Основы ментальной арифметики доклад

Обновлено: 05.07.2024

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, и сейчас повсеместно распространены такие объединения дополнительного образования, как объединения по легоконструированию.

Однако, необходимость постоянного обновления дорогостоящих конструкторов, объем учебного времени, отводимого на реализацию программ по легоконструированию, не позволяет говорить о комплексном развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Хотя концепция математического образования, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013г, говорит о том, что особую роль приобретает создание сред, условий и ситуаций в дошкольном образовании, содействующем развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использование математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. Процесс воссоздания среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка, реализующей принципы современной педагогики, сейчас активно идет в России. И на сегодняшний день наиболее интересным и зарекомендовавшим себя решением данной задачи являются занятия ментальной арифметикой.

Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме.

В основе методики лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счёту и смена типа нагрузок с логических на творческие. Дети учатся работать и со стандартными способами подсчёта, комбинировать их удобным им способом и подбирать наиболее быструю стратегию в каждом из случаев.

Основной вид деятельности в ментальной арифметике — счет на абакусе.

Абакус исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление о цифрах. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами, что делает арифметические действия доступными для понимания детей. Абакус является самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия.

Методика ментального счета предусматривает определенное движение пальцами. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки добавляют и вычитают только указательным пальцем. Если ребенок набирает одной рукой, то второй рукой должен держать абакус за края, так же двумя пальцами, не закрывая обзор. Все движения у детей должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение.

Зачем это нужно ребенку?

Основным принципом ментальной арифметики является задействование в работе всего головного мозга в образовательном процессе.

Исходя из опыта работы, могу сделать вывод, что ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.

Цель данной программы - Гармоничное развитие умственных и творческих способностей детей, позволяющая ещё в большей степени раскрыть потенциал ребёнка. Создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.

Обучение осуществляется в несколько этапов:

1. Подсчет результата вычислений с помощью абакуса. На первом этапе используются механические счеты: дети запоминают расположение косточек на спицах, обучаясь правильному расположению рук и простым операциям с числами (сложению и вычитанию, используя для этих операций обе руки.

2. Дети учатся воспроизводить действия в уме – работа с воображаемым абакусом. Второй этап начинается параллельно с предыдущим: дети учатся представлять себе инструмент для счета и производить действия на этом воображаемом (ментальном) абакусе. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое - картинку косточек счетов. Так ребенок учится производить предполагаемые расчеты в уме. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

3. Отработка навыков, возрастание сложности операций. По мере того, как растет сложность числовых операций и скорость вычислений, дети постепенно переходят к естественному, быстрому и точному устному счету, не теряя навыков вычисления привычными методиками.

Помимо этапов методики освоения программы, различают 10 уровней, каждый из них дети проходят за 3-7 месяцев. Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.

Занятия имеют одну и ту же структуру:

2. Новая тема или закрепление пройденного материала.

3. Работа с абакусом (набор чисел, решение примеров, ментальный диктант)

4. Работа с карточками (флеш-карты, таблица Шульте)

5. Работа в тетрадях (решаем примеры с помощью абакуса, также закрепляем материал пройденный на занятии)

6. Самостоятельная работа (Проводится в конце занятия, используются экстра-задания. Например, проверка фотографической памяти, рисование двумя руками одновременно, задания на развитие внимания, логических ассоциаций)

Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного. Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры.

Система дошкольного образования на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно оставаться в стороне от тех инновационных процессов, которые в нее внедряются. Сегодня каждый из участников образовательного процесса понимает, что стоять на месте – это значит не в полной мере способствовать развитию ребенка, а ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущего каждого человека. Для этого необходимы поиски новых активных форм сотрудничества и один из важнейших векторов взаимодействия в системе образования - математика.

Стоит отметить, что математическому образованию сегодня уделяется огромное внимание со стороны государства и правительства, которое приняло Концепцию развития математического образования в РФ и эта тема остается одной из актуальных в системе образования в целом, и в дошкольном образовании в частности. Под математическим образованием в период дошкольного детства понимается целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры, направленный на подготовку детей к применению необходимых математических представлений в процессе жизнедеятельности.

Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме.

Зачем это нужно ребенку?

Задачей ментальной арифметики является задействование всего мозга в образовательном процессе.

Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.

Главными целями обучения ментальной арифметике являются:

  • концентрация внимания,
  • развитие фотографической памяти и творческого мышления,
  • логики и воображения,
  • слуха и наблюдательности.

В период с 4 до 12 (иногда до 16) лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Именно поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению.

Система обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов.

  • На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки, и если начинать работать по синхронизации развития обоих полушарий ребенка, то до 6-летнего возраста есть еще и предварительный этап. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий.
  • На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


“Арифметик мәсьәләләр, мисаллар чишү, зурлык, логик мисал, кәгазь битендә ориентлашу, шакмаклы дәфтәрдә эшләү”

Максатлар:- арифметик мәсьәләләр чишүне дәвам итү;- мисаллар чишүне дәвам итү;- линейка белән эшләү;- логик мисал чишү;- карточкалар белән эш;- кәгазь битендә ориентлашуны дәвам итү;- шакмаклы д.

Презентация "Забавная арифметика"

с помощью этой презентации вы сможите закрепить навыик счета у детей в интересной и занимательной форме.


Весёлая арифметика.

Забавные считалки, рекомендации.


Педагогический проект "Арифметика добра".

Никто, наверное, из нас, сегодняшних взрослых, не хотел в детстве быть похожим на Карабаса Барабаса. Мой проект о том, как воспитывать маленьких Мальвин и Буратино, как научить ребенка быть неравнодуш.


Игра как арифметика

Игра как арифметика социальных отношений.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное образовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа п. Учебный

Саратовской области Ершовского района"

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Кузнецова Анна Николаевна, учитель

Что вы знаете о ментальной арифметике? Большинство родителей и учителей считают, что эта методика направлена на развитие быстрого устного счета. Да действительно это так, но это далеко не главный плюс на занятии ментальной арифметики. На самом деле в процессе обучения у ребенка будут развиваться, и формироваться много других качеств, которые пригодятся ему в повседневной жизни.

С какими проблемами чаще всего встречаются наши родители и учителя, это рассеянность и не внимательность, которое приводит к тому, что они нас иногда даже не слышат. Часто бывает, что они медленно выполняют какие - то задачи, медленно действуют и думают. Им бывает сложно запомнить большое количество информации и быть собранными. Эти проблемы помогут решить ментальная арифметика.

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах АБАКУС.

Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, развитие воображения и логического мышления, слуха и наблюдательности, творческого мышления и фотографической памяти.

Продолжительность обучения по данной методике 2-3 года в зависимости от способностей ребенок. Методика предназначена для детей от 4 до 16 лет.

Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук. Второй этап предполагает переход учеников к счету в уме.

В отличие от обычной арифметики упражнения на счетах задействуют оба полушария головного мозга. Правое полушарие отвечает за наглядно образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Когда мы с вами говорим, читаем, пишем либо решаем простые математические задачи, за это отвечает левое полушарие. Когда же включается творчество, фантазия, интуиция, нестандартное мышление – это работа правого полушария. Что происходит, когда ребенок считает ментально, то есть он переходит на воображаемый сабан. Тот сабан, который он раньше держал в руках, работал пальчиками, сейчас он представляет его в своем воображении и мысленно перемещает косточки. В процессе решения примеров, ребенок задействует левое полушарие это воспринять число, чтобы представить его правое, чтобы записать опять левое, тем самым в процесс включены оба полушария, в итоге у ребенка формируется привычка использовать весь потенциал.

Абак - счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными внутри нее спицами, по которым свободно перемещаются кости (или камешки). Применялся абак приблизительно с 5 века до нашей эры
в Древней Греции, Древнем Риме.

Края косточек заострены, что развивает у детей мелкую моторику. Постигаются все 4 вида арифметических операций – сложение, вычитание, умножение и деление, а так же извлечение квадратного и кубического корней чисел.

hello_html_370f109b.jpg

Каждая стадия тренировки постепенно ослабляет привязку ребенка к счетам и стимулирует его собственное воображение, благодаря чему впоследствии можно производить подсчеты в уме, лишь представляя счеты перед собой и мысленно совершая движения косточками.

В России использовались русские счеты, в которых используется десятичная система счисления и возможность оперировать четвертями, десятыми и сотыми дробными долями. От классического абака счеты отличаются увеличением разрядности каждого числового ряда и конструкцией. Ещё одна характерная особенность русских счёт — специально выделенный разряд для счёта в четвертях.

С момента своего возникновения счеты практически не изменились.
С появлением дешёвых электронных калькуляторов счёты практически полностью вышли из употребления. Ещё раньше, в начале 1980-х годов, обучение пользованию счётами было исключено в СССР из школьной программы.

Техника абак до сих пор популярна среди школьников в ряде азиатских стран, например, в Китае, Японии и Индии.

ВЫВОДЫ. Несмотря на то, что ментальная арифметика является довольно новой программой обучения устному счету, за это время она стала популярной и показала хорошие результаты. Отзывы педагогов и родителей хорошие, они замечают пользу от таких занятий. Благодаря урокам ментальной математики:

Можно развить мелкую моторику рук.

Ребенок может развить память . Благодаря данной методике школьник сможет быстро заучивать стихи, песни, иностранные слова.

Школьник учится быстро считать в уме. Такая техника ментальной арифметики пригодится ребенку не только в школе, а и в будущем во взрослой жизни.

Давайте, подробно разберем разницу между математикой и МА.

Откуда мы знаем, что 2+2 это 4, когда считаем устно? У нас срабатывает память, мы помним, что 2+2 это 4. А что происходит, когда мы считаем ментально? Мы представляем соответствующую картинку, у нас начинает работать воображение. Ментальный счет в разы быстрее, чем математический. В ментальной арифметике идет непрерывное перемещение косточек сколько бы там ни было действий и в самом конце только тратится время для записи результата.

А какова польза МА?

Простой счет на соробане это навык, который нужен для того чтобы произвести какие-то расчеты. И который редко может пригодится в повседневной жизни. И надеяться на развитие памяти, концентрации внимания, скорости мышления не стоит. А вот методика Ментальной Арифметики посредством обучения счету на соробане, поможет развить все эти качества. Быстрый устный счет и мелкая моторика развиваются благодаря решению примеров на соробане, концентрация внимания развивается потому что, примеры диктуются на больших скоростях, без повторения знаков. Работа по развитию скорости мышления ведется постоянно через установку нормативов. Допустим, если сегодня ребенок решил 10 пример за 1 минуту, то завтра должен решить их за 59 сек. Диктант на память направлен на увеличение объема памяти и способность удерживать в голове, как можно больше информации. В процессе решения примеров дети запоминают не одно число, а ряд чисел с их знаками.

Остановимся подробнее на межполушарных связях. Головной мозг управляет всей деятельностью нервной системы. Левое полушарие мозга отвечает за логику, память, оперирование числами, фактами, речь, анализ. А правое - за образы, мечты, фантазии, интуицию. Когда ребенок считает в уме, работает левое полушарие, а когда ментально – правое, потому что идет процесс визуализации, ребенку легче обрабатывать полученную информацию и запоминать. Т.е. мы тренируем, напрягаем воображение. Чтобы посчитать ответ и озвучить его или записать задействовано левое полушарие. Таким образом, решая примеры ментально, мы развиваем оба полушария.

Мифы Правда.

Есть несколько мифов про ментальную арифметику, которые хотелось бы развеять.

Существует множество методик, я выбрала для себя методику Международной Ассоциации Ментальной Арифметики (IAMA), потому что у нас ассиметричная постановка пальцев и она приводит к тому, что каждый решенный пример является упражнением для развития межполушарных связей. Ментальный счет идет согласно четкого плана, начиная с первого занятия. Обязательным элементом являются диктанты. Это упражнения на развитие слуховой памяти, концентрации внимания и скорости мышления.

Занятие содержит в себе множество различных элементов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Чтобы сделать этот процесс интересным, разработаны специальные игры.

Учебный материал рассчитан на 3 возрастные группы:

1) младшая 6-7 лет

3) старшая 10-13 лет

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Программав нашем детском объединении имеет ступени:

1. Сложение и Вычитание

2. Умножение, деление, отрицательные числа

Во время обучения дети могут принимать участие в ОЛИМПИАДАХ. После каждого блока тем, у нас будут проходить конкурсы и соревнования с призами, грамотами.

Нужно сказать, что МА это партнерская программа. Для достижения высоких результатов необходимо систематически заниматься. Тренировки и упражнения должны выполняться ежедневно. Домашнее задание прописано в учебниках. И родители в первое время должны помогать нам, усаживать ребенка для выполнения ДЗ. Это занимает от 20-30 минут. Потом дети будут сами садиться и делать ДЗ. Очень важное замечание: пропускать нельзя, каждое занятие – новая тема, не поняв, не отработав ее, ребенок будет сильно отставать.

Фото: Chris Liverani / Unsplash

Что такое ментальная арифметика

Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:

Дети решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету.

Современные родители часто рассказывают о неразвитом воображении и фантазии у ребенка. Дело в том, что мы тренируем левое полушарие мозга ребенка — оно отвечает за логику и математические способности, — но очень мало развиваем правое. Правое полушарие мозга распознает сложные визуальные и звуковые образы. Отвечает за концентрацию внимания и воображение. От гармоничного развития двух полушарий мозга ребенка зависят его когнитивные способности [1].

Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус и тренирует мелкую моторику рук. Затем счеты убирают, ребенок представляет их в голове — считает ментально. Развивает воображение и креативность.

Ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллектуальные способности. Моментальный устный счет — приятное дополнение.

Овладев ментальной арифметикой, ребенок намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой. Он умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартный подход.

История возникновения ментальной арифметики

Ментальную арифметику придумали около 5 тыс. лет назад. Методикой пользовались в Древней Греции, Индии и Риме, чтобы научить детей считать. В ее основе — умение вычислять на древних счетах-абакус.

Счеты-абакус — главный инструмент ментальной арифметики. На занятиях ученики работают с доской и счетами, а после — считают только в уме. В Японии такие счеты называют соробан

Счеты-абакус — главный инструмент ментальной арифметики. На занятиях ученики работают с доской и счетами, а после — считают только в уме. В Японии такие счеты называют соробан (Фото: Unsplash)

Польза ментальной арифметики

Умение быстро вычислять в уме — не конечная цель. В момент отказа от работы с реальными счетами-абакус правое полушарие мозга начинает работать активнее. В это же время дети развивают логическое мышление и счет, за которые отвечает левое полушарие.

Усиленная работа обоих полушарий мозга становится привычкой и помогает ребенку креативнее решать жизненные задачи. Концентрироваться, смотреть на проблему шире и строить логические цепочки для ее решения. Еще один плюс — развитие сразу нескольких видов памяти: долговременной, кратковременной и фотографической.

Что ученые думают о ментальной арифметике

Американские исследователи проверяли влияние ментальной арифметики на интеллектуальные способности учеников первых и вторых классов в течение года [2]. Результаты получились неоднозначными — первоклассники не справлялись с устным счетом, ребята из второго класса учились лучше, но ученые не выявили заметного улучшения когнитивных способностей.

В 2016 году психолог Дэвид Барнер группой ученых провел подобное исследование в Индии, но за детьми наблюдали уже в течение трех лет [3]. Ментальная арифметика помогла некоторым школьникам лучше учиться, но результат может зависеть и от способностей конкретного ученика. В большинстве других исследований тоже проверяли навыки арифметики. Достаточного количества данных о том, как ментальная арифметика влияет на когнитивные способности, пока нет, поэтому выводы делать рано.

Когда и где учиться ментальной арифметике

Самый подходящий возраст для обучения — от 4 до 12-14 лет. В это время мозг развивается интенсивнее, чем в другие периоды взросления. После 12-14 лет способность мозга приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве и темпе снижается.

Сейчас набирают популярность занятия ментальной арифметикой с пожилыми людьми. Такая тренировка мозга — отличный метод профилактики болезней, связанных с памятью и концентрацией внимания.

Самостоятельное обучение может стать непростой задачей. Учеба требует усидчивости, внимательности и разнообразные форматы занятий. Чтобы правильно обучить ребенка ментальной арифметике, лучше обратиться к квалифицированному педагогу.

Как выбрать школу или курс ментальной арифметики

Чтобы выбрать подходящую школу ментальной арифметики для ребенка, проверьте:

Читайте также: