Электронная запись на прием к врачу доклад

Обновлено: 05.07.2024

Самостоятельно вы можете записаться на прием к врачам первичного звена, работающим в поликлинике, к которой вы прикреплены:

  • акушеру-гинекологу;
  • врачу общей практики;
  • педиатру или терапевту (участковому или заменяющему его);
  • урологу;
  • хирургу;
  • детскому хирургу;
  • офтальмологу;
  • оториноларингологу (лору);
  • стоматологу (зубному врачу, детскому стоматологу, стоматологу-терапевту или стоматологу-хирургу).

Чтобы записаться к другим профильным специалистам, на диагностическое исследование или лечебную процедуру, вам нужно сначала получить направление у врача первичного звена.

Если вы постоянно наблюдаетесь у профильного специалиста и прикреплены на динамическое наблюдение, то вы можете записаться к нему сами.

2. Как записаться на прием к врачу, отменить или перенести запись?

Вы можете записаться на прием к врачу, диагностическое исследование или процедуру:

Для записи вам понадобится номер полиса ОМС.

Предварительная запись ведется на две недели вперед. Возможность записаться на определенное время зависит от расписания и загруженности конкретного специалиста и от количества талонов, выделяемых поликлиникой для предварительной записи.

Вы можете записать к врачу вашего родственника, друга или знакомого — для этого нужно будет указать его фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер и серию (при наличии) его полиса ОМС. Сделать это можно через любой канал записи.

Вы также можете записать к врачу нескольких детей так, чтобы их приняли в одно время. Для этого дети должны иметь московские полисы ОМС и быть прикреплены к одному участку.

Если вы не сможете прийти на прием в назначенное время, отмените или перенесите запись любым способом (независимо от того, как записались), тогда на это время сможет записаться другой пациент.

3. Как я могу попасть к врачу без предварительной записи?

Вы можете попасть к врачу без предварительной записи, если:

  • у вас острая боль (врач примет вас, даже если вы не прикреплены к поликлинике);
  • вы выписались из стационара;
  • вам надо продлить или закрыть листок нетрудоспособности, выданный в другой медицинской организации;
  • вы имеете право на внеочередное обслуживание в соответствии с законодательством;
  • нет свободных интервалов для предварительной записи к врачу-терапевту, врачу-терапевту участковому, врачу-педиатру, врачу-педиатру участковому в пределах горизонта записи;
  • вы обращаетесь по направлению дежурного администратора.

4. Что нужно делать после того, как я записался к врачу?

Если у вас не получается воспользоваться инфоматом, за помощью можно обратиться к консультанту у инфомата либо на стойку информации.

5. Что делать, если я опоздал на прием?

Если вы опоздали на прием к участковому педиатру, терапевту или врачу общей практики (семейному врачу), вас направят на прием к дежурному врачу или запишут к этим специалистам на свободное время.

Если вы опоздали на прием к другому специалисту, при наличии свободного времени в расписании, вас примут в этот же день. Обратитесь к дежурному администратору или руководителю поликлиники, если в этот день в расписании нет свободного места или вы хотите перенести запись на другой день. Дежурный администратор поможет вам попасть на прием, если медицинская помощь нужна вам по неотложным показаниям.

6. Что делать, если я не смог записаться к врачу?

Убедитесь, что вы записываетесь к врачу первичного звена или к специалисту, к которому выдано направление.

Уточните, работает ли специалист, к которому вы хотите попасть на прием, в вашей поликлинике. Записаться самостоятельно к специалисту, работающему в медицинской организации, к которой вы не прикреплены, можно только после того, как вы получите соответствующее направление в своей поликлинике. Для этого вам не нужно открепляться от своей поликлиники.

7. Могу ли я поменять врача?

Да, вы можете поменять своего лечащего врача в поликлинике, стоматологической поликлинике, женской консультации с учетом согласия врача. Для этого нужно написать заявление в свободной форме на имя главного врача медицинской организации.

Фото: Getty Images Russia

Единое цифровое пространство в системе здравоохранения должно вывести на новый уровень качество оказываемых медуслуг. Пока объединению данных мешает разнообразие используемых в медицине информационных систем.

Что такое электронная регистратура

Цифровые трудности

Расходы на запуск ЕГИСЗ уже превысили 100 млрд руб., однако уже сейчас очевидно, что система не заработает, как планировалось, к 2021 году. Например, до сих пор свои локальные информационные системы запустили не все регионы, а часть медучреждений даже не подключены к интернету. Отдельной проблемой является участие в работе системы частных клиник — фактически подключились к ЕГИСЗ единицы и в ограниченном объеме.

Как поясняет завотделом компьютеризации гематологического научного центра Минздрава РФ Борис Зингерман, реестр врачей и медорганизаций — единственные доступные для частных клиник модули ЕГИСЗ, а остальные (например, электронная медкарта) находятся в разработке, и интеграция с ними начнет осуществляться лишь через несколько лет.

Глобальная сеть

Уже сегодня ключевой в системе управления любым российским медучреждением является медицинская информационная система (МИС). За рубежом первыми такими ресурсами стали госпитальные инфорсистемы (HIS), аккумулирующие медицинские (электронная карта), административные, финансовые и юридические данные.

Как электронные медсистемы внедряют за рубежом

Законодательство Японии, где многообразие используемых клиниками страны систем пока не предназначено для агрегирования на национальном уровне, по данным международной Deloitte, стимулирует совместное использование электронных медкарт. Пятилетний план развития науки КНР предусматривает создание Национальной платформы для обмена биомедицинскими big data.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разрабатывает идею создания глобальной сети телекоммуникаций в медицине.

Евросоюз уже идет по этому пути, отмечают авторы отчета по развитию eHealth программы сотрудничества ESPON 2020 Еврокомиссии. В частности, в 2017 году комиссия запустила единую справочную сеть поставщиков медуслуг для борьбы с редкими болезнями (ERNs). В прошлом году медицинские системы 12 стран начали обмениваться отдельными данными о пациентах. Например, финские цифровые рецепты действительны в эстонских аптеках. В 2019 году эти соседние государства планируют начать взаимообмен полными историями болезней пациентов.

Финляндия, согласно данным программы сотрудничества ESPON 2020, лидер в области внедрения медицинских информационных технологий. Страна одной из первых достигла почти всеобщей цифровизации данных здравоохранения. А эстонская система электронных медицинских карт (Electronic Health Records; EHR) объединяет данные 100% поставщиков медуслуг госсектора и 80% — частного.

При этом система самостоятельно стандартизирует данные здравоохранения из различных учреждений и не требует от учреждений заполнения стандартных форм.

Финский национальный архив медицинской информации (KanTa) формировался с 2007 года. Сегодня эта база данных обеспечивает всем авторизованным участникам рынка доступ к записям пациентов, а сами пациенты через учетную запись в системе могут регулировать этот доступ для тех или иных поставщиков медуслуг. 95% выписываемых рецептов — электронные, и пациенты имеют доступ к полной истории выписки.

Обмен данными

Помимо неготовности нормативной технической базы, сотрудничеству частных медорганизаций и ЕГИСЗ мешают отсутствие единого подхода к хранению медицинских данных и обмену ими. Для решения этой проблемы Минздрав, в частности, предлагает ввести для всех медучреждений РФ независимо от формы собственности единую систему ИТ-решений.

Большинство компаний сталкиваются с почти полным отсутствием стандартизации как форматов хранения информации внутри информационных систем, так и протоколов подключения цифровых медицинских приборов к медицинским информационным системам, добавляет Константин Бразовский. Это серьезно сдерживает развитие сектора телемедицинских услуг, дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов и препятствует созданию единого информационного пространства цифровой медицины.

Исключением из общего правила и ярким примером эффективности унификации протоколов с целью создания единой информационной среды служит стандарт цифровой визуализации и передачи медицинских изображений DICOM, отмечает Константин Бразовский. DICOM поддерживается всеми без исключения производителями оборудования для медицинской визуализации и реализован во многих медицинских информационных системах. Но проблемы есть и тут: по словам Сергея Дьячкова, несмотря на наличие стандарта, нет единого варианта его реализации у вендоров. То же касается и протоколов взаимодействия медицинских систем, таких как HL7. Все они работают в рамках одной замкнутой системы — региона, страны, вендора.


Быстрое развитие информационных технологий привело к появлению большого количества новых услуг. Они предоставляются удаленно с применением обширных возможностей интернета. В качестве примера можно привести такую услугу, как онлайн-запись на прием к врачу, которая заслуженно входит в число наиболее востребованных в сегодняшних условиях дистанционных сервисов.

Основные преимущества и недостатки онлайн-сервисов записи к врачам

Популярность сервисов электронной регистратуры объясняется их очевидными достоинствами, которые особенно заметны при рассмотрении продуктов, занимающих на рынке лидирующие позиции. Ключевыми преимуществами онлайн-записи к медицинским специалистам выступают:

  • возможность записаться на прием как в платную поликлинику, так и в бюджетное учреждение сферы здравоохранения, оказывающее услуги бесплатно;
  • минимум затрачиваемого времени. Услуга предоставляется дистанционно, единственным условием для ее получения выступает доступ к интернету. Дополнительное требование в случае с записью в государственную поликлинику – прикрепление пациента к медицинскому учреждению;
  • круглосуточный режим работы. Пользователь сервиса самостоятельно определяет, когда ему удобнее всего записаться на прием;
  • выбор клиники, врача и времени посещения. Главный плюс рассматриваемых онлайн-сервисов – предоставляемая пациенту возможность выбора практически всех условий обслуживания, гарантирующая комфортность и качество лечения;
  • получение дополнительной информации о медицинских специалистах и клиниках, в которых они работают. Основной источник сведений – отзывы пациентов, уже воспользовавшихся услугами данного врача или больницы;
  • отсутствие дополнительной платы или комиссии за услуги электронной регистратуры. Это достоинство характерно практически для всех рассматриваемых дистанционных онлайн-сервисов.

Принимая решение, каким именно сервисом записи к врачам следует воспользоваться, следует рассматривать не только их достоинства, но и недостатки.



Вместе с тем, достаточно очевидно, что многочисленные достоинства с лихвой компенсируют некоторые недостатки сервисов онлайн-записи к медицинским специалистам. Это утверждение кажется тем более верным, если детальнее рассмотреть наиболее популярные из подобных продуктов. Лидерами рынка, причем совершенно заслуженно, считаются два сервиса – ПроДокторов и DocDoc.

  • более 12 млн. посетителей ежемесячно;
  • более 614 тыс. врачей и 43 тыс. клиник в базе данных портала;
  • более полутора миллионов отзывов.



Особенности и достоинства ПроДокторов

По сути, сайт представляет собой не просто электронную регистратуру, активно работающую во всех регионах страны и с практически всеми заметными медицинскими учреждениями и специалистами, но и оказывает комплекс сопутствующих услуг.

Для этого команда ПроДокторов, помимо основного сервисов в виде электронной регистратуры и обширной базы отзывов о врачах и клиниках, разработала четыре информационных проекта в области здравоохранения. К ним относятся:

ПроТаблетки. Содержит отзывы медицинских специалистов о применяемых в России лекарствах. Число посетителей проекта – около 1,85 млн. чел. ежемесячно, количество отзывов и лекарственных препаратов в базе данных – более 36 тыс. и 7,3 тыс. соответственно;



ПроБолезни. Представляет собой энциклопедию заболеваний, которая составлена практикующими работниками медицинских учреждений. На данный момент включает 357 статей о наиболее распространенных болезнях и постоянно пополняется;





МедЛок. Удобная информационная система, интегрированная с ПроДокторов и предназначенная для использования медицинскими учреждениями. Позволяет использовать возможности онлайн-сервиса в полном объеме и на крайне выгодных условиях.



Не стоит забывать и о наборе достоинств, традиционном для электронной регистратуры: удобстве для пациентов, оперативности, отсутствии платы и возможности выбора.

Порядок авторизации на сайте

К числу достоинств ПроДокторов следует отнести продуманный и удобный для пользователей интерфейс сайта. Он дополняется быстрой процедурой авторизации, которая осуществляется по следующей схеме:





  • написать отзыв о медицинском специалисте, лекарстве или клинике;
  • задать вопрос на сайте МедОтвет.

Непосредственная процедура записи к врачу происходит традиционным способом. Пациент выбирает клинику, профиль специалиста, а затем врача и время посещения из доступных вариантов.

  • более 270 тыс. отзывов;
  • более 166 тыс. медицинских специалистов различного профиля;
  • 3 687 учреждений здравоохранения, сотрудничающих с онлайн-сервисом и расположенных в 14 крупнейших городах страны.



Особенности и достоинства портала

Наиболее важной особенностью работы DocDoc, которая одновременно является ключевым преимуществом сервиса, выступает предоставление пациенту возможности выбора из большого количества медицинских учреждений и работающих в них врачей. Кроме того, пользователи портала могут:

  • записаться не только на прием, но и на диагностику, причем как в государственную, так и частную клинику;
  • пройти комплексное медицинское обследование;
  • получить консультацию специалиста в режиме онлайн;
  • воспользоваться сервисом как со стационарного компьютера, так и с мобильного устройства. Во втором случае необходимо скачать мобильное приложение.





Правила регистрации предусматривают введение номера мобильного телефона пользователя. Он используется для отправки СМС-кода, необходимого для авторизации на сайте.



Аналогичным образом происходит процедура авторизации в онлайн-сервисе. Успешный вход в личный кабинет системы предоставляет доступ к полному набору функциональных возможностей портала.

При этом порядок записи на прием в конкретную клинику или к определенному специалисту проходит в стандартном для подобных мероприятий режиме: пациент имеет возможность сделать выбор на основе географического расположения медицинского учреждения, профиля и квалификации врача, а также отзывов о нем других пациентов.

Другие сервисы

Количество онлайн-сервисов, предлагающих услуги электронной записи к врачу, постоянно увеличивается. В дополнение к ним аналогичные возможности предоставляет официальный интернет-портал государственных услуг Госуслуги. Высокий уровень конкуренции на рынке между различными информационно-справочными системами идет на пользу как его участникам, так и, что особенно важно, пользователям. Некоторые достаточно популярные сервисы записи к медицинским специалистам целесообразно описать подробнее.

ИПГУ Госуслуги

Единый информационный портал Госуслуги заслуженно считается самым востребованным на сегодня интернет-ресурсом страны. В число возможностей, предоставляемых пользователям, входит и электронная запись на прием к врачу. Она касается государственных учреждений сферы здравоохранения, предоставляющих бесплатные медицинские услуги.

Для того, чтобы записаться на прием к специалисту, необходимо выполнить следующие действия:





  • следовать рекомендациям портала, что позволит быстро и без проблем записаться к нужному медицинскому специалисту, работающему в поликлинике, к которой прикреплен пользователь.



  • профиль и специализация врача;
  • место работы;
  • предоставляемые услуги;
  • несколько видов рейтинга, включая отзывы пациентов, уровень цен и т.д.



Главные достоинства сервиса – предельно комфортный для работы интерфейс сайта и достаточно внушительная база данных врачей и медицинских клиник. Дополнительный бонус – удобная система рейтингов, упрощающая выбор нужного специалиста.

ONDOC

Быстро набирающий популярность онлайн-сервис, который размещается на ondoc.me. На данный момент им пользуется более 200 тыс. человек. Основной функционал сайта состоит в следующем:

  • поиск нужного врача и запись к нему на прием;
  • ведение электронной медицинской карты;
  • постоянный мониторинг показателей самочувствия и здоровья;
  • онлайн-чат с врачом в режиме 24/7.



Важным достоинством выступает возможность использования сервиса как со стационарного компьютера, так и с любого мобильного устройства – планшета или смартфона.

В качестве бонуса – обширный набор сопутствующих услуг, которые могут оказаться крайне полезными для пациента.

ЕМИАС.ИНФО

Еще один сервис электронной записи к врачу, предназначенных для жителей столицы. Он размещается на emias.info. Популярность портала объясняется удобным интерфейсом, обширным набором функциональных возможностей и обширной базой данных о медицинских учреждениях Москвы и работающих в них специалистах.

Сайт ведет деятельность с 2013 года. За это время было скачано более миллиона мобильных приложений ЕМИАС.ИНФО и произведено более 2 млн. записей к врачам.



Единый медицинский портал



В качестве дополнительных услуг предлагает телеметрическое сопровождение пациента, ведение электронной медицинской карты и получение второго мнения специалистов ведущих клиник страны.


Опыт работы

В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме проектирования комплексных медицинских информационных систем на основе методов математического моделирования и объектно-реляционного подхода. Автор свыше 130 научных работ по теме разработки и внедрения медицинских информационных систем, включая монографию "Информационные технологии в здравоохранении" (2002 г.) и "Медицинские информационные системы" (2005 г.), соавтор учебного пособия "Информационная система в организации работы учреждений здравоохранения".

Увлечения

Рыбалка, охота, кулинария

Вот какой комментарий по этому изменению был получен от службы техподдержки ЕГИСЗ:

«Система "Концентратор услуг ФЭР" предоставляет доступ к услуге удаленной записи на прием к врачу в рамках оказания первичной медицинской помощи, основанной на прикреплении пациента к медицинской организации. Перечень доступных пациенту медицинских специальностей в рамках оказания первичной медицинской помощи определен статьей 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ. В дополнение пациенту предоставляется возможность записи к медицинским специалистам, посещение которых не требует направление терапевта. Рекомендованный Минздравом России перечень медицинских специальностей выглядит следующим образом:
- Терапия
- Педиатрия
- Общая врачебная практика (семейная медицина)
- Хирургия
- Детская хирургия
- Отоларингология
- Неврология
- Офтальмология
- Стоматология
- Стоматология терапевтическая
- Стоматология детская
- Урология
- Акушерство и гинекология.

Учитывая региональную специфику, допускается предоставлять пациенту в перечне доступных ему медицинских организаций те учреждения, которые специализируются по профилям "Стоматология", "Гинекология" и "Урология" и оказывающих медицинские услуги населению в рамках программы ОМС. Данное исключение относится только к случаям, при которых соответствующие медицинские специалисты не работают в медицинской организации, к которой прикреплен пациент.

Порядок оказания государственной услуги "Запись к врачу", предоставляемой посредством ЕПГУ ориентирован на изложенные выше тезисы и будет утвержден соответствующим нормативно-правовым актом в ближайшее время.

Данное требование встретило определенную обеспокоенность со стороны разработчиков и операторов региональных сегментов ЕГИСЗ. Дело в том, что сейчас многие порталы записи на прием к врачу через Интернет в субъектах РФ допускают свободную возможность выбрать любую медицинскую организацию. Считается, что это очень удобно для пациентов – когда любой гражданин может выбрать по своему усмотрению любое МО, а внутри этой МО – любого врача. Сокращение этой свободы выбора вызвало опасения – являются ли такие ограничения правильными? Попробуем детально в этом вопросе разобраться.

Такой подход, конечно, вполне может создать недовольство граждан в случае получения отказов. Поэтому в связи со всеми этими уточнениями сервисы проверки статуса застрахованного и учета прикрепления пациентов теперь стали играть весомую роль. И в этом смысле у региона всего 2 варианта:
1. Интегрироваться с информационной системой ТФОМС, которая должна вести базу застрахованного населения и хранить информацию о прикреплении пациентов.
2. Собирать и хранить эти сведения внутри РМИС.

Выводы: если в каком-то проекте предоставляется возможность гражданам свободно выбирать любое МО или любого специалиста на портале записи на прием к врачу, то, похоже, ее придется ограничивать. Нужно такие порталы приводить в соответствие с федеральным законодательством, а именно запись на прием через Интернет пациент может получить только при следующих условиях:
1. Пациент имеет полис ОМС, данные о полисе доступны в РМИС
2. Пациент прикреплен к одной из МО, данные о прикреплении доступны в РМИС.
3. Записаться можно к одному из следующих специалистов:
a. Участковый терапевт
b. Хирург
c. Отоларинголог
d. Офтальмолог
e. Стоматолог
f. Акушер-гинеколог
g. Уролог



По этой теме в Москве создана хорошая лаконичная инфографика:

Читайте также: