Музыка народов севера доклад

Обновлено: 02.07.2024

Ударный шумовой инструмент Бубен Мансийское название бубна – койп. Один из главных шаманских атрибутов, который используют шаманы при совершении религиозных обрядов, так как считается, что его звук обладает магической силой, способной отгонять злых духов.

В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами при исполнении национальных танцев ханты и манси.

Щипковые музыкальные инструменты Корпус вырезан из цельного куска дерева и напоминает плывущую птицу с головой коня. Струнный щипковый музыкальный инструмент. Закреплено 9 струн из тонкой проволоки.

Угловая арфа ( манси) автор Григорий Николаевич Сайнахов музей Природы и Человека г. Ханты - Мансийск

Угловая арфа ( манси)

При игре инструмент кладут горизонтально на колени, повернув его на бок. Играют на нём двумя руками: одной защипывают струны, другой – приглушают. Автор Александр Михайлович Однокулов г. Нягань

Этот инструмент имеет разное название Казымские ханты- нарсть йух Березовские – нарс йух Шаркальские – нарэсь йух Сургутские – наркис йух (играющее дерево) Васюганские – вахо панап йух (струнное дерево)

Известно, что этот инструмент шаманы никогда не продавали, считая, что продав его, продаешь свою душу. Северные манси называли этот инструмент санквылтап

Смычковые музыкальные инструменты Однострунные, двухструнные смычковые коробчатые лютни. Северные манси называли – нэрнэ йив. Южные манси – нернэхар.

При игре инструмент держат вертикально на колене и водят смычком по струнам Коробчатая двухструнная смычковая лютня. Восточные ханты называли её кугель – йух (птичье дерево) Трехструнная смычковая лютня называлась тархжав йух (журавлиное дерево)

Смычковый инструмент по звучанию напоминает плач, он передает все оттенки человеческого голоса. Внешне напоминает скрипку. Состоит из грифа, корпуса и деки. Имеется смычок, струна которого сделана из крученого конского волоса.

Язычковый музыкальный инструмент губной музыкальный инструмент класса варганов Самый древний инструмент, прошедший через века. У разных народов мира он известен под разными названиями: северные манси называли – варган тумран березовские ханты – варган томран сургутские – томрэ вахо – васюганские - томра

Костяная пластинка в форме вытянутого прямоугольника. Через сквозное отверстие пропущена и привязана веревочка из скрученных нитей. Играют на нем слегка прижимая его к губам. Голос у инструмента – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают. Что он отгоняет злых духов и излечивает больных.

В мире музыки Музыка – это символ жизни, она возвращает нас к истокам, к природе, к традициям. Она сопровождает человека всю жизнь. Насчитывается почти 27 видов музыкальных инструментов народов ханты и манси. Все они изготавливались обычно вручную из природного материала – хорошо высушенного дерева, кости, жил, волоса, травы, листьев. На них играли в обычной обстановке, во время медвежьих игрищ и других праздников. Помните и сохраняйте традиции коренных народов Севера.

Музыка народов севера

Коренные северные народы сквозь века бережно передают свои традиции, обряды и фольклор. Широко известен танцевальный, песенный и музыкальный фольклор, поражающий яркостью и необычностью исполнения.

Основными видами музыкального творчества являются песни, наигрыши, песни-танцы с элементами пантомимы, шаманские камлания, музыка сказок и эпоса, дошаманских действ, например, песни празднеств-игрищ Моржа, Кита и Оленя. Кроме того, среди народов севера крепко укоренилась традиция индивидуального песнетворчества, вследствие чего возник жанр именных песен-оберегов.

Музыкальные жанры объединяются в циклы: ритуально-культовый, календарно-трудовой, мифо-эпический, семейно-бытовой и танцевально-игровой. Главным музыкальным инструментом считается бубен. Он бывает различных видов и имеет сакральное значение, считается священным предметом. Распространены также ударные инструменты, такие как барабаны из бревен, трещотки, металлические колокольчики и погремушки.

Духовые инструменты делятся на флейтовые и язычковые. Их изготавливают из перьев птиц, костей зверей и растений. Струнные представлены в виде музыкальных луков, кырымп (смычковый инструмент наподобие альта и скрипки), угловых арф и сибирских гуслей.

Различают три основные этно-музыкальные группы народов севера: лесотундровую, поморскую и таежную. Музыка лесотундровиков (эвены, чукчи и коряки-оленеводы) отличается сложной метроритмикой, постепенно расширяющимся звукорядом и богатой орнаментикой. Для песен народа лесотундры характерны необычные элементы – горловое хрипение, завывание, подражание звукам природы. Музыка лесотундровиков имеет схожие черты с музыкой бурят и якутов.

Для музыки поморов (кереки, эскимосы, алеуты) характерна танцевальная основа. Ее отличают метрическая регулярность, куплетность, наличие часто повторяющихся синкоп, а также громкое ансамблевое унисонное пение на фоне резко звучащих бубнов. Музыка поморов схожа с музыкой гренландцев, эскимосов Северной Америки, и индейских племен, проживающих на северо-западном побережье Америки.

Стилистика музыки таежной группы показывает, что ее танцевальная составляющая схожи с сольной музыкой поморских народов, а повествовательная – с лесотундровой. Музыка таежных народов (кеты, ханты, манси) характеризуется вариационным развитием с сохранением куплетной основы, а также ей присущи такие черты, как негромкое сольное музицирование, звучные, чистые голоса и тембры. Музыка таежной группы имеет общие черты с музыкой монгольских и тюркских народов Европы.

Если вы хотите знать как можно больше не только о народной, но и современной музыке, а также научиться ее исполнять, музыкальная школа для детей открывает перед вами свои двери. Мы приглашаем детей и взрослых разного уровня подготовки на обучение вокалу и игре на музыкальных инструментах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыкальная культура народов Севера

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкальная культура народов Севера

Музыкальная культура народов Севера

Актуальность темы: Север – удивительный край с удивительными народами. Северн.

Актуальность темы: Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Культура народов севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Цель проекта: - Знакомство с музыкальной культурой народов Севера.

Цель проекта: - Знакомство с музыкальной культурой народов Севера.

Задачи проекта: - познакомить с бытом, традициями, культурой коренных жителе.

Задачи проекта: - познакомить с бытом, традициями, культурой коренных жителей Севера; - способствовать развитию интереса к малым формам поэтического фольклора (загадки, стихи, сказки); - обогатить и расширить представление о жанрах музыки, танцах Северного края и средствах выразительности; - узнать о музыкальных инструментах и культурной жизни народов Севера.

Малые народы России Север Сибирь Дальний Восток ХАНТЫ МАНСИ НЕНЦЫ СЕЛЬКУТЫ ЯК.

Малые народы России Север Сибирь Дальний Восток ХАНТЫ МАНСИ НЕНЦЫ СЕЛЬКУТЫ ЯКУТЫ ТУВИНЦЫ БУРЯТЫ ЭВЕНЫ

Традиционные занятия: охота оленеводство рыбная ловля

Традиционные занятия: охота оленеводство рыбная ловля

Жилище: Чум – конусовидное каркасное сооружение , покрытое полотнищами из оле.

Жилище: Чум – конусовидное каркасное сооружение , покрытое полотнищами из оленьих шкур, переносное жилище кочевников – оленеводов.

Одежда: Мужская: МАЛИЦА– меховая нательная рубаха с пришитым капюшоном и рука.

Одежда: Мужская: МАЛИЦА– меховая нательная рубаха с пришитым капюшоном и рукавицами ; НИ– пояс малицы; КИСЫ– длинные сапоги из оленьего меха; МАЛЬЦАСАВА– шапка; СОВИК– особо утепленная шуба ненцев. Женская: ЯГА(ягушка) – меховая шуба; ПАНЫ– распашная одежда; НЕ САВА– шапка с длинной затыльной частью ; РОВДУЖНЫЕШТАНЫ; ТУЧА– сумочка для хранения швейных принадлежностей.


Обычаи и обряды: - делиться первою добычей; - встреча и проводы зверя; - обр.

Обычаи и обряды: - делиться первою добычей; - встреча и проводы зверя; - обряд почитания оленя; - обряд оживления бубна, или на олене за облака…

Устное народное творчество: (загадки, стихи, сказки, рассказы) По мхам он ход.

Музыкальное творчество. Песни, танцы (с чертами пантомимы), наигрыши, шаманс.

Музыкальное творчество. Песни, танцы (с чертами пантомимы), наигрыши, шаманские камлания, музыка дошаманских действ (празднеств – игрищ, Кита, Моржа, Оленя, Медведя). Музыкальные жанры: - календарно - трудовые; - ритуально – культовые; - танцевально – игровые; - мифо – эпические; - родово – семейно – бытовые.

В музыке народов Севера выделяется 3 основные жанрово – стилистические групп.

В музыке народов Севера выделяется 3 основные жанрово – стилистические группы: 1. простейшие напевы и наигрыши (заклички, охотничьи звукоподражания – призывы, колыбельные); 2. песни и наигрыши с развитой мелодикой (календарно – трудовые, танцевально – игровые, родо – семейно - бытовые); 3. крупные композиции (плачи – причитания, дошаманские празднества – игрища, шаманские камлания).

Этномузыкальные группы: - Поморская(эскимосы, алеуты) - музыка морских зверо.

Этномузыкальные группы: - Поморская(эскимосы, алеуты) - музыка морских зверобоев; - Лесотундровая (эвены, чукчи, коряки) – музыка оленеводов; - Таежная (ханты, манси, кеты) – музыка рыбаков и охотников.

Отличительной чертой танцев всех северных народов считается экзотичность (акк.

Отличительной чертой танцев всех северных народов считается экзотичность (аккомпанемент в виде горлового пения)

Музыкальные инструменты: Бубен – главный инструмент Севера. Он служит символ.

Язычковые инструменты: Варган (тумран, конколь -лонколь)– самый древний у на.

Язычковые инструменты: Варган (тумран, конколь -лонколь)– самый древний у народов ханси и манси самозвучащий музыкальный инструмент. Обычно делается из ребра оленя или дерева. Играют на варгане, задействуя язык, гортань, руки и даже дыхание.

Фестивали народного творчества

Фестивали народного творчества

Выводы: Культура родного края должна войти в сердце человека и стать неотъемл.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 603 266 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.08.2016 7431
  • PPTX 4.5 мбайт
  • 134 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дробышева Марина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Музыкальное творчество народов Севера очень древнее. Невозможно точно указать дату его зарождения. Песни и танцы передавались от поколения к поколению. Молодых людей обучали мелодиям, движениям танца. При этом и слова песни, и фигуры танца могли меняться. Ведь каждый новый певец или танцор исполнял их по-своему, добавлял что-то новое.

Музыкальное искусство северных народов было тесно связано с поклонением духам и богам. Уже на ранних металлических бляхах средневековья изображены люди в танцевальных позах. Так как такое зрелище было посвящено богам, то главным исполнителем являлся шаман. Именно он обращался к жителям Верхнего мира с просьбами, он знал и пел о жизни верхних людей. Шаманы посвящали каждому духу свою особую мелодию. Мифологических персонажей славили в песнях и просили о помощи в песнях. О чём пелось в словах, то изображали в движениях танцоры. Танец и песня существовали в неразрывном единстве. В танце шаманы изображали поступки духов и героев сказаний. Напевая мотив, шаман мог вызвать духа охоты, духа реки, духа какого-то места. Все они любили слушать звуки музыкальных инструментов и пение. А всемогущий селькупский дух Кандальдук считался веселым, любил песни, пляски, игру на кагах (музыкальный инструмент). Слушая завывание ветра, пение птиц, шум рек, крики животных, человек голосом воспроизводил то, что слышал, выражая тем самым свое душевное состояние.

Самыми древними музыкальными инструментами были ударные — бубен и струнные инструменты. Струны в древние времена делали из сухожилий животных. Конечно, в сравнении с керамикой или металлом, выполненные из дерева и кожи музыкальные инструменты не были долговечными. Но их форма, способы изготовления повторялись из века в век, поэтому и сегодня инструменты почти не отличаются от тех, что использовались в глубокой древности.

Музыкальные инструменты северных народов

Основные музыкальные инструменты народов Ямала – это пензер (барабан), куйп (шаманский бубен), томран (губной инструмент), тор сапап и нарасьюх (струнные инструменты), полян (дудка), чипсан (свистулька), еярган (деревянная трещотка), курай (дудка).

Особо известными считаются такие инструменты, как тумран, нин-юх, нарс-юх, тор, бубен. Тумран, или конколь-лонколь, - это костяная либо деревянная пластинка с прорезным язычком и привязанной к нему ниткой. Его подносили ко рту и, передергивая за нитку, извлекали негромкие звуки, в том числе подражания голосам животных, стуку копыт и т.п. Существовали две разновидности струнных смычковых инструментов с деревянным корпусом: у нин-юх и хум-юх корпус был овальный, а у кугель-юх с выемкой, наподобие скрипки. Две-три струны делались из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках. Нин-юх камерный мужской инструмент. Играли на нем в небольшом обществе по вечерам.

Музыкальные жанры Ямала

В музыкальном искусстве, как и в изобразительном, существуют различные жанры. Они зависят от темы произведения. Песня и танец, посвященные богам, связанные с обрядом, называются ритуальными. В ритуальном действии разыгрывались сюжеты из жизни богов, из жизни тотемных предков людей медведя или филина. Эти сюжеты примыкают к героическим песням.

В эпических песнях воспеваются мифологические персонажи, герои фольклорных сказаний. В ненецком роду Салиндеров существует песня о человеке, подобном медведю. Находчив и смел был великан Варк Хаби. О дерзком и находчивом Варк Хаби народ сложил песню. А в другой песне-легенде сказочный герой Тохо Пани спасал свой древний род, которому грозила после вымирания стада оленей голодная смерть. Похожие песни есть о веселом народном герое селькупов по имени Ича (Иче, Ите). Он предстает то храбрым и мудрым, то хитрым, веселым и добродушным.

Эпические песни так же несли в себе многочисленные сведения о традиционных формах поведения в различных обстоятельствах, содержали данные по оленеводству, охоте. В них воспевались красота и быстрота бега оленей, удаль героев-оленеводов, описывались характерные черты быта. Все это способствовало воспитанию у младшего поколения любви к традиционным занятиям, расширяло кругозор.

Финский ученый М. А. Кастрен наблюдал в Березовском округе сложные обряды, на которых происходили воинственные пляски с оружием. Шаман раздавал каждому участнику обряда саблю или копье. Сам он взял в обе руки по сабле, стал спиной к деревянному идолу бога, ударил саблями одна о другую. Тогда, по его команде остальные начали танец, покачиваясь и переваливаясь, продолжали танец около часа. Военные песни и танцы с оружием исполнялись для того, чтобы они принесли людям победу, укрепили воинский дух народа. Кроме военных и ритуальных плясок и гимнов существовали ещё песни, связанные с бытом. Они сопровождали человека на протяжении всей его жизни. С самого момента рождения младенец слышит пение матери. Она утешает малыша песней, помогает ему заснуть колыбельной песней. В звуках и словах колыбельной мать передает ребенку свою любовь и согревает малыша в холодной суровой тундре. Плавная, нежная мелодия обязательно сопровождается четким ритмом. Этот ритм напоминал цоканье оленьих копыт.

Особый жанр, существующий в песенном творчестве народов Севера, личная песня. Ее дарили мать или отец своему ребенку как талисман-хранитель. В словах песни воплощались родительские мечты о будущем ребенка, даже его характер отмечался. Личная песня подобна имени или родовому знаку. В древние времена сколько существовало жителей, столько было и личных, неповторяющихся имён. Песня связана с человеком до конца жизни.

У народов Севера немало шуточных песен, ведь люди бывают то серьёзными и глубокомысленными, то веселыми и насмешливыми. Часто поют о повадках зверей и рыб. В этих песнях отношение человека к природе. Её красотами не принято восхищаться, ведь природа это повседневное жизненное пространство, окружающее людей. Они дети природы и должны с почитанием и бережностью к ней относиться. В песнях поётся о каждодневных занятиях охотников и рыболовов, о необычных ситуациях, в которые они попадают. Темы музыкальных произведений бесконечно разнообразны.

Песни исполнялись не только зимними вечерами, чтобы скоротать время. Песни сопровождали людей во время работы. Женщины пели за шитьем и другим рукоделием. Пели во время сбора ягод, на рыбалке и на охоте. Когда труду сопутствует песня, работа кажется легче. Песни, исполняемые в процессе работы, посвященные труду, так и назывались трудовые.

Конечно, каждая песня исполняется по конкретному случаю. Каждому событию жизни соответствует определенный жанр песни. Но всегда песня помогает пережить трудности, рождает воспоминания, создает настроение. Тогда не кажется столь долгой полярная ночь, не кажется столь трудной любая работа, не такой длинной дорога. С помощью песни люди лучше понимают друг друга, становятся ближе друг другу. Словом, в суровых условиях Севера очень помогают человеку обрядовые, дорожные, эпические, героические песни, шуточные песни о животных, лирические и колыбельные.

Особенности северных мелодий

В песнях проявляется характер народа, его представления о жизни. Нежные и плавные мелодии ненецких и селькупских песен широки как бескрайние просторы тундры. А четкий ритм напоминает стук копыт бегущего оленя. Песня будто соткана из звуков природы. Слова без рифмы свободно ложатся на мелодию. Это своеобразная черта песенного искусства народов Ямала.

Некоторые песни поются почти без мелодии, как будто выговариваются ритмично. Иногда в ненецкой песне ритм создавался ударами в бубен. В основном же песня звучала без сопровождения музыкальных инструментов. Так как слова были свободными, то возникал сложный неровный ритм. Чтобы не нарушался размер, чтобы такую песню удобно было слушать, у ненцев к короткой песенной строке прибавлялись восклицания (ей, ой, ое, уэй). Тогда по количеству слогов все строки песни оказывались равными.

В селькупской песне этот прием встречается редко. Каждая пропетая фраза имеет свой размер, поэтому ритм и мелодия песен разнообразны. Каждый автор создает свой напев. Даже если повторяются песни-легенды предков, они никогда не звучат одинаково. Если песня-легенда передается от поколения к поколению, невозможно в точности повторить ее так же, как исполнял первый человек. При каждом новом исполнении возникает новый вариант песни. Меняются интонации. Каждый добавляет какие-то свои штрихи. Одно и то же произведение звучит по-новому, с новым настроением, измененным текстом, меняющейся мелодией. Бывает трудно припомнить, кто же является автором такой песни, поэтому их называют народными.

Народные исполнители

Традиции народной песни продолжаются по сей день. Многие песни теперь записаны на магнитофонную ленту и переведены в нотную запись. Благодаря этому они останутся в памяти народа, даже если люди не обучались пению. Теперь мы можем запомнить имена исполнителей, так как они зафиксированы и записаны.

Древние танцы народов Ямала

Танцевальное искусство северных народов имеет такие же древние корни, как и песенное. Как вы уже знаете, в старину пение, музыка и танец были неразрывно связаны между собой и исполнялись во время обряда. Участники действия рассказывали и показывали мифы и сказания о богах, о героях-богатырях, о животных-прародителях.

Большое значение придавалось танцам, посвященным духам воды, неба, матери земли и другим, от которых, по народным представлениям, зависела вся жизнь на земле. Еще в начале XX века ненцы, застигнутые грозой, исполняли обрядовую пляску вокруг посаженного на специальную нарточку деревянного идола. Участники ритуального танца обращались к духу грома с просьбой сохранить им жизнь и не разрушать их жилища, обещая принести ему белого оленя.

В пении и произносимых словах актеры-исполнители подражали голосам героев легенд, духов, животных, в танце изображали их действия. Плавные движения рук женщин в медленном ритме, напоминают стаю птиц, взмахивающих крыльями. Мужчина может неуклюжей походкой, переваливаясь с бока на бок, изобразить медведя. Можно подражать бегу оленей, вскидывая высоко ноги и держа руки над головой словно рога. Магическое ритуальное священнодействие в честь богов можно считать основой современного танца народов Севера.

Но кроме ритуальных танцев в искусстве угров и самодийцев существуют танцы, пляски, посвященные повседневной жизни. В движениях люди могут изображать различные действия, которыми они занимаются изо дня в день. Мужчины в плясовом ритме подражают охотникам, выслеживающим зверя. Женщины в танцевальных движениях изображают, будто собирают ягоду, качают люльку с младенцем. В зависимости от того, чему именно посвящен танец, он называется бытовым или трудовым. Танцы всегда были связаны с народными празднествами и гуляниями. Только в наше время они стали исполняться на сцене.

Игровые (развлекательные) танцы, бытовавшие у народов Сибири наряду с обрядовыми, также отражали хозяйственный и бытовой уклады, раскрывали отношение людей к природе. В основе их лежат наблюдения над окружающей природой и точное воспроизведение всего того, что отводится птицам чайке, морскому топорку, журавлю, уткам и другим. Исполнители мужчины и женщины — очень искусно подражали им. Многие игровые танцы, сюжеты которых связаны с промысловой деятельностью народа, в прошлом носили магический обрядовый характер и отражали древние верования.

Народные танцы Сибири делятся на мужские и женские. Так, например, женщины в танцах показывают свои повседневные занятия: сбор съедобных растений, приготовление пищи, обработка шкур, шитье и другие домашние работы. Мужчины же в танцах изображают свои главные занятия: охоту на кита, моржа, уток. Занятие оленеводством нашло отражение в мужских танцах, воспроизводящих бег оленя, высматривание стада оленей.

В танцевальной культуре почти каждого народа Сибири выявляются хореографические традиции других народов, что свидетельствует об их этнокультурных связях. Распространение на территории Сибири у разных народов одних и тех же видов традиционных танцев наглядно отражает этническую близость этих народов или их культурные взаимовлияния.

В современном искусстве народов Севера в живописи, танцах, в устном художественном творчестве сохраняется и продолжает обогащаться память об отношениях человека и природы. Каждое произведение художников Севера от древних, безымянных мифов и легенд, до сегодняшних, авторских несет в себе нравственные правила, повествует о человеческих ценностях. В наблюдающемся за последние годы обращении молодежи к традиционному искусству, в сознательном выборе профессии мастера по бересте и меху, в активном формировании песенно-танцевальных ансамблей проявляется национальное самосознание, чувство гордости за свою древнюю культуру.

Читайте также: