Доклад поиск эффективных форм и методов обучения химии

Обновлено: 02.07.2024

В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах сохранения здоровья.

Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

В.И. Загвязинский считает, что квалифицировать методы как активные не вполне правомерно, так как вызывать активность обучающихся призван каждый метод обучения.

Использование активных методов обучения на уроках химии становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии:

- сокращение времени, выделяемого на изучение предмета химии;

- снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах.

Данное выступление – краткое описание активных методов обучения и их использование на уроках химии в непрофильной школе.

Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице 1.

Имитационные

Неимитационные

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики и т.д.) и др.

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на имитационные и неимитационные. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых обучаемыми условий, выполняемых ими ролей. Правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Рассмотрим подробнее основные активные методы обучения.

Игровое проектирование на основе метода проектов.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения – активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает:

1. Метод мозговой атаки

1.1. Прямая мозговая атака

1.2. Массовая мозговая атака

1.3. Мозговой штурм

2. Метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов)

3. Метод многомерных матриц (метод морфологического анализа)

4. Метод свободных ассоциаций

5. Метод инверсии

6. Метод эмпатии

7. Метод синектики

2. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

3. Метод многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

4. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

5. Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

Данные методы позволяют выполнить на практике рекомендации О.С. Габриеляна, учитывающие особенности обучения химии на базовом уровне в непрофильных классах.

Первый совет. Вместо хемиоцентрического подхода (когда в центре методики обучения стоит химия) использовать антропоцентрический (когда обучение химии строится в первую очередь, на основе учета интересов, склонностей и особенностей обучающихся). Для учителя важно знать некоторые параметры, характеризующие ребенка. Это доминирующий канал восприятия учебного материала, то есть сколько в классе детей – визуалы, аудиалы, кинестетики. Сколько в классе левополушарных, правополушарных и детей со смешанным восприятием; как дети делятся по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики); в каком периоде полового развития находятся (допубертатный, пубертатный или постпубертатный); кто лидер, кто аутсайдер и т.д.

Третий совет. В классах гуманитарного профиля использовать приемы, методы и средства, характерные для гуманитарных дисциплин.

В классах с углубленным изучением иностранного языка эффективно применение заданий на установление англоязычной этимологии химических терминов, поиск информации о роли ученых-химиков в соответствующей стране изучаемого языка.

В процессуальном отношении в классах гуманитарного профиля, в которых обучается большинство детей с ярким образным видением мира, склонных к эмоциональным переживаниям, значительный эффект получается при использовании приема анимации, т.е. наделение объектов неживого химического мира (элементов, веществ, материалов, реакций) характерными чертами и признаками живого. Обучающиеся пишут сочинения такого плана, тем самым совершенствуя свою литературную письменную речь и усваивая необходимое химическое содержание.

В классах физико-математического профиля некоторые темы, связанные с физикой (строение атома и вещества, электролиз, газовые законы), логично изучать на основе активных форм обучения (беседы, диспута, элементов уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы обучающихся. Такой подход дает возможность широко использовать межпредметные связи и формировать единую естественно-научную картину мира.

Четвертый совет. Имеет отношение к проблеме интеграции. Идеи интеграции могут реализоваться и на базовом уровне.

1. Внутрипредметная интеграция. Она проводится на основе единых законов, понятий и теорий для неорганической и органической химии и в курсе общей химии (единая система классификации и свойств неорганических и органических соединений, типология и закономерности протекания реакций между органическими и неорганическими веществами, катализ и гидролиз, окисление и восстановление, полимеры органические и неорганические).

2. Межпредметная естественно-научная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знание физики, географии, биологии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественно-научную картину мира.

Пятый совет. Относится к химическому эксперименту и решению расчетных задач. Необходимо обучение химии с обязательным демонстрационным экспериментом на каждом уроке. Поскольку лабораторный ученический эксперимент в силу узкого временного лимита приобретает в обучении эпизодический характер, возникает необходимость привлечения к выполнению демонстрационного эксперимента учащихся в качестве ассистентов учителя. Часть проблем химического эксперимента могут решить видеоматериалы. Возможно также использования рисунков-коллажей в учебнике.

Ввиду того, что на уроке время на решение расчетных задач по химии выкроить проблематично, необходимо использовать все возможности самостоятельной работы учащихся, особенно при подготовке домашнего задания.

В заключение стоит сказать, что учителя химии используют в своей практике и без труда дополнят рассмотренные активные формы обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, примерами из личного опыта.

Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006;

Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008;

Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения: пособие для сдачи экзамена. – М.: Высшее образование, 2006.


Полный текст материала Статья "Применение активных методов обучения на уроках химии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


В настоящее время в системе профессионального образования реализуются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, которые построены на компетентностной основе.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями.

Компетенция понимается, как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Это значит, что выпускник помимо знаний и умений должен иметь практический опыт при получении специальности. Приоритетным средством формирования компетенций является способ деятельности, который определяется условиями, в которых эта деятельность протекает и способствует решению задач.

Таким образом, для реализации данных задач и освоения программы учебной дисциплины химия способствует технология деятельностного обучения (ТДО), как методологическая основа концепции государственного стандарта.

Для реализация ТДО с целью формирования общих компетенций, используются следующие методы: интерактивные, исследовательские, проектные, частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные, активные (игровые, имитационные, рейтинговые, групповые, работа в парах), практические, элементы проблемного обучения.

Практический опыт, при используемой технологии обучения, позволяет обрести все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, лабораторные и практические работы (с элементами самостоятельного планирования в начале работы, и самостоятельного самооценивания в конце), мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке).

Организация обучения химии в системе профессионального образования имеет свои особенности. Использование современных педагогических технологий (комплекс методов, форм и средств обучения), внедрение технологии деятельностного обучения во многом определяет уровень творческого подхода преподавателя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Доклад на тему Поиск эффективных форм и методов обучения химии

Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем.

В процессе обучения химии в учреждении профессионального образования, с моей точки зрения, обязательно надо учитывать: низкий уровень подготовки первокурсников, тот факт, что учащиеся приходят из разных школ, где обучались по разным программам и учебникам, что у химии, как предмета, должна быть профессиональная направленность, что подготовка компетентного специалиста требует большого внимания к развитию навыков самостоятельной работы.

Цель моей педагогической работы - указать ученику правильное направление, которое поможет ему самореализоваться.

Чтобы достичь этого я использую в обучении профессиональную направленность уроков. Работая в этом направлении, ставлю задачу, чтобы учащиеся осознавали, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и будут в дальнейшем использоваться в производственной деятельности.

Для этого использую специально разработанные уроки химии для парикмахеров, автомехаников, сварщиков, пожарных.

Очень важно показать на занятиях учащимся роль химии в их будущей профессии.

При отборе материала ставлю задачи: познакомить учащихся с новыми достижениями химической науки и применением их на производстве, что дает возможность глубже проникнуть в суть химических процессов, способствует развитию интереса к химии и предметов профессионально-технического цикла.

С группами автомехаников рассматриваем следующие вопросы:

1) Какое топливо используется для разных двигателей?

2) Назовите современные химические методы повышения октанового числа. 3) Почему следует соблюдать особую предосторожность при обращении с тарой, в которой содержится бензин?

4) Можно ли переливать антифриз и заправлять им систему охлаждения, подсасывая его через шланг ртом?

5) Какие вещества используют для приготовления тормозных жидкостей?

6) Какие вещества используют для приготовления незамерзающихжидкостей?

7) Почему нельзя заправлять автомобиль этилированным бензином из ведра, нельзя применять этилированный бензин для мытья рук, для обезжиривания деталей при ремонте?

8) Какую технику безопасности необходимо соблюдать с химическими веществами в профессиональной деятельности и почему?

В группах сварщиков изучаем свойства металлов и сплавов, особенности условия их сварки.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение московской области

Подготовила преподаватель химии

Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

В настоящее время в системе профессионального образования реализуются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, которые построены на компетентностной основе. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями.

С группами автомехаников рассматриваем следующие вопросы:

1) Какое топливо используется для разных двигателей?

2) Назовите современные химические методы повышения октанового числа. 3) Почему следует соблюдать особую предосторожность при обращении с тарой, в которой содержится бензин?

4) Можно ли переливать антифриз и заправлять им систему охлаждения, подсасывая его через шланг ртом?

5) Какие вещества используют для приготовления тормозных жидкостей?

6) Какие вещества используют для приготовления незамерзающихжидкостей?

7) Почему нельзя заправлять автомобиль этилированным бензином из ведра, нельзя применять этилированный бензин для мытья рук, для обезжиривания деталей при ремонте?

8) Какую технику безопасности необходимо соблюдать с химическими веществами в профессиональной деятельности и почему?

В группах сварщиков изучаем свойства металлов и сплавов, особенности условия их сварки.

Так же на занятиях химии я использую такие приемы обучения как:

- Какие вещества называются спиртами?

- Что значит предельные?

Что значит одноатомные?

Анализируя проблемную ситуацию, обучающиеся формируют компетенции — способность к анализу и развивается аналитическое мышление.

На занятиях химии используются разные формы контроля:

- Химический диктант на знание общих формул, принадлежащих к определенным классам химических соединений;

- Написание структурных формул по их названию систематической номенклатуры и наоборот.

1) ГАЗЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕЗКЕ И СВАРКЕ МЕТАЛЛОВ

1. ацетилен 2. неон 3. фтор 4. озон

Эталон ответа: 1

2) ПРИ СЖИГАНИИИ ПРОПАН-БУТАНА ТЕМПЕРАТУРА ПЛАМЕНИ РАВНА 1.2200-2680 C 2.1000-1500C 3.500-600 C 4.1500-2000 C

Эталон ответа: 1

3) ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОРОДА, СОДЕРДАЩЕГОСЯ, В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ, ДЕЛАЕТ СВАРОЧНЫЕ ГАЗОВЫЕ СМЕСИ

1. более эффективными 2.менее эффективными

4) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ГАЗОВ ДЛЯ СВАРКИ В СМЕСИ С КИСЛОРОДОМ ДАЮТ ТЕМПЕРАТУРУ ПЛАМЕНИ 1.умеренную 2. низкую 3. Высокую

5) ЕСЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ, В ВОЗДУХЕ КОТОРОГО СОДЕРЖИТЬСЯ 15% ПРОПАН- БУТАНА, ВНЕСТИ ОГОНЬ,ПРОИЗОЙДЕТ

1.Удушье 2.Отравление 3.Пожар 4. Взрыв

Эталон ответа: 3

6) КАРБИД КАЛЬЦИЯСЛЕДУЕТ ТУШИТЬ

1.Сухим песком 2. Углекислотными огнетушителями 3.Порошковыми огнетушителями 4.Водой 5.Правильно 1,2,3 совместно

Эталон ответа: 5

7) ОДОРАНТ (этилмеркаптан) ДОБАВЛЯЮТ В ПРОПАН-БУТАН ДЛЯ 1.Для улучшения испаряемости газа в зимнее время. 2.Для придания газу специфического запаха. 3.Для повышения плотности сгорания. 4.Для повышения теплотворной способности газа.

8) ПРИ УТЕЧКАХ ПРОПАН-БУТАНА ВОЗМОЖНО СКОПЛЕНИЕ ЕГО В 1. В пониженных, плохо проветриваемых 2. В пониженных и заглубленных местах 3. В верхних, плохо проветриваемых 4. В верхних, проветриваемых местах

9) ГАЗОВЫЕ СМЕСИ СЛУЖАТ ДЛЯ

1) экономии 2) улучшения процесса сварки 3) улучшения процесса сварки и качества сварного шва 4) ускорения процесса сварки.

10) ПЛОТНОСТЬ МЕТАНА ПО ВОЗДУХУ

1. 0,25 2. 0,45 3. 0,55 4.0,70 Эталон ответа:3

11) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ФОРМЫ ИЛИ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ И ДЕТАЛЕЙ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРОЦЕССЫ, НАЗВАННЫЕ _________

Эталон ответа: сваркой

12) НА ВЫБОР НУЖНОГО ДЛЯ СВАРКИ ГАЗА ВЛИЯЕТ________________

Эталон ответа: марка металла

13) В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАКЦИИИ С ВОДОЙ КАРБИДА КАЛЬЦИЯ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ГАЗ -_________, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ СВАРКИ

Эталон ответа: ацетилен

14) ВАЖНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ СВАРОЧНЫХ ГАЗОВ БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ _________, КАК КАТАЛИЗАТОРА ГОРЕНИЯ

Эталон ответа: кислорода

15) В КАЧКСТВЕ АКТИВНОЙ СРЕДЫ ПРИ СВАРКЕ ПРОВОЛОКОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ_____________ ГАЗ, ТАК КАК ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ДУГИ УГЛЕКИСЛОТА РАЗЛАГАЕТСЯ НА УГАРНЫЙ ГАЗ (СО) И КИСЛОРОД

Эталон ответа: углекислый

16) ДЛЯ СВАРКИ НУЖЕН ___________ ГАЗ В КАЧЕСТВЕ ЗАЩИТЫ РАСПЛАВА ВАННЫ ОТ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДУХА, А ТАКЖЕ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОВЕДЕИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ ПО НЕРЖАВЕЮЩИМ СТАЛЯМ, ТИТАНУ, И СПЛАВАМ ИЗ НЕГО, ЦВЕТНЫМ МЕТАЛЛАМ (никелю, меди, алюминию и сплавам)

Эталон ответа: инертный газ

17) ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА И ВКУСА. НЕГОРЮЧИЙ, НО АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ГОРЕНИЕ. ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО КАК ДОБАВКА К ИНЕРТНЫМ И АКТИВНЫМ ГАЗАМ

Эталон ответа: кислород

18)ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА, НЕГОРЮЧИЙ, НЕЯДОВИТЫЙ ГАЗ, ПОЧТИ В 1,5 РАЗА ТЯЖЕЛЕЕ ВОЗДУХА

19) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИ (ЧИСТОГО) КИСЛОРОДАТРЕБУЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ БАЛЛОНОВДЛЯ ЕГО ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ. В СМЕСИ С ТАКИМ КИСЛОРОДОМ НЕКОТОРЫЕ ГАЗЫ ИЛИ СОСТАВЫ МОГУТ БЫТЬ ________.

Эталон ответа: взрывоопасны

20) ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА И ВКУСА, НЕЯДОВИТЫЙ. Используется только для сварки меди и её сплавов, по отношению к которым азот является инертным газом

21) ДАЙТЕ ПОЛНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. активные газы

2. инертные газы

А. вступают в химическое взаимодействие с металлами и растворяются в металлах; Б. защищают зону сварки от воздуха, но сами растворяются в жидком металле либо вступают в химическое взаимодействие; В. не вступают в химическое взаимодействие с металлами и практически не растворяются в металлах; Г. защищают зону сварки, но сами не растворяются в жидком металле

Эталон ответа:1-Б, 2-В

22) ВЫБЕРИТЕ ГАЗ НУЖНЫЙ ДЛЯ СВАРКИ

1. при сварках стальных элементов А. аргон (38%), СО2 (42%) 2. при сваривании нержавеющих сталей Б. аргон (18%), СО2 (82%) В. аргон (98%), СО2(2%)

Эталон ответа: 1-Б,2-В.

23) ЦВЕТА БАЛЛОНА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОКРАШЕНЫ ДЛЯ

1.Ацетилена А.Черный 2.Кислорода Б.Голубой 3.Пропан-бутана В.Красный 4.Углекислого газа Г.Белый

Эталон ответа:1-Г, 2-Б, 3-В, 4-А

24) КЛАССИФИЦИРУЙТЕ СВАРОЧНЫЕ ГАЗЫ

1. активные газы А. азот, СО2, водород, кислород 2. инертные газы Б. водород, гелий В. гелий, аргон

Эталон ответа: 1-А, 2-В.

25)РАЗВИВАЕМАЯ ТЕМПЕРАТУРА ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВА (ЧАСТОТЫ) ПОДАВАЕМОГО В ГОРЕЛКУ __________ 1.водорода 2. углекислого газа 3.азота 4. кислорода

Тест для пожарных:

1) ЕСЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ, В ВОЗДУХЕ КОТОРОГО СОДЕРЖИТЬСЯ 15% ПРОПАН- БУТАНА, ВНЕСТИ ОГОНЬ,ПРОИЗОЙДЕТ

1.Удушье 2.Отравление 3.Пожар 4. Взрыв

Эталон ответа: 3

2) КАРБИД КАЛЬЦИЯСЛЕДУЕТ ТУШИТЬ

1.Сухим песком 2. Углекислотными огнетушителями 3.Порошковыми огнетушителями 4.Водой 5.Правильно 1,2,3 совместно

Эталон ответа: 5

3) ПРИ УТЕЧКАХ ПРОПАН-БУТАНА ВОЗМОЖНО СКОПЛЕНИЕ ЕГО В 1. В пониженных, плохо проветриваемых 2. В пониженных и заглубленных местах 3. В верхних, плохо проветриваемых 4. В верхних, проветриваемых местах

Также используется метод консультирования. Лидер каждой микрогруппы выполняет роль консультанта, помогает другим. Сначала лидеры микрогрупп отвечают на вопросы преподавателя данной конкретной темы, а затем опрашивают свою микрогруппу, давая оценку знаний и умений согласно критерию. Лидеры помогают выращивать потребность понимания содержания данной темы и развивать способность к обучению. В процессе такой работы повышается самооценка обучающихся, вера в собственные силы, формируется компетенция социального взаимодействия, коммуникативность, умение слушать, работать в команде.

Без знаний химии не возможно осознанно проводить различные технологические процессы при сварке металлов, при приготовлении пищи, при обслуживании автомобиля. Поэтому, новые современные технологии призваны сегодня научить учащихся учреждений среднего профессионального образования самостоятельно добывать знания и пополнять их в течение всей жизни.

В настоящее время в системе профессионального образования реализуются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, которые построены на компетентностной основе. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями.

Оценить 696 0

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение московской области

Подготовила преподаватель химии

Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

В настоящее время в системе профессионального образования реализуются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, которые построены на компетентностной основе. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями.

С группами автомехаников рассматриваем следующие вопросы:

1) Какое топливо используется для разных двигателей?

2) Назовите современные химические методы повышения октанового числа. 3) Почему следует соблюдать особую предосторожность при обращении с тарой, в которой содержится бензин?

4) Можно ли переливать антифриз и заправлять им систему охлаждения, подсасывая его через шланг ртом?

5) Какие вещества используют для приготовления тормозных жидкостей?

6) Какие вещества используют для приготовления незамерзающихжидкостей?

7) Почему нельзя заправлять автомобиль этилированным бензином из ведра, нельзя применять этилированный бензин для мытья рук, для обезжиривания деталей при ремонте?

8) Какую технику безопасности необходимо соблюдать с химическими веществами в профессиональной деятельности и почему?

В группах сварщиков изучаем свойства металлов и сплавов, особенности условия их сварки.

Так же на занятиях химии я использую такие приемы обучения как:

- Какие вещества называются спиртами?

- Что значит предельные?

Что значит одноатомные?

Анализируя проблемную ситуацию, обучающиеся формируют компетенции — способность к анализу и развивается аналитическое мышление.

На занятиях химии используются разные формы контроля:

- Химический диктант на знание общих формул, принадлежащих к определенным классам химических соединений;

- Написание структурных формул по их названию систематической номенклатуры и наоборот.

1) ГАЗЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕЗКЕ И СВАРКЕ МЕТАЛЛОВ

1. ацетилен 2. неон 3. фтор 4. озон

Эталон ответа: 1

2) ПРИ СЖИГАНИИИ ПРОПАН-БУТАНА ТЕМПЕРАТУРА ПЛАМЕНИ РАВНА 1.2200-2680 C 2.1000-1500C 3.500-600 C 4.1500-2000 C

Эталон ответа: 1

3) ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОРОДА, СОДЕРДАЩЕГОСЯ, В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ, ДЕЛАЕТ СВАРОЧНЫЕ ГАЗОВЫЕ СМЕСИ

1. более эффективными 2.менее эффективными

4) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ГАЗОВ ДЛЯ СВАРКИ В СМЕСИ С КИСЛОРОДОМ ДАЮТ ТЕМПЕРАТУРУ ПЛАМЕНИ 1.умеренную 2. низкую 3. Высокую

5) ЕСЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ, В ВОЗДУХЕ КОТОРОГО СОДЕРЖИТЬСЯ 15% ПРОПАН- БУТАНА, ВНЕСТИ ОГОНЬ,ПРОИЗОЙДЕТ

1.Удушье 2.Отравление 3.Пожар 4. Взрыв

Эталон ответа: 3

6) КАРБИД КАЛЬЦИЯСЛЕДУЕТ ТУШИТЬ

1.Сухим песком 2. Углекислотными огнетушителями 3.Порошковыми огнетушителями 4.Водой 5.Правильно 1,2,3 совместно

Эталон ответа: 5

7) ОДОРАНТ (этилмеркаптан) ДОБАВЛЯЮТ В ПРОПАН-БУТАН ДЛЯ 1.Для улучшения испаряемости газа в зимнее время. 2.Для придания газу специфического запаха. 3.Для повышения плотности сгорания. 4.Для повышения теплотворной способности газа.

8) ПРИ УТЕЧКАХ ПРОПАН-БУТАНА ВОЗМОЖНО СКОПЛЕНИЕ ЕГО В 1. В пониженных, плохо проветриваемых 2. В пониженных и заглубленных местах 3. В верхних, плохо проветриваемых 4. В верхних, проветриваемых местах

9) ГАЗОВЫЕ СМЕСИ СЛУЖАТ ДЛЯ

1) экономии 2) улучшения процесса сварки 3) улучшения процесса сварки и качества сварного шва 4) ускорения процесса сварки.

10) ПЛОТНОСТЬ МЕТАНА ПО ВОЗДУХУ

1. 0,25 2. 0,45 3. 0,55 4.0,70 Эталон ответа:3

11) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ФОРМЫ ИЛИ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ И ДЕТАЛЕЙ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРОЦЕССЫ, НАЗВАННЫЕ _________

Эталон ответа: сваркой

12) НА ВЫБОР НУЖНОГО ДЛЯ СВАРКИ ГАЗА ВЛИЯЕТ________________

Эталон ответа: марка металла

13) В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАКЦИИИ С ВОДОЙ КАРБИДА КАЛЬЦИЯ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ГАЗ -_________, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ СВАРКИ

Эталон ответа: ацетилен

14) ВАЖНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ СВАРОЧНЫХ ГАЗОВ БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ _________, КАК КАТАЛИЗАТОРА ГОРЕНИЯ

Эталон ответа: кислорода

15) В КАЧКСТВЕ АКТИВНОЙ СРЕДЫ ПРИ СВАРКЕ ПРОВОЛОКОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ_____________ ГАЗ, ТАК КАК ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ДУГИ УГЛЕКИСЛОТА РАЗЛАГАЕТСЯ НА УГАРНЫЙ ГАЗ (СО) И КИСЛОРОД

Эталон ответа: углекислый

16) ДЛЯ СВАРКИ НУЖЕН ___________ ГАЗ В КАЧЕСТВЕ ЗАЩИТЫ РАСПЛАВА ВАННЫ ОТ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДУХА, А ТАКЖЕ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОВЕДЕИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ ПО НЕРЖАВЕЮЩИМ СТАЛЯМ, ТИТАНУ, И СПЛАВАМ ИЗ НЕГО, ЦВЕТНЫМ МЕТАЛЛАМ (никелю, меди, алюминию и сплавам)

Эталон ответа: инертный газ

17) ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА И ВКУСА. НЕГОРЮЧИЙ, НО АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ГОРЕНИЕ. ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО КАК ДОБАВКА К ИНЕРТНЫМ И АКТИВНЫМ ГАЗАМ

Эталон ответа: кислород

18)ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА, НЕГОРЮЧИЙ, НЕЯДОВИТЫЙ ГАЗ, ПОЧТИ В 1,5 РАЗА ТЯЖЕЛЕЕ ВОЗДУХА

19) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИ (ЧИСТОГО) КИСЛОРОДАТРЕБУЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ БАЛЛОНОВДЛЯ ЕГО ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ. В СМЕСИ С ТАКИМ КИСЛОРОДОМ НЕКОТОРЫЕ ГАЗЫ ИЛИ СОСТАВЫ МОГУТ БЫТЬ ________.

Эталон ответа: взрывоопасны

20) ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА И ВКУСА, НЕЯДОВИТЫЙ. Используется только для сварки меди и её сплавов, по отношению к которым азот является инертным газом

21) ДАЙТЕ ПОЛНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. активные газы

2. инертные газы

А. вступают в химическое взаимодействие с металлами и растворяются в металлах; Б. защищают зону сварки от воздуха, но сами растворяются в жидком металле либо вступают в химическое взаимодействие; В. не вступают в химическое взаимодействие с металлами и практически не растворяются в металлах; Г. защищают зону сварки, но сами не растворяются в жидком металле

Эталон ответа:1-Б, 2-В

22) ВЫБЕРИТЕ ГАЗ НУЖНЫЙ ДЛЯ СВАРКИ

1. при сварках стальных элементов А. аргон (38%), СО2 (42%) 2. при сваривании нержавеющих сталей Б. аргон (18%), СО2 (82%) В. аргон (98%), СО2(2%)

Эталон ответа: 1-Б,2-В.

23) ЦВЕТА БАЛЛОНА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОКРАШЕНЫ ДЛЯ

1.Ацетилена А.Черный 2.Кислорода Б.Голубой 3.Пропан-бутана В.Красный 4.Углекислого газа Г.Белый

Эталон ответа:1-Г, 2-Б, 3-В, 4-А

24) КЛАССИФИЦИРУЙТЕ СВАРОЧНЫЕ ГАЗЫ

1. активные газы А. азот, СО2, водород, кислород 2. инертные газы Б. водород, гелий В. гелий, аргон

Эталон ответа: 1-А, 2-В.

25)РАЗВИВАЕМАЯ ТЕМПЕРАТУРА ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВА (ЧАСТОТЫ) ПОДАВАЕМОГО В ГОРЕЛКУ __________ 1.водорода 2. углекислого газа 3.азота 4. кислорода

Тест для пожарных:

1) ЕСЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ, В ВОЗДУХЕ КОТОРОГО СОДЕРЖИТЬСЯ 15% ПРОПАН- БУТАНА, ВНЕСТИ ОГОНЬ,ПРОИЗОЙДЕТ

1.Удушье 2.Отравление 3.Пожар 4. Взрыв

Эталон ответа: 3

2) КАРБИД КАЛЬЦИЯСЛЕДУЕТ ТУШИТЬ

1.Сухим песком 2. Углекислотными огнетушителями 3.Порошковыми огнетушителями 4.Водой 5.Правильно 1,2,3 совместно

Эталон ответа: 5

3) ПРИ УТЕЧКАХ ПРОПАН-БУТАНА ВОЗМОЖНО СКОПЛЕНИЕ ЕГО В 1. В пониженных, плохо проветриваемых 2. В пониженных и заглубленных местах 3. В верхних, плохо проветриваемых 4. В верхних, проветриваемых местах

Также используется метод консультирования. Лидер каждой микрогруппы выполняет роль консультанта, помогает другим. Сначала лидеры микрогрупп отвечают на вопросы преподавателя данной конкретной темы, а затем опрашивают свою микрогруппу, давая оценку знаний и умений согласно критерию. Лидеры помогают выращивать потребность понимания содержания данной темы и развивать способность к обучению. В процессе такой работы повышается самооценка обучающихся, вера в собственные силы, формируется компетенция социального взаимодействия, коммуникативность, умение слушать, работать в команде.

Без знаний химии не возможно осознанно проводить различные технологические процессы при сварке металлов, при приготовлении пищи, при обслуживании автомобиля. Поэтому, новые современные технологии призваны сегодня научить учащихся учреждений среднего профессионального образования самостоятельно добывать знания и пополнять их в течение всей жизни.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Примерные программы по химии основной и средней (полной) школы

Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей качественного обучения, проявления творческих способностей.

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.


Как видно из требований государственного стандарта, предмет химии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет преподавание.

Преподавание химии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве химические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность.

Преподавание химии предполагает использование различных форм, средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой предмета часто необходимо выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы практические, лабораторные и демонстрационные опыты.

Введение в педагогическую науку понятия современные образовательные технологии является результатом широкого внедрения компьютеров в образование.

Главной отличительной чертой использования информационных технологий в химическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность учащегося приводит к значительному повышению его мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение химии с использованием ИТ следует рассматривать как форму организации самостоятельного качественно нового освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития.

Использование ИТ в общем химическом образовании более целесообразно в тех случаях, если:

- требуется индивидуализировать обучение, особенно в связи с большими различиями в уровне подготовленности учащихся;

- проверяется уровень овладения значительным объемом материала с использованием заданий, отличающихся по содержанию и порядку следования в обычной или тестовой форме;

- необходимо обеспечить формирования навыков распределения внимания для многостороннего анализа разнородной информации, особенно в условиях дефицита времени;

- требуется быстрый поиск информации в большом ее массиве;

- реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальных моделей деятельности каждого учащегося;

- научно устоявшееся и хорошо формализуемое содержание подтверждается множеством фактов и иллюстраций, но трудно осваивается.

При использовании современных образовательных технологий на уроках химии позволит повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений

ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся ,их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.


Использование ИКТ на уроках позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения, отразить существенные стороны химических объектов.

На уроках и во внеурочное время я использую ИКТ.

У меня есть возможность развивать творческие способности моих учеников, используя проблемно-развивающее обучение на уроках, в домашнее задание я включаю не типовые творческие задания, а мультимедийные презентации.

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией . В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения , высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ОГЭ.

Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий. Тесты я составляю сама или использую готовые.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках химии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.

Мои ученики находят для себя много интересных и познавательных фактов при выполнении рефератов и проектных работ, а мне это облегчает преподавание сложных тем, обеспечивает новые подходы к проверке знаний учащихся, а так же повышает качество знаний детей.

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Читайте также: