Мышление доклад по биологии

Обновлено: 16.05.2024

Исследование мышления животных важно не только само по себе, но ещё и потому, что оно тесно связано с проблемой происхождения психической деятельности человека в процессе эволюции. Представления о зачатках мышления животных и об уровнях его сложности всегда были предметом дискуссии и до сих пор продолжают вызывать разногласия. В связи с этим было проведено множество экспериментальных исследований, способствующих углублению уже имеющихся знаний в этой области. Поэтому к настоящему времени накоплено огромное количество фактов, которые убедительно свидетельствуют о том, что некоторые формы элементарного мышления имеются у достаточно широкого круга позвоночных. Кроме того,на сегодняшний день существует множество новых и разноплановых данных, которые позволяют точнее оценить возможности мышления животных, степень развития элементарного мышления у представителей разных видов, степень его близости к рассудочной деятельности человека. Одни формы мышления достаточно примитивны и встречаются у низкоорганизованных животных, другие - более сложные и доступны видам, наиболее продвинутым в эволюционном развитии. Тем не менее в современной науке явления, которые относятся к элементарной рассудочной деятельности, остаются наименее изученными, однако их описание, анализ и интеграция в общую систему знаний о когнитивных процессах очень важны.

В данной работе мы рассмотрим некоторые особенности и способности мышления животных на примере семейства врановых. Нашей целью является сбор необходимого материала и информации из имеющихся источников, посвящённых изучению некоторых элементов мышления данного вида животных.

1.Определение понятия мышления.

Прежде чем переходить к определению и описанию мышления животных, сформулируем определение мышления человека, данное психологами.

Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое даёт знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира.[2]

Мышление является самой сложной формой психической деятельности, поэтому разные учёные, занимающиеся его изучением, дают разные определения в зависимости от того, на что конкретно в этом многогранном процессе они делают акцент.Психолог О.К.Тихомиров, объединяя различные существующие мнения, определяет мышление как познавательную деятельность, продукты которой характеризуются обобщённым, опосредованным отражением действительности. [3]

По мнению С.Л.Рубинштейна, разумное поведение должно быть адекватно ситуации и целесообразно использовать соотношения между предметами для опосредованного на них воздействия. Такое поведение должно достигаться не вслепую, а в результате познавательного выделения объективных условий, существенных для действия . Он подчёркивал также, что мышление не сводится к функционированию уже готовых знаний; оно должно быть раскрыто прежде всего как продуктивный процесс, способный приводить к новым знаниям. [5].

Некоторые упомянутые в определениях мыслительные операции можно обнаружить и у животных. Для того чтобы выбрать критерии точного определения тех актов поведения животных, которые действительно можно считать зачатками мышления, мы обратим особое внимание на формулировку нейропсихолога А.Р.Лурия. Определение понятия мышления, данное им применительно к человеку, позволяет разграничить этот процесс с другими типами психической деятельности и даёт критерии для выявления зачатков мышления у животных.

К настоящему времени сформулированы следующие представления о мышлении животных.


Элементы мышления проявляются у животных в разных формах. Это может выражаться в выполнении разных операций (например, обобщение, абстрагирование, сравнение, логический вывод, экстренное принятие решения за счёт оперирования эмпирическими законами и др.).


Разумные акты у животных связаны с обработкой разного рода сенсорной информации (звуковой, обонятельной, разных видов зрительной - пространственной, количественной, геометрической) в разных функциональных сферах - пищедобывательной, оборонительной, социальной, родительской и др.


Мышление животных - не просто способность к решению той или иной задачи. Это системное свойство мозга, причем чем выше филогенетический уровень животного и соответствующей структурно-функциональной организации его мозга, тем большим диапазоном интеллектуальных возможностей оно обладает.[2]

2.Способность мышления животных к обобщению и абстрагированию.

Мышление человека - процесс многогранный. Он включает в себя и развитую до уровня символизации способность к обобщению и абстрагированию, и предвосхищение нового, и решение задач за счет экстренного анализа ее условий и выявления лежащей в ее основе закономерности. Мышление животных - это сложный процесс, включающий как способность к экстренному решению тех или иных элементарных логических задач, так и способность к обобщению. У высокоорганизованных животных (у приматов, дельфинов, а также врановых птиц) мышление не ограничивается способностью к решению отдельных задач, но представляет собой системную функцию мозга, которая проявляется при решении разнообразных тестов в эксперименте и в самых разных ситуациях в естественной среде обитания.[2].

Ряд проведённых исследований доказал, что у животных разных видов в той или иной степени обнаружена и изучена способность к операциям обобщения и абстрагирования . Эта способность используется в анализе и обработке признаков разного характера и модальностей. Диапазон уровней обобщения и абстрагирования у разных животных также достаточно широк.

Выясняли, могут ли четыре вороны, ранее обученные отвлеченному правилу выбора по образцу, установить соответствие между числом элементов в множествах и исходно индифферентными для них знаками (арабскими цифрами) и оперировать ими, т.е. исследовали способность этих птиц к символизации. В отличие от других аналогичных исследований не прибегали к специальной выработке ассоциативной связи между символами и соответствующими множествами, а создавали условия, в которых птицы могли бы сами обнаружить это соответствие на основе сопоставления ранее полученной информации. С этой целью проводили демонстрационные серии, в которых при правильном решении ворона получала число личинок, соответствующее числу элементов в графическом множестве или цифре, изображенным на выбранном ею стимуле. При этом образец принадлежал к той же категории, что и соответствующий стимул для выбора (второй стимул был другой категории): если образцом было множество, то на соответствующей карточке для выбора также было множество, и наоборот. Для успешного решения этой задачи воронам достаточно было использовать правило выбора по образцу. В тестовых сериях образец и оба стимула для выбора впервые принадлежали к разным категориям: если образцом была цифра, то оба стимула для выбора были множествами, и наоборот. Все четыре вороны успешно справились с этой задачей. Несмотря на отсутствие сходства между образцом и "правильным" стимулом, они выбирали множество, соответствующее цифре, и наоборот. Предполагается, что птицы могли достичь такого результата за счет сопоставления полученной в демонстрационных сериях информации о числе единиц подкрепления, соответствующем каждому стимулу. С помощью аналогичных экспериментов удалось показать, что вороны способны выполнять с цифрами операцию, аналогичную арифметическому сложению.

Многочисленные исследования показали, что высшие приматы (Роп gid ае), будучи ближайшими родственниками человека, обладают в значительной степени сходными когнитивными способностями и даже могут усваивать и использовать так называемые языки-посредники [17, 27,33,34]. Также были проведены работы, в которых рассматривался аспект проблемы символизации, а именно способности животных связывать представление о числе с символами-цифрами. Данные исследования проводились с целью получения ответа на поставленный вопрос, можно ли обучить животных использованию цифр и насколько операции, которые они могут выполнять с цифрами, соответствуют критериям истинного счета.

1.Смирнова А.А., Лазарева О.Ф., Зорина З.А. Исследование способности серых ворон к элементам символизации // Журнал высшей нервной деятельности. 2002. Т.52. №2. С.241- 252.

2.Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 320 с.

3.Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. С.12-16.

4.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. С. 6 - 13

5.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 25 - 55

Информация, которую человек получает из окружающей действительности, даёт возможность ему иметь представление не только о внешней, но также и о внутренней сущности предметов. Кроме того при данных условиях становится возможным представление предметов при их отсутствии как таковых, а также предвидение того или иного процесса или явления во времени, устремление мысли в непознанную реальность. Все эти процессы становятся возможны благодаря такому уникальному процессу как процесс мышления. В такой науке как психология под понятием мышление понимается процесс познавательного характера, которую осуществляет каждая личность. Этот процесс характеризуется отражением существующей действительности, которая является опосредованной и обобщенной.

Как явления так и предметы окружающей человека реальности обладают строго определённой суммой отношений и свойств, которые можно познать непосредственным путём, при помощи присущих личности состояний действительности, а именно звуковых вибраций, цветовых ощущений, ощущения формы, а также перемещения и размещения объектов в том спектре, который каждый конкретный индивид способен воспринять. Мышление людей идет соответственно в форме понятий, умозаключений, а также суждений.

Существует определённая зависимость от того, какую позицию в ходе мышления занимают такие ключевые элементы как соответственно образ, а также слова и действия. Важно именно их соотношение между собой, так как в зависимости от этого необходимо подразделять мышление на три вида: практическое, ещё его называют конкретно - действенным, далее следует абстрактное мышление и конкретно - образное. Перечисленные виды мышления разделяются также на основании спектра поставленных задач, которые могут находится как в теоретической, так и в практической плоскости. Процесс мышления важен с любой точки зрения, так как именно этот процесс играет важнейшую роль в задаче формирования нейронных связей у каждого конкретного индивида.

Доклад №2

Мышление представляет собой процесс, который обусловлен социальной природой. Если рассматривать мышление с научной точки зрения, становится очевидным, что процесс мышления представляет собой глубокий психический процесс и неразрывно связан с речью как таковой. Процесс мышления отражает действительность обобщённо и опосредовано. В ходе этого уникального процесса происходит структурированное, непрерывное действие в области познания абсолютных связей и закономерных отношений между рядом структур, явлений и предметов окружающего пространства.

С помощью мышления становится возможным процесс понимания закономерностей мира материи, общей связи, которая обуславливает причину и исходящие из неё следствия структурных процессов в общественном, историческом контексте, а также в контексте природы и жизни в целом, что как закономерный итог подводит к пониманию закономерностей психического состояния конкретного индивида.

Одной, из трёх присущих человеку форм мысли является суждение - это такая форма мысли, которая устанавливает прочную логическую взаимосвязь между теми или иными понятиями. Следующей формой мышления является умозаключение. Данная форма представляет собой один из способов, при котором становится возможным получение тех или иных знаний на базе некоторых имеющихся. Третьей формой мышления является понятие, которое представляет собой форму мысли, то есть отражает сумму общих, отличительных и существенных признаков соответствующего предмета той или иной мысли.

Одним из трёх видов мышления является практически - действенное. Смысл данного вида мышления заключается в том, что мыслительные задачи решаются именно в ходе той или иной деятельности. Следующим видом мышления является наглядно - образное. При данном виде мышления суть мыслительного задания базируется на образной тематике. Третьим видом мышления является словесно - логическое. При мышлении данного вида происходит решение комплекса задач именно в словесном виде.

Процесс мышления, помимо опосредственности осуществляет процедуру обобщённого отражения окружающей действительности, что позволяет конкретной личности понять, что будет происходить при возникшей в тот или иной промежуток времени ситуации. Из этого следует, что процесс мышления представляет собой обобщённое восприятие окружающей действительности и тесно связан с интеллектом.

Мышление (формы и вида мышления)

Мышление (формы и вида мышления)

В животном мире лев это царь зверей, но и мире растений есть главный фрукт и это гранат. Его макушка напоминает корону. Открыт он был еще в древности. Плоды можно купит в магазинах круглый год, нужно выбирать обязательно тяжелый, это означает,

Одним из самых популярных богов загадочной страны пирамид был – Осирис. На египетском его имя звучит по-другому – Узис, а вот Осирис ( в переводе единственный и могущественный) – это интерпретация с латыни, получившая большее распространение.

Город Энгельс находится в центральной части России и входит в состав Саратовской области. Этот небольшой и уютный городок раскинулся на левой стороне Волги, напротив города Саратова. Саратов и Энгельс соединяет мост через Волгу,

Нажмите, чтобы узнать подробности

реферат по биологии. Был подготовлен мной и двумя одноклассниками. у нас началась недел самообучения.каждая группа из 3-х человек и каждая готовили реферат и презентацию. на разные темы.


Подготовили:
Петрошенко Яна
Несипбаев Асхат
Ошурко Анастасия

Развитие речи у ребёнка. Уже у новорожденного ребёнка вырабатываются разнообразные, но очень простые условные рефлексы. Чем старше ребенок, тем больше и быстрее вырабатываются у него различные условные рефлексы. Причем сигналами для этих рефлексов чаще всего выступают не отдельные раздражители, а вся ситуация в целом. Слово, произнесенное в этот момент взрослым, оказывается лишь частью данной ситуации.Но постепенно слово для ребенка становится сигналом, который предупреждает наступление этой же ситуации.
Первое слово – это просто звуковое обозначение определенных предметов и лиц; сначала названия непосредственно окружающих ребенка вещей, игрушек, имен взрослых, позже- предметов обстановки, названий частей тела и лица. Но в дальнейшем произойдут сложные процессы отвлечения и обобщения.
Для 2-3хлетнего ребенка характерно очень быстрое расширение словарного запаса. Произнесение слов основано на звуковом, словесном подражании. При этом особую роль играет установление связи произнесенного слова с видом предмета и его ощупыванием. К 5-7 годам ребёнок может овладеть начальными навыками чтения, письма и счета. Значение слова очень важно для человека. Могут быть не только звуковые, но и зрительные символы-это пальцевая азбука, которой пользуются глухонемые.
Словестное мышление. Язык позволяет, не обращаясь к непосредственным предметам и явлениям, получать новые знания.
словестное мышление - это основа развития науки и искусства. Это основа прогрессивного развития человечества.
Речь и письменность позволяет человеку в течении его жизни приобрести опыт предшествующих поколений.

Речь - процесс общения, опосредованный языком. Животному передается по наследству ограниченный набор инстинктов, всем остальным навыкам-условным рефлексам-оно должно обучаться самостоятельно.
Мышление – это процесс познавательной деятельности, во время которой головной мозг человека выполняет сложные умственные операции, используя при этом понятия, суждения, умозаключения, принятия решений и прочее.

Повлиять на сознание не может лишь один процесс. Обычно, свою роль играет одновременно несколько факторов.

1.При нарушении работы лобных долей мозга больной не может осуществить сложные поведенческие схемы, у него нет цели, намерений, он легко раздражается.
2.При нарушении работы затылочно-теменных долей левого полушария больной теряет ориентацию в пространстве, не может пространственно мыслить.
3Ппри поражении левой височной зоны нарушается понимание речи.
4. человек может произносить до 14 звуков в секунду, при этом отдельные элементы речевого аппарата — язык, губы, челюсти могут двигаться не чаще двух-четырех раз в секунду.
5. При разговоре мы синхронно задействуем около 100 мышц груди, шеи,
челюстей, языка и губ.

Существует две особенности мышления:

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение -это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.
Виды мышления.

Есть три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное.

Конкретно-действенное мышление.

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление.

Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации.

Конкретно-образное мышление.
Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление.
Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом.

ТИПЫ И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой.

Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение.


Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего,

Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали. Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез и догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга,высшей ступенью познания мира. Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития.

Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты все 3 этих вида, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум -

это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества. Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня", вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. – учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения. В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием,

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные

доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речь и мышление

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речь и мышление

Речь и мышление

МЫШЛЕНИЕ.

Какие отделы мозга развиты лучше, чем у животных? С чем это связано? Почему п.

Какие отделы мозга развиты лучше, чем у животных? С чем это связано? Почему после удаления коры у животных наступает сон? Почему животных без коры ничему нельзя научить? Какую роль играет к.б.п. у человека? Какая деятельность является основой работы мозга? Что является компонентами ВНД? Есть ли сходство ВНД животных и человека?

Мышление – это: Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяюща.

Мышление – это: Высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Функции мышления Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однород.

Функции мышления Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления Решение проблем и задач Понимание –это не только раскрытие существенного в предметах и явлениях, но и постижение смысла и значения чего-либо. При этом, чем больше связей человек обнаруживает между прежним и новым опытом, тем сильнее ощущение, что это новое ему понятно. Проблемная ситуация является побудителем, как бы запуском мышления. Анализ проблемной ситуации порождает вопросы, на которые необходимо ответить. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту и тем, что он должен достигнуть.

Виды мышления Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различают.

Виды мышления Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое.

Виды мышления Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть к.

Виды мышления Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка. Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Виды мышления Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при.

Виды мышления Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необх.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций. В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств.- Обобщенность. Проникновение в существенные связи и отношения предметного и социального мира возможно с помощью выработанных человечеством культурных средств, орудий познания – практических действий, образов и представлений, моделей, схем, символов, знаков, языка. Опора на культурные средства познания характеризует такую особенность мышления как опосредованность.

Основные мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сло.

Основные мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Формы мышления Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, св.

Формы мышления Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии. Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи. Через понятие, выраженное в слове, М.оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращенностью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных. Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли , тем отчетливее и понятнее она становится. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие их формирования.

Этапы решения мыслительной задачи Осознание Проблемной ситуации Ограничение з.

Этапы решения мыслительной задачи Осознание Проблемной ситуации Ограничение зоны поиска Построение гипотезы Проверка гипотезы Постановка задачи Рефлексия действий и результатов

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составл.

Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:

Составляющие продуктивности ума Быстрота Самостоятельность Широта Гибкость Гл.

Составляющие продуктивности ума Быстрота Самостоятельность Широта Гибкость Глубина Критичность Инициативность Сообразительность

Качества мышления: Быстрота мышления – проявляется в способности находить пра.

Качества мышления: Быстрота мышления – проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени. Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается вего самостоятельности. Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач.

Сознание – это отражение действительности в мозге человека. Мышление – это об.

Сознание – это отражение действительности в мозге человека. Мышление – это обобщенное и опосредованное познание действительности.

Сигнальные системы Совокупность процессов в нервной системе, которые осуществ.

Сигнальные системы Совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма, называют сигнальной системой.

Сигнальные системы Первая с.с Воспринимает конкретные раздражители и является.

Сигнальные системы Первая с.с Воспринимает конкретные раздражители и является основой для образования условных рефлексов. За это восприятие отвечают анализаторы. Вторая с.с. Условным раздражителем является слово. На основе слов возникает возбуждение, воспринимаемое и перерабатываемое к.б.п. Слова являются сигналами для работы первой с.с.

Речь – это озвученная мысль, свойственная только человеку Основой для возникн.

Речь – это озвученная мысль, свойственная только человеку Основой для возникновения речи является аппарат для образования звуков – голосовой. В к.б.п. в левом полушарии три центра речи: - слуховой (понимание) - двигательный (произношение) - зрительный ( понимание письменной речи, чтение)

Функции речи (слова) Условный раздражитель Основа формирования понятий Средст.

Функции речи (слова) Условный раздражитель Основа формирования понятий Средство общения Средство мышления: - мышления осуществляется в речевой форме, - Мышление свойственно только человеку, - Мышление формируется…

Типпе Дегре – родилась в Африке и росла среди львов

Типпе Дегре – родилась в Африке и росла среди львов


Бэби-Хоспитал Найдена в 1978 на Сьерра-Леоне в стаде обезьян

Бэби-Хоспитал Найдена в 1978 на Сьерра-Леоне в стаде обезьян

Мальчик – обезьяна из Камбоджи

Мальчик – обезьяна из Камбоджи

В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприят.

В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции реч.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Напр.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер. Устная Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией

Письменная Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Аффективная Нет.

Интеллект Характерные черты: 1) Способность познавать окружающий мир. 2) Всео.

Интеллект Характерные черты: 1) Способность познавать окружающий мир. 2) Всеобщность (т.е. во всех видах умственной деятельности). 3) Наследуемость (преимущественно).

IQ (англ. intelligence quotient) - коэффициент умственного развития. Ниже 70.

IQ (англ. intelligence quotient) - коэффициент умственного развития. Ниже 70 – слабоумные (15% населения Земли) Ниже 90 – у 1/4 населения 100 – в среднем Выше 110 – у 1/4 населения 130-140 – 2% людей

Альберт Эйнштейн IQ 200 Билл Гейтс IQ 160 Джордж Буш младший IQ 91 Александр.

Альберт Эйнштейн IQ 200 Билл Гейтс IQ 160 Джордж Буш младший IQ 91 Александр Солженицын IQ 159 Владимир Путин IQ 134 Брюс Уиллис IQ 101 Оноре де Бальзак IQ 187 ПэрисХилтон IQ 95 Алла Пугачева IQ 106 Сильвестр Сталлоне IQ 93 Анджелина Джоли IQ 118

Вопросы для самостоятельной работы - Объясните значение мышления для развити.

Домашнее задание: по учебнику 9 класса §32, § 33- учить Прочитать § 35 Повтор.

Домашнее задание: по учебнику 9 класса §32, § 33- учить Прочитать § 35 Повторить §30, §31, §34 Отвечать на вопросы по тексту параграфов

Краткое описание документа:

Мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

К основным операциям мышления относят: анализ, сравнение, синтез, конкретизацию, абстрагирование, обобщение, а также сравнение и классификацию.

Основными видами мышления являются теоретическое (к которому, в свою очередь, относят понятийное и образное), а так же практическое (к нему относятся наглядно-образное и наглядно-действенное).

В психологии проблема мышления тесно связана с проблемой речи. Человеческое мышление и речь протекают на основе общих элементов - слов. Речь возникла одновременно с мышлением в процессе общественно-исторического развития человека.

Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует появление особой формы отражения действительности.

Читайте также: