали факт аварии. Она произошла в малонаселенной местности, отдалённой от больших городов, что и позволило скрыть все улики. Лишь во времена перестройки были открыты архивы, благодаря которым выяснились масштабы трагедии.

Причинами техногенной катастрофы стали человеческая халатность и небрежность при выполнении соединения веток газопровода.

Авария в Башкирии

Авария в Башкирии

4 июня 1989 года под Уфой в Башкирии произошла крупнейшая в СССР и во всём мире железнодорожная катастрофа, виновником которой стал прорыв газопровода, повлёкший утечку смеси бутана, пропана и лёгких углеводородов. Мощность взрыва составила в эквиваленте 12 килотонн, что сопоставимо с ядерной бомбой в Хиросиме. В общей сложности погибло 575 человек, большинство которых было пассажирами встречных поездов Адлер — Новосибирск и Новосибирск — Адлер.

На трубе газопровода Западная Сибирь — Поволжье в результате неправильно проведённых монтажных работ образовалось технологическое отверстие, из которого стал выходить газ, скопившийся в низине в непосредственной близости от железнодорожных путей. В момент прохождения встречных скорых поездов обширное газовое озеро в ложбине взорвалось, что привело к возгоранию и практически полному уничтожению двух железнодорожных составов.

Крупнейшие мировые катастрофы

В развитых странах прокладка газопроводов проводилась в существенном отдалении от крупных городов, что позволяет даже при огромной силе взрыва избежать большого количества жертв и разрушений. Крупными взрывами на газопроводах являются:

  • авария в Сан-Бруно в США в сентябре 2010 года;
  • взрыв в Гаосюне в 2014 году;
  • повреждение газопровода на юге Мексики в августе 2013 года.

Авария в Сан-Бруно в США в сентябре 2010 года;

На Тайване в городе Гаосюн 31 июля 2014 года произошел мощный взрыв, в результате которого погибли 30 человек и 309 получили тяжёлые ранения.

Большое количество жертв объясняется плотностью населения в этом регионе и локализацией утечки, которая находилась в месте многочисленных врезок и дополнительных веток в основном газопроводе.

Крупнейшей в США аварией на газопроводе стал прорыв в калифорнийском городе Сан-Бруно в сентябре 2010 года. Взрыв произошел неподалеку от автомобильной заправки, при этом столб пламени достигал высоты 30-этажного дома.

Пожар после взрыва газопровода

В результате аварии и последующего пожара были уничтожены 35 домов, а ликвидацией возгорания занимались 200 пожарных бригад.

Сегодня в посёлке Серменево взорвался и загорелся газопровод. Пламя было видно за несколько километров от места происшествия. Сейчас специалисты ликвидируют последствия разгерметизации трубы. Взрыв также повредил участок дороги Уфа-Инзер-Белорецк.


Пламя буквально преградило путь автомобилистам. Дорога в огне. Напоминает кадры из фильма-катастрофы. Зрелище пугающее. Людям приходилось разворачиваться и искать объездной путь.

Фото №1 - Взрыв газопровода в Башкирии: подробности ЧП

Газ действительно не был отключен в домах. Он шел по другой линии. У многих сельчан от голубого топлива зависит не только плита, но и отопление в доме. Хлопок был настолько сильный, что его слышали многие жители Серменево. Шарифулла Абубакиров говорит, что от шума проснулись дети. Мужчина сразу выглянул в окно и увидел позади огорода огненное зарево.

Увидел сильное пламя. Я сразу понял, что газопровод взорвался. Поднимался на метров 50-60 огонь.

Шарифулла Абубакиров, житель с. Серменево

Фото №2 - Взрыв газопровода в Башкирии: подробности ЧП

А вот его соседка Айгуль Магазова сильно испугалась. Говорит, что подумала, будто пролетел сверхзвуковой самолёт. Мысли были самые разные.

Начала бегать по дому, собирать вещи, документы, будить дочку – казалось, совсем рядом. На улицу выбежали, муж успокоил, что газ.

Айгуль Магазова, жительница с. Серменово

Чтобы огонь не распространился, вокруг провели опашку участка. Пламя повредило несколько деревьев. Однако удалось не допустить распространения огня. Были закрыты задвижки газопровода. Но пока выгорят остатки газа, говорят очевидцы, пришлось ждать более часа. Движение же по трассе Уфа-Инзер-Белорецк теперь идёт через само село Серменево.

Временно будут неудобства, людям нужно будет потерпеть транзитный транспорт, который будет проходить через село. В соцсетях оповестил жителей, что нет повода для беспокойства, но будет ходить транспорт, необходимо соблюдать ПДД, детей сопровождать в школу.

Айетбай Аюпов, глава администрации Серменевского сельсовета

Первоначально в районе планировали ввести режим ЧС. Однако ситуация на контроле, и опасности для жителей нет.

Был подворовой обход жителей. В месте была большая воронка 8 на 5 метров. Труба диаметром 720 мм. На замену 5 труб по 11 метров подвезли.

Андрей Иванюта, глава администрации Белорецкого района

Между тем восстановительные работы будут идти несколько дней. Нужно заменить не только повреждённый участок трубы, но и дорожное полотно.

Взрывы на газопроводах входили в план дестабилизации СССР, разработанный в штаб-квартире ЦРУ

Взрывы на газопроводах входили в план дестабилизации СССР, разработанный в штаб-квартире ЦРУ

Без малого четверть века отделяет нас от иглинской трагедии – взрыва на газопроводе Западная Сибирь – Урал – Поволжье неподалёку от башкирской столицы, унёсшего жизни 645 человек. Что это было – досадная случайность или следствие чьей-то халатности, как об этом писали в советских газетах? Ни то, ни другое. Бывший член Совета национальной безопасности США Томас Рид признал, что взрывы на советских газопроводах – дело рук тайных агентов заокеанских спецслужб. Речь идёт как минимум о четырёх катастрофах, происшедших с 1982 по 1989 год.

Взрыв на газопроводе Уренгой – Сургут – Челябинск был признан самым разрушительным на тот момент неядерным взрывом, его мощность за океаном оценили в три килотонны. Иглинский взрыв был ещё мощнее – 12 килотонн. Почти Хиросима – там рвануло 16 килотонн. Но советское руководство предпочло замолчать эти инциденты, и до сих пор очевидные теракты выдают за несчастные случаи, хотя американские специалисты из Стэнфордского университета и Института Гувера опубликовали десятки работ, не оставляющих сомнений в том, что взрывали наши газопроводы намеренно.

Из-за диверсий погибли сотни людей

Шёл второй час ночи 4 июня 1989 года. В 10 километрах от железнодорожной станции Аша должны были встретиться два идущих навстречу друг другу по Транссибу пассажирских состава – Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск. Обходчики, проверявшие пути, доложили диспетчеру участка: в 900 метрах от железнодорожного полотна, рядом с газопроводом, чувствуется сильный запах газа. Диспетчер от них отмахнулся – мол, утром проверим. Поезда между тем продолжали сближаться, и в момент, когда они встретились, произошёл взрыв. Да такой, что от ударной волны в городке, находящемся в 10 километрах от станции, в домах повылетали стёкла.

Официальная версия причин аварии гласила: трубопровод при строительстве в 1985 году был случайно повреждён ковшом экскаватора. Затем началась коррозия, образовался микросвищ, пошла утечка – и взрыв. Возможно, при встрече поездов возникла искра – то ли в момент торможения составов, то ли кто-то из пассажиров бросил в окошко тлеющий окурок. По какой-то причине правительственную комиссию подобная версия вполне устроила, и, отработав несколько дней, её участники вынесли вердикт – халатность.

Далее последовал суд. Длился он целых шесть лет. Но в результате из девяти подсудимых должностных лиц никого не посадили. Кстати, суд так и не смог определиться – то ли авария произошла из-за механического повреждения газопровода ковшом, то ли из-за свища на трубе, то ли из-за внезапной искры. А ведь к процессу были привлечены порядка 100 экспертов. Странно, не так ли?

Профессор Стэнфордского университета и Института Гувера Питер Швейцер, долгое время изучавший материалы тайной войны ЦРУ против СССР, пришёл к выводу, что советскому руководству было выгодно замолчать настоящую причину трагедии. И дело не только в том, что уже полным ходом шла перестройка, провозгласившая курс на сближение с США. Советского руководителя Михаила Горбачёва больше заботило другое: в мае 1989 года ему на стол положили материалы расследования взрыва газопровода в Сибири, происшедшего в 1982 году. В документах шла речь о том, что взрыв был частью спецоперации ЦРУ и, возможно, французской разведки. Мало того, представители отечественных спецслужб установили, что из 50 крупных аварий советских газопроводов, случившихся с 1985 по 1989 год, чуть ли не каждая четвёртая совершена диверсантами. Предать эту информацию гласности? Но тогда в общественном сознании американцы снова станут врагами. Шутка ли – организация взрывов, уносящих жизни мирных людей? В общем, о взрыве в Сибири предпочли помалкивать, а катастрофу на железной дороге списать на стечение обстоятельств.

В программу, управлявшую прокачкой газа, был заложен сбой

Читайте также: