Понятие стресс менеджмент доклад

Обновлено: 02.07.2024

Понятие стресс менеджмента, как и многие другие термины, связанные с бизнесом, пришло к нам с Запада. В Европе и Америке услугами психологов и психоаналитиков пользуются практически все, так как твердо убеждены, что стресс, вызванный постоянными неурядицами в семье, напряженными отношениями на работе, информационными перегрузками, не только пагубно сказывается на здоровье, но и во многом снижает экономические показатели работы.

Безусловно, проблемы, с которыми приходится сталкиваться руководителям или рядовым сотрудникам, разные — отсюда и деление услуг по стресс-менеджменту: коучинг руководителя, тренинги для персонала, выравнивание микроклимата в коллективе (22, с. 15).

Высококвалифицированных коучеров на российском рынке консалтинговых услуг сегодня мало, и их работа стоит достаточно дорого. Основное отличие такого специалиста от обычного психолога состоит в том, что последний имеет дело с причиной проблемы, в то время как первый опирается на успехи руководителя, его сильные стороны, видение перспективы. Результатом работы коучера должно быть более легкое (без эмоциональных срывов) достижение поставленных руководителем целей при ведении бизнеса (37, с. 193-194).

Тренинги для персонала. Жалобы недовольных клиентов компании, которые порой обрушиваются на менеджеров, продавцов, секретарей, вызывая у последних бурю отрицательных эмоций и стресс, являются косвенным свидетельством не слишком хорошего состояния дел, замедления роста экономических показателей. В этом случае руководство прибегает к помощи специалистов в области PR и бизнес-процессов и заказывает тренинг для персонала. Роль человеческого фактора часто выходит на первое место, так как наказания сотрудников за невнимательное отношение к клиентам приводят к текучке кадров, ухудшению микроклимата в коллективе и еще большему замедлению роста экономических показателей.

Выравнивание микроклимата в коллективе. Атмосфера в коллективе зависит от очень многих факторов: от того, как подобраны сотрудники в отдел (дополняют ли они друг друга или каждый ведет свою индивидуальную линию, не обращая внимания на сослуживцев), как строится процесс мотивации персонала, насколько личные цели работников согласуются с целями организации, какое внимание уделяют карьерному росту сотрудников внутри компании и т. д. Все это можно назвать профилактическими мерами, позволяющими не допустить дестабилизации в коллективе и создать атмосферу доверия и взаимопомощи даже в сложных ситуациях.

Нередко руководство компании жалуется, что после того или иного тренинга работники применяют освоенные в ходе обучения методики лишь два-три месяца, а потом опять начинают действовать по-старому. Причина часто кроется в том, что начальство продолжает использовать прежние методы управления людьми, которые получили новые знания. Выход один — не только обучать сотрудников, но и вносить изменения в идеологию, корпоративную культуру компании. Именно поэтому программы по стресс-менеджменту выстраивают так, чтобы охватить персонал всех уровней и повлиять на работу компании в целом.

Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Согласно теории стрессов Г. Селье, стресс рассматривается как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы (49, с. 115).

Стресс — это постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемную ситуацию в виде перегруппировки физических и нравственных сил.

Стресс был всегда. В ходе эволюции сама жизнь требовала от человека постоянной готовности сохранять и защищать себя и своих близких. Чем быстрее он умел мобилизовать силы, тем больше у него было шансов победить, тем он был удачливей.

Первоначально понятие "стресс" возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Т. е. обеспечение мобилизации психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях.

Позднее понятие "стресс" стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Выделяют физиологический и психологический стресс.

Факторами физиологического стресса являются:

• чрезмерная физическая нагрузка;

• высокая и низкая температура;

Психологический стресс может быть двух видов: эмоциональный и информационный.

Для менеджеров характерным является информационный стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Кроме того, факторами психологического стресса являются, например:

• ситуации угрозы, опасности, обиды;

• грубость, зависть, измена, несправедливость,

• борьба за власть;

• смерть близкого человека;

• увольнение с работы;

• трудности с начальством;

• получение значительного кредита;

• строительство собственного дома.

Стресс есть везде — ив частной жизни, и в каждой профессии. Но он проистекает не столько от труда как такового, сколько из условий или обстоятельств, при которых выполняется та или иная работа, от ощущения безвыходности в стрессовой ситуации (37, с. 194-196).

Негативные эмоциональные состояния будут свидетельствовать, что в наших действиях или в нашем окружении что-то не в порядке и нуждается в изменении. В этом случае мы будем бороться не с эмоциональными переживаниями, а с причинами, которые их вызывают. Но мы должны честно сказать, что это не самый легкий путь, иначе люди не прибегали бы с такой охотой к более простым, но, увы, пагубным средствам улучшения эмоциональных состояний — алкоголю, наркотикам и стимуляторам.

Исследователь психических состояний Н.Д. Левитов определял эмоциональные состояния как фон, на котором протекает вся психическая деятельность и который зависит от отражаемых предметов и явлений окружающего мира, предшествующих состояний и индивидуальных особенностей человека.

Состояния возникают в процессе деятельности, зависят от нее и определяют специфику наших переживаний.

Но иногда психическая усталость так велика, что вы даже не можете взяться за дело. Тогда рекомендуется сделать что-нибудь такое, где результат будет виден сразу, например, переставить мебель в квартире, наколоть дрова на даче или выстирать белье — главное, чтобы результат был доступен (31, с. 50-53).

Состояние тревожности также достаточно часто сопровождает деятельность предпринимателя. Связано это с тем, что в данной деятельности невозможно регламентировать служебные обязанности, отношения и технологические процессы так, чтобы полностью исключить элемент неопределенности. Тревожность вызывается ожиданием неблагоприятных результатов из-за того, что цели деятельности сформулированы нечетко, средств для разрешения сложной, быстроменяющейся ситуации может быть недостаточно. Субъективно это состояние сопровождается беспокойством, дискомфортом, ожиданием худшего или неопределенного. Особенно часто состояние тревожности испытывают люди, склонные любые жизненные ситуации рассматривать как ситуации оценки их личностных качеств или компетентности. Зависимость от оценок других людей формирует устойчивое свойство личности - тревожность.

Невозможность реализации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.

Второй тип кризиса — фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы — механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризиса возникает, когда человек, испытывая какую-нибудь сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства.

Выход из кризиса обеспечивается рационалистическими механизмами: терпением и синтезом новой поведенческой формы. Отставить во времени удовлетворение, прекратить всякую деятельность, осознать степень соответствия поведения смыслу; поискать другой подходящий вариант другой формы поведения с тем же смыслом, проверить важность цели, возможность и осуществимость отказа от нее. Попробовать отказ. Отказаться можно: стало субъективно свободнее. Еще раз вернуться к другим формам адекватного поведения.

Третий тип кризиса — ценностный кризис. В его основе лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемые разными деятельностями, каждая из которых имеет свои ведущие мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступает как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с построением иерархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей.

Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходит ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими, но он топчется на месте, он не в состоянии решиться.

Четвертый тип кризиса — целостный кризис. Центральный механизм для выхода из этого кризиса — воля вместе с напряженно работающим творческим блоком, который все время создает новые комбинации ценностей, мотивов, эмоций, теоретического, практического сознания и реальности. Такой кризис сопровождается разрывом отношений с близкими людьми. Человек как бы сжигает мосты, и только близкие люди или профессиональные психологи могут вернуть к его значимым контактам. Кто-то на какой-то срок должен взять на себя часть функций воли и творческого блока, но так, чтобы не разрушить уверенность человека в том, что дальше он справится сам.

Важным моментом для возникновения ситуации выхода из кризиса является интеграция разных сфер осознания. Когда одна и та же ситуация последовательно описывается на языке ощущений, эмоций и, наконец, мыслей (1, с. 203-205)

Состояния психической напряженности возникают в таких условиях деятельности, когда от человека требуются чрезмерные психические усилия для решения поставленных задач. Для состояния напряженности характерны чувства беспокойства, тревоги или даже страха. Интеллектуальная деятельность становится более интенсивной, темп мыслительных процессов увеличивается, зачастую за счет глубины анализа; человек лихорадочно проверяет различные гипотезы. Меняются и физиологические реакции: учащается пульс, повышаются давление и температура тела, происходит прилив крови к голове.

Обычно такие состояния возникают в случаях повышенной ответственности, дефицита времени или при столкновении с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим является то, что они требуют от человека новых, нестандартных, неавтоматизированных действий.

Состояние психической напряженности возникает вследствие того, что прежние просьбы и средства деятельности оказываются недостаточными, не соответствуют новым условиям.


Ключевые слова: стресс, стресс-менеджмент, антистрессовая программа, система (функции) стресс-менеджмента, антистрессовые мероприятия.

С позиции российских исследователей стресс-менеджмент также рассматривается во многих научных работах.

Ситуации, с которыми сталкиваются люди в профессиональной деятельности, находящиеся на разных уровнях в иерархии организации, существенно отличаются. В связи с этим В. С. Устюгова и Р. А. Эльмурзаева предложили деление стресс-менеджмента на следующие виды [13, с. 76]:

а) коучинг руководителя;

б) тренинги для персонала;

в) выравнивание микроклимата в коллективе.

Рассмотрим содержание данных видов управления стресса детально:

а) М. Мель определяет коучинг руководителя как процесс, который направлен на повышение управленческих и лидерских навыков [10, с. 113]. Коучинг развивает способности руководителя к правильной расстановке приоритетов, объективной оценке рисков, лучшему пониманию себя в команде.

Группа исследователей под руководством А. Я. Кибанова разделили стресс-менеджмент на два уровня [6]:

а) управление стрессами на уровне организации;

б) управление стрессами на уровне отдельной личности.

Взяв за основу базовые функции менеджмента, управление стрессом (или стресс-менеджмент) можно представить в виде системы, состоящей из последовательных этапов, представленных на рисунке 1.


Рис. 1. Система (функции) стресс-менеджмента

При этом каждый этап представляет собой определенный набор методик и инструментов.

Эффективному процессу планирования неизбежно предшествует качественный анализ, т. е. необходимо проанализировать состояние стресса в организации. Для этого в арсенале современного менеджера имеется ряд методик диагностики.

Из большого количества представленных в науке и практике методик, которые предлагаются специалистами по работе в области стресса, в соответствии с целью и предметом исследования, можно выделить следующие группы [5]:

1. Методики на определение актуального уровня стресса:

б) методика для определения вероятности развития стресса Т. А. Немчина;

в) шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

г) тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

д) комплексная оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;

2. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности:

а) тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;

б) определение уровня стресса по методу доктора Томаса Х. Холмса;

г) тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;

д) оценка уровня деятельностной стрессогенности.

Помимо указанного метода при анализе могут быть использованы другие методы эмпирического исследования — беседа и наблюдение. При этом необходимо помнить, что данные инструменты менее объективны, так как зависят от субъективного мнения изыскателя.

Результаты, полученные в ходе диагностического исследования, помогут провести грамотное планирование мероприятий и создать эффективную программу по борьбе со стрессом.

Планирование предполагает определение системы целей функционирования и развития антистрессовой программы, а также путей и средств их достижения.

Руководителю или HR-специалисту важно определить — с какой целью необходимо использовать программу по борьбе со стрессом, и каких результатов необходимо достичь, обозначить сроки и ответственных. Также ему стоит решить, основываясь на наличии необходимых ресурсов: человеческих (необходимых специалистов), материальных, информационных, временных, специалисты будут отправлены на организованный бизнес-тренинг или будет самостоятельно разработана антистрессовая программа.

От правильного планирования будет зависеть вся эффективность использованных мероприятий.

Антистрессовая программа представляет собой ряд целенаправленных мероприятий, ориентированных на определенную целевую группу см. таблицу 1.

Мероприятия, ориентированные на определенную целевую группу

Целевая группа

Персонал организации в целом

Мероприятия

Коучинг руководителя, тренинги по управлению стрессом, тренинги по тайм менеджменту

Командообразование, тренинги по управлению стрессом, работа с психологом, неформальные беседы коллективом, коммуникативные тренинги

Корпоративные мероприятия (день здоровья, новый год, день рождения и т.д), групповые занятия фитнесом, конкурсы и соревнования

К организации антистрессовых мероприятий необходимо подходить основательно, используя три направления работы и прорабатывая каждое в отдельности. Стоит отметить, что у каждой целевой группы есть как общие, так и специфические антистрессовые процедуры.

Когда подчиненный знает четко цели и миссию организации, тогда он осознает, какова цель его работы. Необходимо дать понять сотруднику, что борьба со стрессом нужна не только организации, а прежде всего ему самому. Для этого можно использовать неформальные беседы коллективом, где каждый осознает наличие проблем и без сопротивления будет идти на их решение.

Завершающий этап цикла, который необходим для оценки эффективности использованных мероприятий, посредством сопоставления результатов в начале и после прохождения всех мероприятий. Для измерения необходимых показателей и наименьшей погрешности при сравнении используются методики диагностики стресса из этапа планирования.

Данную систему необходимо использовать систематически, потому что разовое использование избавит от проблем лишь на короткое время.

Исходя из вышеперечисленного, можно констатировать, что стресс-менеджмент в профессиональной деятельности представляет собой процесс, совокупность последовательных действий, в котором выделяется два уровня: управление стрессом на уровне организации и управление стрессом на уровне отдельной личности. Управление стрессом помогает сдерживать его на нужном уровне, не давая ему превратиться в дистресс, и использовать его на благо всей организации, превращая его в эустресс.

В свою очередь, стресс-менеджмент представляет собой набор базовых функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждый этап должен быть обеспечен необходимым инструментарием, который будет соответствовать целям и задачам организации.

3. Брайт, Д., Джонс, Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 352 с.

4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

6. Кибанов, А.Я., Коновалова, В.Г., Белова, О. Л. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами. Учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2014. — 111 с.

7. Кинан, К. Управление стрессом. — М.: Эскмо, 2006. — 80 с.

9. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Управление персоналом. Серия Психология, 2000. — № 3 — С. 30–32

10. Мель, М., Альпина, М. Как усилить свою силу? — М.: Бизнес Букс, 2008. — 298 с.

13. Устюгова, В.С., Эльмурзаева, Р. А. Управление стрессом как основа эмоционального менеджмента // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 1(17) — С. 74–77.

Основные термины (генерируются автоматически): управление стрессом, Антистрессовая программа, мероприятие, профессиональный стресс, стресс, профессиональная деятельность, тренинг, целевая группа, отдельная личность, психологический стресс.

Ключевые слова

стресс, стресс-менеджмент, антистрессовая программа, система (функции) стресс-менеджмента, антистрессовые мероприятия

стресс, стресс-менеджмент, антистрессовая программа, система (функции) стресс-менеджмента, антистрессовые мероприятия

Похожие статьи

Основные направления работы психолога по профилактике.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Основные направления работы психолога по профилактике.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Причины и последствия стресса сотрудников в современных.

Управление стрессом (Comprehensive Stress Management).

Жданов О. И. Основы профессионального стресс-менеджмента — учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. А. Деркача.

Причины и последствия стресса сотрудников в современных.

Управление стрессом (Comprehensive Stress Management).

Жданов О. И. Основы профессионального стресс-менеджмента — учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. А. Деркача.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников.

Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе. В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников.

Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе. В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение.

Организация профилактических мероприятий по выявлению.

Профессиональный стресс — это феномен, который выражается в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Организация профилактических мероприятий по выявлению.

Профессиональный стресс — это феномен, который выражается в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Стрессоустойчивость как психологический феномен

Стрессоустойчивость как психологический феномен

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Психологический стресс в свою очередь может быть разделен на эмоциональный и информационный

С. Управление стрессом: учебник /Джерольд С. Гринберг.

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Психологический стресс в свою очередь может быть разделен на эмоциональный и информационный

С. Управление стрессом: учебник /Джерольд С. Гринберг.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения.

Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности педагога — психолога, направленная на создание.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения.

Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности педагога — психолога, направленная на создание.

Похожие статьи

Основные направления работы психолога по профилактике.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Основные направления работы психолога по профилактике.

В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Причины и последствия стресса сотрудников в современных.

Управление стрессом (Comprehensive Stress Management).

Жданов О. И. Основы профессионального стресс-менеджмента — учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. А. Деркача.

Причины и последствия стресса сотрудников в современных.

Управление стрессом (Comprehensive Stress Management).

Жданов О. И. Основы профессионального стресс-менеджмента — учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. А. Деркача.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека.

Стресс: причины, следствия, защита | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников.

Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе. В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение.

Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников.

Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе. В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение.

Организация профилактических мероприятий по выявлению.

Профессиональный стресс — это феномен, который выражается в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Организация профилактических мероприятий по выявлению.

Профессиональный стресс — это феномен, который выражается в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Стрессоустойчивость как психологический феномен

Стрессоустойчивость как психологический феномен

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Психологический стресс в свою очередь может быть разделен на эмоциональный и информационный

С. Управление стрессом: учебник /Джерольд С. Гринберг.

Психология экзаменационного стресса | Статья в журнале.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

Психологический стресс в свою очередь может быть разделен на эмоциональный и информационный

С. Управление стрессом: учебник /Джерольд С. Гринберг.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения.

Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности педагога — психолога, направленная на создание.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения.

Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности педагога — психолога, направленная на создание.

Человек ежедневно подвергается влиянию различных раздражителей. Самое сильное напряжение доставляет общение с людьми на работе. Даже при чётком контроле начальства, координировании всех рабочих задач не удается избежать конфликтных ситуаций, причиной которых является человеческий фактор. Для этого нужны умения и навыки управления стрессами.

Стресс-менеджмент

В работе важно умение управлять стрессами

Определение

В связи с гонкой технологий повышаются требования к сотрудникам компаний, перед ними каждый раз ставят новые задачи, требующие дополнительных знаний и навыков. Перенапряжение физическое, умственное и моральное приводит к значительному снижению работоспособности. Под влиянием нервов значительно снижаются защитные функции организма, работники часто берут больничные, стараются отказываться от сложных проектов. Контролировать стресс можно двумя методами:

  1. Снизить напряжение во всей структуре предприятия;
  2. Снизить влияние напряжённых ситуаций на одного сотрудника.
  • затраты на удержание больничных сократились;
  • работоспособность повысилась;
  • работники стали браться за самые новые проекты.

Причины беспокойства на работе

Психология управления стрессами выделяет несколько главных причин, которые провоцируют сильное расстройство у сотрудников:

  • неэффективное построение менеджмента на предприятии;
  • противоречивые требования к сотрудникам, давление со стороны руководства;
  • несоблюдение штатных норм;
  • напряжённые планёрки и совещания;
  • постоянные инновации, требующие повышения квалификации;
  • нестабильные отношения между членами коллектива;
  • бесперспективность, невозможность продвижения по карьерной лестнице, шаткость положения компании;
  • сложности в отношениях с близкими людьми из-за перегруженности работой.

Полностью избежать критических моментов невозможно, но при помощи конфликтного менеджера можно организовать нормальное взаимодействие между участниками ссоры. Поведенческая линия сотрудников и самого начальника во многом зависит от домашней атмосферы. Сотрудник должен иметь возможность отдыхать дома: не нужно звонить им в выходной день или срочно вызывать на работу.

Семейные сложности

Семейные проблемы из-за перегруженности работой — одна из причин стресса

В менеджменте управления стрессами первоочередная задача отводится понижению уровня раздражительной ситуации. Чтобы научиться эффективно управлять своим расстройством, нужно оценить несколько факторов:

  • источник раздражения;
  • уровень интенсивности;
  • обученность методам борьбы при помощи стресс-менеджмента.

Выделяют несколько источников стрессовых ситуаций. Сюда относится значимость самой ситуации для индивида, её новизна, мнимые риски, перегруз. Контроль стресса начинается со снижения значимости. Нужно реально оценить ситуацию и понять, что случится при невыполнении той или иной задачи.

При большой загруженности лучше спокойно выполнять дела в удобном для вас порядке или разложить все материалы по степени важности и сложности. Такой ход поможет вам определить первоочерёдность выполнения дел и поможет значительно снизить нагрузку.

Вы сможете справляться с перенапряжением, если освоите методы борьбы со стрессом, которые представлены ниже.

Работа с психологическим состоянием

Для преодоления конфликтов человек должен изучить методы саморегуляции. Нужно научиться систематизировать состояния и симптомы нервного напряжения. Затем – отличать периодические психические состояния.

Стратегии стресса направлены на преодоление конфликта посредством перехода из одного состояния в другое. Управление стрессами на стадии расслабления предполагает использование всевозможных методик релаксации, дыхательных упражнений. В совокупности эти методики позволят достичь расслабления высшей стадии.

Управление стрессом

Понятие управления стрессом по Г. Селье

Самостоятельное восстановление

Чтобы научиться управлять своим стрессом, нужно понять, как расслабить своё сознание и тело. Это помогает не только восстановиться после нервного напряжения, но и расслабить своё тело в разгар самого конфликта.

Поведение руководителя

В работе руководителя стресс-менеджмент должен стоять на первом месте, потому что от качества работы коллектива будет зависеть процветание организации. Руководитель должен быть осведомлён о стратегиях управления стрессом. Следует адекватно оценивать умственные и физические способности своих сотрудников. Кто-то будет очень рад, если его список заданий расширят, а для других – это станет потрясением.

В любом коллективе должен быть устав. Это поможет разграничить обязанности и предупредить стресс или конфликты. Критиковать сотрудников можно, но не затрагивать личностные недостатки. Сотрудники должны ощущать себя комфортно. Для этого нужно не забывать об организации:

  • полноценного обеда;
  • тематических вечеринок на фирме;
  • тимбилдинга;
  • поздравлений сотрудников.

Общение с подчиненными

Важно уметь управлять раздражительностью и конфликтами людям, которые работают в сфере обслуживания. Например, управление конфликтами и стрессами в сестринском деле предполагает обучение абстрагированию. Слишком большой поток больных людей, уход за ранеными, может стать для слишком впечатлительного человека толчком к нервному срыву.

Менеджмент предупреждения конфликтов в педагогической деятельности больше основан на качественном отдыхе.

Учителям очень важно разграничивать работу и личное. Не стоит слишком сильно переживать о детях во внеучебное время. Запомните, что вы несёте ответственность за детей только в учебное время, и вы не можете находиться с ними 24 часа в сутки.

Как управлять стрессом

Организационные меры управления стрессом

Заключение

Методы управления нервозным состоянием будут полностью зависеть от природы стресса и его появления. Менеджмент стресса предлагает осознать бессознательное поведение, которое часто продиктовано стереотипами или детскими травмами, провоцирующими неуверенность в себе. Попробуйте подсчитать все то, что вам удалось и не удалось. Сделайте собственный рейтинг достижений, чтобы видеть свой рост и набраться уверенности. Этот метод одинаково успешно работает как с руководствующим звеном, так и с подчинёнными.

Сознательное управление уровнем нервозности помогает свободно переходить из одного состояния в другое, расслабить организм при помощи различных методик. На любом предприятии сотрудники должны проходить краткий экскурс по стрессоустойчивости в рамках менеджмента управления.


Стресс-менеджмент — это управление состоянием психики, умение предотвратить появление стресса или хотя бы минимизировать его влияние на здоровье. С помощью стресс-менеджмента можно бороться с сильным физическим и психологическим напряжением, не допускать появления профессионального выгорания и вести активную, продуктивную и полноценную жизнь.

Что такое профессиональный стресс

Когда мы говорим о профессиональном стрессе, то обычно имеем в виду ту же самую неспецифическую реакцию организма, только вызванную не какими-то абстрактными причинами, а проблемами на работе.

Каким бывает стресс

Стресс обычно разделяют на острый и хронический. Первый — это быстрая и мощная реакция на какой-то раздражитель. Например, если на вас нападают на улице, вероятнее всего вы испытаете резкий стресс. Выражается он в основном физиологически — повышается уровень гормонов, которые заставят вас замереть, или, наоборот, мобилизовать ресурсы организма и быстро действовать.

Если же мы говорим о профессиональном стрессе, то это, скорее всего, хронический стресс — он имеет накопительный эффект, поэтому сначала его можно спутать с обыкновенной усталостью. Проблема в том, что наша ментальность предполагает борьбу с собой, использование больших усилий для достижения результата. Если игнорировать хронический стресс, он станет причиной выгорания — состояния психологического и физического истощения. ВОЗ даже признало профессиональное выгорание болезнью, после него приходится долго восстанавливаться.

Признаки хронического стресса:

Постоянно чувствуете усталость, даже утром, когда просыпаетесь без будильника.

Есть проблемы с концентрацией: сложно сосредоточиться на любых занятиях, не только на работе.

Если раньше работать хотелось, то сейчас приходится заставлять себя это делать.

Позитивных моментов в жизни практически нет.

Появились признаки десоциализации: ни с кем не хочется общаться, а если приходится идти на контакт, вы чувствуете себя неловко. Есть ощущение, что социальные навыки теряются.

Продуктивность сильно снизилась, это продолжается несколько недель и проблему не удается решить при помощи витаминов.

Вы постоянно заняты, но ощущения продуктивности и выполненной работы нет.

Вы легко раздражаетесь.

Есть проблемы с весом — он либо быстро растет, либо, наоборот, вы быстро худеете.

Учитывайте, что эти симптомы не обязательно свидетельствуют о хроническом стрессе или выгорании. Прежде всего необходимо исключить гормональные проблемы или другие сложности со здоровьем. Если вы подозреваете у себя выгорание, обратитесь к врачу и пройдите комплексное обследование организма.

Почему возникает профессиональный стресс

Вас раздражает неудобная система работы, трудовые обязанности или климат в коллективе. Вам приходится тратить энергию на выяснение отношений, а не на задачи, процветает бюрократия. Например, чтобы получить ответ от коллеги, нужно писать запрос и ждать несколько дней.

Вы принимаете проблемы близко к сердцу, у вас повышенное чувство ответственности. Причиной стресса в таком случае часто становится перфекционизм — человек ругает себя за недостаточно хорошо сделанную работу.

Вы не считаете руководителя хорошим специалистом. Считаете ли вы человека, которому подчиняетесь, хорошим специалистом? Вы уверены, что его навыки и умения соответствуют должности? Если нет, психика будет сопротивляться его приказам и постепенно это вызовет стресс.

Слишком много работы — это главная причина профессионального стресса. Аномальные реакции возникают, когда у вас слишком много задач, большую часть времени тратите на работу и у вас уже нет сил на развлечения, общение, заботу о здоровье и саморазвитие.

Как преодолеть стресс

Наладьте режим сна. Войдите в ритм — несколько дней ложитесь спать в одно и то же время.

Следите за питанием. Готовьте в выходные на всю неделю, заранее продумайте, что будете покупать в столовой — сделайте так, чтобы просто есть в нужное время нужную еду, а не тратить силы на принятие решений. Если организм находится в стрессе, размышления о том, что приготовить или купить прямо сейчас могут вызвать гормональный всплеск.

Начните принимать витамины (проконсультируйтесь с врачом).

Добавьте физические нагрузки. Во время стресса в организме накапливается кортизол, который плохо сказывается на тонусе сосудов. Чтобы избавиться от него, тренируйтесь. На этом этапе вам не нужен спортзал, достаточно пешей прогулки быстрым шагом на работу или зарядка по утрам.

Возьмите несколько выходных дней.

Разобравшись с физическим состоянием и накопив немного сил, нужно переходить к следующему этапу. Чтобы эмоционально восстановиться, в первую очередь, наполните жизнь чем-то интересным, — договаривайтесь о встречах с друзьями, посещаете культурные мероприятия, займитесь спортом, больше гуляйте.

И одновременно обратите внимание на источники стресса — ведь они остались, а значит, со временем могут снова вызвать выгорание. Выявите источник проблем и поищите выход из ситуации. Например, если вас раздражает плохая организация работы, скорректируйте процесс и на собственном примере покажите, как его организовать. Возможно, стоит обновить резюме и поискать новую работу или попробовать перейти на другую должность внутри своей компании.

Главное в стресс-менеджменте — не рубить с плеча, а внедрять изменения постепенно. И пытаться найти баланс, потому что лучшая профилактика стресса — это гармоничное развитие, а не только расслабление или только работа.

Как научиться эффективному стресс-менеджменту

Участники обучения узнают, как работает эмоциональный интеллект и в чем секрет его развития. Поймут особенности сложной коммуникации как стрессового фактора, научатся распознавать и противодействовать манипуляциям. Дополнительно наши преподаватели расскажут о балансе работы и отдыха и о том, как использовать психогигиену для профилактики выгорания.


Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления


Продуктивность сотрудников зависит от их психологического состояния. Если человеку некомфортно находиться в коллективе, он не сможет качественно и быстро справляться с работой. Стресс-менеджмент – это та деятельность, которая активно проводится на крупных предприятиях. Опытные руководители самостоятельно или же с помощью психологов собирают коллектив, который хорошо функционирует как единое целое. А также директор или главный менеджер следит за тем, чтобы сотрудники не были обременены никакими личными или же производственными проблемами.

Определение

управление стрессом менеджмент

Стресс-менеджмент – это целая наука, которая изучает взаимодействие людей и их внутреннее состояние. Если говорить проще, то цель этого метода регулирования – устранение личных и производственных стрессов, которые время от времени возникают у каждого сотрудника. Понятие стресс-менеджмента появилось относительно недавно, в 2000 годах. Сегодня на борьбу со стрессом направлено множество программ и методов, которые применяются на тысячах предприятий. Благодаря работе психолога с каждым нуждающимся в помощи сотрудником, а также благодаря общим семинарам сотрудники чувствуют себя лучше, а значит, работают эффективней. Бороться со стрессом нужно сразу, как только он появляется. Если упустить момент, стресс может быстро перерасти в депрессию. А вытаскивать человека из депрессии намного сложнее, чем стразу помочь решить возникшую проблему.

Причины

стресс на работе

Стресс-менеджмент – это искусство лечения человеческих душ. Стресс – это следствие проблемы. Если есть следствие, то должна быть и причина. Какие же самые распространенные причины появления стресса у сотрудников?

  • Чрезмерная загруженность. Если у человека нет времени отдохнуть и расслабиться, попить чаю или поболтать с коллегой, он будет чувствовать себя угнетенно. Стресс рождается от переизбытка работы, которая висит на шее, словно невидимый камень, что тянет сотрудника в омут уныния.
  • Вторая работа. Недостаток денежных средств заставляет человека думать о дополнительных источниках заработка. Одна из причин стресса в менеджменте – это наличие у сотрудника второй работы. Мысль о проблемах, которые неотступно преследует человека ежедневно, пугает и вгоняет в депрессию.
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе. Сотрудники должны находиться в дружеских отношениях, иначе их совместная деятельность будет находиться под вопросом. Люди, которые не могут найти общий язык, будут постоянно скандалить и разлагать здоровую атмосферу в коллективе.
  • Отсутствие развития и карьерного роста. Человек должен быть уверен в своем светлом будущем. Если у него даже в перспективе нет шанса подняться по карьерной лестнице, он не будет работать в полную силу и не станет стремиться к выполнению поставленных перед ним задач.

Управление

программа стресс менеджмент

Управлять людьми – сложная задача. Нужно нести ответственность за все принятые решения, а еще следить за тем, чтобы сотрудники хорошо себя чувствовали и не впадали в депрессию. Стресс-менеджмент – это комплекс методик, которые позволяют, благодаря определенному набору действий, наладить хорошие, долгосрочные отношения в коллективе.

  • Атмосфера в коллективе. Программа стресс-менеджмента первым пунктом ставит создание благоприятных отношений между сотрудниками и руководством. Благодаря доброжелательной атмосфере, поддержке и взаимовыручке, люди будут работать эффективнее, а значит, продуктивнее.
  • Распределение ответственности. Человек должен понимать область своей компетенции и не бояться брать ответственность за свои действия. Если сотрудник хорошо подкован в своей специализации, у него не будет проблем с ответственностью.
  • Знание обязанностей. Управление стресс-менеджментом заключается в том, чтобы каждый сотрудник хорошо знал свою задачу и мог вовремя ее выполнить. Если человеку дать расплывчатое поручение, то ждать хорошего результата не стоит.
  • Равное разделение труда. Каждый сотрудник должен знать, что он делает и что он за это получит. Никому не хочется делать лишнюю работу. Поэтому нужно разумно и справедливо распределять обязанности между членами коллектива.

Классификация сотрудников

программа стресс менеджмент

Менеджер по кадрам, принимая на работу человека, должен обращать внимание не только на способности и компетентность будущего сотрудника, но и на его умение справляться со стрессом. Как можно классифицировать людей?

  • Стрессоустойчивые. Люди, которые хорошо справляются со стрессом, могут работать на ответственных должностях. У них не будет возникать проблем с тем, что они побоятся взять ответственность или же не смогут урегулировать какой-то скандал.
  • Поддающиеся стрессу. Человек, который не всегда может побороть свои эмоции, плохо подходит на роль руководителя. Но вот на роль рядового сотрудника его взять можно. Если работник не будет постоянно подвергаться стрессу, он сможет хорошо справляться со своими обязанностями.
  • Не стрессоустойчивые. Люди, которые не умеют управлять своими эмоциями, не подходят для работы в дружном коллективе. Скандалисты будут демонстрировать свой характер по любому поводу, поэтому таких персон лучше не брать на работу.

Подбор коллектива

понятие стресс менеджмента

Хороший руководитель знает, как нормализовать отношения в коллективе. Что же нужно сделать?

  • Найдите лидера. Среди сотрудников всегда найдется активный человек, который лучше других будет разбираться в своей профессии. Он будет активным и общительным. Таких персон нужно делать неофициальными лидерами. Подобные личности смогут устранять конфликты или же не допускать их появления.
  • Лидер должен быть один. Не стоит брать в одну рабочую группу или же коллектив двух людей, наделенных лидерскими качествами. Они будут постоянно скандалить и выяснять, кто из них круче.
  • Не берите на работу аутсайдеров. Пассивные личности, которые плохо справляются со своими задачами и вечно недовольны жизнью, тянут на дно весь коллектив. Такие люди разлагают позитивный настрой и всегда пытаются создать лишние проблемы.

Урегулирование конфликтов

конфликт и стресс в менеджменте

Люди не могут постоянно существовать в мире и согласии. Между сотрудниками время от времени будут возникать конфликты. Урегулировать спорные ситуации можно по стандартным методикам управления конфликтами. Стресс-менеджмент - это настоящее искусство. Управленцу нужно действовать по четко регламентированному плану.

  • Найти зачинщика спора. В любом конфликте есть нападающая сторона. Когда оба сотрудника в разгоряченном состоянии, сложно найти зачинщика. Но опытный лидер или же руководитель должен уметь выявлять скандальную личность, чтобы впоследствии проводить с ней воспитательные работы.
  • Выяснить мотив спора. Любая конфликтная ситуация имеет причину и повод. Чтобы урегулировать конфликт, нужно найти истинную причину. Часто она не будет лежать на поверхности, и чтобы до нее добраться, нужно будет постараться.
  • Прийти к мирному урегулированию проблемы. Любой конфликт можно решить мирным путем. Нельзя допускать того, чтобы сотрудники раздували спор и переходили на личности.

Отдых

основы стресс менеджмента

Причиной большинства конфликтов и стрессов в менеджменте является чрезмерная загруженность сотрудников. Чтобы нормализовать рабочую деятельность, нужно ввести небольшие перерывы. Обеденный перерыв не может компенсировать нормальный отдых. Человек должен разгружать голову каждые два-три часа. Сложно работать в постоянном напряжении половину дня. По этой причине опытные руководители вводят 10-минутные перерывы в деятельность сотрудников. Человек может в это время попить чай, поболтать с коллегой или же пойти прогуляться по территории предприятия. Смена деятельности позволяет быстро восстановить мозговую и физическую активность, а также улучшить моральное состояние личности.

Обратная связь

Основой стресс-менеджмента является удовлетворение желаний сотрудников. В коллективе будет возникать меньше недовольства, если люди будут видеть заботу начальника о подчиненных. В чем же может проявляться забота? Следует время от времени проводить опрос среди сотрудников о том, чего именно не хватает людям на рабочем месте. Быть может, работникам время от времени хочется пить, а ходить на кухню и наливать воду из чайника не всегда возможно. Решить подобную проблему поможет установка кулера. Может быть, люди во второй половине дня сильно теряют работоспособность и были бы не против дополнительных источников энергии. В этом случае можно будет установить на рабочей кухне кофемашину.

Расслабление

Постоянная гонка сильно выматывает человека. Порой хочется лечь и ничего не делать. Следует предоставить сотрудникам такую возможность. Если помещение компании большое, в нем можно одну из комнат отвести под место отдыха. Установите в таком помещении уютные кресла и лежаки. Во время своего перерыва или небольшого отдыха любой сотрудник может полежать в комнате и помедитировать. Главное - правильно обозначить назначение помещения. В подобном месте нельзя пользоваться гаджетами, кушать или разговаривать. Затемненное место предназначается для уединения или быстрого сна, а не для дружеских посиделок.

Работа с психологом

Природа и причины стресс-менеджмента кроются не только в проблемах на работе, но и в личных неприятностях. Не все сотрудники имеют время, силы, желание и возможность посещать психотерапевта. В случае если такая процедура будет обязательной, люди будут ходить к специалисту. Психолог на предприятии сможет урегулировать как производственные конфликты, так и личные неприязни. Специалист поможет сотрудникам побороть свои страхи и фобии, удачно выйти из кризиса или же депрессии. Подобные сеансы уменьшат уровень стресса каждого сотрудника, что в сумме поможет коллективу лучше понимать друг друга.

Наличие личных планов

Каждый человек должен понимать, к чему он стремится. Любой сотрудник должен видеть перед собой перспективы карьерного роста. Личные амбиции помогают человеку работать лучше и продуктивней. Благодаря собственному желанию сотрудник будет проходить курсы повышения квалификации и с удовольствием слушать специализированные лекции. Если у человека не будет перспектив, ему некуда будет стремиться. Хороший руководитель должен понимать психологию и мотивировать человека тем, что лично для него является первостепенным. Кому-то хочется обрести хорошее материальное состояние, кто-то стремится к признанию, а кто-то - к повышению квалификации.

Читайте также: