Доклад вмф рф в борьбе с пиратством

Обновлено: 03.07.2024

В XXI веке резко возросло пиратство на море. Но оно было всегда, затихая или вновь возрождаясь в разное время в различных районах Мирового океана. Боролся с пиратством и ВМФ Советского Союза.

ВМФ СССР в борьбе с пиратством


Авторитетных и солидных данных на эту тему очень мало. Но даже эта информация иногда выступает как не достоверная. И, тем не менее, попытаемся кое-что вспомнить.Флибустьеры XX века не делали классовых различий и их жертвами становились и советские корабли.


Есть и такие сведения (не достоверные), что военные моряки и спецслужбы СССР даже соперничали с американцами в борьбе с морскими разбойниками. Якобы, в 1981 году советский крейсер уничтожил в Карибском море два пиратских корабля, а боевой корабль США в 1984 году уничтожил у берегов Индонезии пять корсарских судов. Но больше известна история о том, как два эсминца спасли от флибустьеров французов на юго-востоке Африки.

Борьба Военно-Морского Флота современной России против морских пиратов

Особую актуальность в применении сил ВМФ при обеспечении безопасности морской экономической деятельности в последние два десятилетия приобрела борьба с пиратством. Формирование в мире новых угроз, исходящих от пиратства на море, оказывает крайне негативное воздействие на уровень безопасности доставки энергоресурсов потребителям морем, ведения мировой торговли с использованием морских коммуникаций. Глобальное распространение пиратства на море и морского терроризма, их резкая активизация в последнее время и рост экономического и политического ущерба, наносимого морской преступностью, привели к тому, что борьба с указанными действиями в Мировом океане стала приоритетной задачей ВМС ведущих государств мира, в том числе ВМФ России. Борьба с пиратством стала проблемой морской международной безопасности.


Проблема обеспечения безопасности морской экономической деятельности России в последнее время имеет устойчивую тенденцию роста. Это диктует необходимость эффективной защиты морской экономической деятельности нашего государства с привлечением силовой основы морского потенциала страны – Военно-Морского Флота.


Вот так выглядела обстановка с морским пиратством в период 2005-2009 годов

Сегодня большинство исследовательских структур в США, Англии и России все более настойчиво прогнозируют возможность нападения террористов с использованием акватории Мирового океана. Особенно, если учесть, что его бороздят около 55000 пассажирских и грузовых судов большого и среднего классов грузоподъемностью более 500 тонн, а количество более мелких судов вообще не поддается систематическому учету. Вся эта информация наглядно демонстрирует уровень возможностей для проникновения и атак членов международных террористических организаций в США и другие прибрежные государства.

Основными районами пиратства сегодня считаются Юго-Восточная Азия, Южно-Китайское море, Западная и Восточная Африка, Южная Америка и Карибский бассейн. Как видим, их акватория примыкает к побережью стран, где базируются исламские и другие террористы, а также повстанцы самых разных направлений.

Рекордного размаха в 2008 и 2009 годах действия пиратов достигли у берегов Сомали. 7 октября, 2008 Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1838. Она разрешала государствам применять ВМС и ВВС для борьбы с пиратами в зоне Сомали. Развал Сомали привёл к тому, что с одной стороны на его территории сформировались крупные базы исламских террористов, а с другой — к появлению пиратов. Территория Сомали тянется на выход из Баб-эль-Мандебского пролива, через который проходит крупнейший торговый морской путь.



Положительно то, что сомалийские пираты последние несколько лет перестали быть серьёзной угрозой, благодаря международной операции военно-морских сил — в 2015 году они не захватили ни одного коммерческого судна.

По данным НАТО, количество пиратских нападений в последние годы резко снизилось: если в 2011 году НАТО зафиксировало 129 атак, то в 2014 году — лишь 19. Сократилось и количество захваченных пиратами судов — с 24 в 2011 году до 7 — в 2014-м.

Тем не менее, борьба с морским пиратством остается одной из важных задач ВМФ России. С 2014 года (после возвращения Крыма в состав России) российские корабли не участвуют в операциях НАТО по борьбе с морским пиратством. Эти задачи они решают самостоятельно.

Общая обстановка с морским пиратством на 2020 год

Важным фактором снижения пиратской активности в последние годы стало появление в пиратских регионах российских боевых кораблей. Помимо постоянной проводки танкеров и сухогрузов в опасных водах, российские моряки запомнились и своими решительными, а порой и жесткими мерами противодействия пиратам. Огонь на поражение применялся регулярно, что, правда, особо не афишировалось перед глазами толерантных западных коллег.


Так выглядит карта по выявлению случаев пиратство за 9 месяцев 2019 года


За 2019 год в информационный центр IMB Piracy Reporting Centre было сообщено о 119 инцидентах, связанных с взятием на абардаж и вооруженным ограблением против гражданских судов. При этом в 2018 году были зафиксированы 156 нападений.
В 2019 году пиратам удалось попасть на борт 95 судов, по 10-и они открыли огонь, еще столько же пытались захватить, 4 судна были угнаны.

Пираты в море атакуют и в 2020 году

Только за два с половиной месяца 2020 года (январь-март) было официально зафиксировано:

— 28 проникновений пиратов на судно (на ходу/в порту/на якорной стоянке/дрейф),

— 6 судов обстреляны,

— 4 неудавшихся нападения.


На данный момент лидером по нападению пиратов является Гвинейский залив (залив Атлантического океана). Сегодня очаг пиратства переместился к Африке, в районе Нигерии. Трудность в том, что охрану судов там должны обеспечивать государства, обладающие юрисдикцией в этих территориальных водах. Но у них не хватает сил. Поэтому участились случаи захвата заложников для выкупа.

Несмотря на предпринимаемые меры безопасности, нападения на мирные корабли и их экипажи продолжаются. Так, 19 апреля пираты смогли попасть на борт судна, стоявшего на якорной стоянке. Часть экипажа успела укрыться от вооруженных налетчиков в специально оборудованном помещении, а часть оказалась в плену. Днем позже экипаж подал сигнал SOS и власти Нигерии направили к нему катер береговой охраны. В числе похищенных находились трое россиян, отметили в российском посольстве в Бенине.


ВМФ России в борьбе с международным терроризмом

Значительная часть боевых действий в Сирии велась на территории, прилегающей к акватории Средиземного моря, что потребовало привлечь к решению задач военно-морские силы. Одной из главных задач ВМФ стало обеспечение бесперебойной и своевременной доставки по морю вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, других материально-технических средств. По оценкам специалистов, морским путём было доставлено до 88 % от общего количества военных грузов, направленных в Сирию из России. С этой целью были задействованы десантные и вспомогательные корабли Черноморского флота, а также гражданские транспортные суда.

На флот также возлагались боевые задачи:

  • огневой поддержки наземных операций;
  • противодействия попыткам воздействия на российские базы с морских направлений и отражения возможных ударов с этих направлений;
  • обеспечения устойчивости морских коммуникаций в восточной части Средиземного моря.

Прикрытие российской авиационной группы в Сирии обеспечивали корабли постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море (создано в 2013 году), состоявшего на основе ротации из 10—15 кораблей и вспомогательных судов Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. С началом военной операции России в Сирии основной задачей соединения стало обеспечение деятельности войск РФ на территории Сирийской Арабской Республики.

На конец февраля 2018 года оперативное соединение ВМФ РФ на Средиземном море включало 15 боевых кораблей и судов обеспечения, включая плавучую мастерскую для обеспечения технической готовности кораблей и судов. Сейчас постоянно поддерживается эффективный и сбалансированный численный состав группировки. Повседневные и боевые потребности оперативного соединения в Средиземном море обеспечивает ПМТО (пункт материально-технического обслуживания) в сирийском порту Тартус.


Российские подводные лодки в сирийском порту Тартус

Согласно докладу членов Общественного совета при Министерстве обороны, посетивших базу в Тартусе в ноябре 2019 года, на ней созданы идеальные бытовые условия для личного состава.



С 2015 по 2017 годы ВМФ РФ успешно выполнил боевые стрельбы по формированиям и базам террористов в Сирии:


Участие морской пехоты ВМФ России в военной операции в Сирии

О действиях морской пехоты на территории Сирии информации очень мало. Но она там есть. И ее роль весьма значительна.

С началом ведения боевых действий и обустройства авиабазы в Латакии и пункта МТО в Тартусе к охране и обороне данных объектов был привлечён один батальон морской пехоты из состава 810-ой отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота. Именно в её состав входил первый погибший российский военнослужащий — матрос контрактной службы Александр Позынич, действовавший в составе поисково-спасательного отряда, направленного на выручку экипажу сбитого турецкими ВВС фронтового бомбардировщика С-24.

Для обеспечения охраны авиабазы в Сирию вместе с батальоном морской пехоты были переброшены группы специального назначения из состава Южного военного округа. Помощь морским пехотинцам, защищавшим подступы к авиабазе, оказывали танкисты — танки Т-90.

После осовобождения Пальмиры сирийскими войсками при поддержке ВКС РФ в районе этого города была развёрнута военная база, на которой были размещены подразделения инженерных войск и отвечавшая за их охрану морская пехота


Александр Михайлович Позынич (1985 —2015) — российский морской пехотинец, матрос, кавалер ордена Мужества

Российские морские пехотинцы и десантники сопровождали колонны с гуманитарными грузами, охраняли журналистов. Известно, что один морской пехотинец погиб, находясь в сторожевом охранении пункта выдачи гуманитарной помощи сирийским гражданам, несколько были ранены.

В декабре 2017 года министр обороны России поощрил военнослужащих, обеспечивавших 11 декабря визит Владимира Путина в Сирию. Речь шла о подразделениях морской пехоты, обеспечивавших прикрытие за пределами авиабазы Хмеймим на суше и с моря.


Отряд морской пехоты на авиабазе Хмеймим. 11 декабря 2017 года

Российский морской щит для Сирии

В 2018 году Россия продемонстрировала этот морской щит, развернув в Средиземном море самую мощную группировку кораблей ВМФ с начала участия РФ в сирийском конфликте. В это время там находились корабли всех четырех региональных флотов и Каспийской флотилии.


По мнению военных экспертов, группировка выведена в море для поддержки наступления сирийской армии в провинции Идлиб — единственном регионе страны, находящемся под контролем незаконных вооруженных формирований. Политологи отмечают, что Россия выступает гарантом стабильности в регионе и не дает шанса заново разгореться широкомасштабной войне. Присутствие российских военных кораблей в Сирии соответствует международному праву и осуществляется с одобрения сирийского правительства.

А в августе 2018 года в Средиземном море были проведены масштабные учения ВМФ России с привлечением больших сил и средств. Корабельно-ударная группа, в которую входило более 20-ти кораблей различных классов. В международном воздушном пространстве учебные задачи отрабатывали около 30 самолетов, в том числе стратегические ракетоносцы Ту-160, противолодочные самолеты Ту-142МК и Ил-38, истребители Су-33 и Су-30СМ морской авиации.

Российская группировка в Средиземном море достойно, без истерики, без каких-либо угроз кому-либо уверенно показала , что ВМФ России способен защитить национальные интересы нашей страны, помочь нашим друзьям и партнерам отстоять свой суверенитет и независимость. Присутствие в восточной части Средиземного моря российских боевых кораблей и самолетов служит сдерживающим фактором и способствует решению задач в борьбе с международным терроризмом.


Вот во что превращают террористы провинцию Идлиб в Сирии

Поэтому Россия сохраняет свои силы на территории Сирии, чтобы продолжать борьбу с террористами, с активным участием Военно-Морского Флота. Его международная миссия продолжается.

Проблемы, которые Россия имеет с военно-морским флотом, не должны загораживать от нас то, насколько он нам всё-таки нужен. И лучше всего это доказывать на конкретных примерах.

Речь пойдёт о истории, до сих пор полной загадок: захвате и освобождении сухогруза Arctic Sea.

Как всё начиналось

24 июля в 2 часа 10 минут в ходовую рубку вломились люди с оружием. Они были вооружены автоматами Калашникова и пистолетами. Уже позже выяснилось, что они поднялись на борт с надувной лодки, догнавшей судно в нейтральных водах Балтики. Нападавшие связали экипаж, попутно избив всех, кто оказывал сопротивление, при этом одному из членов экипажа выбили прикладом автомата зубы.


Экипаж был связан и заперт в каютах.

Дальнейшие события напоминали плохой боевик. Захватчики принудили экипаж вести судно в обход Европы – туда, куда оно по идее и должно было идти. Когда в проливе Па-де-Кале 28 июля потребовалось связываться с Береговой службой Великобритании, экипаж был принуждён это сделать. После прохода Па-де-Кале судно продолжило двигаться вокруг Европы, и в Бискайском заливе его терминал АИС был отключен. Судно пропало.

4 августа судно не явилось в порт назначения.

11 августа 2009 года Матвеев сделал заявление прессе, из которого следовало, что на судне сломана тревожная кнопка, похищены аварийные буи, а также то, что он обратился в российский МИД. Вскоре информация дошла до самого верха. На следующий день, 12 августа пресс-служба Кремля сообщила, что президент Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову принять меры по поиску сухогруза. К тому моменту приказ начать поиски Arctic Sea уже расходился по исполнителям.

Так на арену вышли те, кому предстояло остановить развитие этой драмы.

Единственной силой, способной найти угнанный сухогруз где-то в Мировом океане, оказался ВМФ России.

Информации у моряков было мало. Была известна точка, в которой выключилась АИС. Была ясна скорость, с которой судно могло идти из этой точки. Было понятно, сколько на борту топлива и воды, и как долго Arctic Sea сможет находиться в море. Разведка ВМФ аккуратно анализировала данные, получаемые от морской авиации и от находившихся в море вспомогательных судов флота, от силовых структур иностранных государств. Так, Береговая охрана Испании сообщала, что сухогруз не проходил Гибралтарский пролив, значит, в Средиземном море его искать не стоило. НАТО тоже искало судно, в том числе и с воздуха. Потихоньку, час за часом, район поиска сужался. В определённый момент он оказался достаточно маленьким, чтобы его мог начать прочёсывать боевой корабль.



Драма с захватом судна закончилась. В тот же день А. Сердюков доложил Д. Медведеву, что сухогруз освобождён.

Было получено официальное разрешение МИД Республики Кабо-Верде, и к 19:00 19 августа все восемь задержанных и одиннадцать членов экипажа были переправлены на борт военно-транспортного самолёта российских ВВС. В этот же день в 21:00 и в 22:00 по местному времени военно-транспортные самолёты российских ВВС вылетели в Москву, куда они прибыли в первой половине дня 20 августа.

Дальнейшие события описаны в прессе – прямо скажем, руководство РФ и правоохранительных органов после блестящего освобождения корабля военным кораблём Черноморского флота действовало не блестяще, проявив недостаточные организационные способности. Дошло до банкротства судовладельца. Но главное (освобождение корабля и захват угонщиков) уже было сделано.


Black ops на Балтике, или Немного о том, что это было

А затем пираты стали давать признательные показания. И один из них, гражданин Латвии Дмитрий Савин, позже получивший за пиратство семь лет, выдал имя заказчика захвата сухогруза – бывшего шефа Бюро координации безопасности Эрика-Нильса Кросса.

Кросса подставили по заказу из Москвы


Что мы знаем точно.

Далее, корабль следовал в район, откуда ему по факту было только две дороги – или в Африку, или в Западное полушарие. Куда он следовал? Почему именно туда?

Мы толком до сих пор не знаем, что это было. И не узнаем как минимум до тех пор, пока Ээрика Кросса не допросят в СК, а может быть, и после.

Но одно совершенно очевидно – когда вокруг какой-то вооружённой акции происходит вот такой информационный хаос, то это означает, что за акцией стоит спецслужба, умеющая хорошо путать следы. Спецслужба, способная обучить банду террористов, снабдить её автоматическим оружием, вывести её в нужный район моря, высадить на лодку с оружием и боеприпасами, заставить уже после захвата судна, когда назад дороги нет, действовать по какому-то другому плану, а потом запутать все следы так, что и концов не найти.

Это факты. А Израиль, ищущий иранские ракеты в балластных цистернах вышедшего из Финляндии сухогруза силами латвийских безработных, или Россия, устроившая такой кордебалет ради того, чтобы побольнее пнуть эстонского отставника, запутавшегося в финансах и женщинах, – это просто пыль в глаза.

Это, кстати, не значит, что эта неизвестная нам спецслужба не была израильской, это значит, что объяснения прессы про причастность Израиля неправдоподобны – а это не одно и тоже.

Мы не знаем (пока не знаем), кто стоял за похищением сухогруза. Мы понятия не имеем, что было бы, получись у организаторов то, что они задумали, до конца. Сколько было бы жертв? Во что бы это вылилось для нашей страны? Мы не знаем. Но зато мы знаем, кто очень убедительно поставил точку в вояже Arctic Sea.

Такой урок мы сегодня можем вынести из истории с захватом сухогруза Arctic Sea. Даже вне связи с тем, кто организовывал его захват на самом деле.


Текст: Екатерина Борисова
Фото предоставлены ДИМК МО РФ


В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН ведущие морские государства, в том числе и Российская Федерация, на периодической основе с 2008 года направляют в район Африканского Рога отряды боевых кораблей для защиты торговых судов от пиратских нападений. Благодаря коллективным международным усилиям пиратская активность в Аденском заливе с 2012 года пошла на спад и в настоящее время находится практически на нулевом уровне. Но само явление существовать не перестало, так как причины его возникновения у берегов Сомали не ликвидированы. Отсутствие в стране государственной власти, тотальная безработица и голод толкают сомалийцев на участие в захватах судов. В случае успеха рядовые члены разбойной группировки получают не более сотни долларов, львиная же часть от выкупа оседает в карманах организаторов преступного бизнеса.

Сегодня на первое место по пиратской активности вышел Гвинейский залив. Этот регион давно входил в список пиратоопасных, но так как нападения обычно происходили здесь недалеко от берега, экипажи кораблей по возможности прокладывали маршруты вдали от береговой линии. Изменение тактики разбойников произошло в 2020 году.


В июле в Гвинейском заливе пираты напали на танкер Curacao Trader с русско-украинским экипажем на борту, находившимся в 388 км от побережья западноафриканского государства Бенин. Впервые пиратские лодки охотились столь далеко от побережья. В плен было взято 13 членов команды, среди которых — 9 россиян. Пленников пираты забрали с собой. В конечном итоге их пришлось выкупать компании-судовладельцу. И это далеко не единственный случай нападения пиратов у западного побережья Африки.

Причин возникновения и сохранения современного пиратства много. Его развитие провоцируют многие факторы. Это и критическое расслоение государств по уровню социального, экономического и культурного развития; и многочисленные вооружённые конфликты, в том числе на этноконфессиональной основе; и беззаконие вместе с высокой коррумпированностью властных государственных структур; недостаточная подготовка и техническое оснащение военных и правоохранительных структур прибрежных стран.

— Можно ли говорить, что эпицентр пиратской активности сместился из Аденского в Гвинейский залив?
— Число разбойных нападений на иностранные суда в водах Гвинейского залива неуклонно растёт. Если в 2019-м здесь совершено 64 нападения, из которых четыре завершились захватом судна с целью получения выкупа, то с начала текущего года в водах Гвинейского залива зафиксировано уже 56 нападений, при этом семь торговых судов подверглось захвату. Эта беда не обходит стороной и россиян. В 2020-м морскими бандитами с целью получения выкупа взяты в заложники 15 наших граждан. Только благодаря активному взаимодействию Минобороны, МИД, Минтранса России и судовладельцев они были освобождены за деньги, переданные судовладельцами.



Следует учесть, что западноафриканские страны самостоятельно не способны эффективно противостоять росту преступлений в своих территориальных водах, что обусловлено слабостью их спецподразделений, высоким уровнем коррупции, а также политическими противоречиями и борьбой за лидерство в регионе. Эти государства выступают за предоставление им мировым сообществом различной материально-технической помощи.

— Ведёт ли Россия антипиратскую деятельность в районе Гвинейского залива?
— Силы Военно-морского флота при плавании в пиратоопасных районах Мирового океана всегда защищают судна торгового морского судоходства от пиратских нападений. Однако для того, чтобы в территориальных водах какого-либо государства осуществлять антипиратскую деятельность, необходима соответствующая резолюция Совета Безопасности ООН, которая может быть принята на основании обращения главы легитимной государственной власти. Чего до настоящего времени не произошло.

— На основании каких соглашений и нормативных документов ВМФ России принимает участие в борьбе против пиратов?
— Задачи по защите российского морского судоходства и противодействию пиратству выполняются в соответствии с поручением президента. Корабли ВМФ РФ совершают до пяти походов в год в район Африканского Рога и в другие пиратоопасные районы Мирового океана.

— Несколько слов о коридорах безопасности, которые мы контролируем.
— Основной способ действий российских кораблей в водах, омывающих Африканский Рог, — сопровождение караванов судов по заданному маршруту из Красного моря через Аденский залив в Аравийское море и обратно между установленными точками сбора.

Для сравнения стоит сказать, что длина российского коридора безопасности значительно больше (1242 морские мили), чем длина международного коридора безопасности, контролируемого ВМС США и Евросоюза (1000 морских миль). В Южно-Китайском море, Малаккском и Сингапурском проливах, Гвинейском заливе и Карибском бассейне силы ВМФ РФ обеспечивают морскую безопасность методом патрулирования.


В целом, о высокой эффективности действий кораблей ВМФ России свидетельствует тот факт, что суда, следующие в российском коридоре безопасности, ни разу не подверглись нападениям со стороны пиратов. Чего не скажешь о ситуации в международном коридоре безопасности, контролируемом ВМС США и Евросою за. Разбойные нападения пиратов здесь происходили регулярно.


Что касается России, то Министерством обороны Российской Федерации организовано взаимодействие с морскими соединениями, а также с кораблями ВМС различных стран по вопросу борьбы с пиратством. Однако мы действуем по своим планам и не входим в какую-либо международную группировку сил.

На периодической основе организовываются рабочие встречи командиров отрядов кораблей в море. В числе обсуждаемых тем: осуществление обмена информацией, получаемой от средств разведки кораблей (например, палубной авиации); поиск новых способов противодействия пиратской активности и решение текущих проблемных вопросов при выполнении задачи борьбы с пиратством; обмен опытом по специальному дооборудованию военных кораблей и судов; взаимная медицинская поддержка и другие вопросы по согласованию сторон. Также проводятся учения антипиратской направленности. В ходе них отрабатываются элементы совместных действий российских и иностранных кораблей по освобождению захваченного судна, пресечению нападения.

Участвуем мы и в иных международных профильных мероприятиях. К примеру, в работе конференций по организации взаимодействия в борьбе с пиратством в районе Африканского Рога, которые проводятся в Королевстве Бахрейн и организуются американской стороной. 3—4 ноября состоялась очередная (47-я) встреча. На этот раз — в режиме онлайн.

Активные обсуждения регулярно проходят на площадке Организации Объединённых Наций в рамках контактной группы по борьбе с пиратством. Степень сотрудничества в этой области на протяжении длительного времени не снижается. Наличие общих вызовов и угроз гражданскому судоходству заставляет военных моряков различных стран объединяться и противодействовать им совместно, тем самым повышая уровень доверия и взаимопонимания, несмотря ни на какие политические потрясения. Мы всегда на связи с коллегами.

— Действиями по пресечению пиратской активности заняты только военные или есть и иные структуры, которые привлекаются к выполнению этих задач?
— Несомненно, развитие индустрии морских перевозок требует качественного повышения уровня безопасности экипажей судов. Многие судовладельцы для обеспечения проходов через пиратоопасные территории пользуются услугами не только военных конвоев, но приглашают и частную вооружённую охрану. Данный факт — яркое подтверждение, что угрозы пиратских нападений — реальность, и этот, казалось бы, пережиток прошлого, ещё рано списывать в архив истории.


Нападения морских пиратов часто сопряжены с насилием и убийствами. Наиболее состоятельных и влиятельных пассажиров бандиты берут в заложники с целью получить выкуп.

Сколько российских кораблей в числе прочих ежегодно подвергается пиратским нападениям, точно сказать сложно, так как около 60% судов ходит под флагами других стран мира - корабли сдаются в аренду вместе с российскими экипажами.

От античности к современности

Морское пиратство – это противозаконный захват судна с целью ограбления, угона или уничтожения, чаще всего совершаемый в открытом море – то есть "за гранью юрисдикции" какого-либо государства.

С развитием мировых торговых коммуникаций и правовых связей пиратство стало восприниматься как опасное преступление. А в наши дни морское пиратство абсолютно лишено былого романтического ореола…

Кто они – пираты XXI века? География и масштабы бедствия

Сегодня проблема морского пиратства угрожает международной экономической и политической стабильности. За последние десять лет число случаев морских нападений утроилось. Около двух третей из них приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. Основные районы разгула пиратства расположены в Юго-Восточной Азии, Южно-Китайском море, Восточной и Западной Африке, Латинской Америке. Нападениям подвергаются все разновидности судов: сухогрузы, танкеры, рыболовецкие суда, яхты, контейнеровозы и другие.

Международная морская организация условно подразделяет современные пиратские группировки на три типа:

1. Малочисленные группировки – не более пяти человек, использующие в качестве оружия ножи и пистолеты. Такие группы используют фактор неожиданности, нападая внезапно, забирают ценные грузы, деньги из судовой кассы, грабят пассажиров, перегружают на свои катера и лодки ценные грузы.

2. Банды – не более тридцати человек, вооруженных крупнокалиберным оружием: автоматами, гранатометами и пулеметами. Нападения пиратских банд часто заканчиваются убийством членов экипажа и захватом судна.

3. Крупные организованные группировки международного масштаба, которые охотятся на суда с особо ценным грузом (в частности, с нефтью и нефтепродуктами). Такие группы работают под прикрытием представителей властных структур, имеют в своем арсенале современную аппаратуру спутниковой навигации и новейшие средства связи.

Если говорить о причинах современного морского пиратства, то наряду с очевидными факторами, такими как жажда легкой наживы и обогащения, на фоне невысокого уровня развития и нестабильной внутриполитической ситуации в ряде стран захват судов происходит с целью их дальнейшего использования в преступных целях, например, для перевозки контрабанды, наркотических средств и боеприпасов. И если самих пиратов-исполнителей интересует исключительно материальные бонусы, то тех, кто скрывается за их спинами - экономический и политический аспекты пиратства. В этом случае речь идет уже о слиянии понятий и преступном симбиозе морского пиратства и политического терроризма.

Пиратство + терроризм. Опасный симбиоз

Морское пиратство тесно переплетается с политическим терроризмом. Кроме схожести преступных приемов и операций, которые используют пираты и морские террористы, и те, и другие нуждаются в поиске источников финансирования своей деятельности. На этой почве пираты могут примыкать к террористам, тесно взаимодействовать с ними вплоть до совместных разбойных атак на морские суда. И тогда симбиоз морского пиратства и морского терроризма, попирая международный принцип свободы морей, становится серьезнейшей угрозой мировой безопасности. Но, несмотря на сходство преступных методов и способов, окончательному слиянию препятствует принципиальное различие целей, преследуемых морскими разбойниками и террористами. Цель пиратов – обогащение, цель террористов – устрашение и моральное давление на представителей власти, как правило, с целью удовлетворения определенных требований политического, или идеологического характера.

Россия под угрозой?

Российская Федерация - мировой лидер по площади морских пространств и по протяженности судоходных речных акваторий. Около шестидесяти процентов внешнеторгового грузового оборота России производится с участием морских судов, а к две тысячи тридцатому году планируется увеличить долю Российского флота в мировом морском флоте и суммарный экспорт транспортных услуг.

Опасность морских преступлений на водных пространствах Российской Федерации со стороны морских пиратов и террористов крайне высока, что чревато негативными для страны последствиями: человеческими жертвами, снижением инвестиционной привлекательности, дестабилизацией экономики, нарушением стабильности международных отношений. Нельзя исключить использование некоторыми зарубежными государствами морского пиратства в качестве инструмента вмешательства во внутренние и внешнеполитические дела нашей страны.

По территории России проходит Северный морской путь, который привлекает особое внимание ряда зарубежных стран и организаций международного масштаба. Успешность его эксплуатации, а значит, и достижение цели стабильности экономического развития России во многом будет зависеть от обеспечения безопасности судоходства.

Борьба с морским пиратством

Президент Владимир Путин 26 июля 2015 года – в день Военно-морского флота России – утвердил новую редакцию национальной Морской доктрины, которая содержит основы планирования морской деятельности Российской Федерации, в том числе наращивания потенциала Северного флота.

Борьба с морским пиратством должна быть направлена на своевременное выявление, предупреждение разбойных нападений, проведение своевременных мероприятий по их пресечению. Самым главным условием успеха в борьбе с пиратством и терроризмом является решительность и жесткость контрдействий, а также наличие усовершенствованных государственных и частных спецподразделений по пресечению преступных акций на водных акваториях России и мира.

Подготовка морских пехотинцев

Правовые основы и проблемы борьбы с морским пиратством

«Сегодня, когда морское пиратство угрожает человеческим жизням, негативно влияет на развитие торговых коммуникаций, приводит к подорожанию перевозок по морю, данную проблему следует считать проблемой мировой безопасности и рассматривать как одну из составляющих борьбы с международным терроризмом.

К сожалению, правовые основы борьбы с пиратством далеки от совершенства и не отвечают современным реалиям. Отсутствуют общепризнанные договорная и нормативно-правовая базы по вопросам самообороны и защиты морского судоходства от вооруженных нападений пиратов, равно как и единая система подходов к осуществлению мер борьбы с морским разбоем. Кроме того, международные организации не оказывают должного внимания поддержанию правопорядка на море.

К основным международно-правовым документам, регулирующим борьбу с морским пиратством, можно отнести Женевскую Конвенцию о территориальном море и прилегающей зоне, датированную 1958 годом, Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, Международный кодекс по охране судов и портовых средств, резолюции Международной морской организации и рекомендации Международного морского бюро, Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС-74),

А что говорит по поводу морского пиратства Российское законодательство?

Подводя итог, стоит сказать, что основные инициативы в области борьбы с пиратством должны быть направлены на придание нового толчка развитию международного сотрудничества и кооперации, устранение противоречий и несоответствий национальных нормативно-правовых актов.

Читайте также: