Музыка южной америки доклад

Обновлено: 16.05.2024

Одним из популярных и достаточно известных направлений в музыки можно назвать латиноамериканскую музыку. Возникшая более четырех столетий назад на территории Латинской Америки, она стала визитной карточкой многих латинских стран. Подразделяясь на множество жанров и направлений, латиноамериканская музыка покорила сердца слушателей всего мира , подарив не только чудесные композиции порой носящих этнический характер, но и латиноамериканские танцы, ставшие популярными далеко за пределами Южной Америки.

Латиноамериканские исполнители, как правило, поют на двух языках, своем родном (испанском или португальском) и английском. Второй язык стал обязательным для тех певцов, которые хотели заполучить всемирную известность. Весь пласт латиноамериканской музыки можно разделить на несколько региональных стилей, которые формировались длительное время под влиянием культуры той или иной страны. Наиболее популярной можно назвать андскую, центральноамериканскую и карибскую музыку.

Музыкальные композиции, появившиеся в горных районах Южной Америки, относят к андской музыке. На нее в большей степени повлияли традиции местных индейцев с их манерами исполнения и музыкальными инструментами.

В странах центрального региона зародилось иное музыкальное направление, которое в дальнейшем разделилась на несколько жанров.

Карибскую музыку можно назвать самой контрастной и живой, ведь к этому направлению относят произведения островных и портовых государств, который в той или иной степени подвластны влиянию иностранной культуры.

Несмотря на то, что латиноамериканскую музыку принято разделять на жанры и направления, все это условно, а границы жанров достаточно размыты. Со временем композиции Латиноамериканских стран видоизменялись, музыкальные инструменты совершенствовались, а темы песен отражали не только внутренний мир исполнителя, но и внешние перемены, происходящие в обществе и государстве целом. Поэтому четко разделить латиноамериканскую музыку на жанры невозможно.

Музыка стран Латинской Америки совершенно непохожа на музыку остальных стран. Латиноамериканская музыка отличается своим многообразием стилей, многогранностью, потрясающим слушателя колоритом, необычайно романтическим содержанием песен.

Латиноамериканская музыка формировалась на фоне смешения нескольких культур - индейской, испанской, а несколько позднее и африканской. Именно потому, во многих мелодиях заметны индейские мотивы и ритмы Африки. Большинство песен написаны на испанском и португальском языках. Но встречаются песни и на индейских диалектах, например на кечуа.

Из смеси культур и стала постепенно рождаться музыка, не повторяющая ни индейскую, ни европейскую музыкальные школы. Этот синтез и стал музыкой Латинской Америки, модной сейчас во всем мире.

Сегодня латиноамериканская музыка насчитывает огромное количество жанров и направлений, уникальных и единственных как, например, танго, сальса, сон, перуанские вальсы, вальянато, кумбия, ламбада, техано (или текс-мекс).

Особенно богата музыкальным фольклором Бразилия.

Народная музыка в Бразилии развивалась параллельно с классической и также использовала традиционные музыкальные инструменты из Европы: гитару, пианино и флейту, сочетая их с ритмами и звуками, производимыми сковородками, “cuicas” (маленькие бочонки с мембраной и палочкой внутри, которые производят хрипящие звуки) и тамбурины.

Типичной народной музыкой Бразилии остается самба с ее заводным ритмом. Никому не известно ее точное происхождение. Некоторые полагают, что она родилась на улицах Рио-де-Жанейро при переплетении трех различных культур - песен свиты португальского короля, африканских ритмов и быстрых шагов в ритуальных танцах индейцев. Другие считают, что самба имеет чисто африканское происхождение от batuque - музыки исполняемой при помощи ударных и хлопанья в ладоши.

Бразилия стала музыкальной страной благодаря своему происхождению: индейцы играли на бамбуковых флейтах, португальцы привезли с собой своих певцов и гитаристов, а африканцы - разнообразные и волнующие ритмы.

Начиная с классических произведений композитора Виллы Лобоса и нежнейших звуков “bossa nova” и заканчивая заразительными аккордами самбы, в стране получила развитие необыкновенно разнообразная, красивая и причудливая музыка.

Выдающиеся композиторы страны, такие как Гейтор Вилла Лобос, привлекли к бразильской музыке внимание всего музыкального мира. Сочетание элементов португальского, негритянского и индейского фольклора породило новый тип музыки, свойственной только Бразилии.

Эйтор Вилла-Лобос родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 г. Первыми музыкальными впечатлениями будущий композитор был обязан живописным улицам и набережным родного города. Там звучали серенады бродячих музыкантов и тамбуры негритянских танцоров. Первые сведения о музыке он получил от своего отца, Раула Вилла-Лобоса, человека высокообразованного, служившего в Национальной библиотеке, автора нескольких книг по истории и космографии и большого любителя музыки (он основал один из первых в Рио-де-Жанейро музыкальных клубов — Концертное симфоническое общество).

Народные песни и танцы, состязания деревенских музыкантов, их импровизации, местные музыкальные инструменты — поражало воображение молодого музыканта, на всю жизнь сохранившего любовь и живейший интерес к фольклору, к истории Бразилии и пробудило в нем глубокое национальное сознание.

Чтобы глубоко изучить фольклор, композитор совершил два путешествия по стране (1904-1905 и 1910- 1912 гг.). Полученный опыт оказался столь ценен, что позднее мастер любил говорить: "Моим учебником гармонии стала карта Бразилии". Международное признание пришло к Вила-Лобосу в 30х гг. Огромный резонанс имел его авторский концерт в Париже (1924 г.). "Нас двое варваров в Париже - я и Вила-Лобос", - писал С. С. Прокофьев, имея в виду необычные для европейцев экзотическую красочность и темперамент музыки бразильского композитора.

В 1930 г. бразильское правительство поручило Вилла-Лобосу организовать единую систему музыкального образования в стране. Вилла-Лобос на несколько лет прервал своё творчество и целиком посвятил себя разработке новых методов преподавания музыки в школах. В основе его системы лежало хоровое пение как фундамент последующего профессионального образования.

Вилла-Лобос выступал с докладами в городах, основал десятки музыкальных школ, создал хоровые коллективы в главных центрах страны, организовал школу учителей-хормейстеров, которой лично руководил, сформировал специальный оркестр, преследовавший главным образом культурно-образовательные цели (в частности, с этим оркестром Вилла-Лобос впервые в Бразилии исполнил Мессу си минор Баха и Missa solemnus Бетховена). По его инициативе была открыта Национальная академия хорового пения (1942), президентом которой он оставался до конца жизни.

Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку.

Музыкальное образование Вилла-Лобос получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вилла-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным характером. Современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров.

Творческое наследие Вилла-Лобоса велико: он создал девять опер, пятнадцать балетов, двенадцать симфоний, восемнадцать программных симфонических поэм, инструментальные концерты и т. д. Настоящим шедевром можно назвать цикл из девяти сюит для различных составов инструментов под названием "Бразильские бахианы" (1944 г.). Непосредственным прототипом "Бахиан" можно считать "Бранденбургские концерты" Баха: они также написаны для разных составов оркестра и весьма свободны по формам. В музыке сюит нашла отражение важнейшая черта бразильского фольклора - любовь к необычным звуковым краскам. Вилла-Лобос особенно ценит "чистую" красоту тембра, в каждой сюите он отдаёт предпочтение определённой группе инструментов. Так, в седьмой бахиане на первом месте - деревянные духовые, а во второй и пятой - виолончели. Степень сложности музыки различна - от простых и незатейливых наигрышей до композиций, необычных по составу гармоний и рисунку мелодий. По настроению бахианы делятся на лирические и жанрово танцевальные. Последние близки по форме к сюитам Баха, но роли алманды, куранты или сарабанды исполняют темпераментные бразильские танцы.

К "Бразильским бахианам" близок по форме цикл "Шорос" (1929 г.), состоящий из четырнадцати сюит для камерных ансамблей. В музыке в классических формах представлены традиции народного уличного музицирования. Вилла-Лобос тонко чувствовал сложную природу бразильского фольклора - в нём переплелись интонации музыки индейцев, негров и португальцев. Поэтому композитор использует сложные ритмы, сочетания различных ладов, необычные комбинации инструментов. В музыке "Шорос" особенно привлекает дух импровизации, без которого не может жить народная традиция: развитие тем построено так, словно музыканты сочиняют произведение на глазах у слушателя.

Народная мелодия входит в музыку Вилла-Лобоса как естественное событие, как пейзаж, субъективно. Она только намек, не тема. Вилла-Лобос пользуется ею как коллективной собственностью, как res nullius. Он делает с нею то, что хочет. Он не фольклорист, а творец, который вдохновляется фольклором. Вопреки ходячему мнению Вилла-Лобос сравнительно не часто, во всяком случае, не чаще других бразильских или латиноамериканских композиторов — его современников, использовал в своем творчестве фольклорный материал в чистом виде.

Однако гораздо чаще Вилла-Лобос шел иным путем, художественно обобщая наиболее типичные черты народного искусства: особенности ладового и интонационного строя, ритмики, гармонии, структуры периодов, характер звучания национальных музыкальных инструментов, манеру исполнения, т. е. путем создания такой оригинальной музыки, которая была бы подлинно национальной.

В этих словах Вилла-Лобоса выражено не только его собственное кредо.

Именно таким путем шли в 20—30-х годах ведущие композиторы Латинской Америки, поставившие целью создание национальных музыкальных школ в своих странах: Рольдан н Катурла на Кубе, Ревуэльтас и Чавес в Мексике. Все они могли бы подписаться под заявлением Вилла-Лобоса, как и Вилла-Лобос, без сомнения, подписался бы под следующими словами Катурлы, выражающими ту же мысль:

В этой пьесе, посвященной Эрнесту Назаре, Вилла-Лобос воспроизвел стиль и характер музицирования уличных инструментальных ансамблей шорос — тех самых, в которых когда-то начиналась его артистическая деятельность.

Однако по мере создания очередных номеров серии Вилла-Лобос бесконечно расширял круг художественных образов, изначально присущий этому полуфольклорному, полупрофессиональному жанру городской музыки.

Устная поэзия, откуда он брал тексты и писал на них музыку; сказки и легенды, которые затем становились сюжетами его произведений; исторические предания, помогавшие ему лучше узнать и больше любить свой народ; обычаи, обряды, одежда, изделия художественных ремесел — все это прямо или косвенно находило отражение в творческой деятельности Вилла-Лобоса, обогащало его видение художника.

Бразилия много дала Вилла-Лобосу, а художник-патриот вернул ей еще больше. То, что до него было только фольклором и достоянием только Бразилии, стало благодаря Вилла-Лобосу выражением в звуках духа нового мира, доступным для всех и принадлежащим всему человечеству.

В наши дни в народной музыке Бразилии продолжают использоваться новые ритмы и новые мелодии. Исполнители и композиторы используют разнообразные средства для того, чтобы не разочаровать музыкальную аудиторию всего мира.

Список литературы

Шнеерсон Г., Памяти Вилла-Лобоса, "Советская музыка", 1960, с. 184-185.

Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.

Эстрела А., Бразильская музыка, в сб.: Бразилия, М., 1963, с. 351—385.

Программа по башкирской музыке Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны для 5, 6, 7, 8, 9 классов.

Музыкальная культура Латинской Америки

Бразильский художник Jorge Maciel

Музыка Латинской Америки - огромная, но мало изученная у нас область искусства. Между тем творчество таких композиторов, как бразилец Эйтор Вилла-Лобос, кубинцы Амадео Рольдан и Алехандро Гарсия Катурла, мексиканцы Сильвестре Ревуэльтас и Карлос Чавес, аргентинцы Альберто Хинастера и Астор Пьяццолла, свидетельствует, что музыкальная культура Латинской Америки достигла той степени зрелости, когда ее творения имеют право быть причисленными к ценностям общечеловеческого значения.
Латиноамериканская музыка, роль которой в повседневной жизни Латинской Америки весьма высока, является сплавом многих музыкальных культур, однако основу её составляют три компонента: испанская (либо португальская), африканская и индейская музыкальные культуры.
Несмотря на то, что латиноамериканская музыка крайне неоднородна и в каждой стране Латинской Америки имеет свои особенности, стилистически ее можно подразделить на несколько основных региональных стилей:

* андскую музыку;
* центральноамериканскую музыку;
* карибскую музыку;
* аргентинскую музыку;
* мексиканскую музыку;
* бразильскую музыку.

композитор Эйтор Вила Лобос


Эйтор Вила Лобос (Villa Lobos) (5.3.1887, Рио-де-Жанейро - 17.9.1959, там же) - бразильский композитор и дирижер. Учился игре на виолончели у своего отца. В 11-летнем возрасте после смерти отца Вила Лобос вынужден был содержать семью, играя в кафе. К этому времени он самостоятельно научился играть на многих музыкальных инструментах. Вила Лобос занимался в Музыкальном институте в Рио-де-Жанейро у А. Франка и Франсиско Брага.
Наиболее значительными произведениями Вила Лобоса являются 14 пьес "хорос" (серенады) для различных составов инструментов - от гитары и до малого симфонического оркестра. Стилизованные в духе бразильской, индейской и старинной негритянской музыки, "хорос" отличаются сочностью, своеобразной мелодичностью, яркостью красок. Среди произведений Вила Лобоса хорошо известны также пьесы для фортепиано, обработки народных песен и танцев, 8 оркестровых сюит в память Иогана Себастьяна Баха "Бразильские бахианы" (1930-1945) и другие.

М. Ю. Миркин


Рольдан Амадео (1900—39), кубинский композитор, дирижер. С 1932 возглавлял Филармонический оркестр Гаваны. Зачинатель афро-кубинского направления в симфонической музыке. Балеты, произведения для оркестра, хоры, фортепианные пьесы и другое.


А́стор Пьяццолла (1921—92), аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки.


Музыка неизменно сопровождает человека по жизни с раннего детства. Мы относимся к этому виду искусства, прежде всего, как к одному из способов проведения досуга, однако в древности исполнение музыки воспринималось как священное действо. Музыка – важнейшая составляющая наследия любой культуры, неотъемлемый атрибут её самобытности. В настоящей книге читатель познакомится с музыкой различных коренных народов Северной Америки, Месоамерики и Южной Америки.На обложке: Кокопелли, рис. М. Виноградова

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музыка индейцев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Дизайнер обложки М. А. Виноградов

Редактор С. Б. Дида

© М. А. Виноградов, дизайн обложки, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Музыкальные традиции индейцев Северной Америки

М. А. Виноградов

Исследование и изучение традиционной индейской музыки началось достаточно поздно, в конце 1800-х годов, с появлением академической дисциплины, названной сравнительным музыковедением, которое позже преобразовалось в этномузыкологию. Результатом первого исследования этномузыкологии стала книга по индейской музыке, изданная в 1882 году Теодором Бэйкером (Theodore Baker). Его работа включала в себя интервью с индейскими музыкантами, описания ритуалов и церемоний, запись индейской музыки с помощью нотной грамоты. Значительный вклад в изучении индейской традиционной музыки был также сделан этномузыкологом Алисой Флетчер (Alice Fletcher) и учительницей музыки из Миннесоты Фрэнсис Дэнсмор (Frances Densmore). С 1890 года ученые начали документировать индейскую музыку с помощью звукозаписи.

В настоящее время самыми богатыми коллекциями индейской традиционной музыки располагают Архив Народной Культуры Библиотеки Конгресса США (Archive of Folk Culture of the Library of Congress, Washington, D.C.), Архивы Традиционной Музыки в университете Индианы (Archives of Traditional Music at Indiana University, Bloomington) и Фонографический Архив Берлина (Phonograph Archive, Berlin).

Согласно верованиям большинства коренных американцев, музыка — это дар Создателя или духов первым людям в их мифическом прошлом. Мифы и легенды описывают происхождение различных музыкальных инструментов, песен, танцев, и церемоний. Так как все они являются священными дарами, то должны храниться народом в неизменном виде, чтобы не утратить своей силы. Этот факт является огромным преимуществом для изучения традиционной индейской музыки.

В связи с этим появление новых музыкальных тем и форм в индейской среде могло происходить исключительно под влиянием полученных видений, но не как не путем специального сочинительства. В зависимости от характера видения, музыка могла стать как достоянием всего племени, так и остаться у получившего ее в личном использовании.

Эстетический момент или восприятие красоты музыки это одно из самых сложных и относительных понятий в любой музыкальной культуре. Индейцам более всего свойственно оценивать музыку с точки зрения эмоционального воздействия, которое она оказывает. Являясь чаще всего социальным средством, музыка должна была отвечать запросам сообщества и удовлетворять его потребности в определенных аспектах жизни. И чем теснее и органичнее музыка сочеталась с другими культурными проявлениями, тем ценнее она была, и тем бережнее было отношение к ней.

Основные элементы традиционной индейской музыки — это вокал и перкуссия. Вокал в зависимости от племени или назначения и вида песни мог варьироваться от сольного исполнения до хоров и многоголосного пения. Вокал был основной составляющей, а музыка практически всегда — второстепенным дополнением. Основой музыкального сопровождения являлись различные ударные инструменты, создающие устойчивый ритм для певцов и танцоров. Традиционная индейская музыка является почти полностью монофонической и обычно начинается с медленных четких ударов барабана, задающих основной ритм, которые постепенно становятся быстрее и резче. Параллельно присоединяются дополнительные инструменты и певцы, создавая и изменяя рисунок песни.

Наиболее распространенная в индейском обществе музыкальная форма — это песня. Индейские песни можно разделить на три категории — это повседневные бытовые песни, социальные, исполняемые в общественных церемониях и тайные песни, которые используются только в ритуальных целях.

Песня в любой культуре является симбиозом музыки и слов, и в этом плане традиционная индейская музыка играла важную роль в развитии и сохранении языка. Многие индейские языки, на которых уже не говорят в повседневной жизни, сохранились исключительно благодаря музыкальным традициям.

Среди многих индейских народов песня применялась как одна из форм исполнения традиционных историй. Слова в таких песнях часто могли претерпевать некоторые фонетические изменения, чтобы подстроиться под музыкальный ряд и рифму. Иногда в церемониальных песнях присутствовали архаичные слова или слова и фразы из чужих языков — такие приемы использовались для создания ауры некоторой таинственности, для придания песням особого смысла и эмоций, отличавших их от простых бытовых песен. В некоторых областях, где использовались межплеменные языки — пиджины, в текстах песен могли встречаться слова из таких языков.


Погремушка из высушенной тыквы, регалия культа Пейота Церкви Коренных Американцев. Равнины.

Для индейской музыкальной культуры характерно половое дифференцирование. Инструменты, песни и танцы часто являлись специфическими для определенного пола. Отношение к музыке и участие в музыкальных действиях мужчин и женщин не было одинаковым. Относительно мала в этом плане роль женщин Северо-восточного и Юго-восточного регионов. Племена Северо-западного побережья напротив — практиковали частое и активное участие женщин в пении и танцах. Наиболее характерны для этого региона женские любовные песни, песни исцеления и песни для игр. Юго-запад, благодаря большому количеству церемоний, был особенно разнообразен в женских музыкальных проявлениях. Женщины также играли важную роль в Танце Солнца на Равнинах и в Большом Бассейне.

Для непосвященного слушателя может показаться, что индейская музыка совершенно одинакова и однообразна в независимости от племенной принадлежности. Однако, это не так. Индейская музыка Северной Америки отличается огромным разнообразием.

Северо-западное побережье

Музыка этого региона признана одной из самых сложных на континенте. Для нее характерны открытые моно — и полифонические вокалы (это единственная область Северной Америки с полифонией), структурированные интервалы, сопровождающие длинные сложные мелодии и ритмические рисунки декламаторского характера, связанные с вокальной мелодией и основным ритмом. Вокалы чрезвычайно напряженные, пульсирующие, динамически контрастные.

Наибольшей сложностью в этом регионе отличается музыка племен нутка, квакиутль, цимшиан, мака. Музыка сэлишской группы относительно менее сложная, ее можно определить как промежуточное звено между музыкой северо-западных племен и иннуитской музыкой. Сэлишская музыка более чем любая другая на северо-западе усиливает характерные особенности иннуитской музыки, особенно это касается построения мелодического ряда, который напоминает движения маятника в широких интервалах от одного предела диапазона до другого.

Среди племен северо-запада исполнение тех или иных песен или ритуалов, связанных с музыкой, считались наследственными привилегиями, которые передавались из поколения в поколение внутри одного рода. Однако владелец мог распоряжаться таким наследством по своему усмотрению, например, он мог подарить или продать его.

Это регион, в котором соседствуют две большие культурные группы — пуэбло и атапаски. Для музыки атапасков юго-запада — навахо и апачей — характерны напряженный назальный вокал с несмешанной монофонией, использование пульсаций и фальцета, простые ритмы ограниченной продолжительности (обычно всего два в песне), мелодичные контуры, и большие мелодичные интервалы. Песни атапасков быстры и относительно просты в своей структуре.

Музыка пуэбло характеризуется смягченным, низким и чрезвычайно смешанным монофоническим стилем. Песни пуэбло более медленные, сложные и детальные, обычно состоящие из пяти фрагментов, разделенных на четыре или больше музыкальные фразы. Музыка пуэбло наряду с северо-западной считается одной из самых сложных на континенте, в свою очередь музыка племен хопи и зуни наиболее сложная из всех племен пуэбло. Музыка юго-западных народов тано и керес относительно более простая, является переходным звеном от юго-западной музыкальной традиции к традициям Равнин. Музыка племен пима и папаго — это переходное звено между традициями юго-западной и калифорнийской музыки.

Отличительными чертами калифорнийской музыки можно назвать смягченную не пульсирующую вокальную технику, относительно большое количество простых ритмов, наличие пентатоники и последовательности ритма. Характерный прием калифорнийских песен — это повышенное исполнение каждой повторяющейся фразы — она исполняется на октаву выше.

Самые сложные музыкальные стили этого региона принадлежат крикам, чероки, чокто и племенам ирокезской группы. Более простая музыка характерна для племен алгонкинской языковой группы. У индейцев племени шауни, также принадлежащих к алгонкинской языковой группе, в музыке развился относительно сложный стиль под влиянием соседних юго-восточных племен.

Музыка Равнин характеризуется обилием назальных вокалов, чрезвычайной вокальной напряженностью, пульсацией, частыми фальцетами, с постепенным понижением октавы, несмешанной монофонией. Строфы используют неполное повторение. В музыке арапахо и шайенов эти особенности усиливаются и усложняются, в то время как музыка северных племен региона, особенно черноногих, отличается относительной простотой, меньшими мелодичными диапазонами, и меньшим количеством тонов.

Плато и Большой Бассейн

Музыка племен этого региона является относительно простой и характеризуется короткими мелодиями в диапазоне менее октавы, умеренно смешанной монофонией, смягченными и открытыми вокалами, а также уникальным явлением в индейской музыке — парафразами. При такой структуре песни мелодичные фразы повторяются дважды, чередуясь с одной — двумя дополнительными фразами. Большинство песен состоят из повторяющихся дважды фраз и схематически их можно изобразить следующим образом: AA BB CC AA BB CC, и т. д. реже встречаются песни с многократными повторениями. Песни племен модок и кламат содержат только одну повторную фразу и многие из них являются двух — или трехтональными.

Музыкальный стиль с парафразами и смягченным не пульсирующим вокалом был принесен в конце XIX века на Равнины вместе с Религией Пляски Духов, которая зародилась среди паютов. Музыка этого региона, особенно Большого Бассейна, не претерпели значительных изменений на протяжении многих десятилетий благодаря относительной культурной изоляции.

Индейские музыкальные инструменты

Индейские музыкальные инструменты, не смотря на неширокий диапазон, отличаются большим разнообразием форм и вариантов исполнения. Среди них можно выделить несколько групп, характерных для большинства индейских народов Северной Америки.

Мембрафоны — инструменты, имеющие мембрану, натянутую на основу. Звук извлекается путем механического воздействия на мембрану.

Конечно же, наиболее распространенный вид индейских мембрафонов, самый известный и важный индейский музыкальный инструмент — это барабан. У каждого племени есть свои легенды, традиции и обычаи, связанные с барабаном, приемы игры на нем, но основы конструкции очень схожи: в большинстве случаев это деревянная рама-основа, как правило округлой формы, с натянутой на ней кожей.

Двусторонние барабаны делались из ствола дерева, сердцевина которого удалялась и стенки выскабливались до толщины приблизительно в 15 мм, на обеих сторонах натягивалась кожа. У некоторых племен в такой барабан помещались небольшие предметы, которые подпрыгивали внутри барабана во время игры на нем, добавляя сложность звуку.


Восьмигранный барабан из сыромятной кожи. Северо-запад.

Племена северо-востока использовали особый вид барабана — водяной. Его основу составлял выдолбленный ствол дерева, в некоторых случаях его заменяли глиняные горшки или железные котелки. Внутрь заливалась вода, а сверху натягивалась оленья кожа. Звук и тональность барабана зависели от количества налитой в него воды. У оджибве водяные барабаны считались самым священным из всех барабанов и имели статус живого существа. Они почти всегда были собственностью шамана или тайного общества.

Водяные барабаны из металлического котелка используются по сей день в ритуалах Церкви Коренных Американцев (NAC).

На Равнинах чаще всего использовались ручные барабаны от 30 до 70 см в диаметре. В более позднее время, после контакта с европейцами, у племен региона появились большие двусторонние барабаны. По одной из версий они произошли от трофейных армейских барабанов, по примеру которых индейцы стали делать аналогичные по конструкции инструменты. Такие барабаны могли достигать 1 метра в диаметре и играли на них сразу несколько барабанщиков. В настоящее время такие барабаны являются основным церемониальным инструментом Пау Вау, и к нему проявляют особое почтение и уважение. Звук и форма барабана имеют глубокое символическое значение. Для большинства индейских народов удары барабана — это пульс Матери-Земли. Круглая форма — это символ бесконечного жизненного цикла.

Идеофоны — музыкальные инструменты, производящие звук, подвергаясь различным механическим воздействиям.


Медная погремушка. Северо-запад.

Безусловно, это наиболее распространенная группа музыкальных инструментов в индейской музыке, характеризующаяся многообразием форм и материалов из которых они изготовлены.

К идеофонам можно отнести ударные инструменты с твердым телом такие как, например, ударные доски или ножные барабаны калифорнийских племен. Обычно это половина древесного ствола, около 2 метров длиной с удаленной сердцевиной. Для установки такого барабана вырывали продольную траншею, которая выполняла роль резонатора. Играли на таком барабане двумя способами. Иногда мужчины стояли на барабане и топали по нему, сопровождая таким образом исполнений той или иной песни. Иногда мужчины стояли около барабана и ударяли по нему палками, которые во время игры поднимались и опускались вертикально подобно пестикам в ступах. Игра на таком барабане использовалась как сопровождение практически всех танцев.

У большинства племен Северо-западного побережья изначально не было барабанов с кожаными мембранами, так как во влажном климате этого региона кожа не могла долгое время сохранять необходимое натяжение. По этой причине распространение здесь получили барабаны-коробки из туевых досок. Для игры на таких барабанах музыканты оборачивали руки полосами туевого луба или использовали палки.


Погремушки из сыромятной кожи. Равнины.

Также к идеофонам относится и огромный спектр различных погремушек, которые у большинства индейских народов играли большую роль в религиозных церемониях и являлись вспомогательным инструментом шамана при общении с духами.

Погремушки можно разделить по типу их конструкции на контейнерные и сборные.

Контейнерные погремушки имеют полое тело, наполненное мелкими предметами, которые при встряхивании создают звук. Такие погремушки изготавливались из самых различных материалов. Это могли быть высушенные плоды тыкв, панцири черепах, дерево и древесная кора, полые рога животных, сыромятная кожа, а в более позднее время и жестяные консервные банки. В качестве наполнения использовались мелкая галька, семена, бусины или дробь. Огромное разнообразие форм погремушек было обусловлено целями их использования, региональными и племенными особенностями.

Очень часто, являясь инструментом шамана, погремушки несли на себе изображения, относящиеся к религиозным и мифологическим представлениям. Так, например, у племен северо-западного побережья деревянные погремушки, украшенные резьбой, представляли собой целое повествование. Большинство таких погремушек вырезались в форме одного из главных культурных героев этого региона — Ворона-Йеля. На животе Ворона обычно изображалось лицо мифологического персонажа, а на своей спине Ворон нес фигуру шамана и еще нескольких персонажей, имеющих отношение к конкретному повествованию, изображенному на погремушке.

Сборные погремушки это, как правило, собранные группами мелкие предметы, которые при встряхивании или движении создавали звук. К таковым можно отнести погремушки из оленьих копытец, морских ракушек, крупных семян и орехов, а также из довольно редких и экзотических предметов, таких, например, как коконы насекомых, клювы тупиков (лат. Fratercula) или хвостовые погремушки гремучих змей. После контактов с европейцами, для изготовления таких погремушек стали использовать ружейные гильзы и жестяные конусы. Сборные погремушки могли быть как самостоятельным инструментом, так и частью танцевальных регалий — поясами или подвязками.

Следующая группа идеофонов, характерная для индейской музыки — это скребки или терки, которые представляли собой зазубренные поверхности, звук из которых извлекался при помощи палки или кости. Терки использовались практически повсеместно, и изготавливались из самых различных материалов. Обычно это была твердая поверхности с естественными или искусственно нанесенными зазубринами — дерево, кость, высушенная кожа аллигатора, тыквы. Иногда терку помещали на барабан для создания дополнительного резонанса.

Южная Америка

Южная Америка – материк, расположенный в Западном полушарии нашей Планеты. Его пересекает линия Экватора и делит этот континент на две части. Одна часть (наибольшая) – относится к Южному полушарию, а вторая (наименьшая) – к Северному полушарию.

Южная Америка

Материк занимает 4 место среди континентов по своей площади — 17 840 000 км². На его территории, включающей прилегающие острова, расположены 15 государств, три из которых являются зависимыми. Перейдя по ссылке, можно посмотреть подробный список стран Южной Америки в таблице со столицами и характеристиками. Численность населения примерно составляет около 400 млн. человек.

Южная Америка

На западе континент омывает Тихий океан, на востоке – Атлантический океан, на севере – Карибское море, являющееся рубежом между Северной Америкой и Южной Америкой.

Крайние точки материка Южная Америка

Южная Америка

Северная точка – Мыс Гальинас расположен в Колумбии на берегу Карибского моря.

Южная (материковая) точка – Мыс Фроуард находится в Чили на полуострове Брансуик на берегу Магелланова пролива.

Южная (островная) точка – Диего – Рамирес – самая южная точка Америки и Чили, которая состоит из группы островов, занимающих площадь чуть больше одного квадратного километра.

Западная точка – Мыс Париньяс находится в Перу.

Восточная точка – Мыс Кабу – Бранку, расположен в Бразилии.

Рельеф Южной Америки

Южная Америка

Материк Южная Америка по рельефу делится на Горный Запад и Равнинный Восток.

Пустыня Атакама расположена на территории Чили и является самым засушливым местом на нашей Земле. Есть такие места на территории пустыни, где дождь выпадает один раз за несколько десятилетий. Здесь самая низкая влажность воздуха. Из растительности встречаются только кактусы и акации.

Западная часть материка состоит из горной системы Анд, протянувшихся через семь государств Южной Америки, а восточная из равнин. На Севере находится Гвианское плоскогорье длиной 1930 км и высотой – от 300 – 1000м.

На востоке материка расположено Бразильское нагорье, площадь которого около 4 млн. км2. Здесь проживает 95% населения Бразилии. Высшей точкой этого нагорья является гора – Бандейра. Её высота – 2897 метров. Из – за огромного природного разнообразия Бразильское нагорье делят ни три части: Атлантическое, Центральное и Южное плато.

Южнее Бразильского нагорья расположена Лаплатская низменность, на территории которой располагаются такие государства как Парагвай и Уругвай, северная часть Аргентины, южная часть Бразилии и юго – восток Боливии. Площадь низменности более 3 млн км2.

Амазонская низменность – низменность, занимающая площадь свыше 5млн км2. Она является самой огромной низменностью на нашей Планете.

Климат Южной Америки

Южная Америка

В Южной Америке 6 климатических поясов: Северный и Южный субэкваториальный пояс, Экваториальный, Тропический, Субтропический и Умеренный пояс.

Климат Южной Америки в большей её части субэкваториальный и тропический, при котором четко выражены сухие и влажные сезоны. Экваториальный влажный климат характерен только для Амазонской низменности. На юге континента преобладает субтропический и умеренный климат. В северных равнинах температура круглый год 20-28 градусов. В Андах с высотой температура понижается. Возможны даже морозы. На Бразильском плоскогорье температура зимой может снижаться до 10 градусов, а на плато Патагонии до нуля градусов.

Речные системы Южной Америки.

На материке расположены следующие речные системы: Парана, Ориноко, Амазонка, Парагвай, Уругвай.

Амазонка – крупнейшая в мире река по площади бассейна ( 7180 тыс. км²), образованная слиянием рек Укаяли и Мараньон. Считается одним из семи природных чудес света. Бразилии принадлежит большая часть бассейна. Протекает она в основном по Амазонской низменности и впадает в Атлантический океан.

Амазонка

Парана – вторая река по длине на этом континенте, протекающая в южной части континента. Протекает по территории Аргентины, Бразилии, Парагвая. Так же как и Амазонка впадает в Атлантический океан.

Парана

Парагвай – река, является правым притоком Параны. Делит республику Парагвай на Северный и Южный Парагвай, а также в южной своей части является государственной границей между Парагваем и Аргентиной.

Уругвай – река, берущая свое начало в Бразилии и образованная слиянием рек Каноас и Пелотас. Является границей между Бразилией и Уругваем. Её речная система является главным источником водоснабжения страны. Здесь же расположена крупнейшая гидроэлектростанция страны.

Ориноко – река, протекающая через Венесуэлу и впадающая в Атлантический океан. Её особенность – это раздвоенность реки. От неё отделяется река Касикьяре, которая впадает в реку Риу — Негру. В этой реке водится белый речной дельфин или Амазонский и один из самых крупных — Оринокский крокодил.

Озёра Южной Америки

Маракайбо

Титикака

Титикака (тити – пума, кака — скала)– самое большое озеро по запасам пресной воды и второе по площади после Маракайбо. Более трехсот рек впадает в это озеро. Оно является судоходным. Археологические исследования показывают, что на дне озера располагается город Ванаку.

Патус – озеро, расположенное на побережье в Бразилии. Его длина 280 км, а ширина 70 км. От океана его отделяет песчаная коса шириной 8 км. На нем расположены крупные ГЭС. Здесь добывают соль, рыбу и нефть.


Растительный мир Южной Америки

Благодаря теплому климату и огромному количеству осадков — мир растений в Южной Америке очень разнообразен. Для каждой климатической зоны характерна своя флора. Большую площадь занимают джунгли, которые расположены в тропическом поясе. Здесь растут: шоколадное и дынное дерево — папайя, каучуковые деревья, разные пальмы, орхидеи.

Южнее джунглей в экваториальных лесах растут лиственные и вечнозеленые растения. Здесь растет такое дерево как квебрахо, имеющее очень прочную древесину. В субтропической зоне можно встретить лианы и кактусы. Далее, продвигаясь на юг, расположена зона степей, где растет ковыль и разные травы. За этой зоной начинаются пустыни и полупустыни, где растут сухие кустарники.

Растительный мир можно считать главным богатством материка. Картофель, помидоры каучуковое и шоколадное дерево открыли именно здесь.

Животный мир Южной Америки

Животный мир материка также разнообразен, как и растительный. В тропиках обитают обезьяны, ленивцы, ягуар, муравьеды, попугаи, колибри, туканы и многие другие животные. В Амазонской сельве водятся крокодилы, анаконды, пираньи, грызун – копибару, речные дельфины. Только здесь можно встретить дикую кошку – оцелот, похожую на леопарда. В саванне обитают: броненосцы, свиньи — пекари, очковый медведь, страусы, пумы, лисица и гривистый волк. В зоне равнин проживают: олени, ламы, пампасная кошка. Только в Южной Америке можно встретить оленей – пуду, высотой всего 30-40 см. На Галапагосских островах, принадлежащих Южной Америке, обитают огромные черепахи.

Читайте также: