Музей истории гражданской авиации ульяновск доклад

Обновлено: 30.06.2024








ульяновск музей гражданской авиации

Вся история под открытым небом

Самая зрелищная часть экспозиции расположена на аэродроме Братеевка (Ульяновск). Музей истории гражданской авиации занимает площадь 18 га и предлагает к осмотру более 30 воздушных судов. Экспозиция показывает историю развития российской авиации – здесь представлено множество пассажирских самолетов и вертолетов разных типов: от "АК-1" до "Ту-114".

музей гражданской авиации ульяновск режим работы

Основная часть экспонатов расположена в залах музея, находящихся на территории высшего авиационного училища города. Ими по праву может гордиться Ульяновск. Музей гражданской авиации принадлежит училищу и является его гордостью. Многие образцы техники были найдены, восстановлены и реконструированы силами учащихся. Сейчас в запасниках музея находится более 9000 различных экспонатов: от небольших моделей до подлинных частей и узлов летательной техники. Большой интерес представляют редкие, а иногда и уникальные технические документы, чертежи и схемы. А на авиатренажерах проводятся занятиях по подготовке современных пилотов.

музей истории гражданской авиации ульяновск

Самые интересные экспонаты

Самолет "Ту-116", номер борта 76462, был выпущен специально для Н. С. Хрущева в 1957 году. Борт был разработан на основе бомбардировщика и выпущен в двух экземплярах. Сегодня один из них выставлен в Ульяновске.

Сверхзвуковой "Ту-144" уникален тем, что из нескольких серийных экземпляров только два занимались пассажирскими перевозками и выполняли гражданские рейсы. Один из них под № 77110 можно увидеть на аэродроме Братеево (Ульяновск). Музей гражданской авиации располагает одним из редчайших самолетов – первым в мире бомбардировщиком "АНТ-4", сконструированным как моноплан. Он был выпущен в 1929 году. Именно на нем был совершен исторический перелет СССР - США.

ульяновск музей гражданской авиации как доехать

Лайнер "Ту-104" занимает особенное место в музейной экспозиции. Первый полет на нем был совершен еще в 1955 году, в то время он стал первым в мире и единственным сверхзвуковым гражданским самолетом.

Создание музея

Комплекс начал работу не так давно – первые гости осмотрели выставку воздушных судов в 1983 году. С тех пор музей значительно обогатил свою экспозицию, большинство экспонатов прибыли на выставочную площадку своим ходом после полного окончания летного ресурса. Сразу же при музее был создан научно-обучающий комплекс, где расположена документальная выставка и летные тренажеры для обучения курсантов.

Первым экспонатом стал вертолет "Ми-1", разработанный в 1948 году. На нем было установлено почти 50 мировых рекордов по скорости, точности и дальности полетов.

ульяновск музей гражданской авиации

Музей истории гражданской авиации (Ульяновск) стал частью Ассоциации технических музеев России, а в 1989 году получил заслуженное звание Народного музея.

Памятниками науки и техники были признаны девять самых ценных экспонатов музея.

Современность и развитие

Содержание такой уникальной технической коллекции – дело сложное, хлопотное и дорогостоящее. Простая покраска одного самолета обходится в сотни тысяч рублей, если соблюдать все правила и технологии, то есть восстанавливать защитный слой в ангарах, стоимость работ возрастает в несколько раз. Реставрировать внутренние помещения еще сложнее. Многие технические детали нужно производить заново, разрабатывать и устанавливать под определенные модели и условия.

музей гражданской авиации ульяновск режим работы

Все работы приходится выполнять силами работников музея и курсантов училища. Экспозицию музея можно и нужно постоянно дополнять новыми экспонатами, при этом авиазаводы и конструкторские бюро готовы сотрудничать и оказывать содействие руководству музея, но транспортировка одного воздушного судна – процесс сложный и чрезвычайно дорогостоящий. Сейчас ведутся переговоры с Московским музеем авиации о перевозке редкого "Ил-14" в Ульяновск. Музей гражданской авиации постоянно прилагает все усилия для того, чтобы уникальная коллекция выглядела достойно и постоянно обновлялась.

Порядок работы музея

Работает все дни недели, кроме понедельника, Музей гражданской авиации (Ульяновск). Режим работы: будние дни с 10:00 до 17:00 ч и до 16:00 ч в выходные.

Аэродром Братеевка находится на западной окраине города. Всегда тепло принимает своих гостей Ульяновск.

Музей гражданской авиации: как доехать

До музея можно добраться на маршрутных такси № 91, 12, 66.

музей истории гражданской авиации ульяновск

Все самолеты, выставленные в музее, можно осматривать не только снаружи – каждый желающий может посидеть за штурвалом уникальных воздушных судов.

Можно как изучать экспозиции самостоятельно, так и заказать экскурсию с профессиональным гидом, который увлекательно расскажет о каждом экспонате и об истории российской авиации.


Вы здесь: Главная Музеи

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
КОРРУПЦИИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

МУЗЕИ УИ ГА

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации

Экскурсии в музее проводятся по предварительной записи, тел. 39-84-81
Стоимость услуг на посещение музея

Внимание!

23.02.2022 Головной отраслевой музей истории гражданской авиации не работает.

1
2

Основной частью музея является уникальная выставка отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации, размещённой на территории площадью около 18 га, примыкающей к территории центрального аэропорта города Ульяновска(пос. Баратаевка) .

Вся техника была передана музею после завершения ее летного ресурса, часть найдена поисковыми группами и энтузиастами по всей стране. На выставке экспонируется около 50 единиц авиационной техники, от маленького По-2 до современных реактивных гигантов. Среди них самолеты: Ак-1, По-2, Ан-2, Ан-14, Л-29, Л-410, М-15, Ту-104, МиГ-25, Ту-134, Ту-114, Ил-18, Ил-62, Ту-144; вертолеты: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. Одиннадцать экспонатов музея являются памятниками науки и техники. Это Ант-4(ТБ-1)-1925г; Ил-14- 1950г; Як-12М-1946г; Ми-1-1948г; Ту-104-1955г; Ту-114-1957г; Ту-116-1957г; Ту-124-1960г; Ту-144-1968г, Ил-62-1963г., Ил-154Б-1968г.

3
4

Некоторые из них являются единственными в мире.

ТУ-104

ТУ-104 - первый советский реактивный авиалайнер. Выполнил первый полет и провел испытания самолета (1955) уроженец Симбирского края, летчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно) Ю.А. Алашеев.

АНТ-4

АНТ-4 - первый в мире тяжелый цельно-металлический бомбардировщик (моноплан). На самолете такого типа был совершен первый перелет из СССР в США в 1929 году.

ТУ-144

ТУ-144 (бортовой номер 77110) - первый в мире сверхзвуковой авиалайнер. Осуществлял пассажирские перевозки Москва-Алма-Ата (1977-1978 гг.).Экспонировался на международном авиасалоне Ле-Бурже (Франция).

Непосредственное активное участие в создании музея принимали начальник управления учебных заведений ГА СССР Дарымов Юрий Петрович и заместитель начальника центра ГА СЭВ Дельдюжов Владимир Павлович.
Некоторые экспонаты являются уникальными, существующими в единственном экземпляре. Экспозиция пополнялась за счет перемещения на стоянку отработавших свой ресурс на авиалиниях самолетов, передачи воздушных судов УИГА(УВАУГА), поиска и восстановления уникальных моделей ( втом числе, создана копия первого отечественного самолета АК-1, отреставрирован потерпевший крушение в 1940-х гг. АНТ-4.)
Головной отраслевой музей истории гражданской авиации является уникальным экскурсионным объектом, который охотно посещают как граждане России, так и зарубежные делегации и туристы. Частыми посетителями музея являются курсанты УИГА и учащиеся школ города Ульяновска.
В состав музея входит так же фотодокументальная экпозиция, расположенная в 4-х залах учебно-научного корпуса №1. В ней отражены основные этапы развития истории ГА. Здесь хранится Книга Почета ветеранов УИ ГА и Книга памяти ветеранов-участников Великой Отечественной войны, работников института. В музее кроме экспонатов, связанных с историей ГА,хранятся подарки, переданные институту слушателями и делегациями из многихстран мира.

5

В 2016 году, 14 января, УВАУ ГА было переименовано в Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева. В связи с этим событием в первом зале музея была открыта экспозиция, посвящённая главному маршалу авиации Борису Павловичу Бугаеву.

6
7

Ульяновский музей истории гражданской авиации

Татьяна Толстоусова" >

Музей гражданской авиации в Ульяновске — это не имеющий аналогов комплекс под открытым небом, где посетители воочию могут увидеть легендарные пассажирские и невоенные воздушные суда, производившиеся в России с начала XX века по сегодняшний день. Экспозиция ведомственная — она принадлежит аэродрому при авиационном институте, где готовят будущих пилотов, поэтому у посетителей есть уникальная возможность наблюдать за учебными полётами и сдачей выпускных экзаменов.

Стоимость входного билета в музей гражданской авиации в 2022 году составляет 120 руб. для взрослых и 60 руб. для школьников, студентов или пенсионеров. За эти деньги можно в течение рабочего дня осматривать уличную часть экспозиции на лётном поле, а также пройти в один из четырёх залов внутри учебного корпуса, где собрано несколько тематических выставок. Фотосъёмка на любительскую камеру без штатива — 50 руб.

Ульяновский музей истории гражданской авиации

История

О необходимости открыть в Ульяновске музей, посвящённый авиационной технике, заговорили ещё в семидесятых годах, когда преподавательский состав лётного училища, ставшего позднее институтом, начал собирать редкие экспонаты, посвящённые конкретным моделям лайнеров, боевых самолётов и прочей техники. На подготовку ушло несколько лет, и уже в 1983-м году сюда переправили своих ходом первые экспонаты — вертолёт Ми-4, а также Ил-18, вылетевший спецрейсом из Домодедово.

Примерно тогда же оформилась и основная концепция пополнения экспонатов. Это должны быть отработанные по количеству часов самолёты, попадающие под списание. Исключение составили редкие единичные экземпляры, требовавшие бережной доставки по земле и долгого предварительного ремонта. Их чинили, зачастую силами простых механиков энтузиастов со студентами, по возможности реставрировали отделку фюзеляжа, и только потом выставляли на всеобщее обозрение.

Ульяновский музей истории гражданской авиации

Сложные девяностые годы музей пережил с минимальными потерями. Уже к 1999-му в базе числилось полтора десятка единиц техники и 4000 экспонатов, связанных с документами, фотографиями и всем, что выставлялось на витринах в помещениях института. Более 700 из них — подлинные награды, парадные кители и другие вещи заслуженных пилотов, переданные на хранение потомками. Отдельно создана книга памяти о боевых лётчиках, родившихся на ульяновской земле.

В 2016-м году экспозиция серьёзно расширилась. Внутренние залы получили отдельные витрины, посвящённые последнему маршалу авиации Борису Бугаеву и другим знаковым героям. У структуры музея появились международные контакты, посвящённые, как просветительской деятельности, так и расширению экспозиции. Главная задача при этом не меняется — сохранить выдающиеся достижения отечественного самолётостроения и привлекать романтикой полётов новые поколения.

Ульяновский музей истории гражданской авиации

Экспозиция музея гражданской авиации в Ульяновске

Ульяновский музей истории гражданской авиации

Ульяновский музей истории гражданской авиации

Интересные факты

Пожалуй, статус самого нестандартного воздушного судна среди экспонатов занимает WSK-Mielec M-15 — единственный в своём роде сельскохозяйственный самолёт с реактивным двигателем. Собирали их в Польше по советским чертежам для использования на больших посевных площадях. За 12 лет эксплуатации в СССР поставили 175 штук, и почти все они работали безаварийно. Ироничным фактом является его международное название — Бельфегор, в честь иудейского демона.

Ульяновский музей истории гражданской авиации

Как добраться до музея гражданской авиации в Ульяновске

Ульяновский музей гражданской авиации находится рядом с одноимённой остановкой общественного транспорта, поэтому добираться сюда не составит труда. Единственная сложность — экспозиция удалена от центра города, поэтому с учётом пробок в дороге придётся провести минимум час туда и столько же в обратную сторону.

Если есть возможность и желание ехать на такси, то лучше пользоваться мобильными приложениями Яндекса или Maxim. Они работают быстро, свободные машины есть в течение всего рабочего дня. С местными диспетчерскими службами дефицита также нет, но заказывать транспорт лучше по телефону минимум за 2–3 часа до поездки.

Путешественникам, передвигающимся на личном автомобиле, предусмотрено две бесплатных охраняемых парковки. Первая находится прямо перед входом в музей (54.289702, 48.234795) у шлагбаума. Вторая — ближе к терминалу аэропорта Баратаевка (54.287423, 48.233986) за памятником Карамзину, идти от неё чуть дальше, зато место гарантировано будет.

Ульяновский музей истории гражданской авиации на Google-панораме:

Ульяновский музей гражданской авиации – один из крупнейших авиационных музеев России. Музей расположен неподалеку от аэропорта Ульяновск Центральный и принадлежит Ульяновскому высшему авиационному училищу гражданской авиации. Музей насчитывает более 9 тыс. экспонатов, включая сотни подлинников. Практически все экспонаты летательных аппаратов прибыли к месту расположения музея своим ходом, это особенность экспозиции музея.

Ульяновский авиационный музей



Ан-14 оборудован двумя поршневыми радиальными двигателями Ивченко АИ-14РФ. Ан-14 очень стабилен в полёте, и управлять им может любой пилот после нескольких часов тренировки. Эксплуатировался, в основном, ВВС СССР в качестве связного самолета. Некоторое количество Ан-14 до сих пор находится в эксплуатации.


3. Серийное производство началось в 1966 году, закончилось в 1972 году. Было построено 340 самолетов. Ан-14 не смог заменить более удачный Ан-2, который массово производился до 1992 года и до сих пор выпускается штучно. На базе Ан-14 разработан Ан-28, модификация которого до сих пор выпускается в Польше заводом ПЗЛ-Мелец, а на Украине на его базе разработан Ан-38.


4. Понравился мне этот самолет! Когда же в россии частная авиация станет доступной. В Америке Цессну можно купить за 30000 доларов, а у нас за эти деньги можно машину купить только нормальную


На 6 сентября 2011 года в результате катастроф и серьёзных аварий было потеряно 149 самолётов типа Ан-24, в которых в общей сложности погибло 2034 человека. Кроме того, 4 человека погибло в результате 33 попыток захвата или угона самолётов Ан-24. Одна из последних серьезных аварий с участием Ан-24 произошла 8 августа 2011 года в г. Благовещенске, где из-за грозы борт не дотянул до взлетно-посадочной полосы, приземлившись в 200 метрах от нее. В результате травмы различной степени тяжести получили 10 человек. У самолета отвалились плоскости, серьезно поврежден фюзеляж. Восстановлению машина не подлежит.




На 12 января 2011 года в различных лётных происшествиях было потеряно 92 машины типа L-410. В катастрофах погибло 364 человека.


9. Ми-1 (Hare – по классификации НАТО) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в конце 1940-х годов. Первый советский серийный вертолёт.

Первоначально обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля-1). Первый полёт Ми-1 совершил в сентябре 1948 года. В 1951 году был введён в опытную эксплуатацию. Серийное производство велось в 1954—1960, всего было построено 2680 машин.


10. Автомат перекоса — механизм для управления несущим винтом вертолётов, автожиров и конвертопланов. Автомат перекоса позволяет управлять угловым положением вертолёта, регулируя тем самым угол крена и тангажа. Принцип управления основан на изменении циклического шага каждой лопасти несущего винта, то есть изменения шага вращающихся лопастей в зависимости от их угла поворота в основном вращении. Наклоны вертолёта вперёд (угол тангажа) и вбок (угол крена) происходит за счёт момента сил из-за разницы в подъёмных силах, развиваемых лопастями несущего винта, и от угловой скорости гироскопической прецессии.



12. Оперение самолёта – аэродинамические поверхности самолёта, обеспечивающие его продольную и путевую устойчивость и управление им. Располагается обычно в хвостовой части, иногда в носовой части фюзеляжа. В данном случае мы видим Т-образную форму.


Один час, проведенный Ми-8 в воздухе, обходится примерно в 1 тысячу долларов (на 2011 г).




16. Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic) — пассажирский самолёт для авиалиний сверхбольшой протяжённости, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в начале 1960-х годов. Первый полет совершил 2 января 1963. В эксплуатации с 1967. Производился серийно в 1966—1995. Всего было выпущено 277 самолётов. Предпоследний борт (с/н 2357711) был построен в 2004 году, для правительства Судана, последний на данный момент — в 2009-м для Минобороны РФ.


17. Особенности Ил-62:
1) Особенностью конструкции самолёта является небольшая четвёртая двухколесная задняя опора шасси, используемая для предотвращения опрокидывания пустого самолёта при стоянке и рулении. Компоновка самолета такова, что центр тяжести пустого самолета находится позади основных опор шасси.
2) Несмотря на значительные размеры и большой взлетный вес, самолёт Ил-62 не имеет бустерной системы. Управление рулями и элеронами производится только за счет мускульной силы пилотов или электрических рулевых машинок автопилота. Такое решение стало возможным благодаря указанным выше особенностям развесовки самолёта, при которой для взлета и выравнивания не требуется большая площадь рулей.
3) Ил-62 стал первым отечественным реактивным самолетом, на котором был применен реверс тяги двигателей.




20. Автомат перекоса тут будет посерьезнее


По данным на 19 января 2010 года было потеряно 100 самолётов типа Ил-18, в катастрофах погибло 2352 человека.

Как свидетельствует международная статистика, большая часть катастроф ИЛ-18 многих зарубежных авиаперевозчиков связана с тем, что лайнер из-за его неприхотливости эксплуатируют в заведомо неблагоприятных условиях, когда техническое обслуживание и диспетчерское сопровождение полетов далеки от идеальных. Нормативы допустимой нагрузки и метеоусловий, при которых допустимы взлёт и посадка, также соблюдаются далеко не всегда. В результате, в случае с Ил-18, ресурс которых уже и так близок к предельно допустимому, велики как риски, связанные с техникой, так и, косвенно, риски воздействия человеческого фактора.


22. Туполев ТБ-1 (АНТ-4), Г-1 — советский бомбардировщик. Первый в мире серийный цельнометаллический тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Самолёт был разработан за 9 месяцев и выполнен в металле в 1925 году.

Серийный экземпляр ТБ-1 (АНТ-4) без вооружения — выполнен в 2-х экземплярах для рекордного перелета Москва — Нью-Йорк. Исторический для СССР перелет был начат 8 августа 1929 года, но был прерван вынужденной посадкой в тайге под Читой. Самолет был разбит, но экипаж не пострадал и вернулся в Москву где вновь стартовал 23 августа 1929 года. Экипаж в составе командира С. А. Шестакова, второго пилота Ф. Е. Болотова, штурмана Б. В. Стерлигова и Д. В. Фуфаева совершил перелет по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк общей протяженностью 21242 км из них 7950 км над водой. Полетное время составило 137 летных часов. На участке от Хабаровска до Сиэтла колесное шасси было заменено на поплавковое. Поплавки были взяты от самолета ЮГ-1 и удлинены на 0,4 метра из-за большей массы.


Всего за годы эксплуатации было потеряно 15 самолётов типа Ту-124, что составило 9 % от выпущенных самолетов — вдвое ниже, чем у Ту-104. Прочная и надежная конструкция часто помогала спасать жизни пассажиров в случаях вынужденных посадок, наиболее известный случай из таких — когда Ту-124 с выключенными двигателями (кончилось топливо) удалось приводниться на Неву в центре Ленинграда, причем никто не погиб.


Существует легенда, что Никита Сергеевич Хрущёв, планировавший использовать Ту-116 для визита на Кубу, отказался от этой идеи, когда узнал, что пассажирский люк у самолёта расположен в задней нижней части фюзеляжа, под хвостом, как у Як-40.

Единственный сохранившийся экземпляр находится в головном отраслевом музее истории гражданской авиации в Ульяновске.


25. Винт с изменяемым шагом.

Шаг винта — одна из основных технических характеристик воздушного или гребного винта, зависящая от угла атаки его лопастей при их круговом движении в газовой или жидкостной среде.

Шаг винта — расстояние, пройденное поступательно винтом, ввинчивающимся в твердую среду, за один полный оборот (360°). Находится в тангенциальной зависимости от угла наклона лопастей относительно плоскости, перпендикулярной оси винта. Измеряется в единицах расстояния за один оборот. Чем больше шаг винта, тем больший объём газа или жидкости захватывают лопасти, однако, вследствие увеличения противодействия, тем больше нагрузка на двигатель и меньше скорость вращения винта (обороты). Конструкция современных воздушных и гребных винтов предусматривает способность изменения наклона лопастей без остановки агрегата.

Одна из главнейших достопримечательностей Ульяновска, правда, не так широко известная как ленинские и гончаровские места, - это, безусловно, головной отраслевой музей гражданской авиации, содержащий ряд уникальнейших экспонатов


Особенностью музея является тот факт, что практически все экспонаты летательных аппаратов прибыли сюда своим ходом



Кликабельно 5000х1300

Начнём с первого советского пассажирского самолёта АК-1


Самолёт был построен в единственном экземпляре в ноябре 1923 года на средства, внесённые латышскими стрелками в фонд строительства советского воздушного флота



В музее представлена реплика самолёта, изготовленная в 1986 году. Реплика единственная, все остальные объекты музея абсолютно аутентичные


АНТ-4 (ТБ-1). Первый в мире тяжёлый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик


Первый полёт состоялся 26 ноября 1925 года


В 1929 году на таком самолёте был совершён перелёт Москва - Нью-Йорк



Кликабельно 5000х1100


В музее представлен единственный сохранившийся АНТ-4 из 212-ти выпущенных


У-2, один из самых массовых самолётов в мире. Начало эксплуатации - 1929 год


Як-12, 1946 год. Большое число этих самолётов остается в эксплуатации по сей день



Первый в мире реактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний


Як-42. Среднемагистральный пассажирский самолёт, 1975 год




Ан-24, 1962 год. Турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости


Переходим к семейству Ту. Ту-104, 1955 год. Первый советский реактивный пассажирский самолёт


В период с 1956 по 1958 год Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире


Именно с появлением Ту-104 стали внедряться спецавтомобили, самоходные трапы, в аэропортах начала работать привычная сейчас система оформления билетов, регистрации багажа, появились автобусы для пассажиров, был впервые внедрён нынешний стандарт обслуживания на борту


Пассажирам стали предоставляться горячее питание и прохладительные напитки, бортпроводники перед вылетом стали проводить обязательный инструктаж по безопасности и т.д.


На Ту-104 уже в 1956-57 годах выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и т.д.


Появление Ту-104 позволило СССР в кратчайшие сроки выйти на международный уровень авиаперевозок



Кликабельно 5000х2100

Ту-114. Самый большой и самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт. Летал в США, Кубу, Японию



Кликабельно 5000х2000

Фюзеляж имеет две палубы, соединённые лестницей, на нижней из которых располагаются два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней — пассажирский салон. Кухня снабжена подъёмником для подачи блюд в салон, первоначально в составе экипажа был повар


Данный самолёт был выпущен предпоследним из всех Ту-114 (в 1964 году) и является одним из трёх сохранившихся экземпляров этого типа самолёта



Специально переоборудованный из бомбардировщика Ту-95 пассажирскиий самолёт для дальних полётов руководства СССР, построенный на случай непредвиденной задержки с производством первых Ту-114


Имел встроенную в незначительно переоборудованный фюзеляж бомбардировщика герметичную пассажирскую кабину-капсулу с иллюминаторами, встроенным трапом, включающую в себя два салона на 20 человек, кухню, туалет, служебное помещение


Всего было построено два экземпляра, до наших дней дожил только один




Кликабельно 5000х2100

Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов






Ту-134. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе


Всего было построено 852 самолёта, 130 из которых до сих пор эксплуатируются


Жемчужина экспозиции - первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Ту-144



Кликабельно 5000х1550


3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Тем не менее Ту-144 стал совершать регулярные рейсы на маршруте Москва - Алма-Ата


Билет на этот самолёт стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей



Кликабельно 5000х1700

После второго крушения Ту-144 в испытательном полёте 23 мая 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы


Из 16 выпущенных Ту-144 всего два самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах Москва — Алма-Ата - это стосорокчетвёртые под №№ 77109 и 77110, причём сохранился только один из них, он и выставлен в экспозиции музея.


Также этот борт летал на международный авиасалон в Ле-Бурже в 1977 году. В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144.


На самолёте установлены оригинальные двигатели НК-144А


Со слов сотрудников музея, салон самолёта находится в идеальном состоянии


Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-154


До конца первого десятилетия XXI века Ту-154 оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России. Самолёты до сих пор активно эксплуатируются, рабочий Ту-154 авиакомпании UTair можно в подробностях рассмотреть внутри и снаружи в соответствующем посте


Переходим к семейству Ил. Ил-14, 1950 год


Ближнемагистральный двухдвигательный самолёт, разработанный для замены устаревших Ли-2 и Ил-12


Всего было выпущено более 3500 самолётов


На данный момент в состоянии лётной годности в России находится всего один самолёт Ил-14, отремонтированный энтузиастами из Санкт-Петербурга


Ил-18. Первый советский турбовинтовой лайнер, совершивший первый полёт за полгода до Ту-114



Кликабельно 5000х2050

Ил-28. Первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия


Ил-62. Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт


Первый полёт совершил в 1963 году. Производился серийно в 1966—1995 годах


Всего было выпущено 289 самолётов. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу



Кликабельно 5000х1600



Ил-86 - первый и самый массовый советский/российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт




Кликабельно 5000х1800

Четыре самолёта построены в варианте воздушного командного поста Ил-87 для управления вооружёнными силами на случай ядерного конфликта


В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяжённости, в постсоветское — вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты


Массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось с 2001 года. Причиной стали, в том числе, введенные в ЕС ограничения по шуму, что помешало Ил-86 совершать полеты в большинство аэропортов Европы



Кликабельно 5000х1500

МиГ-25 - советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик третьего поколения


Первый в мире серийный истребитель, достигший скорости 3000 км/ч. Многоцелевой самолет, способный решать как разведывательные, так и истребительные задачи



Кликабельно 5000х1400




Разработан и производился в Польше в 1970-е годы по заказу СССР



Ми-1 — многоцелевой вертолёт, разработанный в конце 1940-х годов


Серийное производство велось в 1954—1960, всего было построено 2680 машин


Ми-2, тоже в раскраске ГАИ



Ми-4. Первый военно-транспортный вертолёт вооруженных сил СССР


В 1950-1970 гг являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора


Ми-6 - тяжёлый многоцелевой вертолёт


Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе как в военном, так и в гражданском вариантах. В 1964-1978 годах поставлялся на экспорт



Кликабельно 5000х1700

Вертолёт Ми-6 — самый грузоподъемный по тем временам


Ми-8. До сих пор активно использующийся многоцелевой вертолёт. О его летающем экземпляре, а также о Ми-26 можно почитать в соответствующем посте




В целом, музей отличный. Не смотря на то, что некоторые самолёты выглядят не очень презентабельно, они постепенно окрашиваются и в скором времени, надо думать, все будут выглядеть достаточно хорошо. А персонал музея, в основном составленный из бывших пилотов, очень дружелюбен и разговорчив :)

Читайте также: