Доклад на конференцию по логопедии

Обновлено: 13.05.2024

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Её принцип основан на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными с преобладанием одного из них. Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика входит в работу по формированию произношения слабослышащих детей. Способствует соединению работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствует формированию у слабослышащих детей речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторныймассаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов — зондов.

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, — это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. Другое не менее распространенное заболевание — это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Постановка звуков.

  1. По подражанию
  2. От гимнастики языка на звук, но использовать правильное произношение - Т, Д, Н. Если эти звуки произносятся межзубно, то научить их произносить правильно, а потом уже ставить дефектные звуки.
  3. Механическим путем (зонды, шпатели, пальцы, соски)

4. От опорных звуков.

В→ З → Ж М → Б Н → Д

Компьютерные технологии.

Главный программный модуль этой среды предназначен для организации начальной и уточняющей диагностики пробелов в знаниях, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению выявленных пробелов, проведения коррекционной работы, визуального контроля за усвоением учебного материала.

Данные программы я использую на индивидуальных занятиях по коррекции неправильного звукопроизношения и лексико-грамматической недостаточности.

Программа Word

Ресурсы текстовой программы используются мною с целью развития звуко-буквенного анализа, связной речи и коррекции лексико-грамматической недостаточности.

Программа Pоint

Это стандартная программа для рисования на компьютере. Она настолько проста, что освоить ее может даже пятилетний ребенок. За время работы в графическом редакторе дети научились рисовать, редактировать рисунки и фотографии, составлять коллажи и многое другое. Весь этот материал дети используют для оформления своих электронных книг. Рисование в программе Pоint на логопедических занятиях позволяет оптимизировать процесс обучения, формировать зрительный и пространственный гнозис, а также способствует развитию цветового восприятия и позволяет диагностировать эмоциональное состояние ребёнка во время логопедического занятия по типу цветового теста Люшера. Все рисунки, создаваемые на коррекционном занятии, соответствуют основной лексической теме и задачам урока. Графический редактор используется мною только на индивидуальных занятиях.

Программа PowerPoint

Возможности данной программы используются для создания мультимедийных презентаций и компьютерных игр, которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающую деятельность. Презентации используются как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальных формах работы. Это позволяет снизить количество громоздкого демонстрационного материала и увеличивает темп деятельности на логопедическом занятии.

Технологии формирования звуко-буквенного анализа

Чаще всего среди дисграфических ошибок встречается пропуск и замена букв. Причиной этого нарушения является несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Традиционно звуко-буквенный анализ заключается в делении слов на слоги, определении количества слогов, назывании звуков по порядку, характеристики согласных по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости. В итоге предполагается вычерчивание схем.

Ещё одна технология, которая помогает формированию звуко-буквенного анализа у детей, имеющих логопедические проблемы, - это использование ребусов. Причём зашифровываются не только слова, но и целые предложения или тексты.

Логопедические технологии коррекции дислексии

Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

Логопедические технологии развития связной речи

  • первая строка—одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
  • Вторая строка—два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • третья строка—три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • четвёртая строка—фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • пятая строка—слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Растёт, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима. Новый год. Детство.

Нейролингвистическое программирование в логопедии

В своей работе я применяю технологии НЛП. В НЛП-педагогике делается огромный упор на развитие воображения. Конечно, воображение, образное мышление – существенный признак развитого интеллекта, и педагогическая наука предлагает многочисленные разработки путей развития этих способностей в детях.

Как развить визуальную способность у тех, кто плохо видит глазами мозга? Работа эта требует от учителя большого мастерства и старания. Необходимо иметь прекрасные навыки установления раппорта с учениками, введения их в ресурсное состояние, состояние заинтересованности. В переводе с НЛП-языка "раппорт" с собеседником обозначает ". "присоединение" к его внутренней организации, состоянию) путем правильного отображения:

– отражать 100% тона, – высоты, скорости голоса другого человека;

– отражать на 75% выражение его лица;

– отражать на 50 % движения и положения тела;

– отражать 100% жестов.

Цель раппорта в том, что чем лучше раппорт, тем более ресурсным становится состояние другого человека. Чем более оно ресурсное, тем больше у них доступ к сенсорным системам.

Упражнения на развитие визуализации:

1. Начните с визуализации цветов. Заполните свой мозг красным, зеленым, голубым. Сконцентрируйте все ваше внимание на сохранении цвета ярким и чистым. Если созданные вами цвета кажутся вам неясными, сфокусируйтесь (привяжитесь) для каждого цвета к какой-нибудь позе. Это может не сразу получаться.

2. Затем попробуйте визуализировать знакомые геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Попробуйте повращать объект в вашем мозгу. Если вы испытываете затруднения, не отчаивайтесь и не разочаровывайтесь в упражнении. Многим людям труднее представить абстрактные фигуры, чем реальные объекты и лица.

3. Визуализируйте трехмерный объект: стул, мяч, помидор, чашку. Поместите образ на расстоянии нескольких футов перед собой, расслабьтесь и изучайте его. Закройте глаза и еще раз визуализируйте, пытаясь как можно больше включить деталей в ваш образ. Еще более расслабьтесь и позвольте вашему мозгу создать образ без критической оценки.

4. Визуализируйте образ знакомого человека. Сконцентрируйтесь на лице, позвольте изменяться перспективе и рассматривать лицо справа, слева, издалека, близко. Вы можете приблизиться к деталям лица или охватить его взглядом.

5. Визуализируйте знакомый дом, здание. Представьте себя открывающим дверь и входящим. Изучите пол под собой, картины на стенах, мебель, проемы в другие комнаты.

6. Представьте себя удобно лежащим в кровати. Мысленно исследуйте знакомые объекты и отделку комнаты, Мысленно взгляните на окно и почувствуйте себя плывущим к нему, затем выплывающим из него. Поднимайтесь выше и выше над вашим домом, изучите дом соседей, деревья, перспективу улицы. Затем мягко приземлитесь и ощутите, что стоите на ногах.

7. Визуализируйте конкретное место и представьте, что вы находитесь там. Это может быть любимое место отдыха или место, которое вы хотите посетить, или воображаемое место: мягкое, располагающее к отдыху и очень приятное место. Исследуйте его мысленно, изучите окружение. Если это на природе, почувствуйте тепло солнечных лучей, дуновение ветра. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это место в будущем. Визуализируйте себя идущим на это место для отдыха, для работы над проблемой, или для практики в других упражнениях.

- визуалов (зрительный тип);

- аудиалов (слуховой тип);

- кинестиков (двигательный тип);

- дигиталов (мыслительный тип).

С точки зрения техник НЛП в процессе обучения необходимо учитывать, к какому типу принадлежит ребенок, и формировать субъективные структуры преимущественно данного типа.


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar

avatar

avatar

avatar

Сделана работа очень профессионально. Получила одобрение преподавателя. Спасибо большое. Рекомендую всем!

Спасибо большое за работу, выполнена очень быстро, но пока не сдала надеюсь никаких замечаний не будет.

Последние размещённые задания


Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить контрольную до 16:00

Контрольная, Международное частное право

Срок сдачи к 28 февр.

Lkz dfc dct[ e. nyfz n. htvyfz rfvth

Срок сдачи к 16 мар.

Общество как пространство массовых коммуникаций

Решение задач, Массовые коммуникации

Срок сдачи к 28 февр.

Срок сдачи к 2 мар.

Курсовая, Охрана труда

Срок сдачи к 20 мар.

Аннотацию: сравнительный анализ сфер применения антимонопольного законодательства сша и россии

Срок сдачи к 1 мар.

Срок сдачи к 2 мар.

Решить задачи под 10 варантом

Срок сдачи к 6 мар.

Контрольная, Теория автоматического управления

Срок сдачи к 28 февр.

Решить задачи 3

Решение задач, Педиатрия

Срок сдачи к 4 мар.

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 2 мар.

Написать научно -исслед. работу и отчет по практике ?

Отчет по практике, Социолингвистика

Срок сдачи к 14 мар.

Провести анализ исторического источника на тему трагедии Холокост

Срок сдачи к 10 мар.

диплом готов оригинальность 59% необходимо поднять на.

Диплом, оперативно-розыскная деятельность,правоохранительные органы

Срок сдачи к 28 февр.

Ответить на 2 вопрос, срок 40 минут, очень срочно.

Ответы на билеты, правовое регулирование и организация борьбы с должностными преступлениями

Срок сдачи к 28 февр.

Тест дистанционно, Государственное регулирование миграционных и демографических процессов

Срок сдачи к 5 мар.

Контрольная, Надзор и контроль в сфере безопасности, право

Срок сдачи к 20 мар.

Контрольная, Экономика предприятия

Срок сдачи к 3 мар.

planes
planes

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление - доклад показывает, как можно спланировать работу учителя - логопеда в школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Представление профессии логопеда.

Организация логопедической работы в условиях общеобразовательной школы:

а) кабинет логопеда и необходимое оборудование;

б) разработка годового плана работы;

в) осуществление деятельности и оформление документации:

- I этап – диагностика;

- II этап - организационная работа;

- III этап - коррекционно – развивающая работа

Консультативно – просветительская работа.

Самообразование и методическая работа.

Дисграфия как расстройство письма.

Актуальные проблемы логопедии.

В последнее время все чаще можно услышать о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе – децелерации.

Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития. Причины этого явления множественны:

 Массовое сокращение сети дошкольных учреждений;

 Отсутствие узких специалистов в системе дошкольного образования, логопедов и психологов;

 Перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации.

И это одни из немногих причин, вызывающих необходимость привлечения на село специалистов в области дефектологии и коррекционной педагогики.

Таким образом, в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу.

Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину.

Отклонения в речевом развитии носят различный характер и по – разному сказываются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности, однако отставание в учебе неизбежно, если ребенку своевременно не оказать логопедическую помощь. А ведь дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенке уверенность в собственных силах.

Представление профессии логопеда.

Возможно, у ребенка есть проблемы с речью,
Тогда могу вам дать практический совет: Решение вопроса обеспечит Лишь только настоящий ЛОГОПЕД.
Он учит речи: чистой, плавной, внятной.
Он знает красноречия секрет:
Как говорить и ясно, и понятно, -
Квалифицированный мастер –
ЛОГОПЕД

Он учит речевой коммуникации Грамматика и лексика его предмет.
Дыханию, фонации, артикуляции
Со знаньем дела вас научит
ЛОГОПЕД

Он разъяснит, нацелит, обоснует, Расскажет и покажет тет-а-тет, Запишет, уточнит, рекомендует Внимательный, тактичный ЛОГОПЕД.

Работает он тонко, терпеливо, Слагая результат из маленьких побед, Работает умело, эффективно Интеллигентный, деликатный ЛОГОПЕД.

3. Организация логопедической работы в условиях общеобразовательной школы:

а) кабинет логопеда и необходимое оборудование;

К организации непосредственно своей работы я приступила в уже оборудованном для занятий кабинете. Логопедический кабинет выдержан в соответствии с необходимыми требованиями и включает в себя:

место для групповых занятий (групповые занятия направлены на коррекцию всех сторон речи: фонетическую, лексическую и грамматическую);

зону для индивидуальной работы с зеркалом, местом для педагога и учащегося, раковиной (на индивидуальных занятиях учитель – логопед исправляет дефекты произношения звуков);

зону для релаксации, физкультминуток и др. (обязательно на логопедических занятиях нужно проводить двигательные упражнения, осуществлять смену деятельности);

мультимедийный комплекс (на современном этапе в образовательном процессе немыслима работа педагога без использования ИКТ. Очень удобно применять на занятиях уже существующие ресурсы в виде презентаций, специальных компьютерных игр и обучающих пособий. Но нельзя этим злоупотреблять, т. к. речь – это процесс живого общения, а при ее коррекции ценится именно умение общаться друг с другом в живую);

методический комплекс (На данный момент уже имеется все самое необходимое: методические и наглядные пособия, игры, раздаточный речевой и наглядный материал, пособия для развития моторики и всяческие диагностические материалы, кроме того, есть список необходимых электронных ссылок, по которым можно найти интересующую информацию. Конечно этого не достаточно, но работа по пополнению необходимой литературы идет, и методический комплекс будет постоянно пополняться и обновляться.)

б) разработка годового плана работы:

На начальном этапе был разработан план работы на весь год, целью которого является оказание помощи учащимся начальных классов, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.

Задачи: 1. Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ.

2. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ.

3. Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

в) осуществление деятельности и оформление документации

Работа была спланирована поэтапно:

В мое распоряжение поступили учащиеся начальных классов, которым рекомендованы занятия с учителем – логопедом. Все они были обследованы, а результаты - занесены в речевые карты вместе с логопедическим заключением на каждого ребенка.

II этап - организационная работа.

По имеющимся у обследованных детей нарушениям в развитии устной и письменной речи была спланирована логопедическая работа и сформирована логопедическая группа. Формы работы – групповые и индивидуальные занятия. Групповые занятия проводятся 2 раза по 30 минут по логопедической программе коррекции нарушений устной и письменной речи автор Л. М. Козырева.

Индивидуальные занятия направлены на коррекцию звукопроизношения, такое занятие длится 15 минут. Частота занятий зависит от сложности дефекта: 1 – 2 раза в неделю с каждым учащимся. На каждого ребенка с этой целью составляется индивидуальная программа.

Имеется график работы учителя – логопеда, составлено расписание групповых и индивидуальных занятий.

III этап - коррекционно – развивающая работа.

Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи:

Обязательно необходимо включать в работу физкультминутки, представляющие собой какие – либо действия с проговариванием в форме четверостиший, считалок, чистоговорок, позволяющие детям абстрагироваться от зубрежки и сделать процесс запоминания увлекательным и интересным. В итоговой части целесообразно сделать вывод по проделанной работе, уточнить, что понравилось, больше всего запомнилось, а так же спрогнозировать тему следующего занятия, нацелить на предстоящую работу.

Эти занятия проводятся с целью исправления у детей имеющихся нарушений звукопроизношения и условно подразделяются на занятия по:

постановке звука (постановка звука может осуществляться по подражанию, механически: с использованием зондов, шпателей, сосок, ложек и т. д. или смешанно). Чаще всего используется смешанный способ;

автоматизации звука (сначала учим произносить звук изолированно, потом в слогах, словах и предложениях);

дифференциации звука – это введение звука в речь.

Консультативно – просветительская работа:

Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям:

выступления на МО учителей начальных классов, родительских собраниях по запросам;

проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями;

оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома.

Самообразование и методическая работа:

Участие в работе МО учителей начальной школы, педагогических советах.

Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Приобретение, разработка, изготовление учебно – дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи учащихся:

- пополнение раздаточного материала новыми пособиями;

- дальнейшее пополнение картотеки с заданиями по обогащению словарного запаса;

- изготовление карточек с заданиями для родителей.

Дисграфия как частичное расстройство письма.

Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р.И. Лалаева).

Симптомами дисграфии принято считать стойкие ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила.

Трудности в овладении письмом проявляются уже в 1 классе. Показателями являются нечеткое знание всех букв алфавита, сложности при переводе звука в букву и наоборот, сложности при переводе печатной графемы в письменную, трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

Диктант. 1 класс, конец IV четверти:


Начало предложений не оформляется с заглавной буквы.

Слово лес – лишние элементы букв, лишние буквы.

Слова рыжие веткам - пропуски гласных букв

Слово ёлкой – перестановка букв

слово норка - неточность графической передачи образа буквы

В словах рядом под прутик яблоко прыгал удочка - смешение звонких и глухих согласных (удочка – уточка - это свидетельствует о ФФНР)

По ветке – слитное написание слов.

В связи с этим видится необходимость в диагностике первоклассников на предмет наличия у них нарушений письменной речи. Согласно проведенным обследованиям следует спланировать и организовать на следующий учебный год работу по коррекции имеющейся у первоклассников дисграфии. Существует 3 подхода в коррекции дисграфии у школьников. Один из них охарактеризован в книге И.Н. Садовниковой, в которой автор предлагает свою методику диагностики нарушения письма, выделяет возможные направления работы, предлагает виды упражнений по их реализации. Этот подход, базируется на результатах логопедического обследования детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления логопедической коррекции.

Так, среди ведущих И.Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и другие.

В заключение хотелось бы добавить, что все методы по преодолению дисграфии, согласно изученной методической литературе, являются традиционными и, возможно, недостаточно эффективными. Но альтернативы пока нет, и не остается ничего больше, как работать с тем, что есть, стараясь достичь результатов в данной деятельности, которые будут отражаться в учебных успехах своих подопечных. Но главное в работе педагога, по – мнению руководителя МО учителей - логопедов г. Кострома Винокуровой Е. К. – это не навредить!

Доклад на тему : "Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи".

Учитель-логопед : Шабалкина Л. А.

Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребёнка : при пересказах, при создании своих рассказов ребёнок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребёнка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Таким образом, под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:

1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);

2) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, чёткой, выразительной).

Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

В связной речи наглядно выступает осознание ребёнком речевого действия. Произвольно выстраивая своё высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

В посвященных развитию связной речи исследованиях А. П. Усовой, М. М. Кониной и др. отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях.

Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах приобретает особо важное знание.

Дидактический материал предлагается в виде отдельных заданий -карточек, что даёт возможность ученику видеть текст, правильно его прочесть, лучше разобраться в содержании, развивает умение работать с книгой, самостоятельно разбираться в заданиях к текстам, вырабатывает орфографическую зоркость и значительно облегчает работу учителя по развитию речи.

Материал подобран по сериям и даётся в следующем порядке.

Серия 1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Серия 2. Составление связного текста из деформированных предложений.

Серия 3. Составление рассказа из данных предложений.

Серия 4. Свободный диктант.

Серия 5. Письменные ответы на вопросы.

Серия 6. Образные слова и выражения в нашей речи.

Серия 7. Составление рассказа по данному плану.

Серия 8. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Серия 9. Составление сокращённого рассказа.

Серия 10. Составление рассказа по его началу.

Серия 11. Составление рассказа по его концу.

Серия 12. Замена в тексте лица рассказчика.

Серия 13. Рассказ с элементами описания.

Серия 14. Выборочное выписывание из текста по заданию.

Серия 15. Сочинение по примерным образцам.

Серия 16. Темы для составления рассказа.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Читайте также: