Доклад на тему анархизм

Обновлено: 04.07.2024

Исторические корни анархизма, его приверженцы, чего добиваются и какими методами они хотят прийти к желаемому результату. Влияние анархизма на развитие политической науки. География российского анархизма 1905-1907 г. Современные направления в анархизме.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.04.2010
Размер файла 25,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Кафедра истории и политологии

На тему: Анархизм и его современные направления

Выполнил: студент 428гр

1. Сущность анархизма

2. Российский анархизм

3. Современные направления в анархизме

Список использованной литературы

На протяжении последних полутора десятков лет происходит возвращение в Россию наследия отечественной немарксистской философии и его осмысление. Вслед за произведениями оригинальных советских философов, русской религиозной философией, философией славянофильства, евразийством пришел черед для внимательного и всестороннего изучения философии русского анархизма, политическая составляющая которого долго заслоняла его остальные аспекты.

Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации - подобные настроения в той или иной форме можно обнаружить у китайских даосов, у английских диггеров.

Анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем как революционное движение.

Приверженцы анархизма, в момент его появления, были сторонниками радикальных мер, то есть революций. В нашей стране в конце XIX - начале XX веков созревали крупные анархические организации, идеей которых было осуществление мировой революции.

Цель данного реферата уяснить, что такое анархизм, как возник (т. е. его исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами они хотят прийти к желаемому результату, а главное, выяснить, как он повлиял на развитие политической науки.

1. Сущность анархизма

Анархизм (от греческого Anarhia - безвластие) - общественное политическое движение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате самовольного стихийного буйства масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Принципом этого учения является отрицание политики, отрицание всякой организации.

По формулировке одного из представителей анархического движения П.Кропоткина: Анархия - это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства.

Часто при определении анархизма сводят суть этого явления либо к единственному принципу отрицания правового регулирования общественной жизни, отрицания власти, государства вообще, либо к теории, цели, программе установления безвластного общества. Важнейшим принципом последователей анархистских учений было отрицание всякой политической деятельности.

Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности.

Анархизм - дитя буржуазного общества и является выражением недовольства мелкой буржуазии политическим и экономическим господством магнатов крупного капитала. Он вышел из лона утопического социализма и представляет отход от магистрального направления развития социалистической мысли.

Мировоззрение анархизма строится, как правило, на базе идеализма, метафизики, непринятия диалектики развития общества, непонимания классовых противоречий как движущих сил общественного прогресса.

Для анархических теорий характерен утопизм. Выйдя из недр утопического социализма, анархизм не мог окончательно порвать с ним. Выдвигаемые его теоретиками различные революционные проекты оказывались иллюзорными и при соприкосновении с реальной жизнью лопались как мыльные пузыри.

Другим представителем анархического учения был германский теоретик Макс Штирнер (Иоганн Шмидт) (1806 - 1856), выступавший сподвижником буржуазного индивидуализма.

В России анархизм развивался позднее и в других формах, впитав в себя национальные черты.

2. Российский анархизм

В начале XXв. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении, объединяющем леворадикально, демократически настроенные слои общества.

В самой России первые анархические группы появляются весной 1903г. в городе Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в городе Нежине Черниговской губернии в среде учащейся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящей линии, и уже к концу 1903г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, юго-запада и юга страны.

Июльский кризис 1917г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом анархических организаций. Поэтому накануне октября 1917г. анархисты были всё ещё в значительной степени разрознены. Колебание различных частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием. Анархисты, окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали в октябрьских событиях 1917г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.

Анархисты не могли смириться с таким решением властей. В конце марта 1918г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций.

В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских стрелков из охраны Кремля был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное сопротивление, но в основном застигнутые врасплох, сдавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана- Самары.

Верхушка движения не имевшая после смерти П.А. Кропоткина в 1921г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей.

Многие анархисты заявили о кризисе движения, его перерождении, своем желании трудиться на благо большевиков и вступили в РКП (б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшиеся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу, но их было ничтожно мало.

Но, как правило, конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях ГУЛАГа. В 1929г. на воле уже практически никого не было. Анархические организации в стране прекратили свое существование.

4. Современные направления в анархизме

Современная цивилизация у Цветкова выступает в образе дискотеки, главного института массовой культуры, где все вынуждены подчиняться выбранному ди-джеем опустошающему, гипнотизирующему ритму. Дискотека- как символ духовной пустоты и единообразия.

Под действительностью Цветков подразумевает процесс развития, реальную деятельность, творчество, в то время как естественность является для него чем-то вымышленным и примитивным, лишенным развития и основывающемся на низменных инстинктах.

По Цветкову творец-революционер стремится не постреволюционному, а именно к революционному состоянию, ибо ни одному революционному проекту не удалось в действительности воплотить претензии собственной идеологии, ни одна из конкурирующих программ к этому не стремилась.

Анархизм начал своё развитие в Европе. Его основоположники находили в развитии капиталистической системы одни минусы. Анархизм начал своё развитие во время формирования первых монополий как мелкобуржуазное течение, главным экономическим смыслом которого был индивидуализм.

В политическом отношении анархисты отрицали всякое государство, которое должны были заменить союзы индивидуальных производителей.

Однако российский анархизм очень сильно отличался от анархических идей западноевропейский родоначальников анархического учения. Если в трудах Прудона рассматривается построение анархизма на базе мелкобуржуазного производства и раннекапиталистического строя. В России конца XIX - начала XX века проповедниками анархизма стали демократически и леворадикально настроенные слои.

Пути воплощения своих идей теоретики анархизма тоже рассматривали по-разному. Прудон рассматривал переход к анархизму через эволюцию человеческого сознания, а Кропоткин только через осуществление насильственного переворота или бунта.

Большое значение в анархическом учении имела эволюция общественно-социальных отношений, которая и должна была закончиться воцарением всеобщей анархии.

В какой-то мере анархическое учение переплеталось с идеями марксизма. Ведь в итоге развития социалистического государства (по Марксу) получалось такое идеальное общество, которое не нуждалось больше в государстве, и уничтожало его.

Список использованной литературы

1. А. Вендт. Анархия - это то, что делают из нее государства: социальное конструирование политики с позиции силы.//Социально гуманитарные знания, 2001, №5.

2. Исаев И.А., Золотухина П.М. История правовых и политических учений России: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 415с.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 736с.

4. Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840 - 1917гг). - М.: Мысль, 1987 - 328с.

5. Тяпин И.Н. основные философские проблемы в трактовке русского анархизма.// Социально-гуманитарные знания, 2004, № 5.

Подобные документы

Происхождение и сущность анархизма, отличительные особенности данного общественно-политического лада. Принципы и направления его формирования и деятельности. Специфические признаки анархизма в России, его выдающиеся представители и место в истории.

реферат [24,0 K], добавлен 25.06.2015

Основные российские идеологи анархизма: М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. История становления и развития анархизма в России до революции 1917 г. и после ее окончания. Кризис данного философского течения в 1921 г. Возрождение анархизма в России после 1988 г.

реферат [69,1 K], добавлен 07.04.2017

Рассмотрение либерального анархизма Овадьи, анализ взглядов на мир и политику в целом. Выяснение организационных и идеологических особенностей анархизма. Современные анархистские движения. Отсутствие монополии на власть. Свобода – право выбирать правила.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 06.01.2014

Политико-правовая идеология анархизма, суть теории М.А. Бакунина. Формирование основных направлений социалистической идеологии, идеи народничества. Критика "авторитарного коммунизма" в сочинениях Бакунина, подготовка анархистской социальной революции.

реферат [28,6 K], добавлен 02.12.2010

Неприятие власти, государственности, авторитета. Проявление политического мышления в условиях политического режима. Макс Штирнер и его книга "Единственный и его собственность". Высший закон, государство, собственность, осуществление с позиций анархизма.

реферат [27,0 K], добавлен 13.08.2008

Функционирование идеологии в обществе. Основные типы политической идеологии: демократия, тоталитаризм. Принципы либерализма, консерватизма. Течения социализма. Разновидности фашизма. Направления анархизма. Формирование у людей политического мировоззрения.

презентация [507,1 K], добавлен 07.03.2016

Отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку. Функционирование политической идеологии в обществе. Основные типы политической идеологии. Идеологии либерализма, консерватизма, социализма, фашизма, анархизма.

Что такое анархизм? Идеи и определение простыми словами. Русский анархизм и его представители и основоположники: Михаил Бакунин и Петр Кропоткин. Политический, методологический, социальный анархизм.

Фото Что такое анархизм: идеи и политика, русский анархизм и его основоположники

Анархизм – это идеология безвластия. Анархизм предполагает отсутствие в обществе какой-либо власти, в том числе государственной.

Анархисты стремятся уничтожить любые формы эксплуатации людей друг другом. Вместо этого они предлагают установить сотрудничество индивидов, чтобы общественные отношения и социальные институты строились на личной заинтересованности всех их участников.

Анархистов наряду с социалистами и коммунистами относят к представителям левой идеологии, противопоставляя их правым – либералам и консерваторам.

Идеи анархизма

Анархистский идеал – это:

свобода от принуждения;

Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.

Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.

Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.

По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.

Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.

Основоположники анархизма

Пьер Прудон первым изложил целостную концепцию анархизма. Ее основные идеи: уничтожение централизованной государственной бюрократии и установление вместо нее федерации автономных регионов, в которые должны войти самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны.

Производство из собственности государства и предпринимателя, по Прудону, должно передаваться во владение трудящихся. Объединения работников для решения общих вопросов создают союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации.

Макс Штирнер основал анархо-индивидуализм: он выступал за абсолютную свободу личности. Некоторые анархисты допускали, что государственную власть можно использовать для борьбы за идеалы анархии.

В качестве путей борьбы за свою идеологию анархисты выбирали пропаганду, организацию восстаний и терактов, создание производственных коммун, кооперативов и профсоюзов.

Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно

Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).


Михаил Бакунин

Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.

Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.


Петр Кропоткин

Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.

Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.

С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.

Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.

История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.

Виды анархизма

Базовый принцип анархо-индивидуализм а заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.

Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.

Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.

Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.

Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.

со­ста­вил Ива­нов Олег

Ро­ж­де­ние рос­сий­ско­го анар­хиз­ма за­тя­ну­лось на не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий.

Лишь в 80-е го­ды XlX в. он сфор­ми­ро­вал­ся в ре­во­лю­ци­он­ное дви­же­ние и на­чал иг­рать оп­ре­де­ля­ю­щую роль в си­с­те­ме об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­ких взгля­дов на­род­ни­ков. Боль­шин­ст­во из них по­на­ча­лу, на­хо­ди­лись под вли­я­ни­ем ба­ку­ни­ст­ских идей. М.А.Ба­ку­нин, на пер­вое ме­с­то вы­дви­гал борь­бу все­ми доз­во­лен­ны­ми спо­со­ба­ми с го­су­дар­ст­вом и его ин­сти­ту­та­ми и гро­мо­г­ла­с­но объ­я­вил се­бя вра­гом лю­бой вла­сти. В ма­ни­фе­сте-кни­ге “Го­су­дар­ст­вен­ность и Анар­хия” - он пред­ло­жил сво­им по­с­ле­до­ва­те­лям един­ст­вен­ную фор­му ре­во­лю­ци­он­ной борь­бы - не­ме­д­лен­ное все­на­род­ное вос­ста­ние для раз­ру­ше­ния го­су­дар­ст­вен­но­го строя. Вза­мен пред­ла­га­лось ор­га­ни­за­ция воль­но­го брат­ско­го со­ю­за

“про­из­во­ди­тель­ных ас­со­ци­а­ций, об­щин и об­ла­ст­ных фе­де­ра­ций, об­ни­ма­ю­щих без­гра­ни­ч­но, по­то­му сво­бод­но, лю­дей всех язы­ков и на­род­но­стей”

По мне­нию Ба­ку­ни­на, дол­гом ка­ж­до­го че­ст­но­го ре­во­лю­ци­о­не­ра дол­ж­на бы­ла стать под­дер­ж­ка в на­ро­де ин­сти­к­тун­тив­но­го ду­ха про­те­с­та, его по­сто­ян­ной го­тов­но­сти к ре­во­лю­ции. “ Жи­вой ток ре­во­лю­ци­он­ной мы­с­ли, во­ли и де­ла” дол­жен был раз­бить тра­ди­ци­он­ную замк­ну­тость кре­сть­ян­ско­го ми­ра, на­ла­дить связь ме­ж­ду фа­б­ри­ч­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми и се­ля­на­ми и со­з­дать на их ос­но­ве не­со­кру­ши­мую си­лу, спо­соб­ную од­ним ма­хом про­из­ве­сти в стра­не со­ци­аль­ную ре­во­лю­цию.

Раз­ви­вая те­о­ре­ти­че­с­кие по­стро­е­ние Ба­ку­ни­на, чле­ны круж­ка А.В. Дол­гу­ши­на вско­ре пред­ло­жи­ли идею “хо­ж­де­ние в на­род” с це­лью под­го­тов­ки кре­сть­ян­ских вос­ста­ний для осу­ще­ст­в­ле­ния со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции. Че­рез “хо­ж­де­ние в на­род” про­шли мно­гие вид­ные лю­ди эпо­хи, ис­кав­шие дей­ст­ви­тель­ные спо­со­бы борь­бы с са­мо­дер­жа­ви­ем.

Даль­ней­шее раз­ви­тие анар­хи­че­с­кие по­стро­е­ния на­шли в ли­це П.А, Кропоткина. Осе­нью 1873 г. по по­ру­че­нию “чай­ков­цев”м ( чле­нов круж­ка Н.В. Чай­ков­ско­го) - он со­ста­вил про­грамм­ный до­ку­мент ор­га­ни­за­ции, ма­ни­фест -- “Дол­ж­ны ли мы за­нять­ся рас­смо­т­ре­ни­ем иде­а­ла бу­ду­ще­го строя ?“ В этом до­ку­мен­те иде­а­лом бу­ду­ще­го строя объ­я­в­ля­лась

“ анар­хия “ - т.е. “со­юз воль­ных ком­мун”, без цен­т­раль­ной го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми для про­ве­де­ния в жизнь анар­хи­че­с­кой про­грам­мы Кра­пот­кин счи­тал не толь­ко кре­сть­ян, но и го­род­ских ра­бо­чих:

“Здесь мы дол­ж­ны рас­про­стра­нять на­ши воз­зре­ния, здесь дол­ж­ны мы по­ды­с­кать то­ва­ри­щей. Пре­ж­де все­го вос­ста­ние дол­ж­но про­изой­ти в са­мом кре­сть­ян­ст­ве и го­род­ских ра­бо­чих толь­ко то­г­да мо­жет оно рас­счи­ты­вать на ус­пех”.

На­сколь­ко силь­на бы­ла ве­ра в осу­ще­ст­ви­мость анар­хи­че­с­ких по­стро­е­ний у рос­сий­ской мо­ло­де­жи той по­ры, по­ка­зы­ва­ет тот факт, что в пер­вых боль­ших су­деб­ных про­цес­сах 70-х го­дов, ор­га­ни­зо­ван­ных пра­ви­тель­ст­вом про­тив ре­во­лю­ци­о­не­ров ( про­цес­сы “50-ти” и “193-х” ), наи­бо­лее вид­ные об­ви­ня­е­мые по­чи­та­ли за честь на­зы­вать се­бя анар­хи­ста­ми.

В 70-- 90-е го­ды про­шло­го ве­ка П.А. Кра­пот­кин осу­ще­ст­вил раз­ра­бот­ку кон­це­п­ции анар­хо-ко­му­низ­ма, вос­при­ня­тую зна­чи­тель­ным боль­шин­ст­вом анар­хи­стов. Си­с­те­ма Кра­пот­ки­на при­вле­ка­ли вни­ма­ние со­в­ре­мен­ни­ков сво­ей глу­бо­ко гу­ма­ни­сти­че­с­кой на­пра­в­лен­но­стью, по­пыт­ка­ми син­те­за и гор­мо­нии ми­ра, стре­м­ле­ни­ем объ­я­с­нить все яв­ле­ния в об­ла­с­ти об­ще­ст­вен­ной жиз­ни объ­е­к­тив­ны­ми за­ко­на­ми при­ро­ды. Под анар­хи­ей он по­ни­мал “ ми­ро­воз­зре­ние ос­но­ван­ное на ме­ха­ни­че­с­ком по­ни­ма­ние яв­ле­ний “, Ох­ва­ты­ва­ю­щее всю при­ро­ду, вклю­чая сю­да и жизнь че­ло­ве­че­с­ких об­ществ. В сво­их по­стро­е­ни­ях но­вый те­о­ре­тик рос­сий­ско­го анар­хиз­ма зна­чи­тель­ное ме­с­то уде­лил во­п­ро­сам ре­во­лю­ции. Он не счи­тал на­род го­то­вым к не­ме­д­лен­но­му ре­во­лю­ци­он­но­му вы­сту­п­ле­нию и ста­вил во­п­рос о со­з­да­ние анар­хи­че­с­кой пар­тии для “ ти­хой под­го­то­ви­тель­ной идей­ной ра­бо­ты ”. Со­ци­аль­ную ре­во­лю­цию он счи­тал за­ко­но­мер­ным яв­ле­ни­ем ис­то­ри­че­с­ко­го про­цес­са, “ ре­з­ким ска­ч­ком вверх “, ко­то­рый дол­жен при­ве­с­ти к по­л­но­му унич­то­же­нию все ин­сти­ту­тов вла­сти и гос. уч­ре­ж­де­ний. По его мне­нию, анар­хо-ко­му­низм мо­ж­но бы­ло вво­дить сра­зу по­с­ле раз­ру­ше­нию ста­рых по­ряд­ков в хо­де ре­во­лю­ции. Кто же со­вер­шит эту ве­ли­кую ре­во­лю­цию? “ Ее мо­гут сде­лать толь­ко са­ми тру­дя­щий­ся - ра­бо­чие и кре­сть­я­не и тру­до­вые эле­мен­ты из ин­тел­ли­ген­ции”, - пи­сал Кро­пот­кин. Он так же от­ри­цал не­об­хо­ди­мость ре­во­лю­ци­он­но­го пра­ви­тель­ст­ва, не при­зна­вал ни ка­кой ре­во­лю­ци­он­ной ди­к­та­ту­ры, так как при ней, по его мне­нию, “ ре­во­лю­ция не­из­бе­ж­но вы­ро­ж­да­ет­ся в про­из­вол и в де­с­по­тизм”.

В на­ча­ле ХХ в. в Рос­сии, в ус­ло­ви­ях об­ще­го ре­во­лю­ци­он­но­го подъ­е­ма и не­ви­дан­ной на­ка­лу клас­со­вой борь­бы, анар­хизм - ве­ч­ный спут­ник ре­во­лю­ций и со­ци­аль­ных по­тря­се­ний вновь за­я­вил о се­бе, как об об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­ком дви­же­нии, обе­ди­ня­ю­щем ле­во­ра­ди­каль­но, де­мо­кра­ти­че­с­ки на­стро­ен­ные слои об­ще­ст­ва.

Пер­вые ша­ги к уси­ле­нию ро­ли анар­хиз­ма в об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­кой жиз­ни стра­ны бы­ли сде­ла­ны за гра­ни­цей. В 1900 г. в Же­не­ве воз­ни­ка­ет ор­га­ни­за­ция рос­сий­ских анар­хи­стов-эми­г­ран­тов “Груп­па рус­ских анар­хи­стов за гра­ни­цей“, из­дав­шее воз­зва­ние с при­зы­вом к свер­же­нию са­мо­дер­жа­вия и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции. Ее ли­де­ра­ми бы­ли Мен­дель Дай­нов, Ге­ор­гий и Ли­дия Го­ге­лия. Су­п­ру­ги Го­ге­лия в 1903 г. в Же­не­ве со­з­да­ли груп­пу

анар­хи­стов-ко­му­ни­стов “Хлеб и Во­ля”, при­не­с­шую из­ве­ст­ность Рос­сий­ско­му анар­хиз­му. “Хле­бо­воль­цам” при под­дер­ж­ке Кро­пот­ки­на, М. И. Гольд­смит и В. Н. Чер­ке­зо­ва уда­лось в том­же го­ду ор­га­ни­зо­вать пер­во­го рос­сий­ско­го анар­хи­че­с­ко­го пе­чат­но­го ор­га­на за гра­ни­цей - - га­зе­ты “Хлеб и Во­ля”.

В са­мой Рос­сии пер­вые анар­хи­ст­ские груп­пы по­я­в­ля­ют­ся ве­с­ной 1903 г. в г.Бе­ло­сто­ке Грод­нен­ской гу­бер­нии сре­ди ев­рей­ской ин­тел­ли­ген­ции и при­со­е­ди­нив­ших­ся к ней ре­ме­с­лен­ных ра­бо­чих; ле­том - в г. Не­жи­не Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии в сре­де уча­щий­ся мо­ло­де­жи. На­чав­ший­ся про­цесс об­ра­зо­ва­ния анар­хи­ст­ских групп на тер­ри­то­рии стра­ны шел по вос­хо­дя­щий ли­нии, и уже к кон­цу 1903 г. функ­ци­о­ни­ро­ва­ло 12 ор­га­ни­за­ций в 11 го­ро­дах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 на­се­лен­ных пун­к­тах се­ве­ро-за­па­да, Юго-за­па­да и Юга стра­ны.

Гео­гра­фия рос­сий­ско­го анар­хиз­ма чет­ко об­ри­со­ва­лась в 1905-1907 го­дах. “Сто­ли­ца­ми” дви­же­ния счи­та­лись Бе­ло­сток, Ека­ти­ри­но­с­лав и Одес­са.

М. Э. Да­ни­лов, Н. И. Му­зиль,

Я. И. Ки­рил­лов­ский, А. А. Бо­ро­вой,

В. И. Фе­до­ро­в­лов­ский (Д. Но­во­мир­ский), - ро­ди­лись в се­ре­ди­не - кон­це 70-х гг. XIX в., т.е. к мо­мен­ту

ре­во­лю­ции им бы­ло око­ло 25 - 32 лет. В ос­нов­ном ру­ко­во­ди­те­ли и те­о­ре­ти­ки анар­хо­дви­же­ние име­ли вы­с­шее или сре­д­нее спе­ци­аль­ное об­ра­зо­ва­ние, боль­шие на­вы­ки аги­та­ци­он­ной ра­бо­ты.

Июль­ский по­ли­ти­че­с­кий кри­зис 1917 г. за­кон­чил­ся по­ра­же­ни­ем сил ре­во­лю­ции и ча­с­ти­ч­ным раз­гро­мом анар­хи­че­с­ких ор­га­ни­за­ций. В этот пе­ри­од на пе­ред­ней край борь­бы вновь вы­хо­дит Кро­пот­кин. Его фи­гу­ра при­вле­к­ла вни­ма­ние не толь­ко ре­во­лю­ци­о­не­ров, но и сто­рон­ни­ков пра­ви­тель­ст­ва, пы­тав­шив­ся в сво­их це­лях ав­то­ри­тет ве­ли­ко­го уче­но­го и мы­с­ли­те­ля.

А. Ф. Ке­рен­ский де­лал не­ве­ро­ят­ные уси­лия, что­бы уго­во­рить Кро­пот­ки­на вой­ти во Вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во, пред­ла­гая ему на вы­бор лю­бой пост ми­ни­ст­ра. Кра­пот­кин от­ка­зал­ся от­ве­тив:” Я счи­таю ре­ме­с­ло чи­с­тиль­щи­ка са­пог бо­лее че­ст­ным и по­лез­ным”. Оче­вид­но, ре­зуль­та­том дли­тель­ных раз­мыш­ле­ний ста­ло его уча­стие в ра­бо­те Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­ща­ния в Мо­с­к­ве,15 ав­гу­ста 1917г.

Кон­сер­ва­тив­ные кру­ги вряд ли ожи­да­ли ус­лы­шать от те­о­ре­ти­ка анар­хиз­ма про­по­ведь идеи клас­со­во­го при­ми­ре­ния всех сил “и пра­вых и ле­вых”, дей­ст­ву­ю­щих в ре­во­лю­ции. Воз­мо­ж­но это был хи­т­рый ход по­ли­ти­ка счи­тав­ше­го, что до­с­тичь цар­ст­ва анар­хии мо­ж­но бу­дет толь­ко в ус­ло­ви­ях ми­ра и де­мо­кра­тии. Но за та­кое по­ло­же­ние дел анар­хи­стам еще пред­сто­я­ло бо­роть­ся.

На­ка­ну­не Ок­тя­б­ря 1917 г. они бы­ли все еще в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни раз­роз­нен­ны.

Ко­ле­ба­ние раз­ли­ч­ных ча­с­тей анар­хи­че­с­ко­го дви­же­ния не спа­с­ли его от под­чи­не­ния ре­ши­тель­ной и вла­ст­ной та­к­ти­ке боль­ше­ви­ков. В дни Ок­тя­б­ря боль­ше­ви­ки ис­поль­зо­ва­ли анар­хи­стов в ка­че­ст­ве бо­е­вой, раз­ру­ши­тель­ной си­лы про­тив бур­жу­а­зии, ока­зы­вая им все­мер­ную по­мощь ору­жи­ем, про­до­воль­ст­ви­ем и пр. Анар­хи­сты оку­нув­шись в род­ную сти­хию борь­бы и раз­ру­ше­ния, уча­ст­ва­ли в ок­тябрь­ских со­бы­ти­ях 1917 г. в Пе­т­ро­гра­де, Мо­с­к­ве, Ир­кут­ске и дру­гих го­ро­дах.

Но для боль­ше­ви­ков ут­вер­див­ших­ся у вла­сти, анар­хизм, с его ло­зун­га­ми борь­бы за сво­бо­ду ли­ч­но­сти и про­тив го­су­дар­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов, был хо­рош толь­ко до той по­ры, по­ка не ме­шал осу­ще­ст­в­ле­нию соб­ст­вен­ных пла­нов го­су­дар­ст­вен­но­го стро­и­тель­ст­ва. Боль­ше­ви­ки опо­са­лись со­еди­не­ния идей анар­хии с ло­зун­га­ми сво­их про­тив­ни­ков из сре­ды де­мо­кра­ти­че­с­ких сло­ев об­ще­ст­ва. Для борь­бы с анар­хи­ста­ми и их по­пут­чи­ка­ми бы­ли ис­поль­зо­ва­ны все ме­то­ды: от об­ви­не­ния их в под­дер­ж­ке “бур­жу­аз­ных контр­ре­во­лю­ци­о­не­ров”, в ор­га­ни­за­ции “пья­ных по­гро­мов” до по­пы­ток фор­ми­ро­ва­ния ими соб­ст­вен­ных от­ря­дов.

17 де­ка­б­ря в га­зе­те пе­т­ро­град­ских анар­хи­стов по­я­вил­ся при­зыв к со­з­да­нию соб­ст­вен­ных во­о­ру­жен­ных сил. “Воль­ные анар­хи­че­с­кие дру­жи­ны” ну­ж­ны бы­ли анар­хи­стам ”для ор­га­ни­зо­ван­но­го уда­ра. по вла­сти, для смер­тель­ной за со­ци­аль­ную ре­во­лю­цию”. В пуб­ли­ка­ции со­дер­жа­лась пря­мая уг­ро­за боль­ше­ви­кам:” Ес­ли вы ста­ни­те на на­шем пу­ти к анар­хии, к ка­му­не, мы рас­топ­чем и вас”. Ве­с­ной 1918 г. анар­хи­сты при­сту­пи­ли к со­з­да­нию по­сто­ян­ных бо­е­вых от­ря­дов. Ка­д­ры “бо­е­ви­ков” пред­на­зна­ча­лись для борь­бы “за иде­а­лы анар­хиз­ма”, с “контр­ре­во­лю­ци­ей” в Рос­сии, а так­же для по­да­в­ле­ния вы­сту­п­ле­ний “гер­ман­ских бе­ло­гвар­дей­цев”.

По­сто­ян­ная на­це­лен­ность анар­хи­стов на за­дач ми­ро­во­го ре­во­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия не ме­ша­ла им ус­т­ра­и­вать про­за­и­че­с­кие на­ле­ты на квар­ти­ры, гра­бить скла­ды и ма­га­зи­ны, и да­же за­хва­ты­вать зда­ния. Мо­с­ков­ские анар­хи­че­с­кие груп­пы зи­мой 1918 г. ус­т­ро­и­ли на­сто­я­щие со­рев­но­ва­ние по за­хва­ту особ­ня­ков в го­ро­де.

По­чув­ст­во­вав за со­бой не­кую си­лу, анар­хи­сты ре­ши­ли до­бить­ся окон­ча­тель­но­го сво­его при­зна­ния Со­вет­ской вла­стью. Весь­ма ва­ж­ной для них бы­ла за­да­ча обес­пе­че­ния ору­жи­ем и про­до­воль­ст­ви­ем в рав­ных про­пор­ци­ях с кра­с­но­гвар­дей­ца­ми. Вла­сти Мо­с­к­вы и Пе­т­ро­гра­да при­зна­ли тре­бо­ва­ния анар­хи­стов не­до­пу­с­ти­мы­ми и за­пре­ти­ли им вы­да­чу ору­жия.

Анар­хи­сты не мог­ли сми­рит­ся с та­ким ре­ше­ни­ем вла­стей. В кон­це мар­та 1918 г. чле­ны Мо­с­ков­ской Фе­де­ра­ции анар­хи­че­с­ких групп офи­ци­аль­но уве­до­ми­ли Мос­со­вет о за­хва­те по­ме­ще­ния ку­пе­че­с­ко­го со­б­ра­ния на Ма­лой Дми­т­ров­ке дом № 6 и раз­ме­ще­нии там сво­их ор­га­ни­за­ций. Та­кая по­зи­ция со­з­да­ла уг­ро­зу воз­мо­ж­ных на­силь­ст­вен­ных дей­ст­вий про­тив боль­ше­ви­ков. На­сколь­ко та­кая за­да­ча бы­ла ре­аль­ной и вы­пол­ни­мой для анар­хи­стов?

Сей­час тру­д­но от­ве­тить на этот во­п­рос. Во вся­ком слу­чае, в Мо­с­к­ве ста­ли уси­лен­но рас­по­стра­нят­ся слу­хи о го­то­вя­щем­ся вы­сту­п­ле­ние анар­хи­стов.

В ночь с 11 на 12 ап­ре­ля в го­ро­де си­ла­ми ВЧК, во­ин­ских ча­с­тей и ла­тыш­ских стрел­ков из ох­ра­ны Кре­м­ля

был про­ве­ден за­хват зда­ний, за­ни­ма­е­мых анар­хи­ста­ми, и ра­зо­ру­же­ние сто­рон­ни­ков анар­хии. В не­ко­то­рых ме­с­тах анар­хи­сты ока­зы­ва­ли силь­ное со­про­ти­в­ле­ние, но в ос­но­вом за­стиг­ну­тые врас­плох, зда­ва­лись. Вско­ре бы­ло про­ве­де­но ра­зо­ру­же­ние анар­хи­че­с­ких групп в Пе­т­ро­гра­де, Во­ло­г­де, по­да­в­лен анар­хо-мя­теж в рай­оне Бу­гу­ру­с­ла­на-Са­ма­ры.

Вер­хуш­ка дви­же­ния не имев­шая по­с­ле смер­ти

П. А. Кра­пот­ки­на в 1921 г. под­лин­но­го ру­ко­во­ди­те­ля и те­о­ре­ти­ка, рас­ко­ло­лась на не­сколь­ко ча­с­тей.

Мно­гие анар­хи­сты за­я­ви­ло о кри­зи­се дви­же­ния, его пе­ре­ро­ж­де­ние сво­ем же­ла­нии тру­дит­ся на бла­го боль­ше­ви­ков и всту­пи­ло в РКП(б). Дру­гая часть ду­хов­но­му гне­ту и лжи пред­по­чла эми­г­ра­цию и вы­еха­ла или бы­ла вы­сла­на за гра­ни­цу. На­ко­нец, ос­тав­ший­ся в стра­не при­вер­жен­цы анар­хии пы­та­лись про­во­дить ка­кую-то ра­бо­ту но их бы­ло ни­ч­то­ж­но ма­ло.

Мно­гие анар­хи­сты тя­же­ло пе­ре­жи­вая раз­рыв с ро­ди­ной, оди­но­че­ст­во, и ус­та­лость от бес­по­лез­ной борь­бы, при­ни­ма­ют ре­ше­ние вер­нуть­ся в СССР. Кто-то воз­вра­щал­ся по сво­ей во­ле, кто-то из-за свя­зей с че­ки­ста­ми, но как пра­ви­ло ко­нец жиз­ни эти в про­шлом идей­ные анар­хи­сты про­во­ди­ли оди­на­ко­во - на строй­ках и ла­ге­рях

ГУ­ЛА­Га. В 1929 г. на во­ле уже пра­к­ти­че­с­ки ни ко­го не бы­ло. Анар­хи­че­с­кие ор­га­ни­за­ции в стра­не пре­кра­ти­ли свое су­ще­ст­во­ва­ние.

Трифонова Ольга Александровна

Актуальность темы. Вопрос о взаимоотношениях личности и государства всегда волновал человеческий разум, представляя из себя категорию вечных проблем устройства общества и объект постоянного внимания социальной и политической наук. В последнее время, в условиях повсеместной глобализации, когда человек становится все значительнее связан (как в социальном и экономическом, так и духовном плане) с миром в целом, нежели с отдельной его частью, вопрос о роли государства в жизни отдельных людей и всего общества становится все более насущным. Этот вопрос требует решения. Этим в первую очередь и обусловлен выбор и актуальность темы.

Начальной точкой решения этого вопроса мы выбрали анархию. Во-первых, из-за анархичной природы первоначального организованного человеческого общества. А, во-вторых, и самое главное, потому, что вопросы, которые ставит анархизм, являясь антиподом государства, являются отражением злободневных проблем, которые оно, по их мнению, порождает и поддерживает. Это проблемы свободы, отчуждения, сексизма, гетеронормативности, неравенства, основанного на угнетении и эксплуатации, иерархии, бюрократии, даже отношения к природе. Эти вопросы интересуют, по нашему мнению, каждого мыслящего человека, что обеспечивает актуальность анархизму как учению о преобразовании и движении к лучшему.

Интерес к анархизму, как бы это ни было странно ввиду ряда его исторических поражений, так или иначе вновь набирает популярность во всем мире и в наши дни. Этот подъем не единичен. Это прослеживается в возрастающей объединяющей и просветительской деятельности современных анархистов: организаций встреч, бесед, лекций, выпуск литературы, занятие публицистикой, проведение митингов, демонстраций, пикетов.

С другой стороны, несмотря на возрастающий интерес к анархии – в большинстве своем практический – в последнее время довольно мало научных работ или статей по теоретической части этой темы. Вместе с этим, отсутствие подобного материала порождает невежество среди людей. Это находит отклик и в неправильном понимании анархии. Опыт создание подобного материала является еще одним пунктом, обеспечивающим актуальность нашей теме.

Объектом изучения нашей работы является анархизм как социальное-философское направление. Предметом – история возникновения анархизма, его движущие силы, его понимание мира.

Целью работы является ознакомление с историей формирования анархических идей, условиями и причинами их возникновения, мировоззрением его виднейших основоположников.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи :

  1. ознакомление с трудами анархистских классиков (У. Годвин, М. Штирнер, П.-Ж. Прудон, М. Бакунин, П.А. Кропоткин) и современных теоретиков и исследователей;
  2. изучение истории анархистских движений;
  3. проведение сравнительного анализа наиболее распространенных анархических течений;
  4. выявление философской основы анархии, её специфики, отличия от других социальных и политических философий и доктрин;

При изучении данной темы мы использовали плюралистическую методологию , включающую в себя многообразие методов и подходов, используемых в историко-философских исследованиях: диалектический ; исторический , предусматривающий изучение конкретных, важных для темы периодов и событий; применение индуктивного и дедуктивного анализа исторических данных, ведущего нас к построению причинно-следственных связей , что также позволит нам использовать умозаключение по аналогии .

Новизна работы заключается в том, что на сегодняшний день нет обобщающий работы об анархизме, в которой бы излагались вопросы исторического и философского характера этого учения.

Однако, как таковой общей, единой философии анархии не существует. Анархия не представляет из себя догматического учения, созданного кем-то; ее нельзя назвать идеологией. Анархия – это совокупность политических, социальных и экономических учений, которые могут быть диаметрально противоположны друг другу; она объединяет в себя течения от крайне индивидуалистических (анархо-индивидуализм, анархо-капитализм) до крайне социальных (анархо-коллективизм, анархо-синдикализм, анархо-коммунизм). Впрочем, первую группу анархизмом признают далеко не все, а иногда анархизм определяют, как чисто антикапиталистическое движение.

Тем не менее, все без исключения анархисты преследуют одну общую цель – установление анархисткой модели общества, на которое у анархистов в силу различных исторических уроков и современных данных сложился свой, особый взгляд и отличный от всех других – от консерваторов до либералов, от социал-демократов до марксистов – идеал.

Дело в том, что разные анархисты предлагают разные концепции и планы организации нового общества, построенного на анархистских началах. Анархия противопоставляется всем архичным формам власти, затрагивая, подобно им, социальные и экономические вопросы, поэтому не стоит удивляться, что и анархические течения столько разнообразны. Тем не менее, все они стремятся к одному и исходят из общих, базовых принципов анархической организации общества.

Считая, как уже было сказано, личность высшей ценностью, анархисты выступают за свободу личности , подразумевающую исключение любых видов принуждения: государственного, экономического, морального, идеологического, религиозного.

Основываясь на этом же, анархисты считают, что ценным является каждый человек, вне зависимости от своего пола, возраста, гендерной и этнической принадлежности, убеждений, сексуальной ориентации или рода деятельности, что все люди от рождения имеют совершенно равные права, так как нет объективных причин для их дифференциации. Именно из этого проистекает отрицание неравенства – все люди ценны одинаково, и неравенство в правах неприемлемо.

Как бы странно это не звучало, но анархия – это третье решение дилеммы между тотальным государством и между тотальным противостоянием всех и каждого, между равенством и свободой. Анархизм утверждает невозможность одного без другого, указывая на привилегированность свободы без равенства и рабство равенства без свободы [4] .

Равенство , в понимании анархистов, подразумевает равноценный, одинаково значимый статус и возможности участников отношений относительно друг друга. Вместе с тем, анархисты не усредняют человека по этому принципу, не утверждают, что люди должны жить одинаково, а, напротив, выступают за равенство разного .

Неравенство неизбежно порождает власть, а власть неизбежно поддерживает неравенство. Следовательно, анархизм предполагает отказ от отношений власти .

Неравенство и власть предполагают существование определенной иерархии – цепочки взаимного подчинения. Само собой разумеется, что иерархия предусматривает наличие наивысшего уровня, наивысшей инстанции, а значит, иерархия неизбежно сопровождается централизацией.

Для такого типа организации характерно понятие свободного договора (также называемого свободой ассоциаций, кооперацией или принципом федерализма), заключаемого сторонами по взаимному согласию и на взаимовыгодных условиях.

Таким образом, идеал анархизма – анархия – это состояние общества, в котором отношения социального неравенства, политической власти и иерархичности отсутствуют, организация общества осуществляется на принципах децентрализации, самоорганизации и свободного договора, путём чего достигается максимальная свобода личности.

Для верного и полного представления о сущности анархизма как идейного течения необходимо выяснить вопрос о его происхождении.

Общественные науки еще очень далеки от того момента, когда они получат ту же степень точности, как физика или химия. И если в изучении естественных наук мы еще не достигли еще абсолютной точности, то глупо было бы ожидать ее от наук общественных, имеющих дело порой с весьма более сложными явлениями и объектами. Тем не менее, существует ряд довольно точных историографических фактов, которые смогут, если и не разрешить эту проблему (что навряд ли возможно в наши дни), то по как минимум помогут составить некоторую картину развития анархизма, что в целом соответствует нашей задачи.

Элементы анархического мировоззрения и отдельные философские идеи анархического характера прослеживаются в течение всей человеческой истории. Желание полного освобождения личности в свободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно называют протоанархизмом.

Истоки анархизма находят также на другом конце света – в Древнем Китае, в даосской традиции Лао-цзы и Чжуан-цзы. Кроме того, их рассматривают и в начале нового времени – в идеях анабаптистов [11] .

Годвин не только привел классический довод анархизма, заключающийся в противоречии власти человеческой природе, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, как причине общественного зла, но он также представил модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины являются основной ячейкой. Эти общины функционируют без каких-либо управленческих органов, поскольку даже демократия является формой тирании, а распределение полномочий при представительном правлении ведет к отчуждению индивида. Годвин также отрицал такой источник власти как собственность. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до тридцати минут в день, что облегчит переход к свободному обществу (П.А. Кропоткин в своих работах также говорил о том, что в современном ему обществе четырёхчасовая работа каждого человека достаточна для удовлетворения всех материальных нужд).

Во имя справедливости Прудон отрицает не право, а почти что все отдельные правовые нормы, и именно, государственные законы [14] . Как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д. должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне (под которой он подразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в XIX – XX веках).

Не стоит, конечно, считать, что анархизм ограничен только ими: в каждом европейском, североамериканском, латиноамериканском и азиатском обществе есть свои анархистские публицисты, журналисты, кружки сподвижником. Всякий раз после краха очередного авторитарного, репрессивного политического режима, анархистское меньшинство призывает оглянуться назад и усвоить уроки жестокости и беспринципности властей. Анархизм появился вновь в Германии после Гитлера, в Италии после Муссолини, в Испании после Франко, в Португалии после Салазара, в Аргентине после военной хунты, в России после 70 советской власти. Это несомненный показатель того, что идея самоорганизующегося общества, противостоящая насилию, непобедима.

Рассказ о них мы не включаем лишь ввиду ограниченности объема нашей работы.

Как уже было сказано разные анархисты предлагают разные цели, разные способы их достижения. Таким образом из многочисленных мнений, их схожести и отличности между собой в настоящий момент можно выделить несколько основных направлений анархистской программы.

Анархо-капитализм основывается на вере в свободное владение частной собственностью, отрицании любой формы правительственной власти или вмешательства, и поддержке конкурентоспособного свободного рынка как главного механизма для социального взаимодействия. Сторонники анархо-капиталистического общества выдвигают идею свободных рыночных отношений, завязанных на добровольных началах, способствующих становлению такого социального устройства, при котором будет стабильный санкционированный законом правопорядок, защита и инфраструктура, организованная через коммерческую конкуренцию, организации, занимающиеся благотворительностью, и свободно создаваемые ассоциации, но отсутствует государственная власть.

В понятие социальный анархизм можно включить целую совокупность направлений анархизма. К социальному анархизму причисляют анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и, отчасти, мутуализм. К нему относят коммунистические формы анархизма, которые базируются на сотрудничестве, кооперации и взаимопомощи, отказе от частной собственности на средства производства и капиталистических отношений.

Убеждение анархо-коммунистов заключается в возможности истинной свободной формы социальной организации только при условии общества, состоящем из самоуправляющихся коммун и общин, в которых организовано коллективное использование средств производства, внутри которых действует принцип прямой демократии.

Анархо-синдикализм занял свое особое место в течениях анархической мысли, возникнув в начале XX века. Это направление сосредотачивает свое внимание на рабочем движении. Синдикалисты представляют рабочие профсоюзы, как силу, осуществляющую радикальные социальные изменения в общественной жизни. Как и анархо-коммунисты, подавляющее большинство анархо-синдикалистов стремятся к отказу от системы наемного труда и частной собственности. Они видят в средствах производства одни из важнейшей причины разделения общества на собственников и наемных работников.

Основными принципами, лежащими в основе анархо-синдикализма, являются рабочая солидарность, прямое действие, самоуправление рабочих (это вылилось в синдикалистскую стратегию почти всех социальных анархистов). Эти принципы допустимы и в других течениях анархизма, так что анархо-синдикалистами часто являются анархо-коммунисты или анархо-коллективисты.

Существуют также другие направления в анархизме, называть которые самостоятельными нельзя ввиду того, что они не затрагивают экономической сферы общества, а также (некоторые из них) выделяют себя на основе проблемы, вытекающей из фундаментальных принципов анархизма. К ним мы относим анархо-феминизм, анархо-пацифизм, зеленый анархизм. Тем не менее, эти движения, в особенности последнее, весьма популярны и потому заслуживают упоминания.

На основании выполнения поставленных задач мы пришли к нескольких выводам.

Анархизм есть учение, стремящееся к установлению анархии.

Анархия есть состояние общества, в котором отношения социального неравенства, политической власти и иерархичности отсутствуют, организация общества осуществляется на принципах децентрализации, самоорганизации и свободного договора, путём чего достигается максимальная свобода личности.

Элементы анархического мировоззрения и отдельные философские идеи анархического характера прослеживаются в течение всей человеческой истории. Желание полного освобождения личности в свободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно называют протоанархизмом.

Черты протоанархизма находят в Древнем Египте (Карпократы), в Древней Греции (Антифон, Диоген Синопский), Древнем Китае (Лао-Дзы), в Средневековой Европе (анабаптисты).

Анархизм в современной форме зародился в конце XVIII – в начале XIX века. Традиционно считается, что отправной точкой этого является Великая французская революция и осмысление ее хода и итогов. Некоторые авторы (П. Кропоткин, Э. Реклю) считают, что возникновение анархизма есть неизбежное последствие интеллектуальной эволюции человечества.

Основателями современного анархизма считают Уильяма Годвина, Макса Штирнера, Пьера-Жозефа Прудона, Михаила Бакунина, Петра Кропоткина.

[6] Алексеев А. Цивилизации: эпизод первый // Наука и жизнь №6, 2014. – 3-6 с.

[10] Неттлау М. Очерки по истории анархических идей. – Детройт, 1991. – 9 с.

Читайте также: