Особенности общения в молодежной среде доклад

Обновлено: 01.06.2024

Переходные процессы, начавшиеся в конце 80-х годов, востребовали новый уровень социализации молодежи, связанный с включением ее в совершенно не свойственные предыдущим поколениям общественно-экономические отношения, новые ценности. В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. Личность здесь рассматривается не только и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.

Человек – существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. На наш взгляд, развитие организаторских и коммуникативных качеств очень важно именно в подростковом возрасте. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.

В отечественной социологии особое внимание уделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, Волков К. Н., Коломинский Я. Л.), процессов становления личности молодого человека (И.С. Кон, Ананьев В. Г., Андреева Г. М., Божович Л. И., Петровская Л. А.).

В современной западной социологии молодежи больше внимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношений поколений (К. Аллербег, Ф. Тенбрук), молодежным субкультурам (С. Эйзенштадт, А. Коэн), изменению ценностей (Р. Инглехард) и др. [18, с. 380-389].

У всякого индивида есть его отдельные потребности – физиологические, такие, как голод, и психологические, такие, как потребность в положительных эмоциях. И во все времена удовлетворение человеком этих потребностей происходило с использованием общения.

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы тревожит существенное углубление кризиса самооценки детей подросткового возраста. Рост негативной самооценки отражается в тяге подростков к стихийно-групповому общению со сверстниками, в появлении разного рода уличных компаний, неформальных и антисоциальных групп.

Причина роста негативной самооценки кроется в отсутствии возможности удовлетворить обостренную потребность подростка в общественном признании, что задерживает его личностное самоопределение, интенсифицирует квазипотребности, квазиинтересы. Не случайно от 11 до 15 лет наблюдается отчетливая тенденция предпочитать социально-ориентированную форму общения, создающую для подростков действительные условия их признания как социально значимых лиц, утверждения во взрослом мире [15, с.266-270].

В настоящее время подростки и молодежь нуждаются в получении информации, касающейся вопросов психологии и этики общения.

Гипотеза – девочки-подростки свободное время предпочитают проводить в компании друзей.

Цель работы – изучить современное состояние сферы общения в молодежной среде, различные варианты общения, его особенности, влияние на развитие подростков, на их личностное самоопределение; провести исследование сферы общения в подростковой среде.

Объект исследования – сфера общения в молодежной среде.

Предмет исследования – психологические особенности общения в подростковой среде, его виды и формы.

Методы исследования: наблюдение, беседа, сравнительный анализ, анкетирование, опрос.

1. Теоретическое обоснование понятия "общение";

2. Изучение роли общения в жизни подростков и молодежи;

3. Изучение и анализ современного состояния сферы общения молодежи, характеристика видов и форм общения;

4. Изучение гендерных различий стилей общения;

5. Выявление положительных и отрицательных сторон влияния общения на развитие и процессы социализации молодежи;

6. Проведение исследования, изучение и анализ предпочтений подростков в сфере общения.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 19 источников.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 62687
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 1

Этикет современной молодежи отличается от правил поведения, принятых между взрослыми людьми. Подростки и молодые люди стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, при этом для них важно быть не хуже, чем сверстники.

В молодежной среде принято неформальное, свободное общение, может наблюдаться пренебрежение к общепринятым нормам, протестное поведение. Это приводит к тому, что собеседники проявляют грубость и даже неуважение друг к другу. Дерзкое поведение может удивлять, а иногда и шокировать взрослых, особенно пожилых людей. Грубость связана не только с неумением правильно вести диалог, но и желанием выделиться из толпы, показать свою значимость и независимость от мнения окружающих. Эти особенности отражаются в речи, поведении, общении молодежи.

Этикет современной молодежи отличается от правил поведения, принятых между взрослыми людьми. Подростки и молодые люди стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, при этом для них важно быть не хуже, чем сверстники.

Формулы речевого этикета в молодежной среде

Формулы речевого этикета - это готовые выражения, слова и фразы, которые используются во время общения. Они делятся на 3 большие группы: помогающие правильно начать разговор, поддержать его и закончить. В устной речи подростков и молодых людей можно выделить следующие виды формул:

Речевой этикет молодежи

Речевой этикет отражает нормы языка, принятые в определенной среде. Соблюдение установленных правил позволяет наладить коммуникацию, избежать конфликтов, донести свою мысль до собеседника. Манера речи определяется социальным статусом, воспитанием, возрастом говорящего.

Особенности речевого этикета в молодежной среде

В речи практически отсутствуют формулы сверхвежливости, выражения из высокого стиля, которые могут использоваться людьми старшего поколения. Вербальное выражение вежливости ограничивается устойчивыми фразами, разбавленными заимствованной или жаргонной лексикой, нередко в общении проскальзывают слова-паразиты.

В процессе разговора в речь часто включается много иностранных слов, что связано с влиянием западной музыки и киноиндустрии. Молодые люди общаются преимущественно резкими, лаконичными фразами, используют грубую лексику. Упрощение языка во многом связано с развитием социальных сетей, ведением переписки, которая требует сокращения слов.

Женщины часто отличаются многословием, применением уменьшительно-ласкательных форм. Общение между девушками носит эмоциональный характер, собеседницы могут делать друг другу комплименты, говорить в компании на личные темы. Женское общение более тактичное и вежливое, мужчины менее сдержаны.

Этикет современного молодого человека

Однако для современного молодого человека естественно поддержать друга в беде, сказать приятные слова близкому человеку. Хотя часто это происходит в свойственной подросткам и молодым людям грубоватой форме.

Проверьте свои знания прочитанной статьи

Однако важно понимать, что при общении со сверстниками подросток может вести себя так, как это принято в его кругу. Но в процессе взросления молодой человек перенимает нормы воинского , профессионального, делового этикета, которые жестко регламентированы и обязательны к исполнению.

Статья основана на опыте преподавания и общения со студентами. Я хочу поделиться размышлениями о том, как эффективно общаться с молодежью на лекциях, чтобы этот процесс был интересным и эффективным для студентов.

Психолингвистика – наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

Общение, как и деятельность вообще, есть и способ, и одновременное условие актуализации общественных отношений.

Также нужно провести грань между понятием общения и близкими ему, часто смешиваемыми понятиями. Например, возможно рассмотрение процессов коллективного общения (передача информации, постановка цели при совместной деятельности, обсуждение путей ее достижения) в плане их собственной внутренней логики, безотносительно к их социальным функциям, то есть анализ относительно самостоятельной системы средств и процессов, которые обеспечивают общение в его содержательном понимании.

Таким образом, общение – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующие общественные и личностные, психологические отношения и использующие специфические средства, в первую очередь язык.

Акт общения, рассматриваемый под углом зрения его направленности на тот или иной заранее запланированный эффект, может быть определен как акт психолингвистического воздействия.

Поясним данную мысль:

1. Речевое воздействие лишь в исключительных случаях выступает как самостоятельная деятельность с собственным мотивом. Чаще всего это – часть более сложной деятельности, средство для достижения какой-то внеречевой задачи. Таким образом, речевое воздействие – это психологическое действие, психологически самостоятельный акт.

2. Речевая коммуникация (в подавляющем большинстве случаев) не бывает односторонней. В условиях диалога в ней участвуют двое (или больше) коммуникантов, в условиях выступления перед публикой, при наличии обратной связи – диалог между оратором и аудиторией, при ее отсутствии ее потенциальная возможность тем не менее учитывается.

3. Речевое воздействие не является единственной формой сознательного воздействия на личность. Одного и того же эффекта можно достигнуть и при речевом воздействии, и при просмотре фильма или прослушивании музыки. При этом нельзя не учитывать воздействие неязыковыми средствами (мимика, жесты, интонация и т.д.).

Ясно, что понимаемое так психологическое воздействие не есть подчинение чужой воле, это борьба и сознательная оценка значимости мотивов. Если говорить с точки зрения современной социологии говорить о системе ценностей как основе поведения рецепиента, воздействие направлено как раз на сдвиг этих ценностей.

Если говорить о непосредственном общении студентов нашего техникума, обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время ребята зачастую испытывают определенные затруднения в выражении своих мыслей нормированным литературным языком. В их речи наблюдается большое количество слов из молодежного сленга, просторечий, иногда – арготизмы.

Если говорить о втором виде общения (опосредованном), то нам представляется, что современное общение молодежи в Интернете суть симбиотическое: с одной стороны, использование графем (букв), а с другой – большое количество так называемых смайликов, с помощью которых они передают свои чувства. Плюс к этому, и в Сети достаточно часто используются варваризмы, молодежный сленг, аббревиатуры, имеющие иностранное происхождение, но записываемые при этом русскими буквами (типа ОМГ, ИМХО, ЛОЛ и т.д.), слова и выражения из популярных фильмов или интернет-игр, интернационализмы, многие из которых зачастую абсолютно непонятны людям старших поколений.

И, нравится нам это или не нравится, большое количество объективных трудностей, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения, связано именно с данным психолингвистическим барьером: студентам зачастую нравится и предмет, и преподаватель, однако уровень общения преподавателя со студентом оставляет желать лучшего. Барьер остается непреодолимым. В отличие от школьных учителей, мы имеем дело с молодежью, которая сделала выбор в пользу той или иной профессии, и наша задача как преподавателей, работающих в сфере профессионального образования – поделиться с ними имеющимися у нас знаниями и при этом быть им понятными и интересными. Согласитесь, что одними техническими средствами воздействия не обойтись.

Каким же образом преобразовать общение с молодежью на лекциях? Как сделать его увлекательным и познавательным одновременно?

На наш взгляд, есть как минимум три способа

Новые значения и вообще изменения поля значения важны для нас постольку, поскольку они существенны для нашей деятельности: они ее в той или иной мере конструируют.

В любом случае, говорящий должен представлять себе смысловое поле рецепиента в момент воздействия на него и после; представлять себе характер и направления изменений после него.

Таким образом, психолингвистическое воздействие преподавателя состоит в том, чтобы на основе моделирования смыслового поля молодежи и на основе знаний о правилах оптимального перевода смыслового значения, он кодирует оптимальные изменения у студентов.

Иными словами, преподаватель должен уметь не только объективно выразить в словах свои мысли и чувства, но и сделать их единственно целесообразным способом речевого выражения и быть при этом наиболее близким к оптимуму.

Важным становится не сказать что-то, а сначала – что сказать, и затем – как сказать: для нас становится важным не то, что реципиент понял, а что – не понял, а – как понял.

В заключение хочется отметить следующее: нам никогда не удастся создать продуктивную психолингвистическую среду, если мы не будем интересоваться тем, что увлекает нынешнюю молодежь: иногда одно или два слова из их сленга или спрошенный у них совет по поводу использования того или иного гаджета сближает преподавателя и студентов намного больше, чем самая интереснейшая информация или презентация, подготовленная педагогом. А отсюда – и общее поле общения, и более высокий уровень усвоения передаваемой информации.

Переходные процессы, начавшиеся в конце 80-х годов, востребовали новый уровень социализации молодежи, связанный с включением ее в совершенно не свойственные предыдущим поколениям общественно-экономические отношения, новые ценности. В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. Личность здесь рассматривается не только и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.

Человек существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. На наш взгляд, развитие организаторских и коммуникативных качеств очень важно именно в подростковом возрасте. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.

В отечественной социологии особое внимание уделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, Волков К. Н., Коломинский Я. Л.), процессов становления личности молодого человека (И.С. Кон, Ананьев В. Г., Андреева Г. М., Божович Л. И., Петровская Л. А.).

В современной западной социологии молодежи больше внимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношений поколений (К. Аллербег, Ф. Тенбрук), молодежным субкультурам (С. Эйзенштадт, А. Коэн), изменению ценностей (Р. Инглехард) и др. [18, с. 380-389].

У всякого индивида есть его отдельные потребности физиологические, такие, как голод, и психологические, такие, как потребность в положительных эмоциях. И во все времена удовлетворение человеком этих потребностей происходило с использованием общения.

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы тревожит существенное углубление кризиса самооценки детей подросткового возраста. Рост негативной самооценки отражается в тяге подростков к стихийно-групповому общению со сверстниками, в появлении разного рода уличных компаний, неформальных и антисоциальных групп.

Причина роста негативной самооценки кроется в отсутствии возможности удовлетворить обостренную потребность подростка в общественном признании, что задерживает его личностное самоопределение, интенсифицирует квазипотребности, квазиинтересы. Не случайно от 11 до 15 лет наблюдается отчетливая тенденция предпочитать социально-ориентированную форму общения, создающую для подростков действительные условия их признания как социально значимых лиц, утверждения во взрослом мире [15, с.266-270].

В настоящее время подростки и молодежь нуждаются в получении информации, касающейся вопросов психологии и этики общения.

Гипотеза девочки-подростки свободное время предпочитают проводить в компании друзей.

Цель работы изучить современное состояние сферы общения в молодежной среде, различные варианты общения, его особенности, влияние на развитие подростков, на их личностное самоопределение; провести исследование сферы общения в подростковой среде.

Объект исследования сфера общения в молодежной среде.

Предмет исследования психологические особенности общения в подростковой среде, его виды и формы.

Методы исследования: наблюдение, беседа, сравнительный анализ, анкетирование, опрос.

  1. Теоретическое обоснование понятия "общение";
  2. Изучение роли общения в жизни подростков и молодежи;
  3. Изучение и анализ современного состояния сферы общения молодежи, характеристика видов и форм общения;
  4. Изучение гендерных различий стилей общения;
  5. Выявление положительных и отрицательных сторон влияния общения на развитие и процессы социализации молодежи;
  6. Проведение исследования, изучение и анализ предпочтений подростков в сфере общения.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 19 источников.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

1.1 Понятие общения, его особенности в подростковом возрасте

Первейшая человеческая функция общения это регуляция совместной деятельности, без которой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. В холоде и голоде ледникового периода человек-одиночка, не располагая ни когтями тигра, ни шерстью медведя, ни мышцами мамонта, попросту не уцелел бы без общей работы или охоты. Корень слова "общение" тот же, что и слова "сообща". Объединение усилий заменило людям недостающую физическую мощь.

Внутривидовое общение это, прежде всего, решающее условие выживания любого вида животных. Как ни велико отличие человека от животных, эта функция общения установление общности остается немаловажной функцией и нашей коммуникации.

Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать их к себе на помощь, вызвать их сочувствие все это поистине вечные задачи общения. Итак, еще одна его функция самоопределение индивида в его мыслях и поступках.

Много лет назад ученых интересовал вопрос: способность к общению является врожденной или приобретенной?

Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной "готовности" для человеческих существ. Еще Л. С. Выготский обратил внимание исследователей на то, что, не достигнув и месяца от роду, младенец прерывает сосание груди на звук материнского голоса. Именно на звук голоса, а не на звук вообще. Спустя неделю-другую он начинает давать ответную голосовую реакцию не только на материнскую, но и на любую человеческую речь. К двум месяцам он способен отличить "добрую" мимику или интонацию взрослого от "злой", и на "добрую" у него появляется так называемая реакция оживления: он поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ножками и ручками, пытается улыбаться.

Теперь дадим определение понятию "общение".

Общение сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее реципиентом. Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [14, с. 511-519].

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

Во-первых, общение со сверстниками это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообща

/module/item/name

Статья основана на опыте преподавания и общения со студентами. Я хочу поделиться размышлениями о том, как эффективно общаться с молодежью на лекциях, чтобы этот процесс был интересным и эффективным для студентов.

Психолингвистика – наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

Общение, как и деятельность вообще, есть и способ, и одновременное условие актуализации общественных отношений.

Также нужно провести грань между понятием общения и близкими ему, часто смешиваемыми понятиями. Например, возможно рассмотрение процессов коллективного общения (передача информации, постановка цели при совместной деятельности, обсуждение путей ее достижения) в плане их собственной внутренней логики, безотносительно к их социальным функциям, то есть анализ относительно самостоятельной системы средств и процессов, которые обеспечивают общение в его содержательном понимании.

Таким образом, общение – это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующие общественные и личностные, психологические отношения и использующие специфические средства, в первую очередь язык.

Акт общения, рассматриваемый под углом зрения его направленности на тот или иной заранее запланированный эффект, может быть определен как акт психолингвистического воздействия.

Поясним данную мысль:

1. Речевое воздействие лишь в исключительных случаях выступает как самостоятельная деятельность с собственным мотивом. Чаще всего это – часть более сложной деятельности, средство для достижения какой-то внеречевой задачи. Таким образом, речевое воздействие – это психологическое действие, психологически самостоятельный акт.

2. Речевая коммуникация (в подавляющем большинстве случаев) не бывает односторонней. В условиях диалога в ней участвуют двое (или больше) коммуникантов, в условиях выступления перед публикой, при наличии обратной связи – диалог между оратором и аудиторией, при ее отсутствии ее потенциальная возможность тем не менее учитывается.

3. Речевое воздействие не является единственной формой сознательного воздействия на личность. Одного и того же эффекта можно достигнуть и при речевом воздействии, и при просмотре фильма или прослушивании музыки. При этом нельзя не учитывать воздействие неязыковыми средствами (мимика, жесты, интонация и т.д.).

Ясно, что понимаемое так психологическое воздействие не есть подчинение чужой воле, это борьба и сознательная оценка значимости мотивов. Если говорить с точки зрения современной социологии говорить о системе ценностей как основе поведения рецепиента, воздействие направлено как раз на сдвиг этих ценностей.

Если говорить о непосредственном общении студентов нашего техникума, обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время ребята зачастую испытывают определенные затруднения в выражении своих мыслей нормированным литературным языком. В их речи наблюдается большое количество слов из молодежного сленга, просторечий, иногда – арготизмы.

Если говорить о втором виде общения (опосредованном), то нам представляется, что современное общение молодежи в Интернете суть симбиотическое: с одной стороны, использование графем (букв), а с другой – большое количество так называемых смайликов, с помощью которых они передают свои чувства. Плюс к этому, и в Сети достаточно часто используются варваризмы, молодежный сленг, аббревиатуры, имеющие иностранное происхождение, но записываемые при этом русскими буквами (типа ОМГ, ИМХО, ЛОЛ и т.д.), слова и выражения из популярных фильмов или интернет-игр, интернационализмы, многие из которых зачастую абсолютно непонятны людям старших поколений.

И, нравится нам это или не нравится, большое количество объективных трудностей, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения, связано именно с данным психолингвистическим барьером: студентам зачастую нравится и предмет, и преподаватель, однако уровень общения преподавателя со студентом оставляет желать лучшего. Барьер остается непреодолимым. В отличие от школьных учителей, мы имеем дело с молодежью, которая сделала выбор в пользу той или иной профессии, и наша задача как преподавателей, работающих в сфере профессионального образования – поделиться с ними имеющимися у нас знаниями и при этом быть им понятными и интересными. Согласитесь, что одними техническими средствами воздействия не обойтись.

Каким же образом преобразовать общение с молодежью на лекциях? Как сделать его увлекательным и познавательным одновременно?

На наш взгляд, есть как минимум три способа

Новые значения и вообще изменения поля значения важны для нас постольку, поскольку они существенны для нашей деятельности: они ее в той или иной мере конструируют.

В любом случае, говорящий должен представлять себе смысловое поле рецепиента в момент воздействия на него и после; представлять себе характер и направления изменений после него.

Таким образом, психолингвистическое воздействие преподавателя состоит в том, чтобы на основе моделирования смыслового поля молодежи и на основе знаний о правилах оптимального перевода смыслового значения, он кодирует оптимальные изменения у студентов.

Иными словами, преподаватель должен уметь не только объективно выразить в словах свои мысли и чувства, но и сделать их единственно целесообразным способом речевого выражения и быть при этом наиболее близким к оптимуму.

Важным становится не сказать что-то, а сначала – что сказать, и затем – как сказать: для нас становится важным не то, что реципиент понял, а что – не понял, а – как понял.

В заключение хочется отметить следующее: нам никогда не удастся создать продуктивную психолингвистическую среду, если мы не будем интересоваться тем, что увлекает нынешнюю молодежь: иногда одно или два слова из их сленга или спрошенный у них совет по поводу использования того или иного гаджета сближает преподавателя и студентов намного больше, чем самая интереснейшая информация или презентация, подготовленная педагогом. А отсюда – и общее поле общения, и более высокий уровень усвоения передаваемой информации.

Читайте также: