Доклад по противодействию коррупции в медицинском учреждении

Обновлено: 05.07.2024

Забайкальский
Территориальный Центр
Медицины Катастроф

Материал опубликован: 11 октября 2019 в 04:38
Обновлён: 09 ноября 2019 в 13:11

Печать

Коррупция в здравоохранении – распространенное явление, чему способствует сама специфика медицинской деятельности и многообразие форм коррупции. Расскажем о видах коррупции в медучреждениях, о том, как разработать грамотную политику, предупреждающую такие преступления.

Коррупция в здравоохранении

Особенности коррупции в здравоохранении – это злоупотребление должностным лицом медучреждения своими полномочиями для получения выгоды в виде материальных ценностей, денежных средств, имущества или каких-либо выгод неимущественного характера.

Коррупцией является дача или получение взятки, коммерческий подкуп или иное проявление злоупотребление полномочиями с указанными выше целями. Коррупция в медицине проявляется в разных формах и действиях должностных лиц: подкуп сотрудников медучреждений; фальсификация результатов клинических испытаний медпрепаратов; нецелевое использование бюджетных средств, а также других ресурсов; предоставление завышенных счетов страховым организациям; коррупция в сфере госзакупок.

Виды коррупции

Коррупция в медицине в России характеризуется самыми разными коррупционными явлениями.

1. Незаконная растрата и хищение финансовых средств, которые выделены организации из бюджетов всех уровней, а также получение доходов со стороны потребителей медуслуг.

3. Коррупция путем подделки платежных документов. С этой целью фальсифицируются платежные и расходные документы, квитанции, предоставляются поддельные документы в страховые компании, оказываются услуги привилегированным клиентам.

4. Коррупция с поставками лекарственных средств и медизделий. Среди коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами можно встретить расхищение медпрепаратов на всех этапах их распределения между организациями. Чиновники разных уровней занимаются вымогательством, требуя от поставщиков денежные средства для разрешения продажи тех или иных препаратов, нередко выдаются разрешения на продажу поддельных или недоброкачественных медикаментов.

5. Коррупция в сфере здравоохранения при оказании медицинских услуг. В этом случае денежные средства вымогаются за предоставление тех медуслуг, которые должны предоставляться пациентам бесплатно и т.д.

Распространенные типы взяток в медицине

В рамках совершенствования мер противодействия коррупции в медицине были выделены наиболее распространенные типы взяток в медицинских учреждениях.

1. Незаконное оформление справок и больничных листок, например: об освобождении от физической нагрузки; о разрешении заниматься тем или иным видом спорта; о годности к получению водительских прав; о негодности к несению военной службы.

2. Одним из проявлений коррупции в медицине является дача взятки за качественное проведение медицинского вмешательства пациенту, например, проведение операции с индивидуальным подходом. Врачи за определенную плату обещают особый уход за пациентом до и после операции, гарантируют применение лучших перевязочных материалов, лекарственных препаратов, особой анестезии и т.д.

3. Взятки вымогаются за скрытие медработниками некоторых медицинских фактов, например, о факте наличия телесных повреждений и т.д.

5. Коррупция в здравоохранении включает искажение выводов врача-патологоанатома о причинах смерти человека. Именно по этому направлению выявляются огромные суммы взяток, т.к. часто скорректированные выводы эксперта позволяют скрыть преступление или уйти преступнику от уголовной ответственности.

6. Продолжение госпитализации пациента за определенную плату или досрочная выписка из стационара.

Меры противодействия коррупции

Как мы видим, коррупция в здравоохранении имеет разные варианты проявлений. В связи с этим большое значение имеет противодействие коррупции в медицинских учреждениях. Один из элементов борьбы с коррупцией на уровне медучреждения – антикоррупционная политика.

Принципы антикоррупционной политики для учреждения здравоохранения

При составлении антикоррупционной политики организации следует ориентироваться на общие принципы:

1. Принцип соответствия мер по борьбе с коррупцией в организации общепринятым нормам и действующему законодательству. В частности, политика медучреждения по борьбе с коррупцией в медицине должна соответствовать Конституции РФ, международным договорам РФ, а также другим нормативным актам РФ.

2. Принцип личного примера руководства медучреждения. Руководитель медучреждения имеет ключевую роль в формировании антикоррупционной модели поведения на уровне организации. Она выражается в нетерпимости к коррупционным проявлениям, а также в создании в организации системы мер по эффективному противодействию и выявлении коррупции.

3. Принцип вовлеченности сотрудников медучреждения в меры по борьбе с коррупцией. Медработники должны понимать, что такое коррупция в здравоохранении, что это незаконно, знать основные положения законодательства о противодействии коррупции, а также принимать активное участие в формировании и соблюдении антикоррупционных процедур и стандартов.

4. Принцип соизмеримости. Этот принцип в отношении антикоррупционной политики медучреждения означает, что предпринятые меры по предотвращению коррупции должны быть соразмерны риску коррупции. Антикоррупционная политика медучреждения включает в себя формулирование и анализ рисков, которые существуют в организации с точки зрения вероятности возникновения коррупционных явлений. Следовательно, комплекс мер, предусмотренных политикой медучреждения, должен быть прямым образом нацелен на устранение и учет этих рисков.

5. Принцип эффективности антикоррупционных мер. Борьба с коррупцией в медицине должна включать такие меры, которые будут низкими по стоимости, значимыми, простыми в реализации и приносить положительный результат.

6. Принцип неотвратимой ответственности за коррупционные преступления. При применении мер юридической ответственности к нарушителям закона не имеет значение их должностное положение, стаж работы и условия совершения преступления. Руководитель медучреждения несет личную ответственность за реализацию антикоррупционных мер в медучреждении.

7. Принцип открытости. Сведения об антикоррупционных стандартах медучреждения должны быть доступны общественности, контрагентам и партнерам.

8. Принцип постоянного мониторинга и контроля. Этот принцип предполагает, что реализация антикоррупционных процедур и стандартов подлежит постоянному мониторингу, а также контролю со стороны ответственных лиц.

Ответственные за противодействие коррупции

За противодействие коррупции в медицинских учреждениях персональную ответственность несут главные врачи. В свою очередь, главврачи назначают ответственных специалистов, которые непосредственно подчиняются главному врачу и занимаются реализацией антикоррупционной политики. В сферу обязанностей такого специалиста входят следующие:

Как оценить коррупционные риски в здравоохранении

Коррупция в здравоохранении может быть пресечена, если медучреждение оценит существующие коррупционные риски и разработает меры по их пресечению. Коррупционные риски – это конкретные деловые операции в деятельности медицинской организации, при осуществлении которых вероятность совершения сотрудниками коррупционных преступлениях в целях личной или иной выгоды наиболее высока. Оценка таких рисков имеет большое значение, эта процедура позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечить реализацию антикоррупционных мероприятий с учетом специфики деятельности медицинской организации;
  • рационально и эффективно использовать имеющиеся ресурсы для работы по профилактике коррупции.

Проводить оценку следует как на этапе разработки антикоррупционной политики, так и в дальнейшем, на регулярной основе, поскольку коррупция в здравоохранении имеет разные формы проявления, в том числе не учтенные ранее.

Порядок проведения оценки коррупционных рисков:

1. Разложить деятельность медучреждения на отдельные деловые операции (процессы), выделить их составные подпроцессы.

3. Описать каждый подпроцесс, который выделен на первом этапе, с точки зрения возможных коррупционных преступлений. Это описание включает:

  • характеристику тех преимуществ и выгод, которые может получить организация или конкретный медработник при совершении преступления;
  • выделение должностей специалистов, которые могут иметь ключевое значение в совершении коррупционного правонарушения. То есть это те должностные лица, которые могут своими действовать поспособствовать тому, чтобы преступление совершилось;
  • возможные формы получения денежных средств, имущества и иных видов при совершении коррупционного преступления.

5. Формируется перечень должностей, замещение которых связано с высокими рисками коррупции. Учитывая, что коррупция в здравоохранении может проявляться на самых разных уровнях, этот перечень может быть обширным. Для некоторых должностей могут устанавливаться специальные антикоррупционные требования и процедуры, например, периодическое заполнение декларации о конфликте интересов

Конкретный перечень таких мероприятий устанавливается медицинской организацией.

коррупция здравоохранение правовой

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

выявить причины коррупции в здравоохранении;

проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

привести примеры используемых мер по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении.

1. Коррупция в здравоохранении и ее виды

Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

за подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п.[4].

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

2. Причины коррупции в здравоохранении

Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:

.Экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.).

2. Политические: неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.

. Социальные: несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.

. Организационные: недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении.

. Правовые: наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи. Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на широту дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

. Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции.

. Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

Некоторые специалисты считают, что коррупция в здравоохранении выгодна и для государства. Рассмотрим почему? Государство - это структуры и люди, которые отвечают за уровень и само наличие медицинской помощи в стране. Обеспечить адекватную медицинскую помощь при текущих зарплатах (и/или организации) нельзя. Врачи, получающие дополнительный доход, держатся за свое место. Они согласны и выполняют лечение части больных без взяток, за одну зарплату. Это одно из условий получения большого общего дохода. Плюс они поддерживают какой-то более или менее уровень работы у своих более младших коллег, работающих за гроши.

3. Коррупция в системе здравоохранения России

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.

4. Мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении

Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить следующие:

. В сфере социально-экономических отношений:

проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;

совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, повышение их социального статуса и престижа профессии;

информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.

. В организационной сфере:

совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

открытость деятельности медицинских учреждений;

организационный контроль за медицинской деятельностью.

. В сфере политических отношений:

усиление демократических начал;

развитие общественного контроля;

развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

. В духовной сфере общественной жизни:

внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения;

развитие идей социальной справедливости;

повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.

. В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:

выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;

постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

. В правовой сфере:

четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;

искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;

постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;

внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.

Также необходимо ужесточить ответственность лиц, уличенных в коррупции, освещать случаи раскрытия дел, связанных с коррупцией.

Наиболее важным, является переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе. Само врачебное сообщество в наибольшей степени способно выработать жесткие и эффективные механизмы отторжения коррупционеров, преодоления коррупционных практик, снижения коррупционных рисков в своих рядах[6].

В РФ по-прежнему остается стабильно высокий уровень коррупции в сфере здравоохранения. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются высокопоставленные должностные лица. В суды ежегодно направляется более тысячи дел, возбужденных в связи с совершением коррупционных преступлений и проступков в медучреждениях.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Для искоренения коррупции в сфере здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать законодательство в сфере здравоохранения (включая введение правовых норм для защиты социальных прав врачей, медсестер, иных работников сферы здравоохранения), развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств на медицинскую технику и оборудование, всемерно содействовать развитию отечественной медицинской промышленности, инновациям в сфере здравоохранения, использовать инструменты государственно-частного партнерства для развития технологической базы здравоохранения, ввести процедуры раскрытия информации, независимого общественного аудита, контроля и мониторинга расходования средств при проведении государственных закупок, оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлении отдельным категориям больных бесплатных или льготных путевок для санаторно-курортного лечения и т.п.

Список использованных источников

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

- За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

- За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

- За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;

- За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Существенны три специфических стороны данного вопроса в области здравоохранения:

1) характеристики служебной среды;

2) характеристики работников;

3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере здравоохранения.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения - от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Меры по противодействию коррупции в сфере здравоохранения.

Термин экспертиза определяется как анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемое выпуском акта заключения, в отдельных случаях сертификата качества, соответствия.

Антикоррупционная экспертиза проводится не в ходе судебного разбирательства по гражданскому, уголовному делу или делу об административном правонарушении. Минюстом РФ утвержден перечень видов судебных экспертиз, которые выполняются в учреждениях Министерства Юстиции РФ, в этот перечень антикоррупционная экспертиза не входит. С позиции нормативного регулирования относить антикоррупционную экспертизу к одному из видов судебных экспертиз, представляется не совсем верным. Но исходя из общего определения понятия экспертизы и рассмотрения ее с позиции научного познания возможно применение общих положений теории судебной экспертизы для более детального рассмотрения предмета антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения.

Необходимо рассматривать предмет антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы, потому что сам термин экспертиза определяется как исследование, завершаемое вынесением заключения.

Поэтому представляется наиболее верным решением признать предмет антикоррупционной экспертизы, как устанавливаемые в ходе проведения экспертом сведения и факты, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии в нормативно-правовом или его проекте коррупциогенных норм, то есть правовых норм, прямо способствующих проявлению коррупции. Эти сведения, факты необходимо установить из анализа проекта нормативно-правового акта или нормативно-правового акта на основе исследования с использованием методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Проблема коррупции является очень острой в нашей стране, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но на недопущение проявления агоспособствующих коррупции факторов.

Для обеспечения социальной поддержки государства в противодействии коррупции необходимо целенаправленное формирование массового правового сознания, согласующегося с культурными особенностями населения и нравственными регуляторами социального поведения. Проблема эффективных мер и механизмов противодействия коррупции менее сложна и многогранна для решения, чем само явление коррупции.

В рамках реализации антикоррупционных мероприятий, органами государственной власти на сегодняшний день уже приняты необходимые шаги, направленные на налаживание комплексной работы по предупреждению коррупции в области здравоохранения, устранению причин и условий, ее порождающих. В регионах основной упор сделан на существенном расширении направлений противодействия коррупции с использованием в этих целях политических, правовых, экономических, организационных, воспитательных и других мер. К ним, в частности, относятся:

- разработка и принятие областного антикоррупционного законодательства в области здравоохранения;

- создание уполномоченного органа по противодействию коррупции, координирующего и направляющего антикоррупционную деятельность в данной сфере деятельности;

- внедрение практики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в здравоохранении.

Однако, несмотря на обоснованность всех предложений и их целесообразность, ряд идей на практике реализуется слабо либо не реализуется вообще. В частности, антикоррупционная пропаганда, которая является, на наш взгляд, неотъемлемой частью эффективного противодействия коррупции, на практике практически не проводится. Подобный недостаток можно устранить следующим образом: необходимо проводить антикоррупционные мероприятия, направленные на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции в области здравоохранения. В этих целях целесообразно задействовать СМИ т.е. систематически публиковать материал об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, на недостаток системы здравоохранения, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина в данной области, субъектов предпринимательской деятельности, а также проведение публичных информационных мероприятий с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции в области здравоохранения, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения в данной области деятельности.

Ещё одним направлением противодействия коррупции стала организация проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и их проектов. Таким образом, правовые и организационные основы для осуществления антикоррупционной экспертизы созданы и уже сегодня успешно внедряются в практику.

Лучшим решением со стороны разработчиков методики и правил явилось бы совмещение этих документов в один документ. Методику проведения экспертизы, в которой были бы определены сроки проведения антикоррупционной экспертизы, раскрывались основные понятия, установлены объекты экспертизы, были отмечены методы проведения экспертного исследования, порядок действий эксперта. А также были бы раскрыты коррупциогенные факторы законодательства. Такой подход представляется наиболее разумным с позиции общей теории судебных экспертиз.

Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции осуществляются поэтапно. О существенных изменениях в положительную сторону говорить пока рано, однако, в регионах, где внедрялись такие меры, наблюдается положительная динамика.

Ещё одним направлением противодействия коррупции является декларирование.

Декларацию по налогу на доходы физических лиц должны сдавать:

- частные нотариусы, адвокаты, детективы, работники системы здравоохранения и другие лица, получавшие в течение отчетного года доходы от частной практики. Кроме того, человек обязан сдать декларацию, если он в отчетном году.

Данный способ борьбы с коррупцией в области здравоохранения на сегодняшний день является одним из наиболее действенных, однако и он не может полностью перекрыть весь поток взяток, поступающий в сферу здравоохранения коррупционным путем.

Существуют дополнительные механизмы борьбы с коррупцией. Для выполнения этих механизмов необходимо:

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью.

3. Предоставить больничным кассам кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет - сдавать в налоговую инспекцию. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно - использование протоколов лечения.

8. Более активное освещение в СМИ судебных процессов над коррупционерами;

9. Улучшение качества работы правоохранительных органов;

11. Создание специализированного Кодекса об охране здоровья граждан, который бы объединил столь разобщенное законодательство в сфере здравоохранения, ликвидировал бы коллизию норм. Процесс формирования основ отрасли, накопления основных законодательных положений, судебной практики, связанной с их применением должен быть завершен проведением кодификации и унификации законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на сегодняшний день существует достаточное количество механизмов по борьбе с коррупцией. Однако в силу сопротивления встречаемого данными механизмами со стороны коррумпированных структур, многие из них не получают широкого распространения и качественной проработки. На сегодняшний день ведется множество разговоров о новых законопроектах в области антикоррупционных мероприятий, предлагается вносить поправки в уже существующее законодательство, и даже президент озвучивает вопрос о борьбе с коррупцией в здравоохранении, как приоритетный. Тем не менее, на сегодняшний момент данный вопрос остается открытым и подлежит дополнительной разработке.

Список используемой литературы

4. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Анализ российского законодательства о противодействии коррупции // Актуальные проблемы противодействия преступности в кризисном обществе: сб. ст. междунар. науч.-практич. конф. - Челябинск, 2013 г.

5. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Международно-правовые основы противодействия коррупции // Проблемы права. - М. №4. - 2012 г.

6. Александров В.И. Барабашев А.Г., Стружак Е.П. Коррупция и конфликт интересов // Общественные науки и современность. - Ростов-на-Дону 2012 г. №2.

7. Борков В. Новая редакция норм об ответственности за взяточничество: проблемы применения // Уголовное право. М. 2013 г.

8. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Рязань. Журавль. 2014 г.

9. Васильчиков И.С. Преступления в сфере здравоохранения. Р-н-Д.: Феникс, 2011 г.

10. Дронов Р.В. Механизм нейтрализации коррупции в сфере здравоохранения. - Автореф. дис. докт. юрид. наук. - СПб., 2012 г.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно — компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

2) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

5) осуществлять прием представителей компаний, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;

6) выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

1) принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании;

2) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению;

3) заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

4) предоставлять населению недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

3. За нарушения требований настоящей статьи медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских организаций и руководители аптечных организаций, а также компании, представители компаний несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Пакет документов по противодействию коррупции



Памятка об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Читайте также: