Может ли игра помочь учебе доклад

Обновлено: 18.05.2024

Люди тратят на видеоигры 3 миллиарда часов в неделю. Это очень много! Неужели мы тратим время впустую? Или все-таки от игр есть польза?

Существует убедительный довод в пользу игр. Вклад видеоигр в образовательный процесс становится очевидным.

Так как способом проведения досуга всё чаще выбирают гейминг, вместе с тем появляется больше исследований об образовательном эффекте видеоигр.

Но, прежде чем говорить о видеоиграх и образовании, постараемся понять, почему гейминг переживает всплеск популярности.

Почему запрос "игры онлайн играть бесплатно" так популярен сегодня? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к науке.

Видеоигры и психологические потребности

Видеоигры – особенно в образовании – значительно влияют на нашу психологию.

Это превратило "геймификацию" в науку с большой ролью психологического аспекта.

Геймификация – это добавление в неигровые сферы жизни таких игровых технологий, как достижения и получение очков, для исследования потенциала видеоигр в сфере образования.

Почему игры затягивают?

  • Они ставят конкретную цель. В реальной жизни мы сами ставим цели и решаем, как их достигать. Но с играми дело обстоит иначе – в них всё решено за нас.
  • Они удовлетворяют потребность чувствовать эффективность. Нам приятно ощущать прогресс, выполняя задания, даже если они виртуальные. Эту важную особенность можно использовать в игровых технологиях обучения. стимулируют выброс гормона радости – дофамина, – когда мы видим свои достижения, получаем очки или игровые бонусы.
  • В играх вначале ставятся простые задачи, которые постепенно усложняются. Это позволяет нам проще войти в состояние потока. Состояние потока подразумевает настолько высокую вовлеченность человека в дело, что время летит незаметно.

В некоторых играх присутствует социальный аспект, что позволяет проводить время с виртуальными друзьями.

игровые технологии

Наконец, играть – весело. Без веселья остальные причины не имели бы значения. Играть – значит преодолевать сложности, получать удовольствие и веселиться одновременно. Однако лучшие игры на телефон и другие устройства также могут обучать.

Игровые технологии обучения детей

Школа – это скучно. Возможно, эта фраза и не является каким-то откровением, но она важна, поскольку во многом правдива.

Просто мы воспринимаем информацию лучше, когда полностью сосредоточены и получаем удовлетворение от рабочего процесса.

Обучение или лекции?

Дети познают мир через игру. Они легче усваивают алфавит через песню или танец и лучше запоминают животных с помощью смешных звуков вроде "му-у" или "гав-гав".

Мы поощряем детей заниматься творчеством и создавать поделки, чтобы таким образом они изучали цвета, свойства материалов и развивали координацию.

Но со временем обучение переходит в формат лекций. Ученикам что-то рассказывают по восемь часов в день, пять дней в неделю, и затем требуют повторить строго по учебнику.

Учеба на "отлично"

И, что самое неприятное, их пугают плохими оценками, из-за которых есть риск отстать от сверстников.

У многих это вызывает стресс. Впрочем, нас интересует не критика образования, а роль гейминга в нем.

Лучшие браузерные игры способны затягивать и приносить радость, а значит, погружать в оптимальное для обучения состояние. Они могут научить решать проблемы, обучить математике, физике, истории, языкам и другим гуманитарным наукам. Список можно продолжать.

Игровые технологии обучения

Чтобы проще объяснить, американский гейм-дизайнер Джейн Макгонигал рассказала, как гейминг может сделать мир лучше.

Джейн создает онлайн игры на Андроид и другие платформы, с помощью которых стремится доказать, что гейминг улучшает командную работу и развивает реальные навыки. Кроме того, Джейн верит, что игры, включая флеш игры онлайн, помогут решить глобальные проблемы: голод, нищету, глобальное потепление, войны и т.д.

Играя, мы гораздо быстрее сосредотачиваемся на решении сложных задач.

Комплексное и актуальное образование

К тому же предполагается, что видеоигры (и игры в целом) помогут решить трудности, связанные с получением образования и поиском работы.

Нынешняя образовательная система рассчитана на подготовку специалистов, которые работают на одном месте всю жизнь. Но мир вокруг меняется.

Новые поколения, новые привычки

По последним данным, средний американец к 45 годам меняет до 10 рабочих мест. А с учетом появления с каждым годом новых специальностей эта тенденция только усилится. С развитием ИИ и робототехники в будущем возникнут новые профессии, а старые будут забыты.

Игровые технологии обучения, вовлекающие и обширные, могут научить последующие поколения работе и взаимодействию с роботами.

Итак, игры способствуют обучению. Но помогут ли они преодолеть реальные проблемы?

Рассмотрим на практике примеры игровых технологий обучения.

Видеоигры в образовании: реальные примеры

Minecraft – это игра, в которой можно добывать ресурсы, а потом строить из них сооружения разной сложности.

Игровой мир состоит из кубических блоков, потому строительство требует определенных навыков планирования и базовых знаний математики.

Как и другие образовательные игры, Minecraft помогает обучать программированию и математике и развивает навык совместной работы. Но недавно это перешло на новый уровень.

Играем в Minecraft на уроках

В 2016 году компания Mojang совместно с Microsoft выпустила Minecraft Education Edition.

Эта версия создавалась специально для школ. Она включает ряд улучшений, которые упрощают обучение программированию и оптимизируют совместную работу.

Годовая лицензия на Minecraft Education Edition для одного студента стоит всего $5. При этом школы получат бесплатную лицензию на первый год, если обновят свои операционные системы Windows.

Такая низкая цена делает игру доступной всем ученикам. Minecraft – не единственный пример гейминга в образовании.

Обучающие игры и решение современных проблем

Есть еще SimCityEdu, которая развивает навыки, необходимые для жизни в XXI веке.

Недавнее обновление в SimCityEdu называется Pollution Challenge. В нем студенты должны строить город в условиях изменения климата. Таким образом, online игры на ПК учат решать реально существующую проблему.

SimCity в целом позволяет узнать больше о городском планировании, управлении ресурсами и многом другом. Приятно осознавать, что игры помогают менять систему образования. Также существуют школы, обучение в которых полностью построено на основе игровых технологий обучения.

Новый уровень видеоигр в образовании: геймификация классных комнат

В 2007 году команда нью-йоркских гейм-дизайнеров основала некоммерческую компанию Institute of Play.

Исходя из принципов гейм-дизайна, они разрабатывают проекты школ, продумывают образовательные программы, учебные планы и даже проводят корпоративные семинары. Используются не только видеоигры, но и прочие виды игр. Эти школы они называют "Путь знаний".

Игровые технологии обучения сложнее, чем кажутся

По похожему принципу работают и некоторые образовательные интернет-ресурсы. Codecademy использует геймификацию для обучения программированию.

Существуют и другие подобные проекты. Duolingo позволяет изучать языки и получать виртуальные награды.

Даже таких серьезных специалистов, как хирурги, скоро можно будет обучать с помощью видеоигр. Роботохирургия – это относительно новое направление в медицине, которое помогает хирургам выполнять сложные задачи с помощью робототехники. Например, оперировать опухоли мозга.

Конечно, при этом от врача требуются точность, идеальная координация движений и стальные нервы.

Тем важнее исследование доктора Сами Килика и его коллег (Техасский университет в Галвестоне), согласно которому шутеры от первого лица способны улучшать соответствующие навыки у хирургов.

У робота-хирурга много общего с игровой консолью: он тоже управляется двумя руками при помощи аналога джойстиков и выводит процесс на экран. Сами хирурги учатся работать с роботами на специальных симуляторах.

Другое исследование за 2007 год показало, что врачи, игравшие в видеоигры, лучше справлялись с работой на симуляторе. Судя по всему, игры действительно полезны. Так почему же гейминг в образовании не так широко распространен? Почему люди скептически относятся к идее использования видеоигр в образовании?

Неудачи игровых технологий обучения

Похоже, гейминг действительно решает многие недостатки системы образования и может изменить ее к лучшему. Но всё не так просто.

Главной преградой в использовании видеоигр в образовании является наше непонимание процесса в целом. Чтобы изменения произошли, необходимо проводить больше научных исследований.

Эмма Блэнки, доктор наук по возрастной психологии из Шеффилдского университета, отмечает: "При всем ажиотаже, который наблюдается вокруг обучающих игр, пока существует мало исследований, подтверждающих, что игры улучшают эффективность и успеваемость учеников.

Память играет ключевую роль в обучении, следовательно игры, развивающие память, должны улучшать и успеваемость ученика. Но, чтобы это доказать, нужно провести ряд исследований".

Кроме того, учителя должны пройти дополнительное обучение, чтобы эффективно использовать видеоигры в образовательном процессе.

А если вы когда-нибудь объясняли родителям, как пользоваться смартфоном, то понимаете, насколько трудно переучиваться людям с устоявшимися привычками.

"Видеоигры не панацея от всех недостатков системы образования", – говорит бывший управляющий директор Institute of Play Брайан Ваневски. "Может показаться, что игра – это цифровой учебник нового поколения, который решит многие проблемы, в том числе кадровые.

Но сами по себе игры не сделают школы эффективнее, не заменят учителей и не станут инструментом, способным обучать бесконечное количество студентов".

Дорогой способ образования

Стоит также затронуть финансовый аспект. Видеоигры требуют затрат на планшеты, компьютеры и качественный Wi-Fi. Отдельно надо учесть и цену самих игр. Конечно, со временем устройства дешевеют, а игры становятся доступнее (как Minecraft Education Edition), но проблема пока актуальна.

Наконец, существует мнение, что игры скорее отвлекают, чем обучают. Это справедливое опасение, но лишь в том случае, если учитель пускает всё на самотек.

Однако это никак не умаляет роль видеоигр в образовании. Просто они должны быть правильно реализованы в системе обучения. Под постоянным руководством студенты не будут отвлекаться.

игровые технологии обучения

Положительный опыт игровых технологий обучения

Игры в образовательном процессе, несомненно, имеют позитивные стороны, которые станут более заметны с развитием технологий. По факту мы можем посмотреть, как события 2020 года и COVID-19 повлияли на сферу образования. С закрытием школ дистанционное обучение стало нормой.

Британская организация YoungMinds провела опрос, в результате которого выяснилось, что 74% учителей подтвердили негативное влияние не так на обучение учеников, как на их психическое здоровье.

Видеоигры не могут целиком решить эту проблему, но за время пандемии игровая активность заметно возросла.

По информации Ipsos Mori study, длительность игровой сессии возросла на 1.5 часа и 14% людей впервые открыли для себя видеоигры.

Эффекты продолжительной игры

Исследование также показало, что 29% игроков сообщили о позитивном влиянии видеоигр на психическое здоровье в период локдауна. Мы знаем, что видеоигры в образовании имеют множество преимуществ.

Следовательно, если школы вновь закроют на локдаун, видеоигры смогут помочь в борьбе с психическими проблемами.

Хотя это и безответственно поощрять чрезмерное увлечение играми, немного времени в любимой игре хорошо повлияет на настроение. Как отметили учителя, игры помогают противодействовать негативному влиянию локдауна.

Видеоигры обостряют разум

Кроме того, игры могут поддерживать ясность ума. Мы знаем, что навыки геймеров можно использовать в образовательных целях – и наоборот.

Хоть гейминг и не может быть полноценным решением в обучении на период локдауна, он будет полезен при правильном его применении. Из этого можно сделать вывод, что игровые технологии обучения имеют основные и дополнительные преимущества, особенно в конкретных ситуациях.

игровые технологии в обучении сегодня

Будущее игровых технологий обучения

Но за будущие поколения можно порадоваться, потому что нововведения выглядят многообещающе. Возможно, Minecraft Education Edition и SimCityEdu станут началом нового жанра образовательных игр.

Финансовая помощь со стороны таких крупных компаний, как Microsoft, наряду с общим принятием идеи использования игр в образовательном процессе, предвещает хорошее будущее.

В ближайшие годы образовательные видеоигры достигнут значительных высот. Чем больше проводится исследований и больше учителей узнают о преимуществах игровых технологий обучения, тем быстрее эти технологии интегрируются в учебный процесс.

Впрочем, уже сейчас ММО могут научить, как выжить в постапокалиптическом мире.

Данная технология способствует повышению интереса и мотивации к различным видам учебной деятельности и познавательной активности, поэтому игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы и метод обучения

ВложениеРазмер
doklad-_igrovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_obucheniya_microsoft_office_word.docx 32.01 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

«Игра-это возможность отыскать себя в обществе,

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Поэтому на уроках использую разные формы обучения: урок-лекция, урок- экскурсия, урок- игра, урок- выставка, уроки с использованием компьютерных технологий. В начале изучения курса кулинарии обязательно провожу урок- экскурсию, где обучающиеся знакомятся с типами предприятий общественного питания, ассортиментом, формами работы и сбыта продукции. Необходимо добиться, чтобы обучающийся стал активным участником учебного процесса, а педагог, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности обучающегося. Здесь на помощь приходят игровые технологии обучения. Это такая организация учебного процесса, при которой обучение осуществляется в процессе включения обучающихся в учебные игры. В своей работе я применяю игровые технологии.

Реализация игровых приемов происходит по основным направлениям. Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического материала связывается с игровым результатом.

Педагогические игры классифицируются:

по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

игры для изучения нового материала;

игры для закрепления;

игры для проверки знаний;

  • по виду деятельности - физические, интеллектуальные, психологические, социальные;
  • по характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие, творческие, коммуникативные;
  • по игровой среде – игры с предметами, без предметов, настольные, компьютерные, телекоммуникационные и др.;
  • по форме – деловая игра, праздники, эстафеты, конкурсы, обряды и т. д.
  • по игровой методике – предметные, деловые, ролевые, сюжетные, имитационные, тренинговые;
  • по содержанию – предметные, спортивные, технические, музыкальные и др.

Игры расширяют кругозор, познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. Игры воспитывают самостоятельность, волю, формируют определенные подходы и нравственные позиции. Игры развивают внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. С их помощью вырабатываются умения находить оптимальные решения, с их помощью создается ситуация успеха, которая необходима в преподавании любого предмета. В игры можно играть индивидуально или в небольшой группе: кроссворды, сканворды, загадки, ребусы. Можно организовать коллективные игры, которые требуют от участников умения совместно искать решение и работать в команде.

Данная технология способствует повышению интереса и мотивации к различным видам учебной деятельности и познавательной активности, поэтому игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы и метод обучения.

Таким образом, игра - вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему- либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль, помогает достичь прочного усвоения знаний и разряжает обстановку. Традиционно принято выделять несколько видов (типов) игр:

1. Деловые игры - имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они могут решать в ежедневной профессиональной деятельности. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели, соединяя теорию и практику, способствуя выработке опыта, практических умений и навыков.

2. Проблемно-деловые игры (организационно-деятельностные) - это форма активного обучения разрешению проблемных ситуаций посредством моделирования когнитивной исследовательской и организации социально-производственной деятельности. Целью проблемно-деловой игры является решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации. В ситуации отражаются как проблемы, так и задачи. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и процессов мыследеятельности участников такой игры означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, и какие они должны выработать и применить способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии, то есть находятся в условиях максимальной неопределенности. Примерами таких ситуаций является трудоустройство молодых специалистов в условиях кризиса и общего спада экономики, продвижение разного рода научных проектов, изменение своего семейного положения и т.п.

4. Ролевые игры (разыгрывание ролей или сюжетно-ролевая игра) представляет собой особую группу игровых методов, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Основная цель ролевых игр - обучение межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности или рамках реально существующих социальных ситуаций взаимодействия. Ролевая игра позволяет сформировать у обучающихся рефлексивное отношение к собственным способам действий.

5. Ситуационные игры - такая разновидность игровых методов, при которой участники действуют в рамках заданной ситуации, руководствуясь ее объективными характеристиками (кругом задач ситуационного взаимодействия, типичностью или новизной ситуации для участников, конфликтностью и напряженностью отношений действующих персонажей, проблемностью принимаемых ими решений, пространственно-временной определенностью ситуации, предметностью или направленностью взаимодействия, заданностью сценария поведения определенных персонажей), а также своими субъективными представлениями, чувствами и переживаниями, исходящими из общей оценки ситуации, привлекательности приятой на себя роли, ролевых ожиданий в адрес других участников. Ситуационные игры используются в случае необходимости наработки участниками нового опыта действия и взаимодействия в неизвестных для них, непривычных, травмирующих, проблемных, т.е. в целом стрессогенных ситуациях (например, трудоустройство, знакомство, различные ситуации оценки другими личности и/или компетентности человека, публичная презентация продуктов своей деятельности, нарушение человеком принятых социальных норм и установлений и др.).

6 . Учебные игры - вид игрового взаимодействия, содержанием которого выступают теоретические положения и конструкты, заимствованные из материалов того или иного учебного курса. По содержанию учебная игра аналогична направленной дискуссии, а по своей организации и подготовке, функциям и роли ведущего близка к проблемно-деловым играм.

Как и в любой технологии в игровой технологии есть и отрицательные стороны: сложность в оценивании, сложность остановить игру в строгом регламенте времени. Но согласно выводам ученых, к примеру, усвоение материала при объяснительно-иллюстративном методе составляет 20%, а при использовании игровых технологий до 90%.

Таким образом, игра определяет формирование и развитие новых качеств личности. Именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Соответственно, игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.

Внеурочная работа может усилить интерес обучающихся к получаемой профессии, мотивировать к дальнейшей работе по формированию общих и профессиональных компетенций, ведь компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации.

Для реализации общих и профессиональных компетенций , соответствующих основным видам профессиональной деятельности, применяю различные формы и приемы внеурочной работы, способствующие развитию коммуникативных навыков, умений работать как самостоятельно, так и в команде:

При этом происходит формирование познавательных навыков, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, воспитание научного мировоззрения, коммуникабельности, развитие рефлексии, творческих способностей, мотивации обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль игры в учебном процессе

Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Поэтому использование на уроках математики в начальной школе игр нового типа, моделирующих сам творческий процесс, создающих свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, становится необходимостью. Такие игры нового типа называются развивающими, так как они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями, именно им удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям.

Исследования доказывают необходимость применения современных развивающих игр на уроках математики в начальной школе, так как:

во-первых, они могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-четвертых, развивающие игры могут быть весьма разнообразны по своему содержанию, а, кроме того, как любые игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими учащимися, учителя дают возможность детям самим размышлять и принимать решения, оказывая помощь в ненавязчивой, доброжелательной форме .

Исследования педагогов-методистов, посвященные применению современных развивающих игр доказывают их необходимость использования в процессе обучения детей для развития их математических способностей

К возможностям развития способностей учащихся на уроках математики в начальных классах, прежде всего, относятся:

1) Создание условий в процессе занятия, которые обеспечивают заранее с опережением развитие творческих способностей, стимулируя работу соответствующего отдела мозга.

2) Умение окружить учащегося на уроке такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность, при этом, развивая то, что в соответствующий момент способно эффективно развиваться.

3) Успешное развитие творческих способностей учащихся вытекает из самого характера творческого процесса урока, который требует максимального напряжения сил.

4) Учащемуся на уроке математики надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способа работы, в продолжительности занятий.

5) Ненавязчивая, доброжелательная, умная помощь учителя – пятое условие успешного развития творческих возможностей учащихся начальных классов на уроках математики.

Таким образом, искусство обучения на современном этапе состоит в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более усложняющих задач. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, дало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую для учеников задачу, т.е. все вышеизложенное вытекает из задач развивающего обучения, дающим возможность овладеть неизвестными ранее способами практической и теоретической деятельности.

Существует мнение, что игра и школа редко успешно сосуществуют, так как время, затраченное на игру, сокращает время на учебу.

Но это не так. Эти два процесса могут происходить одновременно. Если мы хотим обеспечить постоянную связь между игрой и учением в школе, то добиться этого можно не с помощью готовых дидактических игр, а путем привнесения духа игры в многообразную школьную жизнь. Потому, что игра, бесспорно, может расширить кругозор ребенка и тем самым способствовать его общему развитию, однако мало надежды заставить детей усвоить все предметы на основе использования набора дидактических игр.

Игры помогают преодолеть пороги познания. Приобретение знаний – это обычно рутинный труд.

Дорога к познанию открыта, и чтобы продвигаться к цели, достаточно идти по ней. Если путь длинный, то учение может быть утомительным, однако, приложив усилие, можно дойти до конца. Когда встречается препятствие, следует перепрыгнуть, обогнуть его или найти другое средство передвижения. Именно в этих случаях полезны современные развивающие игры. Они учат нас уходить от плена наших стереотипных умственных построений и искать новые способы решения задач. Преуспевшие в этом дети начинают легко продвигаться с одного логического уровня на другой, не подозревая о том, что овладевают навыками, позволяющими затем браться за труднейшие принципы математической логики. Развивающие игры ничему конкретному (правилам или формулам) не учат, но учат мыслить по-новому, что гораздо важнее.

Любая игра – это моментальное забвение обычных забот, выход за пределы привычных взаимоотношений и способов выражения эмоций и суждений. Играть – значит согласиться на перемены; и это готовность изменить мышление как раз и есть сама основа творчества, открытия и познания.

Игра и учение – единый умственный процесс, и хороший учитель всегда ведет урок в игровой атмосфере. Современные развивающие игры представляют собой учебный материал, подготовленный заранее и ориентированный на расширение общего кругозора учащихся.

Ребенка можно заставить выполнить определенную учебную работу, но это не означает, что он в результате чему-то научился. Если ребенок учится и ничего не получается, то учеба становится неприятной обязанностью; если же учится, открывая и творя то это – игра.

Современные развивающие игры – это то, с помощью чего мы играем и познаем.

Современные развивающие игры как технологический прием в процессе обучения должны вести мысль детей через вопросы и ответы, поддерживать и обострять их интерес введением новых элементов и использовать созданные таким образом оживление для того, чтобы вовлечь их в процесс, несущий с собой и неожиданность, и удовольствие, и трудность открытия.

Игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, перенос усвоенных способов решения в совершенно новые условия. В процессе обучения математике школьников нестандартная задача, целенаправленная и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Современные развивающие игры являются хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.

При применении развивающих игр на уроках необходимо учитывать и методические принципы:

– реализация индивидуально-ориентированного подхода (подбор игр для каждого ребенка с учетом его уровня знаний и способностей, а также с учетом темпа развития его способностей);

– соблюдение принципа доступности и постепенного усложнения предлагаемых игр;

– нельзя подсказывать ребенку, он должен иметь возможность думать самостоятельно;

– нельзя давать ребенку алгоритм решения задачи;

– игра должна быть обязательно закончена;

– в случае если ребенок не может решить поставленную задачу, она должна быть заменена на аналогичную, но более простую, необходимо, чтобы ребенок получил положительные эмоции и чувство удовлетворения;

– ребенок сам контролирует правильность выполнения заданий, так как задача представлена не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора, кубиков, то есть, в форме наглядных, осязаемых вещей;

– преподаватель не оценивает успехи учащегося, ребенок сам имеет возможность оценивать себя;

– чередование игр по принципу контрастности видов игр по всем типам классификации – по тематике. По количеству участников. По типу развиваемых способностей (классификация игр прилагается);

– на каждую игру отводится около 10 минут;

– введение элементов состязательности при проведении индивидуальных игр, организация совместного коллективного поиска решения группой детей (командой).

Выводы. Таким образом, развивающим играм отводится большая роль в процессе обучения математике. Использование современных развивающих игр на уроках математики, оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

Игровая деятельность открывает широкие возможности для субъект-субъектного взаимодействия, увеличения степени активности и свободы участников игровой деятельности; обеспечивает самоактуализацию, развитие базовых личностных качеств, способностей и навыков познавательной деятельности ребенка.

Аширбаев Х.А., Жунисбекова Ж.А., Кыякбаева У.К., Джексенбаева К.О. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-2.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

№ слайда 1

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огром

№ слайда 2

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательноcти. В. А. Сухомлинский

Аннотация В процессе работы над темой я пришла к выводу, что игра на уроке имеет

№ слайда 3

Аннотация В процессе работы над темой я пришла к выводу, что игра на уроке имеет существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Проведя и проанализировав исследования я выявила ,что игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает мне донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке. Игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности учащихся. Таким образом, игра- это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Проблема: Как с использованием игры развить умственные и творческие способности

№ слайда 4

Проблема: Как с использованием игры развить умственные и творческие способности младших школьников Цель: Изучить современные педагогические технологии (игровые) и применить их для развития индивидуальных и творческих способностей младших школьников Задачи: - формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия); - развитие образного и логического мышления; -развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений. -развитие речи (умения обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения); -формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.

Виды игр

№ слайда 5

Структура игры Игровой Игровые замысел действия

№ слайда 6

Структура игры Игровой Игровые замысел действия

Особенности использования дидактических игр на разных этапах урока игры при объя

№ слайда 7

Особенности использования дидактических игр на разных этапах урока игры при объяснении нового материала игры на этапе контроля знаний игры при обобщении изученного материала игры при закреплении нового материала

Материалы учебно-методического пакета опыта работы по теме: «Роль игры в учебном

№ слайда 8

Результаты обученности за 1 полугодие 2009-2010 учебного года

№ слайда 9

Результаты обученности за 1 полугодие 2009-2010 учебного года

Удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так

№ слайда 10

Удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот что хотела я увидеть на своих уроках.

Используемые ресурсы: Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!—М., 1983. Минский Е. М

№ слайда 11


Игровое обучение – это форма учебного процесса в условиях, ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Еще в древних Афинах (VI - IV веках до н.э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Всякая школа, по мнению Я.А. Каменского, может стать универсальной игрой и все нужно осуществлять в играх и соревнованиях, сообразуясь с возрастом обучаемого. Как педагогическое явление игру один из первых классифицировал Фридрих Фребель. Особенно игра важна на начальном этапе обучения в школе. В игре дети действуют активно, эмоционально, почти всегда добровольно, без принуждения. В игре легче преодолеваются трудности, проявляется инициатива, творческий подход, проявляется интерес к конечному результату. Также дети учатся работать в коллективе, учитывать мнения других участников, высказывать свое собственное. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Игра социальна по своей природе (Д.Б. Эльконин). Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому обучаемому в нем. Школа игры такова, что в ней ребенок и ученик, и учитель одновременно. Эта тенденция развивает интерес к игре и стимулирует процесс. Все игры познавательны. Игра для детей младшего школьного возраста имеет огромное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

Принято различать два основных типа игр: игра с фиксированными, открытыми правилами и игра со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных, игр (интеллектуальные, музыкальные игры-забавы, аттракционы). Ко второму типу относятся сюжетно-ролевые.

Таким образом, процесс игры это сложный и в то же время увлекательный процесс познания мира и регуляции учебного процесса.

1. Выготский Л.С.Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. – 1966. № 6.

2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010.

Похожие статьи

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Ключевые слова: дополнительное образование детей, технология обучения, игровые технологии, дидактическая игра, игровая ситуация, игра, личность

Вследствие этого сегодня как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях ДОД.

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Игровые мотивы и организация игр. Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию

Основные термины (генерируются автоматически): игра, образовательный процесс, роль, функция игры, игровая технология, ребенок, сюжет игры.

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса.

1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Похожие статьи. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР.

К вопросу о применении ролевых игр в учебно-воспитательном.

ролевая игра, игра, иностранный язык, учащийся, ребенок, роль, игровой процесс, игровое обучение, игровая деятельность, исходный диалог. Похожие статьи. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения

В дальнейшем появляются сюжетно-ролевая (или сюжетная) игра. Игра, в которой ребенок

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе.

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели

тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить новый опыт.

Игра как эффективное средство обучения школьников.

игра, ребенок, замысел игры, развивающая игра, педагогический процесс, обучающая задача, навык, иностранный язык, игровой замысел, учебный процесс. Ключевые слова. обучение, игра, деятельность, развитие, иностранный.

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд

В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т. к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

Читайте также: