Античная медицина и ее связь с философией доклад

Обновлено: 08.07.2024

Файлы: 1 файл

Философские основы древнегреческой медицины.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Автор: Гаштов С.И.

В древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого

философского знания — натурфилософии (лат. philosophia naturalis, от грен,

philosophia — любовь к мудрости, к знанию). Все великие врачеватели были

философами и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в

Формирование греческой философии (как уже отмечалось) проходило в VII—VI вв.

до н. э. главным образом в ' Ионии — греческих поселениях на Малоазиатском

побережье Эгейского моря. Ее передовыми центрами были города Милет, Эфес, Кос,

Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их

мнению, «ни одна вещь не возникает. и не исчезает, так как всегда сохраняется

мира, т. е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из

которой все возникает и в которую все вновь возвращается.

Так, основоположник ионийской натурфилософии Фалес из Милета (Tha-les, 624—

546 гг . до н. э.) считал, что все произошло из влаги или воды, на которой покоится

Последователь Фалеса Анакси-мандр из Милета (Anaximandros, ок. 61,1—546 гг . до

н. э.) полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия —

апейрон (греч. apeiron — беспредельный, бесконечный),т. е. вечная и беспредельная

материя, находящаяся в постоянном движении. Он первым пытался найти

всеобъемлющее рациональное объяснение жизни и мира и искал естественные

толкования происхождения звезд, облаков и землетрясений.

Другой последователь Фалеса Ана-ксимен из Милета (Anaximenes, ок. 585—525 гг . до

н. э.) считал первичной субстанцией воздух, из которого при разряжении образуется

огонь, а при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни (т. е. количество

первоматерии, по его мнению, определяет качество субстанции).

Гераклит из Эфеса (греч. Heraklei-tos, ок. 554—483 гг . до н. э.) видел сущность бытия

в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и вечной борьбе

противоположностей (его философия была неразрывно связана с диалектикой). В

отличие от первых ионийских натурфилософов, которые искали устойчивое

первовещество, Гераклит считал, что воплощением всех превращений является

Левкипп из Милета или Абдер (греч. Leukippos, ок. 500—440 гг . до н. э.) объяснял все

происходящее в мире движением мельчайших частиц — атомов в абсолютной

пустоте. Ученик Левкиппа — Демокрит из Абдер (греч. Demokritos, 460—371 гг . до н.

э.), взяв за основу атомистическую доктрину своего учителя, создал целостную

систему античной атомистики. Будучи человеком энциклопедических знаний,

Демокрит оставил после себя множество философских и естественно-научных

сочинений, из которых до нас дошли лишь фрагменты. В них встречаются

рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике, собачьем бешенстве,

лекарствах и т. п. Демокрит считал, что все жизненные процессы, даже мышление,

можно объяснить движением и связями атомов. Филосрфйя Демокрита была

направлена против национальной религии. Боги для него были лишь воплощением

явлений природы: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают,

что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому. Не воздержанностью

своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего

представляют собой вершину естественно-научного (материалистического) учения

Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в античной

философии сделал Платон из Афин (Plato, 427—347 гг . до н. э:), один из

выдающихся греческих мыслителей, основоположник объективного идеализма в его

первоначальном . смысле. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа,

Платон направил все усилия на разработку проекта справедливого государственного

устройства и в результате создал философию объективного идеализма (начало этого

учения заложили пифагорейцы, которые считали основой всего числа и числовые

отношения). Основными составляющими учения Платона являются: учение о

государстве, теория идей, этика и гносеология (учение о познании). Главное

философское ядро учения Платона — теория идей, согласно которой существующий

реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. В 388—387 гг . до н. э.

Платон основал в Афинах собственную Академию, члены которой занимались

главным образом математикой' и построенной на ней своеобразной диалектикой.

Таким образом, в классический период истории древней Греции сформировались

две основные классические системы античной философии: естественно-научное

(материалистическое) атомистическое учение, сформулированное в трудах

Демокрита, и объективный идеализм, созданный Платоном. Обе они оказали

влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от

философии. Ионийская натурфилософия открыла пути к изучению основных причин

заболеваний и самого процесса болезни. Характерная для античных философских

Одним из наиболее почитаемых богов Древней греции был Асклепий (в Риме – Эскулап). Его культ носил врачебный характер, был направлен на охрану и восстановление здоровья людей. Храмы в честь Асклепия являлись центрами лечения и медицинского образования. Дочери Асклепия: Гигиея, богиня здоровья, и Панакея – покровительница лекарственного лечения.

Взаимосвязь философии и медицины в античности проявлялась, прежде всего, в их натурфилософском характере.

Гиппократвнес огромный вклад в развитие философии и медицины. Именно он выделил медицину из философии, придал ей статус науки. В то же время он видел необходимость их взаимодействия. Кроме того, в школе Гиппократа сложился этический врачебный кодекс, который не потерял своей значимости и в наше время.

Врач Алкмеон взял за основу учение Анаксимена о воздухе как основе мироздания и создал так называемую пневматическую систему медицины. Он исходил из того, что человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха, и объяснял здоровье равновесием различных состояний воздуха – влажности и сухости, тепла и холода, а болезнь – нарушением этого равновесия.

Другой врач-философ, Эмпедокл, считал, что весь мир, в том числе и человеческий организм, строится на взаимодействии 4-х элементов: земли, воды, воздуха, огня и развивается под влиянием двух начал – сил Любви и вражды. Преобладание первой приводило к слиянию разнородных элементов, а второй – к их обособлению и распаду. Используя идею цикличной смены любви и вражды, Эмпедокл создал теории происхождения жизни, генетики человека, физиологии организма.

Новая форма материализма – атомистический – стала теоретическим основанием солидарного направления в медицине (его научной предпосылкой послужил рост анатомических знаний). его основоположник – Асклепий. Согласно солидарному направлению, организм человека состоит из бесчисленного количества атомов и находящихся между ними каналов – пор, обладающих чувствительностью. Важнейшая причина заболеваний – сужение или расширение пор.

космоцентризм как ключевой мировоззренческий принцип также нашел свое отражение в медицине. Так, в центре внимания Алкмеона было человеческое тело, которое он рассматривал как микрокосм. Он много размышлял о причинах космической гармонии и земного несовершенства. Однако, в отличие от натурфилософов, интересовавшихся прежде всего стихийными явлениями, он уделял большее внимание оценке человеческих действий, вслед за пифагорейцами связывал проблему здоровья с проблемой гигиены – правилами содержания в чистоте души и тела.

В своих медицинских представлениях опирался на идеи Платона и идеалистические элементы философии Аристотеля. Жизнь, в его понимании, является высшим проявлением божественной воли. Каждый орган выполняет свою функцию, предписанную божественным началом. Идеалистические элементы взглядов Галена были абсолютизированы в эпоху средневековья.

В то же время многие достижения Галена являются актуальными и в наше время:

- Гален выступил систематизатором медицинского знания, внес вклад в разработку проблем медицинской этики;

- врачам своего времени он предъявил три обвинения: в невежестве, коррупции и разобщенности;

- он стал основоположником науки о классификации болезней, применял в классификации локалистический принцип (различение болезней по месту поражения органов и тканей), симптоматологический принцип (по наиболее типичным симптомам), этиологический принцип (по причинам и условиям возникновения).

Одним из наиболее почитаемых богов Древней греции был Асклепий (в Риме – Эскулап). Его культ носил врачебный характер, был направлен на охрану и восстановление здоровья людей. Храмы в честь Асклепия являлись центрами лечения и медицинского образования. Дочери Асклепия: Гигиея, богиня здоровья, и Панакея – покровительница лекарственного лечения.

Взаимосвязь философии и медицины в античности проявлялась, прежде всего, в их натурфилософском характере.

Учения философов милетской школы стали философским фундаментом гуморального направления в медицине, основоположником которого явился врач-мыслитель Гиппократ (V – IV вв. до н.э.). Идея о наличии материальной первоосновы бытия стала основой материалистического представления Гиппократа о природе болезни. Вслед за Фалесом, считавшим первоначалом мира воду, Гиппократ полагал, что первоосновой организма является жидкость. Вода в живом организме существует в 4-х формах: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь (венозная кровь). От количественного и качественного соотношения этих жидкостей зависят здоровье и болезнь организма.

Гиппократвнес огромный вклад в развитие философии и медицины. Именно он выделил медицину из философии, придал ей статус науки. В то же время он видел необходимость их взаимодействия. Кроме того, в школе Гиппократа сложился этический врачебный кодекс, который не потерял своей значимости и в наше время.

Врач Алкмеон взял за основу учение Анаксимена о воздухе как основе мироздания и создал так называемую пневматическую системумедицины. Он исходил из того, что человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха, и объяснял здоровье равновесием различных состояний воздуха – влажности и сухости, тепла и холода, а болезнь – нарушением этого равновесия.

Солидарное направление в античной медицине.

Новая форма материализма – атомистический – стала теоретическим основанием солидарного направления в медицине (его научной предпосылкой послужил рост анатомических знаний). его основоположник – Асклепий. Согласно солидарному направлению, организм человека состоит из бесчисленного количества атомов и находящихся между ними каналов – пор, обладающих чувствительностью. Важнейшая причина заболеваний – сужение или расширение пор.

космоцентризм как ключевой мировоззренческий принцип также нашел свое отражение в медицине. Так, в центре внимания Алкмеона было человеческое тело, которое он рассматривал как микрокосм. Он много размышлял о причинах космической гармонии и земного несовершенства. Однако, в отличие от натурфилософов, интересовавшихся прежде всего стихийными явлениями, он уделял большее внимание оценке человеческих действий, вслед за пифагорейцами связывал проблему здоровья с проблемой гигиены – правилами содержания в чистоте души и тела.

Гуморальное направление в античной медицине.

Гиппократ внес огромный вклад в развитие философии и медицины. Именно он выделил медицину из философии, придал ей статус науки. В то же время он видел необходимость их взаимодействия. Кроме того, в школе Гиппократа сложился этический врачебный кодекс, который не потерял своей значимости и в наше время.

IV—V вв. до н.э. — это время зарождения и возникновения в Древней Греции философского, теоретического знания. Одновременно начинают формироваться первые медицинские школы. До этого медицина развивалась либо как храмовая, либо в виде семейно-клановой корпорации.

Храмовая медицина была связана с деятельностью храмов, посвященных богу врачевания Асклепию (асклепейонов), куда стекались нуждающиеся в излечении люди. Им оказывали вполне практическую помощь, но было важно и то психотерапевтическое воздействие религиозного культа на больного, которое было связано с его убеждением в помощи богов. Наиболее знаменитым местом паломничества было святилище и асклепейон в Эпидавре (V—IV вв. до н.э.). Становление светской (народной) медицины проходило автономно от храмовой. Она была связана с практикой странствующих врачей и с возникновением профессиональных медицинских школ, как правило, на базе семейной преемственности. Со временем к практическому обучению в такие школы стали допускаться юноши и из других семей. Видимо, именно к такому типу профессиональных организаций первоначально относились наиболее древние из медицинских школ (Родосская, и Кротонская). Их деятельность была связана с оказанием медицинской помощи на базе накапливаемого чисто эмпирического опыта в ходе цели- тельской практики.

Вопрос о первоначале мира и человека стал отправной точкой для начального периода в развитии древнегреческой философии.

Как известно, Фалес таким началом считал воду, Анаксимен — воздух. Гераклит из четырех мировых стихий отдавал предпочтение огню. Мировые стихии понимались древними мыслителями не как материальные вещества, а как субстанции, дающие начало нашему миру как упорядоченной целостности. Несколько иной подход к первоначалу мира мы встречаем у мыслителей пифагорейской школы. Пифагор обратил внимание на то, что не качества определяют то или иное состояние. Мир един, и он есть результат количественных отношений всех четырех мировых стихий. Именно число и числовые взаимоотношения являются определяющими для качественного разнообразия нашего мира. Мировые элементы находятся относительно друг друга в состоянии гармонии, которая представляет собой всегда определенное числовое соотношение.

Первыми врачами, которые известны истории, были философы Алкмеон и Эмпедокл (VI—V вв до н.э.). Они были современниками и являлись первыми из врачей, занимавшихся проблемами философии. Оба мыслителя имели отношение к пифагорейской школе и были связаны с деятельностью двух первых медицинских школ в Древней Греции. Алкмеон считается наиболее выдающимся представителем медицинской школы в городе Кротоне (Южная Италия), а Эмпедокл — основателем врачебной школы на острове Сицилия.

Еще одной из древних медико-биологических школ была Книдская медицинская школа, сложившаяся в городе Книдосе в Малой Азии. Школа продолжала традиции вавилонских и египетских врачей и славилась своими достижениями в сфере практической медицины. Расцвет ее приходится на первую половину

V в. до н.э. который связан с деятельностью выдающегося врача и главы школы — Эврифона Книдского.

Врачи школы стремились видеть в медицине науку. Они сознательно отказывались от религиозно-мифологических представлений и храмовой медицины. Первостепенной задачей, которую они поставили перед собой, было создание по возможности тщательно разработанного теоретического учения о болезни. Рациональной базой для своей врачебной науки они избирают уже известные нам учения о четырех началах макро- и микрокосмоса и о роли противоположностей в них. В отличие от Кротонской врачебной школы, базирующейся, прежде всего, на натурфилософском учении о воздухе как первоначале (пневматическая концепция), книдцы взяли за первооснову другой элемент — воду и, соответственно, учение Фалеса. В результате трудами школы были созданы основы гуморальной концепции сущности болезней — о соках и их роли в организме человека.

Противоположные начала мыслятся ими в виде определенных жидкостей. Их в организме четыре: кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь.

К северу от Книдского полуострова и невдалеке от него сложилась еще одна врачебная школа. Ее обычно считают самой прогрессивной из школ античной древности. Эта школа сложилась в г. Косе, на острове того же названия у берегов Малой Азии. Обычно временем расцвет школы принято считать IV в. до н.э. Выдающимися представителями этой школы являлись: Хрисос (VI в. до н.э.), Гиппократ (V—IV вв. до н.э.), Праксагор (IV в. до н.э.). Но наивысший подъем Косской школы обычно связывают с именем с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 377 гг. до н.э.).

Кроме того, врачей Косской школы сближает с философами античности высокая оценка знания и самого врачебного искусства, которому не может научиться любой желающий. Потому, что это искусство и это знание не есть совокупность опытных знаний и умений. Они, как и пифагорейцы, требовали наличия особых способностей, мыслительных и нравственных, потому что самое прилежное изучение заменить их не может.

И еще одно замечание относительно представителей школы Коса. Требования к врачам-специалистам показывают родство соратников Гиппократа как классического направления античной медицины с философской традицией, идущей от пифагорейской школы к Сократу и Платону как главным представителям классической философии античности не только в области теории, но и в самой жизни. Это — стремление жить и поступать согласно своим идеям. У древних авторов мы встречаем свидетельства тому, что Клятву, подобную гиппократовой, давали и те, кто хотел вступить в школу Пифагора.

Эта простая и ясная схема и блестящий синтез на ее основе медицинских теорий гарантировали трактату Гиппокрта успех. Гален позже будет отстаивать гиппократову аутентичность этого трактата и дополнит его своей теорией темпераментов, но схема сохранит свое стержневое значение. (5, 91).

Одним из наиболее почитаемых богов Древней греции был Асклепий (в Риме – Эскулап). Его культ носил врачебный характер, был направлен на охрану и восстановление здоровья людей. Храмы в честь Асклепия являлись центрами лечения и медицинского образования. Дочери Асклепия: Гигиея, богиня здоровья, и Панакея – покровительница лекарственного лечения.

Взаимосвязь философии и медицины в античности проявлялась, прежде всего, в их натурфилософском характере.

Гиппократвнес огромный вклад в развитие философии и медицины. Именно он выделил медицину из философии, придал ей статус науки. В то же время он видел необходимость их взаимодействия. Кроме того, в школе Гиппократа сложился этический врачебный кодекс, который не потерял своей значимости и в наше время.

Врач Алкмеон взял за основу учение Анаксимена о воздухе как основе мироздания и создал так называемую пневматическую систему медицины. Он исходил из того, что человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха, и объяснял здоровье равновесием различных состояний воздуха – влажности и сухости, тепла и холода, а болезнь – нарушением этого равновесия.

Другой врач-философ, Эмпедокл, считал, что весь мир, в том числе и человеческий организм, строится на взаимодействии 4-х элементов: земли, воды, воздуха, огня и развивается под влиянием двух начал – сил Любви и вражды. Преобладание первой приводило к слиянию разнородных элементов, а второй – к их обособлению и распаду. Используя идею цикличной смены любви и вражды, Эмпедокл создал теории происхождения жизни, генетики человека, физиологии организма.

Новая форма материализма – атомистический – стала теоретическим основанием солидарного направления в медицине (его научной предпосылкой послужил рост анатомических знаний). его основоположник – Асклепий. Согласно солидарному направлению, организм человека состоит из бесчисленного количества атомов и находящихся между ними каналов – пор, обладающих чувствительностью. Важнейшая причина заболеваний – сужение или расширение пор.

космоцентризм как ключевой мировоззренческий принцип также нашел свое отражение в медицине. Так, в центре внимания Алкмеона было человеческое тело, которое он рассматривал как микрокосм. Он много размышлял о причинах космической гармонии и земного несовершенства. Однако, в отличие от натурфилософов, интересовавшихся прежде всего стихийными явлениями, он уделял большее внимание оценке человеческих действий, вслед за пифагорейцами связывал проблему здоровья с проблемой гигиены – правилами содержания в чистоте души и тела.

В своих медицинских представлениях опирался на идеи Платона и идеалистические элементы философии Аристотеля. Жизнь, в его понимании, является высшим проявлением божественной воли. Каждый орган выполняет свою функцию, предписанную божественным началом. Идеалистические элементы взглядов Галена были абсолютизированы в эпоху средневековья.

В то же время многие достижения Галена являются актуальными и в наше время:

- Гален выступил систематизатором медицинского знания, внес вклад в разработку проблем медицинской этики;

- врачам своего времени он предъявил три обвинения: в невежестве, коррупции и разобщенности;

- он стал основоположником науки о классификации болезней, применял в классификации локалистический принцип (различение болезней по месту поражения органов и тканей), симптоматологический принцип (по наиболее типичным симптомам), этиологический принцип (по причинам и условиям возникновения).

Читайте также: