Мой опыт взаимодействия с социальными институтами доклад

Обновлено: 17.05.2024

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. Ориентиром развития системы дошкольного образования РФ на сегодняшний день является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательный требований к дошкольному образованию.

С введением стандартов дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, которое, в свою очередь, направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. 1

Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство в дошкольном образовании можно рассматривать как дополнительное образование, которое предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными институтами. Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия ДОУ с другими социальными институтами.

Некоторые родители недооценивают влияние дополнительного образования на развитие ребенка и считают его лишней тратой времени, которого у них, в силу занятости на производстве, нет. Определенная группа родителей считает, что давая своему ребенку лишь обязательное образование, в пределах детского сада, они дают ему возможность разностороннего развития. Однако это не совсем так. Зачем же тогда нужно дополнительное образование?

Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. Малыш получает дополнительные знания, которые расширяют его кругозор. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка активную жизненную позицию.

Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В условиях дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал, получать навыки адаптации к современному обществу. Дополнительное образование детей в рамках сотрудничества детского сада с различными социальными институтами – это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, предоставляющее личности возможность выбора своей судьбы.

Основными принципами сотрудничества детского сада и социальных институтов являются:

• Установление интересов каждого из партнера;

• Совместное формирование целей и задач деятельности;

• Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;

• Выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества;

• Значимость социального партнёрства для каждой из сторон.

Организация социального партнерства в рамках культурно-социального комплекса, позволяет создать новые условия для воспитания и развития подрастающего поколения, повысить культуру и творческую активность всех участников социального партнерства.

Основные формы организации социального партнерства:

• Разработка и реализация совместных проектов, акций;

• Кружковая работа с привлечением специалистов.

Приоритетные принципы дополнительного образования в ДОУ:

• Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

• Ориентация на личностные интересы и способности детей;

• Возможность свободного самоопределения и самореализации;

• Единство обучения, воспитания, творческого развития;

• Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами позволяет создать атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства. Знания, умения, навыки, приобретённые детьми, рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности в контексте освоения им жизненного и социокультурного опыта. У воспитанников развивается творческое мышление, умение разрабатывать и решать проблемы, принимать решения, делать выбор, сотрудничать в коллективе. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу, активно участвуют в различных мероприятиях, являются постоянными посетителями библиотеки, различных кружков и секций.

1. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования : учеб. -метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М. : Владос, 2007. - 160 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – (от 17.10.2013г. Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ).

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ст. 2).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе , главная из которых удовлетворение социальных потребностей.

1. участие в каком-либо общем деле

2. совместные с кем-либо действия

Одним из главных направлений сотрудничества с ближайшими социальными институтами в своей педагогической деятельности, считаю, - социальное партнерство с библиотеками района. Это удобно и безопасно с географической точки зрения, так как ближайшее образовательное пространство предполагает шаговую доступность. Перед собой ставила задачу познакомить детей с местом проведения культурного и образовательного досуга. Известно, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. Современному обществу нужны образованные, творческие граждане. Культуру ребенка, его интересы развивает и семейная обстановка, и Детский сад, в дальнейшем – школа, круг друзей, и, конечно, книги, поэтому мы с воспитанниками являемся частыми гостями библиотеки. Здесь всегда очень доброжелательная, комфортная среда для общения. Компетентность руководителей, профессионализм персонала, их готовность сотрудничать - очень радует. Библиотекари стараются учитывать наши пожелания, делают все возможное, чтобы привлечь внимание и быть интересными для ее потенциальных пользователей: это и тематические выставки, и действующие книжные выставки, разнообразные выставки к юбилейным и знаменательным датам, и викторины, литературно-музыкальные композиции.

hello_html_477e88d9.jpg

hello_html_m4654a28b.jpg

hello_html_m4fd1e4e8.jpg

hello_html_2dcfaca8.jpg
hello_html_3ba52da4.jpg

hello_html_m640cac47.jpg

В Свердловской области 2019 год был объявлен Годом Павла Петровича Бажова. Это приурочено к 140-летию со дня рождения известного уральского писателя (27 января 1879 года).

hello_html_m775b6c3a.jpg

В рамках этого события воспитанники подготовительной группы приняли участие в познавательном мероприятии по сказам П.П. Бажова, подготовленного и проведенного сотрудниками библиотеки №15 по ул. Билимбаевской,33.

hello_html_1d8a534b.jpg

Наши воспитанники еще раз вспомнили прочитанные сказы и смогли ответить на сложные, порой даже очень трудные, вопросы. Им зачитывали отрывки из сказов, они с удовольствием отвечали, так как в течение полугода мы знакомились с творчеством нашего земляка, читали его произведения, слушали аудиозаписи, смотрели мультфильмы. Для них это оказалось совсем не сложно!

Наше взаимодействие основывается на традициях социального партнерства. Такая форма работы обеспечивает комплексность проводимых совместных мероприятий, литературных встреч, носит характер событийности.

Мероприятия, проводимые библиотеками, нацелены на просвещение дошкольников в разных сферах, они содействует патриотическому, нравственному воспитанию подрастающего поколения, способствуют формированию экологической культуры, интересу к здоровому образу жизни, воспитании их гражданского самосознания.

Культура общения в библиотеке на высоком уровне, поэтому, уверена, что представление о столь важном социальном институте у детей сложилось положительное, остались яркие впечатления, в целом сформировано доверительное и уважительное отношение к библиотеке. В результате дети познакомились с основными формами деятельности библиотеки: читальным залом, абонементом, где в ходе ознакомительных экскурсий детей учили пользоваться книгами, бережно к ним относиться, аккуратно рассматривать. Так происходит продвижение книги и чтения среди дошкольников.

Конструктивное взаимодействие с социально значимыми объектами помогает в культурном развитии молодого поколения. Такая форма сотрудничества ДОУ с библиотеками способствует формированию единого культурно-информационного пространства, обеспечивает решение вопросов социализации.

Для включения детей в общественную жизнь организовано постоянное взаимодействие с социальными партнерами, расположенные в микрорайоне дошкольного образовательно пространства. В преддверии празднования Дня Победы организована экскурсия в Музей боевой славы в школе-интернат № 13.

hello_html_m17dae8ae.jpg

В рамках ранней профориентации мы традиционно ходим на экскурсию в Уральский Железнодорожный техникум. Каждая экскурсия - это выход за пределы детского сада, снова что-то новое, интересное. Это яркие впечатления, положительные эмоции.

hello_html_m18b8294d.jpg
hello_html_m25da91c1.jpg

Организаторами экскурсий являются родители наших воспитанников, они - наши партнеры. Благодаря повышению уровня родительской активности в организации, совместной деятельности по воспитанию детей - происходит расширение их кругозора, обогащение познавательной сферы детей.

hello_html_6094e705.jpg

Социальные институты – это общественные образования: учреждения, нормы, культурные образцы, способы поведения, служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.

Мы рады плодотворному сотрудничеству с ближайшими социальными институтами.


Человек и общество… Взаимосвязь этих понятий очевидна: нет человека – нет общества, нет общества – нет человека. Общество – это не только группы людей, объединенных какой-либо деятельностью, но и все человечество в целом, в его истории, современности и перспективе. Как помочь ребенку стать полноценным членом общества, как познать мир и себя, реализуя при этом свой потенциал и принося пользу людям. Безусловно, главенствующая роль в установлении социальных связей маленького человека принадлежит образовательным учреждениям, а именно школе. Именно система образования является связующим и основополагающим звеном в формировании цепи взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Широкий спектр и высокий уровень развития социальных институтов в современном обществе позволяет сформировать гармоничную всесторонне развитую личность, способствует социализации ребенка, помогает в определении и воплощении жизненной стратегии. Институты здравоохранения, политики и права, производства, культуры, СМИ, образования, религии – все это помогает педагогу в профессиональной деятельности, в решении образовательных задач.

Одной из таких образовательных задач является формирование модели выпускника в условиях полиэтнической школы. Приоритетными качествами модели выпускника полиэтнической школы являются следующие:

– знания в области культуры и истории России, истории народов мира, мировых традициях;

– приверженность нравственным традициям русского народа;

– уважение иных мнений, национальных убеждений, религиозных обычаев;

– высокий уровень культуры общения и поведения.

Следует сказать об актуальности проблемы национальной идентичности России. Часто современному педагогу приходится осуществлять свою деятельность в многоязычном поликультурном пространстве. И наша школа не исключение. МБОУ СОШ № 77 является одним из старейших образовательных учреждений г. Новосибирска, свою деятельность она ведет с 1951 г. Традиционно в данной школе обучались дети рабочего класса и технической интеллигенции оборонных предприятий Заельцовского района г. Новосибирска. Но в 1990-е годы в связи с распадом СССР обострились миграционные процессы. На микроучастке школы возникли места компактного проживания переселенцев разных национальностей: езидов, армян, таджиков, узбеков. В данный момент 32-34% обучающихся нашей школы является детьми-инофонами или детьми-билингвами. Большинство классов – это классы с полиэтническим национальным составом.

Формируя модель выпускника, мы, прежде всего, должны видеть в нем не только гражданина, но и человека. Поэтому духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. В современной педагогике актуальны идеи сотрудничества. Необходимо, чтобы социальная среда была как можно более разнообразной, вариативной. При этом, безусловно, предметы гуманитарного цикла играют ведущую роль в формировании базовых морально-нравственных качеств личности, особенно в условиях полиэтнической школы.

В свете вышесказанного определяется цель работы педагогов-словесников: создание условий для формирования модели выпускника в рамках полиэтнической школы посредством взаимодействия с социальными институтами. Достижение цели обеспечивают следующие задачи:

– включение обучающихся в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

– осознание обучающимися тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

– приобщение обучающихся к российскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений.

Взаимодействие с социальными институтами в рамках МБОУ СОШ № 77 ведется по следующим направлениям: политическое; экономическое; образовательное; культурное; семейное.

В условиях современного гражданского правового общества политическое направление играет ведущую роль. Формирование гражданской солидарности, патриотизма, осознанного и уважительного отношения к традициям народов, населяющих Россию, происходит путем взаимодействия со следующими политическими и правовыми организациями:

Одним из ведущих качеств выпускника следует считать его конкурентоспособность в современных экономических условиях. Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ, воспитание уважения к трудовым традициям семьи, трудовым подвигам старших поколений, осознанность при выборе профессии формирует работа в экономическом направлении. Этому способствует взаимодействие с экономическими социальными институтами:

– Всероссийское общество охраны природы (конкурс экологических сказок).

Приоритетным для учителя-словесника в условиях поликультурной школы является культурное направление. Сознательному принятию национальных российских ценностей, воспитанию толерантности, формированию представлений о светской этике, духовности способствует взаимодействие с социальными институтами культуры:

– Новосибирская государственная областная научная библиотека (конкурсы сочинений и исследовательских работ, приуроченные к юбилейным датам писателей и поэтов);

Невозможно представить работу нашей школы без тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования в рамках образовательного направления. Пониманию необходимости научных знаний для развития личности и общества, осознанию нравственных основ образования, важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни способствует взаимодействие с образовательными учреждениями города Новосибирска:

Первым социальным институтом в жизни человека является институт семьи. Невозможно переоценить его значимость в социализации ребенка. Поэтому взаимодействие с институтом семьи призвано сформировать отношение к семье как к основе российского общества, уважение к культурно-историческим и этническим традициям семей своего народа, других народов России. Взаимодействие с семьей является неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса: творческие работы, выступления обучающихся являются основой родительских вечеров, Дней открытых дверей, внеклассных мероприятий, где дети проявляют свои литературные способности.

На сегодняшний день можно говорить об определенных положительных результатах по формированию модели выпускника, характерной для полиэтнической школы посредством взаимодействия с социальными институтами. Из двадцатилетнего опыта работы в рамках полиэтнической школы мы видим успехи обучающихся в освоении русского языка, русской речи не только как средства неофициального общения, но и как государственного, межнационального средства общения. На данном этапе можно говорить о преобладании билингвов в полиэтнических классах школы. Безусловно, национальные диаспоры, проживающие на микроучастке нашей школы, стремятся к сохранению своей национальной самобытности. Но процессы социализации неумолимо ведут к формированию модели выпускника, признающего моральные законы в современном поликультурном обществе.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Социальные институты, отношения и общности. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Социальный институт исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил

Социальные институты часто являются организациями, многие из них есть системы организации. Тем не менее, некоторые институты не являются организациями или системами организации, и не требуют организации. Социальные институты часто являются организациями, многие из них есть системы организации. Тем не менее, некоторые институты не являются организациями или системами организации, и не требуют организации. Таким образом, под социальными институтами следует понимать не коллективных субъектов, не социальные группы и не организации, а особые социальные механизмы, обеспечивающие воспроизводство определенных социальных практик и социальных отношений.

Процесс институционализации (то есть образования социального института), этапы возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; формирование общих целей; появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; появление процедур, связанных с нормами и правилами; институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение; установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института;

Ключевые социальные потребности Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи) Потребность в безопасности и порядке (государство) Потребность в добывании средств существования (производство) Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования) Потребности в решении духовных проблем (институт религии) Другие (здравоохранение, окружающая среда, пр.)

Универсальные функции С.И. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.

Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

Формальные институты это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества

Неформальные институты это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции

Социальные отношения система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Социальные отношения возникают: как отношения человека с обществом, общества с человеком; между индивидами как представителями общества; между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества; между различными обществами; между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Классификация общностей Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям — формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), образующиеся на этнической основе (народности, нации), вырастающие на основе демографических (половозрастные общности), семейно-брачных и др. объединений людей. Нередко неверная классификация социальных общностей оборачивается тем, что к последним относят тех, кто таковыми не является — социальные категории, практические группы и социальные совокупности как различные агрегатные состояния человеческого множества. Такие человеческие множества принято подразделять на мнимые (псевдо)общности, контактные (квази)общности (диффузные группы) и групповые общности (практические группы). В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные (семейно-брачные), этнические, конфессиональные (религиозные), профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей.

Стратификация общества Это разделение общества на социальные общности по какому-либо признаку. Например: Национальная Религиозная Сословная Кастовая Классовая Имущественная

Социальные группы объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы наличие внутренней организации; общая (групповая) цель деятельности; групповые формы социального контроля; образцы (модели) групповой деятельности; интенсивные групповые взаимодействия; чувство групповой принадлежности или членства; ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие; ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Содержание понятия "социальная группа" включает в себя ряд моментов, которые выступают критериями отличия социальных групп от практических, номинальных, "групп на бумаге" и групп вообще. Такими свойствами являются: Содержание понятия "социальная группа" включает в себя ряд моментов, которые выступают критериями отличия социальных групп от практических, номинальных, "групп на бумаге" и групп вообще. Такими свойствами являются:

Социальные группы: Большие группы - совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно её интересов как своих происходит постепенно Малые группы – например, семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. Конкретного количества членов нет - основным критерием является наличие реальных контактов и эмоциональных связей между членами группы.

Малые группы Малые группы классифицируют по следующим критериям. По способу образования выделяют стихийно возникшие — не официальные, специально организованные — официальные, реальные и условные. По характеру совместной деятельности бывают практические (совместная трудовая деятельность), гностические (совместная исследовательская деятельность), эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей), гедонические (досуговые, развлекательно-игровые), непосредственно коммуникативные, идеологические, общественно-политические группы. По критерию личностной значимости выделяют референтные и элитарные группы. По критерию социальной значимости встречаются социально положительные группы, асоциальные — социально деструктивные, антисоциальные — криминальные, преступные группы.

Читайте также: