Доклад на тему кризис в психологии

Обновлено: 04.07.2024

Введение
Глава 1. Конфликты в жизни человека
Глава 2. Кризисы человека
2.1. Нормативно-возрастные психологические кризисы
2.2. Индивидуальные кризисы в жизни человека
2.3. Роль психологических кризисов в жизни человека
Заключение
Список литературы

Введение
В обыденной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. В течение всего дня мы переходим непрерывно переходим из одной ситуации в другую, объединение которых в общую сферу и формирует наше жизненное пространство.
Среди множества этих ситуаций наиболее выделяются те, которые можно обозначить как критические или конфликтные жизненные ситуации. Под ними психологи, как правило, понимают существенные проблемные ситуации, которые требуют обязательного решения или преодоления. Однако и тут стоит отметить, что под проблемными подразумеваются только новые для нас ситуации, то есть, те, где нам приходится искать непривычное и новое для нас решение.
З. Фрейд считал, что нерешенные проблемы могут стать причиной серьезных патологических изменений в личности и в итоге привести к еще большим проблемам. А вот Э. Эриксон полагает, что конфликтные и кризисные ситуации помогаю человеку освоиться в мире, дают ему больше возможностей для реализации и личностного роста. Эту же идею поддерживает и один из классиков гуманистической психологии Р. Мэй, который полагает, что преодоление деструктивных элементов в жизни человека способствуют его личному развитию, творческой реализации и довольству своей жизнью.
Целью нашей работы является изучение кризисов и конфликтов в жизни человека.
В соответствии с целью нами были сформулированы задачи:
1. Определить основные конфликты в жизни человека;
2. Изучить нормативно-возрастные психологические кризисы;
3. Познакомиться с индивидуальными кризисами человека;
4. Отметить роль психологических кризисов в жизни человека.

Глава 1. Конфликты в жизни человека
В обычной повседневной жизни для обозначения разных переживаемых трудностей, в том числе и вызываемых ими состояний и переживаний люди чаще всего используют понятием стресса.
В психологии под стрессом понимается состояние психического напряжения, которое появляется у человека под воздействием неблагоприятных обстоятельств в его жизни, а также в непривычных и экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров (то есть, факторов, которые ведут как к формированию у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, длительных переживаний) могут выступать неблагоприятное физическое влияние окружающей среды, непривычные ситуации, физические и/или психические травмы и пр.
Появляющееся под воздействием стрессоров психическое напряжение может быть даже полезным, активизируя человека на преодоление трудностей. Но в случае, если стресс оказывается чрезмерно сильным по причине длительного воздействия на человека или высокой интенсивности, или его внезапности, то человеческих ресурсов может оказаться недостаточными для его преодоления. И тогда стресс начинает оказывать деструктивное воздействие на индивида, зачастую до возникновения физиологических нарушений и даже полной дезорганизации его жизнедеятельности.
В случае, если стресс оказывает деструктивное влияние, в нашей жизни возникает конфликт.
Как правило, конфликты у нас ассоциируются с разными противоречиями, разногласиями, столкновениями. Да, по сути, конфликт – это противоречие, однако далеко не всякое противоречие становится конфликтом. Для появления конфликта важно присутствие ряда определенных условий. Главным образом, противоречие должно быть осознано человеком, при этом пониматься как важная и существенная для него проблема, которая обязательно требует решения. Именно эта важнейшая особенность конфликтов формирует сопровождающие их эмоциональные переживания. Также для конфликта характерна активность, ориентированная на поиск выхода, преодоление или разрешение появившейся проблемы. Другими словами, под конфликтом понимается противоречие, которое воспринимается человеком как существенная для него психологическая проблема, которая требует обязательного разрешения и может вызывать необходимую активность, ориентированную на его преодоление.
Существует несколько типов конфликтов:
1. Личностные (или внутриличностные) конфликты - это противоречия, которые появляются между трудносовместимыми интересами, потребностями, представлениями, ролями и пр. человека. Примерами могут служить конфликт между собственным желанием и чувством долга, между работой и семьей и пр.;
2. Межличностными конфликтами называются ситуации, которые появляются между людьми по причине противоречий и недопонимания в их целях, интересах, представлениях, способах поведения и пр.;
3. Межгрупповые конфликты появляются тогда, когда участники ситуации - это группы с разнообразными целями, интересами и пр.

Глава 2. Кризисы человека
Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, тесно связан с некой определенной проблемой или сферой жизнедеятельности человека, то понятие кризиса более глобально. В психологии понятие кризиса относится, прежде всего, к внутреннему миру индивида. Какими бы жизненными ситуациями ни был вызван кризис, он затрагивает куда более фундаментальные, жизненно важные ценности и нужды человека.

2.3. Роль психологических кризисов в жизни человека
Рассмотрев два вида психологических кризисов в жизни человека, можно заметить, что их основной функцией является потребность в переходе к принципиально новому состоянию от нынешнего.
Нормативно-возрастной кризис при этом не имеет никаких предпосылок, кроме возраста (как биологического, так и психологического, в разных пропорциях, в зависимости от типа кризиса) и его можно считать базовым, так как это типовой набор кризисов, через который проходят все индивиды, которые доживают до них.
Индивидуальный кризис по определению носит более индивидуальный характер, поэтому логично предположить, что разные индивиды сталкиваются с ними с разной периодичностью, что зависит в свою очередь от окружающего их событийного фона, образа жизни и восприятия самой жизни, а также уровня рефлексивности в ее восприятии.
Оба типа кризисов играют значительную роль в жизни человека. В первую очередь это возможность получения нового опыта, новых моделей поведения, позволяющих в будущем лучше ориентироваться в текущих ситуациях.
Во-вторых, психологические кризисы открывают дорогу к новым ценностям, которые, чаще всего, качественно превосходят предыдущие, что позволяет индивиду духовно совершенствоваться, переходить на новый этап развития.
В-третьих, они улучшают навыки психологической устойчивости индивида.
В-четвертых, кризисное состояние есть лучший индикатор для индивида своих личностных качеств, силы воли, готовности сопротивляться агрессивности самого кризиса, а также дееспособности своих идей, смыслов и ценностей.
При этом стоит отметить, что в современном городском обществе, в котором темп жизни достаточно динамичен роль психологических кризисов возрастает и становится все более и более значительной. Это связано, прежде всего, с тем, что динамичная среда и необходимость быть адаптированным в нее во-первых, служит основой для акселерации (то есть нормативно-возрастные кризисы протекают раньше) и изменения стиля жизни на такой, который приводит к учащению индивидуальных психологических кризисов, связанных, прежде всего, со стрессовыми ситуациями, возникающими практически ежедневно.

Проблема периодизации развития личности; психологические преобразования в сознании, деятельности, социальном взаимодействии при переходе в последующий возрастной период. Стадии нормативно-возрастных и индивидуальных кризисов, их роль в жизни человека.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2012
Размер файла 24,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Психологические кризисы в жизни человека

1.1 Нормативно-возрастные психологические кризисы

1.2 Индивидуальные кризисы в жизни человека

2. Роль психологических кризисов в жизни человека

Список литературы и Интернет-источников

Жизнь современного человека, являющегося жителем как городов, так и сел характеризуется довольно значительным присутствием в их жизни кризисов, носящим как нормативно-возрастной, так и индивидуальный характер. Именно поэтому изучение психологических кризисов в жизни человека является актуальным и при этом оно несет не только ярковыраженный теоретический, но и прикладной характер.

Целью исследования является определение влияния психологических кризисов в жизни современного человека, а также соотношения в ней нормативно-возрастных, а также индивидуальных кризисов.

Основными задачами для достижения этой цели будут являться следующие пункты:

1) Раскрытие на теоретическом уровне понятия нормативно-возрастного психологического кризиса;

2) Описать теоретически индивидуальные психологические кризисы;

3) Выявить роль нормативно-возрастных и индивидуальных психологических кризисов в жизни современного человека и определить соотношение нормативно-возрастных и индивидуальных кризисов в жизни современного человека.

1. Психологические кризисы в жизни человека. Теоретический аспект

Традиционно психологические кризисы разделяют на две крупные подгруппы: нормативно-возрастные и индивидуальные. Следующее деление обуславливается в первую очередь различными предпосылками к возникновению психологического кризиса.

1.1 Нормативно-возрастные психологические кризисы

Первой категорией психологических кризисов, которую мы рассмотрим, является категория нормативно-возрастных кризисов.

Исходя из определения, можно понять, что нормативно-возрастной кризис можно аллегорически представить в форме своеобразного испытания, экзамена, который необходимо сдать, чтобы получить доступ к принципиально новому периоду развития, связанного с возрастом, как биологическим, так и психологическим.

Периодизация нормативно-возрастных кризисов не в последнюю очередь связана с разделением жизни на пять ступеней развития субъективности человека, на каждой из которых имеют место быть период становления событийности и период становления самобытийности. И если первый из этих двух периодов подразумевает под собой кризис рождения и стадию принятия, то второй в свою очередь - кризис развития и стадию освоения, что говорит о концептуальном развитии между этими двумя фазами.

1.2 Индивидуальные кризисы в жизни человека

Индивидуальный кризис - критическое состояние индивида, относящийся главным образом к индивиду и обусловленный потребностью в концептуальных изменениях непосредственно внутри личности.

Вообще индивидуальные кризисы по причинам можно разделить на две относительно крупные группы: кризисы, являющиеся следствием деформации структуры непосредственно Эго (статические изменения, потеря какой-либо части Эго) и кризисы, причинами которых является невозможность реализации каких-либо тенденций личности (они в свою очередь связаны уже с динамическими характеристиками личности).

Ситуации, которые приводят к определенному кризисному состоянию, подразделяются на следующие:

1. Стрессовые события: травмы, катастрофы, все виды насилия, потери близкого, участие в локальных войнах.

2. Специфические виды проф. деятельности, например: спасатели, военные хирурги и т.п.

3. Суицидное поведение вне зависимости от мотивации.

4. Терминальное состояние.

5. Переход на новый этап индивидуации (экзистенциальные, трансформационные кризисы).

6. Потери близких, расставания, развод [8].

Для любого личностного кризиса характерно то, что личность может выбрать два пути разрешения кризиса: прогрессивный, когда разрабатывается новая модель, позволяющая разрешить кризис и выйти на новый уровень, или же регрессивный, являющийся антонимичный к первому.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1) первичные рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

Факт кризиса можно диагностировать по наличию следующих паттернов поведения: страх, сильное чувство одиночества, стремление к отчуждению, специфическое переживание состояние безумия при крайне редком его достижении.

В самом индивидуальном кризисе, вернее в его протекании можно выделить несколько основных этапов:

5) Возвращение к предкризисной жизни с новообретенными ценностями.

Вызов характеризуется резкими переменами в индивидуальной жизни человека (будь то ее внешнее или внутреннее ее проявление) и необходимостью в адаптации к новым условиям.

Такой вызов вынуждает человека разрешать выбор между двумя ситуациями:

· идти вслед за вызовом в непонятные и ранее неизведанные области реальности, к новым территориям внутри личности, сознания, деятельности, к принципиально новому качеству жизни;

· не принимать вызова, как бы не замечать надвигающегося кризиса и глубже закрыться в привычном, то есть путь эскапизма.

- позитивная дезинтеграция с переходом па качественно новый уровень целостности сознания и личности;

- сумасшествие с различным возможным содержанием;

- негативная дезинтеграция с потерей социальных коммуникаций, жизненности и возврат в комфортную зону с минимальным уровнем витальности;

После качественных внутренних изменений индивид рефлексивно оценивает происходящее и извлекает урок из предыдущего кризиса, получая необходимый опыт и модель для поведения в подобных ситуациях в дальнейшем.

Далее же индивид, извлекший уроки и получивший новые смыслы, возвращается к предыдущей жизни в обновленном формате.

В целом же, несмотря на то, что логически любой индивидуальный кризис вписывается в модель с ее причинно-следственностью, надо отметить, что протекают они по большей части в том формате, когда их протекания у разных индивидов не совпадают и носят сугубо индивидуальный характер.

нормативный индивидуальный психологический кризис

2. Роль психологических кризисов в жизни человека

Рассмотрев два вида психологических кризисов в жизни человека, можно заметить, что их основной функцией является потребность в переходе к принципиально новому состоянию от нынешнего. Метафорически это можно представить в образе костюма, который сначала, после приобретения его индивидом подходит ему по размеру и по фасону. Со временем растущий (буквально или фигурально) индивид замечает, что прежний костюм уже тесен, и он нуждается в обнове. Данное переходно-переломное состояние и следует именовать психологическим кризисом.

Нормативно-возрастной кризис при этом не имеет никаких предпосылок, кроме возраста (как биологического, так и психологического, в разных пропорциях, в зависимости от типа кризиса) и его можно считать базовым, так как это типовой набор кризисов, через который проходят все индивиды, которые доживают до них.

Индивидуальный кризис по определению носит более индивидуальный характер, поэтому логично предположить, что разные индивиды сталкиваются с ними с разной периодичностью, что зависит в свою очередь от окружающего их событийного фона, образа жизни и восприятия самой жизни, а также уровня рефлексивности в ее восприятии.

Оба типа кризисов играют значительную роль в жизни человека. В первую очередь это возможность получения нового опыта, новых моделей поведения, позволяющих в будущем лучше ориентироваться в текущих ситуациях.

Во-вторых, психологические кризисы открывают дорогу к новым ценностям, которые, чаще всего, качественно превосходят предыдущие, что позволяет индивиду духовно совершенствоваться, переходить на новый этап развития.

В-третьих, они улучшают навыки психологической устойчивости индивида.

В-четвертых, кризисное состояние есть лучший индикатор для индивида своих личностных качеств, силы воли, готовности сопротивляться агрессивности самого кризиса, а также дееспособности своих идей, смыслов и ценностей.

При этом стоит отметить, что в современном городском обществе, в котором темп жизни достаточно динамичен роль психологических кризисов возрастает и становится все более и более значительной. Это связано, прежде всего, с тем, что динамичная среда и необходимость быть адаптированным в нее во-первых, служит основой для акселерации (то есть нормативно-возрастные кризисы протекают раньше) и изменения стиля жизни на такой, который приводит к учащению индивидуальных психологических кризисов, связанных, прежде всего, со стрессовыми ситуациями, возникающими практически ежедневно.

Стоит, однако же, заметить, что не все кризисы разрешаются положительно и приводят к открытиям новых горизонтов объективной или же субъективной реальности. Неразрешенный нормативно-возрастной кризис может привести к тому, что проблемы индивида будут лишь накапливаться и новый кризис будет только еще более острым. Некоторые из них настолько сильны, что воля индивида не способна с ними справится, что может привести к попыткам перманентного отчуждения через алкоголь и другие стимулирующие средства, к сильной психологической подавленности, временной сильной подверженности чужому влиянию, ослаблению механизмов психологической защиты и, в наихудшей конфигурации, к самоубийству. Именно поэтому вышеперечисленные проблемы активно обсуждаются в современной социологии крупного города и в психологии мегаполиса.

Таким образом, можно отметить, что роль психологических кризисов в жизни человека крайне неоднозначна. Несмотря на всю их позитивную роль, описанную выше, просто нельзя не отметить и их негативные последствия, так как их разрешение является крайне сложным для индивида с психологической, а в некоторых случаях и с физической тоски зрения. Среди индивидуальных кризисов часто встречаются и такие, положительный эффект от которых явно уступает негативным последствиям его разрешения (все зависит от грамотности способа его разрешения), но как таковые можно отметить нервное истощение, приобретенные проблемы с окружающими из-за временного отчуждения, непонимание и духовное одиночество.

Соотношение кризисов двух порядков также является сложным вопросом, поскольку оно зависит от продолжительности жизни субъекта и, собственно, содержания его жизни. От этих параметров и будет зависеть то, какие кризисы будут преобладать в его жизни и то, какие будут иметь на нее более серьезное влияние.

Список литературы и интернет-источников

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4 М.:1984 С.251

2. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М.:"Издательство ПРИОР", 2002. - 506с., с.186\

3. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Москва, Издательство Института Психотерапии, 2003, 300с.

4. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии, М., 1981

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

Гост

ГОСТ

Понятие кризиса в психологии

Психологический кризис представляет собой переломный момент в жизни человека, качественный переход из одного состояния в другое, граница между новым и старым опытом.

Он имеет два основных вида детерминации:

Внутренняя детерминация обусловлена внутренними постепенными изменениями, приводящими к качественному прыжку. Она связана с изменениями в человеческой личности, при которых формируется представление о себе как носителе новых психологических ролей и потребность превратиться в субъекта новой роли объективные условия для которой, еще не сформировались. Когда новая жизненная роль не реализуется в ролевом поведении, это становиться причиной важного жизненного кризиса, который может иметь достаточно серьезные последствия.

Внешняя детерминация представлена изменениями определенных обстоятельств жизни человека, при которых существующие жизненные роли не соответствуют социальным ролевым ожиданиям. Ситуации, при которых возникает необходимость замены не отживших жизненных ролей, также может стать причиной жизненного кризиса, заключающегося в трудностях формирования новых жизненных ролей.

Типы жизненных кризисов

В зависимости от характера и содержания психологических проблем и жизненных обстоятельств, послуживших причиной кризисной ситуации, а также личностных ролей, возникающих, развивающихся и исчезающих, выделяются типы жизненных кризисов:

  • кризисы становления личности;
  • кризисы здоровья;
  • терминальные кризисы;
  • кризис значащих отношений;
  • кризис личностной автономии;
  • кризис самореализации;
  • кризис жизненных ошибок.

Наиболее распространенными кризисами становления являются нормативные возрастные кризисы, которые необходимы для нормального процесса личностного становления. Возрастным кризисам присущи значительные качественные изменения в психологии человека. Данные изменения сопровождаются всегда изменением ролей, так как определенная деятельность предусматривает соответствующую ей личностную роль человека. Кризис становления личности характерны не только для периодов детства, отрочества, юности. Кризисы становления у взрослых людей могут сопровождаться знаковыми жизненными событиями: сменой профессии, уходом из семьи, переездом.

Готовые работы на аналогичную тему

Человек может переживать серьезный кризис по причине потери здоровья, получения увечья или другими проблемами, коренным образом изменяющих жизнь. Яркими фрустрирующими кризисными факторами являются потеря важных социальных и жизненных функций в связи с изменением здоровья, отказ от жизненных планов в связи с невозможностью их воплощения.

Достаточно серьезными являются кризисы, связанные с терминальными человеческими ценностями, например, с возможным или неминуемым концом жизни.

Важной для жизни является сфера взаимоотношений человека с окружающими и значительные изменения в структуре данных взаимоотношений зачастую сопровождаются изменениями межличностных ролей и кризисами. Причинами кризисов подобного типа могут выступать: вынужденная разлука, смерть близкого человека, измена, развод. К кризису может привести появление новых межличностных ролей, например, рождение ребенка.

Причиной кризиса личностной автономии могут служить обстоятельства, которые связаны с потерей или ограничением свободы или личностной автономии. Кризис личностной автономии является разновидностью кризиса значащих отношений. Но кризис значащих отношений заключается в потере межличностных значащих ролей, а кризис личностной автономии связан с попаданием в нежелательную новую межличностную роль.

Жизненный кризис может также наступить вследствие обстоятельств, которые связаны с невозможностью нормальной самореализации человека, в частности, потери работы, выхода на пенсию, утраты значащей социальной роли, осознания ошибочности выбранного жизненного пути.

Кризис жизненных ошибок развивается вследствие каких-либо фатальных поступков, потери ценных вещей, кризиса греха. Кризис жизненных ошибок может быть и следствием неосуществленных поступков.

Проявление кризиса

Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.

В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.

Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей. Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности. У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.


Наука кризисная психология (психология кризисных состояний) своим возникновением обязана громадному количеству бедствий, которые возникают в нашей действительности. Это эпидемии, террористические акты, техногенные катастрофы, военные действия, аварии и другие сложные ситуации. Человек, так или иначе, вовлечен во все эти происшествия как инициатор, пострадавший или свидетель, и справляться с опасными эмоциональными последствиями его учит психология кризисных состояний. Давайте подробнее поговорим об этом направлении, его целях и задачах.

Что такое кризис?


Кризисная психология изучает личные и социальные кризисы, возникающие из-за внешних или внутренних потрясений.

Если говорить простыми словами, то кризисное состояние – это такой период, при котором разрушены старые жизненные основы, а новые еще не найдены. Именно поэтому очень важно оказать человеку, переживающему кризис, квалифицированную помощь.

Что может стать причиной кризисных состояний?


Возникают кризисные состояния по разным обстоятельствам и причинам. Это могут быть социальные и ситуативные факторы, индивидуальные и психологические особенности индивида.

К кризисному состоянию предрасположены дети, подростки и пожилые люди, эти возрастные фазы характеризуются биологической уязвимостью и любая сложная ситуация в жизни в этот период способна нарушить эмоциональное состояние человека.

Группой риска также будут соматические больные, люди с диагностированным физическим истощением или имеющие психотравмы.

Причинами стрессового расстройства могут стать:

насилие и жестокость;

участие в военных действиях;

смерть или болезнь близких людей;

потеря работы и/или социального статуса (средств к существованию);

значительное снижение уровня жизни;

социальный конфликт (в семье или на работе).

Виды кризисных состояний


В зависимости от выраженности пережитого события и характера протекания стресса можно говорить о том, что существуют три уровня кризисного состояния:

рутинный – с таким приступом, как правило, человек справляется сам;

острый – предполагает безотлагательную психотерапевтическую помощь;

значительный (личностный) – характеризующийся потерей основных жизненных ориентиров и ценностей.

Вызвано состояние личностного кризиса может быть внутренними аспектами жизни (естественным развитием личности, возрастным периодом, неадекватной самооценкой и т.д.) или внешними событиями (трудовой деятельностью, сменой общественного статуса или семейного положения, экстремальными ситуациями, связанными с угрозой жизни и/или здоровью).

Если говорить подробнее, то виды кризиса, которые встречаются у людей чаще всего, следующие:

возрастной кризис – возникает в процессе созревания личности и ее перехода от одного возрастного этапа к другому и связан с соответствующими психологическими изменениями;

кризис утраты – картина переживания острого горя, которая возникает при потере близкого человека и воспринимается как частичная утрата самого себя;

экзистенциальный кризис – как последствие потери смысла жизни, важнейших ценностей, задач и целей; выход из такого состояния предполагает пересмотреть систему психологических убеждений и стабилизировать представление о своей личности и окружающем мире;

невротический кризис – может развиться вне зависимости от внешних событий, но при этом создать иллюзорное субъективное ощущение безысходности ситуации и мировосприятия;

травматический кризис – как ответная реакция на травмирующее событие, сила переживаний при этом будет зависеть от индивидуальной оценки и значимости произошедшего для конкретной личности.

Реакция человеческой психики на стрессовую ситуацию


Нужно понимать, что негативные ощущения и переживания в период стресса – это естественные реакции человеческого организма. Они должны проявляться, чтобы человек мог в последствии избежать осложнений здоровья.

Нормально, если в состоянии стресса человек:

находится в возбужденном состоянии, испытывает хаос в мыслях и может демонстрировать нетипичное для себя поведение;

паникует, боится, ощущает непреодолимое желание убежать;

агрессивен, яростен, напряжен;

испытывает зависть, ревность;

ощущает неконтролируемую нервную дрожь (тремор).

Уровень стресса не зависит от причины. Перелом ноги или внезапная измена супруга дадут одинаковую реакцию организма, но интенсивность этих реакций будет связана с тем, насколько значительно произошедшее событие для конкретной личности.

Если стрессовые проявления длятся долго, то приходит чувство безразличия, человек может ощутить нехватку сил, утратить интерес к произошедшему и в результате впасть в апатию.

Читайте также: