Музыка армении доклад кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пример готовой дипломной работы по предмету: Музыка

Содержание

ГЛАВА 1 АРМЯНСКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО 5

1.1История развития армянской народной музыки 5

1.2Специфика армянской народной музыки 9

1.3Выдающиеся представители армянской народной музыки прошлого 16

2. СТАНОВЛЕНИЕ АРМЯНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 21

2.1Народное песенное искусство России и Армении 21

2.2Влияние армянской народной музыки на представителей современной эстрады на примере Дживана Гаспаряна 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 37

ПРИЛОЖЕНИЕ А 40

Выдержка из текста

Армяне — один из древнейших народов мира, документальная история которого содержит в пределах трех тысячелетий. На протяжении столь длительного времени армяне не раз переживали и трагические периоды собственной истории, и периоды необыкновенного расцвета и созидательного труда, одарив мировую цивилизацию замечательными шедеврами материальной и духовной культуры.

Армянская народная музыка — это тонкое сплетение уникальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний — от веселых до грустных. Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал неповторимые средства выполнения собственной музыки.

Классические армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю. С течением времени методом усовершенствования инструментов и создания новых, армянский оркестр еще больше обогатился. Игра на народных инструментах давно и прочно заняла место в академической среде.

Актуальность темы. Особенно важно исследовать народную музыку Армении в том числе и армянские музыкальные инструменты, потому что в современном музыкальном мире все чаще используются народные песни и инструменты, профессиональные исполнители работают не только в быту — на свадьбах и других событиях, — но и в крупных комплексах и оркестрах.

Музыка Армении считается тонким сплетением мотивов, сопровождающих народ, символизируя все его переживания в течении долгих веков. На данный момент, учитывая мнение исследователей данной музыки и инструментов, вполне возможно насчитать более сотни музыкальных инструментов Армении, однако на сегодняшний день востребованными считаются только некоторые из них.

Список использованной литературы

1. Абаза В. А. История Армении. — / Репринт. воспроизв. изд. 2004г. — Ер. : Гркери ашхар, 2000.- 51c.

3. Алексеев В.П. География человеческих рас. — М.: 2004.- 215с.

5. Аматуни С. Арно Бабаджанян. Инструментальное творчество. — Ереван : 2001.- 143с.

6. Аревшатян А. Музыка для камерно-оркестровых составов 70-80 гг. В сб.: Армянское русское умение на современном шаге. — Ереван : 1997.- 126с.

7. Арутюнов Д. Арам Хачатурян и музыка Русского Востока. — М.: 2003.- 63с.

10. Бунак В.В. Семейство Homo, его происхождение и дальнейшая эволюция. — М.: Наука, 2000.- 67c.

11. Володин В.А. Энциклопедия. Гл. ред. Володин В. А.- Ереван : 2000г — 45с.

14. Глинка С. Н. Обозрение ситуации армянского народа. — /Репринт. Воспроизв. изд. 1832 г. — Ер. : Гркери ашхар, 2000.- 167c.

15. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Российский фольклор: Учебник для высочайших учебных заведений. – М.: Флинта: Наука, 2002 — 50с.

17. Лагов Н.М. Армения: Очерк прошедшего, природы, культуры и пр. / Сост.: Н. М. Лагов. — Петроград: Н. П. Карбасников, 2008. — 144 с.

18. Моисей Хоренский. Ситуация Армении в 4-х книжках. — /Репринт. Воспроизв. изд. 1830 г. — Ер. : Гркери ашхар, 1997. — 88c.

19. Назаретян О. Е. Армяне — халкидониты на этапе XI — XII вв. — Изд.Ереван : 2003г.- 56c.

24. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. — М.: 2008.- 123c.

25. Рогинский Я.Я. Энциклопедический словарь школьника. — Москва: Эксмо, 2003.-67с.

26. Саркисян С. Свежие черты армянской вокальной музыки. "Советакан арвест". — Ереван : 1995, N 3.- 34с.

27. Саркисян С. Новейшие пути камерно-вокального жанра. В сб.: Русская музыка на современном шаге. — М.: 1991.- 58с.

28. Саркисян С. О творчестве юных композиторов Армении. В сб: Музыкальная культура братских республик СССР. (Ред. Г. Конькова).

29. Саркисян С. Вопросы прогрессивной армянской музыки. 60-е годы. — Ереван : 2003.- 55с.

32. Толмачев, Ю. А. Региональные обыкновению российского этнического песенного творчества /учебное пособие / Ю. А. Толмачев. —Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 73с.


Армянская музыка является одной из древнейших ветвей культуры армянского народа. Зародившись в глубине национального фольклора, корни национального музыкального искусства исходят из глубины тысячелетий. Принимая воздействия соседних цивилизаций, армянская культура не только смогла переработать их и адаптировать многие из чужеродных элементов, но и передать свой национальный колорит, тем самым дав общечеловеческие ценности.

Армянская музыка монодична (одноголосна), основывается на диатоническом ладе и содержит увеличенную секунду. Ей свойственны изменение темпа и неравномерный ритм. Распространены двухчастные и сложные виды.

Армянская культура

Об зарождении музыкального искусства повествуют древнейшие археологические находки, а также наскальные рисунки с изображением ритуальных сцен, сопровождающихся танцами.

Уже в III тысячелетии до н. э. начинают формироваться этнические особенности армянской музыки, появляются музыкальные народные инструменты, из которых пандир, тмбук (барабан), флейта, кнар (лира) и труба. Музыкальное искусство формируется на Армянском нагорье в XX—XVIII вв. до н. э под воздействием культур народов Передней и Малой Азии. О древнейших музыкальных ритуалах повествуют хеттские источники XIV в. до н.э.

Во времена урартского владычества армяне поближе ознакомились с ассиро-вавилонской культурой. В Кармир блуре была найдена пара бронзовых бубнов, что свидетельствует о том, что на Армянском нагорье уже в VII веке до н.э были знакомы с ближневосточными музыкальными инструментами. При Урартском (Ванском) царстве музыкальное искусство получило свои развитие в ритуальном и народном направлениях.


После падения Урарту, свой расцвет проживают связанный с ритуалом погребения плач, в глубинах которого со временем становится весомым эпический пролог в виде древнейших музыкально – филологических песен — поэм.

В III в. до н. э. вскормленная на ближневосточных традициях армянское музыкальное искусство сближается с эллинской цивилизацией. В армянской среде находит распространение свирели с пятью отверстиями. При Тигране II Великом и Артавазде II проживают подъем военные, ритуальные, в частности – свадебные песни, значимую роль играют эпические прологи. Используются ударные, духовые и струнные инструменты, распространённые в Передней Азии и Средиземноморье. В эллинистическую эпоху армянская народная музыка представлялась сословиями гусляров, гусанов, песноводов, танцовщиц, а ритуальная –жрецами — солистами, хорами жриц и разных групп. Музыка широко использовалась также в театральных действах. Сведения в области инструментальной музыки и армянской музыкальной инструментарий очень скудны, тем не менее до нас дошло описание некоторых музыкальных инструментов, а также их наименования. Так, к числу духовой группы относились: сринг — тип флейты, ехджерапох — рог, пох — труба медная, к ударной группе относились: тмбук — барабан, к струнной группе: бамбирн— инструмент с плектром, пандир, кнар — тип лиры, джнар — разновидность кнара, вин — разновидность кнара.


После принятия христианства государственной религией музыкальная жизнь попадает под влияние церкви. Так, например, в 365 году Аштишатский собор вынес постановление, запрещающее исполнение песни-плача во время погребального шествия Тем не менее, светская музыка продолжает развиваться, и отделяясь от деревенской, новые качества получает городская песня и танцы. Единственными носителями светской народной традиции остаются гуслары – гусаны.

Благодаря созданию национального алфавита армянская музыка достигает уровня обновлённого и обогащённого искусства, опирающегося уже на профессиональный и литературный язык. Пройдя через период реформации и усовершенствования, оно выходит на путь дальнейшего развития и становления. Создатели армянского алфавита Месроп Маштоц и Саак Партев, поставив в основе церковного песнопения национальные мотивы, стали прародителями армянского самостоятельного духовного песнопения. С конца IV века в высших школах было введено обучение песнетворчеству и пению. В то же время армянское духовенство относилась негативно к прежнему языческому музыкальному наследию.

С 1870-гг. деятели армянской музыки С. Аматуни, К. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас и др. начинают собирать и записывать народные песни (с 1913 года также записывающими устройствами). Наибольшая заслуга в этой области принадлежит Комитасу, издавшему более 2000 народных песен. В последней четверти XIX века Кара-Мурза в разных концах Закавказья и юга России создает более 90 армянских народных хоров, чем распространяет в армянском быту многоголосье. К началу XX века относится творчество кеманчиста Саши Оганезашвили (Александра Аршаковича Оганяна).

В период Возрождения (XVII–XVIII вв.) армянское музыкальное искусство смогло не только возродить утраченные средневековые традиции, но и найти стимул для дальнейшего развития по европейскому пути. Начинается возрождение городского народного песнопения, а романтические тенденции светской музыки приводят даже к воссозданию дохристианских ценностей. Возрождаются древние гимны, ритуальное песнопение, военные песни и пляски. Как в Восточной, так и в Западной Армении и в целом в Турции возрождается армянская музыкально-общественная жизнь


Многие армянские композиторы, музыканты, дирижёры, вынужденные эмигрировать в результате геноцида армянского народа из Османской Турции, развивали национальную музыкальную культуру в разных странах мира. С установлением же в Восточной Армении советской власти армянское музыкальное искусство ощущает на себе прямое идеологическое воздействие, подгоняясь под требование господствующего строя.


В 1923 году Ереванская музыкальная студия (организованная в 1921 г.) была преобразована в Ереванскую государственную консерваторию. В следующем 1924 году организуется Симфонический оркестр Ереванской государственной консерватории, среди первых дирижёров которого были Александр Спендиаров и Александр Мелик-Пашаев. В 1930-е гг. в Армении были открыты ряд новых музыкально-учебных заведений. В 1932 в Ереване была создана Армянская филармония. Также важное историческое значение имело открытие в 1933 г. Армянского театра оперы и балета, и основание годом раньше Союза композиторов Советской Армении. В 1930-гг. начинается активная творческая деятельность одного из крупнейших композиторов XX века — Арама Хачатуряна. В развитии армянской музыки своё значение сыграла Великая Отечественная война. В эти годы создаются значительные песни, воспевающие героизм народа. Известность получили массовые и эстрадные песни и марши.

В послевоенные годы музыкальная жизнь Армении развивалась сложными и достаточно многообразными путями. Качественно высокого уровня достигло исполнительное искусство. Несмотря на идеологическое давление, армянская музыка не только сохраняет свои традиции и самобытность, но и завоёвывает международные площадки разного уровня. Создаются джазовые, эстрадные и другие произведения. Расцветают музыкальные ансамбли и учебные заведения.

Музыкальные инструменты играют важную роль в культуре любой страны. В армянской музыке с древних времен существуют различные национальные инструменты. Музыканты сопровождали танцоров и певцов во время различных праздников и торжеств. Давайте рассмотрим наиболее популярные армянские музыкальные инструменты.

Духовые инструменты

К духовым инструментам относится: зурна, дудук, сринг.

Зурна

Зурна — разновидность примитивного гобоя, изготавливается из древесины абрикоса. Имеет 8 отверстий для пальцев и снабжена двойной тростью. О зурне упоминается в армянской поэме IX века.

армения

Яндекс картинки

Сегодня армянские музыкальные инструменты используются на деревенских праздниках и свадьбах. Пронзительный тон зурны не позволяют использовать ее в традиционных ансамблях, так как она способна заглушить все другие звуки.

Это ведущий духовой инструмент мужских танцев, тембр и сила которого выражают мужественность. Зурна широко распространена на Востоке и в Греции.

Дудук

Дудук — очень популярный духовой инструмент. Он изготовлен из древесины абрикосового дерева. Это флейта с большой двойной тростью, сплющенной на конце и имеющий 9 отверстий. Дудук имеет глубокий и теплый звук, чем-то напоминающий английский рожок или нижний регистр кларнета.

дудук

Яндекс картинки

Процесс его изготовления длится более полугода. Юнеско признало дудук и его музыку одними из шедевров нематериального культурного наследия.

Сринг

Этот духовой национальный музыкальный инструмент представляет собой флейту с выдувным концом. Он имеет семь верхних и одно нижнее отверстия для звуков.

армения

Яндекс картинки

Чтобы воспроизвести звук или мелодию, нужно прикрыть пальцами определенное отверстие. Поначалу на сринге играли пастухи. Обычно его делают из древесины абрикоса или бамбука.

Струнные инструменты

К струнным инструментам относятся канун, сантур и каманча. Их даже находили археологи при раскопках в древнем Египте.

Канун

Канун — это струнный щипковый армянский инструмент. Название произошло от арабского слова, которое означает правило, принцип или норму. Инструмент имеет форму трапеции. Армянские модели кануна обычно имеют не более двух струнных рычагов.

армения

Яндекс картинки

Музыканты кладут его на колени или на стол и перебирают струны. Диапазон звуков колеблется от трех до четырех октав. Канун, который люди используют в Турции, Армении, Греции, Азербайджане, Персии, а также в Аравии, состоит из 26 рядов струн.

Турецкий канун обычно имеет длину от 95 до 100 см и ширину от 38 до 40 см, а также высоту от 4 до 6 см.

Сантур

Народный инструмент представляет собой трапециевидный футляр из орехового дерева или пальмы бетеля. Многие считают его прародителем фортепьяно. Каждый комплект струн опирается на подвижный мост из твердой древесины.

армения

Яндекс картинки

Струны расположены почти параллельно сторонам корпуса. В центре его высокие струны слева пересекают низкие справа. Музыканты ударяют по струнам двумя молотками. В наши дни этот древний национальный инструмент широко распространен в Иране.

Каманча

Музыканты играют на каманча, держа ее вертикально на коленях. Они поворачивают ее таким образом, чтобы встретить смычок, а не водят им по струнам. Во время игры музыкант натягивает рукой бантик из конского волоса.

армения

Яндекс картинки

Традиционно у каманча было три шелковых струны. Однако современные модели оснащены четырьмя металлическими струнами. Корпус имеет длинную верхнюю шейку и нижнюю резонаторную камеру чашеобразной формы. Каманча настраивают как обычную скрипку, она имеет приятный и мягкий звук.

Ударные инструменты

Думбек, дхол и дапп являются самыми известными ударными музыкальными инструментами.

Думбеком называется барабан в форме песочных часов, один конец которого покрыт кожей. Играют на нем ладонью и пальцами, держа инструмент между коленями.

армения

Яндекс картинки

Дхол является одним из самых популярных и старейших музыкальных инструментов Армении. По некоторым данным, дхол появился 4000 лет назад.

армения

Яндекс картинки

Дхол — это барабан, изготовленный из древесины грецкого ореха. С обеих сторон натянута кожа. Музыкант играет на дхоле, ударяя руками по мембранам.

Дапп — инструмент круглой или сферической формы. Кожаная мембрана натягивается с помощью зажимов. По бокам расположены металлические диски.

Армянские музыкальные инструменты имеют свое неповторимое звучание и играют важную роль в традиционной культуре.

Армения – земля с богатым культурным наследием и многовековыми традициями. Несмотря на то, что эти традиции Армении датируются тысячами лет, они эволюционировали соответственно современной эпохе, адаптировались под сегодняшнее время и актуальны по сей день. Армянская культура, как и всякая другая – это культурное наследие народа: народные танцы, литература, еда, архитектура, обычаи и традиции. Каждый из них по-своему уникален и неподражаем, имеет свои истоки, историю развития и несет в себе частичку народного менталитета.

family-trip-to-armenia
Религия в Армении

Агарцин, Армения

Армянский язык

Армянский относится к раннему периоду индоевропейской семьи языков. Это один из 50 наиболее влиятельных языков мира. Армянский язык не стал мертвым языком, как, например, латинский и древнегреческий языки этой группы. Напротив, он развивается, расширяет лексику и совершенствует свою грамматику. В настоящее время язык армянского народа имеет богатый лексикон. Вековое персидское правление добавило много персидских слов в язык. Распространение христианства ввело в армянский язык много слов из сирийского и греческого. Наибольшее сходство армянский имеет с персидским и греческим языком. Несмотря на то, что язык является очень древним, армянский алфавит был создан в 405 г. Месропом Маштоцем. Письменный язык того времени, называемый классическим армянским или грабаром, до 19-го века оставался армянским литературным языком с различными изменениями. За это время появилось много диалектов, так как армянские общины стали разделены географически и политически, и не все эти диалекты взаимно понятны. Армянский входит в число самых сложных языков.

Армянский алфавит

Армянская музыка

Одной из важнейших составляющих армянской культуры является музыка, которая в последние годы привнесла новые формы музыки, сохраняя при этом традиционные стили. Об этом свидетельствует Армянский филармонический оркестр мирового класса, который выступает в прекрасно отреставрированном Концертном зале Арама Хачатуряна, в Ереванском оперном театре. Кроме того, несколько камерных ансамблей, которые имеют высокую популярность за свою музыкальность и профессионализм, в том числе квартет Комитаса, камерный хор “Ховер”, Национальный камерный оркестр Армении и оркестр “Серенада”.

Армянская музыка

Армянские инструменты

Армянские инструменты

Джаз в Армении

Кроме классической музыки, в А рмении развит джаз, представителями которого является всемирно известная группа Левона Малхасяна, Armenian Navy Band под руководством Арто Тунчбояджяна, женский коллектив Jazzel, и, конечно, армянский джазовый пианист и композитор Тигран Амасян.

Mezzo Classic House-Club, Ереван

Mezzo Classic House-Club, Ереван

Армянская рок-музыка

Армянская литература

Литература в Армении зародилась в 401 г., когда Месроп Маштоц создал армянский алфавит. Это событие, которое состоялось в 5 веке, считается одним из важнейших поворотных точек армянской литературы. Большинство литературных произведений были созданы Мовсесем Хоренаци. На протяжении многих лет элементы литературы менялись, когда истории и мифы передавались через поколения. Важными лицами армянской литературы являются Уильям Сароян – американский прозаик и драматург армянского происхождения, просветитель-демократ, педагог и писатель Хачатур Абовян, Раффи – известный армянский романист, Ованес Туманян — автор ряда реалистических поэм, Аветик Исаакян крупнейший поэт конца XIX, и многие другие.


Армянская кухня

Кухня в Армении – такая же богатая, красочная и разнообразная, как и сама страна, и такая же яркая, как менталитет и дух армянского народа. Сегодня Армения – это страна, где сочетается древнее и новейшее, однако национальную кухню эта тенденция миновала: до сих пор национальные блюда в армении готовятся по возможности традиционными способами. Блюда и сегодня готовятся не только по старинным рецептам, но и по традиционным технологиям, большинство подается в глиняных посудах, а некоторые из них предпочтительно есть… руками!

Богатая и многовековая культура – то, ради чего стоит посетить эту землю. Ведь все, что Вы увидите, наполнит Ваше сердце теплотой и ностальгией по временам, с которыми Вы до этого не сталкивались.

Читайте также: