Доклад молодежная политика 2021

Обновлено: 30.06.2024

О молодежной политике в Российской Федерации

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2020 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации, определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации;

2) молодая семья - лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона);

3) молодежное общественное объединение - международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;

4) молодежная политика - комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации;

5) специалист по работе с молодежью - гражданин Российской Федерации, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, осуществляющий трудовую деятельность в инфраструктуре молодежной политики;

6) молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией;

7) субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, - молодежь, молодые семьи, молодежные общественные объединения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, в том числе объединения юридических лиц, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, институты гражданского общества, редакции средств массовой информации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики;

8) инфраструктура молодежной политики - система государственных, муниципальных организаций, иных юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей и общественных объединений, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений;

9) самореализация молодежи - применение молодыми гражданами Российской Федерации имеющихся у них способностей и приобретенных ими знаний, умений, навыков, компетенций и опыта в целях удовлетворения их потребностей в профессиональном, социальном и личном развитии.

Статья 3. Правовая основа регулирования отношений в сфере молодежной политики

Правовую основу регулирования отношений в сфере молодежной политики составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере реализации прав молодежи.

Статья 4. Цели молодежной политики

Целями молодежной политики являются:

1) защита прав и законных интересов молодежи;

2) обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;

3) создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;

4) повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;

5) формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;

6) формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Статья 5. Принципы молодежной политики

Принципами молодежной политики являются:

1) сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений и интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций;

2) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;

3) комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;

4) открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;

5) приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;

6) обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики.

Статья 6. Основные направления реализации молодежной политики

1. Основными направлениями реализации молодежной политики являются:

1) воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации;

2) обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений;

3) поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) поддержка инициатив молодежи;

5) содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;

6) организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;

7) предоставление социальных услуг молодежи;

8) содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей;

9) поддержка молодых семей;

10) содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи;

11) организация подготовки специалистов по работе с молодежью;

12) выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность;

13) развитие института наставничества;

14) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов;

15) поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи;

16) поддержка деятельности молодежных общественных объединений;

17) содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности;

18) содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в сфере молодежной политики;

19) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи;

20) поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи;

21) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики.

2. Реализация основных направлений молодежной политики, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций, региональных, местных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по поддержке молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений, с использованием инфраструктуры молодежной политики.

3. Настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодых специалистов, может устанавливаться иной максимальный возраст, чем предусмотрено пунктами 1-3, 6 и 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, но не менее 35 лет включительно.

4. Молодой семье меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, оказываются вне зависимости от оказания мер государственной поддержки молодым гражданам - членам указанной молодой семьи.

6. Российская Федерация вправе осуществлять софинансирование расходных обязательств в сфере молодежной политики субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Статья 7. Участие молодежи в реализации молодежной политики

Молодежь участвует в реализации молодежной политики в следующих формах, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия:

1) участие в деятельности консультативных, совещательных и иных органов, созданных при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также при международных организациях;

2) организация, проведение и участие во всероссийских молодежных и международных молодежных форумах, форумах молодежи субъектов Российской Федерации, иных форумах, а также других мероприятиях в области молодежной политики;

3) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики;

4) подготовка и реализация молодежных инициатив, создание молодежных общественных объединений, формирование органов молодежного самоуправления при органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и их учредительными документами.

Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики относятся:

1) разработка и реализация молодежной политики;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики в Российской Федерации;

3) принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики;

4) осуществление координации и методического руководства органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации молодежной политики;

5) организация подготовки специалистов по работе с молодежью;

6) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики на федеральном уровне, подготовка доклада о положении молодежи в Российской Федерации, утверждение порядка осуществления мониторинга реализации молодежной политики, а также перечней обязательной информации, подлежащей мониторингу;

7) иные полномочия в сфере молодежной политики, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям федеральных органов государственной власти.


В целом, значение молодежной политики в регионах и на муниципальном уровне, имеет высокий приоритет. Прежде всего, это обусловлено необходимостью формирования наиболее оптимального курса социального развития молодежи с целью приспособления ее к изменениям в социально-экономической, политической и информационной среде. Молодежная политика строится не только на выработке и принятии различных законов и государственных программ, но и на территориальном участии органов муниципального управления в сфере разработки планов, прогнозов, политик развития этого социального института. Именно на местах решаются особенности формирования и реализации программ социального развития молодежи с учетом особенностей территории, традиций и менталитета населения.

Эффективная молодежная политика должна затрагивать и способствовать социальному развитию всех аспектов деятельности молодежи, начиная от духовного воспитания и заканчивая сокращением социально-экономического неравенства.

Только в этих условиях удастся вырастить высоконравственное и социально-устойчивое будущее поколение. Кроме того, стоит отметить, что молодежная политика, разрабатываемая и реализуемая, как на государственном, так и на муниципальном уровне, является одним из элементов государственной безопасности нашей страны. При этом в настоящее время, до сих пор не выработаны единая система построения, а также механизмы осуществления и методология оценки эффективности реализации молодежной политики на муниципальном уровне.

Неэффективная молодежная политика ведет к низкой активности молодежи, возникновению проблем защиты прав и свобод молодых людей и снижению качественного состава населения территории.

Что представляет из себя молодежь сегодня?

Молодежь представляет собой особую социально-демографическую часть населения нашей страны, в связи, с чем будет правильно сказать, что перспективы развития, как Российской Федерации, так и любой другой страны мира, связаны с положением и развитием молодежи. Молодежь обладает значительным потенциалом, а именно мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям и новым технологиям, развитию научно-технического прогресса, способность противодействовать негативным вызовам, однако, этот потенциал не всегда используется в полной мере.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органичную часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге — за выживание народов как культурно-исторических общностей.

Молодежь, как категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке, является наиболее незащищенной. В силу социальных и экономических проблем, сложности адаптации к рыночным условиям именно среди молодежи наибольший процент составляет безработица, и, как следствие, в последние годы постоянно растет уровень девиантных проявлений в молодежной среде. Стоит отметить то, что молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе.

Понятие и сущность молодежной политики

В наиболее общем виде молодежную политику можно охарактеризовать систему государственных мер, направленных на создание возможностей и условий социализации и самореализации молодежи.

Выделим две важные составляющие характеристики молодежной политики. Первое, это формирование и развитие субъектной позиции самой молодежи, то есть ее вовлечение в формирование повестки реализации молодежной политики. Второе, это сетивизация процесса разработки и реализации молодежной политики. То есть, процесс разворачивается в интегрированном с интернет-средой публичном пространстве, направлен на поиск ресурсов в решении публичных проблем с помощью сетевой самоорганизации и производит инновационные способы решения публичных проблем.

Молодежную политику в потенциале можно рассматривать как самостоятельную концепцию политико-управленческой науки, входящую в научную отрасль публичной политики.

Под публичной политикой «можно понимать организованную деятельность публичных акторов (партий, гражданский ассоциаций, правительства и т.д.) для решения общественных проблем определенными способами.

В свою очередь, под публичной молодежной политикой можно понимать интеграцию всевозможных субъектов молодежной политики (государство, институты гражданского общества, бизнес-структуры) для систематизации имеющихся и прогнозируемых проблем молодежи, разработки мер по их решению в виде конкретных проектов, созданию проектных команд/групп посредством которых проекты будут реализовываться.

Как показали исследования, на сегодняшний день нет нормативно закрепленного определения понятию молодежная политика. В общем виде под данным термином понимается политика в отношении молодежи. Именно так данный термин раскрывает Юлаева М. Н. Однако, такое определение является достаточно узким и не раскрывает самого смысла данного вида политики. В связи с чем, считаем важным дополнить это определение следующим образом: молодежная политика – это политика, проводимая государственными, региональными и муниципальными органами власти, а также политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами правовых отношений, направленная на социальное развитие молодежи.

На региональном уровне место молодежной политики можно представить следующим видом (рисунок 1).


Место молодежной политики в региональном развитии

Таким образом, молодежная политика является частью государственной политики, направленной на реализацию потенциала молодежи, вовлечение ее в социально-экономическую и политическую жизнь страны и общества.

Социальная политика как часть культуры направлена на формирование культурного кластера современной молодежи, воспитания ее духовных и нравственных начал. Здравоохранение в молодежной политики основывается на поддержании и пропаганде здорового образа жизни молодежи, физическая культура и спорт, направляют молодежь к занятию спортом, активному отдыху и образу жизни. Социальная защита в качестве элемента молодежной политики, направлена на обеспечение соблюдения прав молодежи, ее снижение социального неравенства, помощи в трудных социально-экономических ситуациях. Наука и образование помогают молодежи развивать свою личность, профессиональные качества, формировать социальный образ.

Цель государственной молодежной политики

Можно выделить следующие цели государственной молодежной политики применительно к нашей стране:

— всестороннее воспитание и содействие к духовному, культурному, образовательному, профессиональному становлению, нравственному и физическому развитию молодежи;

— создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии современного общества;

— социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодых людей;

— расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.

Как можно заметить, в отличии от долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, цели определенные выше, имеют более широкую направленности, т.е. описаны и сформированы более подробно.

Принципы государственной молодежной политики

Национальная молодежная политика основана на следующих принципах:

– государственные, общественные и индивидуальные интересы в разработке и реализации национальной политики для молодежи должны сочетаться;

– приоритет программ и мероприятий, направленных на реализацию общественных молодежных инициатив;

– участие молодежи в общественной жизни, в разработке и реализации общественных инициатив в отношении молодежной политики, государственной молодежной политики;

– государство должно обеспечивать правовую и социальную защиту молодежи;

– принятие различных подходов и методов для охраны и защиты молодежи на разных уровнях без ограничения прав и свобод несовершеннолетних;

– признание молодых людей определенной социальной группой, имеющей специальный статус и специфические интересы и потребности;

– обеспечение гарантированного минимального количества социальных услуг для молодых граждан, включая образование, профессиональную подготовку, физическое и умственное развитие, здравоохранение, профессиональную занятость, масштаб, качество и количество которых должны дать необходимую подготовку к их самостоятельной жизни;

– признание и поддержка не только государственных, но и общественных, частных и самодеятельных форм обучения, получения профессионального образования, работы, социальной защиты, рекреации и досуга молодежи.

Таким образом, молодежная политика является одной из приоритетных во внутренней политике государства. Проблема социального самочувствия молодежи обязана находиться в центре внимания органов власти. В нашей стране реализуются соответствующие региональные программы, но вместе с тем во многих регионах сохраняется высокий уровень подростковой и молодежной преступности, не решены проблемы социального сиротства, молодежной безработицы и т.д.


Истории

Законопроект был внесён в Думу 21 июля от пяти членов Совета Федерации и четырнадцати думских депутатов.

Я вообще хочу обратить внимание молодёжи: ваш талант, энергия, креативные способности – в числе самых сильных конкурентных преимуществ в России.

Владимир Путин, послание Федеральному Собранию в 2019 году

Закон был принят, но продолжает вызывать недовольство в академических кругах. По мнению некоторых учёных, документ декларативен и бессистемен. В ответ депутаты говорят, что предложения были учтены при работе над проектом и что одним законом всю молодёжную политику не отрегулировать, разумеется, будут и более конкретные.

Редакция iUni переводит новый закон на простой язык. Это наш конспект.

Предмет регулирования

В сфере молодёжной политики есть субъекты. Закон регулирует их отношения. Кроме того, он определяет цели, принципы, направления и формы реализации этой политики.

Основные понятия

Важно знать:

На уровне государства существовала традиция: молодёжь — лица от 14 до 30 лет. Она закреплена в основах государственной молодёжной политики до 2025 года (документ теряет силу). Теперь в категорию были включены ещё лица от 30 до 35 лет.

Правовая основа

Конституция России, международные договора, федеральные законы, нормативно-правовые акты России и её субъектов и так далее.

Цели политики

  1. Защита прав и законных интересов молодёжи.
  2. Обеспечение равных условий для самореализации.
  3. Создание условий для участия в жизни общества.
  4. Национальное и религиозное взаимоуважение.
  5. Система нравственных и смысловых ориентиров.
  6. Культура семейных отношений, поддержка семьи.

Принципы политики

  1. Компромисс интересов.
  2. Взаимодействие властей разного уровня.
  3. Системный и обоснованный подход.
  4. Доступность государственной поддержки.
  5. Приоритет у социально незащищённых лиц.
  6. Без молодёжи нет и молодёжной политики.

Направления политики

Основные направления реализации этой политики:

  • воспитание гражданина, внимательного к истории и традициям;
  • развитие национального и религиозного взаимоуважения;
  • поддержка социально незащищённых категорий: лиц, которые попали в трудную жизненную ситуацию, имеют инвалидность, лишены родителей;
  • поддержка инициатив молодёжи;
  • содействие делам в поддержку молодёжи;
  • организация досуга, создание условий для спорта, ЗОЖ;
  • оказание социальных услуг;
  • помощь в решении проблем с жильём;
  • поддержка молодых семей;
  • содействие образованию и научным исследованиям;
  • подготовка специалистов по работе с молодёжью;
  • поддержка одарённой молодёжи;
  • развитие института наставничества;
  • помощь с трудоустройством (в т.ч. через студотряды);
  • поддержка предпринимательства;
  • поддержка молодёжных общественных объединений;
  • развитие волонтёрства среди молодых людей;
  • сотрудничество на региональном и национальном уровнях;
  • предупреждение правонарушений;
  • распространение произведений, развивающих нравственность;
  • исследование тех или иных проблем в этой сфере.

Реализация должна проходить по закону и с учётом социальных потребностей молодёжи, национальных традиций, местных особенностей.

Максимальный возраст может меняться, но только в сторону увеличения.

Государственная поддержка молодых семей проходит независимо от поддержки её отдельных членов.

Государственная поддержка молодёжных общественных объединений проходит по закону от 1995 года.

Российская Федерация может помогать с финансированием мероприятий в сфере молодёжной политики у регионов и муниципальных образований.

Участие молодёжи

Формы участия в реализации этой политики:

  • работа в совещательных и прочих органах при властных структурах;
  • проведение молодёжных форумов и других мероприятий в этой сфере;
  • проведение научно-аналитических исследований;
  • воплощение инициатив, создание молодёжных структур.

Полномочия федеральных властей

  1. Разработка и реализация молодёжной политики.
  2. Создание новых федеральных документов.
  3. Принятие и реализация федеральных и международных программ.
  4. Координация региональных властей и помощь им.
  5. Подготовка специалистов по работе с молодёжью.
  6. Анализ ситуации в сфере молодёжной политики.
  7. Иные полномочия федерального уровня.

Полномочия региональных властей

  1. Реализация молодёжной политики в регионе.
  2. Разработка и реализация программ этого уровня.
  3. Трудоустройство специалистов по работе с молодёжью.
  4. Анализ молодёжной политики в регионе.
  5. Иные полномочия регионального уровня.

Полномочия муниципальных властей

  1. Участие в реализации молодёжной политики.
  2. Работа с молодёжью на территории муниципалитета.
  3. Организация и проведение мероприятий.
  4. Разработка и реализация программ этого уровня.
  5. Анализ молодёжной политики в муниципалитете.
  6. Иные полномочия муниципального уровня.

Информационное обеспечение

Информация о реализации молодёжной политики должна быть общедоступной. К ней относятся данные статистики, анализа и тому подобные. Она распространяется в том числе через федеральную информационную систему.

В этой системе должны быть данные обо всех проводниках молодёжной политики, распространителях, мероприятиях и программах, мерах государственной поддержки и прочих близких вещах. Поставщиками информации в эту систему являются сами акторы молодёжной политики. Ещё система поможет взаимодействию акторов, сбору сведений для анализа.

Оператор системы — некий федеральный орган исполнительной власти в сфере молодёжной политики. Правительство РФ устанавливает требования к работе системы.

В скором будущем должно выйти правительственное постановление о том, кто будет курировать информационное обеспечение.

Мониторинг реализации

Мониторинг сводится к работе с информацией о положении молодёжи в РФ, о ситуации с национальным и религиозным взаимоуважением, о предупреждении экстремизма. Венец работы — доклад экспертов. Он должен быть размещён на портале авторов и доведён до всех акторов.

Мониторинг проходит на трёх уровнях. Правительство РФ утверждает порядок, обязательные сведения, уполномоченные органы.

Ключевые направления:
— патриотическое воспитание;
— молодёжное предпринимательство;
— международное сотрудничество;
— студенческий спорт;
— добровольчество;
— профессиональные возможности;
— воспитательная работа.

В скором будущем должно выйти правительственное постановление о том, кто будет курировать мониторинг реализации.

Международное сотрудничество

Сотрудничество основано на законах и международных договорах России.

Формы такого сотрудничества:

  1. Разработка и реализация программ.
  2. Помощь молодёжи на международном уровне.
  3. Обмен опытом на уровне государств.
  4. Иные законные формы.

Заключительные положения

Ещё вносятся изменения в закон о государственной поддержке молодёжных объединений от 1995 года.

Обложка: заседание совета Минобрнауки РФ по молодёжной политике // пресс-служба

Приход Ксении Разуваевой на пост главы Федерального агентства по делам молодежи дает государству шанс помочь молодым гражданам найти свое место в жизни быстрее и с меньшим числом ошибок. Но для этого само государство должно точно понимать, чего ждет от него молодежь, полагают эксперты.

Кремль возвращает молодежь на политическую арену

По мнению Белоконева, сегодня строить работу с молодежью — а в этом возрасте сегодня в России 30 миллионов человек — надо по линиям Минпросвещения и Минобрнауки, потому что в отличие от начала 2010-х, сегодня школьники и студенты мыслят более прагматично, чем тогда, когда он сам возглавлял Росмолодежь.

Талантам — территории и смыслы, а остальным?

В администрации президента, по данным, Алешкина, набирает силу мнение, что воспитание молодежи — слишком важное дело, чтобы отдавать его в руки самой молодежи, как это считалось допустимым десять лет назад.

Выход, полагает Алешкин, может найтись в том, чтобы объявить идеологической базой патриотизм, который аполитичен по самой сути. А в Минпросвещении, по его словам, считают правильной задачей утвердить в школьниках такие ценности как мир, отечество, семья, природа, культура, труд, знания, здоровье, человек.

Алешкин солидарен с Белоконевым в разочаровании работой Росмолодежи. С его точки зрения, руководители агентства плохо понимают, что на самом деле нужно молодежи от государства.

Природа не терпит пустоты. Политика —тоже

Возрождение молодежных движений в том виде, в котором оно существовало в десять лет назад, сегодня никому не нужно, согласен с Белоконевым председатель Национального Совета молодёжных и детских объединений России Григорий Петушков.

По мнению Петушкова, государству надо направлять усилия не на создание (или воссоздание) политизированных движений, пусть и под позитивными лозунгами, а налаживать работу с молодежью по месту жительства. За этим бюрократическим словосочетанием стоят самые элементарные вещи — создавать для молодежи места, где можно проводить свободное время, при этом бесплатно, подчеркивает он и добавляет: молодежь слоняется без дела не потому, что ей не хочется ничем заниматься, а потому, что предлагаемые активности ей просто не по карману.

Между прочим, именно Цой был одним из главных властителей дум нонконформистской молодежи последних лет СССР, требовавшей перемен. Не стоит об этом забывать.


В статье проанализировано современное состояние государственной молодежной политики в Российской Федерации как одного из направлений социальной политики, определены причины неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики и предложены основные направления совершенствования государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, социальная политика, государственная молодежная политика.

The article analyzes the current state of the state youth policy in the Russian Federation as one of the directions of social policy, identifies the reasons for youth dissatisfaction with the results of the state youth policy, and suggests the main directions for improving the state youth policy.

Keywords: youth, social policy, state youth policy.

Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Согласно п. 2 Основ государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года, государственная молодёжная политика — это направление деятельности государства, которое представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера. Эти меры реализуются на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного расширения возможностей для эффективной самореализации молодёжи и повышения уровня её потенциала. Целями государственной молодёжной политики являются: достижение устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочение её лидерских позиций на мировой арене.

Указанное определение демонстрирует особое значение государственной молодёжной политики и молодёжи как особой социальной группы в процессе непрерывного и эффективного развития нашей страны.

На сегодняшний день Росмолодежь осуществляет государственную молодежную политику по следующим направлениям:

– развитие международного и межрегионального молодёжного сотрудничества. Так, 20–21.05.2019 года в Костанае прошел Фестиваль Казахстанско-Российского молодежного сотрудничества;

– вовлечение молодёжи в здоровый образ жизни и занятия спортом, популяризация культуры безопасности в молодёжной среде;

– вовлечение молодёжи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество;

– вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Так, С 22 по 26 мая 2019 года в Казани состоится VII Всероссийский форум рабочей молодежи, целью которого являются обмен опытом и знаниями, популяризация рабочих профессий и повышение уровня профессионального развития молодых специалистов;

– вовлечение молодёжи в работу средств массовой информации (молодёжные медиа);

– развитие молодёжного самоуправления;

– работа с молодежью, находящейся в социально-опасном положении;

– содействие профориентации и карьерным устремлениям молодёжи;

– формирование российской идентичности, единства российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу;

– вовлечение молодёжи в занятие творческой деятельностью;

– социализация молодежи, нуждающейся в особой защите государства;

– формирование у молодёжи традиционных семейных ценностей;

– содействие в подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодёжной политики [4].

Подходы к разрешению соответствующих субъективных проблем будут обозначены в рамках следующих структурных частей исследования.

В то же время в научной литературе отмечаются и объективные причины приведенных выше показателей. Так, С. В. Алексеев отмечает, что принятием вместо Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации новых неэффективных Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года политическая власть, по сути, просто отсрочила назревшие глобальные решения на будущий срок [7, c. 105]. Действительно, в настоящее время деятельность Росмолодежи ограничивается проведением массовых мероприятий. В то же время целый ряд актуальных вопросов, требующих законодательного урегулирования, остается вне внимания законодателя (например, вопросы занятости, получения образовательных услуг и т. д.).

Оценивая перспективы современного развития государственной молодежной политики, необходимо отметить следующие тенденции. Согласно показателям Международной организации труда, Российская Федерация обладает высоким потенциалом развития. В России доля молодого и креативного слоя больше, чем во многих развитых странах, в частности, в США — доля молодежи среди всего населения Российской Федерации составляет 20 %. По данному показателю Российская Федерация находится на 20 месте из 197 государств мира. В то же время, согласно прогнозам экспертов к 2025 году общая численность молодежи России сократится до 25 млн. человек (по состоянию на 2017 год — 29,4 млн. человек). Данное явление окажет крайне негативное воздействие на социально-экономическое развитие России. То есть сокращение численности молодежи приведет к проблеме формирования трудовых ресурсов, которые способны приумножать интеллектуальный и технологический потенциал страны, деформации систем подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадрового состава, что приведет к нарастанию технологической зависимости России от внешнего мира.

Таким образом, на данном этапе перед Российской Федерацией стоит не только проблема эффективной реализации государственной молодежной политики, но и минимизация негативных явлений, которые будут связаны с перспективой сокращения численности данной социальной группы.

Совершенствование всей системы государственной молодежной политики (определение приоритетов, принципов, задач, механизмом осуществления) входит в решение комплекса молодежных проблем и должно осуществляться по следующим направлениям:

– инвестирование в молодежные проекты, что вызовет новое понимание места молодежи в обществе. Помимо гарантий и ресурсов необходимо предоставить молодежи условия и возможности, а также самое главное обеспечение реализации интеллектуального, физического и творческого потенциала, возможность развития молодежи в политической, духовной, социальной, экономической и демографической сферах государства;

– расширение информирования молодых людей в целом по стране и отдельно в каждом регионе по вопросам, затрагивающим конкретные интересы молодежи, допустим обеспечение льготных условия предоставления жилья молодежи или же перспективы развития жилищного строительства. Актуальной проблемой государства является поддержка стабильности существующего строя, именно поэтому существенное значение имеет выработанный политический курс в государственной молодежной политике [8, c. 31].

Итак, в результате проведенного анализа, пришли к следующим выводам:

– обобщено, что в настоящее время полномочия по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации возложены на Департамент государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь);

– установлено, что неудовлетворенности молодежи результатами государственной молодежной политики связана как с субъективными причинами (безынициативности, нежелание граждан участвовать в социальной жизни государства, недоверие молодежи к власти), так и объективными факторами (власть намеренно регулярно отсрочивает решение важные проблем молодежи принятие новых программных документов);

– определено, что совершенствование государственной молодежной политики должно осуществляться по двум направлениям — повышение эффективности реализации государственной молодежной политики и минимизация негативных явлений, которые будут связаны с перспективой сокращения численности данной социальной группы.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная молодежная политика, Российская Федерация, высшее образование, интерес молодежи, реализация, здоровый образ жизни, социальная группа, социальная политика, Федеральное агентство, целый ряд.

Читайте также: