Доклад на тему анархизм
Обновлено: 04.07.2024
Исторические корни анархизма, его приверженцы, чего добиваются и какими методами они хотят прийти к желаемому результату. Влияние анархизма на развитие политической науки. География российского анархизма 1905-1907 г. Современные направления в анархизме.
Рубрика | Политология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.04.2010 |
Размер файла | 25,3 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Кафедра истории и политологии
На тему: Анархизм и его современные направления
Выполнил: студент 428гр
1. Сущность анархизма
2. Российский анархизм
3. Современные направления в анархизме
Список использованной литературы
На протяжении последних полутора десятков лет происходит возвращение в Россию наследия отечественной немарксистской философии и его осмысление. Вслед за произведениями оригинальных советских философов, русской религиозной философией, философией славянофильства, евразийством пришел черед для внимательного и всестороннего изучения философии русского анархизма, политическая составляющая которого долго заслоняла его остальные аспекты.
Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации - подобные настроения в той или иной форме можно обнаружить у китайских даосов, у английских диггеров.
Анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем как революционное движение.
Приверженцы анархизма, в момент его появления, были сторонниками радикальных мер, то есть революций. В нашей стране в конце XIX - начале XX веков созревали крупные анархические организации, идеей которых было осуществление мировой революции.
Цель данного реферата уяснить, что такое анархизм, как возник (т. е. его исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами они хотят прийти к желаемому результату, а главное, выяснить, как он повлиял на развитие политической науки.
1. Сущность анархизма
Анархизм (от греческого Anarhia - безвластие) - общественное политическое движение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате самовольного стихийного буйства масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Принципом этого учения является отрицание политики, отрицание всякой организации.
По формулировке одного из представителей анархического движения П.Кропоткина: Анархия - это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства.
Часто при определении анархизма сводят суть этого явления либо к единственному принципу отрицания правового регулирования общественной жизни, отрицания власти, государства вообще, либо к теории, цели, программе установления безвластного общества. Важнейшим принципом последователей анархистских учений было отрицание всякой политической деятельности.
Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности.
Анархизм - дитя буржуазного общества и является выражением недовольства мелкой буржуазии политическим и экономическим господством магнатов крупного капитала. Он вышел из лона утопического социализма и представляет отход от магистрального направления развития социалистической мысли.
Мировоззрение анархизма строится, как правило, на базе идеализма, метафизики, непринятия диалектики развития общества, непонимания классовых противоречий как движущих сил общественного прогресса.
Для анархических теорий характерен утопизм. Выйдя из недр утопического социализма, анархизм не мог окончательно порвать с ним. Выдвигаемые его теоретиками различные революционные проекты оказывались иллюзорными и при соприкосновении с реальной жизнью лопались как мыльные пузыри.
Другим представителем анархического учения был германский теоретик Макс Штирнер (Иоганн Шмидт) (1806 - 1856), выступавший сподвижником буржуазного индивидуализма.
В России анархизм развивался позднее и в других формах, впитав в себя национальные черты.
2. Российский анархизм
В начале XXв. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении, объединяющем леворадикально, демократически настроенные слои общества.
В самой России первые анархические группы появляются весной 1903г. в городе Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в городе Нежине Черниговской губернии в среде учащейся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящей линии, и уже к концу 1903г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, юго-запада и юга страны.
Июльский кризис 1917г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом анархических организаций. Поэтому накануне октября 1917г. анархисты были всё ещё в значительной степени разрознены. Колебание различных частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием. Анархисты, окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали в октябрьских событиях 1917г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.
Анархисты не могли смириться с таким решением властей. В конце марта 1918г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций.
В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских стрелков из охраны Кремля был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное сопротивление, но в основном застигнутые врасплох, сдавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана- Самары.
Верхушка движения не имевшая после смерти П.А. Кропоткина в 1921г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей.
Многие анархисты заявили о кризисе движения, его перерождении, своем желании трудиться на благо большевиков и вступили в РКП (б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшиеся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу, но их было ничтожно мало.
Но, как правило, конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях ГУЛАГа. В 1929г. на воле уже практически никого не было. Анархические организации в стране прекратили свое существование.
4. Современные направления в анархизме
Современная цивилизация у Цветкова выступает в образе дискотеки, главного института массовой культуры, где все вынуждены подчиняться выбранному ди-джеем опустошающему, гипнотизирующему ритму. Дискотека- как символ духовной пустоты и единообразия.
Под действительностью Цветков подразумевает процесс развития, реальную деятельность, творчество, в то время как естественность является для него чем-то вымышленным и примитивным, лишенным развития и основывающемся на низменных инстинктах.
По Цветкову творец-революционер стремится не постреволюционному, а именно к революционному состоянию, ибо ни одному революционному проекту не удалось в действительности воплотить претензии собственной идеологии, ни одна из конкурирующих программ к этому не стремилась.
Анархизм начал своё развитие в Европе. Его основоположники находили в развитии капиталистической системы одни минусы. Анархизм начал своё развитие во время формирования первых монополий как мелкобуржуазное течение, главным экономическим смыслом которого был индивидуализм.
В политическом отношении анархисты отрицали всякое государство, которое должны были заменить союзы индивидуальных производителей.
Однако российский анархизм очень сильно отличался от анархических идей западноевропейский родоначальников анархического учения. Если в трудах Прудона рассматривается построение анархизма на базе мелкобуржуазного производства и раннекапиталистического строя. В России конца XIX - начала XX века проповедниками анархизма стали демократически и леворадикально настроенные слои.
Пути воплощения своих идей теоретики анархизма тоже рассматривали по-разному. Прудон рассматривал переход к анархизму через эволюцию человеческого сознания, а Кропоткин только через осуществление насильственного переворота или бунта.
Большое значение в анархическом учении имела эволюция общественно-социальных отношений, которая и должна была закончиться воцарением всеобщей анархии.
В какой-то мере анархическое учение переплеталось с идеями марксизма. Ведь в итоге развития социалистического государства (по Марксу) получалось такое идеальное общество, которое не нуждалось больше в государстве, и уничтожало его.
Список использованной литературы
1. А. Вендт. Анархия - это то, что делают из нее государства: социальное конструирование политики с позиции силы.//Социально гуманитарные знания, 2001, №5.
2. Исаев И.А., Золотухина П.М. История правовых и политических учений России: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 415с.
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 736с.
4. Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840 - 1917гг). - М.: Мысль, 1987 - 328с.
5. Тяпин И.Н. основные философские проблемы в трактовке русского анархизма.// Социально-гуманитарные знания, 2004, № 5.
Подобные документы
Происхождение и сущность анархизма, отличительные особенности данного общественно-политического лада. Принципы и направления его формирования и деятельности. Специфические признаки анархизма в России, его выдающиеся представители и место в истории.
реферат [24,0 K], добавлен 25.06.2015
Основные российские идеологи анархизма: М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. История становления и развития анархизма в России до революции 1917 г. и после ее окончания. Кризис данного философского течения в 1921 г. Возрождение анархизма в России после 1988 г.
реферат [69,1 K], добавлен 07.04.2017
Рассмотрение либерального анархизма Овадьи, анализ взглядов на мир и политику в целом. Выяснение организационных и идеологических особенностей анархизма. Современные анархистские движения. Отсутствие монополии на власть. Свобода – право выбирать правила.
курсовая работа [43,0 K], добавлен 06.01.2014
Политико-правовая идеология анархизма, суть теории М.А. Бакунина. Формирование основных направлений социалистической идеологии, идеи народничества. Критика "авторитарного коммунизма" в сочинениях Бакунина, подготовка анархистской социальной революции.
реферат [28,6 K], добавлен 02.12.2010
Неприятие власти, государственности, авторитета. Проявление политического мышления в условиях политического режима. Макс Штирнер и его книга "Единственный и его собственность". Высший закон, государство, собственность, осуществление с позиций анархизма.
реферат [27,0 K], добавлен 13.08.2008
Функционирование идеологии в обществе. Основные типы политической идеологии: демократия, тоталитаризм. Принципы либерализма, консерватизма. Течения социализма. Разновидности фашизма. Направления анархизма. Формирование у людей политического мировоззрения.
презентация [507,1 K], добавлен 07.03.2016
Отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку. Функционирование политической идеологии в обществе. Основные типы политической идеологии. Идеологии либерализма, консерватизма, социализма, фашизма, анархизма.
Что такое анархизм? Идеи и определение простыми словами. Русский анархизм и его представители и основоположники: Михаил Бакунин и Петр Кропоткин. Политический, методологический, социальный анархизм.
Анархизм – это идеология безвластия. Анархизм предполагает отсутствие в обществе какой-либо власти, в том числе государственной.
Анархисты стремятся уничтожить любые формы эксплуатации людей друг другом. Вместо этого они предлагают установить сотрудничество индивидов, чтобы общественные отношения и социальные институты строились на личной заинтересованности всех их участников.
Анархистов наряду с социалистами и коммунистами относят к представителям левой идеологии, противопоставляя их правым – либералам и консерваторам.
Идеи анархизма
Анархистский идеал – это:
свобода от принуждения;
Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.
Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.
Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.
По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.
Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.
Основоположники анархизма
Пьер Прудон первым изложил целостную концепцию анархизма. Ее основные идеи: уничтожение централизованной государственной бюрократии и установление вместо нее федерации автономных регионов, в которые должны войти самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны.
Производство из собственности государства и предпринимателя, по Прудону, должно передаваться во владение трудящихся. Объединения работников для решения общих вопросов создают союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации.
Макс Штирнер основал анархо-индивидуализм: он выступал за абсолютную свободу личности. Некоторые анархисты допускали, что государственную власть можно использовать для борьбы за идеалы анархии.
В качестве путей борьбы за свою идеологию анархисты выбирали пропаганду, организацию восстаний и терактов, создание производственных коммун, кооперативов и профсоюзов.
Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно
Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).
Михаил Бакунин
Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.
Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.
Петр Кропоткин
Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.
Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.
С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.
Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.
История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.
Виды анархизма
Базовый принцип анархо-индивидуализм а заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.
Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.
Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.
Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.
Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.
составил Иванов Олег
Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий.
Лишь в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников. Большинство из них поначалу, находились под влиянием бакунистских идей. М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского союза
“производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”
По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной готовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела” должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную революцию.
Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ” прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием.
Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А, Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев”м ( членов кружка Н.В. Чайковского) - он составил программный документ организации, манифест -- “Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?“ В этом документе идеалом будущего строя объявлялась
“ анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственной власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы Крапоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:
“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”.
Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против революционеров ( процессы “50-ти” и “193-х” ), наиболее видные обвиняемые почитали за честь называть себя анархистами.
В 70-- 90-е годы прошлого века П.А. Крапоткин осуществил разработку концепции анархо-комунизма, воспринятую значительным большинством анархистов. Система Крапоткина привлекали внимание современников своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гормонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективными законами природы. Под анархией он понимал “ мировоззрение основанное на механическом понимание явлений “, Охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. В своих построениях новый теоретик российского анархизма значительное место уделил вопросам революции. Он не считал народ готовым к немедленному революционному выступлению и ставил вопрос о создание анархической партии для “ тихой подготовительной идейной работы ”. Социальную революцию он считал закономерным явлением исторического процесса, “ резким скачком вверх “, который должен привести к полному уничтожению все институтов власти и гос. учреждений. По его мнению, анархо-комунизм можно было вводить сразу после разрушению старых порядков в ходе революции. Кто же совершит эту великую революцию? “ Ее могут сделать только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы из интеллигенции”, - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость революционного правительства, не признавал ни какой революционной диктатуры, так как при ней, по его мнению, “ революция неизбежно вырождается в произвол и в деспотизм”.
В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении, обединяющем леворадикально, демократически настроенные слои общества.
Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“, издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу
анархистов-комунистов “Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому анархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в томже году организовать первого российского анархического печатного органа за границей - - газеты “Хлеб и Воля”.
В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и Юга страны.
География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах. “Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.
М. Э. Данилов, Н. И. Музиль,
Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой,
В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX в., т.е. к моменту
революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики анарходвижение имели высшее или среднее специальное образование, большие навыки агитационной работы.
Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшився в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя.
А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра. Крапоткин отказался ответив:” Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его участие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.
Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма проповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”, действующих в революции. Возможно это был хитрый ход политика считавшего, что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться.
Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени разрозненны.
Колебание различных частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.
Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опосались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных отрядов.
17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны были анархистам ”для организованного удара. по власти, для смертельной за социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:” Если вы станите на нашем пути к анархии, к камуне, мы растопчем и вас”. Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов. Кадры “боевиков” предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с “контрреволюцией” в России, а также для подавления выступлений “германских белогвардейцев”.
Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционного развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков в городе.
Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия.
Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918 г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая задача была реальной и выполнимой для анархистов?
Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали усиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов.
В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских стрелков из охраны Кремля
был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное сопротивление, но в основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.
Верхушка движения не имевшая после смерти
П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей.
Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их было ничтожно мало.
Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях
ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические организации в стране прекратили свое существование.
Актуальность темы. Вопрос о взаимоотношениях личности и государства всегда волновал человеческий разум, представляя из себя категорию вечных проблем устройства общества и объект постоянного внимания социальной и политической наук. В последнее время, в условиях повсеместной глобализации, когда человек становится все значительнее связан (как в социальном и экономическом, так и духовном плане) с миром в целом, нежели с отдельной его частью, вопрос о роли государства в жизни отдельных людей и всего общества становится все более насущным. Этот вопрос требует решения. Этим в первую очередь и обусловлен выбор и актуальность темы.
Начальной точкой решения этого вопроса мы выбрали анархию. Во-первых, из-за анархичной природы первоначального организованного человеческого общества. А, во-вторых, и самое главное, потому, что вопросы, которые ставит анархизм, являясь антиподом государства, являются отражением злободневных проблем, которые оно, по их мнению, порождает и поддерживает. Это проблемы свободы, отчуждения, сексизма, гетеронормативности, неравенства, основанного на угнетении и эксплуатации, иерархии, бюрократии, даже отношения к природе. Эти вопросы интересуют, по нашему мнению, каждого мыслящего человека, что обеспечивает актуальность анархизму как учению о преобразовании и движении к лучшему.
Интерес к анархизму, как бы это ни было странно ввиду ряда его исторических поражений, так или иначе вновь набирает популярность во всем мире и в наши дни. Этот подъем не единичен. Это прослеживается в возрастающей объединяющей и просветительской деятельности современных анархистов: организаций встреч, бесед, лекций, выпуск литературы, занятие публицистикой, проведение митингов, демонстраций, пикетов.
С другой стороны, несмотря на возрастающий интерес к анархии – в большинстве своем практический – в последнее время довольно мало научных работ или статей по теоретической части этой темы. Вместе с этим, отсутствие подобного материала порождает невежество среди людей. Это находит отклик и в неправильном понимании анархии. Опыт создание подобного материала является еще одним пунктом, обеспечивающим актуальность нашей теме.
Объектом изучения нашей работы является анархизм как социальное-философское направление. Предметом – история возникновения анархизма, его движущие силы, его понимание мира.
Целью работы является ознакомление с историей формирования анархических идей, условиями и причинами их возникновения, мировоззрением его виднейших основоположников.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи :
- ознакомление с трудами анархистских классиков (У. Годвин, М. Штирнер, П.-Ж. Прудон, М. Бакунин, П.А. Кропоткин) и современных теоретиков и исследователей;
- изучение истории анархистских движений;
- проведение сравнительного анализа наиболее распространенных анархических течений;
- выявление философской основы анархии, её специфики, отличия от других социальных и политических философий и доктрин;
При изучении данной темы мы использовали плюралистическую методологию , включающую в себя многообразие методов и подходов, используемых в историко-философских исследованиях: диалектический ; исторический , предусматривающий изучение конкретных, важных для темы периодов и событий; применение индуктивного и дедуктивного анализа исторических данных, ведущего нас к построению причинно-следственных связей , что также позволит нам использовать умозаключение по аналогии .
Новизна работы заключается в том, что на сегодняшний день нет обобщающий работы об анархизме, в которой бы излагались вопросы исторического и философского характера этого учения.
Однако, как таковой общей, единой философии анархии не существует. Анархия не представляет из себя догматического учения, созданного кем-то; ее нельзя назвать идеологией. Анархия – это совокупность политических, социальных и экономических учений, которые могут быть диаметрально противоположны друг другу; она объединяет в себя течения от крайне индивидуалистических (анархо-индивидуализм, анархо-капитализм) до крайне социальных (анархо-коллективизм, анархо-синдикализм, анархо-коммунизм). Впрочем, первую группу анархизмом признают далеко не все, а иногда анархизм определяют, как чисто антикапиталистическое движение.
Тем не менее, все без исключения анархисты преследуют одну общую цель – установление анархисткой модели общества, на которое у анархистов в силу различных исторических уроков и современных данных сложился свой, особый взгляд и отличный от всех других – от консерваторов до либералов, от социал-демократов до марксистов – идеал.
Дело в том, что разные анархисты предлагают разные концепции и планы организации нового общества, построенного на анархистских началах. Анархия противопоставляется всем архичным формам власти, затрагивая, подобно им, социальные и экономические вопросы, поэтому не стоит удивляться, что и анархические течения столько разнообразны. Тем не менее, все они стремятся к одному и исходят из общих, базовых принципов анархической организации общества.
Считая, как уже было сказано, личность высшей ценностью, анархисты выступают за свободу личности , подразумевающую исключение любых видов принуждения: государственного, экономического, морального, идеологического, религиозного.
Основываясь на этом же, анархисты считают, что ценным является каждый человек, вне зависимости от своего пола, возраста, гендерной и этнической принадлежности, убеждений, сексуальной ориентации или рода деятельности, что все люди от рождения имеют совершенно равные права, так как нет объективных причин для их дифференциации. Именно из этого проистекает отрицание неравенства – все люди ценны одинаково, и неравенство в правах неприемлемо.
Как бы странно это не звучало, но анархия – это третье решение дилеммы между тотальным государством и между тотальным противостоянием всех и каждого, между равенством и свободой. Анархизм утверждает невозможность одного без другого, указывая на привилегированность свободы без равенства и рабство равенства без свободы [4] .
Равенство , в понимании анархистов, подразумевает равноценный, одинаково значимый статус и возможности участников отношений относительно друг друга. Вместе с тем, анархисты не усредняют человека по этому принципу, не утверждают, что люди должны жить одинаково, а, напротив, выступают за равенство разного .
Неравенство неизбежно порождает власть, а власть неизбежно поддерживает неравенство. Следовательно, анархизм предполагает отказ от отношений власти .
Неравенство и власть предполагают существование определенной иерархии – цепочки взаимного подчинения. Само собой разумеется, что иерархия предусматривает наличие наивысшего уровня, наивысшей инстанции, а значит, иерархия неизбежно сопровождается централизацией.
Для такого типа организации характерно понятие свободного договора (также называемого свободой ассоциаций, кооперацией или принципом федерализма), заключаемого сторонами по взаимному согласию и на взаимовыгодных условиях.
Таким образом, идеал анархизма – анархия – это состояние общества, в котором отношения социального неравенства, политической власти и иерархичности отсутствуют, организация общества осуществляется на принципах децентрализации, самоорганизации и свободного договора, путём чего достигается максимальная свобода личности.
Для верного и полного представления о сущности анархизма как идейного течения необходимо выяснить вопрос о его происхождении.
Общественные науки еще очень далеки от того момента, когда они получат ту же степень точности, как физика или химия. И если в изучении естественных наук мы еще не достигли еще абсолютной точности, то глупо было бы ожидать ее от наук общественных, имеющих дело порой с весьма более сложными явлениями и объектами. Тем не менее, существует ряд довольно точных историографических фактов, которые смогут, если и не разрешить эту проблему (что навряд ли возможно в наши дни), то по как минимум помогут составить некоторую картину развития анархизма, что в целом соответствует нашей задачи.
Элементы анархического мировоззрения и отдельные философские идеи анархического характера прослеживаются в течение всей человеческой истории. Желание полного освобождения личности в свободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно называют протоанархизмом.
Истоки анархизма находят также на другом конце света – в Древнем Китае, в даосской традиции Лао-цзы и Чжуан-цзы. Кроме того, их рассматривают и в начале нового времени – в идеях анабаптистов [11] .
Годвин не только привел классический довод анархизма, заключающийся в противоречии власти человеческой природе, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, как причине общественного зла, но он также представил модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины являются основной ячейкой. Эти общины функционируют без каких-либо управленческих органов, поскольку даже демократия является формой тирании, а распределение полномочий при представительном правлении ведет к отчуждению индивида. Годвин также отрицал такой источник власти как собственность. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до тридцати минут в день, что облегчит переход к свободному обществу (П.А. Кропоткин в своих работах также говорил о том, что в современном ему обществе четырёхчасовая работа каждого человека достаточна для удовлетворения всех материальных нужд).
Во имя справедливости Прудон отрицает не право, а почти что все отдельные правовые нормы, и именно, государственные законы [14] . Как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д. должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне (под которой он подразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в XIX – XX веках).
Не стоит, конечно, считать, что анархизм ограничен только ими: в каждом европейском, североамериканском, латиноамериканском и азиатском обществе есть свои анархистские публицисты, журналисты, кружки сподвижником. Всякий раз после краха очередного авторитарного, репрессивного политического режима, анархистское меньшинство призывает оглянуться назад и усвоить уроки жестокости и беспринципности властей. Анархизм появился вновь в Германии после Гитлера, в Италии после Муссолини, в Испании после Франко, в Португалии после Салазара, в Аргентине после военной хунты, в России после 70 советской власти. Это несомненный показатель того, что идея самоорганизующегося общества, противостоящая насилию, непобедима.
Рассказ о них мы не включаем лишь ввиду ограниченности объема нашей работы.
Как уже было сказано разные анархисты предлагают разные цели, разные способы их достижения. Таким образом из многочисленных мнений, их схожести и отличности между собой в настоящий момент можно выделить несколько основных направлений анархистской программы.
Анархо-капитализм основывается на вере в свободное владение частной собственностью, отрицании любой формы правительственной власти или вмешательства, и поддержке конкурентоспособного свободного рынка как главного механизма для социального взаимодействия. Сторонники анархо-капиталистического общества выдвигают идею свободных рыночных отношений, завязанных на добровольных началах, способствующих становлению такого социального устройства, при котором будет стабильный санкционированный законом правопорядок, защита и инфраструктура, организованная через коммерческую конкуренцию, организации, занимающиеся благотворительностью, и свободно создаваемые ассоциации, но отсутствует государственная власть.
В понятие социальный анархизм можно включить целую совокупность направлений анархизма. К социальному анархизму причисляют анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и, отчасти, мутуализм. К нему относят коммунистические формы анархизма, которые базируются на сотрудничестве, кооперации и взаимопомощи, отказе от частной собственности на средства производства и капиталистических отношений.
Убеждение анархо-коммунистов заключается в возможности истинной свободной формы социальной организации только при условии общества, состоящем из самоуправляющихся коммун и общин, в которых организовано коллективное использование средств производства, внутри которых действует принцип прямой демократии.
Анархо-синдикализм занял свое особое место в течениях анархической мысли, возникнув в начале XX века. Это направление сосредотачивает свое внимание на рабочем движении. Синдикалисты представляют рабочие профсоюзы, как силу, осуществляющую радикальные социальные изменения в общественной жизни. Как и анархо-коммунисты, подавляющее большинство анархо-синдикалистов стремятся к отказу от системы наемного труда и частной собственности. Они видят в средствах производства одни из важнейшей причины разделения общества на собственников и наемных работников.
Основными принципами, лежащими в основе анархо-синдикализма, являются рабочая солидарность, прямое действие, самоуправление рабочих (это вылилось в синдикалистскую стратегию почти всех социальных анархистов). Эти принципы допустимы и в других течениях анархизма, так что анархо-синдикалистами часто являются анархо-коммунисты или анархо-коллективисты.
Существуют также другие направления в анархизме, называть которые самостоятельными нельзя ввиду того, что они не затрагивают экономической сферы общества, а также (некоторые из них) выделяют себя на основе проблемы, вытекающей из фундаментальных принципов анархизма. К ним мы относим анархо-феминизм, анархо-пацифизм, зеленый анархизм. Тем не менее, эти движения, в особенности последнее, весьма популярны и потому заслуживают упоминания.
На основании выполнения поставленных задач мы пришли к нескольких выводам.
Анархизм есть учение, стремящееся к установлению анархии.
Анархия есть состояние общества, в котором отношения социального неравенства, политической власти и иерархичности отсутствуют, организация общества осуществляется на принципах децентрализации, самоорганизации и свободного договора, путём чего достигается максимальная свобода личности.
Элементы анархического мировоззрения и отдельные философские идеи анархического характера прослеживаются в течение всей человеческой истории. Желание полного освобождения личности в свободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно называют протоанархизмом.
Черты протоанархизма находят в Древнем Египте (Карпократы), в Древней Греции (Антифон, Диоген Синопский), Древнем Китае (Лао-Дзы), в Средневековой Европе (анабаптисты).
Анархизм в современной форме зародился в конце XVIII – в начале XIX века. Традиционно считается, что отправной точкой этого является Великая французская революция и осмысление ее хода и итогов. Некоторые авторы (П. Кропоткин, Э. Реклю) считают, что возникновение анархизма есть неизбежное последствие интеллектуальной эволюции человечества.
Основателями современного анархизма считают Уильяма Годвина, Макса Штирнера, Пьера-Жозефа Прудона, Михаила Бакунина, Петра Кропоткина.
[6] Алексеев А. Цивилизации: эпизод первый // Наука и жизнь №6, 2014. – 3-6 с.
[10] Неттлау М. Очерки по истории анархических идей. – Детройт, 1991. – 9 с.
Читайте также: