Политика в мире доклад

Обновлено: 02.05.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА.docx

2. Предметное поле мировой политики 10

Список литературы 20

Введение

Несмотря на то, что основной массив идей и публикаций по проблематике мировой политики пришел с Запада, становление мировой политики как самостоятельной научной дисциплины характерно преимущественно для российских политических исследований.

До сих пор вопрос о соотношении теории международных отношений и теории мировой политики – один из наиболее дискуссионных в современной российской политологической науке. В начале 2000-х годов на страницах ведущих российских научных журналов развернулась дискуссия по поводу определения предметного поля мировой политики. Например, в этой дискуссии приняли участие такие ученые как А.Д. Богатуров, М.М. Лебедева, А.Ю. Мельвил, Н. Косолапов, М.А. Мунтян и др.

До настоящего момента установление предметного поля мировой политики и связи с другими дисциплинами является актуальной задачей, требующей дальнейшего исследования.

Целью работы является разъяснение особенностей становления мировой политики, как научного направления и ее связи с другими научными дисциплинами.

В работе решались следующие задачи:

По мнению сторонников институционального подхода к рассмотрению мировой политики, обитатели современного мира связаны общими нитями мировой экономики; их объединяют, с одной стороны, сопоставимые идеалы и ценности, а с другой — общие вызовы и проблемы; наконец,— и это главное — они представлены в международных институтах и организациях, совместно созданных ими в целях управления взаимозависимостью и регулирования отношений друг с другом. Хотя члены глобального международного общества остаются суверенными и независимыми, отношения между ними регулируются определенными правилами и соглашениями, в совокупности составляющими международное право 7 .

По мнению М.Л. Лагутиной, в современном мире мировая политика представляет собой инструмент политического действия не только государств, но всех современных акторов (межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций и др.) 8 .

1) в политической сфере - модернизация все большего числа стран мира и их "транзит" к демократии;

2) в социальной - создание "глобального гражданского общества", демократизацию международной политики и расширение включенности в нее негосударственных акторов;

3) в институционально- инструментальной - возрастание глобального управления за счет усиления роли универсальных международных организаций (ООН, МВФ, ВТО) и закрытых международных организаций типа НАТО;

Мировая политика как научная и учебная дисциплина в России стала даже претендовать на ведущие роли среди политических наук, приоритетность по отношению к международным отношениям, всеобщность своих выводов относительно всего, что касалось мирополитических вопросов и проблем. Во всяком случае, такие идеи высказывались многими авторами, которые приняли участие в дискуссии по проблемам мировой политики.

За последние полтора десятка лет российский контекст поиска теории мировой политики стал определяться наличием трех групп авторов:

а) прагматиков, которые интересовались мирополитической тематикой и подходили к ней критические, нейтрально или склонялись к полезности примирения с ней (Н.А.Косолапов, А.С. Панарин, М.А. Чешков, А.Д. Богатуров, В.В. Иноземцем, М.М. Лебедева);

Таким образом, мировая политика в современной науке и практике имеет многоплановое значение. Мировая политика – это и новое научное направление, и новая востребованная научная дисциплина, и новая философия и инструмент управления глобальным социумом XXI в. Усиление и выделение этого научного направления стало итогом глобальных изменений микросистемы, когда возникла задача в управлении мировыми политическими процессами. Мировая политика возникла на стыке нескольких направлений - международная политическая экономия, сравнительная политология, теория международных отношений. В российской науке вопрос о содержании мировой политики остается дискуссионным.

2. Предметное поле мировой политики

В современных российских исследованиях различение международных отношений в узком их понимании и мировой политики стали дискуссионным вопросом. Например, П.А. Цыганков, считает, что если международные отношения связаны с анализом межгосударственных взаимодействий, а мировая политика делает акцент на роль, которую играют в формировании международной среды нетрадиционные акторы. 12 .

А.Д. Боготуров доказывает связь мировой политики и международных отношений, в частности, их предметные области часто совпадают (см. таб. 1).

Совпадение предметных полей мировой политики и международных отношений 13

Историко-политические аспекты МО

Социологические и политико-психологические аспекты МО

Философия и теория международных отношений

Контроль над вооружениями, вопросы распространения

Контроль над деятельностью международных криминальных сетей

Международные переговоры о борьбе с деятельностью криминальных сетей

Внутренняя безопасность от транснациональных угроз

Межправительственные организации формального типа (ООН, НАТО, ОДКБ)

Гост

ГОСТ

Понятие мировой политики

Мировая политика – это особая отрасль системы международных отношений, включающая деятельность государств по обеспечению их интересов в процессе решения проблем, которые возникают в сфере международных отношений.

Википедия в своем определении отождествляет мировую и международную политику, указывая, что мировая политика является ядром международных отношений. К мировой политике относятся процессы выработки, принятия и осуществления политических решений, которые затрагивают жизнь мирового сообщества.

Мировая политика имеет ряд характеристик:

  • как научное направление она сформировалась во второй половине XX века в рамках неолиберальной теоретической традиции;
  • истоки ее возникновения лежат в исследованиях теоретических вопросов международных отношений, деятельности международных организаций, изучении международных политико-экономических процессов, сравнительной политологии и т.д.;
  • она изучает тенденции развития мировой политической системы, ее современное состояние;
  • главными акторами международного взаимодействия являются государства и межправительственные организации, к негосударственным акторам относятся неправительственные организации, внутригосударственные регионы, транснациональные компании и т.д.;
  • международные проблемы она рассматривает в едином общемировом контексте - в тесном взаимодействии и взаимосвязи друг с другом;
  • между внешней и внутренней политикой государства она не делает резких противопоставлений;
  • основные ее приоритеты – мир, всеобщая безопасность, преодоление нищеты и отсталости, охрана окружающей среды.

Мировую политику можно рассматривать как частный случай международной политики. Мировая политика – это совокупная деятельность главных субъектов международных отношений. В ее основе лежит стремление субъектов политических действий обеспечить реализацию экономических, культурных, социальных и других интересов государства и межправительственных организаций посредством дипломатических, финансово-экономических, военно-стратегических, информационно-идеологических средств.

Структура мировой политики

Мировая политика является определенной средой, которая и влияет, и изменяет международные отношения. Мировая политика может объективно укрепить или ослабить существующую систему международных отношений и мирового порядка. Эволюционируя, политическая система мира на каждом новом этапе диктует новые возможности и новый тип мировой политики, предопределяя изменение ее институтов и государств.

Готовые работы на аналогичную тему

Как и всякая сфера научных знаний мировая политика имеет собственную структуру.

Структура мировой политики:

  • внешнеполитическая деятельность независимых, суверенных, национальных государств;
  • деятельность на уровне ООН, а также других международных организаций и учреждений, которые уполномочены на это государством;
  • политические акции региональных общегосударственных и межгосударственных структур, союзов, группировок и иных объединений подобного рода.

Становление мировой политики

Современная мировая политика, представляя ядро международных отношений, преследует следующие цели: предотвращение и разрешение международных конфликтов; решение глобальных проблем человечества; создание справедливого миропорядка.

Современную политическую карту мира характеризует небывалый динамизм, во многом связанный с растущей глобализацией всех сфер жизни и деятельности человечества.

Особенностью современной политической ситуации в мире является:

Усиление интеграционных процессов. Особенно бурно процессы экономической и политической интеграции проявляются в экономически развитых странах и, в первую очередь в Западной Европе. Здесь существует Европейский Союз (куда входят 15 стран-членов), с единым экономическим пространством и валютно-денежной системой, эффективно действующими наднациональными структурами законодательной и исполнительной власти, единым гражданством и визовым режимом. Все это, в конечном счете, означает зарождение и становление нового государственного образования в Европе, своего рода "Соединенных Штатов Европы" с населением более 400 млн. человек. В ближайшее время ожидается вступление в ЕС и других стран Европы.

Вторая крупная интеграционная группировка экономически развитых стран возникла в Северной Америке. Это НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), возникшая в 1992 году и включающая США, Канаду и Мексику. Однако в отличие от ЕС в Северной Америке не предполагается создание единой валюты, координации внешней политики и политики безопасности.

На просторах бывшего Советского Союза также существует интеграционное объединение – СНГ. Однако интеграционные процессы в рамках СНГ не получили должного развития, что ставит под сомнение будущее этой организации.

Немало различного рода интеграционных группировок возникло в последние десятилетия и в развивающихся странах. В большинстве своем - это обычные группировки, которым до интеграции европейского и американского типа еще очень далеко. Однако некоторые из них стали приобретать более явственные интеграционные черты. В первую очередь это относится к Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин, Брунея и Вьетнама. Хотя внутрирегиональная торговля между ними невелика, они имеют некоторые наднациональные органы. К тому же в 1991 году страны АСЕАН заявили о создании в течение пятнадцати лет своей зоны свободной торговли.

Наряду с интеграционными процессами в современном мире получили развитие и процессы политической дезинтеграции. Следствием этого явилась новая международная политическая реальность – образование государств, не признанных мировым сообществом. Так называемые "самопровозглашенные государства" являются очагами серьезных политических и военных потрясений и постоянного давления на политическую карту мира. В настоящее время существуют более десятка таких государственных образований: Турецкая республика Северного Кипра (на Кипре), Нагорный Карабах (в Азербайджане), Приднестровская республика (в Молдавии), Коссово (в Сербии и Черногории), Бантустан (в ЮАР) и др.

Сохраняются очаги политической напряженности и вооруженных конфликтов в различных частях земного шара. Специалисты по международным проблемам насчитывают в мире около 300 мест ("горячих точек" планеты), где имеются споры: территориальные, этнические, политические, пограничные и т.д.

Возникшая многополюсная система мира после распада мировой системы социализма привела к серьезным сдвигам в расстановке главных политических сил на международной арене. С одной стороны, это США, оставшиеся в качестве единственной супердержавы и претендующие на роль мирового арбитра, с другой стороны – Россия, Европейские государства, Китай и Япония, каждая из которых пытается претендовать на роль мировых держав.

В настоящее время можно говорить о существовании 3 главных центров силы в мировой экономике и политике. Это США, ЕС и Япония. Самостоятельными политическими силами рассматриваются страны "Большой семерки" (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада), а также страны "Большой пятерки" (страны, владеющие ядерным оружием и являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН – США, Россия, Китай, Франция и Великобритания).

Неуклонно и стабильно укрепляются международные позиции Китая, обусловленные его бурным экономическим ростом (Китай ныне по ВВП уступает только США). В тоже время отмечается падение экономической и политической роли в мире России. (по объему ВВП Россия уступает не только США, Китаю, Японии, но и многим западноевропейским странам).

4. Формы государственного устройства стран

Государственный строй любой страны характеризуют 4 основные политические признаки:

1. Политический статус страны.

2. Форма правления.

3. Форма административно-территориального устройства.

4. Форма государственного режима.

По каждому из этих признаков существуют свои классификации стран.

Политический статус страны определяется степенью ее политической независимости или государственного суверенитета. Суверенитет государства - это полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающий всякую иностранную власть.

В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Это одно из неотъемлемых свойств государства.

Понятие суверенитет государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др.

Наряду с суверенными государствами, которые обладают самостоятельностью во внутренних и внешних делах, в современном мире существует и немалая группа стран (территорий), которые де-юре или де-факто таковыми не являются.

Таким образом, все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. Такой статус имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.

МОНАРХИИ - форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека - царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).

Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько - Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия - король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских - парламентом. Фактически монархи "царствуют, но не управляют", превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий Западной Европы - Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 30 монархий: 2 - в Океании, 3 - в Африке, 13 - в Азии, 12 - в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически - республика, формально - конституционная монархия (княжество), с конца XIII в. находящееся под двойным суверенитетом - Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах). Конституционная монархия в Бельгии с 1993 г. согласно проведенному референдуму, стала состоять из федераций.

РЕСПУБЛИКИ. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, а глава государства избирается всем населением страны, имеющим право голоса, при проведении выборов. В президентских республиках, в отличие от парламентских, в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства. Президентскими республиками являются, например, США, Аргентина, Бразилия.

Административно-территориальные единицы, входящие в состав унитарных республик, подчиняются непосредственно центральному правительству.

Члены федерации в составе федеративных республик имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибуты государственной власти - флаг, гимн, конституцию, парламент. Члены федерации имеют общие союзные, или федеральные органы управления, армию.

Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедераций. Статус конфедерации, имеет по конституции только Швейцария, хотя фактически форма государственного устройства этой страны близка к федеративной.

Почти 3/4 государств мира - республики. Эту форму правления, как правило, избирали с начала 19 века страны Латинской Америки, добившиеся независимости, Россия после революции 1917 г., почти все бывшие колонии в Азии и Африки в середине 20 века. После 2-ой мировой войны республиками были провозглашены страны Восточной Европы, Италия, Греция, Египет, Эфиопия, Иран.

Число федеративных республик в мире - около 20; они создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (Российская Федерация, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия), или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Коморские острова, Австралия, Федерация Микронезии).

НЕСАМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ТЕРРИТОРИИ. Великие географические открытия и захват европейскими державами земель в Новом Свете привели к появлению новых форм государственного устройства территорий, попавших в зависимость метрополий.

Термин территория в политической географии употребляется в настоящее время по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом; менее обжитым, освоенным, с ограниченными правами местного управления или к землям с неопределенным статусом (например, Западная Сахара).

К несамоуправляющимся территориям относятся колонии (страны, находящиеся под властью иностранного государства и лишенные политической и экономической самостоятельности), протектораты (при этой форме зависимость устанавливалась неравноправным договором, по которому внешние экономические и политические отношения передавались государству-протектору).

Колониями официально считаются территории, официально включенные в список ООН, на них распространяется требование о предоставлении независимости. Не включены в "колониальный список" и "заморские департаменты", "свободно ассоциированные государства".

Мандатные (или подмандатные) территории. Так назывались бывшие колонии Германии, которые после 1-ой мировой войны по мандату Лиги наций перешли под управление странам-победительницам: Германская Восточная Африка - Танганьика (Великобритании), Тоголенд и Камерун (поделены между Великобританией и Францией), Германская Юго-Западная Африка - Намибия (Южно-Африканскому Союзу), Руанда-Урунди (Бельгии), Германская Новая Гвинея (Австралии), Каролинские, Маршалловы и Марианские острова (Японии), о-ва Науру и Самоа (Новой Зеландии). После 2-ой мировой войны мандатная система Лигий наций была заменена системой опеки ООН. Так, под опеку США после II мировой войны были переданы Марианские, Маршалловы и Каролинские острова, которые в 1991г. получили независимость.

Доминионами в 1867-1947 гг. назывались части Британской империи, входившие в Британское Содружество наций, которые признавали главой государства английскую королеву, например Канада (с 1867 г.), Австралийский Союз с (1901 г), Новая Зеландия (с 1907 г.), Южно-Африканский Союз (с 1910г.).

После образования в 1947 г. Содружества (Commonwealth), в которое к началу 1990-х гг. входило 48 независимых государств и зависимые от Великобритании, Австралии и Новой Зеландии территории, термин "доминион" вышел из употребления, хотя 17 бывших доминионов до сих пор продолжают признавать главой государства английскую королеву.

В Содружество входят формально равные страны, но различные по уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям и т.д. Содружество не имеет ни единой конституции, ни союзно-договорных соглашений, ни официальных атрибутов; оно не выступает на международной арене (например, в ООН, в каких-либо международных акциях и т.п.). Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Бирма, Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Решения ежегодных конференций недействительны для страны, которая за них не голосовала.

Большинство членов Содружества имеют традиционную форму государственного правления: либо республики (Индия, Бангладеш, Нигерия, Гана, Замбия, Зимбабве и др.), либо - их немного монархии (Великобритания, Малайзия, Бруней, Свазиленд и др.). Часть членов сообщества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка - не считают себя ни республиками, ни монархиями. Их жители фактически числятся не подданными королевы Великобритании, а лишь гражданами своих государств. Практически же любые вопросы внутренней жизни и внешних (международных) связей этих государств (официально: "государства в составе Содружества") их парламенты и правительства могут решать самостоятельно, формально независимо от Великобритании. Вместе с тем они добровольно избрали для себя главой государства, символом высшей власти королеву Великобритании, закрепив это в конституциях. Некоторые из них используют атрибуты Великобритании (например, Новая Зеландия - английский гимн "Боже, храни королеву", английские ордена, которыми королева Великобритании награждает новозеландцев по представлению правительства Новой Зеландии, и др.); фактически все они, хотя и в разной степени, ориентируются на политику, законы, традиции Великобритании (в том числе языковые, культурные, бытовые, ритуально-парадные и пр.), живут как бы с оглядкой на Англию.

Во Французский Союз входят заморские департаменты Франции - острова Мартиника, Гваделупа, Реюньон и заморские территории - Французская Гвиана, Французская Полинезия.

Статус государства, свободно ассоциированного с США имеет Пуэрто-Рико. Статус “свободной ассоциации” предполагает, что государство обладает внутренним самоуправлением и определенной самостоятельностью в области внешней политики.

Число несамоуправляющихся территорий на политической карте мира продолжает сокращаться.

3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СТРАН

1. Территория страны как объект изучения страноведения

Территория страны является ареной жизнедеятельности человека. Изучение территории, ее внутренних и внешних свойств позволяет глубже понять природные и социальные процессы, протекающие в стране.

К внутренним свойствам территории относятся ее размеры и конфигурация. Чем больше страна (ее территория), тем, как правило, разнообразнее и богаче ее природные ресурсы. Страны крупные по площади чаще используют экстенсивный путь экономического развития, тогда как небольшие страны – интенсивный. Размеры территории могут влиять на образ жизни и менталитет граждан страны ("широкая русская душа");

Конфигурация территории (ее компактность) во многом определяет особенности территориальной организации хозяйства страны.

Внешние свойства территории проявляются в понятии "географическое положение". Географическое положение страны включает ее физико-географическое, экономико-географическое и политико-географическое положение.

Физико-географическое положение – это положение страны в системе природно-климатической зональности.

Экономико-географическое положение - положение страны относительно мировых экономических центров, мировых торговых путей, месторождений полезных ископаемых мирового значения и т.д.

Политико-географическое положение– положение страны относительно мировых держав, военно-политических блоков, очагов политической напряженности и т.п.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

В современном мире политика – результат пересечения ряда тенденций в развитии общества, востребовавших обеспечения интересов людей и решения назревших проблем. Она пронизывает все сферы социальной жизни людей. Участвуя в выборах, обсуждая политические проблемы, становясь членами политических организаций, движений, принимая на себя обязанности гражданина, депутата или посла, человек вступает и действует в мире политики, в той или иной форме воздействуя на механизм ее осуществления.

В современных условиях необходимо описать политику как систему, ориентирующуюся исключительно на себя и преследующую собственные цели, не имеющие уже никакого отношения к потребностям общества. Политика есть способ поддержания власти сложившейся бюрократической системы, а ее направленность на нужды общества всегда иллюзорна, поскольку служит лишь легитимации существующей ситуации.

1 Общее понятие о политике

Основное назначение и роль политики в обществе, да и не только в обществе, состоит в том, что в обстановке многообразия мира, наличия в нем стихийности, случайности и непредсказуемости она дает возможность избрать нужное направление развития субъекта, обеспечить достижение намеченной цели, создать наиболее адекватные условия для его функционирования, развития и самореализации и тем самым способствует ускорению функционирования и развития всего социального целого.

Политика заключает в себе и свойства человеческой̆ природы, ее потенциальное стремление к добру, сотрудничеству и взаимопомощи, а также проявление агрессивности субъектов, их способности к обману и насилию. В соответствии с этим политика в зависимости от условий может быть направлена субъектом на усиление или, напротив, на ослабление этих свойств человеческой̆ природы или на их своеобразное сочетание в интересах самореализации.

Человек с помощью сознания, трудовой̆ деятельности способен не только приспосабливаться и изменять условия своего существования, но и перестраивать их в своих интересах. Именно для этого и существует политика, истоки которой̆ коренятся в самом основании природы, в которой̆ заключена тенденция к обеспечению динамического равновесия и рациональности в развитии природы. При помощи этого свойства и тенденций природа не только сохраняет свои творения, но и ускоряет собственное развитие и совершенствование.

Именно потому, что человек способен к созданию условий адекватно своим потребностям с помощью труда и разума, он по своей̆ численности превзошел все виды животных, обитающих на Земле. Несомненно, что важную роль в этом сыграла и политика, присущая человеку и заложенная в его природе, которая проявляется в обществе под влиянием определенных условий.

Политика — это сфера деятельности, связанная с выявлением закономерных тенденций в условиях стихийности, случайности и непредсказуемости, которые могут быть использованы субъектом в интересах своей самореализации.

Из этого вытекает и предмет политики — выбор основного направления развития субъекта и конкретных путей создания адекватных условий в целях его оптимальной самореализации. При этом необходимо не только выявить конкретные пути обеспечения адекватности условий для самореализации субъекта, но и определить те допустимые пределы, в которых может проходить такое обеспечение.

Объект политики заключен в самом фундаменте общества, мира в целом и коренится в ряде основных предпосылок. Во-первых, в том, что в природе и обществе необходимость осуществляется через случайность, а закономерность — через стихийность. Во-вторых, в том, что части целого обладают относительной самостоятельностью по отношению к своему целому и имеют возможность свободы выбора. В-третьих, наличие способности у индивидов обеспечить свое доминирование за счет угнетения и вытеснения себе подобных. В-четвертых, основа политики заключена также в недостаточности, в дефиците, который имеет место в развитии как общества, так и природы в целом, что требует изобретательности и борьбы за их достижение.

Таким образом, для осуществления политики нужен как субъект, так и объект. При этом политика призвана определить возможности субъекта и возможности и пределы его влияния на объект. Иными словами, политика призвана решать противоречия между субъектом и объектом в пользу субъекта.

1.1 Основные элементы политики

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

- на низшем уровне решаются местные проблемы и политическая деятельность на этом уровне ведется в основном отдельными индивидами;

- на локальном уровне требуется государственное вмешательство, политика проводится группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона;

- на национальном уровне – государство основной институт распределения ресурсов;

- на международном уровне основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

1.2 Функции политики

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на все стороны жизни, элементы общества, отношения, события; способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами.

Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе, и которые характеризуют важнейшие направления ее воздействия на общество:

1. Обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения;

2. Управление и регулирование социальными процессами;

3. Выражение властно-значимых интересов всех групп и слоев общества;

4. Авторитарное распределение ценностей в обществе;

6. Мобилизация и достижение эффективности общей деятельности.

Политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки.

В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ее следующих функций:

- выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

- рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

- распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

- управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

- интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

- социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы;

- обеспечение коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшиз – особые техники связи с общественностью)

- созидания действительности (проективная функция).

Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

2 Роль политики в современном мире

По сути дела, политика представляет собой сознательный ком- пенсационный механизм по обеспечению адекватности условий для оптимальной самореализации субъекта и общества в целом в окружающем их мире.

В соответствии с таким подходом строительство нового завода, совершенствование механизмов защиты окружающей среды, создание и ремонт космического корабля — это сферы деятельности, подчиненные определенной стратегии, но не являющиеся политикой. Но выбор, например, путей технического развития общества, защиты окружающей среды от загрязнения, пути развития космонавтики в целом является предметом политики, так как они затрагивают интересы общества в целом и так или иначе влияют на его структуру.

Исходя из определяющей роли общественного бытия в отношении сознания политика не должна быть субъективной, она должна строиться в соответствии с объективными законами и тенденциями, действующими как в обществе, так и в природе. Вместе с тем, поскольку человек обладает относительной самостоятельностью и способен оказывать влияние на бытие, политика не может сводиться лишь к пассивному следованию за условиями. Она должна носить активный характер и влиять на условия в интересах субъекта.

Из этого следует, что необходимо различать политику в узком и широком смысле. Политика в широком смысле есть концентрированное выражение путей реализации интересов и потребностей человека (субъекта) по созданию адекватных условий, обусловленное данным способом производства общественной жизни. Что касается отношений субъектов по поводу политической власти, равно как и политики как концентрированного выражения экономики, то это означает политику в узком смысле слова. В широком же смысле сама по себе власть не самоцель. Она представляет лишь средство политики. Не случайно, если власть перестает отвечать коренным интересам данного общества и не обеспечивает его потребности, то общество перестает ее поддерживать и защищать. В качестве самоцели выступает господство или приоритет одной элиты или класса над другим и их борьба за собственность, равенство, расширение рамок свободы и т.д. Политика в узком смысле представляет собой частный случай политики в широком смысле, ибо борьба различных классов и элит за овладение государственной властью означает не что иное, как стремление получить в свое распоряжение могучую социальную силу, опираясь и используя которую можно обеспечить достижение намеченных целей.

Необходимо описать политику как систему, ориентирующуюся исключительно на себя и преследующую собственные цели, не имеющие уже никакого отношения к потребностям общества. Политика есть способ поддержания власти сложившейся бюрократической системы, а ее направленность на нужды общества всегда иллюзорна, поскольку служит лишь легитимации существующей ситуации.

Техноструктура – технический и бюрократический класс, который заменяет господствовавших прежде частных собственников и предпринимателей. Все дело в том, что капиталист больше не является высшим лицом на предприятии, так же как и потребитель давно уже не господствует на рынке. В экономической системе главенствующее положение принадлежит примерно двум тысячам крупнейших фирм, но ими правят не собственники – они ведь, в принципе, дилетанты. А для управления столь сложной системой необходимо огромное количество специальных знаний, которыми владеют высокообразованные менеджеры, ученые, инженеры, директора и т.д. Они-то и образуют техноструктуру, которая является воплощением «коллективной власти специалистов различных уровней квалификации и компетентности, приобщенных к процессу принятия решений внутри корпораций. Только техноструктура способна получать и анализировать необходимую информацию, которая, разумеется, используется в узко корпоративных целях. Необходимо отметить, что наличие прибыли уже перестало быть главной целью экономической деятельности этих фирм-монстров – самым существенным для них становится наличие власти как таковой.

Нельзя не добавить, что в таких условиях сама экономика становится иррациональной, ведь экономическая рациональность с точки зрения общества есть соответствие производимых продуктов потребностям этого общества. Сегодня же потребности навязываются заинтересованной в их постоянном росте техноструктурой, которая сама выбирает, что и кому будет нужно, а затем с помощью агрессивной рекламы убеждает потребителей в том, что эта продукция им жизненно необходима.

Политика должна исходить из законов не только природы и общества, но и подчиняться своим собственным законам, причем в основе должен находиться сам человек с его разумом. Политика как таковая будет существовать до тех пор, пока будут существовать общество и человеческий разум.

Даже после того как будут преодолены классы и классовое неравенство, а все науки, в том числе и политические, продвинутся далеко вперед, политика в широком смысле не прекратит своего существования. Именно потому, что в природе и обществе необходимость и закономерность по-прежнему будут пробивать себе дорогу через случайность, стихийность и непредсказуемость, а человек будет относительно самостоятельным, запрограммированным лишь в основных своих качествах, т.е. для поиска адекватных условий его оптимальной самореализации потребуются специальные знания. Из этого следует, что при всех условиях сохранится как объект, так и предмет политики как науки. Отмереть может лишь политика, понимаемая в узком смысле слова.

В результате этого политика не только не исчезнет, но и поднимется на более высокий этап, расширит свои функции и перейдет не только к обеспечению самореализации субъекта, но и на путь его совершенствования, равно как и окружающей природы. Иными словами, роль политики будет возрастать с расширением сферы человеческой деятельности. Это в свою очередь приведет к видоизменению как объекта, так и предмета политики.

Вывод

Тем не менее, с течением времени, в условиях усиленного развития технологий, политика не только не исчезнет, а, наоборот, расширит свои функции. С увеличением способов познаний различных сфер жизни человечества, политика, обеспечивающая самореализацию, будет еще и совершенствовать сам субъект.

Читайте также: