Мотивы научного исследования доклад

Обновлено: 04.07.2024

Актуализация исследовательской потребности ученика

Специфика исследовательской деятельности такова, что ее продуктивность напрямую связана с познавательной потребностью, с особой формой интереса к противоречию, к проблеме. Без реально существующей цели, принятой личностью на уровне ведущего мотива, приемы развития творческого мышления, которые можно найти во многих пособиях по ТРИЗу и других книгах, превращаются в познавательные стереотипы, которые остаются невостребованными.

С помощью различных упражнений, игр, тренингов можно сформировать навыки творческой деятельности. Это не оговорка, творческая деятельность (кроме совершенно новых форм, необходимых для принципиально новых открытий), легко поддается тренировке и формированию навыков [1]. Но в этом случае приобретенные умения быстро утрачиваются, так как отсутствует точка приложения, и девальвируются, теряют свою ценность в глазах детей, не давая результата сами по себе.

К сожалению, пока преобладает либо формализованная деятельность, имитирующая исследовательскую, либо занятия по непосредственному развитию творческого мышления и отдельных способностей, не обслуживающих непосредственно исследовательский интерес. В рамках данного направления формирование творческих, исследовательских способностей выступает как самоцель (в жизни пригодится!), в то время как они должны быть инструментом достижения творческих целей, в том числе исследовательских.

К этому направлению относится, на наш взгляд, большая часть методических пособий, например пособие Н.И. Дереклеевой [2], которое, по сути, тяготеет к традиционной, объяснительно-иллюстративной технологии обучения, поскольку автор фактически не рассматривает вопрос формирования познавательной потребности. Вместо этого дается анкета для родителей и для детей, где формальные вопросы призваны выполнить роль целеполагания.

На основе вышесказанного можно сформулировать методологические принципы, на которых мы предлагаем строить педагогическое управление исследовательской деятельностью учащихся:

  1. Приоритетность исследовательской мотивации. Этот принцип отражает необходимость формировать исследовательскую деятельность, начиная с мотивации, с актуализации исследовательской потребности. Если у ребенка есть исследовательская цель, он сам активно ищет средства ее достижения. Это не означает, что можно не заниматься специально развитием креативности или теоретического мышления. Это означает, что приемы, механизмы и алгоритмы исследовательской деятельности выступают как средства достижения цели, и поэтому процесс их развития протекает совершенно иначе, более естественно, более продуктивно. Проще говоря, первая задача педагога — активизировать познавательную потребность, а вторая — обеспечить условия ее реализации.Наиболее эффективен здесь проблемный подход и различные его варианты и приложения.
  2. Личностно-ориентированное взаимодействие с учеником. Формирование исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус жизненной ценности, происходит благодаря специально организованному общению педагога с учеником, в процессе которого они именно актуализируются, проистекая из внутренних особенностей личности, а не навязываются извне. В качестве главного условия здесь выступает психологическая и предметная компетентность педагога, а в качестве основной формы педагогического участия — посреднический диалог.

Еще один важный момент: традиционно в тех рекомендациях, которые построены по алгоритму написания статьи или диссертации, упускается мотивационный фактор. Но исследовательская деятельность начинается с мотивации, имеющей глубоко личностный характер, и этой мотивацией стимулируется в течение всей работы, поэтому необходимо понимать, каков настоящий, естественный алгоритм исследовательской деятельности, для чего в первую очередь нужно отдифференцировать алгоритм собственно исследовательской деятельности от деятельности по изложению результатов исследования в научной работе [9].

В приведенной таблице сравниваются этапы названных деятельностей (табл. 1):

Сравнение алгоритма исследовательской деятельности и алгоритма изложения результатов исследования

Примерный алгоритм научного исследования

3) Предварительная формулировка цели, задач, обозначение для себя предмета исследования.

4) Примерное составление плана поисковой (исследовательской) деятельности (которые затем составят основу сформулированных в научной работе задач). Очерчивание методологических границ.

5) Параллельный поиск теоретической информации (по литературе) и составление схемы возможного эксперимента.

6) Постоянное уточнение целей, задач, плана работы, возможно, смена рабочей парадигмы.

7) Кристаллизация научной идеи, возможная формулировка гипотезы, составление предварительного определения искомой характеристики через постоянное соотношение с известными точками зрения (работа с литературой).

8) Уточнение схемы эксперимента.

9) Проведение эксперимента. Статистическая обработка.

10) Первичная интерпретация результатов эксперимента.

11) Дополнительное привлечение теоретического материала для более точной и подробной интерпретации (глубокая работа с литературой).

12) Возможная вторичная статистическая обработка и даже дополнительный эксперимент — получение недостающих данных на основе предварительного анализа результатов эксперимента.

13) Вторичная интерпретация, снова работа с литературой, привлечение необходимой информации для подкрепления своей интерпретации.

14) Вычленение наиболее важных результатов.

15) Обобщение полученных результатов, соотнесение их с результатами других исследований.

2) Формулировка целей (п. 3, 6 АНИ).

3) Формулировка гипотезы (п.7 АНИ).

4) Формулировка задач исследования (п. 3-6 АНИ).

5) Определение предмета и объекта исследования (п. 1, 3, 5, 6, 7, 8 АНИ).

6) Описание методологического и методического аппарата (п. 4-7 АНИ).

7) Изложение в 1 главе основных теоретических основ исследования, в четкой логической последовательности и выстроенной структурой, которая строится как доказательство основной идеи исследования (п. 2, 4, 5, 7, 11 АНИ), и должно сразу содержать всю информацию, которая будет использоваться при интерпретации результатов эксперимента.

8) Выводы по 1 главе, которые строятся как логическое обоснование необходимости экспериментального исследования.

9) Описание в п. 1 главы 2 организации эксперимента и основных методических средств.

10) Изложение основных результатов эксперимента (п. 9 АНИ).

12) Выводы по 2 главе (п. 14, 15 АНИ).

13) Общие выводы, которые являются результатом обобщения и отбора выводов 1 и 2 главы. После выводов часто пишутся рекомендации. Альтернатива — заключение. И то, и другое — п 14, 15 АНИ.

14) Список использованной литературы.

Вовлечение в поиск

Не только уроки могут стать отправной точкой для развития исследовательской позиции. Кроме того, на уроке, даже проблемном, не всегда есть возможность учесть индивидуальные особенности ученика, его опыт, его видение мира, его познавательные стратегии. Для этого больше подходят индивидуальные формы работы, или работа в малых группах (но практически тоже по индивидуальному сценарию).

Для описания такого диалога невозможно применить строгие алгоритмические формы. Диалог может начаться с чего угодно, и закончиться как парадоксом, так и банальностью. Есть лишь несколько наиболее важных моментов, которые обязательно должны присутствовать в таком диалоге.

Кроме того, исследователь — это всегда особое сознание, особая жизненная позиция, окрашенная исследовательской мотивацией. Поиск не будет продвигаться вперед без эмоциональной подпитки — мотивация стремится к удовлетворению, то есть ее достижение приносит человеку сильные положительные эмоции, а невозможность достижения — фрустрацию. Есть две возможности формирования у ребенка такой эмоциональной составляющей. Первая связана с механизмом постановки и решения проблемы, так как это глубинный генетический механизм адаптации: у большинства живых существ есть информационные потребности, необходимые для адекватного приспособления к миру. То есть, природа сама стремится к познанию, к обнаружению и решению проблем, хотя у каждого здесь свой порог сложности. И специально организованное предметное действие позволяет выйти на репрезентацию проблемы в сознании ученика, актуализируя тем самым потребность ее решения [12].

Это может быть увлекательный рассказ о процессе поиска, который вел кто-то из известных людей, с обязательным пересказом всех ситуаций затруднения и последующего нахождения решения, со всеми эмоциями, которые сопровождают этот процесс. Идеальным примером могут послужить литературоведческие изыскания Ираклия Андроникова, и особенно его публичные выступления на телевидении. В его процессе поиска присутствует главный момент: он начинает именно с любопытства, и его работа с источниками информации — с литературой, с архивами, с людьми, — это азарт первооткрывателя, который просыпается сразу, как только обнаруживается проблема. Поиск сопровождается сильнейшими эмоциями научного любопытства, описания которых на равных правах с научными фактами включаются в рассказ.

Активизирующий диалог

От удивления к познанию (индивидуальная стратегия познания)

Изучение опыта великих исследователей показало, что ни один серьезный ученый так не работал — углубленное знакомство с изучаемой областью начинается обычно уже после формирования научного интереса, исследовательской проблемы, или хотя бы ее предвестника в виде интуитивного предвидения. В идеале каждый этап получения нового знания должен начинаться с любопытства, с потребности узнать, с удивления тому, что непонятно. Когда есть потребность узнать, изучение становится осмысленным (принцип активности, или учебной деятельности, по В.В. Давыдову) и пристрастным, но при этом необязательной становится строгая последовательность изучения. Познание начинает строиться по естественным законам, куда входят и общие принципы и индивидуальные стратегии познания (они определяют и определяются когнитивными репрезентативными структурами [15]), поэтому последовательность, объем и детальность изучения материала будут очень индивидуальны. Надо помочь ребенку правильно выстроить индивидуальную траекторию познания, тогда его знания будут иметь более целостный характер, в этой системе у ребенка будут легче формироваться аналогии, связи, смыслы.

Цель как отражение познавательной потребности

Потребность в познании считается базовой для человека, поэтому в большинстве случаев педагог может рассчитывать на то, что у ученика существует определенное любопытство, интерес к каким-то явлениям жизни. Задача педагога – пробудить это любопытство, сделать его осознанным. И тогда можно выходить на формулировку цели.

Вербализация (выражение с помощью слов) цели и задач вызывает много затруднений, если относиться к ним формально. На самом деле все упрощается, если научиться осознавать (рефлексировать) то, что происходит во внутреннем плане (то, как репрезентируется информация в ментальном плане).

На первом этапе такого диалога нужно определиться со сферой интересов ученика — что ему интересно вообще в жизни, на что чаще всего обращает внимание, замечал ли что-то необычное в окружающем мире. Если научное направление уже выбрано, попытаться осмыслить, что привело в эту науку и чем в рамках этой науки больше всего хочется заниматься. Если таких интересов много, можно записать все, причем сначала, на этом этапе, просто на бытовом языке. Записывание позволяет более осознанно выйти на цель, не потеряв ничего ценного. Затем нужно сделать выбор в пользу одной-двух тем. Сформулировать вместе с учеником, какой аспект темы его более всего интересует, более точно, уже на научном языке.

Презентация результатов исследовательской работы учащихся

Важным моментом поощрения исследовательской деятельности является признание ее ценности для общества, для окружающих, для сверстников, поэтому так необходима презентация результатов исследовательской работы учащихся

Идеальной формой презентации исследовательской работы в школе будет та, в которой реализуются такие же цели, как и во взрослом научном сообществе.

  1. Присоединение нового знания к уже имеющемуся в науке, встраивание в систему научного знания.
  2. Получение обратной связи — мнения других ученых — по поводу сделанных открытий, полученных данных, новой точки зрения и т.д. Обратная связь может касаться как отдельных вопросов достоверности, актуальности, корректности проведенного исследования, соотношения с другими фактами, так и общего отношения к работе, включая философское осмысление.
  3. Получение одобрения, оценка значимости проделанной работы.
  4. Знакомство с новыми знаниями.
  5. Налаживание связей в научном мире, помогающих реализовать более системные и сложные задачи.

И лучше всего эти цели реализует конференция. Конечно, в школе работают не только эти цели, и к ним добавляется ряд других задач учебного плана, главная из которых — формирование познавательной мотивации, затем идет задача обучения навыкам публичного выступления, аргументации, задача обучения конспектированию (сокращение текста исследовательской работы для доклада) и, конечно, расширение кругозора и углубление знаний. Кроме этого, нельзя забывать о мотивах самоутверждения как родителей, так и детей. На первых этапах построения в школе системы исследовательской работы школьников не всегда можно заинтересовать учащихся непосредственно научным познанием. И здесь иногда может сработать внешний мотив, когда ученику просто захочется принять участие в конкурсе, когда у него есть мотив самоутверждения, но еще не определилось его направление.

Все эти факторы необходимо учитывать, планируя школьные мероприятия.

Тематика работ, которая может регулироваться путем объявления приоритетных направлений, должна быть интересна большинству учащихся, даже тем, кто не занимается исследовательской деятельностью, секции должны формироваться так, чтобы собрать аудиторию действительно заинтересованных ребят, и четко дифференцироваться, чтобы не нужно было разрываться между секциями.

Можно использовать несколько PR-ходов (методических приемов), которые сделают процесс взаимодействия выступающих и слушателей более активным. Неплохо зарекомендовала себя экспертная оценка докладов, которую дает каждый слушатель. Можно, дополнительно к этому, заранее опубликовать те проблемы, о которых пойдет речь, и объявить конкурс для слушателей на вариант экспресс-решения (с предположительными аргументами).

Проведение конференции должно быть так организовано и прорекламировано, чтобы участие в ней в качестве выступающего было престижно, а в качестве слушателя — интересно. Но самое главное, чтобы конференция стимулировала научное любопытство и исследовательскую мотивацию.

Виды занятий, стимулирующих познавательную активность

Известны различные активные формы обучения и внеурочной деятельности:

  • предметные кружки, в которых приоритет отдается поисковой, дискуссионной формам работы, а цели имеют исследовательский характер;
  • специально организованные дискуссионные клубы, в которых на каждое занятие специально предлагается проблема для обсуждения;
  • периодическое издание школьного печатного органа исследовательского плана;
  • деловые игры с проектной и исследовательской направленностью;
  • конкурсы исследовательских работ, в которых задаются и особо поощряются приоритетные направления и приоритетные проблемы;
  • конкурсы исследовательских идей (проблем), проводимые по критериям практической, и даже научной ценности;
  • факультативы, объединяющие разновозрастных детей вокруг победившей в конкурсе исследовательской проблемы;
  • широкое использование на уроках проблемного подхода, проблемного метода и дискуссий;
  • разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.

Для того, чтобы эти педагогические инструменты были результативны, они должны опираться на сформулированные выше принципы, а главную роль в них должно играть специальное общение с учеником, ориентированное на актуализацию его познавательной потребности.

[1] Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — М., 2000.

[2] Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М., 2001.

[3] В.И. Борзенков, Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М.2003.

[4] Леонтович А. В. Типы научной работы и их образовательный смысл // Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М.2003; Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М.2003.

[5] Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. — Ростов н/Д., 1997. С. 111.

[6] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). — М., 1994. Гл. 4.

[8] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). — М., 1994. С. 65.

[10] Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения) // Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М.2003.

[11] Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.. 1975.

[12] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

[13] Библер В.С. Мышление как творчество. — М., 1975; Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. — М., 1989.

[14] Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. — М., 1989. С. 21.

[15] Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М. — М., 1997.

[16] Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск-М., 1997. С.152.

При рассмотрении этого вопроса необходимо дифференцировать два аспекта. Один аспект — это мотивация выбора научной деятельности, другой — выяснение причин того, почему ученый взялся за разработку данной научной темы, что обусловило возникновение у него той или иной идеи. Ниже речь пойдет о первом аспекте.

Влияние этих мотивов на эффективность научной работы, по мнению самих ученых, различна. Например, выдающийся венгерский биохимик А. Сент-Дьерди скептически отзывался о высоких стремлениях у юношей как о непосредственных стимулах научного творчества. Он говорил, что если юноша стремится в науку, чтобы осчастливить и облагодетельствовать человечество, то ему лучше поступить на службу в благотворительное общество. Главным стимулом для ученого А. Сент-Дьерди считал познавательную потребность, любопытство. Другой не менее известный ученый Рамон-и-Кахаль считал, что не особые интеллектуальные способности отличают исследователей от других людей, а мотивация, которая объединяет две страсти: любовь к истине и жажда славы.

Думается, что один мотив не противоречит другому. Разве не высокими мотивами руководствовались врачи, создававшие вакцины против инфекционных болезней и проверявшие их эффективность на себе при отсутствии всяких гарантий, что вакцина поможет и они не умрут?

И прежде всего — это познавательная потребность, которая несет в себе, как аккумулятор, энергию для научного поиска и создает готовность ученого к проявлению интеллектуальной активности при возникновении той или иной проблемной ситуации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Особенности мотивации профессионального выбора

Особенности мотивации профессионального выбора Ситуация выбора профессии для многих людей является довольно сложной. Ведь столько возможностей, столько вариантов предлагает жизнь! И нужно понять, какая возможность – самая-самая. Нужно разобраться, какая профессия

Маркова А. К., Матис Т.А.,Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться [6]

Маркова А. К., Матис Т.А.,Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться [6] При оценке состояния учебной деятельности, умения учиться и мотивации учения у отдельных школьников учителю важно соотнести их с некоторыми возрастными эталонами. К

Исследование мотивации учебной деятельности

Исследование мотивации учебной деятельности Мотив – побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т. д., а также отрицательные мотивы: страх, корысть,

2.2. Особенности педагогической деятельности

2.2. Особенности педагогической деятельности Социальное назначение педагога, его функции во многом определяют особенности его труда. Прежде всего это общественная значимость труда, которая задается перспективной направленностью деятельности. У скромного учительского

2. Психологические особенности трудовой деятельности

2. Психологические особенности трудовой деятельности В практической трудовой деятельности человек проходит несколько психологических этапов: профессиональный выбор, профессиональная адаптация и самоидентификация, формирование собственного пространства на рабочем

6.7. Индивидуальные особенности мотивации

6.7. Индивидуальные особенности мотивации Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности. Так, К. Обуховский отмечает, что психастеники предъявляют необычайно высокие требования к своему моральному облику, поэтому у

10.4. Возрастные особенности мотивации общения

10.4. Возрастные особенности мотивации общения В младенческом возрасте ярко выражена потребность общения с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает

14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя

14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя В процессе предпринимательской деятельности постоянно возникают задачи, связанные с принятием решений, что и как делать. Принятию этих решений сопутствует ряд специфических условий,

16.2. Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях

16.2. Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях Еще в прошлом веке невропатологи, психотерапевты и психологи отмечали, что различные органические и функциональные нарушения в центральной нервной системе человека приводят к изменениям в его мотивации и

8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35]

9. Методики изучения мотивации профессиональной деятельности

§ 1. Психологические особенности судебной деятельности

§ 1. Психологические особенности судебной деятельности Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях

8.4. Психофизиологические особенности деятельности спасателей

8.4. Психофизиологические особенности деятельности спасателей 8.4.1. Требования к психофизиологическим качествам личности и психическая адаптация Профессия спасателя входит в десятку самых опасных и рискованных профессий нашей страны. Прежде всего, это работа, требующая


Храм науки — строение многосложное. Различны пребывающие в нем люди и приведшие их туда духовные силы. Некоторые занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства; для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия. Можно найти в храме и других: плоды своих мыслей они приносят здесь в жертву только в утилитарных целях. Если бы посланный богом ангел пришел в храм и изгнал из него тех, кто принадлежит к этим двум категориям, то храм катастрофически опустел бы. Все-таки кое-кто из людей как прошлого, так и нашего времени в нем бы остался. К числу этих людей принадлежит и наш Планк, и поэтому мы его любим.

Я хорошо знаю, что мы только что с легким сердцем изгнали многих людей, построивших значительную, возможно, даже наибольшую, часть науки; по отношению ко многим принятое решение было бы для нашего ангела горьким. Но одно кажется мне несомненным: если бы существовали только люди, подобные изгнанным, храм не поднялся бы, как не мог бы вырасти лес из одних лишь вьющихся растений. Этих людей удовлетворяет, собственно говоря, любая арена человеческой деятельности: станут ли они инженерами, офицерами, коммерсантами или учеными — это зависит от внешних обстоятельств. Но обратим вновь свой взгляд на тех, кто удостоился милости ангела. Большинство из них — люди странные, замкнутые, уединенные; несмотря на эти общие черты они в действительности сильнее разнятся друг от друга, чем изгнанные. Что привело их в храм? Нелегко на это ответить, и ответ, безусловно, не будет одинаковым для всех.

Как и Шопенгауэр, я прежде всего думаю, что одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке, — это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного видения и понимания. Эту причину можно сравнить с тоской, неотразимо влекущей горожанина из шумной и мутной окружающей среды к тихим высокогорным ландшафтам, где взгляд далеко проникает сквозь неподвижный чистый воздух и наслаждается спокойными очертаниями, которые кажутся предназначенными для вечности.

Но к этой негативной причине добавляется и позитивная. Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни.

Я думаю — да, ибо общие положения, лежащие в основе мысленных построений теоретической физики, претендуют быть действительными для всех происходящих в природе событий. Путем чисто логической дедукции из них можно было бы вывести картину, т. е. теорию всех явлений природы, включая жизнь, если этот процесс дедукции не выходил бы далеко за пределы творческой возможности человеческого мышления. Следовательно, отказ от полноты физической картины мира не является принципиальным.

Горячее желание увидеть эту предустановленную гармонию является источником настойчивости и неистощимого терпения, с которыми, как мы знаем, отдался Планк общим проблемам науки, не позволяя себе отклоняться ради более благодарных и легче достижимых целей. Я часто слышал, что коллеги приписывали такое поведение необычайной силе воли и дисциплине, но мне представляется, что они не правы. Душевное состояние, способствующее такому труду, подобно религиозности или влюбленности: ежедневное старание проистекает не из какого-то намерения или программы, а из непосредственной потребности.

Он здесь вместе с нами, наш дорогой Планк; он внутренне посмеивается над этим моим ребяческим манипулированием фонарем Диогена. Наша симпатия к нему не нуждается в банальном обосновании. Пусть любовь к науке продолжает украшать ему жизнь и приведет его к разрешению им самим поставленной и значительно продвинутой важнейшей физической проблемы нашего времени. Пусть ему удастся объединить квантовую механику, электродинамику и механику в логически стройную систему.


Ключевые слова:мотивация, научно-исследовательская деятельность, готовность к научно-исследовательской работе.

Keywords:motivation, research, willingness to research work.

- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;

- способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования;

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

- готов руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников [1, 2].

Поэтому одной из значимых задач подготовки современных специалистов является формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Готовность к научно-исследовательской работе включает в себя ряд компонентов: мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный.

В данной работе мы остановимся на первом компоненте — мотивационном, характеризующий познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Можно выделить следующие виды источников активности:

К внутренним источникам мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

Внешние источники мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к научно-исследовательской деятельности. Возможности — это объективные условия, которые необходимы для осуществления научно-исследовательской деятельности (наличие лабораторий, научной литературы, библиотеки и т. д.).

Особое место среди источников, мотивирующих научно-исследовательскую деятельность, занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в научной деятельности. Взаимодействие данных источников мотивации оказывает влияние на характер научно-исследовательской деятельности и ее результаты.

Нами был проведен опрос с целью выявления доминирующих мотивов и значимых условий организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) .

Анкета включала в себя следующие вопросы:

1. Что является для Вас ведущим мотивом для организации Вашей научно-исследовательской работы в Институте? (Возможен выбор нескольких вариантов ответа).

а) возможность повысить свой уровень научно-исследовательской работы;

б) установление контактов с ведущими учеными Республики Хакасия, страны, зарубежья;

в) возможность получать повышенную государственную академическую стипендию;

г) возможность получить хорошие отметки за курсовые и дипломные исследования;

2. Какие формы научно-исследовательской работы студентов для Вас более предпочтительны? (Возможен выбор нескольких вариантов ответа).

а) кружки и проблемные группы;

б) участие в конференциях и олимпиадах в рамках Университета и Республики.

в) очное участие в выездных научных мероприятиях;

г) заочное участие в научных мероприятиях (написание статей, конкурсных работ);

3. Какая помощь Вам необходима для успешной организации научно-исследовательской деятельности?

а) более внимательное отношение научного руководителя к Вашей научно-исследовательской деятельности;

б) более внимательное отношение администрации Института к Вашей научно- исследовательской деятельности (проведение семинаров по разъяснению путей реализации научно-исследовательского потенциала);

в) организация материально-технических и других условий (компьютерные классы, лаборатории, корректировка учебного расписания);

Выборка состояла из 240 респондентов — студентов 3–5 курсов, обучающихся по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование.

Результаты опроса представлены на рисунках (см. Рисунки 1 и 2). На первом рисунке представлены результаты опроса студентов в зависимости от курса обучения. На втором рисунке представлены обобщенные результаты опроса.


Рис. 1. Преобладающие мотивы научно-исследовательской деятельности у студентов разных курсов

В отношении второго блока анкеты можно выделить значимость кружков и проблемных групп для студентов второго курса, что говорить о желании приобщения студентов к НИР, так во многих случаях студенты второго курса еще должны определиться в направлении своей исследовательской работы.

В третьем блоке мы видим, что в зависимости от курса меняется понимание об организационных условиях НИР. Так студентам младших курсов требуется больше внимания от администрации Института, а старших — от своего научного руководителя. Мы считаем, что данный факт связан с тем, что на младших курсах студенты еще не пишут курсовые работы, поэтому у них нет конкретного научного руководителя, с которым они могут выстраивать свою работу.


Рис. 2. Преобладающие мотивы научно-исследовательской деятельности у студентов всей выборки

Как мы видим на втором рисунке, ведущими мотивами НИРС являются: возможность повысить свой уровень НИР и возможность получить хорошие отметки за курсовые и дипломные работы. Можно сделать вывод, что внутренняя мотивация у студентов преобладает над внешними источниками мотивов.

Третий блок анкеты направлен на выявлении значимых условий организации НИРС. Как видно из гистограммы наиболее важным условием научно-исследовательской деятельности студенты считают внимательное отношение научного руководителя к своей работе, на втором месте организация материально-технических условий.

Таким образом, можно отметить, что у студентов Института непрерывного педагогического образования в целом можно отметить сформированность мотивации к научно-исследовательской деятельности.

Рассмотрим теперь основные пути формирования мотивации научно-исследовательской деятельности студентов вуза.

Чтобы студенты овладели научно-исследовательской деятельностью, необходимо формировать у них стойкий интерес к данному виду деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.

Рассмотрим, каким образом организована работа в Институте непрерывного педагогического образования (ИНПО).

Основными направлениями НИРС являются:

1. Учебно-исследовательская работа студентов в рамках тематики научно-исследовательской работы кафедры и института: подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ с последующей апробацией на конференциях разного уровня (очное участие с публикацией материалов, заочное участие с публикацией материалов), публикацией в сборниках научных трудов, журналах РИНЦ и перечня ВАК.

Наши студенты становятся победителями выездных олимпиад.

3. Организационно-массовые мероприятия: участие студентов в подготовке и проведении массовых научных мероприятий: конференций, круглых столов, научных семинаров. Студенты выполняют функции тьюторов, ведущих, оформителей и корреспондентов мероприятий. В процессе организации мероприятий устанавливают контакты с учеными из других образовательных организаций, что способствует развитию интереса к научно-исследовательской деятельности.

Но также следует отметить, что в соответствии с мониторингом НИРС в институте научно-исследовательской работой занимается 74 % студентов, с докладами выступают 37 % студентов, 50 % публикуют результаты своих исследований в научных изданиях разного уровня, 7 % занимают призовые места по результатам конкурсных мероприятий. Поэтому профессорско-преподавательскому составу и администрации института следует совершенствовать систему мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.

Наиболее важными направлениями повышения результативности НИРС мы считаем:

- развитие научных школ и активно привлечение студенчества через создание временных научных коллективов, поднимающих качество подготовки будущих специалистов;

- развитие практики участия студентов в международных и межрегиональных конференциях, конкурсах, выставках и т. д.;

- вовлечение студентов в НИР на экспериментальных площадках;

- укрепление позиций кафедр в инновационном научно-образовательном пространстве университета через создание команды инновационно-ориентированных преподавателей и студентов и банка данных инновационных образовательных проектов федерального, регионального и университетского уровней.

Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская деятельность, студент, очное участие, Всероссийская студенческая олимпиада, научно-исследовательская работа, научный руководитель, непрерывное педагогическое образование, возможность, институт, новокузнецк.

Читайте также: