Доклад характеристика этапы работы структура подготовка к защите критерии оценки

Обновлено: 25.06.2024

Доклад является одной из первых научных работ для студентов ВУЗов. Он помогает учащимся не только усваивать полученный материал, но и уметь грамотно выражать свои мысли. Научный доклад и его структура — это сложная работа, обладающая определенной алгоритмом и требующая правильного исполнения. Мало просто найти нужный материал — его следует правильно структурировать и представить преподавателям.

Что такое доклад и что он дает студентам?

Доклад является научно-исследовательской работой, выполняемой студентами, где они излагают суть проблемы, приводят подтвержденные факты, а также высказывают свое мнение касательно выбранной темы. Научный доклад оформляется как в печатной, так и в письменной форме. Доклад нужен не только для хорошей успеваемости учеников. Его главное назначение — это развить умение у студентов работать с документами, уметь компоновать информацию, высказывать свое мнение и выступать перед широкой публикой.

Если тему исследовательской работы ученики выбирают самостоятельно, то писаться доклад должен по четко предоставленной структуре. Студенты должны придерживаться правил оформления работы, чтобы преподаватели и другие ученики смогли лучше воспринимать преподносимую информацию.

Структура научного доклада

Структура доклада

Доклад представляет собой небольшое исследовательское задание, которое обычно не занимает более 5 страниц. Работу студенты выполняют на листах формата А4. Найденную и скомпонованную информацию записывают в письменном виде или распечатывают на компьютере. Структура научного доклада:

  • вступление. Обычно оно посвящено приветствию;
  • введение. в этой части обозревается главный вопрос, который будет поднят в докладе;
  • основная часть. В этой части представлен основной объем информации по заданной теме (вместе доводами автора).

Качественный доклад обязательно должен иметь небольшое заключение, позволяющее сделать вывод из представленной информации.

Требования по ГОСТу

Нормы оформления исследовательского доклады схожи со стандартами создания реферата. Следует отметить, что отдельного ГОСТа для научного доклада нет. Поэтому при компоновки информации рекомендовано обращать внимание на методические советы конкретного ВУЗа. Не существует также особых требований к передаче сведений в форме научного доклада. Единственное правило — текст должен быть написан в научном стиле. Также студентам необходимо пользоваться следующими правилами при написании работы:

  • отказаться от употребления длинных и сложных для восприятия предложений;
  • не употреблять иностранные слова, которые редко используются в русской речи;
  • отказаться от узкоспециальных терминов;
  • свести к минимуму применение вводных конструкций, которые не несут смысловую нагрузку.

В научном докладе может озвучиваться позиция автора. Однако она не должна занимать более 20-30 % всей работы. Ученикам рекомендовано минимизировать количество личных ремарок и правок.

Как писать доклад, выбор темы

Написание доклада — довольно интересный и творческий процесс. Однако предварительно студенту необходимо выбрать интересующую его тему, собрать достоверную информацию, набросать планы работы и только потом приступать к ее написанию.

Доклад - выбор темы

Научные руководители обычно выдают студентам инструкции по написанию исследовательского доклада. Учащемуся необходимо тщательно ее прочитать и вникнуть в суд задания. Возможно, вопрос придется перечитать несколько раз, чтобы более четко понимать о том, что нужно писать. Чаще всего в таких заданиях дан четкий вопрос, на который необходимо ответить студенту, а также представлена дополнительная информация о целевой аудитории доклада, возможности применения личных ремарок.

Если преподаватель не предоставил выбор тем, то ученику необходимо ориентироваться на ту сферу, которая его больше всего привлекает и в которой ему хотелось бы разобраться. Многие эксперты советуют выбирать оригинальную и нетипичную тематику, которая точно заинтересует и преподавателей, и остальных студентов. Часто бывает так, что ученики не могут найти нужную информацию по выбранной теме.

Если возникают подобные трудности, не стоит бояться менять направление работы на начальном этапе. Лучше в начале пути выбрать что-то полегче, чем застрять на середине и долго топтаться на одном месте.

Подготовка к написанию доклада

После выбора тематики следует преступить к поиску информации и тщательно продумать оформление научной работы. Часто преподаватели дают волю фантазии ученикам и не требуют от них четкого следования всем критериям ГОСТа. В таких случаях студенты могут проявлять свою креативность в оформлении доклада, которая поможет им привлечь внимание публики и удержать его на время рассказа.

Немаловажная часть подготовки — это сбор достоверной информации. Не стоит в этом случае опираться только на интернет. Очень многие издания в сети не предоставляются в бесплатном режиме или в нужных форматах. Кроме того, в сети сведения могут быть недостоверными. Поэтому лучше все-таки обратиться в библиотеку и параллельно просматривать некоторые интернет-порталы.

Составление плана доклада

Чтобы не запутаться в большом объеме информации, необходимо набросать план научной работы. Все данные необходимо структурировать, чтобы по ходу чтения работы все больше и больше раскрывалась представленная тема. Ученикам стоит учитывать то, что научная работа в обязательном порядке должна содержать какие-либо фактические данные, цитаты, доводы и аргументы.

В докладе не должно быть воды, все сведения следует подкреплять какими-либо фактами (даты, мнения ученых).

Обязательно необходимо подготовить небольшое введение, чтобы вовлечь читателя в рассказ. Заканчивается повествование выводом, который закрепляет полученные сведения.

Рекомендации к написанию

Ниже представлены рекомендации экспертов по написанию каждой части научно-исследовательского доклада.

Научный доклад

Введение содержит слова приветствия, цели и задачи представленного материала, информацию об авторе. студенту необходимо в доброжелательной и сдержанной форме поздороваться с аудиторией, назвать свои данные, тему выполняемой работы, обозначить цели, которые преследует написанная работа. Вводная часть не должна быть чрезмерно размытой и растянутой. Лучше в 4-7 предложениях представить четкую и интересную информацию, которая сможет вовлечь в слушание большую часть аудитории.

В заключении доклада студенты пишут общую мысль, которую они хотели донести до слушателей. То есть здесь можно указать какие-то личные выводы, итоги, особенности проведенного исследования. Можно также указать данные о том, как проводилась авторская работа, какие периоды исследовались докладчиком.

Список литературы и источников

После вывода с новой страницы ученики пишут список использованной литературы и источников. Это не обязательно должны быть книжные издания. в качестве источников можно вписывать журналы, интернет-порталы. Список литературы пишется в алфавитном порядке. Однако не все преподаватели призывают придерживаться этого правила.

Советы для оформления презентации

Полезные рекомендации к написанию исследовательской работы:

  1. Перепроверять информацию. Особенно если источниками для сбора информации прослужили интернет-ресурсы. В сети легко попасть на недостоверные и лживые источники, созданные некомпетентными в конкретном вопросе гражданами.
  2. Чтобы не путаться в большом количестве, лучше предварительно составлять структурированный план доклада, который поможет подавать информацию постепенно и в нужно порядке.
  3. Если выбранная тема считается узкопрофильной, то информацию по ней лучше искать в библиотеке.

Написанный доклад необходимо внимательно прочесть несколько раз, чтобы суметь пересказать некоторые данные своими словами. Например, преподаватели во время чтения работы могут остановить ученика и задать ему несколько наводящих вопросов, чтобы понять, насколько тот ориентируется в теме. Не нужно зазубривать текст. Важно понимать его смысл.

Советы для выступающих перед аудиторией

Демонстрационность доклада

Чтобы грамотно презентовать написанную работу, необходимо предварительно ознакомиться со всеми незнакомыми или малознакомыми терминами, представленными в научной работе. Это поможет избежать неприятных казусов в процессе передачи информации в устной форме.

Лучше все-таки не использовать незнакомые понятия, если у ученика имеются сомнения в уместности их применения. Чтобы публика лучше воспринимала представленный материал, не нужно полностью считывать всю информацию с листа в одном голосовом режиме. Лучше всего пересказывать некоторые предложения своими словами, чаще отрывать глаза от документации, менять интонацию в нужных местах для лучшего восприятия материала.

Типичные ошибки

От ошибок не застраховании ни один студент. Чаще всего они заключаются в следующих моментах:

  • ошибки. Многие работы составляются в спешке из-за нехватки времени. Поэтому студенты не находят возможностей для корректировки написанного и исправления опечаток;
  • неактуальность или банальность темы. Эта ошибка распространена среди тех учащихся, которые не особо желают напрягаться в писке нужной информации;
  • представленный материал не содержит научных подкреплений. Часто студенты составляют водные работы, которые не содержат четкой конкретики и полностью лишены практической части. Научная работа должна подкрепляться примерами, доводами, фактами, вырезками из экспериментов.

Частые ошибки учащихся заключаются также в использовании публицистического стиля повествования, отклонении от выбранной темы, неправильном оформлении научного доклада.

Научно-исследовательский доклад — это студенческая работы , составленная на основе достоверных источников и презентованная перед аудиторией. Подобного рода работы помогают не только повысить успеваемость учащихся, но и научить их структурировать информацию, работать с большим объемом данных, уметь отделять главное от второстепенного.

Как правильно провести презентацию и стильно подать даже самую сложную информацию вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад и реферат: о сновные понятия

Доклад – это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.

Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Различают следующие виды докладов: научный доклад и учебный доклад. Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений. Обучающийся в ходе подготовки доклада приобретает новые знания, формирует важные научно-исследовательские умения, осваивает методы научного познания, совершенствует навыки публичного выступления.

Цель создания реферата – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, получить навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала, развить исследовательские умения. В дальнейшем эти умения и навыки помогают приступить к написанию более сложных текстов, например, курсовых работ или дипломной работы.

Различают следующие виды рефератов (типы):

- продуктивные – воспроизводящие содержание первичного текста,

-репродуктивные – содержащие авторское осмысление взятых реферируемых источников.

Продуктивные рефераты делятся в свою очередь на реферат-обзор и реферат-доклад . Реферат-обзор составляется с использованием нескольких источников. В нём сопоставляются различные точки зрения по данной теме. Реферат-доклад носит более развёрнутый характер, т.к. кроме анализа информации первоисточника, он содержит объективную оценку проблемы.

Репродуктивные рефераты подразделяются ещё на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию, иллюстрации, сведения о методах и результатах исследования, а также возможностях их применения. Реферат-резюме включает исключительно основные положения по данной теме.

Процесс работы над докладом /рефератом

Подготовка доклада/реферата зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение такого вида работы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Этапы подготовки доклада/реферата:

Подготовка и планирование.

Выбор и осознание темы доклада/реферата.

Подбор источников и литературы.

Работа с выбранными источниками и литературой.

Систематизация и анализ материала.

Составление рабочего плана доклада/реферата.

Письменное изложение материала по параграфам.

Редактирование, переработка текста.

Выступление с докладом/рефератом.

Рассмотрим этапы подготовки доклада/реферата более подробно.

1. На этапе подготовки и планирования предстоит решить, что планируется написать и зачем, и только затем определить, как это делать.

Необходимо принять решения по следующим пунктам:

- выбор конкретной темы;

- цели, преследуемые в работе;

- критерии успешности конечного результата;

- структура и формат изложения;

- характер словаря, верный стиль, правильный тон.

2. Принципиальным и чрезвычайно ответственным моментом в разработке доклада/реферата является выбор темы. Тема должна содержать в себе проблему, так как именно проблема определяет в первую очередь успех всей работы. Четкая постановка проблемы позволит без труда сформулировать цель. Цель – лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится данный вид работы; она формулируется таким образом, чтобы слушатель смог представить себе в общем виде проблемную область, характер, замысел, направленность данного доклада/реферата.

Более детально эти характеристики раскрываются в задачах исследования. Задача – способы и условия достижения цели. Здесь необходимо определить:

- какие именно факты хотите получить;

- какие статистические зависимости предполагаете установить;

- какие тенденции выявить.

Актуальность – это степень важности темы в данный момент времени и в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. Актуальность раскрывает интересующее докладчика явление в аспектах противоречий и трудностей, не определенных разработками его предшественников, а также возможности их разрешения иными средствами.

Новизна темы характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Критериями новизны выступают: вид новизны (теоретическая или практическая), уровень конкретизации, уровень дополнения, уровень преобразования.

3. Под источниками подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под литературой – книги, монографии, публикации в периодической печати.

4. Работу с источниками надо начинать с изучения наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада/реферата:

а) ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);

б) ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее время;

в) ознакомление с публикациями в периодической печати;

г) использование компьютерных источников информации (необходимо так же акцентировать внимание на соблюдении авторских прав при заимствовании информации);

д) составление библиографии;

е) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;

ж) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов);

з) ксерокопирование необходимых материалов.

5. На данном этапе необходимо проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Вполне возможно, что в процессе чтения литературы и осмысления проблемной ситуации выяснится необходимость по-новому сформулировать тему исследования, развернуть свой проект в несколько иной плоскости. Это вполне допустимо и свидетельствует о самостоятельном, творческом подходе к исследованию. Данный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.

6. План позволит организовать построение работы в логической последовательности. Кроме того, четкая структура поможет читателю легче воспринимать материал. План включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.

7. По завершении составления плана, можно переходить непосредственно к созданию текста доклада/реферата. Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Необходимо обратить внимание на два момента:

а) строгое следование структуре доклада/реферата;

б) уточнение названий пунктов в содержании доклада/реферата.

8. Редактирование – важный этап, на котором необходимо провести самоанализ доклада/реферата, то есть, определить, отвечает ли он требованиям по содержанию, оформлению, стилистике.

Общие требования оформления доклада/реферата

При оформлении работы соблюдаются поля:


Структура доклада/реферата

Структура доклада и реферата традиционно включает в себя следующие части.

1. Титульный лист.

2. План (оглавление, содержание). В нем последовательно излагаются названия пунктов доклада/реферата (простой план). Доклад/реферат может структурироваться по главам и параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.

3. Вводная часть (введение). Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, т.е. автор объясняет ее актуальность и значимость . Даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема.

Далее раскрывают цель (например, показ разных точек зрения, разных подходов на определенную личность или явление, событие) и задачи (в качестве задач можно давать описание позиций авторов, раскрывать различные стороны деятельности).

4. Основная часть. Структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Основной материал излагается в форме связного, последовательного, доказательного повествования, иллюстрация автором основных положений. Подбор материала в основной части доклада/реферата должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в докладе/реферате. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами.

5. Заключение. Подводятся итоги выполненной работы, краткое и четкое изложение выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Подтверждается актуальность проблемы и перспективность, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части.

10. Поскольку доклад/реферат изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для аудитории.

Речевые стандарты, характерные для доклада/реферата:

- Доклад/реферат называется/носит название…;

- Темой доклада/реферата является…

- Доклад/реферат посвящен такому актуальному вопросу, как…;

- Доклад/реферат посвящен характеристике проблемы…;

- Доклад/реферат посвящен решению вопроса…;

- Доклад/реферат посвящен анализу литературы…;

- В докладе/реферате рассматривается…/говорится о…/дается оценка, анализ…/обобщается…

Проблема:

- В центре внимания автора находятся…;

- На первый план автором выдвигаются…;

- Главные усилия автора направлены на…;

- В своей работе автор ставит/затрагивает/освещает следующие проблемы…/ останавливается на следующих проблемах…

Актуальность:

- Данная тема/проблема представляет особую актуальность, так как…;

- Данная тема/проблема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов);

- В современной науке особенную остроту приобретает тема…;

- Работа посвящена актуальной теме…;

- Актуальность темы обусловлена…

Первоисточники:

- Автор привлекает к анализу следующие материалы…;

- Материалом исследования послужили…;

- В основе доклада/реферата лежат материалы исследований…;

- Данной проблемой занимались такие ученые, как…

Описание подходов к решению проблемы:

- В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, однако, можно выделить несколько подходов к ее решению;

- Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах…, второй подход прослеживается в трудах…, третий подход лежит в основе работ…;

- В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений/точек зрения.

Изложение различных точек зрения:

- Первая точка зрения принадлежит… и заключается…;

- Вторая точка зрения представлена в работах… и сводится к…;

- Сущность третьего подхода раскрывается в работах… и состоит в…

Отношение к различным точкам зрения:

Согласие (положительная оценка)

- Разделяем точку зрения автора…;

- Нельзя не согласиться с мнением автора о том…;

- Безусловным/очевидным/главным достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем. ;

- Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория. ;

- В статье дается интересный анализ современного этапа.;

- Автором предложен нестандартный подход к анализу поднятых проблем. ;

- Автор справедливо отмечает. /убедительно показывает. / аргументированно обосновывает. /четко определяет . /детально анализирует. /доказательно критикует. /удачно решает вопрос. / обоснованно опровергает тезис о том, что. ;

- Автор, безусловно, прав, утверждая, что.

Несогласие (неоднозначная оценка)

- Трудно согласиться с…;

- Хочется опровергнуть взгляды автора на…;

- Следует отметить недостатки в позиции/аргументации автора в…;

- Нельзя принять данные утверждения, потому что…;

- Дискуссионной/спорной представляется точка зрения автора на …;

- Автор упускает из виду…/ не подтверждает выводы фактами/ необоснованно утверждает, что…;

- Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов;

- Однако, эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки;

- Справедливо указывая на. автор ошибочно полагает, что. ;

- В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными;

- Несмотря на разногласие в ряде положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для.

Несогласие (отрицательная оценка)

- Сомнение вызывает целесообразность/продуктивность/корректность такого подхода. ;

- К недостаткам следует отнести излишнюю категоричность выводов автора о. ;

- Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики. ;

- Автор упускает из вида.

Выводы:

- Анализ литературы позволил выявить наиболее обоснованную точку зрения…;

- Считаем, что наиболее убедительной является точка зрения . ;

- Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение… о…;

- В итоге можно прийти к выводу/заключению о том, что самой оригинальной/интересной/любопытной является идея/концепция выдвинутая…;

- Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что…;

- На основе этих данных принимаем точку зрения…;

- Можно сделать заключение, что…;

- В целом, на наш взгляд, это интересный подход;

- Таким образом, рассматриваемая работа/подход автора заслуживает положительной/высокой оценки…

Основные этапы работы над рефератом

Реферат — это краткий доклад по определённой теме, где объединена информация из разных источников. Подготовка реферата — хорошая тренировка перед написанием курсовой, она даёт возможность научиться искать и анализировать информацию, работать с научной литературой. Сегодня мы расскажем об основных этапах работы над рефератом.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Больше советов по подготовке учебных работ и других студенческих лайфхаков можно найти в нашем телеграм-канале. А подписчики второй группы всегда в курсе интересных акций и скидок.

Что входит в этапы работы над рефератом

Этапы написания реферата зависят от конкретной темы и могут различаться в разных вузах и даже на разных кафедрах: например, одни преподаватели готовы принять работу в печатном или электронном виде, а другие хотят, чтобы студент защищал её устно. Мы составили приблизительную последовательность действий:

  1. Выбор темы.
  2. Составление плана.
  3. Подбор и изучение литературы.
  4. Формирование работы.
  5. Оформление.
  6. Подготовка выступления.
  7. Защита.

Расскажем подробнее о каждом этапе процесса создания реферата.

Выбор темы

Первая стадия, которой нужно уделить большое внимание. Обычно тему работы студенту даёт преподаватель, но иногда предлагает выбрать самостоятельно: придумать самому или подобрать подходящую из методички. Старайтесь не брать слишком общую или чересчур узкую тему: в первом случае вам придётся изучить много литературы, во втором есть риск не найти подходящих источников.

Составление плана

После того, как студент выбрал тему, необходимо продумать, как лучше её раскрыть. Стандартный реферат состоит из:


Разработка структуры — важный подготовительный этап работы над рефератом

Работа с источниками

Ключевой этап написания реферата — изучение материалов по выбранной теме. Источниками для работы могут быть:

  • учебники и пособия;
  • монографии;
  • публикации в научных журналах;
  • сборники тезисов конференций;
  • авторефераты и диссертации.

Источники лучше брать актуальные: изданные в последние 5-10 лет.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Формирование работы

После изучения литературы по теме работы можно приступать к написанию работы. Реферат пишут научным стилем, обязательно указывают ссылки на источники.

В процессе подготовки работы изначальный план может незначительно меняться: например, добавится новый раздел.

Общий объём реферата обычно составляет 15-25 страниц.

Оформление документа

Важный этап работы над рефератом — его оформление. Требования могут отличаться в зависимости от вуза, поэтому лучше уточнить их у преподавателя или посмотреть в методических указаниях. Стандартными считаются следующие параметры:

  • шрифт Times New Roman 14 пт;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • выравнивание по ширине;
  • абзацный отступ 1.25 см;
  • поля — по 2 см сверху и снизу, 3 см слева, 1 см справа.

Подготовка выступления

Если преподаватель хочет, чтобы студент защитил свою работу, одним из этапов реферата станет подготовка к этому процессу. Нужно написать краткий доклад с основными тезисами из реферата и при необходимости подготовить презентацию к речи.

Уточните у преподавателя регламент выступления: от этого будет зависеть объём речи. Как правило, на защиту одного студента выделяют 10-15 минут.

Защита

На самой защите после выступления скорее всего последуют вопросы от преподавателя и других студентов. Заранее подумайте о том, что у вас могут спросить и поищите нужную информацию (например: в чём актуальность затронутой темы, кто из зарубежных учёных занимается её исследованием и пр.).

Если на каком-то этапе проведения исследования для реферата возникли трудности, студент всегда может обратиться в образовательный сервис. Его эксперты помогут с любой учебной работой: рефератом, курсовой или дипломной.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Как написать доклад к дипломной работе

Речь, предназначенная для защиты диплома или выпускной квалификационной работы, имеет важное значение. В этой статье мы узнаем, как правильно написать доклад к дипломной работе? Определим структуру речи для защиты дипломной работы. Рассмотрим примеры написания доклада.

Средний объём дипломной работы, являющейся результатом обучения в высшем учебном заведении, занимает от 70 и более страниц. Во время выступления зачитывать всю работу нет необходимости, поскольку время ограничено, и на защиту отводится 10 – 15 минут, в течение которых выпускник описывает суть работы, тематику и её практическую значимость. Для этого требуется заранее подготовить доклад на защиту дипломной работы.

Доклад (реферат) для дипломной работы представляет собой заранее подготовленный текст выступления. Иначе говоря, — это своеобразная шпаргалка защищающегося, содержащая основные тезисы ВКР. Неправильно составленная вступительная речь к диплому может стать причиной провала даже самой блестящей работы. От качества выступления зависит успех защиты. Для успешного представления работы следует придерживаться определенных правил.

Как составить доклад (речь) к диплому

Грамотно составленная защитная речь к дипломной работе состоит из следующих частей:

— Начать доклад стоит с выделения актуальности исследования. Её следует описывать вкратце. Двух – трех предложений будет вполне достаточно;

— Далее следует краткое описание объекта и предмета, выбранных для исследования во введении к диплому. Здесь же следует написать о цели работы и средствах ее достижения;

— Раздел кратких выводов является важной частью защитного слова. Рекомендуется писать об итогах каждой главы отдельно. Самым оптимальным вариантом является сопровождение рассказа демонстрацией раздаточного материала или презентацией;

— Рекомендуется привести предложения того, как можно усовершенствовать изучаемый предмет;

— Представление практического обоснования гипотезы, выдвигаемой в ходе работы над проектом.

Подготовка текста выступления

Подготавливая доклад, нужно ещё раз внимательно перечитать диплом, выделяя при этом тезисы, наиболее важные моменты. На данном этапе нет необходимости обращать внимание на их объём и взаимосвязи. Здесь главное – определить наиболее важные детали. Далее необходимо соединить отобранные фрагменты в единый текст и просмотреть написанное. Грамотно составленный доклад содержит связный переход от одной мысли к другой.

Пример доклада к диплому

Важное значение имеет уровень образования аудитории, которая будет принимать защиту. Для профессоров и докторов наук нет необходимости включать в выступление пояснения специальных терминов и понятий. Для них подробные объяснения будут излишними. В случае если выбранная тема работы имеет узкую специфику, с её терминологией могут быть знакомы не все. Тогда требуется более подробное раскрытие определенных понятий.

Примерный план доклада к дипломной работе

  1. Вступление, содержащее введение, выбранную тему и её актуальность;
  2. Теоретическая и практическая часть. Практическая часть определяет результаты проведенного анализа, выявление проблем и предложения по их устранению;
  3. Прогнозы и ожидания от внедренных изменений, рекомендации, предназначенные для решения поставленных в ходе работы вопросов;
  4. Выводы.

После того, как было произнесено приветствие членов аттестационной комиссии, следует приступать к основной части выступления. Обязательно нужно озвучить тему дипломной работы, точно так, как она представлена в документах. Здесь должен содержаться ответ на вопрос касательно новизны проведенных исследований и актуальности работ. В докладе потребуется определить предмет и объект проекта, представить гипотезу, лежащую в основе дипломного проекта, методы исследования, используемые библиографические источники.

Для общего представления ВКР в докладе следует написать о структуре, количестве глав, списке литературы, которая требовалась для проекта.

Закончить доклад на защите диплома следует подведением итогов проделанной работы, результатом которой является дипломный проект. Выводы могут частично дублировать заключение дипломной работы. В окончании выступления должна быть приведена объективная оценка проделанной работы, без беспристрастного мнения, субъективного отношения и предложений автора. Выступление завершается обращением к председателю, членам аттестационной комиссии, которых следует поблагодарить за внимание.

Пример структуры доклада к диплому (шаблон)

Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии!

Вашему вниманию представляется доклад по результатам дипломной работы на тему …
Тема исследования является актуальной. (Дальше 2-3 предложения об актуальности. Актуальность, объект, цель, задачи можно взять из введения дипломной работы)
Объектом исследования является …
Предметом исследования является …
Целью исследования стало…
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: …

(Описывать другие структурные элементы введения без необходимости не стоит, слишком большой текст отнимает много времени на выступлении, уложиться желательно в 5-7 мин., что соответствует прочтению примерно 4-5 стр. доклада. Из тех же соображений выводы по теоретической части работы можно опустить, перейдя сразу к аналитической части.)

В результате исследования было выявлено…

(Далее идут выводы по анализу дипломной работы, описанные в конце глав и заключении дипломной работы. Кроме выводов, при необходимости, можно вставить пару предложений из самого анализа, которые можно подкрепить иллюстрациями (таблицами и графиками), это будет нелишним при составлении презентации или раздаточного материала.)

В ходе исследования нами были выделены следующие проблемы…
Для решения выявленных проблем было предложено …
В результате внедрения предложенных мероприятий (или проведенных экспериментов, в зависимости от специальности) было получено …

Доклад окончен, спасибо за внимание!

как напсать доклад к дипломной работе

Образец доклада к дипломной работе

Образец доклада к диплому
пример доклада к диплому
образец доклада к дипломной работе
пример доклада к дипломной работе
доклад к диплому

Правила чтения доклада (речи) на защите диплома

стурктура доклада

Выступая перед комиссией не нужно бояться неудачи и нервничать. Именно излишнее волнение способно привести к тому, что студент начинает теряться, путать слова, а может и вовсе забыть слова речи.

Уверенный внешний вид способен защитить выпускника от дополнительных вопросов со стороны комиссии. Представлять выпускную квалификационную работу следует четко и без запинок. Лучше всего выучить подготовленный текст речи. Выступление перед аудиторией, читая доклад по бумажке, смотрится не очень красиво, говорит о безответственном отношении. В качестве подсказки лучше использовать слайды презентации либо плакаты.

Следует знать, что грамотно подготовленная защита и уверенное выступление гарантирует защиту диплома на самую высокую оценку.

1.1. Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
1.2. При написании доклада по заданной теме обучающийся составляет план, подбирает основные источники.
1.3. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.
1.4. К докладу по крупной теме могут привлекать несколько обучающихся, между которыми распределяются вопросы выступления.

2. Выбор темы доклада

2.1. Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и обучающийся.
2.2. Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

3. Этапы работы над докладом

4. Структура доклада:

- титульный лист
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);
- список использованных источников.

5. Структура и содержание доклада

6. Требования к оформлению доклада

6.1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
6.2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
6.4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

7. Критерии оценки доклада

- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;
- соответствие оформления доклада стандартам.
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Читайте также: