Доклад на тему летопись
Обновлено: 20.05.2024
Содержание
Основные летописи
Несторовский список
Лаврентьевский список
Ипатьевский список
Ипатьевская летопись получила свое название по месту нахождения — историк Н. М. Карамзин обнаружил список XV века в Ипатьевском монастыре под Костромой.
Радзивилловский список
Первыми по времени считаются дошедший до нас в многочисленных списках (самые древние — XIV века) свод Лаврентьевский, названный так по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из его приписки, в 1377 году, и Ипатьевский. Этот последний учёные относят к концу XIV или началу XV века. Оба эти списка сопровождаются различными продолжениями: Лаврентьевский — сводом суздальским, Ипатьевский — киевским и волынско-галицким. Составление первоначального свода относят к началу XII века, на основании приписки (в Лаврентьевском списке и в Никоновском) после 1110 года, в которой читаем:
Новгородские летописи
Псковские летописи
Киевские летописи
Галицко-волынские летописи
Летописи северо-восточной Руси
Летописи велись во многих городах земли Суздальской (Владимире, Ростове, Переяславле); но по многим признакам следует признать, что большинство известий записано в Ростове, долго бывшем центром просвещения северо-восточной Руси. После нашествия татар Троицкий список делается почти исключительно ростовским. После татар вообще следы местных летописей становятся яснее: в Лаврентьевском списке встречаем много тверских известий, в так называемой Тверской Летописи — тверских и рязанских, в Софийском Временнике и Воскресенской летописи — новгородских и тверских, в Никоновской — тверских, рязанских, нижегородских и т. д. Все эти сборники — московского происхождения (или, по крайней мере, большей частью); оригинальные источники — местные летописи — не сохранились. Относительно перехода известий в татарскую эпоху из одной местности в другую И. И. Срезневский сделал любопытную находку: в рукописи Ефрема Сирина 1377 г. он встретил приписку писца, который рассказывает о нападении Арапши (Араб-шаха), бывшем в год написания. Рассказ не окончен, но начало его буквально сходно с началом летописного рассказа, из чего И. И. Срезневский правильно заключает, что перед писцом было то же сказание, которое послужило материалом для летописца. По отрывкам, частично сохранившимся в русских и белорусских летописных сводах XV—XVI вв., известна Смоленская летопись.
Московские летописи
Эволюционирование летописей
Степенная книга
Лицевой летописный свод
Лицевой летописный свод — летописный свод событий мировой и особенно Русской истории, создан в 40—60-х гг. 16 в. (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки Ивана Грозного в единственном экземпляре.
Сибирские летописи
Начало летописания сибирского приписывается Киприану, митрополиту Тобольскому. До нас дошло несколько сибирских летописей, более или менее отклоняющихся одна от другой:
Белорусско-литовские летописи
Украинские летописи
Что такое летопись? Определение летописи. Когда появились летописи? Что содержалось в летописях? Первая русская летопись. Летописец Нестор. Повесть временных лет.
У любого государства или народности есть историческая память – череда событий, предшествующих современности. Именно на нее опираются люди, так как историческая память содержит в себе опыт предков. Ранее все важные события из жизни населения фиксировались в летописях. В этой статье мы расскажем, что такое летописи и как они появились на Руси.
Что такое летопись? Определение летописи
Летопись – это запись исторических событий, связанных с жизнью государства. Летопись можно назвать оригинальным жанром древнерусской литературы. На Руси летописи велись с XI по XVII век. Люди стали фиксировать важные события в летописях со времен появления письменности.
Наиболее древние русские летописи не сохранились, однако благодаря летописцам последующих веков мы можем узнать о наиболее значимых событиях из жизни государства. Они не только вели запись своего времени, но и переписывали старые летописи для более надежного их сохранения.
Обычно летописи составляли монахи по распоряжениям князей. В них содержалась информация о войнах, переворотах, стихийных бедствиях, существенных изменениях во внутренней и внешней политике.
Летописцы при составлении летописей опирались не только на документы, но и на рассказы других людей или на собственные впечатления от того или иного события.
Первая русская летопись. Первый русский летописец
Летопись состояла из двух частей – вводной и аналитической. Во вводной части летописец описал зарождение и становление славянской народности. Вводные статьи не датировались и не делились по годам.
Аналитическая часть летописи начинается со статьи 852 года. Именно эта часть летописи положила начало датированию русской истории.
К тому же, каждый из авторов летописи вносил в нее свое идейное содержание, опираясь в том числе и на собственные домыслы о тех или иных событиях.
Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.
Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.
Что такое летопись?
Летопись - один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.
Какие события заслуживали упоминания в летописях?
Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.
Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.
В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.
Общие черты известных летописей
3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.
4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.
Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами
Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.
Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, - элементы народных сказаний.
Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.
В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?
Самые известные летописи
Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:
Летопись в современном мире
Новгородское летописание возникло между 1039 и 1042 годами как сокращённая выборка или копия ранней киевской Летописи (возможно, Древнейшего свода), которая впоследствии несистематически продолжала пополняться до 1079 года. Около 1093 года создан Новгородский свод, который опирался на предшествующую новгородскую традицию и киевский Начальный свод (по мнению А.А. Гиппиуса, Т.В. Гимона). В середине - 2-й половине 1110-х годов составлен т. н. свод Всеволода, в котором Новгородский свод был пополнен выписками из киевского летописания и заметками о новгородских событиях конце XI - начале XII веков, записанными в основном по памяти. В дальнейшем погодные записи в Новгороде велись регулярно. Исследователями выделяются новгородский владычный свод, составленный Германом Воятой во 2-й половине 1160-х годов и продолженный им до 1188 года. Впоследствии владычное летописание велось практически без перерывов до 1430-х годов. По мнению Гиппиуса, Германом Воятой также создан летописный свод Юрьева монастыря, на основании которого около 1195 года в этом монастыре был составлен новый свод.
Важным этапом новгородского летописания стало создание Новгородской 1-й летописи, дошедшей до нас в 2 изводах (редакциях) - старшем и младшем (ряд списков с середины XV века). Следующий этап новгородского летописания отразился в 2 подборках Новгородской Карамзинской летописи, оканчивавшихся 1411 и 1428 годами и сохранившихся в единственном списке конца XV - начала XVI веков. Составитель этих подборок впервые уделил внимание не только местным новгородским, но и общерусским событиям. Данная тенденция получила своё развитие в Новгородской 4-й летописи старшей (изложение событий до 1437 года; списки 1470-х годов и 1-й четверти XVI века) и младшей (до 1447 года; списки с последней четверти XV века) редакций. Её особой переработкой является Новгородская 5-я летопись (изложение до 1446 года, список конца XV века), в которой заметна тенденция вернуться преимущественно к изложению местных новгородских событий. Летописание Новгородской республики за 1447-1469 годы сохранилось в наиболее полном виде в составе т. н. Летописи Авраамки (1-я часть до 1469 года создана в конце 1460-х - начале 1470-х годов; 2-я часть - в 1495 году); более краткие версии летописания 3-й четверти XV века - в некоторых списках Новгородской 4-й летописи, а также (до 1461 года) в Летописце епископа Павла (список 2-й половины XVI века). Несмотря на утрату Новгородской республикой независимости (1478), летописная работа в Новгороде продолжалась и в XVI веке. В 1539 году по повелению архиепископа Макария составлен летописный свод, известный под названием Новгородской летописи Дубровского (или Новгородской 4-й летописи по списку Дубровского) (изложение доведено до 1539 года; сохранилась в списке конце XVI - начале XVII веков). Ещё одна Летопись XVI века - Новгородская 2-я, доведённая до 1572 года, - по сути, незавершённая заготовка, в которой собраны выписки из различных Летописей без соблюдения хронологич. порядка.
На рубеже XVI и XVII веков составлена Новгородская Уваровская летопись (непрерывный текст до 1606 года, отдельные известия 1612, 1645 и 1646 годов), заключительная часть которой (с 1500 года) основана на несохранившихся новгородских источниках. Возобновление летописной работы в Новгороде (1670-1680-е годы) связано с деятельностью патриарха Иоакима. В это время созданы Новгородская 3-я летопись (пространная редакция в первоначальном виде относится ко времени между 1674 и 1676 годами, в окончательном виде - к 1682 году и, возможно, нескольким последующим годам; краткая редакция в полном виде составлена между 1682 и 1690 годами, в кратком - между 1690 и 1695 годами), а также крупнейшая как по объёму, так и по обилию и разнообразию использованных источников Новгородская Забелинская летопись (изложение доведено до 1679 года; составлена между 1680 и 1681 годами). Последним значительным памятником новгородского летописания стала Новгородская Погодинская летопись (составлена в 1680-1690-х годах), доведённая до конца XVII века, а в некоторых рукописях продолженная до конца XVIII и даже начала XIX веков. Особенностью новгородских Летописей конца XVII века является появление в них систематических ссылок на источники и даже отдельных элементов критики источника.
Переяславское летописание возникло в 1-й четверти XII века в городе Переяславль (Русский), первоначально как епископский летописец (до 1175 года), на смену которому пришёл княжеский летописец, ведшийся как минимум до 1228 года.
На основе анализа сохранившихся Летописей выделяется и домонгольское черниговское летописание, представляющее собой летописец князя Святослава Ольговича, возникший в 1140-х годах и продолженный при его сыновьях - Олеге Святославиче (умер в 1180 году) и Игоре Святославиче (умер в 1201 году).
В Ростово-Суздальской земле летописные записи прослеживаются с середины XII века, систематические летописные записи в Северо-Восточной Руси стали вестись с конца 1150-х годов во Владимире. В 1177 году при Успенском соборе составлен первый владимирский летописный свод. В последующих великокняжеских сводах (1193, 1212 и 1228 годы) местные известия также сочетались со сведениями из летописных сводов Переяславля (Русского). К памятникам владимирского летописания XIII века относится Радзивилловская летопись, сохранившаяся в 2 списках XV века. (Радзивилловский список проиллюстрирован более чем 600 миниатюрами). В XIII-XV веках постоянная летописная работа велась и в Ростове, фрагменты ростовского летописания сохранились в составе общерусских сводов XV-XVI веков.
К XIII веку относится начало псковского летописания, что было связано со стремлением псковичей приобрести независимость от Новгородской республики. С начала XIV века летописание велось при Троицком соборе, руководили им посадники. Протограф дошедших до нас псковских Летописей создан в 1450-х или начале 1460-х годов в результате соединения широкого круга источников (псковских летописных записей, хронографически материалов, смоленско-литовского источника и др.). Согласно А.Н. Насонову, в результате его дополнения возникли своды 1464, 1469, 1481 и конца 1480-х годов. Древнейшая сохранившаяся псковская Летопись - Псковская 2-я летопись (изложение доведено до 1486 года), представленная единственным Синодальным списком (середина 1480-х годов), являвшимся, по мнению Насонова, копией её протографа, а по мнению Б.М. Клосса, - её подлинником. На основе свода 1481 года возникли 2 направления в развитии псковского летописания, сохранившегося и после присоединения Псковской республики к Русскому государству (1510). Первое из них представлено сводом 1547 года (Псковская 1-я летопись), составитель которого сочувствует московским государям, но обличает их наместников; второе - сводом игумена Псково-Печерского монастыря. Корнилия 1567 года (Псковская 3-я летопись), отражающим настроения боярства, оппозиционного Москве.
По мнению А.Н. Насонова, с конца XIII века и до присоединения Тверского великого княжества к Русскому государству (1485) непрерывно велось тверское летописание. Однако тверской летописный материал сохранился лишь в виде отдельных кусков и отрывков, т. к. был поглощён московским летописанием, а частично, возможно, намеренно уничтожен московскими книжниками. Тверской материал содержался в великокняжеском своде 1305 года, ставшем основой Лаврентьевской летописи. Исследователями выделяются тверские своды 1327, 1409 годов и др. Тверские источники использовались при составлении Рогожского летописца 1-й половины XV века (список середины XV века). Сохранилась Тверская летопись (Тверской сборник), содержащая фрагменты тверского летописания конца XIII - конца XV веков (списки XVII века).
Важнейшей Летописью 1-й трети XVII века стал Новый летописец, охватывающий период с конца царствования Ивана IV Васильевича Грозного до 1630 года. Вероятно, он составлен в окружении патриарха Филарета и основывался на многочисленных и разнообразных источниках, включая официальные грамоты и документы периода Смутного времени, различные Летописи и др. Он оказал значительное влияние на последующее развитие русского летописания, позднее созданы его многочисленные продолжения и переработки.
В XV-XVI веках получили широкое распространение краткие летописцы, составлявшиеся в монастырях: Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, Троице-Сергиевом, Соловецком, Спасо-Ярославском. Развивалось провинц. летописание в Вологде, Великом Устюге и некоторых других городах. Значительным своеобразием отличаются летописи белорусско-литовские, созданные на территории Великого княжества Литовского в XIV-XVI веках и посвящённые его истории. В начале XVI века появился новый тип исторического повествования, который представлен в Русском хронографе (т. н. редакции 1512 года) (смотри в статье Хронографы). В XVII-XVIII веках летописная форма изложения устойчиво сохранялась только в провинциальном летописании, а к концу XVIII века прекратила своё существование.
Языку Летописей свойственны как разнообразие и пестрота, так и некоторое единство, обусловленное работой редакторов. Язык Летописей не представляет собой однородную систему. В нём, кроме двух стилистических типов древне-русского литературного языка - книжного (смотри Церковнославянский язык) и народно-разговорного, - нашли отражение диалистического отличия. Отдельные языковые черты, например в фонетике и лексике, указывают на их источник разной региональной локализации; грамматические и синтаксические явления локализовать труднее.
Читайте также: