Рождественский монастырь во владимире доклад

Обновлено: 28.06.2024

Богородице-Рождественский монастырь – исторически сложившаяся совокупность храмов, административных зданий, келий и хозяйственных построек, обнесенная крепостной стеной с бойницами и башнями в древнем центре Владимира. Здесь расположен действующий мужской монастырь, основанный в 1191 году великим князем Всеволодом Большое Гнездо. И монастырь, и его главный храм часто называют просто Рождественскими.

Это единственная сохранившаяся крепостная стена во Владимире, поэтому монастырь часто и не совсем верно называют кремлем. Он это лишь часть территории древнего владимирского кремля.

Внутри стены в отдельных зданиях, кроме собственно монастыря, расположены:

  • епархиальное управление;
  • Владимирская духовная семинария;
  • департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

Еще сам Всеволод в XII веке украсил монастырь белокаменным собором, по значению сравнимым с Успенским и Дмитриевским. Это был собор Рождества Богородицы. Во Владимире особенно развился культ Богородицы, так что выбор посвящения очередного храма был не удивителен. Так что до 1930 года в панораме высокой центральной части Владимира доминировали три великих белокаменных собора.

Не удивительно, что столь выдающийся собор в ведущем монастыре стал местом захоронения великого князя Александра Невского в 1263 году. Об этом напоминают мемориальные доски разных лет. Святой князь покоился в Богородице-Рожественском монастыре до 1723 года, когда Петр I явно в политических целях велел перевезти оcтанки Невского в Санкт-Петербург. До упразднения патриаршества Петром I монастырь оставался ставропигиальным, то есть подчинялся напрямую патриарху.

В 1299 году митрополичью кафедру перенесли из Киева во Владимир, и Богородице-Рождественский монастырь ненадолго стал резиденцией главы русской православной церкви.

Самые ранние из сохранившихся строений монастыря относятся к XVII веку. Это выходящий на улицу Большую Московскую массивный и длинный трапезный храм Рождества Христова, Святые ворота, кельи монахов. Но их коснулись перестройки. Стены и башни – XVII –XVIII веков, Архиерейские палаты построены в 1748 г.

После 1918 года монастырь из очага православия стал очагом репрессий. Его заняли чекисты. Однако последний наместник монастыря в 1920 – 1921 годах, вскоре ставший епископом Ковровским, Афанасий (в миру Сергей Сахаров) был так популярен, что большевики не решались надолго арестовывать его до конца 20-годов. В итоге он прошел лагеря, умер в Петушках, а в 2000 году по инициативе Владимирской епархии был канонизирован. Теперь его мощи – главная святыня нового Рождественского собора.

В монастыре были и расстрелы. А в 1930 году снесли Рождественский собор и другие храмы. Снос оправдывали тем, что храм был в плохом состоянии. Он действительно обветшал, но гораздо раньше. Поэтому был разобран и сложен заново во второй половине XIX века. Так что другие говорят, что храм к 30‑м годам XX века был еще в хорошем состоянии.

Так или иначе, но тот храм Рождества Богородицы, который мы видим сегодня, – новодел начала нынешнего века. Даже не реконструкция.

Снесли в 30‑е годы и красивую шатровую колокольню XVII века с часами. Ее тоже восстановили несколько лет назад, и даже с курантами.

О жертвах репрессий, погибших в монастыре в годы лихолетья (так говорят священники о периоде с 1918 по 1992 годы), напоминает мемориальный крест в западной стене храма. У него собираются владимирцы в День памяти жертв политических репрессий.

Возрождение монастыря началось с 199З года, после того как работники ЧК-НКВД-КГБ скромно покинули монастырь. Появились снова монахи. В монастырь въехало епархиальное управление во главе с архиереем – тогда еще епископом Евлогием. По решению синода с 2013 году здесь уже центр Владимирской митрополии.

Трапезный храм Рождества Христова, который по преданию освятил святой Феофан Затворник, использовался одно время под спортзал, так что устоял. Он был заново освящен в 1994 году. Если смотреть снаружи, то справа к нему примыкает часовня-притвор в честь пребывания в монастыре Иверской иконы Богородицы, эвакуированной из Москвы во время нашествия Наполеона. Под часовней – древние Святые ворота 1607 года. А слева, сразу у въездных ворот, часовня Николая Чудотворца. В западной части в 2010 году освящен симпатичный храм с балкончиком в честь Рождества Иоанна Предтечи. Новичку не запутаться по дороге к различным храмам монастыря – помогают таблички на стенах и понятный план с обозначением важнейших объектов.

В центральной части обители – тихий сквер. В западной части – монастырский сад.

От госорганов на территории монастыря остается только департамент имущественных и земельных отношений администрации области.

По данным епархии на 2012 год, в монастыре было братии 10 человек, из них постриженных – 7.

Богородице-Рождественский мужской монастырь города Владимира

Многие настоятели Богородице - Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи - свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) -до своего поставления на кафедру управляли Богородице - Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице - Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архимандрит Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архимандрит Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона - в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице - Рождественского монастыря,- Павел и Платон (Петрункевич) - являлись членами Святейшего Синода.

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице – Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в Богородице – Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных.

В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение - цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Библиотека Богородице - Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них - списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архимандрите Иосифе.

Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице - Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России.


В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице - Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество - Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.

21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице - Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архимандрит Иустиниан (Саган),

30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице - Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене - мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. С 2004 г. на территории Богородице - Рождественского монастыря располагается епархиальное управление,

С 17 июля 2001 г. наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв). 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.

С 25 июля 2014 г. - постановлением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря, Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).


Богородице-Рождественский монастырь — монастырь Владимиро-Суздальской епархии, расположенный в городе Владимире. До основания Троице-Сергиевой обители — главный центр монашеской жизни в Северо-Восточной Руси. Из монастыря происходит Лаврентьевская летопись.


В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.



С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича значилась первой в числе русских монастырей. С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты, перенесши первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным.

Дальнейшая судьба Рождественского монастыря

До эпохи Ивана Грозного Рождественская обитель удерживала первенство среди русских монастырей, уступив его в 1561 году Троице-Сергиевой Лавре.

В 1720 году после строительства Александро-Невской лавры Рождественский монастырь стал третьим по значению, но всегда находился в ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов, и, подчинившись Священному Синоду, пользовался многими привилегиями древних времён.Богородице-Рождественский монастырь во Владимире.



До реформы 1764 года, изъявшей у церковных учреждений их владения, Богородице-Рождественский монастырь имел крупные земельные угодья и 7899 душ крестьян. В советскую эпоху монахов на 70 лет выселили из монастыря, и территорию обители заняло Управление служб государственной безопасности по Владимирской области. С 1991 года монастырь возобновил свою деятельность.


Богородице-Рождественский монастырь сохранил позднесредневековый облик. В восточной части комплекса находится Церковь Рождества Христова с шатровой колокольней. Она являет собой яркий пример трапезного храма эпохи эклектики с декором в стиле барокко. Эту же линию продолжают вытянутые с запада на восток братские кельи, а под углом к ним стоят двухэтажные архиерейские палаты в стиле барокко.


С востока к церкви Рождества Христова примыкают Святые ворота (XVII век) с храмом Александра Невского. За воротами располагается корпус казенных келий и духовная семинария.

В 1263 году в монастыре Рождества Богородицы был погребён святой князь Александр Невский, умерший в городе Городце на обратном пути из Орды. В настоящее время мощи защитника земли русской покоятся в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, но икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю, до сих пор хранится в Рождественском владимирском монастыре. По преданию, эту икону Александр Невский носил при себе, когда одержал победу над шведами и немецкими рыцарями в Ледовом побоище в 1242 году.

В монастыре находятся частицы мощей преподобных Киево-Печерской Лавры, преп. Серафима Саровского, преп. Силуана Афонского, свт. Феофана Затворника, святых, подвизавшихся в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской губернии - преподобных Зосимы и Германа, старца Алексия, священноисповедника пресвитера Петра Чельцова, Великодворского.

В октябре 2000 года в Христорождественский храм были торжественно перенесены мощи Святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца, прославленного в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. В 1920 году будущий Святитель Афанасий был назначен наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря и на 20 января (12 февраля) 1920 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, возведен в сан архимандрита.


К 2000 году, когда христианский мир торжественно отмечал двухтысячелетие со дня Рождества Христа Спасителя, монастырь снова вступил в полноценную духовную жизнь, свидетельствуя об Истине иного бытия, высшего и вечного, открытого всем Воплощенным Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом.


С июля 2001 года наместником Богородице-Рождественского монастыря стал архимандрит Нил (Сычев), ранее настоятельствовавший в Зосимовой пустыни. Братия Зосимовой пустыни перенесли в монастырь чудотворную икону Тихвинской Божией Матери. Хотя число насельников обители невелико (10 монахов и 2 послушника), они активно принялись за хозяйственно-восстановительные работы, дела милосердия и благотворительности. Но свою первоначальную задачу иноки видят в созидании духовной основы монастырской жизни.


Монастырь, построенный на крови мучеников, вечен. Даже на какое-то время разрушенный, он возродится непременно - об этом ярко свидетельствует славная многовековая история Богородице-Рождественского монастыря.

В. Р. м. в кон. XII-XVIII в.

Мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ)

Мн. настоятели В. Р. м. занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи - свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) - до своего поставления на кафедру управляли В. Р. м. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. В. Р. м. Павел. В 1517 г. настоятель обители архим. Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели мон-ря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архим. Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архим. Исаия первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архим. Исаия участвовал в поставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сент. 1645 г. архим. Иона - в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского мон-ря в Москву, в дек. 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты В. Р. м.- Павел и Платон (Петрункевич) - являлись членами Святейшего Синода.

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во В. Р. м. жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном мон-ре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. № 68. Л. 12-13 об.). В 1741 г. в В. Р. м. значились 35 насельников, при мон-ре служили 65 чел. В обители также жили 8 отставных военных (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 13. Л. 11 об.- 12).

В 1722 г. на территории мон-ря было открыто 1-е в городе учебное заведение - цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Материальное обеспечение

В 1741 г. денежные доходы мон-ря составляли 703 р. 90,5 к., хлебные доходы - 611 четв. Из этих денег 35 монахам и жившему в обители белому духовенству выдавалось 175 р. и 175 четв. хлеба, 65 служителям-бельцам- 98 р. 56 к. и 455 четв. и 6 четвериков хлеба, находившимся в мон-ре на пропитании 8 военным - 103 р. 97,5 к., 38 четв. 2 четверика хлеба. В доход Коллегии экономии мон-рь собирал 830 р. 20 к. и 515 четв. ржи, овса, пшеницы, ячменя, гороха и гречи (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 13. Л. 10 об.- 12).

Библиотека В. Р. м.

Согласно описи степенных мон-рей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них - списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга мон-ря, написанная мон. Симеоном Златописцем в 1684/85 г., при архим. Иосифе (ГВСМЗ ОР. № 511).

Читайте также: