Доклад консультация для педагогов
Обновлено: 02.07.2024
В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности педагогов, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.
В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные. Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.
Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.
К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:
- Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
- Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации. - Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания. - В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
- Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации. - Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.
В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.
В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется через активное использование в воспитательно-образовательной работе:
В ходе консультации воспитатели выделили компоненты духовно-нравственного воспитания, составляющие базу культуры личности: нравственный, эстетический, религиозный. И наметили пути и способы решения проблемы:
- Разработать систему взаимодействия детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей с различными организациями – музеем, библиотекой, школой, церковью;
- Продумать педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей: запланировать различные формы работы с семьей, провести анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к работе по приобщению детей к историческим, православным, народным традициям, заключить соглашение с родителями, желающими, чтобы их дети посещали кружок по ознакомлению с историей и традициями России.
- Разработать тематический план работы с учетом православного календаря.
В течение учебного полугодия педагогам представилась возможность апробировать свои предложения и сделать выводы о подтверждении или опровержении их гипотез. Объединенные общей идеей педагоги учились, анализировали свою работу, методы и приемы, уделяли большое значение вопросам нравственности. Главной задачей стали считать пробуждение в ребёнке желания стать лучше, добрее, развивать в нём духовные потребности. В результате большинство гипотез нашли свое подтверждение.
После одной из таких консультаций, молодой воспитатель переосмыслила содержание консультации, кратко изложила ее на карточке – памятке и пришла уточнить некоторые вопросы. Эта идея мне очень понравилась и теперь я часто прошу делать краткую запись содержания консультации.
Консультация или часть консультации может проходить в форме дискуссии. Эта форма близка к беседе, так как предлагаются вопросы для обсуждения. Для дискуссии выбирается тема, которая вызывает споры и требует общего решения.
Отличительной особенностью дискуссии является наличие столкновений двух или нескольких мнений.
Во время дискуссии важна доброжелательная атмосфера, где каждый имеет право на свое мнение. Аргументы в защиту разных мнений тактично выслушиваются. Педагоги обсуждают вопросы и предлагают пути их решения. Многие понимают важность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Именно активное общение, обсуждение, включение каждого в общую работу приводит к более высокому результату.
Педагоги высоко оценили разнообразие методов и приемов, применяемых на консультациях. Проделанная работа дает положительные результаты. Выбор форм и методов проведения консультаций зависит от темы, логики изложения, опыта педагогов. Интересная форма проведения консультаций должна обогащать, дополнять ее содержание. Активные формы включения педагогов в деятельность развивают способность применять знания, умения и практический опыт для осуществления профессиональной деятельности.
Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выполнила: воспитатель ГБДОУ № 84 Приморского района Санкт-Петербурга Чердынцева Елена. Вячеславовна.
Цель: Распределение педагогического опыта.
· Познакомить воспитателей с различными видами сказкотерапии.
· Показать воспитателям принцип работы сказкотерапии в образовательной деятельности.
· Обеспечить развитие интереса педагогов в использование сказкотерапии.
· Развитие педагогической инициативы.
· Личностный профессиональный рост.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.
Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне. Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим. В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
· диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;
· взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
· насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;
При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.
Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.
Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя.
Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.
Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи.
У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему: применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).
в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и навыков речевой и двигательной выразительности.
Сказкотерапия это:
1. процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;
2. процесс переноса сказочных символов в реальность;
3. созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего;
4. процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
5. терапия средой, особой сказочной обстановкой;
6. выявление и развитие творческих способностей;
7. снижение уровня тревожности и агрессивности;
8. развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
9. развитие умения преодолевать трудности и страхи;
10. формирование навыков адекватного выражения эмоций;
11. укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
- рассказывания сказок от третьего лица;
- группового рассказывания сказок;
- рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.
В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки.
Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме. В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.
Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
Выделяют пять видов сказок:
· художественные сказки – это народные и авторские;
· дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала;
· психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);
· психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий;
· медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.
Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках, так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического воздействия.
Алгоритм дидактической сказки – задания:
1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного материала).
Рекомендации по организации и проведению занятий.
Что нужно знать при проведении занятия?
1. Подготовка к занятию.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
2. Проведение занятий.
· Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления.
· В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях и чувствах.
· Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу, коллективное единство и сплоченность.
· Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу во время занятия.
· Возможно повторение использование одних и тех же сказок через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.
· Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения необходимо варьировать.
· Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.
· Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен.
Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.
Структура занятия:
2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие
выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/.
3. Расширение / расширить представление ребёнка о чем – либо/.
4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новых
качеств личности ребёнка/.
5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/.
6. Резюмирование / обобщить приобретённый опыт/.
ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.
Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.
В статье дан ответ на вопрос как подготовить такой доклад, чтобы он запомнился и самому докладчику, и слушателям?
Хорошо сделанный доклад, хорошее устное выступление - это то, чему надо учиться. Лишь немногие из нас являются ораторами от природы, и, предоставленные сами себе, мы вносим в наши выступления путаницу, ненужные подробности и, в конце концов, скуку. Этого можно избежать, если следовать нескольким простым правилам и приемам: не жалеть времени на подготовку! Ваша преподавательская карьера может зависеть от того, как вы умеете представлять свою работу.
Консультация для педагогов
Как подготовить такой доклад, чтобы он запомнился и самому докладчику, и слушателям?
Остановимся на выборе темы доклада. Темы могут быть традиционными и новыми, актуальными в связи с возникшей проблемой. Если вы готовите доклад на традиционную тему, то прежде всего продумайте, о чем хотите рассказать. Обратите внимание на то, что тема известна всем. Следовательно, если вы будете повторять избитые истины, ваше выступление никого не заинтересует. Важно изучить материал по теме, которая хорошо известна, и тот, который, на ваш взгляд, не был достаточно освещен.
Требования к докладу:
• Точность фактического материала, обоснованность выводов.
• Учет адресата (аудитории, к которой обращен доклад). Если вы рассматриваете какую-то психолого-педагогическую проблему, используя психологическую терминологию в большом объеме без каких-либо пояснений, то среднестатистическому слушателю, ваш доклад будет непонятен.
• Освещение проблем, только непосредственно относящихся к теме вашего доклада.
• Логичность рассуждений, деление доклада на смысловые части.
• Достаточная обширность доклада, но не настолько, чтобы утомлять адресата.
• Хороший стиль и легкость восприятия предложенного материала.
• Понятность, наглядность и привлекательность оформления.
Более подробно остановимся на подготовке доклада. От умения грамотно выступать перед аудиторией зависит многoe: с одной стороны, это своего рода репетиция дальнейшей учебной деятельности, а с другой - приобретение профессиональных навыков, так как воспитателю придется выступать перед разной аудиторией: перед группой дошкольников, родителями на родительском собрании, на педагогическом совете в дошкольном учреждении и т.д. Научиться выступать, выбирать интересные проблемы - задача не из легких. Важное место в подготовке доклада имеет та идея, которую докладчик стремится донести до слушателей.
Единство доклада - значит цельность построения доклада. Оно не может быть нарушено введением посторонних вопросов, как бы интересны они ни были сами по себе, или внесением деталей, нарушающих течение мысли. Этого надо стараться избегать.
Связность доклада во многом достигается тщательным распределением деталей по основному тексту и точным следованием плану. Именно план дает гарантию, что собранный и проанализированный материал будет изложен наилучшим образом. Доклад отличается связностью, если он разделен на части, которые расположены в логической последовательности.
Пропорциональность требует, чтобы каждой части доклада уделялась соответствующая ее значимости доля внимания и времени.
Пропорциональность доклада неизбежно связана с его объемом. Доклад должен быть достаточно емким, чтобы исчерпать предмет, но не настолько длительным, чтобы утомлять слушателей или читателей.
Краткость - это безусловное преимущество: при всех прочих равных условиях доклад, передающий нужную информацию в краткой, ясной и сжатой форме, имеет больше шансов заинтересовать аудиторию.
Большое значение для подготовки успешного доклада имеет стиль речи, присущий педагогу. Если он обладает литературным, легким стилем, логичен и краток в изложении, подтверждает мысль примерами, в том числе наглядными, то доклад имеет все шансы на успех. Если же воспитатель не знает, как взяться за работу, и считает, что можно скачать из Интернета готовый доклад, это ошибочный путь.
Цель образования - выработать, сформировать методически грамотного педагога, а как этого добиться, если воспитатель не учится самостоятельно готовить доклад на заданную тему?
Доклад должен быть интересен как самому докладчику, так и слушающей аудитории. Даже специальные предметы можно изложить интересно и образно, используя сравнения, аналогии, уникальные факты.
Предлагаем некоторые темы докладов:
1. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. В докладе можно рассмотреть не только виды и формы игр для дошкольников, но и изменение отношения к игре в истории педагогики. Рассказ можно сопроводить конкретными примерами, как хрестоматийными, так и собственными, почерпнутыми на педпрактике.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Литературы на эту тему много - важно отобрать действительно ценный материал.
4. Аппликация в младшей дошкольной группе. Следует кратко описать возрастные особенности младших дошкольников, затем более подробно рассмотреть виды аппликаций, характерные для этого возраста. Предложить иллюстративный материал: например, те аппликации, которые сделали дошкольники во время вашей педагогической практики.
5. Психолого-возрастные особенности адаптации детей к дошкольному учреждению. Необходимо проанализировать психологическую, дидактическую, методическую литературу на эту тему и остановиться на особенностях адаптации дошкольников разного возраста.
6. Физическое развитие ребенка дошкольного возраста на занятиях по физкультуре. Не следует анализировать физическое развитие дошкольника в целом, необходимо рассмотреть проблему физического развития именно на занятиях по физкультуре.
7. Особенности восприятия сказочных героев в дошкольном возрасте. Следует обратиться к психологической и методической литературе, исследующей проблемы восприятия литературных героев детьми, раскрыть характерные особенности сказки как жанра и в связи с этим востребованность сказочных героев для развития дошкольника.
8. Развитие мелкой моторики у детей 3~ 4 лет. Необходимо одинаковое внимание уделить двум проблемам: психологическим особенностям детей 3-4 лет (анализ психологической литературы) и особенностям развития мелкой моторики у детей данного возраста (анализ методической литературы).
10. Ребенок и воспитатель: проблемы и пути их решения. Это дискуссионный доклад. Задача - описать проблемы, с которыми сталкиваются воспитатель и дошкольник, и предложить варианты решения данных проблем. Это могут быть собственные выводы, а также мнения известных педагогов-воспитателей, методистов.
Раскрывая тему доклада, оперируйте в первую очередь точкой зрения различных исследователей данной проблемы, а не только своими мнениями и предположениями. В конце доклада следует сделать обоснованные выводы, сконцентрировать внимание слушателей на основных идеях, затронутых в докладе. Доклад на семинаре, педчасе, песовете - это не пересказ какой-либо научной статьи, а микроисследование материала по анализируемой проблеме. Сложность доклада заключается в том, что за короткое время необходимо максимально раскрыть его тему.
Ясность изложения - следствие четкого мышления, основанного на законах логики. Важно также грамотное использование лексических единиц (слов, словосочетаний) в тексте доклада в соответствии с их значениями. Для этого приводим перечень наиболее часто употребляемых в докладе глаголов и их значения, которые необходимо знать воспитателю-докладчику.
Сравните - найдите общее и различия, сделайте вывод о том, какой из сравниваемых объектов наиболее предпочтителен.
Сопоставьте - противопоставьте рассматриваемые объекты для выявления различий между ними.
Критически оцените - составьте собственное суждение о достоинствах той или иной теории (идеи, концепции) или о достоверности фактов, подкрепите его обсуждением имеющихся доказательств или аргументов.
Определите - запишите точное значение слова или фразы; в некоторых случаях необходимо или желательно рассмотреть возможные или часто используемые определения.
Опишите - приведите подробное текстовое или графическое рассмотрение.
Оцените - дайте оценку ценности рассматриваемого объекта.
Объясните - достигните ясности в вопросе, приведите его различные интерпретации и изложите доводы.
Проиллюстрируйте - используйте рисунки и фотографии для объяснения или уточнения вашей мысли или идеи либо поясните ее конкретными примерами.
Проинтерпретируйте - разъясните значение рассматриваемого вопроса, уточните его. Обычно при этом требуется изложить ваше собственное мнение или суждение.
Наглядности письменного текста способствует умелое использование иллюстраций, примеров, графических материалов. Резюме, таблицы, выводы, разбивка на разделы и параграфы, подчеркивания, шрифтовые выделения - вот некоторые способы обратить особое внимание на центральные, конкретные идеи доклада, которые при этом прочно запечатлеваются в памяти. Целесообразно пользоваться разными шрифтами.
Компьютерный набор докладов должен соответствовать современным стандартам.
Рукописный доклад, содержащий фактические, грамматические, стилистические ошибки, неприемлем! Необходимым условием хорошо подготовленного доклада является умение преподнести проанализированный материал. Важен особый психологический настрой воспитателя, его желание выступать перед аудиторией, степень заинтересованности в докладываемой теме.
Существует ряд приемов, к которым прибегают докладчики на профессиональных конференциях.
Приемы, которых следует избегать:
(даже при подготовке обычного доклада на педагогическом семинаре, педсовете и т.д.)
Данные приемы помогают докладчику скрыть или скрасить методическую слабость доклада либо откровенную неготовность докладчика. Итак, способы самооправдания докладчика и попытки скрыть методическую слабость.
1. Докладчик не готов.
• Эмоционально жалуется на жизнь, делится своими переживаниями.
Тем самым докладчик облегчает свою задачу: он ставит проблему - пусть предлагают варианты решения сами слушатели.
2. Докладчику очень хочется выступить, но материала нет, выход один: за ночь до выступления кое-как провести исследование, наскоро собрать материал по проблеме.
• Не называет использованные методы и источники данных либо упоминает их вскользь.
Пример. Докладчик. По данным исследования, проведенного в одном из детских садов, 73% старших дошкольников плохо посещают занятия по физкультуре. Уважаемые коллеги! Я сейчас могу провести исследование. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто делает по утрам зарядку. А теперь е, кто хоть раз в своей жизни делал зарядку. А теперь те, кто считает, что зарядку делать не нужно. По результатам исследования, проведенного на одной из педагогических конференций, 24% преподавателей педколледжей и вузов делают зарядку, 60 - не делают, 10 - затруднились ответить на вопрос, менее 6% считают, что делать зарядку не нужно. Опрос в виде пилотажного исследования проводился в Москве.
Увы, пять-шесть опрошенных знакомых плюс данные из прессы и Интернета, достоверность которых не проверяется. Можно ли это назвать исследованием.
• Предлагает посмотреть фильм.
Пример. Докладчик. Давайте для иллюстрации моего доклада посмотрим фрагмент одного старого фильма, который, как мне кажется, очень точно отражает мой основной тезис.
4.Риторические приемы
•Банальность компенсируется с помощью ярких, даже экзотических образов.
5. Надсистемные приемы
Вы познакомились с рядом методических ошибок, которые допускают докладчики, привыкшие к выступлениям по разным поводам. Безусловно, во время подготовки доклада воспитателю нелегко избежать всех ошибок, но их анализ позволит ему избежать проблем во время выступления.
Хорошо сделанный доклад, хорошее устное выступление - это то, чему надо учиться. Лишь немногие из нас являются ораторами от природы, и, предоставленные сами себе, мы вносим в наши выступления путаницу, ненужные подробности и, в конце концов, скуку. Этого можно избежать, если следовать нескольким простым правилам и приемам: не жалеть времени на подготовку! Ваша преподавательская карьера может зависеть от
Правила дорожного движения — малышам
Серьезный и веселый пластилин
Совместная деятельность семьи и ДОУ в формировании эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста.
Истинная ценность воспитательной работы…заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом
Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем,
Су-Джок терапия в работе с дошкольниками
Формирование творческого взаимодействия педагогов и родителей воспитанников
Формирование творческого взаимодействия педагогов, родителей воспитанников, ближайшего социума и детей разных возрастных групп в
Практические шаги освоения детскими садами концепции ситуативного подхода
Практические шаги освоения детскими садами концепции ситуативного подхода. Коллективы воспитателей, которые собирались тесным образом
Организация воспитательно-образовательного процесса при билингвальном обучении детей в ДОУ
Организация воспитательно-образовательного процесса при билингвальном обучении детей в дошкольном образовательном учреждении (на примере работы
Проблема социального воспитания детей дошкольного возраста в русле различных подходов в западноевропейской педагогике
Проблема социального воспитания детей дошкольного возраста в русле различных подходов в западноевропейской педагогике. Проблема
Социальное обучение через подражание и идентификацию
Институционализированное воспитание детей вне семьи
Особенности институционального воспитания и их влияние на развитие ребенка. Институционализированное воспитание детей вне семьи.
Стили воспитания детей. Социализация разных слоёв населения
Стили воспитания детей. Социализация разных слоёв населения. Социализация личности и воспитание. До и после
Из опыта работы педагога: тематические встречи в ДОУ против современных гаджетов
Введение Практически всё педагогическое сообщество детских садов города Ялуторовска уверенно поддерживает и организовывает тематические
2 ноября 2017года в рамках реализации проекта по дооснащению РППС в соответствии с
Ни для кого не секрет, что здоровье — самое ценное богатство человека. Об этом
Австрийский план образования и воспитания в детском саду
Цели и задачи дошкольного воспитания в институционализированных учреждениях Австрии послужили основой для создания воспитательно-образовательного
Консультации для педагогов в детском саду. Использование творческих заданий в общении с детьми
Дети – дошкольники, как известно, очень эмоциональны, восприимчивы. Они усваивают массу знаний об
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одно из важных направлений
Новый стандарт дошкольного образования существенно изменяет образовательную среду в детском саду, определяет место видам
Наблюдения за природой весной
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Дорофеева Марина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР Д/С №339 г. Челябинск, Челябинская
Игровая деятельность в образовательном процессе ДОУ
Дорофеева Марина Викторовна воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР Д/С №339 г.Челябинск, Челябинской области, Россия
Навигация
Образовательный Портал 2010
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.
Формирование речи дошкольников. Развитие речи
Конспекты мероприятий по формированию связной речи, звуковой культуры речи, а также лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
Педагогический совет «Повышение качества педагогической работы по речевому развитию детей во всех возрастных группах
Формирование навыков разговорной речи у дошкольников
Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни (из опыта работы).
Изготовление поделок на занятиях с детьми с ДЦП
Для детей с ДЦП: изготовление поделок. Ручной труд – как одно из направлений процесса реабилитации детей с детским церебральным параличом.
Использование игротерапии в обучении детей дошкольного возраста
Применение игротерапии в обучающих целях можно очень точно охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя
Развитие профессиональной компетентности педагогов в рамках ФГОС нового поколения
Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений в условиях введения ФГОС. Развитие компетентности педагогов в рамках ФГОС нового поколения.
Авторская интеллектуальная игра с педагогами дошкольных учреждений. Цель игры: формирование позитивных навыков общения педагогов, умение работать в команде, в коллективе; систематизировать знания по вопросам развития игровой деятельности у детей.
Построение предметно-пространственной среды в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС
Из опыта работы педагога МБДОУ № 106 г. Владикавказ Кулаевой Ирины Валерьевны Создавая развивающую
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Роль мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей.
Роль театрализованной деятельности в формировании личности дошкольника
Роль театрализованной деятельности в формировании активной творческой личности ребёнка. Идея о том, что театр
Развитие умения детей работать в группе сверстников через театрализованную деятельность
Хочу поделиться опытом работы по формированию умения детей работать в группе сверстников на примере
Речь как базовый способ нашего взаимодействия с миром оказывает влияние на наши близкие и
Мультипликация в ДОУ: пластилиновая мультипликация для детей старшего дошкольного возраста
Слово мультипликация — это множество неподвижных изображений, сменяющих друг друга с определенной частотой. Слово
Сохранение и укрепления здоровья детей в ДОУ
Дошкольное образовательное учреждение должно осваивать комплекс мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.
Использование интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ
Используя в своей практике интерактивные игры педагог имеет ряд преимуществ Компьютер на занятии выступает
Строительный материал в детском саду В ДОУ большое значение придаётся строительному материалу. Это естественно,
Формирование семейных ценностей и традиций у дошкольников в условиях ДОУ
Традиции русского народа – основа формирования семейных ценностей у воспитанников ДОО в условиях ФГОС.
Формирование интереса к заповедным местам Заполярья по средствам проектной деятельности
Название: Формирование интереса к заповедным местам Заполярья по средствам проектной деятельности Номинация: Детский сад,
Опыт обучения при удаленном образовании дошкольников
Из опыта организации обучения дошкольников с использованием дистанционных технологий в период самоизоляции. За свою
Влияние мультфильмов на развитие ребёнка. Методическая разработка
Влияние мультфильмов на развитие детей. Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей. В наше
О влиянии литературы на воспитание детей дошкольного возраста. Доклад о влиянии книг на детей
Художественный труд для дошкольников с элементами сказки
Доклад: художественный труд для дошкольников с элементами сказки. Сказкотерапия для детей. Жизнь ребёнка XXI
Организация гибкого режима жизнедеятельности ребёнка в дошкольных учреждениях
Ребенку в детском саду должно быть комфортно, удобно и спокойно. Его хрупкий организм болезненно
Методическая разработка: помощь аттестующимся педагогам детского сада
Данный материал из опыта работы старшего воспитателя дошкольной организации поможет педагогам оформить необходимую документацию
Логоритмика- это система специальных ритмических упражнений, направленная на коррекцию и решения речевых нарушений у
Навигация
Образовательный Портал 2011
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.
Читайте также:
- Доклад о tesla motors
- Научное сознание и мир науки доклад
- Правозащитное диссидентское движение его роль и значение в развитии правового сознания народа доклад
- Сравнительный анализ средней заработной платы по сибирскому региону доклад
- Доклад функционирование языковых средств в коммуникативных регистрах речи