Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций доклад

Обновлено: 30.06.2024

Мониторинг – это система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере , для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Цель мониторинга: повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Мониторинг - Прогнозирование Прогнозирование ЧС — это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя: Информация об объекте прогнозирования (природном явлении), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем закономерности этого поведения.

Подходы прогнозирования ЧС Эвристический подход - оценка мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход - использование имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта (техногенного процесса) в данный момент времени.

Прогнозирование о снова предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Режимы функционирования РСЧС Режим повседневной деятельности – прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций — факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия. Режим повышенной готовности – Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть в основном эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для защиты от некоторых природных бедствий), заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер. Режим ЧС – прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств.

Прогнозирование возникновения техногенной чрезвычайной ситуации Мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.

Прогнозирование опасных природных процессов Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга. Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.

Домашнее задание. Составить примерный прогноз ЧС, возможных в нашем городе (области).

Тест 1. Мониторинг – это: а) Система Р C Ч C б ) Система МЧС в ) Система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере .

2. Основные подходы прогнозирования ЧС: а) эвристический и прагматический б) эвристический и математический в) эвристический и информационный 3. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций прогнозируется: а) режиме повседневной деятельности б) режиме повышенной готовности в) режиме ЧС

4 . Расположите органы управления по делам ГО и ЧС в порядке иерархии от высших к низшим : а) структурное подразделение по делам ГО ЧС организаций б) структурное подразделение по делам ГО ЧС органов местного самоуправления в) главное управление по делам ГО ЧС субъекта РФ г) региональный центр ГОЧС МЧС РФ д ) МЧС РФ

5. Цель системы оповещения населения - это: а) своевременно оповестить об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта б) своевременно оповестить об опасности людей, животных, организации и предприятия об опасности в) сохранить жизнеспособность населенных пунктов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей.


Мониторинг – основа прогнозирования развития системы профессионального образования


ОБЖ_9класс_5.1_Мониторинг и прогнозирование

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 9 классов средней школы.

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Презентация к уроку.


Мониторинг уровня физического развития как одна из форм систем оценки и прогнозирования физической подготовленности обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей

Методика позволяет на основании итоговых данных тестирования детей оценить их физическую подготовленность, разработать для них рекомендации по разработке индивидуального физкультурно-оздоровительного .

Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе чесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.

Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

- выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

- выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

- выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

- оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

1) заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

2) выявление и оценка обстановки после ЧС;

3) выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования чрезвычай­ных ситуаций?

2. Укажите роль Министерства природных ресурсов России при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

3. Какие органы осуществляют социально-гигиенический мони­торинг и прогнозирование обстановки в этой области?

4. Какими органами осуществляется мониторинг состояния тех­ногенных объектов и прогноз их аварийности?

5. Назовите основные задачи прогнозирования чрезвычайных си­туаций.

6. Назовите этапы выявления и оценки обстановки при чрезвы­чайных ситуациях.

3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Оповещение — это предупреждение о возможном на­падении противника или чрезвычайной ситуации.

В результате чрезмерной концентрации промышленности и отдельных регионах, усложнения технологических процес­сов, использования значительного числа опасных веществ различного происхождения, износа оборудования и прочих факторов наблюдается рост количества аварий и катастроф, и влекущих за собой большое число человеческих жертв, воз­растает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управ­ления процессами предупреждения и ликвидации послед­ствий ЧС.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самы­ми современными средствами связи. Это позволяет заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, ор­ганизации, учреждения и учебные заведения о возникнове­нии чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реа­гировать на них. Нельзя забывать, что главная задача в лю­бой чрезвычайной ситуации — в максимальной степени со­кратить потери в людях и материальных ценностях.

Оповестить население — значит предупредить его о надви­гающемся наводнении, землетрясении или о другом стихий­ном бедствии. В условиях военного времени населению сообщается о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения.

Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь — главный фак­тор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей.

В России широко распространена радиотрансляционная сеть. Подавляющее большинство предприятий, объектов сель­ского хозяйства, учебных заведений имеют свои радиоузлы. Это дополняется не менее мощной системой федеральных, республиканских, краевых и областных телевизионных цен­тров и ретрансляторов. К этой же системе относится развитая сеть электрических сирен, расположенных на крышах зданий в городах и в цехах на производстве. Совокупность средств связи создает благоприятные условия для оповещения насе­ления о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает воз­можность быстро проинформировать людей о случившемся, объяснить правила поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

На весь период ликвидации последствий стихийных бед­ствий (аварий) радиоприемники (лучше всего на батарейках, так как электрические (кабельные) сети могут быть повреж­дены) необходимо держать постоянно включенными. Мест­ные радиотрансляционные узлы переводятся на круглосуточ­ную работу.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, а слухи — это среда для возникновения панических настроений. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Очень важно, чтобы ин­формация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

Принятая и действующая ныне система оповещения име­ет существенные преимущества. Во-первых, вой сирен дает возможность привлечь внимание всего населения города или района. Во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и ради­отрансляционная сеть) каждый может получить точную ин­формацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. И наконец, в-третьих, современную систему оповещения можно приме­нять как в мирное время — при стихийных бедствиях и ава­риях, так и в военное время.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, ги­дроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно свое­временно оповещать не только рабочих и служащих этих объ­ектов, но и руководителей предприятий, учреждений, орга­низаций, учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, раз­рушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. В самостоятельную си­стему оповещения объединяются все предприятия, учрежде­ния и населенные пункты. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизо­ванного оповещения.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая — че­ловеческая. От компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов зависит очень мно­гое. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немед­ленно включить систему оповещения — вот главное требова­ние к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию оповещения несут началь­ники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют на­чальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся спе­циализированные формирования.

Вопросы для самоконтроля

2. Для каких целей организуется оповещение населения?

3. Какие технические средства используются для оповещения на­селения?

4. Каков порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуа­циях?

5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерыви­стые гудки предприятий?

6. Что должна содержать речевая информация о чрезвычайных ситуациях?

7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их пре­имущества?

8.На кого возложена ответственность за организацию оповеще­ния и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе лесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.

Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

выявление и оценка обстановки после ЧС;

выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Наблюдение за состоянием техносферы и развитием природных процессов в Республике Беларусь. Сбор информации об объекте прогнозирования. Снижение риска возникновения аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. Определение оптимальных превентивных мер.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.04.2016
Размер файла 18,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Список использованных источников

Цель - рассмотреть систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с понятием мониторинга, как основой прогнозирования.

2. Ознакомится с понятием прогнозирования методов и подходов.

3. Познакомить с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

1. Мониторинг

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование -- это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого-либо объекта явления, процесса [1].

2. Прогнозирование

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций -- это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них -- информация об объекте прогнозирования (природном явлении), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в оценке мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта (техногенного процесса) в данный момент времени [1].

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. катастрофа чрезвычайный прогнозирование

В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций -- факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть в основном эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для защиты от некоторых природных бедствий), заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.

В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.

Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга.

Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных [2].

Мониторинг окружающей среды необходимо осуществлять с целью своевременной оценки возможных изменений физических, химических и биологических процессов для прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, принятия мер по ликвидации вредных последствий, обеспечения заинтересованных организаций и населения информацией о состоянии окружающей среды и техногенном воздействии на неё.

Из выше изложенного следуют выводы:

1. Мониторинг - неотъемлемая часть для прогнозирования в целом и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в частности, так как служит его основой.

2. Прогнозирование - творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого-либо объекта явления, процесса. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций -- это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

3. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь является главным документом о порядке представления информации, необходимой для функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Список использованных источников

1. Белова, Е. А. Экологический мониторинг, контроль и экспертиза: курс лекций по одноименному курсу для студ. спец. 1-33 01 01 - Биоэкология / Е. А. Белова; М-во образования РБ, УО "Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы". - Гродно : ГрГУ, 2008.-204 с.

2. Челноков, А. А. Охрана окружающей среды : учеб. пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования по учеб. спец. технического профиля / А. А. Челноков, Л. Ф. Ющенко. - 2-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2008.- 255 с.

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 11 апреля 2008 г. № 30

Об утверждении инструкции о порядке представления информации, необходимой для функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления информации, необходимой для функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министр Э.Р. Бариев Утверждено

о порядке представления информации, необходимой для функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Настоящая Инструкция определяет содержание, сроки и порядок представления информации, необходимой для функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - СМПЧС).

2. В настоящей Инструкции применяются следующие основные термины и их определения: источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;

· мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций - своевременное определение вероятности угроз возникновения чрезвычайных ситуаций с отражением их возникновения и развития на основе анализа возможных причин и источников их возникновения в прошлом и настоящем;

· информационные ресурсы СМПЧС - совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе проведения наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций для их использования в рамках СМПЧС;

· информационная система СМПЧС - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

· субъекты СМПЧС - структурные подразделения республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, осуществляющие проведение наблюдений, анализ и оценку состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций.

4. Сбор, хранение, обработка и представление обобщенной информации, получаемой в рамках СМПЧС, о состоянии и изменении источников чрезвычайных ситуаций и их прогнозировании, а также сведений, поступающих в рамках обмена информацией с Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (далее - НСМОС) и системой социально-гигиенического мониторинга, осуществляются РЦУРЧС.

5. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляющие наблюдения, анализ и оценку состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций в составе СМПЧС, обеспечивают сбор, хранение, обработку, анализ данных, представление получаемой информации. В этих целях определяются контактные лица, ответственные за представление информации.

6. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, ответственные за представление информации, необходимой для функционирования СМПЧС, осуществляют:

· сбор, анализ и обработку информации;

· накопление обобщенной информации о комплексе характеристик, входных параметров состояния источников чрезвычайных ситуаций;

· создание и ведение банка данных источников чрезвычайных ситуаций;

· прогнозирование состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций;

· представление информации в РЦУРЧС.

· 7. Информация, необходимая для функционирования СМПЧС, должна содержать: сведения о выявленных факторах среды обитания человека, которые могут представлять угрозу населению и территории и повлечь возникновение чрезвычайной ситуации;

· обобщенные по наблюдаемым параметрам за определенный период времени первичные данные, получаемые из пунктов наблюдений, или данные, полученные иным установленным способом;

· сведения, получаемые в результате анализа первичных данных и обобщенной информации, оценки состояния объектов наблюдения и прогноза его изменения под воздействием природных и антропогенных факторов;

· данные о состоянии источников чрезвычайных ситуаций, получаемые на основе интеграции, обобщения, комплексной обработки и анализа обобщенной и аналитической информации мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также получаемые в результате обмена информацией с НСМОС и системой социально - гигиенического мониторинга.

8. Информация, необходимая для функционирования СМПЧС, о комплексе характеристик, входных параметров состояния источников чрезвычайных ситуаций, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития при ведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, определяется методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, ответственными за представление информации в рамках СМПЧС.

9. Состав информации об источниках чрезвычайных ситуаций, необходимой для функционирования СМПЧС, поступающей от республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики

Беларусь, формируется согласно приложению.

10. Дополнительная информация, необходимая для функционирования СМПЧС, может быть истребована по запросу РЦУРЧС.

11. Представление информации в РЦУРЧС производится на безвозмездной основе и осуществляется с использованием электронной почты по адресу rcu@erc.sml.by, по факс-модему 209-27-59 или почтовыми отправлениями. В иных случаях способ передачи информации согласовывается с РЦУРЧС.

12. Ответственность за полноту и достоверность представленной информации, необходимой для функционирования СМПЧС, несут республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляющие проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций.

13. Пользователями (потребителями) информации являются: республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь; субъекты СМПЧС; научные организации и учреждения образования; средства массовой информации; юридические и физические лица.

14. При распространении (публикации) данных СМПЧС и созданной на их основе информации обязательна ссылка на источник получения информации.

Подобные документы

Исследование стихийных бедствий, аварий и катастроф, типичных для Республики Беларусь. Описания чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера. Дорожно-транспортные происшествия. Возможные чрезвычайные ситуации для г. Минска.

реферат [37,1 K], добавлен 06.01.2015

Сущность и классификация чрезвычайных ситуаций по источникам их возникновения и опасным явлениям. Источники природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Характеристика очагов поражения, возникающих в результате аварий, катастроф.

курсовая работа [833,0 K], добавлен 17.02.2015

Источники чрезвычайных ситуаций, потери и ущерб как их следствие. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Зонирование территорий по видам опасности.

реферат [46,7 K], добавлен 19.09.2012

Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Цели, задачи и функциональные подсистемы деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок реагирования на прогнозы.

курсовая работа [6,7 M], добавлен 17.02.2015

Понятие и причины возникновения катастроф природного и техногенного характера. Нормативная база государственного управления защитой населения от чрезвычайных ситуаций. Анализ деятельности государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в России.

Читайте также: