Мошенничество в сфере услуг доклад

Обновлено: 17.05.2024

Наиболее часто встречающиеся способы телефонного мошенничества

Представленные данные свидетельствуют о том, что мошенничество по телефону становится одним из наиболее простых способов получения несанкционированного доступа к банковской информации граждан. Мошенники для совершения звонков чаще всего используют номера, которые стали доступными вследствие утечки персональных данных, например, из баз с номерами мобильных телефонов, ФИО и других сведений о субъекте персональных данных.

Подробнее об "утечках" персональных данных читайте в нашем материале: Кто что знает обо мне: обработка персональных данных онлайн-платформами

Владея такими данными, становится удобнее применять метод социальной инженерии, то есть психологическое манипулирование для выполнения необходимых для мошенничества операций или раскрытия конфиденциальной информации. Например, информация о наименовании оператора связи, которым пользуется абонент, поможет мошеннику с наибольшей долей вероятности расположить собеседника к раскрытию конфиденциальной информации, если он представится сотрудником компании оператора.

Информирование о превентивных методах борьбы осуществляют и другие заинтересованные в безопасности клиентов органы, например, банки. Так, Сбербанк также осведомляет клиентов об отсутствии необходимости в совершении операций по инструкциям звонящего, так как все операции для защиты сотрудник банка выполняет самостоятельно, а такие данные, как коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC), логин от СберБанк Онлайн, коды из СМС, номер банковской карты, сотрудник банка самостоятельно просить не будет 3 .

Новые виды телефонного мошенничества

С помощью информированной поддержки со стороны государственных органов и представителей банковской и телекоммуникационной сфер, а также из-за ажиотажа по теме среди СМИ, внушительное число граждан уже осведомлены о типичных случаях мошенничества, которое совершается с использованием мобильной связи. Тем не менее, злоумышленники совершенствуют способы мошенничества, о которых потенциальные жертвы не осведомлены.

Так, распространение получила мошенническая схема с незаконным использованием подменных абонентских номеров (используются номера банков и подразделений МВД России, в частности – главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России). По данным министерства, с сентября прошлого года выявлено более 20 случаев реализации следующей схемы, в результате которых у граждан похищено более 6,7 млн руб. Звонок осуществляется якобы сотрудником банка, который информирует о попытке оформления неизвестным третьим лицом кредита в онлайн-банке. Далее злоумышленник убеждает гражданина в необходимости самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита. Для подтверждения информации звонок поступает от "сотрудника полиции", который подтверждает слова мошенника, представившегося сотрудником банка. При этом для реализации подмены номера звонящего используются не только технологически сложные системы, но и более доступные варианты, например, с помощью Telegram-бота, который позволяет организовывать звонки с подменой номера прямо из мессенджера, отмечает Леонид Чуриков, ведущий аналитик "СёрчИнформ".

Также соответствующая схема может быть реализована с помощью автоматизированных систем. По данным руководителя направления исследования новых киберугроз BI.ZONE Никиты Вдовушкина, в настоящее время около 30% мошеннических звонков проходит с применением роботов: около 10% — с использованием робота в начале диалога и еще около 20% — с переключением на робота, чтобы сообщить ему конфиденциальные сведения, которые доступны только клиенту (например, код подтверждения совершения банковской транзакции из СМС). По мнению эксперта, преимущество роботов заключается в том, что они вызывают доверие жертвы и, как следствие, повышают результативность мошеннических действий. При необходимости получения конфиденциальной информации робот помогает ввести клиента в заблуждение, убедив, что клиент сообщает код не сотруднику банка, а защищенной системе. В дополнение к этому злоумышленники используют психологический прием и перед переключением на робота напоминают жертве, что нельзя называть секретные коды сотрудникам банка, подразумевая, что сотруднику сообщать конфиденциальную информацию нельзя, а роботу — можно.

В некоторых случаях телефонные мошенники используют модернизацию голоса звонящего с целью введения потенциальной жертвы в заблуждение в отношении того, с кем он ведет телефонный разговор. Замена голоса при звонке реализуется довольно просто – с помощью технологии pitch effect [техника звукозаписи, которая понижает или повышает высоту звука. – ГАРАНТ.РУ], объясняет Леонид Чуриков. При этом эксперт отмечает, что такую маскировку нельзя назвать качественной. Куда более серьезный эффект оказывает синтезирование голоса, то есть его изменение до такой степени, чтобы он был узнаваемым для адресата. Это реализация технологии deepfake (от англ. fake – подделка), которая основана на работе нейросети, которая может синтезировать речь или образ человека на основе образцов голоса, изображения. Если кто-то звонит и голосом близкого человека просит срочно перевести деньги на новый номер или на банковскую карту, скорее всего у адресата не возникнет подозрений. Эксперт объясняет, что для использовании данной технологии для совершения телефонного мошенничества нужно, чтобы программа не только синтезировала речь, а делала это в режиме реального времени. Для синтеза качественной подделки нейросети нужно много образцов голоса – источником данных для данной схемы могут быть социальные медиа, например, стриминговые сервисы. Несмотря на то, что для массового мошенничества такой сценарий достаточно сложен, для таргетированных атак (когда злоумышленник охотится на конкретного человека) он подходит. Так, Леонид Чуриков приводит в пример случай, когда в 2019 году генеральному директору британской компании "позвонил" немецкий коллега и попросил перевести третьей стороне $ 243 тыс. Качество подделки было настолько хорошим, что злоумышленник подозрений не вызвал. Это был первый зафиксированный случай мошенничества с deepfake.

Противодействие мошенничеству со стороны банков и операторов телефонной связи

Для противодействия мошенничества банки и операторы телефонной связи консолидируют усилия для борьбы с рассматриваемой проблемой. В пресс-службе Tele2 сообщили об осуществлении соответствующей борьбы с помощью антифрод-платформы (от англ. fraud — "мошенничество") для защиты клиентов коммерческих банков от мошенничеств с использованием социальной инженерии. Платформа интегрируется с коммутаторами телеком-оператора и CRM-системой банка. Антифрод-решение отличает звонки из клиентской службы банка от звонков мошенников даже при использовании подменных номеров и помогает препятствовать незаконному выводу денег со счетов клиентов. Принцип работы антифрод-платформы следующий: две умные системы – мобильного оператора и банка – в режиме реального времени обмениваются данными о звонках общим клиентам с номеров телефонов банка. Если человеку звонят якобы с номера кредитного учреждения, но антифрод-платформа со стороны банка не подтверждает звонок, значит, вызов идет от мошенников. В таком случае система безопасности кредитного учреждения может оперативно заблокировать транзакции атакуемого клиента, чтобы не допустить несанкционированного перевода средств с его счета. В ходе тестирования с крупнейшими банками Tele2 определяла разные виды фрод-коммуникаций: звонки клиентам с подменных номеров банка, звонки в колл-центр банка с подставных клиентских номеров.

Противодействие мошенничеству со стороны государственных органов: закон о блокировке сотовой связи

Некоторые эксперты высказывают мнение о неспособности государственных органов противодействовать телефонному мошенничеству с учетом имеющихся на данный момент инструментов борьбы. Так, Сергей Бородин, управляющий партнер коллегии адвокатов "Бородин и Партнеры", к. ю. н. считает, что существующие правовые и организационные меры необходимого эффекта не дают, а количество правонарушений растет. В ответ на рост числа преступлений мошеннического характера с использованием средств мобильной связи Госдумой был принят в третьем чтении законопроект № 876381-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" [закон был принят 9 марта — ред.]. Согласно тексту законопроекта, поставщики телекоммуникационных услуг должны прекратить обслуживание абонентских номеров, незаконно используемых в СИЗО 4 . Согласно пояснительной записке, экспертными органами была выявлена необходимость выработки дополнительных мер, в том числе законодательного характера, по противодействию преступлениям, совершаемым с помощью мобильных средств связи из учреждений уголовно-исправительной системы.

Сергей Бородин высказывает предположение, согласно которому блокировка позволит не только пресечь телефонное мошенничество, но и ряд иных преступлений, связанных в том числе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. Если блокировка мобильных устройств в СИЗО или местах лишения свободы будет добросовестно осуществляться сотрудниками ФСИН, не только уменьшится число мошенничеств, совершаемых вне тюремных стен, но и вымогательства денег у лиц, отбывающих наказание, самими заключенными через родственников находящихся на свободе, считает Евгений Ромашов, вице-президент Московской коллегии адвокатов "Ромашов, Романов и партнеры", адвокат (адвокатская палата Ростовской области). Эксперт считает, что необходимо подходить к решению проблемы масштабно и блокировать не только телефонные, но и интернет-соединения. Представленный законопроект, по мнению эксперта, сократит также число коррупционных действий, так как передавать телефоны и иные средства заключенным будет бесполезно.

***
Мошенничество с использованием средств мобильной связи в настоящее время широко применяется. При этом злоумышленники постоянно совершенствуют уже имеющиеся и активно используемые схемы мошенничества по телефону, придумывая все более трудные для распознания способы обмана. По справедливому замечанию Леонида Чурикова, так как банки и эксперты ведут широкое информирование о том, как могут действовать мошенники, им приходится совершенствовать сценарии и делать их более хитрыми. Но из-за массовости и большого внимания общественности, срок жизни даже в наибольшей степени хитрых сценариев сокращается, а из нетипичных они быстро превращаются в типовые.

Со стороны потенциальных жертв лучшим способом избежать уловок телефонных мошенников является осведомленность о том, какие схемы существуют. Стоит помнить о том, что злоумышленники научились подменять телефонные номера, с которых осуществляется вызов. Также следует иметь в виду, что современные технологии умеют подделывать голос и видео на высоком уровне, напоминает Леонид Чуриков.

Идеальным способом защиты выступает прекращение разговора с собеседником, личность которого вызывает подозрение. Так, например, для противодействия мошенническим действиям МВД России советует не совершать операции по инструкциям, полученным в результате телефонного разговора. В случае сомнений в добросовестности звонящего лучше завершить звонок и перезвонить по номеру телефона банка или мобильного оператора (в зависимости от того, кем представился звонящий). При этом следует помнить, что ни сотрудники банка, ни другие третьи лица не могут запрашивать важную конфиденциальную информацию по телефону, в связи с чем звонки с соответствующей просьбой вероятнее всего являются мошенническими.

1 Подробнее о состоянии преступности за 2020 год можно узнать в официальном ежемесячном сборнике о состоянии преступности за декабрь 2020 года, опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.
2 Подробнее о схемах мошенничества можно узнать на официальном сайте МВД России.
3 Подробнее о видах мошенничества с картами можно узнать на официальном сайте Сбербанка.
4 С текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Мошенничество как один из видов воровства. Виды и места проявления современного мошенничества в России. Расследования и статистика ущерба в сфере предпринимательской деятельности. Тенденция роста количества хищений и приобретение прав на чужое имущество.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.03.2015
Размер файла 41,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

мошенничество воровство расследование хищение

1. Виды мошенничества

2. Электронное мошенничество

3. Мошенничество с использованием ложных документов

5. Телефонные мошенничества

Преступления против собственности являются наиболее распространенными в современной преступности. Большое многообразие этих преступлений вызывают пристальное внимание. Опасность общественности таких преступлений как мошенничество определяется тем, что в своей массе они вносят дезорганизацию в экономическую сферу страны, паразитируют за счет других.

Мошенничество проникло в различные сферы деятельности человека. Способы и виды таких преступлений против собственности как мошенничество разнообразны и направлены на получение неконтролируемых доходов, незаконное завладение чужим имуществом.

Цель моей контрольной работы - сформулировать понятие мошенничества и рассмотреть основные виды его. Наряду с основным составом мошенничества предусмотрено множество его разновидностей:

- получение субсидии путем мошенничества;

- мошенничество при капиталовложении;

- обман, с целью получения завышенной суммы страховки;

- получение выгоды путем обмана;

- мошенничество, связанное с получение кредита.

Исходя из поставленной цели выделены следующие задачи работы:

- рассмотреть основные виды мошенничества;

- проанализировать основные виды мошенничества;

1. Виды мошенничества

В случаях мошенничества человеческий обман становится злом, разрушительной силой как для обманывающего, так и для обманутого. Примерно то же самое мы можем сказать о спутнике мошенничества - воровстве, поскольку присвоение чужого имущества или права на него путем обмана является одной из форм воровства.

Если, будучи видом воровства, мошенничество естественно и объяснимо как врожденная черта человека, то это не значит, что оно простительно. Напротив, оно недопустимо с точки зрения культуры, моральных и юридических норм, т. е. тех форм жизни, которые издавна приняты в обществе и лежат в основании всех исторически известных этических и правовых семейных и общественных укладов.

К типичным чертам психологии мошенника относятся цинизм (бессовестность), бессердечие, лживость, жестокость, вероломство, изобретательность, информированность, изощренность и доведенные до степени искусства навыки обмана в своей сфере мошенничества, подозрительность, недоверчивость, гибкость и вероятностность мышления, его альтернативность и вариативность, готовность к неожиданным и нестандартным ситуациям, развитая психоэмоциональная сфера, определенные актерские навыки (лицедейство).

Как видим, психология мошенника, психология обманываемого и психология мошенничества - это не одно и то же. В процессе мошенничества как бы взаимодействуют две психологии - психология мошенника и психология его жертвы. Эти две психологии встречаются, и начинается процесс мошеннического обмана. Поэтому мошенничество как процесс - это прежде всего психологический процесс, и только во вторую очередь - техника мошенничества, его средства и конкретные обстоятельства. Вместе с тем психология мошенничества как процесса во многом зависит от типа мошенничества, его локации (места протекания), содержания и цели мошенничества. Строго говоря, каждый случай мошенничества в чем-то уникален, и в этом также состоит его опасность, непредсказуемость и трудность понимания, разоблачения и борьбы с ним.

Каковы же места, области проявления мошенничества? Мошенничество может произойти практически где угодно, однако есть особые зоны риска, где вероятность оказаться жертвой мошенничества особенно велика. Это может быть вокзал, улица, рынок, магазин, фирма-однодневка, железнодорожный транспорт, аэропорт, различные непрошенные гости, приходящие на квартиру под видом социальных работников, работников ЖЭКа или торговцев, почтовый ящик, домашний или мобильный телефон и даже Интернет.

2. Электронное мошенничество

Было бы неправильно рассматривать такое небольшое расследование как проявление черствости или жадности. К сожалению, нечестные формы обращения за помощью не только обогащают аферистов, но и подрывают веру людей в эффективность благотворительности. Когда люди обнаруживают, что их обманули, то в следующий раз они могут не помочь действительно нуждающимся людям.

Однако сегодня электронные формы классических пирамид относительно редки, хотя время от времени приходят приглашение внести определенную сумму на счет или послать их по определенному адресу и уговорить других сделать это, и тогда через короткое время деньги прольются над вами золотым дождем.

3. Мошенничество с использованием ложных документов

5. Телефонные мошенничества

С момента зарождения телекоммуникаций, появились и мошенники, использующие эти коммуникации на благо себе, а иногда и во вред другим. В этом виде мошенничества, чтобы завладеть чужим имуществом, необходимо его обладателей ввести в заблуждение. А владельцы уже по собственной воле передадут вышеозначенное имущество преступнику, пребывая в полной уверенности, что последний имеет право его получить. Существуют миллионы способов обмана наивных граждан. К примеру, отрасль мобильной связи во всем мире теряет ежегодно около 25 млрд. долларов из-за разного рода афер, совершаемых в ней. Телефонное мошенничество рассчитано не только на суперприбыли. Многих аферистов устроит и небольшая выручка.

В заключение данной темы хотелось бы остановиться на особенностях расследования каждого вида, подвести итог рассмотрению изучаемого вопроса.

При расследовании мошенничества наиболее эффективным представляется такое следственное действие, как допрос свидетеля и подозреваемого.

На первоначальном этапе расследования мошенничества в сфере предпринимательской деятельности и кредитно-денежной сфере особое внимание необходимо обратить на проведение оперативно-розыскных мероприятий, поскольку подозреваемые по такого рода делам, как правило, скрываются от следствия.

Первоначальный этап расследования мошенничества, сопряженного с нецелевым использованием денежных средств характеризуется проведением обысков с целью обнаружения документов, компрометирующих подозреваемого.

Последующий этап расследования по всем видам мошенничества характеризуется проведением различного рода экспертиз. В зависимости от вида мошенничества объектами экспертного исследования становятся различного рода документы: больничные листы, договоры, банковская документация.

3. Сунчалиева Л.Э. Мошенничество (уголовно-правовой и криминологический аспект). Дисс. канд. юрид. наук. -- Ставрополь, 2004.

4. Кочои С.М. Ответственность за корыстные преступления против собственности. 2-е изд., дополненное и переработанное. - М.: АНТЭЯ 2000; Профобразование, 2000.

Подобные документы

Общая характеристика мошенничества. Сравнительная характеристика уголовного законодательства о мошенничестве. Элементы состава мошенничества. Отграничение мошенничества от смежных составов преступлений. Субъективная и объективная стороны мошенничества.

курсовая работа [58,6 K], добавлен 11.10.2010

Понятие мошенничества как хищения чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана, злоупотребления доверием, содержание и квалификационные признаки данного преступления, ответственность по нему. Психологические приемы мошенников.

презентация [144,9 K], добавлен 08.11.2013

Уголовно-правовая характеристика мошенничества и способов его совершения. Квалификация мошенничества. Способы совершения мошенничества. Страховое мошенничество. Мошенничество в сфере денежного обращения, кредита и банковской деятельности.

дипломная работа [80,5 K], добавлен 10.05.2006

Уголовное законодательство об ответственности за мошенничество в сфере кредитных отношений. Формы мошенничества в кредитно-банковской сфере. Квалификация мошенничества. Разграничение мошенничества, лжепредпринимательства и преднамеренного банкротства.

контрольная работа [110,0 K], добавлен 08.12.2008

Криминалистическая характеристика мошенничества в сфере долевого строительства. Типичные виды мошенничества. Обстоятельства, подлежащие установлению, и источники информации. Противодействие расследованию мошенничества в сфере долевого строительства.

Читайте также: