Джеймс харгривс механическая прялка доклад

Обновлено: 16.05.2024

XVIII-ый век. Англия. Небольшой городок Стэндхилл. Местные жители зарабатывают на жизнь тем, что занимаются ткачеством. Текстильный завод расположен здесь же – недалеко от центральной улицы. Труд строго распределен на женский и мужской. Женщины изготавливают ткани, а мужчины – прядут. Работает в бригаде и некий Джеймс Харгривс. Он также, как и другие, выполняет свою ежедневную производственную норму. А параллельно думает над тем, как усовершенствовать прядильный механизм. В результате в 1765-м году Харгривс изобретает первую в мире механическую прялку. А еще пару лет спустя механик продемонстрирует общественности прототип современной прядильной машины.


Новый вариант механической прядильной машины состоял из восьми веретен и одного колеса. Шерстяное сырье помещалось на специальной раме, которая находилась под наклоном. Оттуда его расправляли на волокна и тянули через вытяжной пресс, состоящий из двух брусков дерева, к каждому из восьми веретен.

Прядильщик работал двумя руками. Одной он толкал каретку, соединенную с прессом, другой – вращал колесо, приводившее в движение сразу все веретена.

Пряжа, изготовленная данным способом, правда была достаточно непрочной. Поэтому к ней придумали добавлять льняную нить.

Любопытно, но с таким механизмом мог справляться всего один человек. Само же устройство было способно производить в шесть раз больше пряжи, нежели старая прялка.


Внедрение новой установки вызвало настоящий бунт среди ткачей. Они почувствовали настоящий страх остаться без работы. Харгривс успел продать лишь несколько экземпляров, когда ему спалили весь дом.

Прядильная машина Харгривса

Скручивать и наматывать

Древняя технология прядения ручным веретеном и прялкой была очень трудоемкой: прядильщик быстро уставал, совершая однообразные движения по вытягиванию, скручиванию и наматыванию нити. В Древнем Риме придумали , вращать веретено с помощью колеса, раскручиваемого рукой — появилась ручная прялка. Это римское изобретение в Европе было забыто. Но в Индии пряхи издревле пользовались похожими станками, и в XIV в. индийская идея ручной прялки проникла в Европу.

Изобретение ножного привода, вращающего колесо прялки, приписывают саксонскому столяру Иоганну Юргенсу и датируют 1530 г. В самопрялке Юргенса прядильщик мог вытягивать нить из кудели (кома волокна) обеими руками, что ускорило прядение и повысило качество нити. В самопрялке были механизированы две операции: скручивание нити и наматывание её на катушку. Но вытягивание волокна из кудели и первичное его закручивание оставалось ручным.

Первая попытка

В 1735 г. английский механик Джон Уайт заменил пальцы прядильщика, вытягивающего нить из кудели, вытяжными валиками. Уайт, не имея средств на развитие своей идеи, продал её предпринимателю Льюису Паулю, и в 1742 г. они вместе сконструировали прядильную машину. В ней вытянутая валиками пряжа поступала на 50 веретён. И валики, и веретёна вращались приводами от одного большого колеса. Нагрузка на колесо была слишком велика, чтобы вращать его вручную — его приводили в движение два осла. Учитывая, что прядением занимались ремесленники-одиночки, дорогая и громоздкая машина Уайта-Пауля, да ещё и с ослами в придачу, спроса не нашла.

Как ткач помог пряхе

В XVIII в. ткачи уже работали на простых ткацких станках, ускоривших выработку тканей, а прядильщики, трудясь вручную, не успевали снабжать их пряжей. С дефицитом пряжи столкнулся английский ткач из Стендхилла Джеймс Харгривс. Его жена, пряха, за день не могла напрясть столько, сколько было надо мужу для работы на следующий день. Однажды маленькая дочь Харгривса Дженни опрокинула раскрученную матерью ручную прялку, и та, упав, продолжала крутить веретено, оказавшееся в вертикальном положении. Этот случай подал Харгривсу идею заставить колесо крутить вместо одного горизонтального несколько вертикальных веретён. В 1764 г. он построил прядильную машину, в которой 8 (а впоследствии 16, 80 и больше) вертикальных веретён через систему блоков вращались одним колесом.

Харгривс упростил и процесс вытяжки, плотно зажав ровницу между двумя брусками, поставленными на ролики, и получив каретку вытяжного пресса. Работа прядильщика свелась к тому, чтобы одной рукой двигать каретку, а другой — крутить колесо.

Развитие идеи

Машина Харгривса предназначалась для прядения хлопка, но нить из неё выходила слишком тонкой и легко рвалась. Для прочности в основу хлопковой нити приходилось вплетать нить льняную. Английский парикмахер Ричард Аркрайт, узнав от своих клиентов — ткачей о проблемах с машиной Харгривса, решил усовершенствовать её. В 1769 г. он создал свой прядильный станок, из которого хлопковая нить выходила настолько прочной, что не требовала добавления льна. Некоторые типы современных электрических прядильных машин действуют по тем же принципам, что и первые механические прялки, но процесс прядения сейчас полностью автоматизирован, и один рабочий может обслуживать целый цех с десятком станков по сотне веретён каждый.

Слайды и текст этой презентации

Джеймс Харгривс – изобретатель механической прялки

Джеймс Харгривс – изобретатель механической прялки

ХАРГРИВС, ДЖЕЙМС (Hargreaves, James) (1720–1778), английский изобретатель. Родился предположительно в Блэкберне (графство Ланкашир)

ХАРГРИВС, ДЖЕЙМС (Hargreaves, James) (1720–1778), английский изобретатель. Родился предположительно в Блэкберне (графство Ланкашир)

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДДжеймс Харгривс работал в Стэндхилле плотником и ткачом на обычном станке. Примерно с начала 1760-х годов он

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУД

Джеймс Харгривс работал в Стэндхилле плотником и ткачом на обычном станке. Примерно с начала 1760-х годов он начинает заниматься усовершенствованием прядильных устройств. В 1765 он борясь с конкуренцией дешевых индийских тканей соорудил механическую прялку, а несколько лет спустя (примерно в 1762-1765) изобрел прядильную машину периодического действия, которой дал имя своей дочери — Дженни.

Идея прялки ДженниСуществует версия, что на мысль об изобретении машины с несколькими вертикальными веретенами Харгривса подтолкнул случай:

Идея прялки Дженни

Существует версия, что на мысль об изобретении машины с несколькими вертикальными веретенами Харгривса подтолкнул случай: однажды маленькая Дженни нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не горизонтальном положении.

Устройство прялкиВ нижней части каждого веретена имелся блок, вокруг которого шел приводной шнур, переброшенный через барабан, расположенный

В нижней части каждого веретена имелся блок, вокруг которого шел приводной шнур, переброшенный через барабан, расположенный впереди всех блоков и веретен. Барабан приводился в движение от большого колеса, вращаемого рукой. Таким образом, большое колесо приводило во вращение все веретена.

Устройство и действие прялкиПрядильщик одной рукой двигал каретку вытяжного пресса, а другой вращал колесо, приводившее в движение

Устройство и действие прялки

Прядильщик одной рукой двигал каретку вытяжного пресса, а другой вращал колесо, приводившее в движение веретена. Вся работа свелась в основном к трем движениям: к вращению приводного колеса, к прямолинейному движению каретки взад и вперед и к нагибанию проволоки.
Значительным недостатком прялки было то, что из-за недостаточной вытяжки пряжа получилась недостаточно крепкой. Чтобы упрочить ее в пряжу приходилось добавлять нитку изо льна.

Судьба изобретенияХаргривс успел продать не так много экземпляров своей машины, однако это вызвало сильное недовольство местных прядильщиков

Харгривс успел продать не так много экземпляров своей машины, однако это вызвало сильное недовольство местных прядильщиков — в 1768 году они разрушили дом изобретателя и оборудование. Харгривс переехал в Ноттингем и, совместно с Томасом Джеймсом, построил прядильную фабрику, став одним из первых крупных фабрикантов.

Из прошлого

Литература и интернет-ресурсы

Спасибо за вниманиеПрезентацию выполнилаБогатенкова Карина, ученица 7 классаИхальской СОШРуководитель: Колобов Н.И., учитель истории

Спасибо за
внимание

Презентацию выполнила
Богатенкова Карина, ученица 7 класса
Ихальской СОШ

Джеймс Харгривс - изобретатель механической прялки, слайд 1

Джеймс Харгривс работал в Стэндхилле плотником и ткачом на обычном станке. Примерно с начала 1760-х годов он начинает заниматься усовершенствованием прядильных устройств. В 1765 он борясь с конкуренцией дешевых индийских тканей соорудил механическую прялку, а несколько лет спустя (примерно в 1762-1765) изобрел прядильную машину периодического действия, которой дал имя своей дочери — Дженни.

Слайд 4

Джеймс Харгривс - изобретатель механической прялки, слайд 4

Идея прялки Дженни
Существует версия, что на мысль об изобретении машины с несколькими вертикальными веретенами Харгривса подтолкнул случай: однажды маленькая Дженни нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не горизонтальном положении.

Слайд 5

Джеймс Харгривс - изобретатель механической прялки, слайд 5

Устройство прялки
В нижней части каждого веретена имелся блок, вокруг которого шел приводной шнур, переброшенный через барабан, расположенный впереди всех блоков и веретен. Барабан приводился в движение от большого колеса, вращаемого рукой. Таким образом, большое колесо приводило во вращение все веретена.

Слайд 6

Джеймс Харгривс - изобретатель механической прялки, слайд 6

Слайд 7

Джеймс Харгривс - изобретатель механической прялки, слайд 7

Устройство и действие прялки
Прядильщик одной рукой двигал каретку вытяжного пресса, а другой вращал колесо, приводившее в движение веретена. Вся работа свелась в основном к трем движениям: к вращению приводного колеса, к прямолинейному движению каретки взад и вперед и к нагибанию проволоки. Значительным недостатком прялки было то, что из-за недостаточной вытяжки пряжа получилась недостаточно крепкой. Чтобы упрочить ее в пряжу приходилось добавлять нитку изо льна.

Слайд 8

Джеймс Харгривс - изобретатель механической прялки, слайд 8

Судьба изобретения
Харгривс успел продать не так много экземпляров своей машины, однако это вызвало сильное недовольство местных прядильщиков — в 1768 году они разрушили дом изобретателя и оборудование. Харгривс переехал в Ноттингем и, совместно с Томасом Джеймсом, построил прядильную фабрику, став одним из первых крупных фабрикантов.

Слайд 9

Джеймс Харгривс - изобретатель механической прялки, слайд 9

Слайд 10

Джеймс Харгривс - изобретатель механической прялки, слайд 10

Слайд 11

Джеймс Харгривс - изобретатель механической прялки, слайд 11

Спасибо за внимание
Презентацию выполнила Богатенкова Карина, ученица 7 класса Ихальской СОШ Руководитель: Колобов Н.И., учитель истории

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: