Московское царство как центр православия доклад

Обновлено: 07.07.2024

Роль Московских князей и образование единого Православного Царства Московского.

Мудрый и дальновидный Иван Калита добился права доставлять дань хану своими средствами и силами, без въезда ордынских сборщиков в русские земли, что способствовало водворению тишины и мира среди народа. Перенесение кафедры русского митрополита при Иване Калите из Владимира в Москву сделало Москву центром объединения всего православного русского народа, а Великого князя Московского – общенациональным Русским Государем. Так как сыновья Ивана Калиты умерли молодыми, то великое княжение чуть было не перешло из Москвы ко Владимиро-Суздальскому князю. Но Московский митрополит Алексий благословил внука Ивана Калиты – Димитрия Ивановича (впоследствии – Донского) на борьбу со всеми претендентами на великокняжеский престол, и Московское Велико-княжество окончательно восторжествовало над княжествами Владимиро-Суздальской Руси, Рязани, Новгорода и Твери.

При сыне князя Димитрия Ивановича Донского – Василии I Дмитриевиче (1389-1425) много потрясений пережила объединяемая Русь и от ордынских разрушительных набегов и особенно от Литвы, которая стремилась захватить некоторые русские области в верховьях Днепра и Западной Двины – это несмотря на то, что князь Василий I Дмитриевич был женат на дочери великого князя Литовского Витовта Софии.

Много пришлось потрудиться для сохранения великого княжения за Москвой и при сыне Василия I, Василии II Васильевиче, прозванном Темным (1425-1462). Междоусобица княжеская тянулась двадцать лет, однако историческая нить законного наследования Московского Великого княжеского престола не оборвалась. Огромное большинство народа, духовенство, боярство дружно поддержали Василия II, провозгласившего семейное наследование великокняжеского престола – вместо рядового наследования престола со старшинством дядей над племянниками, к чему особенно стремился дядя Василия I удельный князь Галича Юрий Димитриевич, не желавший признать маленького племянника Василия II Великим князем Московским. Василий II много помог возвышению Древней Руси как оплота чистоты и неповрежденности Вселенского Православия. Во дни княжения Василия II Московское государство, не признавшее Флорентийской унии 1439 года между Византией и Римом, решило отделиться от Константинопольского Патриарха, предавшего Православие папе римскому и постановило впредь самим ставить митрополитов из русских кандидатов по избранию Собора Православных Русских епископов, на котором вместо митрополита Исидора, ученого грека и ставленника Константинопольского Патриарха, признавшего Унию, был поставлен в митрополиты Рязанский епископ Иона.

Сын Василия II Иван III (1440-1505) вполне оправдал возложенные на него надежды дальновидного отца. Закончив собирание великих русских земель под властью Москвы, Иван III провозгласил себя Единым Государем Единого Русского Государства. Свершилось превращение некогда слабого удельного князя Московского в Единодержавного и Самодержавного Государя Всея Руси. Дело, успешно начатое при Димитрии Донском, триумфально закончилось при Иване III, присоединившем к Московскому Государству Великий Новгород и получившем право величаться Создателем Православного Русского Единого Государства.

Во время княжения Ивана III свершились и другие дела огромной исторической важности. Отметим из них следующие:

1. Свержение монгольского ига в 1480 году, после которого ордынцы все еще нападали то там, то тут на русские окраинные земли.

2. Переход в Московское Великокняжество князей Литовско-Русского княжества, под защиту Великого князя, присоединивших свои земли к Москве. Этот переход от католического государя Литвы к православному Великому князю Святой Руси дал право Московским князьям величать себя государями всей Русской Земли.

3. Было установлено культурное общение Московского Государства со странами Западной Европы.

5. Полоненные турками славяне также увидели в Московских князьях единственных защитников Православия и прямых наследников Православных Византийских императоров.

6. Завещая свой Великокняжеский Престол старшему сыну Василию III Ивановичу (1479-1533), Иван III младших своих сыновей назвал подданными Единодержавного и Самодержавного Государя Московского и всея Руси.

Вступив на Великокняжеский Престол, Василий III уничтожил вече во Пскове; присоединил Рязанскую область к Москве; упразднил остававшиеся уделы князей, ушедших при его отце от Литовского Великого князя и присоединил их земли к Москве; отобрал у литовцев крепость Смоленск, имевшую важное военное значение.

Мысль о переходе в Москву из Царьграда защиты Вселенского Православия многими подтверждалась чудесным перенесением Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери из Византии в Россию, а также преданием о посещении Русской Земли святым апостолом Андреем Первозванным, предсказавшим, что истинное Божественное Учение Христово воссияет на Руси. И действительно, неисповедимым путям Промысла Божия угодно было, чтобы Поместная Церковь Российская сделалась носительницей авторитета и защитницей всех Православных Восточных Патриаршеств, находящихся в плену у иноверных завоевателей.

При Иване IV Грозном (1530-1584), с завоеванием Казанского (в 1553 году) и Астраханского (в 1556 году) магометанских татарских ханств и с приобретением огромных земельных пространств, открывавших путь за Урал, свершилось огромной важности первое торжество Христианства над исламом, или учением Магомета, возникшем в 622 году по Рождестве Христовом и изложенном в Коране. Магометанам туркам, попущением Божиим, удалось завоевать весь Православный Восток, а русским Бог помог дать первый отпор исламу при завоевании этих татарских ханств, а несколько позднее – при завоевании Сибири Ермаком Тимофеевичем.

Следующее огромной исторической важности событие в росте авторитета нашей Поместной Российской Церкви свершилось в Царствование Бориса Годунова, когда стараниями его в 1589 году было учреждено и Собором Восточных Патриархов утверждено Патриаршество на Руси, вместо Московской Автокефальной Митрополии, и когда первым Патриархом на Руси был избран Московский митрополит Иов.

О том, как во время страшной смуты на Руси (1603-1613), чудом Промысла Божия, нить исторического развития России не оборвалась, но мудро и дальновидно была подхвачена русскими государственно мыслящими патриотами, крепко удержана и передана в твердые руки законно избранного Царя из Династии Романовых Михаила Федоровича в 1613 году, будет рассказано в следующей главе.

1)Одной из важнейших причин возвышения Москвы стал прочный стратегическийсоюз московских князей с православной церковью. Московские князья раньше другихосознали выдающуюся роль православия в тех условиях. Они постарались заручитьсяподдержкой как высших чинов церкви, так и русских монахов-передвижников, начав-ших во 2/3 14 века беспримерное по масштабу и последствиям дело монастырской ко-лонизации (освоение русских земель). Русские митрополиты уже с начала 14 века предпочитали большую часть своеговремени проводить в Москве,а затем и перенесли сюда свою официальную резиденцию. В начале 14 века митрополитом Киевским и Всея Руси был избран волынский мо-нах Пётр. У него сложились хорошие отношения с тогдашним московским князем Ива-ном Калитой. Возможно это была одна из причин того, что митрополит Пётр в 1325году переехал на жительство из Владимира в Москву. В 1328 году митрополит Феог-ност сделал Москву своей официальной резиденцией. Пребывание митрополита в Москве повышало её политический и духовный автори-тет, помогая свершиться делу объединения русских земель, которое проводил ИванКалита. По настоянию Петра в Москве заложили Успенский собор, где Пётр и был погре-бён ещё до окончания строительства собора.

2)В 1354-1378 годах Русской православной церковью руководил митрополит Алек-сий. Он был фактическим создателем нового московского православного государства. В годы малолетства великого князя московского Дмитрия Ивановича его воспита-тель митрополит Алексий был главой московского правительства. Алексий обстраивал Москву новыми монастырями. Кроме Чудова монастыря (1365г)при нём был построен Андрониковский монастырь на берегу Яузы. Монастырь был об-несён стенами и стал служить фортом для московской крепости. Алексий заложил основы едино-державной власти московской Руси, утвердил ди-настию государей московских. При нём начинает осуществляться идея государстванового типа - православно-самодержавного. Москва, превратившись в центр русскогоправославия становится фактически теократическим государством, в котором властьсветская действует в тесном единстве с властью духовной.

Со времен Крещения Руси до конца XIII века резиденция глав Русской Церкви находилась почти все время в Киеве. Однако после нашествия Батыя в 1240 году великий город надолго запустел. Митрополит Максим избрал новой резиденцией Владимир-на-Клязьме. К сожалению, и этот прежде богатый столичный центр сильно пострадал от ордынцев. В начале XIV века митрополит Петр, после некоторых колебаний, вновь перенес резиденцию — на сей раз в Москву. Память святителя Петра празднуется 6 сентября.

Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках

Митрополит Петр находился в добрых отношениях с московским князем Иваном Калитой. Святитель скончался в 1325 году и был погребен в строящемся Успенском соборе Московского кремля. Место захоронения он избрал себе сам. Это событие стало символическим переносом митрополичьей резиденции из Владимира в Москву.

Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках

В детские годы московского князя Дмитрия Донского митрополит Алексий возглавлял боярское правительство, и его голос был решающим в державных делах.

Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках

Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках

В судьбе Московской митрополии нередко случалось так, что властный государь оказывал на нее давление, пытаясь ограничить духовную независимость Церкви. Но гораздо хуже бывало, когда правитель, по слабости своей, не мог контролировать самовластную аристократию. Она вмешивалась в дела Церкви с жестокостью и корыстью. Так, в детские годы Ивана IV знать свергала одних митрополитов и ставила других, не считаясь с величием их духовного сана.

Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках

Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках

Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках

В 1589 году, по соглашению между московским правительском царя Федора Ивановича, Московской митрополией и патриархом Константинопольским Иеремией II в Москве было учреждено патриаршество. Иеремия поставил первым патриархом Московским Иова. Позднее другие греческие патриархи утвердили это решение.

Рисунки Елены Поповской

Киев перестал быть важным с 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол. С тех пор связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной. Столицей стал Владимир.
После взятия монголами в 1240 Киев был полностью разрушен и им правили второстепенные князья.

А Церковь никогда не перемещалась из Киева в Москву. Епархия (приход) это частичная Церковь, то есть частичка от всеобщей Церкви. В Киеве своя частичная Церковь, в Москве своя. Обе являются частью целого, то есть частью Церкви Христа, даже при том, что они сами этого не хотят в силу православных догматов.
В православии термин частичная Церковь подменили на поместная Церковь, из-за этой фальсификации христиансской доктрины у восточных славян абсолютно нет понимания сути христианства и христианского учения. Переводы католических догматов на русский тоже заведомо ложные и фальшивые, поэтому на данный момент у русоязычных нет абсолютно никакого доступа к христианской информации.

Московская Церковь в один прекрасный день стала нелегально называть себя патриархатом и стала считать себя выше киевской. Сам термин патриархат политический, а не христианский, его ввели в оборот императоры в 4-ом веке, то есть политическая власть. В Библии этого слова нет. Сейчас Церковь ведёт работу по удалению из христианства понятия патриархата и всего с этим связанного.
В христианстве все частичные Церкви равны, только в православии-царепапизме ввели неравенство в политических целях, сделав из христианства царское орудие манипуляции и насилия.

На моём блоге (Roselline per il rosario на Блогспоте) есть ссылки на некоторые исторические, научные, документальные источники на языке оригинала, которые освещают историю славян по ключевым моментам на основе международных контактов тех лет, политики и приобщения славян к христианству. Их переводы на русский отсаботированы. Например, nazione slava - славянская нация переведено как племена славян, королевство как царство и т.д.. Поэтому читать их следует на языке оригинала.
Я собираюсь сделать перевод части текстов, не знаю когда руки дойдут. Сегодня обнаружила, что с интернета словарь Даля пропал, а в процессе перевода старинных текстов необходимо работать именно с ним, чтобы отслеживать, как преображалось значение слов в русском со времён Даля. Значение многих слов тех очень тяжело передать правильно.

Olga Maria добрый день хочеться знать как из Киева Церковь переместилась в Москву. На что Вы ссылаетесь подскажите пож. Хочу докопаться до истории НАСТОЯЩЕЙ. Спасибо.

Киев был католической Митрополией примерно с 862 года. Москва становится Митрополией истамбульского царерапизма (ортодоксии) в 1327, без никаких переездов и переносов. В 1654 Московское государство того времени завоевывает Киев, в 1660-ом году во время так называемой реформы Церкви в Киеве ввели царепапизм-православие и уничтожили католицизм, путём убийства католиков и сожжения всех книг и рукописей. После великой книжной гари Россия и Украина остались​ без корней и без истории. Царепапизм-ортодоксии-православию, умытому кровью украинских католиков, давно пора покаяться за содеянное, особенно за сожжение книг и последующую фальсификацию истории.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

1.Митрополит Пётр и сутьба Москвы.

1)Одной из важнейших причин возвышения Москвы стал прочный стратегическийсоюз московских князей с православной церковью. Московские князья раньше другихосознали выдающуюся роль православия в тех условиях. Они постарались заручитьсяподдержкой как высших чинов церкви, так и русских монахов-передвижников, начав-ших во 2/3 14 века беспримерное по масштабу и последствиям дело монастырской ко-лонизации (освоение русских земель). Русские митрополиты уже с начала 14 века предпочитали большую часть своеговремени проводить в Москве,а затем и перенесли сюда свою официальную резиденцию. В начале 14 века митрополитом Киевским и Всея Руси был избран волынский мо-нах Пётр. У него сложились хорошие отношения с тогдашним московским князем Ива-ном Калитой. Возможно это была одна из причин того, что митрополит Пётр в 1325году переехал на жительство из Владимира в Москву. В 1328 году митрополит Феог-ност сделал Москву своей официальной резиденцией. Пребывание митрополита в Москве повышало её политический и духовный автори-тет, помогая свершиться делу объединения русских земель, которое проводил ИванКалита. По настоянию Петра в Москве заложили Успенский собор, где Пётр и был погре-бён ещё до окончания строительства собора.

2)В 1354-1378 годах Русской православной церковью руководил митрополит Алек-сий. Он был фактическим создателем нового московского православного государства. В годы малолетства великого князя московского Дмитрия Ивановича его воспита-тель митрополит Алексий был главой московского правительства. Алексий обстраивал Москву новыми монастырями. Кроме Чудова монастыря (1365г)при нём был построен Андрониковский монастырь на берегу Яузы. Монастырь был об-несён стенами и стал служить фортом для московской крепости. Алексий заложил основы едино-державной власти московской Руси, утвердил ди-настию государей московских. При нём начинает осуществляться идея государстванового типа - православно-самодержавного. Москва, превратившись в центр русскогоправославия становится фактически теократическим государством, в котором властьсветская действует в тесном единстве с властью духовной.

В начале XIV века резиденцией митрополита Киевского и всея Руси еще оставался Владимир, однако митрополит Петр последние годы жизни провел в Москве и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля. В Москве же обосновался и преемник святителя Петра митрополит Феогност. Превращение Москвы в фактический центр митрополии было связано с возвышением Москвы в качестве главного политического центра Северо-Восточной Руси при великом князе Иване I Калите. Во второй половине XIV века Москва становится центром вооруженной борьбы против монголо-татарского ига. Крупнейшими фигурами в церковной жизни Руси этого периода были митрополит Московский (формально по-прежнему Киевский и всея Руси) Алексий и преподобный Сергий Радонежский.

Митрополит Алексий происходил из московского боярского рода, его крестным отцом был Иван Калита. Уже в отрочестве он возжелал монашеского жития и в двадцатилетнем возрасте принял постриг. Еще при жизни митрополита Феогноста Алексий был назначен его наместником и преемником. В 1354 году патриарх Константинопольский Филофей Коккин, ученик святителя Григория Паламы, утвердил Алексия митрополитом всея Руси, хотя сделано это было в виде исключения: правилом по-прежнему оставалось назначение на русскую митрополию этнических греков. При великом князе Иване II (1326–1359), княжившем в Москве в течение пяти лет, и в особенности в годы малолетства благоверного князя Димитрия Ивановича, получившего княжескую власть в девятилетнем возрасте, святитель Алексий фактически руководил внешней политикой Московского княжества. Он, в частности, входил в сношения с литовским князем Ольгердом, значительно расширившим Великое Княжество Литовское за счет присоединения традиционно русских земель и добившимся от Константинополя создания для Литвы отдельной митрополии. Святитель Алексий способствовал преодолению раздробленности Руси и созданию союза русских княжеств для противостояния Золотой Орде, которая к тому времени существенно ослабла.

Жизнь благоверного князя Димитрия Ивановича, святителя Алексия и преподобного Сергия протекала в разных условиях: один управлял государством, другой управлял Церковью, третий подвижничал в подмосковных лесах. Но когда наступил критический для Руси момент нашествия монгольского хана Мамая, государство и Церковь объединило сознание необходимости противостояния врагу. И князь Димитрий перед решающей битвой, собрав войско, пришел к преподобному Сергию за советом и благословением. Преподобный благословил князя, предсказал ему победу и дал в помощь двух иноков своей обители – схимонахов Андрея Ослябю и Александра Пересвета. Оба монаха вместе с великим князем и его войском героически сражались против войск Мамая, и 8 сентября 1380 года русское войско одержало победу в битве на Куликовом поле. Эта историческая битва положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Потеряв власть над Москвой, Константинополь решил укрепить свои позиции в Киеве, для чего в 1458 году патриархом Григорием Маммой был поставлен отдельный митрополит для Киева – Григорий Болгарин (?–1472). В 1467 году патриарх Дионисий I предпринял попытку сделать Григория также митрополитом Московским, однако в Москве посягательства Константинополя были отвергнуты. Фактически с середины XV века общерусская митрополия была разделена на две – Московскую и Киевскую. Разделение сохранялось вплоть до 1685 года, когда Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата.

Период между серединой XV и концом XVI века был временем укрепления политического могущества Руси и ее сплочения вокруг Москвы. Одно за другим присоединяются к Москве древние княжества – Ярославское (1463), Ростовское (1474). Новгородское (1478), Тверское (1485), Псковское (1510), Рязанское (1521). В 1480 году, в результате бескровной победы русских войск над войсками хана Ахмата, было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго.

Однако у этой программы была и другая составляющая – требование наказаний и даже смертной казни для отступников от Православия. Выдвигая это требование, Иосиф Волоцкий апеллировал к византийской истории:

Разве православные цари и святые отцы, бывшие на Вселенских и Поместных Соборах, не милостивы и не милосердны? Но ведь они повелели всем, записали в священных правилах и заповедали всем грядущим поколениям, чтобы цари, князья и мирские судьи предавали еретиков, а тем более отступников, лютым казням и смерти, как убийц, разбойников и иных злодеев. Вот каким судом были осуждены патриархи, митрополиты и епископы, придерживавшиеся ересей; но разве нынешние отступники, которые хуже всех еретиков и отступников, не достойны такого же осуждения, как и вышеупомянутые еретики? И если теперь православные самодержцы не поступят так же, то совершенно невозможно ничем иным искоренить еретиков и отступников. Если же они подвигнутся на это и покажут ревность о Христе – ввергнут еретиков и отступников в темницы, до самой смерти их, – умиротворится Церковь Божия и угаснет скверное жидовское учение злочестивых еретиков и отступников.

В 1504 году в Москве, в присутствии великого князя Ивана III и его сына Василия, состоялся Собор, приговоривший к смертной казни еретиков, против которых боролись Геннадий Новгородский и Иосиф Волоцкий. Начались казни, подобных которым на Руси доселе не видели. 27 декабря того же года в Москве были заживо сожжены в клетках Иван Курицын и его сподвижники, в Новгороде сожгли юрьевского архимандрита Кассиана и других еретиков, многих адептов ереси посадили в тюрьмы или отправили на покаяние в монастыри.

Церковное почитание преподобного Иосифа Волоцкого началось вскоре после его кончины, и уже в XVI веке он был торжественно канонизирован. Почитание преподобного Нила Сорского было гораздо менее приметным, и его имя было включено в месяцеслов лишь в 1903 году. Один из последователей преподобного Нила, инок Вассиан (Патрикеев), решительно выступавший против монастырского землевладения и против смертной казни еретиков, но в отличие от своего учителя писавший в резко полемическом и обличительном тоне, был осужден Собором 1531 года.

Ранние годы правления Ивана Грозного были ознаменованы рядом крупных военно-политических успехов: в 1552 году была взята Казань, в 1556-м Астрахань, в 1563-м – Полоцк. Народ сплотился вокруг царя, в котором видели искреннего защитника православной веры и гаранта государственной целостности. Однако вскоре после смерти митрополита Макария в деятельности царя наступил резкий перелом, вызванный, помимо всего прочего, его повышенной подозрительностью и страхом перед заговором. В конце 1564 года царь покинул Москву и поселился в Александровской слободе, где создал некое подобие монастыря во главе с самим собой, а в начале 1565 года учредил опричнину – карательную организацию, подвластную только ему и неподсудную общественным органам власти. Страна была разделена на опричнину, в которую входили царские бояре, и земщину, которую составляли прочие бояре со своими дворами. В задачу опричников, набиравшихся из молодых бояр и дававших клятву на верность царю, входило выявление любых возможных политических заговоров и уничтожение заговорщиков. Начались казни, многие бояре и их семьи были заподозрены в измене и сосланы в разные города. Имущество казненных и сосланных переходило в руки царя и опричников. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу и означающие, что они грызут и метут изменников.

Самодурство и жестокость Грозного царя стали причиной нестроений в Церкви. После митрополита Макария в 1564 году на митрополичий престол был избран духовник царя Афанасий, однако по неизвестным причинам спустя два года он оставил митрополию и удалился в монастырь. Святитель Казанский Гурий, избранный на митрополию в 1566 году, был введен на митрополичий двор, однако спустя два дня изгнан оттуда. Наконец, по воле царя митрополитом был избран Соловецкий игумен Филипп, из боярского рода Колычевых, посаженный на митрополичий престол в июне 1566 года. Сначала наедине с царем, а потом и публично святитель Филипп начал высказывать свое несогласие с разделением страны на опричнину и земщину, протестовать против жестокостей самодержца.

Поставление Иова на патриаршество было совершено при личном участии патриарха Иеремии, и учреждение патриаршества было закреплено специальной соборной грамотой. В 1590 году церковный Собор в Константинополе утвердил русское патриаршество и определил патриарху Московскому пятое место в диптихах после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Константинопольский Собор 1593 года, в котором участвовали четыре восточных патриарха, подтвердил учреждение патриаршества в Москве, о чем в Москву была направлена грамота, подписанная 42 архиереями.

Смута, однако, продолжалась, в Тушине объявился еще один самозванец, Лжедимитрий II, а в 1609 году в Россию вошли войска польского короля Сигизмунда III (1566–1632). В 1610 году Василий Шуйский был свергнут, и власть формально перешла к Боярской думе, однако вскоре оказалась в руках польского королевича Владислава. Патриарх фактически возглавил сопротивление полякам и благословил создание в 1611 году народного ополчения. За это он был заточен поляками в Чудов монастырь, а на его место был поставлен ранее лишенный сана Игнатий. Из заточения патриарх Гермоген продолжал рассылать послания, призывая народ встать на защиту Православия. В феврале 1612 года патриарх, уморенный голодом, скончался в темнице, а в октябре того же года народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву. Игнатий бежал в Речь Посполитую, принял униатство и стал настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Исповеднический подвиг патриарха Гермогена вошел в историю Русской Церкви, и он был канонизирован в 1913 году, во время празднования трехсотлетия дома Романовых.

Читайте также: