Мир художественной культуры возрождения доклад

Обновлено: 02.07.2024

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Эпоха Возрождения ( Ренесса́нс) - эпоха культурного расцвета в истории Европы, зародившаяся в Италии в середине XIV в. Отличительными особенностями данного периода времени являются идеализация античного искусства, становление новых мировоззренческих движений-гуманизма и антропоцентризма.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Возрождения в первую очередь характеризуется появлением реализма, развитием портретной и пейзажной живописи. Постепенно переосмысливается значение изображения религиозных сюжетов, возникает вопрос о передаче глубины пространства и перспективы.

Благодаря небывалому расцвету искусства, эпоху Возрождения также принято называть Эпохой титанов.

Литература

Для литературы эпохи Ренессанса характерно высказывание гуманистических идеалов, выдвижение на передний план человека, формируется ранний реализм. Большую популярность приобретает жанр драматургии.

Философия

Важной частью Ренессанса является становление гуманистической идеологии. Согласно идеям классического гуманизма, высшей ценностью является жизнь человека, его идентичность и свободное волеизъявление. Основоположником гуманистического движения считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374 гг.). Философ-моралист первым высказывает одну из кардинальных гуманистический идей о необходимости познания человека.

Искусство эпохи Возрождения оказало невероятно сильное влияние на дальнейшее развитие мировой культуры.

Культура эпохи Возрождения

Культура эпохи Возрождения

Самый большой и известный хищник русского леса Бурый медведь. Его часто упоминают в сказаниях и мифах. В основном он главный герой русских сказок.

На реке Салгир, по приказу Екатерины II, граф Григорий Потемкин, в 1784 году заложил город, который получил название Симферополь. Город располагается в центре полуострова Крым.

Наука информатика исследует свойства информации, способы ее передачи, сбора, хранения, анализа и применения во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

В XIV-XIV веке на западе появилось новое направление в искусстве, получившее название Возрождения или Ренессанс. Это понятие ввел в оборот Д. Вазари, по его мнению, в этот период возродился интерес к античной культуре в средневековье.

Ренессанс начался в Италии, а потом захватил всю Европу. В каждой стране он приобрел национальные особенности.

Переход от средневековой культуры к Возрождению был постепенным. Живопись и поэзия поэтапно поднималась с низов к вершине.

Идеал прекрасной дамы проходил через все виды искусства, это видно и в картинах Рафаэля, Леонардо да Винчи и в поэзии Петрарки.

Первый этап – Раннее Возрождение XIV век, был плодотворным для мирового искусства.

Родителями нового художественного стиля этого периода считаются художник Мазаччо, скульптор Донателло. Они были родом из Флоренции, творили в XV веке, их творчество повлияло на всех деятелей культуры этапа Возрождения.

Для Раннего Возрождения характерно поиск нового в культуре. Этот поиск дал мощный толчок к развитию прекрасной живописи и скульптуре.

Второй этап начался в конце XV века. А для культуры наступил Высокий Ренессанс.

Этот период работают Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонарроти.

В начале Леонардо был под влиянием работ Боттичелли. Хоть в его первых работах еще видны следы Раннего Возрождения, но совершенность фигур, говорит о появлении нового жанра в искусстве.

Творчество Рафаэля это искусство возвышенной красоты и гармонии. Его называли Мастером Мадонн.

В 1504 году Рафаэль едет во Флоренцию, где его творчество стало зрелым и спокойным.

Росписи ватиканских станц принесли Рафаэлю известность, выдвинули его в ведущие мастера Италии.

Вернувшись во Флоренцию в 1501году он решил создать мраморную статую Давида (1501 – 1504гг.). Статуя имеет пять с половиной метров высоты.

Третий период – Позднее Возрождение, показало кризис гуманизма, который смог отразить в своем творчестве Шекспир и Сервантес. Их образы Гамлета и Дон Кихота выразили весь кризис Европы. А продолжателями великих мастеров прошлого были — Па

Искусство эпохи Возрождения

Популярные сегодня темы

Каждый человек хотя бы раз в жизни видел чудесные иллюстрации И. Я. Билибина в книгах. Врезающиеся в память образы Бабы-Яги и Кощея Бессмертного дети запоминают по рисункам этого мастера

Творчество Н.А.Алексеевича Некрасова напоминает нам о сокровенном клапане души, который открывается только поэзией. Именно в его стихах проходит тема тяжелой жизни простого народа.

Самый большой по глубине и размерам своей площади на нашей планете - Тихий океан. Он занимает половину площади мирового океана земного шара. Вначале его называли Великим океаном.

Реактивные двигатели уже около ста лет успешно используются на самолетах и в ракетостроении. Реактивный двигатель – это устройство, которое создаёт силу тяги, необходимую для движения

Один из видов грызунов, которые обитают в большинстве мест нашего мира. Суслик – небольшой зверёк, который может причинять вред сельскому хозяйству, также может переносить некоторые заболеван

В развитии культуры и искусства выделяют несколько периодов. Самые крупные из них — Античный, Средневековый, Возрождение, Просвещение, Новое искусство. Эта периодизация условна. Например, искусство эпохи Возрождения начало зарождаться в Италии в конце XIII века, однако в других странах получило распространение лишь в XV столетии. Каждый из периодов имеет характерные особенности, которые проявляются во всех сферах искусства.

Периодизация эпохи Возрождения

Периодизация эпохи Возрождения

Внутри большого периода выделяют несколько малых: Дученто, Треченто, Кватроченто, Чинквеченто. В среднем, каждому из них соответствует одно столетие, отсюда и произошло их название. К периодам эпохи Ренессанса относят:

 Зарождение Ренессанса

Зарождение Ренессанса

Развитие и расцвет эпохи

В отличие от Средневекового, искусство Ренессанса приобрело светский характер. В нём начинает проявляться интерес к античной культуре, что является характерным признаком Возрождения.

Архитектура Проторенессанса спокойная, уравновешенная, для неё характерен титанизм и устойчивость, в скульптуре ярко выражено влияние античности. Представителями являются итальянский архитектор Арнольфо ди Камбио и скульптор Николо Пизано, одна из их совместных работ — фонтан Маджоре, весьма известна и в настоящее время.

Живопись и литература стали более реалистичны и чувствительны. Особенно ярко это выражено во фресках итальянского художника Джотто. Он совершил настоящую революцию в искусстве того времени. Джотто ушёл от плоских, нереалистичных фигур и бесчувственных лиц, которые были характерны для фресок Византии. Художник наполнил свои работы эмоциями и переживаниями, сделал их более реалистичными и смог изобразить библейские сюжеты в простой и понятной форме. Самое грандиозное его творение — цикл фресок, который находится в Капелле Скровеньи (город Падуя).

Поэзию Проторенессанса представляют Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо. Ф. Петрарка написал немало произведений на латыни, имеющих большое значение в истории, однако знаменитость ему принесли итальянские стихи, обращённые к возлюбленной поэта. Они покорили сердца людей своей искренностью и непосредственностью.

Развитие и расцвет эпохи

Периодизация эпохи Ренессанса

Искусство Возрождения имело не только эстетическую, но и познавательную функцию. Стремление изобразить окружающий мир максимально реалистично побуждало художников и скульпторов изучать пропорции человека, механизм движений человека и животных, строение скелета и мышц, законы перспективы. Они были разносторонними личностями и оставили след не только в искусстве, но и в науке. В частности, многие открытия и наблюдения, сделанные творцами того времени, использовались в медицине и математике.

К архитектурным творениям эпохи Кватроченто (Раннее Возрождение) относится одна из самых известных достопримечательностей современного Рима — Собор Святого Петра. Его архитекторами были знаменитые Донато Браманте и Микеланджело Буаноротти.

Новаторства появились и в скульптуре. Так, итальянский скульптор Донателло изобразил в одной из своих работ полководца Гаттамелата, восседающего на коне. До этого героями скульптур были лишь боги, святые или богатые люди. Кроме того, его работа стала первой конной скульптурой в этой эпохе.

Расцвет эпохи Ренессанса пришёлся на творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Санти. Они являются ярчайшими представителями изобразительного искусства и скульптуры того времени. Произведения этих авторов до сих пор известны и почитаемы во всём мире.

Несмотря на то что все они представляют один и тот же период, каждый имеет свой стиль. Например, образы на портретах Леонардо да Винчи будто бы оживают на глазах. Он смог добиться этого эффекта, растушевав линии на изображении, сделав контуры и свет более мягкими. Благодаря ему сама профессия художника обрела новые грани и возможности. Интересно и то, что у знаменитого на весь мир Леонардо да Винчи насчитывается всего 19 завершённых полотен. Самые известные из них, дошедшие до нынешних дней:

Развитие и расцвет эпохи

Угасание искусства Возрождения

 Угасание искусства Возрождения

За активным развитием и расцветом культуры последовал период упадка и обеднения. Во времена позднего Возрождения широкое распространение получил маньеризм — направление в искусстве, для которого характерны беспорядочность, неестественность, пресыщенность и отсутствие гармонии. Кризиса смогла избежать лишь Венеция, где не было власти Папы Римского. Отчасти это объясняется её автономностью, кроме того, искусство Возрождения пришло в Венецию чуть позже, чем в Рим и Тоскану. Великими творцами этого периода стали Тициан, Джорджоне, Бенвенуто Челлини и другие.

Список художников эпохи Возрождения и их картин можно представить кратко в виде таблицы. Этот способ подойдёт для того, чтобы проанализировать культуру Ренессанса в классе, на уроках художественной культуры и составить общую характеристику эпохи Ренессанса:

По данным, приведенным в таблице, можно понять, какие сюжеты были любимыми в творчестве ренессансных художников. Это, прежде всего, библейские сказания и мифы.

Эти авторы завершили эпоху Ренессанса в Италии. Однако этот стиль продолжал существовать: характерные черты ренессансного искусства нашли отражение в голландской, испанской, немецкой и даже русской культуре.

Северное Возрождение

Северным возрождением принято называть культуру этого периода в Германии, Франции и Нидерландах. В каждой из стран она имела свои отличительные черты, однако идейная составляющая у них одинакова: это обращение к душе человека, его чувствам и переживаниям, гуманистические принципы.

Влияние готического стиля

В отличие от Итальянского Возрождения, в искусстве Северной Европы изучению анатомии и правильному построению пропорций не придавалось большого значения, внимание было обращено на детализацию. В искусстве Северного Возрождения прослеживается влияние готического стиля и идей Реформации.

Имена и произведения многих представителей Северного Ренессанса дошли до наших дней. К ним относятся:

  • Уильям Шекспир.
  • Ганс Гольбейн.
  • Жан Фуке.
  • Марк Дюваль и другие.

В кроссвордах часто встречается вопрос: немецкий художник эпохи Возрождения (5 букв). Несомненно, это Альбрехт Дюрер — знаменитый мастер ксилографии, практик и теоретик искусства, учёный-математик. Он, как и Леонардо да Винчи, является автором многих трудов в различных областях.

Влияние Ренессанса на Россию

Картины эпохи Возрождения

Несмотря на сильную привязанность русской культуры к собственным традициям и Византийскому влиянию, искусство Ренессанса также нашло отражение в ней. Во времена правления Ивана III на Русь были приглашены зарубежные архитекторы и скульпторы. В основном они участвовали в постройке храмов и церквей. Например, Успенский собор был спроектирован Аристотелем Фиораванти, итальянским архитектором.

Под влиянием Европейского Возрождения и готического стиля на Руси появились шатровые храмы. Этот был абсолютно новый, уникальный тип храма, не имеющий аналогов в мире. Началось развитие книгопечатания, иконопись стала более реалистичной, появился новый тип светского портрета — парсуна.

Таким образом, живопись, литература, скульптура и архитектура эпохи Возрождения имеют огромное историческое значение. Повышенный интерес к этой эпохе легко объяснить. Ведь именно в это время жили и творили великие деятели искусства. Их произведения до сих пор считаются не только эталонами женской и мужской красоты, но и учебными пособиями по основам живописи, а репродукции их картин знакомы каждому культурно развитому человеку.


Капелла Медичи. Флоренция

Культура Возрождения зародилась во Флоренции, а затем широко распространилась по всей Италии. Краткий период конца XV – первой трети XVI в. вошел в историю как время ее блестящего и всестороннего расцвета – Высокого Возрождения.

Конечно, и в Италии, где Ренессанс распространился наиболее широко, и даже в период своего расцвета он охватывал далеко не все многообразие культуры этой страны, во многом еще сохранявшей средневековые черты. Тем не менее новая культура все более высоко ценилась в итальянском обществе. К ней приобщались, хотя бы поверхностно, не только горожане, но и придворно-аристократические круги, и часть духовенства. Светские и духовные владыки часто покровительствовали развитию новой культуры. Щедрыми меценатами были правители Флоренции из рода Медичи, герцоги Милана, герцоги Феррары; не отставали от них и римские папы. Однако меценатство, позволяя деятелям новой культуры осуществить их начинания, ограничивало свободу творчества, заставляло учитывать вкусы заказчиков.

Конец XV – первая треть XVI в. в истории Италии были тяжелым временем. Республиканские ценности переживали кризис, утверждались монархические порядки. В ходе итальянских войн находившаяся в состоянии раздробленности страна оказалась легкой добычей иноземных армий. Но зато в это трагическое время творили величайшие в истории мировой культуры гении. Потомки сравнили их с мифологическими титанами, дерзнувшими бросить вызов самим богам.


Проект парашюта. Рисунок Леонардо да Винчи


Дама с горностаем. Художник Леонардо да Винчи


Можно ли считать Леонардо да Винчи гуманистом, если известно, что он не получил гуманитарного образования?


Пьета (Оплакивание Христа). Скульптор Микеланджело

Главный из осуществленных Микеланджело замыслов в области скульптуры – ансамбль капеллы Медичи во Флоренции. Статуи, олицетворяющие поступь времени – День, Ночь, Вечер и Утро, – при всей их физической мощи, отмечены печатью душевной усталости и горьких раздумий.

Не менее масштабным было творчество Микеланджело-архитектора. Именно ему принадлежала ведущая роль в сооружении главного здания католического мира – собора Св. Петра в Риме. По его проекту созданы западный фасад собора, барабан и самый большой в мире купол.

Рафаэль Санти из Урбино (1483–1520), хотя и умер молодым, успел осуществить многие свои начинания. Он быстро нашел собственный путь в искусстве и достиг на нем вершин славы. Как истинный сын Возрождения, Рафаэль был многогранным мастером. Несколько лет он руководил строительством собора Св. Петра, расписал стены во многих залах Ватикана, создал великолепные портреты современников. Но более всего известны его совершенные по красоте образы Мадонны. В творчестве Рафаэля воплотилась гуманистическая мечта о прекрасном душою и телом человеке, пребывающем в полной гармонии с миром. Его образы светлы, радостны и лиричны, но он умел придать своим творениям и драматическую напряженность.


Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. Художник Рафаэль


Увенчание терновым венцом. Художник Тициан

Лучшие творения итальянских мастеров Высокого Возрождения навсегда остались в сокровищнице мирового искусства.

Северным Возрождением называют культуру Ренессанса в странах, расположенных к северу от Италии: в Германии, Нидерландах, Франции, Англии. Конец XV – первая треть XVI в. – время Ренессанса в Италии – это и эпоха расцвета культуры Северного Возрождения. За Альпами новая культура распространилась не столь широко, как в Италии. Однако и здесь появились свои титаны, создавшие бессмертные шедевры.


Эразм Роттердамский. Художник X. Хольбейн Младший

Эразм был богословом, но совершенно не похожим на ограниченных и нетерпимых католических теологов того времени. Христианским он считал все истинное. Это позволяло ему искать образцы мудрости и добродетели не только у христиан, но и у язычников. Тем самым Античность рассматривалась не как нечто враждебное христианству, а, напротив, как основа развития культуры, совершенствования человека и общества.


Какие черты творчества Эразма Роттердамского свидетельствуют о том, что это человек эпохи Возрождения?

В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи. Уже в XV в. замечательного расцвета достигает искусство Нидерландов, а в конце XV – первой половине XVI в. свой золотой век переживает и немецкая живопись. Среди лучших ее мастеров – Лукас Кранах Старший, тесно связавший свое творчество с идеями Реформации и написавший известные портреты Лютера, а также Ханс Хольбейн Младший, ставший придворным живописцем английского короля и достигший удивительного совершенства в искусстве портрета.


Автопортрет. Художник А. Дюрер


Никколо Макиавелли. Художник Санти ди Тито

Конец XV – первая треть XVI в. – эпоха Высокого Возрождения в Италии, время ярчайшего расцвета новой культуры. Тогда же идеалы Возрождения выходят за рамки Италии и широко распространяются во многих странах Европы. Эта эпоха породила удивительные по глубине и многогранности личности, оставившие нам богатое философское и литературное наследие, достижения технической мысли и бессмертные шедевры искусства.


Аскетизм — ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни.

Капелла — здесь: часовня, придел церкви; часто служила местом погребения знати.

1. Как меценатство влияло на развитие культуры эпохи Возрождения?

2. Что позволяет назвать Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля титанами Высокого Возрождения?

3. Что такое Северное Возрождение? Когда и в каких странах оно проявилось наиболее ярко?

4. Как вы думаете, почему мыслители эпохи Возрождения обратились к проблемам государственного устройства?

1. Пользуясь дополнительной литературой (детские энциклопедии, истории искусств и т. д.), подготовьте рассказ об одном из западноевропейских художников XVI в.

2. В публицистике на Томаса Мора и вообще на первые утопии иногда возлагают ответственность за развитие коммунистических идей уже в XX в. и попытки осуществить их на практике. Ваше мнение по этому поводу?

«Прибегая в отдельных случаях к жестокостям, государи поступают милосерднее, чем тогда, когда от избытка снисходительности допускают развитие беспорядков, ведущих к грабежу и насилию, потому что беспорядки составляют бедствие целого общества, а казни поражают только отдельных лиц… Тем не менее государь должен строго обдумывать свои слова и действия, не быть подозрительным без причины и следовать всем правилам благоразумия, не забывая о гуманности. Люди, вообще говоря, неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны; если государи осыпают их благодеяниями, они выказывают приверженность к ним… но едва наступает опасность – бывают недалеки от измены.

Государь… должен соединять в себе качества льва и лисицы. Обладая качествами только льва, он не сумеет быть осторожным и избежать западни, которую ему поставят; будучи же только лисицей, он не сумеет защищаться от врагов…

Можно ли считать взгляды Макиавелли на природу человека гуманистическими? Каким, по мнению Макиавелли, должен быть государь и каким принципам он должен следовать в своей политике? Как вы думаете, какие из этих принципов актуальны и сейчас?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 14. Культура эпохи Возрождения

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

Картография эпохи Возрождения

Картография эпохи Возрождения Практические нужды развития сельскохозяйственного производства и торговли порождали необходимость описаний земельных угодий, сухопутных торговых путей, маршрутов морских каботажных и дальних плаваний, мест, удобных для якорных стоянок

Математика эпохи Возрождения

Математика эпохи Возрождения В XVI веке европейские математики сумели наконец сравниться в мудрости с византийцами и превзойти их там, где успехи византийцев были невелики: в решении

ГЛАВА ХVII. Белорусская народность и ее культура до эпохи национального возрождения

ГЛАВА ХVII. Белорусская народность и ее культура до эпохи национального возрождения § 1. Положение белорусской культуры в первой половине 19 в Все сказанное раньше о значении польской культуры в Белоруссии указывает на то, что эта культура весьма слабое имела действие на

СЕРЕБРО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И XVII ВЕКА В ЕВРОПЕ

Императоры эпохи Возрождения

Венецианские дожи эпохи Возрождения

Короли Неаполитанские эпохи Возрождения

Короли Неаполитанские эпохи Возрождения Роберт Анжуйский 1309-1343Иоанна I Анжуйская 1343-1381Карл III Дураццо 1381-1386Людовик II Анжуйский 1386-1400Владислав Дураццо 1400-1414Иоанна 11 Анжуйская-Дураццо 1414-1435Людовик II Анжуйский 1424-1434Рене Анжуйский 1435-1442Альфонс I Арагонский 1442-1458Фердинанд I

9.4. Содержание эпохи Возрождения

9.4. Содержание эпохи Возрождения Возрождение часто характеризуют как эпоху открытий, определивших ее новизну. Безусловно, среди этих открытий в первую очередь следует назвать открытие античности (и шире — открытие истории, обращенность к своей исторической традиции).

9.7. Искусство эпохи Возрождения

9.7. Искусство эпохи Возрождения Эпоха Возрождения — это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство. Неслучайно существует

ЛЕКЦИЯ № 23. Культура эпохи Возрождения

Читайте также: