Нарушение слухового восприятия доклад

Обновлено: 15.05.2024

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Вам не кажется, что Ваши слова, вопросы и просьбы летят мимо Вашего ребенка? Как будто он живет в невидимом звуконепроницаемом шаре? Если Ваш ребенок часто смотрит на Вас пустым взглядом и переспрашивает: “А? Что?”, то Вы знаете, о чем мы говорим.

А возможно, Вы замечали это сами — что мир звучит “искаженно”, как будто Вы слушаете все через телефон и сигнал постоянно пропадает, обрывая слова?

Это главные признаки нарушения слуховой обработки (слухового восприятия), расстройства обучения, которое влияет на способность мозга обрабатывать и различать звуки. Людям с НСВ трудно получать, обрабатывать и использовать информацию, полученную на слух. Они могут слышать, но испытывают трудности с пониманием того, что они услышали. Несмотря на то, что НСВ не так хорошо известно, как другие расстройства обучения, считается, что около 7% детей имеют различные проблемы со слуховой обработкой.

НСВ — это диагноз, который инкапсулирует три области расстройств. Луис Кэм Хейманн (Lois Kam Heymann) описывает это так:

Вторая проблема возникает во время лингво-фонематического анализа звуковых сигналов. Мозг испытывает сложности со смешиванием звуков букв, чтобы понять слово и сохранить его смысл. К примеру, звук “К-О-Т” не будет означать для него животное.

Третья проблема возникает во время смысловой обработки речи. Так мы ассоциируем звук слова “кот” с образом пушистого комочка, лежащего на полу в гостиной”.

Когда один из этих процессов обработки у человека с НСВ прерывается, образуется брешь между тем, что было сказано и что было понято.

Симптомы НСВ

Говоря простым языком, НСВ — это нарушение способности мозга различать и обрабатывать звуковую информацию. У человека с НСВ может не быть проблем со слухом. Как правило, мозг человека с НСВ воспринимает звуки неправильно, влияя на его способность различать похожие звуки (“да” и “га”, например).

Вот как может проявляться НСВ:

Часто переспрашивает “а?” и “что?”

Пропускает сказанное мимо ушей

Низкая способность концентрации внимания

Сложности в выполнении комплексных инструкций

Сложности слушать в шумных местах

Путает звуки или слова

Задержка развития речи

Отвлеченное и невнимательное поведение

Плохо развиты социальные навыки

Трудности в обучении чтению

Проблемы с правописанием

Некоторым детям с нарушением слухового восприятия сложно абстрагироваться от фонового шума, поэтому они отвлекаются на окружающие их звуки. Эхо в коридоре или шум кондиционера легко отвлекает их от разговора или урока. Это все равно, что слушать радио с помехами.

Ребёнок с этим расстройством так старается понять сказанное, что забывает часть разговора или не запоминает нюансы и контекста беседы. Это может стать причиной проблем в школе, дома и просто в повседневной жизни ребёнка, где требуются способности слушать, запоминать и отвечать.

Типы НСВ

Доктор Джек Кац (Jack Katz, M.D.) пионер области изучения нарушения слуховой обработки, говорит, что НСВ охватывает три отдельных расстройства, которые могут проявляться как вместе, так и самостоятельно.

1. Проблемы с дифференциацией звуков. Когда дети учатся говорить, они воспроизводят услышанные звуки. Человек с НСВ может говорить невнятно, используя близкие по звучанию звуки вместо правильных (“пегал” вместо “бегал”), хотя их сверстники уже перестали так делать. Обычно, люди, которые плохо различают звуки, говорят невнятно, часто говорят быстро, как бы зажевывая окончания слов. Это может повлиять и на чтение с письмом.​

2. Проблемы со слуховой памятью. Из-за этого расстройства ребенку трудно запоминать числа и факты, что также влияет на его навыки чтения и речи. Обычно, дети с проблемами со слуховой памятью долго не могут запомнить свой адрес и телефонный номер, им также сложно запоминать базовые математические концепции. То же касается произнесенных вслух указаний.​

3. Проблемы с обработкой речи. Эта часть НСВ самая проблематичная. Она влияет на способность ребенка понимать, что от него требуется, а также на его навыки общения. Ребенку с этим нарушением сложно сдавать устные тесты, он путается, читая и рассказывая истории с длинным сюжетом и большим количеством персонажей. Он часто воздерживается от разговоров, поскольку ему требуется много времени, чтобы понять сказанное и сформулировать ответ.

НСВ и СДВГ

Некоторые исследования показывают, что у 50% людей с СДВГ также может быть НСВ. Другие исследования утверждают, что в 60% случаев нарушение слухового восприятия идет в паре с каким-либо другим расстройством — как правило с СДВГ, нарушением сенсорной интеграции, нарушением визуальной обработки и нарушением исполнительных функций. Другими словами, симптомы НСВ и СДВГ часто пересекаются. Как проблема с различением и обработкой звуков может повлиять на способность ребенка фокусироваться, так и симптомы СДВГ могут повлиять на НСВ. Некоторые эксперты даже верят, что НСВ это некое проявление СДВГ, хотя большинство все же считает их отдельными расстройствами.

В общей сложности, люди с СДВГ проявляют невнимательность и неспособность сфокусироваться, и/или гиперактивность и импульсивность вне зависимости от окружения. Дети с НСВ, однако, теряют фокус и отвлекаются преимущественно в шумных местах, и, как правило, не испытывают таких проблем в тихих. Многие дети с НСВ крайне чувствительны к звукам. На самом деле, некоторые могут чувствовать боль, когда слышат некоторые звуки — например, блендер, звук мотора или полицейских сирен.

Эти симптомы НСВ похожи на симптомы СДВГ (по данным Национального института глухоты и других расстройств коммуникации, США):

С трудом удерживает внимание и запоминает информацию, полученную на слух

С трудом выполняет комплексные инструкции

Плохие навыки слушания

Требуется больше времени на обработку информации

Проблемы с поведением

Проблемы с чтением, пониманием текста, правописанием и словарным запасом.

Детям с нарушением слуховой обработки могут поставить неправильный диагноз СДВГ, и наоборот. Если НСВ встречается у взрослого, его могут воспринимать как пассивно-агрессивного, оппозиционного человека, который скрывает эмоции или любит спорить, вместо того, чтобы воспринимать его как человека с дефицитом внимания или нарушением слухового восприятия.

Причины возникновения НСВ

Диагностика НСВ

Запомните, что “не все проблемы с речью происходят из-за НСВ, и не всегда НСВ приводит к проблемам с речью и обучением” — говорит Беллис.

Единственный способ продиагностировать расстройство — пройти тесты у специалистов. “Симптомы, которые обычно проявляются у детей 3-4 лет — это чувствительность к звукам и трудности в различении звуков, что можно понять из их речи” — объясняет Венди Тепфер (Wendy Tepfer), логопед из Нью Йорка.

​Из-за НСВ Дэвид не мог говорить до 20-ти лет!

Упорный труд любящей матери, готовой бороться за сына до конца, и новые неврологические технологии — способны совершить настоящее чудо!

Теперь не надо ждать двадцать лет, чтобы сказать первое слово!

Помощь в классе

Вот что можно сделать для помощи ребенку с НСВ в классе:

Улучшить акустику — закрыв окна и двери, постелив коврик для звукопоглощения, вы поможете ребенку с НСВ “услышать” учителя.

Посадите ребенка за переднюю парту, подальше от учеников, которые могут отвлекать его во время занятий, это также поможет ему лучше слышать учителя.

Попросите учителя чаще смотреть на Вашего ребенка и говорить медленнее, а также использовать простые предложения, когда он дает задание, чтобы ребенок легче смог обработать услышанную информацию. Также поможет, если учитель будет писать задание на доске.

Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.

Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих детей от трех до семи лет.

Как обследуется слух?

ВложениеРазмер
Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха" 29.87 КБ
Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха" 66.15 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.

Все нарушения слуха делятся на кондуктивные, нейросенсорные и смешанные. В зависимости от того, какой отдел органа слуха пострадал, возникает та или иная тугоухость. Например, поражен звукопроводящий отдел (наружное ухо, среднее ухо), может возникнуть кондуктивная тугоухость (поражение слуха – периферическое) или пострадал звуковоспринимающий аппарат (внутреннее ухо, проводящие пути, корковый центр) – возникает нейросенсорная тугоухость (поражение слуха – центральное). При поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов одновременно появляется смешанная форма тугоухости. Обычно при периферическом поражении возникает тугоухость, при центральном – глухота.

Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих детей от трех до семи лет

Из-за отсутствия слуха с возрастом количество голосовых реакций сокращается, они становятся однообразными, а у некоторых детей совсем пропадают. Словесная речь не появляется, если с ребенком не проводятся специальные занятия. Многие дети смотрят на губы говорящих людей, пытаются подражать артикуляции говорящего.

В раннем периоде у слабослышащих детей с ярко выраженной тугоухостью (если они не обучены), развитие речи совпадают с развитием речи у глухих дошкольников. До трех лет у них набюдается такое же большое многообразие голосовых реакций, как и у глухих детей. В редких случаях у слабослышащего ребенка до трех лет появляется соотнесенный лепет – осмысленное обозначение предметов, действий с помощью одних и тех же звукосочетаний (например, кошка – бр, бр, иди – ди – ди и т.д.).

В возрасте четырех-пяти лет наблюдается существенное различие глухих и некоторых слабослышащих детей по уровню развития речи: речь слабослышащих детей – отдельные слова, простые фразы с большими грамматическими и фонетическими погрешностями. Но образную речь эти дети уже понимают.

Часть слабослышащих детей до семи лет имеет уровень развития устной речи такой же как и глухие. Обращенную речь эти дети не понимают, и не пользуются своим слухом, но угасания в лепете у них с возрастом не наблюдается.

Как обследуется слух?

От двух до пяти лет проводят исследование речью, игровую и речевую аудиометрию на голое ухо, импедансометрию, а также объективную аудиометрию.

От пяти до семи лет игровую аудиометрию заменяют тональной и речевой аудиометрией в наушниках.

Для определения состояния слуха было выдвинуто несколько классификаций тугоухости по степени понижения слуха как у нас в стране, так и за рубежом. (Г.В. Ковтун, Б.С. Преображенский, Л.В. Нейман и другие 1977 г.)

Все предложенные классификации учитывали степень тугоухости, характер понижения слуха, локализацию поражения слуха, состояние развития речи.

В сурдологической и педагогической практике России широко применятся классификация нарушений слуха у детей, разработанная Л.В. Нейманом (1960). В зависимости от величин потери слуха различают три степени тугоухости в речевом диапазоне частот – от 500 гц до 2000 гц:

1 степень – до 50 дб; 2 степень – от 51 дб до 70 дб; 3 степень – от 71 – 80 (85) дБ; 4 степень – 90 дб и более (граница между тугоухостью и глухотой). В настоящее время используется международная классификация тугоухости.

Нейман выделяет четыре группы глухих в зависимости от диапазона воспринимаемых с помощью слуха частот слухового поля при потере слуха более 80 дБ.

Первая группа глухих воспринимает самые низкие частоты — 125-250 Гц. Эти дети не различают каких-либо звуков речи, реагируют только на громкий голос у уха, воспринимают некоторые интенсивные звуки на близком расстоянии. Вторая группа воспринимает частоты 125-250-500 Гц. Дети этой группы не только реагируют на громкий голос у уха, но и различают гласные о, у, обладающие низкими формантами, воспринимают интенсивные неречевые звуки окружающего мира на близком расстоянии.

Третья группа воспринимает низкие и средние частоты — 125-250-500-1000 Гц. Дети этой группы реагируют на голос разговорной громкости, различают 3-4 гласных, многие из них около уха различают некоторые знакомые слова.

Четвертая группа — диапазон воспринимаемых частот от 125 до 2000 Гц. Большинство детей слышат голос разговорной громкости около уха и на небольшом расстоянии, различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы. Глухие дети третьей и четвертой групп имеют возможность различать сравнительно менее интенсивные и более разнообразные по частотной характеристике звуки на довольно близком расстоянии.

Таким образом , расширение объема воспринимаемых частот у глухих увеличивает способность восприятия голоса, различения звуков речи и неречевых звуков окружающего мира. Выделяя разные группы глухоты, Л.В. Нейман определяет возможности использования и развития остаточного слуха глухих со звукоусиливающей аппаратурой в условиях систематического применения слуховых упражнений на уроках и во внеурочное время.

У слабослышащих затруднения в самостоятельном овладении речью могут возникать уже при понижении слуха на 15-20 дБ. Эту степень потери слуха Л.В. Нейман предлагает принять в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой лежит на уровне более 80 дБ.

Классификация нарушений слуха, созданная Л.В. Нейманом, способствует научному обоснованию психолого-педагогической классификации детей с недостатками слуха для осуществления их дифференцированного специального обучения и воспитания; рациональной организации работы по развитию слухового восприятия учащихся с использованием звукоусиливающей аппаратуры в специальных коррекционных образовательных учреждениях I и II вида и обоснованному отбору детей в соответствующие образовательные учреждения.

В медицинской практике сурдологи при диагностике состояния слуха учащихся ранее опирались чаще всего на классификации врачей (Б.С. Преображенский (1933), Г.В. Ковтун (1967). Г.В. Ковтун выделяет три степени тугоухости и глухоты. Б.С. Преображенский в зависимости от восприятия речи на слух (разговорной и шепотной) определяет уровень ее восприятия, исчисляемый в метрах. Выделяются четыре степени тугоухости : легкое снижение слуха, умеренное, значительное и тяжелое.

Классификация нарушений слуха Б.С. Преображенского

Расстояние восприятия речи, м

Школа и средства помощи

На учете у школьного врача

Нормальная школа. Парта в зависимости от состояния слуха

Нормальная школа. Обучение чтению с губ; первая парта, слуховой аппарат

Школа или класс для слабослышащих. Слуховой аппарат. Микрофон. Обучение чтению с губ

Классификация Б.С. Преображенского имеет практическое значение, так как в ней определены параметры восприятия на слух шепотной и разговорной речи, исчисляемые в метрах. Классификация позволяет без специальной аппаратуры определить состояние слуха ребенка для речевого общения.

В конце 70-х гг. Международная конференция врачей-сурдологов, аудиологов в Париже приняла следующую медицинскую классификацию нарушений слуха:

Степень понижения слуха

Тональные пороги, дБ

Глухота определяется при пороге более 90 дБ

Научный центр аудиологии и слухопротезирования Минздрава РФ рекомендовал данную классификацию для практического применения в медицинских учреждениях в нашей стране. Распространение медицинской международной классификации нарушений слуха у детей с выделением четырех степеней тугоухости и определением глухоты с потерей слуха более 90 дБ объясняется новыми тенденциями в развитии и использовании слухового восприятия детей с первого года жизни. Ранняя диагностика создает возможности для слухопротезирования с использованием в общении современных индивидуальных звукоусиливающих аппаратов. Подтверждается необходимость единой оценки результатов разных методик диагностики состояния слуха и особенностей психоречевого развития ребенка. Раннее психолого-педагогическое и медицинское обследование, целенаправленное коррекционное обучение создают условия для овладения устной речью детьми с нарушением слуха IV степени тугоухости (71-90 дБ) в соответствии с возрастными особенностями. В процессе раннего коррекционного обучения в дошкольном возрасте такой ребенок может быть подготовлен к обучению в специальной коррекционной школе слабослышащих или даже в нормальной школе для слышащих детей в соответствии с уровнем его психоречевого развития.

Признавая важность медицинских классификаций для диагностики состояния слуха учащихся, сурдопедагоги утверждают необходимость использования медико-психолого-педагогических классификаций Л.В. Неймана, Р.М. Боскис, дающих наиболее полное представление о состоянии и взаимосвязи слуха и речи учащихся. При определении образовательного учреждения следует не только учитывать уровень сохранности слуха, но и возможности его использования в образовательном и воспитательном процессах, состояние интеллекта и владение школьником устной речью, ее восприятием и воспроизведением, время потери слуха. Учитывается и уровень готовности ребенка к обучению по избираемой программе, состояние его здоровья и др.

Изучение состояния слуховой функции воспитанников группы на основе анализа тональной аудиограммы и с помощью речи (разговорной, шепотной) необходимо для воспитателя-сурдопедагога. Исследование остаточного слуха помогает воспитателю определить возможные способы восприятия речи школьником, состояние речи, произносительных навыков, его активность в речевом общении, необходимость использования слухового аппарата.

Понимание особенностей состояния слуха и речи каждого школьника позволяет воспитателю осуществлять коррекционную работу по развитию слухового восприятия детей с использованием звукоусиливающей аппаратуры во внеурочное время.

По данным Л.В. Неймана, у учащихся с одинаковым состоянием слуха, но с разным уровнем речевого развития наблюдаются значительные различия в восприятии речи. Выявляется и зависимость восприятия речи, как от состояния слуха, так и от опыта речевого общения. Чем лучше воспринимается слухозрительно речь, ее элементы, тем больше увеличивается расстояние для различения речевой информации

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.

Все нарушения слуха делятся на кондуктивные , нейросенсорные и смешанные. В зависимости от того, какой отдел органа слуха пострадал, возникает та или иная тугоухость. Например, поражен звукопроводящий отдел (наружное ухо, среднее ухо), может возникнуть кондуктивная тугоухость (поражение слуха – периферическое) или пострадал звуковоспринимающий аппарат (внутреннее ухо, проводящие пути, корковый центр) – возникает нейросенсорная тугоухость (поражение слуха – центральное). При поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов одновременно появляется смешанная форма тугоухости. Обычно при периферическом поражении возникает тугоухость, при центральном – глухота.

В раннем периоде у слабослышащих детей с ярко выраженной тугоухостью (если они не обучены), развитие речи совпадают с развитием речи у глухих дошкольников. До трех лет у них набюдается такое же большое многообразие голосовых реакций, как и у глухих детей. В редких случаях у слабослышащего ребенка до трех лет появляется соотнесенный лепет – осмысленное обозначение предметов, действий с помощью одних и тех же звукосочетаний (например, кошка – бр , бр , иди – ди – ди и т.д.).

Классификация нарушений слуха Б.С. Преображенского Степени тугоухости Расстояние восприятия речи, м Школа и средства помощи Разговорная Шепот I — легкая Более 6 От 3 до 6 Нормальная школа. На учете у школьного врача II — умеренная От 4 до 6 От1 доЗ Нормальная школа. Парта в зависимости от состояния слуха III — значительная От 2 до 4 От 0 до 1 Нормальная школа. Обучение чтению с губ; первая парта, слуховой аппарат IV — тяжелая Менее 2 От 0 до 0,5 Школа или класс для слабослышащих. Слуховой аппарат. Микрофон. Обучение чтению с губ

В конце 70-х гг. Международная конференция врачей-сурдологов , аудиологов в Париже приняла следующую медицинскую классификацию нарушений слуха: Степень понижения слуха Тональные пороги, дБ I 26-40 II 41-55 III 56-70 IV 71-90 Глухота определяется при пороге более 90 дБ

Признавая важность медицинских классификаций для диагностики состояния слуха учащихся, сурдопедагоги утверждают необходимость использования медико-психолого-педагогических классификаций Л.В. Неймана, Р.М. Боскис , дающих наиболее полное представление о состоянии и взаимосвязи слуха и речи учащихся. При определении образовательного учреждения следует не только учитывать уровень сохранности слуха, но и возможности его использования в образовательном и воспитательном процессах, состояние интеллекта и владение школьником устной речью, ее восприятием и воспроизведением, время потери слуха. Учитывается и уровень готовности ребенка к обучению по избираемой программе, состояние его здоровья и др.

По данным Л.В. Неймана, у учащихся с одинаковым состоянием слуха, но с разным уровнем речевого развития наблюдаются значительные различия в восприятии речи. Выявляется и зависимость восприятия речи, как от состояния слуха, так и от опыта речевого общения. Чем лучше воспринимается слухозрительно речь, ее элементы, тем больше увеличивается расстояние для различения речевой информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Специфические особенности речевого развития детей с дефектами слуха.

Ребенок с дефектами слуха не слышит речи окружающих и не может самостоятельно овладеть ею.У этих детей нет никакой речевой практики, но потребность в общении у них не меньше, чем у слышащих.

Плакат "Мониторинг по оценке слухоречевого развития детей с нарушенным слухом"

Совместно с коллегами разрабатываем стендовые доклады.


Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п.


Особенности и развитие детей с нарушением слуха

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий.

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий.


Актуальность данного педагогического проекта объясняется следующими обстоятельствами:Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Проблем.

Нейропсихологические синдромы нарушений слухового восприятия

Нейропсихологический симптом – это нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга.

Нейропсихологический синдром – (устойчивые сочетания симптомов которые проявляются вместе)- слияние нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Сенсорные и гностические слуховые расстройства

В основе слухового восприятия лежит работа слухового анализатора.

Периферический конец слухового анализатора начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внутреннего уха.

Начало слухового анализатора

Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания.

Возбуждения идут по слуховому пути, частично перекрещиваются во внутреннем лемниске, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных зонах височной коры, расположенных в извилине Гешля.

Слуховой анализатор

Особенностями слухового проводящего пути является его соматотопическая организация и отсутствие полного представительства каждого уха в одном, противоположном полушарии.

Первичные зоны височной коры

Корковый конец слухового анализатора (первичные зоны височной коры) состоит преимущественно из 6 и 4 слоев, обладает модальной специфичностью и выполняет функцию приема и анализа слуховой информации.

Иными словами, первичные зоны височной коры обеспечивают такие элементарные функции, как острота слуха и восприятие тон-шкалы (восприятие звуков определенной высоты).

❗ При одностороннем поражении первичных зон височной шкалы нет выпадения слуха, но наблюдается повышение порогов слухового ощущения в условиях затрудненного восприятия (на противоположном ухе).

Вторичные зоны височной коры

Вторичные зоны височной коры расположены в наружных отделах височной доли, состоят из клеток с короткими аксонами, сохраняют модальную специфичность и обеспечивают синтез слуховых раздражений в целостный слуховой образ.

На базе слуховой системы формируется человеческая речь, поэтому внутри этой системы выделяют две самостоятельные подсистемы:

  1. Первая дает возможность ориентироваться в неречевых звуках (неречевой слух),
  2. Вторая – слышать и анализировать звуки речи (речевой слух).

Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы, но на уровне коры различаются.

Исследования нейропсихологов позволили выделить две основные функции вторичных зон височной области коры:

– Дифференциация комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей (выделение предметных звуков) и последовательных серий звуковысотных отношений или ритмических слуховых структур;

– Синтез речевых звуков. Чтобы различить звуки речи, необходимо кодировать их соответственно фонематической системе, выделяя смыслоразличительные фонематические признаки. Данная функция обеспечивается вторичными зонами височной области левого полушария.

❗ Поражение вторичных зон височной области приводит к нарушению интегративности слухового восприятия.

Нарушения слухового восприятия – виды и формы

В зависимости от места поражения выделяют следующие нарушения слухового восприятия.

Слуховая агнозия возникает при поражении как левого, так и правого полушарий. Проявляется данное нарушение в том, что страдает понимание предметных звуков. Больной слышит звуки, может отличить один от другого, но не может назвать их источник. Хотя больные могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру, они не имеют для них никакого смысла.

Сенсорная амузия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон височной области правого полушария. Нарушается способность узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. При грубых нарушениях могут возникать болевые ощущения при восприятии мелодий.

Аритмия – нарушение, описанное А. Р. Лурия и его сотрудниками, состоит в том, что больной не может правильно оценивать и воспроизводить ритмические структуры (наборы звуков, чередующиеся через разные промежутки времени). Возникает и при правостороннем, и при левостороннем поражении височной доли.

Нарушение интонационной стороны речи связано с поражением правой височной области. Больные не различают речевые интонации, не выразительны в своей речи, плохо различают мужские и женские голоса, не узнают знакомые голоса.

Согласно представлениям о синдромном анализе нарушений высших психических функций, поражение одного участка мозга приводит к первичному нарушению психической функции. Это, в свою очередь, вызывает расстройство всех функциональных систем, в которые он входит в качестве составного компонента.

Синдром височной афазии включает в себя следующие симптомы:

– Расстройство понимания речи. Невозможность различать близкие фонемы приводит к затруднению понимания устной речи: путая близкие по звучанию фонемы, больной не понимает отдельные слова (при утяжелении поражения начинает воспринимать родную речь как иностранный язык или как неречевой шум);

– Расстройство экспрессивной речи: не имея опоры в фонематической системе, больной плохо владеет связной речью, она представляет бессвязный набор слов;

– Распад письма: поскольку больные не могут выделить фонемы и проанализировать сложный состав слова, то не могут найти и нужный звуко-буквенный состав слова;

– Частичное нарушение чтения: нарушено чтение мало встречающихся слов при сохранности автоматизмов;

– Нарушение вербального мышления проявляется в том, что больные не могут удержать в слухоречевой памяти последовательность операций.

Все эти нарушения возникают при поражении верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария (у правшей).

Контрольные вопросы

1. Почему человек редко замечает нарушения первичных зон височной области коры?

Потому что первичные зоны височной коры обеспечивают такие элементарные функции, как острота слуха и восприятие тон-шкалы (восприятие звуков определенной высоты). При одностороннем поражении первичных зон височной шкалы нет выпадения слуха, но наблюдается повышение порогов слухового ощущения в условиях затрудненного восприятия (на противоположном ухе).

2. Назовите элементарные функции слуха.

Острота слуха и восприятие тон-шкалы (восприятие звуков определенной высоты).

3. В чем проявляется соматотопическая организация слухового анализатора?

СОматотопическая организация – это такое расположение первичных (проекционных) нервных центров в коре больших полушарий, когда конкретный участок коры соответствует конкретному участку тела. Особенностями слухового проводящего пути является его соматотопическая организация и отсутствие полного представительства каждого уха в одном, противоположном полушарии.

4. Как проявляется латерализация функций в работе вторичных зон височной области коры?

5. Что общего между слуховой предметной агнозией и амузией?

При слуховой агнозии страдает понимание предметных звуков. Больной слышит звуки, может отличить один от другого, но не может назвать их источник. При амузии нарушается способность узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой.

6. Изменяется ли интонационно-мелодическая сторона речи при сенсорной афазии?

При сенсорной афазии пациент все слышит, однако не понимает, что говорят окружающие. Просодическая (ритмико-мелодическая) сторона речи при сенсорной афазии, как правило, не страдает.

7. Особенности нарушения слухо-речевой памяти при поражении средне-височных отделов левого полушария.

8. Синдром сенсорной афазии.

Синдром сенсорной афазии

9. В чем проявляется системное влияние нарушения речевого слуха на другие психические процессы?

Нарушения, тесно связанные с расстройством речевого слуха, имеют вторичный, или системный, характер. К таким нарушениям относятся:

  1. расстройства понимания речи,
  2. называния предметов,
  3. припоминания слов
  4. и своеобразные нарушения письма.

10. Приводит ли нарушение речевого слуха к дефектам музыкального слуха?

Поражения левой височной доли, вызывающие существенные нарушения речевого слуха, не ведут к нарушениям музыкального слуха, что проявляется в сохранности интонационно-мелодических компонентов речи больных с сенсорной афазией и в сохранности способности к пению. В отдельных случаях музыкальный слух остается настолько сохранным, что, несмотря на грубую сенсорную афазию, больные в состоянии создавать сложные музыкальные произведения.

Читайте также: