Портфолио учителя как составная аттестации доклад

Обновлено: 05.07.2024

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя”.

Откуда появилась такая традиция? Из жизненной необходимости.

Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя.

Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.

В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:

  • портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
  • отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
  • демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

(грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);

  • отражает динамику развития учителя;
  • показывает результаты самообразования;
  • демонстрирует стиль преподавания;
  • позволяет проводить рефлексию;
  • помогает спланировать деятельность

Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

  • повышение профессионального мастерства (качество);
  • реальное представление о результатах деятельности и резервах;
  • основание для аттестации;
  • основа для участия в конкурсных и грантовых программах;
  • предъявление результатов социуму через систематизацию наработок
  • лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
  • расширение методического диапазона ОУ;
  • основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения;
  • мониторинг эффективности работы учителя;
  • объективность системы оценивания успешности учителя;
  • интеграция количественной и качественной оценок

ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:

Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя.

СТРУКТУРА (содержание) ПОРТФОЛИО

Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Рекомендуемые разделы Портфолио:

Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога;

использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе:

  • материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы;
  • выбор образовательных технологий;
  • обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  • работа в методических объединениях;
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  • участие в методических и предметных неделях;
  • организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов;
  • проведение научных исследований, разработка авторских программ;
  • подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;
  • публикации

Раздел 4. “Внеурочная деятельность по предмету”.

Раздел 5. “Учебно-материальная база”.

В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:

  • список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  • список наглядных пособий;
  • наличие технических средств;
  • наличие компьютера и компьютерных средств;
  • аудио - и видеопособия;
  • наличие дидактического материала;
  • измерители качества обученности учащихся.

Раздел 6. “Работа в качестве классного руководителя”.

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.

Работа с родителями:

  • анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
  • сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
  • информация о правонарушениях;
  • сведения о работе с родителями;
  • разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. “Отзывы”

В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.

Вспомним мудрые слова А.П.Чехова "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой преподавания, а также современными инновационными технологиями, правильное оформление и представление своего наработанного педагогического опыта - всё это пора активно осваивать.

При организации работы творческой группы по ознакомлению с Портфолио учителя, участникам можно предложить заполнение анкет (входное и итоговое анкетирование), что позволит выявить позицию каждого по заявленной тематике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Доклад на тему:

учитель начальных классов

высшей категории

Аракелян Виолета Амаяковна

Портфолио как документ отчётности учителя и основа самоанализа его профессиональной деятельности.

В условиях модернизации российского образования требования к качеству образования постоянно повышаются. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог – одним из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на новую модель образования нуждается в “новом” типе учителя – творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, имеющего активную жизненную позицию.

Проблема становления и развития профессионализма – проблема, которой отводится одно из первых мест при реализации приоритетного национального проекта “Образование”. В школе должен работать “мобильный” учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Современная педагогика уходит от “знаниевого” подхода, крен делается в сторону развития и получения навыков самообразования. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя школ ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы, работают над методической темой, результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений.

У учителя появляется некое "досье", в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Цель создания портфолио учителя

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио – форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним “за” портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику

Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время пока не существует.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. (Словарь иностранных слов).

Портфолио – это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:

Набор теоретических документов :

фиксированные достижения учителя;

грамоты и сертификаты;

документы, подтверждающие повышение квалификации;

банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;

классификаторы и другие материалы.

Набор рабочих материалов:

рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов

авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;

конспекты открытых уроков и мастер – классов;

тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;

дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и другое.

В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти :

динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;

результаты проверочных (контрольных, “срезовых”) работ учащихся;

отзывы и рецензии коллег, сотрудников органов управления образованием

отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;

проекты и творческие работы учащихся;

аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.

Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.

Задачей первого квалификационного этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего “личностное развитие и совершенствование педагога”. Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы

Системность и регулятивность самомониторинга

Нацеленность автора на самосовершенствование.

Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений

Аккуратность и эстетичность оформления

Целостность, тематическая завершенность представленных материалов

Наглядность результатов работы

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

реально представить результаты своего труда;

увидеть свои резервы;

иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

Структура портфолио:

Раздел 1 . Общие сведения о педагоге

- фамилия, имя, отчество, год рождения;

- образование, наименование образовательного учреждения, год окончания,

полученная специальность и квалификация по диплому;

- общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном

- информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных

- повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы: год,

месяц, проблематика курсов);

- личная подпись педагога.

Раздел 2 . "Официальные документы"

В этом разделе помещаются копии всех имеющихся у педагога сертифицированных

документов: дипломов, удостоверений о прохождении курсовой подготовки, документов,

подтверждающих наличие почетных званий, ученых степеней; копии дипломов

различных конкурсов, копия аттестационного листа; справки, заверенные руководителем

о наличии (отсутствии) травм во время образовательного процесса, об отсутствии

жалоб со стороны участников образовательного процесса.

Раздел 3. Работа педагога по обобщению и распространению собственного

1. Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить

некоторые из них)

2. Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей,

обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы)

3. Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых

столов, семинаров, конференций, руководство методическим объединением, рабочими

4. Участие в инновационной деятельности (разработка и реализация авторских концепций,

программ, проектов; участие в реализации образовательных программ ресурсных

центров, экспериментальных площадок районного, городского и федерального уровня,

пилотирование, участие в конкурсе инновационных продуктов)

Раздел 4. Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных

конкурсах (с указанием сроков и результатов)

Раздел 5 . Использование современных образовательных технологий, в том числе

информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной

Раздел 6 . Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период (Результаты внутришкольных мониторинговых исследований, наличие высоких

достижений детей- копии дипломов, грамот, сертификатов об участии в олимпиадах,

Раздел 7 . Отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого.

В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о

педагогическом работнике, отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в

данной области, отзывы коллег, родителей, выпускников.

Раздел 8 . Приложения.

В него могут быть помещены методические разработки, грамоты, благодарности,

публикации в СМИ о педагогической деятельности аттестуемого, научно-педагогические

статьи аттестуемого в профессиональных изданиях, фотографии мероприятий, адрес со

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации российского образования требования к качеству образования постоянно повышаются. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог – одним из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на новую модель образования нуждается в “новом” типе учителя – творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, имеющего активную жизненную позицию.

Проблема становления и развития профессионализма – проблема, которой отводится одно из первых мест при реализации приоритетного национального проекта “Образование”. В школе должен работать “мобильный” учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Современная педагогика уходит от “знаниевого” подхода, крен делается в сторону развития и получения навыков самообразования. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя школ ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы, работают над методической темой, результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений.

У учителя появляется некое "досье", в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Цель создания портфолио учителя

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио – форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним “за” портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику

Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время пока не существует.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. (Словарь иностранных слов).

Портфолио – это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:

Набор теоретических документов:

фиксированные достижения учителя;

грамоты и сертификаты;

документы, подтверждающие повышение квалификации;

банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;

классификаторы и другие материалы.

Набор рабочих материалов:

рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов

авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;

конспекты уроков;

конспекты открытых уроков и мастер – классов;

тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;

дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и другое.

В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:

динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;

результаты проверочных (контрольных, “срезовых”) работ учащихся;

отзывы и рецензии коллег, сотрудников органов управления образованием

отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;

проекты и творческие работы учащихся;

аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.

Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.

Задачей первого квалификационного этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего “личностное развитие и совершенствование педагога”. Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы

Системность и регулятивность самомониторинга

Достоверность

Объективность

Нацеленность автора на самосовершенствование.

Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений

Аккуратность и эстетичность оформления

Целостность, тематическая завершенность представленных материалов

Наглядность результатов работы

Технологичность

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

Портфолио позволяет

учителю:

реально представить результаты своего труда;

увидеть свои резервы;

иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

администрации:

осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

Структура портфолио:

Титульный лист.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

- фамилия, имя, отчество, год рождения;

- образование, наименование образовательного учреждения, год окончания,

полученная специальность и квалификация по диплому;

- общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном

образовательном учреждении;

- информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных

письмах;

- квалификационная категория;

- повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы: год,

месяц, проблематика курсов);

- личная подпись педагога.

Раздел 2 . "Официальные документы"

В этом разделе помещаются копии всех имеющихся у педагога сертифицированных

документов: дипломов, удостоверений о прохождении курсовой подготовки, документов,

подтверждающих наличие почетных званий, ученых степеней; копии дипломов

различных конкурсов, копия аттестационного листа; справки, заверенные руководителем

о наличии (отсутствии) травм во время образовательного процесса, об отсутствии

жалоб со стороны участников образовательного процесса.

Раздел 3. Работа педагога по обобщению и распространению собственного

педагогического опыта

1. Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить

некоторые из них)

2. Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей,

обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы)

3. Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых

столов, семинаров, конференций, руководство методическим объединением, рабочими

группами

4. Участие в инновационной деятельности (разработка и реализация авторских концепций,

программ, проектов; участие в реализации образовательных программ ресурсных

центров, экспериментальных площадок районного, городского и федерального уровня,

пилотирование, участие в конкурсе инновационных продуктов)

Раздел 4. Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных

конкурсах (с указанием сроков и результатов)

Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе

информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной

работе

Раздел 6 . Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период(Результаты внутришкольных мониторинговых исследований, наличие высоких

достижений детей- копии дипломов, грамот, сертификатов об участии в олимпиадах,

конкурсах, соревнованиях.

Раздел 7. Отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого.

В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о

педагогическом работнике, отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в

данной области, отзывы коллег, родителей, выпускников.

Раздел 8 . Приложения.

В него могут быть помещены методические разработки, грамоты, благодарности,

публикации в СМИ о педагогической деятельности аттестуемого, научно-педагогические

статьи аттестуемого в профессиональных изданиях, фотографии мероприятий, адрес со


Портфолио является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений. У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать персональный сайт учителя или портфолио учителя.

Формирование портфолио педагогов с учетом современных требований к аттестации

Учитель: Колтунова С.И.

Портфолио является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать персональный сайт учителя или портфолио учителя.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Другое важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

В современной школе портфолио становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Мониторинг собственной деятельности посредством портфолио помогает учителю реально представить результаты своего труда, сравнить их с результатами труда других учителей, т. е. провести адекватную самооценку своей деятельности и иметь стимул к самосовершенствованию.

Основные функции портфолио:

  • диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени;
  • целеполагание - поддерживает методические цели;
  • мотивационная - поощряет результаты преподавателей;
  • содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  • развивающая - обеспечивает непрерывность процесса деятельности учителя от года к году;
  • рейтинговая - показывает профессионализм педагогов.

Формирование портфолио является творческой работой каждого учителя, поэтому единого образца или полного перечня материалов, входящих в него, быть не может. Но при составлении портфолио учителю необходимо помнить, что он должен показать свое умение в разработке:

  • рабочих программ, программ для модульного, элективного курса, дополнительного образования и т. д. с учетом использования современных систем и технологий обучения;
  • планов-конспектов уроков различных типов, внеклассных мероприятий;
  • раздаточного дидактического материала для организации самостоятельной исследовательской, проектной работы учащихся с учетом дифференцированного подхода к обучению;
  • заданий для групповой и индивидуальной работы школьников;

содержания учебных проектов;

  • тестовых материалов для текущего и итогового контроля;
  • индивидуальных образовательных траекторий и т. д.

Виды портфолио учителя:

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Структура портфолио учителя

1. Общие сведения об учителе -ФИО

Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками (декоративные шрифты). Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.

Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!

Рядом с ФИО разместите вашу фотографию. Фото продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!

Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой.

Образование

В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

Трудовой и педагогический стаж работы

Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя.

Повышение квалификации

В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

Награды, грамоты, благодарственные письма

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

Копии документов

Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

2 . Результаты педагогической деятельности

В этом разделе должны быть собраны: материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных других олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о наличии медалистов; сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

3. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; обоснование выбора используемых образовательных технологий;
обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.; работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями; Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
участие в методических и предметных неделях; организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; проведение научных исследований; разработка авторских программ; написание рукописей кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

4. Внеурочная деятельность по предмету

Раздел должен содержать документы: список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.); программы работы кружков и факультативов другие документы.

5. Учебно-материальная база

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, проектор, музыкальный центр и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.); аудио- и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.; другие документы по желанию учителя.

Таким образом, отобранные в портфолио материалы должны показывать умения учителя применять различные приемы и методы работы, характерные для внедряемой технологии; проводить и анализировать уроки различных типов; обучать школьников новым приемам учебной деятельности; оценивать результатив­ность использования новой технологии средствами различных методов диагностики.

Читайте также: