Доклад о знаменитом врачеватели древнего китая

Обновлено: 05.07.2024

Большую часть жизни Бянь Цяо провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Он рекомендовал пользоваться четырьмя методами диагностики болезней: осмотром, опросом, прослушиванием и исследованием пульса.

Исторические хроники сообщают, что еще в детстве Бянь Цяо познакомился с монахом-даосом, учился у него 10 лет и получил в подарок от своего учителя древнюю книгу о медицинском искусстве, которую изучал всю жизнь. Много легенд сложено о его необычайном умении видеть вещи сквозь преграды — сквозь стену, сквозь одежду и кожу человека. Это умение, переданное ему учителем, позволяло видеть патологические изменения во внутренних органах человека, не прибегая к обычным методам диагностики. Вот что рассказывает об этом одна из легенд.

В старые времена Китай не был единым государством, а состоял из множества княжеств. Во время странствий Бянь Цяо прибыл в одно из них и князь, наслышан-ный о его врачебном искусстве, оставил его у себя в качестве придворного лекаря. Однажды врач обратился к князю с такими словами:

— Вы заболели, болезнь находится в коже. Если не вылечить ее, могут быть осложнения. Князь ответил, что он чувствует себя вполне здоровым, а когда Бянь Цяо удалился, сказал придворным:

— Этот врач стремится лишь к собственной выгоде: чтобы добиться славы и доходов, он лечит тех, у кого нет болезней. Через пять дней Бянь Цяо сказал князю:

— Ваша болезнь проникла в кровеносные сосуды. Если не лечить ее, будут еще большие осложнения. Однако князь чувствовал себя здоровым и только посмеялся над врачом. Прошло еще пять дней. Бянь Цяо сказал:

— Ваша болезнь уже в желудке и в кишках, она стала серьезной. Ничего не ответил князь на эти слова. А когда он увиделся с врачом еще через пять дней, Бянь Цяо, взглянув на него, промолчал и ушел, не сказав ни слова. Вскоре князь почувствовал недомогание и послал за врачом. Когда Бянь Цяо привели во дворец, он сказал князю:

— Когда болезнь была в коже, ее можно было вылечить лечебным умыванием и прижиганием моксой; когда болезнь перешла в кровеносные сосуды, для излечения было достаточно иглоукалывания; когда болезнь была в кишках и в желудке, от нее можно было спастись настоем лекарственных трав с водкой и уксусом. Теперь болезнь находится уже в мозге костей. Вас не смог бы излечить от нее даже дух, который управляет жизнью и смертью.

Через несколько дней князю стало совсем плохо. Гонцы, посланные за врачом, не обнаружили его. Бянь Цяо покинул княжество, а его правитель вскоре умер.

Всего двенадцать месяцев в году,

Но в каждом тридцать дней таких, как этот,

Где каждый час и каждое мгновенье

Исполнены печалью о тебе.

Она таится в сердце у меня,

Подобная неведомой болезни:

С ней совладать не мог бы и Бянь Цяо,

И от нее лекарства нет нигде.

Бянь Цяо использовал в своей практике иглоукалывание и прижигание, натирание разогретыми лекарственными средствами, лекарственные отвары. Кроме того, он был известным хирургом. Считают, что он проводил операции с обезболиванием, для чего применял напиток с наркотическими веществами. Однако подлинный расцвет китайской хирургии связывают с именем замечательного врача Хуа То ( II-III вв. н.э.).

Хуа То

Исторические параллели: Движения китайской гимнастики, призванной формировать правильное движение энергии ци по внешним и внутренним каналам в теле человека, выглядят для нас необычно. Они совсем не похожи на традиционные движения гимнастики европейской: одни напоминают пластические танцы, другие похожи на приёмы рукопашной схватки.

И все-таки прежде всего Хуа То был хирургом. Он прославился мастерством, с которым проводил самые сложные операции, использовал для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. До нашего времени дошли легенды об искусстве Хуа То в проведении операций, среди которых — удаление половины селезенки. Большую известность приобрело излечение брата императора, знаменитого полководца князя Гуань Гуна, который во время сражения был ранен в руку отравленной стрелой. В ходе операции стало ясно, что яд проник в кость: цвет её стал темно-синим. Однако Хуа То удалил яд с помощью приготовленного им чудодейственного порошка. Гуань Гун не только не лишился руки, но мог сгибать и разгибать ее, как и прежде, не чувствуя никакой боли.

Всю жизнь Хуа То, как и Бянь Цяо, провел в странствиях. Новые, непривычные методы лечения, которые он использовал, иногда вызывали недовольство и непонимание как со стороны других врачей, так и со стороны больных. Существует предание о том, что великий хирург был казнен в 208 г. по приказу жестокого правителя княжества Бэй из-за того, что предложенное лечение сочли покушением на жизнь князя. Хуа То был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

Сун Сымяо

Бессмертие

Открыты мне Небесные врата,

Из перьев птиц я надеваю платье;

Взнуздав дракона, мчусь я неспроста

Туда, где ждут меня мои собратья.

Лечу вперед, к восточной стороне,

К стране бессмертных у границ Пэнлая

Ты снадобье прими, сказали мне,

И будешь вечно жить, не умирая.

Древний Китай являлся одной из самых развитых и прогрессивных стран мира. В ней активно развивалась социальная сфера, а также самые разнообразные науки. И медицине, как одному из самых прикладных и важных научных направлений, уделяли особенное внимание. Неудивительно, что многие выдающиеся врачи той эпохи навсегда остались в истории медицины, сыграв важную роль в ее формировании и развитии. В данном материале мы расскажем про самых выдающихся врачах Древнего Китая.

Хуа То

bqlj-12.jpg

Должно быть самый знаменитый медик Древнего Китая Хуа То, живший во времена правления династии Хань, был невероятно разносторонним специалистом, и прославился именно как восхитительный диагност, умевший легко определить конкретную проблему пациента.

От своих учителей Хуа То перенял все секреты и премудрости таких традиционных процедур, как иглоукалывание и кровопускание, серьезно усовершенствовав их, и используя уникальные методики, позволявшие быстро справляться с самыми разнообразными недугами.

Впрочем, сам Хуа То очень серьезно относился к физическим упражнениям, как к лучшей профилактике различных заболеваний. Он разработал собственную гимнастику с позами, позаимствованными у различных животных. В итоге комплекс его упражнений стал действительно популярным особенно сред восстанавливающихся после болезней или операций пациентов, поскольку базировался на растяжке мышц и имел много общего с классической йогой. Также Хуа То экспериментировал с такими техниками, как лечебное прижигание и обливание водой, и практически к каждому пациенту мог найти индивидуальный подход и оптимальное лечение.

Однако наибольшую известность Хуа То сыскал именно как великолепный хирург, проводивший сложнейшие операции. Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что он проводил удаление половины селезенки, мастерски справлялся с ампутациями и зашивал даже самые глубокие и опасные раны. Одна из самых популярных историй о мастерстве Хуа То рассказывает о том, как он проводил операцию на руке брата императора, в которую попала отравленная стрела. Яд попал на кость, отчего та почернела, однако с помощью таинственного раствора собственного производства врач сумел вытянуть из нее яд, и полностью восстановить все функции руки.

Также важно отметить, что судя по всему Хуа То был первым врачом, использовавшим полную и частичную анестезию. Для этих целей он применял вино, в котором была вымочена конопля. Также он использовал экстракт белладонны и других трав, в особенностях и свойствах которых отлично разбирался. Также он создал свой обеззараживающий раствор, нанесение которого на швы способствовало очень быстрому заживлению и восстановлению.

К сожалению, из-за его выдающегося таланта император больше полвины жизни держал Хуа То при своем дворе, и не позволял ему надолго отлучаться. Ну а затем, ведомый собственной паранойей приказал казнить врача, думая, что тот пытается его убить. Ходят легенды, что перед смертью Хуа То описал свою работу и технологии, однако охранники не захотели брать его записи, отчего они оказались навсегда потерянными.

Сун Сымяо

Такого уважения и почитания он смог добиться благодаря очень упорной работе в самых разных направлениях медицины, и созданию огромного 3о томного труда, который на несколько следующих веков стал одним из важнейших медицинских пособий для азиатских врачей. В своей лаборатории Сын Сумяо создал множество разнообразных препаратов для лечения различных заболеваний, нормализации давления, стимуляции обмена веществ, пищеварения и так далее. В его трудах значится более тысячи уникальных рецептов, большинство из которых врач знал наизусть. Даже в своих поездках он всегда мог легко сориентироваться и оказать помощь любому пациенту.

Также стоит отметить, что именно Сын Сумяо сформировал первые представления о диетологии, изучая воздействия еды на организм, и подбирая правильные сочетания, позволяющие избежать набора веса и обогатить организм необходимыми витаминами.

Стоит также отметить, что врач уделял огромное внимание изучению пульса, чему даже посвящена внушительная часть его труда. Говорят, что он был настолько искусен в вопросах постановки диагноза только по одному пульсу, что даже королевская семья из всех специалистов предпочитала именно его, всегда доверяя назначенному лечению, каким бы странным и не традиционным оно не казалось на первый взгляд.

Бянь Цао

Один из самых выдающихся врачевателей Древнего Китая Бянь Цао, живший в 6 веку до нашей эры был настолько выдающейся личностью, что вскоре после его смерти его назвали божественным покровителем врачей и наделили уникальным образом человека с крыльями летучей мыши и птичьим клювом. В то же время реальный Бянь Цао был действительно выдающейся личностью. Большую часть своей жизни он провел в путешествиях по разрозненным землям Китая, помогаю людям тут и там, и всегда с легкостью определяя причину болезни, а также давая рекомендации по самому быстрому и эффективному лечению.

Несмотря на то, что жил он намного раньше, чем представленные выше легендарные врачи, он в совершенстве владел навыком постановки диагноза по пульсу человека. Также ходили слухи, что он мог видеть сквозь предметы, в частности сквозь кожу, а потому всегда безошибочно определял различные патологии. Для лечения врач использовал технику иглоукалывания, прижигания, а также создавал собственные лекарственные отвары и делал настойки.

Конечно же, с течением времени образ Бянь Цао стал несколько романтизированным, однако его совершенно не зря называют китайским Гиппократом, ведь именно он стоял у истоков азиатской медицины, и передал своим многочисленным ученикам массу ценнейших знаний о работе человеческого организма.

Основные исторические источники по врачеванию древнего Китая. Предупреждение болезней как одна из сильных сторон древнекитайской медицины. Влияние философских категорий инь и янь на развитие и совершенствования методов лечения и диагностики болезней.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.02.2014
Размер файла 20,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Без сомнения медицина существовала всегда, так как человеческий организм несовершенен и подвержен различным заболеваниям. Первые очаги медицины получили наибольших виток своего развития именно в тех районах земли, где раньше всего появились сформировавшиеся народы, страны, цивилизации. Одним из таких районов является Китай.

Китайская медицина - понятие известное практически каждому человеку. В то же время в отличие от современной европейской, этот вид медицины до сих пор остается загадочным и неизученным в полной мере.

Это, в свою очередь привлекает к нему особое внимание, так как последователи этого направления пропагандируют особые методы лечения, которые в корне отличаются от современных. Китайская медицина возникла в далекой древности. В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII--III вв. до н.э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до н.э.--III в. н.э.), когда составлялись хроники Ханьской - династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения. Существуют значительные отличия в философии традиционной медицины, к которой привыкли мы, и древней китайской медицины. Прежде всего, китайская философия считает человека частью окружающего мира. По сути это действительно так. В то же время сам организм человека - это также единое целое. Нельзя рассматривать отдельно сердце, почки, легкие и другие органы и системы органов. Они функционируют и взаимодействуют в полном согласии и гармонии. И когда гармония нарушается, то возникает какое-либо заболевание. Конечно, началу заболевания предшествуют определенные "тонкие" симптомы, на которые мы, как правило, не обращаем внимание. Так как организм - единое целое, то при заболевании какого-либо органа, необходимо лечить не болезнь, а самого человека. Китайская философия говорит о том, что в организме находятся каналы и точки, при воздействии на которые можно вылечить даже самого безнадежного больного. Когда перекрывается течение энергии по определенному каналу, он блокируется, это нарушает функционирование всего организма, из-за чего он и заболевает. Задача медика, знакомого с методами китайской медицины, открыть эти каналы, воздействуя на них и на точки человека различными методами и средствами. Этой философии несколько тысяч лет, но и сейчас она не теряет актуальности.

- неядовитые лекарства (омолаживающие) - около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой;

- тонизирующие лекарства - около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил;

- токсические лекарства - около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.

В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.

При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.

Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия - истории болезни.

Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие.

Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа; заклинания.

Специальностей у врачевателей было меньше: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа.

2. Культура врачевания

Пульс играл основную роль в диагностике. Его измеряли в 11 точках, каждый раз используя три разных по силе надавливания. Было известно двести разновидностей пульса, 26 из них означали приближение смерти. Терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и использовала множество магических средств. Особенно популярным было учение о "знаках" (сигнатурах): желтые цветы применяли для лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы -- при заболеваниях почек и так далее. В то же время некоторые из почти 2000 рецептов традиционной китайской медицины были действительно очень ценными и сохранили свое значение до сих пор. Так, соли железа применялись при анемии, мышьяк при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство. В Китае за 1000 лет до н.э. применяли предупредительные меры против оспы, для этого в ноздри вкладывали вату, пропитанную содержимым человеческого оспенного струпа. Как мера предупреждения чумоподобных болезней применялась самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей).

В 502 году была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Тем не менее, все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом), а в феодальном Китае, т.е. в период средних веков - время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го (141-208), который прославился как искусный диагностики знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

3. Особенности китайской философии, ее влияние на развитие медицины

Философская категория инь и янь означает, что любое единое целое, как предмет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга. Каждая из них имеет свои характеристики и свойства. Изначально китайские мыслители все, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, относили к инь; а все, что движется, устремляется вверх, что ясно, активно, светло, горячо, сильно и тому подобное, - к янь. Небо соответствует янь, а земля - инь; вода есть инь, а огонь - янь.

Инь-характер имеют луна, земля, женский, слабый, холодный, мягкий, темный, тяжелый, низкий, малый. Короткий, печальный, внутренний, худой и т.д.

Янь-характер имеют солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твердый, светлый, легкий, высокий. Большой, длинный, радостный, внешний, полный и т.д.

Действие начал инь-янь заключается в следующем:

- каждое из них стремится подавить другое;

- оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращаться (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба начала - в инь есть янь, в янь есть инь;

- борьба и взаимное превращение инь и янь являются источником любого движения, развития, изменения и преобразования;

- нарушение гармонии и равновесия между инь и янь ведет к нарушению всякого движения и развития;

- янь превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру).

Функции органов (янь) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение янь и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода определенного количества энергии (янь); тогда происходит усиление инь и ослабление янь. При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или янь, что ведет к возникновению патологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба начала могут быть как причиной, так и следствием.

Модель инь-янь служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основополагающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное состояние инь и янь, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инь или янь.

4. Методы лечения китайской медицины

Искусство диагностики в Древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н.э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя - Цинь Юэжэнь. Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Таким образом, Древний Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара. Так, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII веке. В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

Объектом китайской медицины является человек, а не только его болезнь. И это одна из основных особенностей китайской национальной медицины. Как думают китайские медики, болезнь - это только указание на существование дисбаланса в самом человеке. Сходные принципы лежат в основе всей жизнедеятельности человека (проживание в какой-то внешней среде, жизненные ритмы, пища, которую он предпочитает или избегает, его личные взаимоотношения, его речь и жесты) - все это является инструментом для лучшего понимания его болезней и предложения методов лечения согласно среде проживания человека. Когда дисбаланс выявлен, он может быть откорректирован, и баланс энергии (а, следовательно, и здоровье человека) будет восстановлен. Кроме того, категорическим основным принципом китайской терапии является управление движением энергий тела.

Многие открытия в медицине были сделаны именно при помощи синтеза традиционной и современной науки в Китае, что, в свою очередь, привело к открытию для целого мира ряда новых медицинских методов и диагностик для лечения самых сложных заболеваний.

древнекитайский врачевание философский

1. Сорокина Т.С. История медицины. - М.: ПАИМС, 1994. - 384с.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 400с.


Изображение: ChinaLogist

История Китая богата талантливыми врачами. Еще в древности доктора привносили в науку новые методы лечения, дарили пациентам надежду и здоровье. В Китае особенно чтят четырех самых известных лекарей далеких времен. ЭКД рассказывает об их жизни, а также открытиях, результаты которых актуальны и в 21 веке.

Бянь Цюэ (扁鹊)


Бянь Цюэ. Изображение: Sohu

Чем знаменит
Бянь Цюэ — это основоположник китайской традиционной медицины. Считается, что он был первым медиком, выделившим четыре способа диагностики заболеваний. В ходе многолетней практики Бянь выяснил, что самое важное — это осмотреть пациента, выслушать его жалобы, задать вопросы и измерить пульс. Это именно то, без чего не обходятся приемы современных врачей как в Китае, так и за рубежом.

По современным меркам Бянь Цюэ был специалистом широкого профиля: он хорошо разбирался в терапии и хирургии, гинекологии, педиатрии, болезнях пяти органов чувств. Своих пациентов он лечил иглоукалыванием, массажем, прогреванием, поил целебными отварами.

Советы пациентам
Бянь Цюэ всегда говорил, что выявить болезнь в зародыше — это половина успеха. Однако при всем своем таланте врача он понимал, что методов лечения слишком мало, а заболеваний слишком много. Несмотря на желание помочь всем, Бянь назвал шесть случаев, когда лечение не будет иметь эффекта. По мнению врача, медицина бессильна, если люди:

  • стремятся к власти и доминированию, заносчивы и своевольны;
  • жадны до денег;
  • не знают меры в еде: переедают или питаются нерегулярно;
  • слишком поздно обращаются к доктору;
  • настолько слабы, что не могут принять лекарство;
  • верят в колдовство и не доверяют медицине.

Хуа То (华佗)


Хуа То. Изображение: Zhongwen Wang

Подробности биографии
Хуа То родился на территории современной провинции Аньхой и был известным врачом эпохи Восточная Хань. Он с детства увлекался чтением, а в юношестве уехал из дома, чтобы изучать и практиковать медицину. Ради карьеры врача он даже отказался от престижной должности чиновника.

Свой анестетик Хуа То назвал мафэйсань (麻沸散). В течение врачебной практики он собирал травы, обладающие обезболивающим действием, и долгое время разрабатывал рецепт, смешивая ингредиенты в разных пропорциях. Согласно исследованиям японского хирурга, в состав лекарства мафэйсань вошли индийский белый дурман, дикий аконит, даурский дудник и сычуаньский любисток.

По сохранившимся сведениям, в ходе одной из операций Хуа То подал пациенту анестетик и подогретое вино. Когда лекарство успешно подействовало и больной впал в забытье, врач вскрыл ему живот, вырезал язву, промыл брюшную полость и зашил рану. Благодаря анестезии все прошло успешно. Место операции болело около недели, но уже через месяц пациент полностью выздоровел.

Советы пациентам
Хуа То любил повторять, что мудрые люди не лечат болезнь, а предотвращают ее. Он был сторонником профилактической лечебной физкультуры. Врач считал, что тело человека должно работать, но работать правильно, без вреда для здоровья. Он придумал упражнения, имитирующие позы пяти животных: оленя, тигра, птицы, медведя и обезьяны. Так люди могли совместить занятия щадящим спортом и дыхательной гимнастикой.

Чжан Чжунцзин (张仲景)

Чжан Чжунцзина также считают прародителем техники сердечной реанимации. Однажды он увидел лежащего на земле мужчину, который уже не дышал. Врач велел быстро уложить его на ровные доски и накрыть одеялом. Следуя указаниям Чжана, два молодых парня начали растирать мужчине грудь, попеременно поднимая его руки и ноги. Сам доктор ритмичными движениями надавливал ему в область живота. Меньше чем через полчаса пациент ожил и задышал.

Советы пациентам
Чжан Чжунцзин был ярым противником суеверий и магии. Врач часто видел, как бедные, необразованные люди обращались к колдунам, но теряли деньги и умирали от неправильного лечения. Сталкиваясь с такими случаями, Чжан всегда вмешивался и пытался убедить пациентов, что от болезней можно избавиться только проверенными медицинскими способами.

Ли Шичжэнь (李时珍)


Ли Шичжэнь. Изображение: Sohu

Подробности биографии
Ли Шичжэнь родился в 1518 году в провинции Хубэй. Он происходил из семьи врачей: дед Ли был лекарем-травником, а отец сумел дослужиться до придворного медика. Однако он не хотел, чтобы сын пошел по его стопам — в то время профессия доктора была совсем не престижна. Несмотря на доводы отца, Ли Шичжэнь все же стал врачом и несколько лет проработал в больнице при дворе.

Чем знаменит
Ли активно занимался исследованием лекарств и целебных свойств их компонентов. Врач часто бывал в больничной аптеке и в хранилище препаратов, сравнивал действие и состав лекарственного сырья, привезенного из разных мест.

Советы пациентам
Ли Шичжэнь был убежден: человек способен изменить свою судьбу. Он имел в виду, что с помощью правильно подобранного лекарства можно победить болезнь. Именно поэтому врач посвятил большую часть своей жизни разрабатывал новые рецепты и проверял действенность старых препаратов. В то же время Ли считал, что пытаться достичь бессмертия с помощью лекарств — это глупость.

Бянь Цюэ, Хуа То, Чжан Чжунцзин и Ли Шичжэнь — это настоящие герои своего времени. Каждый из этих талантливых врачей привнес в медицину новые методы, рецепты, изобретения. Но самое важное — их открытия и плоды многолетних трудов остаются актуальными и в наши дни.

Читайте также: