Фармацевтическая система качества ich q10 доклад

Обновлено: 05.07.2024

В отечественной практике не многие компании начинают свой путь к GMP с создания и развития системы качества. К сожалению, собственники и руководители предприятий начинают задумываться о системе качества только после того, как несколько лет подряд бьются над вопросом почему у них в худшем случае ничего не получается, в лучшем – не так получается. Наше убеждение в том, что внедрение GMP начинать нужно не с инфраструктуры, не с закупки нового оборудования и инженерных систем, а именно с системы качества. Тогда и оборудование, и поставщики, и документы будут удовлетворять критериям международных аудитов.

Двенадцать принципов GMP

Первый принцип постоянное совершенствование системы качества
Второй принцип гигиена, вовлечение персонала и понимание ключевых компетенций
Третий принцип надлежащие помещения, оборудование и инженерные системы
Четвертый принцип системность и простота документации
Пятый принцип управляемые производственные процессы
Шестой принцип надежность и достоверность контроля качества
Седьмой принцип взаимодействие с партнерами (управление
аутсорсинговыми работами)
Восьмой принцип реакция на жалобы и эффективный отзыв продукции
Девятый принцип постоянная самооценка деятельности
Десятый принцип валидация процессов
Одиннадцатый принцип роль Уполномоченного Лица
Двенадцатый принцип принятие решений на основе фактов с учетом
потенциальных рисков по качеству

Зачем нужна система качества?

Очень важно, чтобы к GMP были готовы, понимали его необходимость прежде всего собственники и топ-менеджеры, иначе никакое движение вперед невозможно. Те, кто этого не поймут, будут терять контракты, потому что не смогут обеспечить даже минимально необходимый уровень качества продукции.

Уже сегодня, регуляторные органы лидеров рынка FDA, ЕМА, а также PIC/S декларируют возможность уменьшения потребности официального внесения изменений в регистрационное досье, доверяя качество производителю ЛС. В результате производитель сможет самостоятельно вносить изменения, основываясь на знании и понимании продукта и связанных с ним процессов. А последние напрямую связанны со зрелостью и эффективностью системы качества (ICH Q10). Подразумевается, что степень эффективности фармацевтической системы качества у производителя, будут учитываться регуляторным органом при планировании частоты и глубины надзорных GMP-инспекций.

Элементы системы качества

  1. Анализ со стороны высшего руководства;
  2. Система мониторинга процессов и качества продукции;
  3. Система управления изменениями;
  4. Система корректирующих и предупреждающих действий (САРА-система).

рис.1. и рис.2.

Фармацевтическая система качества нуждается в постоянном совершенствовании процессов и качества продукции, которое реализуется как раз за счет заявленных в модели элементов системы качества.

В соответствии с ICH Q10 фармацевтическую систему качества необходимо документально оформить в виде Руководства по качеству, принять Политику в сфере качества и подтверждать ее достижением запланированных Целей по качеству. Детальный анализ ICH Q10 показывает, что в целом он содержит элементы, заимствованные из ISO 9001. Де факто ICH Q10 является легализацией ISO 9001 для фармацевтической отрасли (см. таблицу).

Основные элементы системы качества ICH Q10 ISO 9001
Обязательства руководства 2.1 5.1, 5.3
Руководство по качеству 1.8 4.2.2
Ориентация на потребителя, удовлетворенность потребителей 1.5.1, 3.2.4(а) 5.2, 8.2.1
Политика в сфере качества 2.2 5.3
Цели по качеству 2.3 5.4.1
Планирование качества 2.3 5.4.2
Внутреннее информирование 2.5 5.5.3
Анализ со стороны руководства 2.6, 3.2.4, 4.1-4.3 5.6
Обеспечение ресурсами 2.4, 6.1
Планирование процессов жизненного цикла продукции 1.2, 3.1 7.1
Мониторинг процессов и качества продукта 3.2.1 8.2.3, 8.2.4
Концепция непрерывного совершенствования 1.5.3 8.5.1
Управление корректирующими и предупреждающими действиями 3.2.2 8.5.2, 8.5.3

В ICH Q10 отсутствует только понятие представителя руководства по качеству (5.5.2 ISO 9001). Очевидно, это связано с описанием деятельности ключевых лиц в Главе 2 GMP, и Уполномоченного Лица в Приложении 16 GMP ЕС, а также необходимостью более тщательных консультаций по данному вопросу.

В свете многочисленных критических стрел в адрес ISO 9001, хотелось бы увидеть, как теперь представители регуляторных органов, инспектора и консультанты, до сих пор отрицающие системы качества, созданные с учетом ISO 9001 станут оправдываться, что ICH Q10 это никак не ISO 9001, а принципиально новый поход к управлению производством в фармацевтической отрасли.

Постоянное совершенствование

Под постоянным совершенствованием системы качества понимается наличие планов инноваций и улучшений. Это означает, что когда выявлена возможность улучшения какого-либо процесса или продукта, и она достаточно обоснована и всесторонне оценена, в наличии есть достаточные ресурсы, тогда необходимо активно внедрять улучшения и инновации. Для улучшения процессов как правило применяется цикл PDCA: Планируй (Plan) – Делай (Do) – Проверяй (Check) – Воздействуй (Act). После того, как цикл PDCA пройден несколько раз, вариабельность процессов снижается и их результаты обязательно улучшаются. В качестве инструментов идентификации возможностей улучшений и их активного внедрения как раз и применяются все вышеперечисленные элементы ICH Q10.

Ответственность руководства

Анализ со стороны руководства

Проведение анализа со стороны руководства необходимо для оценки пригодности и эффективности системы качества, а также для выявления и принятия решений об изменениях и улучшениях. С позиции ISO 9001, из которого заимствован сам анализ со стороны руководства, для него приемлемы разные подходы с учетом конкретных особенностей и обстоятельств в компании, поэтому необходима определенная гибкость. Иными словами, анализ следует организовать таким образом, чтобы представителям высшего руководства было удобно его проводить, и чтобы все они в полной мере в нем участвовали. Анализ может быть постоянным процессом и частью повседневной деятельности, или же рассматриваться как редкое событие, либо быть чем-то средним.

Определенные функции по анализу следует делегировать на разные уровни управления в компании. Без вовлечения всего управленческого персонала система работать не будет! Другой вопрос, что часто полномочия линейных руководителей подменяются функциями ответственного, отчитывающегося за результат деятельности по заданным критериям. Как правило, такие критерии навязаны и, чаще всего, не подкреплены ресурсами для реализации принимаемых решений.

В ходе анализа со стороны руководства необходимо оценивать:

  • результаты самоинспекций, внешних надзорных аудитов, и аудитов клиентов;
  • результаты измерения удовлетворенности потребителя, включая жалобы и рекламации;
  • результаты мониторинга процессов и качества продукции;
  • выполнение запланированных действий, включая САРА;
  • соответствие Политике в сфере качества и степень достижения Целей по качеству;
  • влияние предполагаемых изменений и т.п.

Результатом анализа со стороны руководства, как правило являются решения в виде приказов, распоряжений и планов по улучшению процессов, продукции, распространению необходимых знаний и выделении / оптимизации ресурсов.

Система мониторинга процессов и качества продукции

Главным требованием к мониторингу процесса и качества продукции является необходимость проведения всех проверок, испытаний и верификации, а также контроль доступности всей необходимой документации. Целью является возможность продемонстрировать выполнение заданных требований.

Очень кратко, методология создания системы мониторинга процессов и качества ЛС заключается в следующем:

  1. Изучение существующих знаний и информации по препарату и технологическому процессу, самооценка достаточности знаний и их понимания;
  2. Выбор стратегии контроля качества;
  3. Подбор методов измерений, по возможности их автоматизация;
  4. Регламентация плана сбора данных, и правил применения статистических инструментов;
  5. Подготовка контрольных листков, сбор и накопление количественных и альтернативных данных по продукту и процессу;
  6. Обработка и интерпретация данных;
  7. Оценка соответствия и анализ обратной связи.

Мониторинг качества продукта подразумевает проведение постоянного контроля на соответствующих этапах процесса производства, контроля, выпуска и хранения для подтверждения соответствия всем установленным требованиям. При этом, чем меньше доверия вызывают результаты прямого контроля продукции, тем более надежным должен быть мониторинг процессов, влияющих на качество такой продукции.

Поддержание системы мониторинга процессов и качества ЛС позволит отказаться от такого понятия как плановая ревалидация процесса и плановая реквалификация оборудования. Такой подход основан на принципе, что если по результатам мониторинга объект контроля демонстрирует стабильность, это является подтверждением его воспроизводимости. Ведь данные, накопленные при мониторинге, куда более достоверны, нежели единичные данные одной-двух (ре)валидационных серий. Также, накопленные данные позволяют обосновать пределы спецификаций контроля качества, улучшить понимание процесса и параметров качества препарата, и в последствии отказаться от некоторых точек контроля и поддержать выпуск серии в реальном времени вместо проведения испытаний приемочного контроля (РАТ).

Система корректирующих и предупреждающих действий (САРА-система)

В компании должна существовать эффективная САРА-система, направленная на устранение причин выявленных и предполагаемых несоответствий. При этом, усилия по поиску необходимых решений и степень документирования должны быть соизмеримы с уровнем риска согласно ICH Q9. Поиск решений должен быть структурированным и направлен на выявление основной причины возникновения несоответствий.

Система управления изменениями

Инновации, постоянное совершенствование, данные мониторинга процессов и качества продукта, а также корректирующие и предупреждающие действия всегда ведут к изменениям. ICH Q10 вводит понятие системы управления изменениями, которая позволит проводить необходимую оценку, одобрение и внедрение изменений. Такая система обеспечит своевременность и эффективность непрерывного совершенствования, и в то же время, даст высокую степень уверенности в отсутствии незапланированных последствий любых изменений.

Общепринятый подход к внедрению изменений, как правило состоит из 7 шагов:

  1. формализация изменения;
  2. оценка группой экспертов / оценка рисков, связанных с изменением ( по ICH Q9);
  3. одобрение / одобрение службой качества;
  4. разработка плана внедрения изменения;
  5. реализация плана внедрения;
  6. верификация / валидация по критериям оценки;
  7. документальное закрытие изменения.

ICH Q10 указывает на то, что при рассмотрении любого изменения необходимо оценивать необходимость официального одобрения изменения регуляторным органом. При этом, в ICH Q8 заявлено, что работа в пределах пространства проектных параметров (Design Space) с регуляторной точки зрения не считается изменением. Также, через систему управления изменениями нет необходимости проводить изменения, связанные с плановым пересмотром документов, стандартной заменой элементов конструкций, технических средств и оборудования при текущем обслуживании, если это предусмотрено его технической документацией, замену ключевого персонала при четко установленных требованиях и критериях оценки к должности и т.п.

Если внимательно оценить методологию процесса управления изменениями и процесса управления корректирующими и предупреждающими действиями, можно увидеть абсолютную схожесть в управлении (см. рис.3)

рис.3

рис.3

Соответственно, если унифицировать подходы к управлению, можно добиться значительной степени понимания у персонала. Система качества будет надежной и долговечной, если она прочно закрепится в голове у каждого работника предприятия. Никогда не следует забывать, что все гениальное просто: чем решение проще, тем оно универсальнее и тем меньше усилий потребуется для его реализации.

Факторы, способствующие улучшению

Факторы, способствующие улучшению облегчают достижение целей, способствуя принятию решений, основанных на научных знаниях и оценке рисков, связанных с качеством. В контексте ICH Q10 к факторам, способствующим улучшению (т.н., мотиваторам (англ. enablers)) относятся:

  • управление рисками, связанными с качеством, детально описанное в ICH Q9;
  • управление знаниями, понятие новое для фармацевтической отрасли, однако широко применяемое в других сферах управления.

Подразумевается, что управление знаниями, накопленными на всех этапах жизненного цикла продукта, может применяться компанией для демонстрации понимания продукта и процессов, быть средством их непрерывного совершенствования, а также использоваться для обратной связи с фармацевтической разработкой.

Заключение

Любая работа по совершенствованию процессов и деятельности предприятия, даст Вам подсказку, какое решение будет наилучшим. Начните с составления перечня возможных улучшений, проанализируйте их и выбирайте наилучшие. Нет способа заранее точно узнать, будут ли Ваши решения удачными. Однако, с большой долей вероятности можно утверждать, что они окажутся результативными. Другой вопрос – для того чтобы что-то сэкономить, нужно что-то потратить. Сколько раз мы сталкивались с ситуацией – когда просто расшибаешь лоб, чтобы доказать акционерам не столько необходимость, сколько экономическую целесообразность GMP-затрат. Ваш успех в Ваших руках – было бы желание!

[1] ICH (International Conference of Harmonization) – Международная конференция по гармонизации требований к регистрации лекарственных средств для человека. После одобрения ICH документы как правило в течение года-полтора признаются регуляторными органами ЕС, США и Японии и начинают активно применяться при лицензировании лекарственных средств

Читайте также: