Министерство обороны доклад по административному праву

Обновлено: 03.07.2024

Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ.

Непосредственное управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ.

Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области.

Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ. Руководство деятельностью Министерства обороны РФ осуществляет Президент РФ.

Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, Правительства РФ, международными договорами РФ и „ Положением о Министерстве обороны РФ“, утверждённым Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082.

В структуру Министерства обороны РФ входят службы Министерства обороны РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ.

Основными задачами Минобороны России являются:

1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

4) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

5) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил; и др.

Оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ:

1) разрабатывает предложения по военной доктрине РФ;

2) разрабатывает план строительства Вооруженных Сил РФ и координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

3) разрабатывает Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ и Федеральную государственную программу в целях обороны;

4) организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия;

5) осуществляет разведывательную деятельность;

6) осуществляет текущее и перспективное планирование;

7) участвует в разработке Плана гражданской обороны и др.

К органам военного управления, помимо Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, также относятся: военные советы - постоянно действующие органы управления; органы управления (командование) военных округов, флотов; органы строевого военного управления: командования объединениями, соединениями, воинскими частями.

Территориальные органы военного управления: военные комиссариаты, образуемые Министерством обороны в субъектах РФ, городах (без районного деления), районах.

62. Административно-правовые основы деятельности исполнительной власти по руководству образованием

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государ­ства. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня (образовательного ценза), который удостоверяется соот­ветствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъ­емлемых конституционных прав граждан Российской Федера­ции. В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством в качестве общедоступных и бесплатных им гарантируются следующие виды образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и начальное профессиональное, а на конкурсной основе — среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование в гос. и му­ниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Основное общее образование является обязательным.

Образование соответствующего вида обеспечивается в госу­дарственных, муниципальных и иных образовательных учреж­дениях либо на предприятиях. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут быть освоены в разнообразных формах: а) очной, очно-заочной (вечер­ней), заочной — в образовательном учреждении; б) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Государственная политика в области образования основыва­ется на следующих основных принципах: гуманистический ха­рактер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине и семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность и светский характер образова­ния в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях; свобода и плюрализм в образовании; автономность образовательных учреждений. Организационной основой этой политики является Федеральная программа развития образова­ния, утверждаемая федеральным законом.

Реализация государственной политики в области образова­ния обеспечивается системой образования, основными элемента­ми которой являются, а) преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты раз­личного уровня и направленности; б) образовательные учрежде­ния различных организационно-правовых форм, типов и видов; в) органы управления образованием, подведомственные им уч­реждения и организации. Разнообразное по направленности, формам и методам воздействие государства на элементы этой системы составляет содержание управления в данной области. Следовательно, управление образованием представляет собой ис­полнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление госу­дарственной политики в области образования.

63. Система и административно-правовой статус органов управления образованием

Общие вопросы образования отнесены Конституцией РФ к совместному ведению РФ и ее субъектов. Определенной компетенцией в этой области наделены и органы местного самоуправления. В соответствии с этим строится и система органов управления образованием, ко­торая включает:

1. Государственные органы, которые в свою очередь подраз­деляются на:

а) федеральные органы управления образованием;

б) ведомственные органы управления образованием РФ и ее субъектов;

в) органы управления образованием субъектов РФ.

2. Муниципальные органы.

Главной задачей всех органов управления образованием яв­ляется обеспечение Федеральной программы развития образования, гос. образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

Органы гос. управления образованием в данной области осуществляют ряд общих функций, присущих органу любого уровня: участие в разработке, разработка и реализация федеральных, международных и региональных программ, обра­зовательных стандартов; государственная аккредитация образо­вательных учреждений; прогнозирование развития; контроль за исполнением законодательства РФ, гос. образовательных стандартов, бюджетной и финансо­вой дисциплины и др.

Министерство образования и науки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Основными задачами и функциями министерства являются: формирование и реализация стратегии всех видов образования, определение его содержания; разработка и конт­роль исполнения компонентов гос. образователь­ных стандартов в сфере образования, подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и послевузовского образова­ния; создание единой системы оценки; установление порядка лицензирования, аттеста­ции и аккредитации образовательных учреждений; и др.

Министерство образования и науки РФ в пределах своей компетенции вправе: про­водить инспектирование любых образовательных учреждений и органов управления образованием на территории РФ, осуществлять проверки в образовательных учрежде­ниях, непосредственно подчиненных Министерству; создавать, реорганизовывать и ликвидировать образовательные учрежде­ния, непосредственно подчиненные ему.

Органы управления образованием субъектов РФ весьма многочисленны и существенно отличаются по своему статусу и организационным формам управления. В республиках, входящих в состав РФ, таковыми являются министерства или комитеты, в других субъектах — департамен­ты, главные управления, управления или отделы образования.

Муниципальные органы управления образованием реализу­ют государственную политику данной области на территориях, где осуществляется местное самоуправление. В соответствии с действующим законодательством к исклю­чительной, компетенции органов местного самоуправления в об­ласти образования относится:

планирование, организация, регулирование и контроль дея­тельности местных (муниципальных) органов управления об­разованием, образовательных учреждений; обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного уч­реждения; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных об­разовательных учреждений;; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений; и др.

Военная организация государства является составной частью органов исполнительной власти и именно это во многом определяет ее правовую природу. В частности, в Вооруженных Силах РФ однозначно к государственным органам можно отнести Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти и военные комиссариаты. Итак, министерство обороны РФ (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. Минобороны России является органом управления вооружёнными силами России; возглавляется Министром обороны Российской Федерации; руководится Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….…..стр.3
Понятие и задачи Министерства обороны РФ…………………………….стр.4
Элементы правового статуса Министерства обороны РФ…………………стр.7
Классификация Министерства Обороны как исполнительного органа государственной власти…………………………………………………….стр.12
Заключение………………………………………………………………….стр. 14
Список литературы………………………. ……………………………..…стр.15

Прикрепленные файлы: 1 файл

Административное право.doc

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

По дисциплине: Административное право

На тему: Министерство обороны РФ

Петрова Галина Александровна

  1. Понятие и задачи Министерства обороны РФ…………………………….стр.4
  2. Элементы правового статуса Министерства обороны РФ…………………стр.7
  3. Классификация Министерства Обороны как исполнительного органа государственной власти……………………………………………………. стр.12

Военная организация государства является составной частью органов исполнительной власти и именно это во многом определяет ее правовую природу. В частности, в Вооруженных Силах РФ однозначно к государственным органам можно отнести Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти и военные комиссариаты.

Итак, министерство обороны РФ (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. Минобороны России является органом управления вооружёнными силами России; возглавляется Министром обороны Российской Федерации; руководится Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

В силу особенностей Российского законодательства следует отличать два значения понятия Минобороны России:

- структурно (де-юре) Минобороны России - федеральный орган исполнительной власти, орган управления Вооружёнными Силами РФ, юридическое лицо, учреждение в составе министра, подразделений, имущества и личного состава министерства; имеет почтовый адрес, флаг и эмблему; возглавляется Министром обороны, руководится Президентом РФ;

- собственно (де-факто) Минобороны России - совокупность объектов, органов военного управления и личного состава Вооружённых Сил, находящихся в ведении Министра обороны и решающих задачи в интересах министерства и государства.

Понятие и задачи Министерства обороны РФ

Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, Правительства РФ, международными договорами РФ и Положением о Министерстве обороны РФ.

Основными задачами Минобороны России являются:

1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2003 N 8214 описание военного геральдического знака – эмблемы Министерства обороны выглядит следующим образом: Серебряный, увенчанный короной двуглавый орел с распростертыми крыльями. В правой лапе орла - меч, в левой - дубовый венок. На груди орла - красный, треугольный, вытянутый книзу щит со штоком, восходящим к короне. В поле щита - всадник, поражающий копьем дракона. Военный геральдический знак - эмблема Министерства обороны Российской Федерации может выполняться в одноцветном изображении.

В Минобороны России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его первых заместителей и заместителей, начальников служб Минобороны России, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, входящих в нее по должности, а также других лиц.

Количество членов коллегии Минобороны России и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минобороны России.

Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются протоколами. При необходимости на основании решений коллегии могут издаваться приказы и директивы Министра.

В случае разногласий между Министром и другими членами коллегии Министр проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии вправе доложить о своем мнении Президенту Российской Федерации.

При необходимости проводятся совместные заседания коллегий Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти, оформляются протоколами и при необходимости реализуются совместными приказами Министра и руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Элементы правового статуса Министерства обороны РФ

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"8 установлено, что федеральное министерство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

д) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 10829 Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ. Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти).

Функциями Министерства обороны являются:

1) участие в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине РФ, а также подготовка предложений Президенту РФ по вопросам обороны для его ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ;

2) руководство разработкой концепции строительства Вооруженных Сил, координация в целях обороны разработки концепций строительства и развития других войск, воинских формирований и органов;

3) всестороннее обеспечение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил для решения совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по предотвращению и отражению агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ;

4) сохранение и совершенствование мобилизационной базы Вооруженных Сил, обеспечивающей совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, их стратегическое развертывание и решение задач по отражению агрессии;

5) контроль состояния Вооруженных Сил, его изменения, включая ресурсообеспеченность, удельные расходы на боевую подготовку, текущее и перспективное оснащение вооружением и военной техникой, продовольственное и вещевое обеспечение в расчете на одного военнослужащего, а также размер денежного довольствия военнослужащих;

6) участие в разработке проектов долгосрочных государственных программ и годовых планов работ в интересах обороны, разработка федеральной государственной программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, а также предложений по формированию государственного оборонного заказа;

7) разработка предложений по расходам на оборону, предусматриваемым в проектах федерального бюджета на соответствующие годы, и представление их в Правительство РФ, а также координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны, и осуществление контроля за выполнением этих работ;

8) разработка предложений по порядку расходования выделенных Министерству обороны средств и представление этих предложений в Правительство РФ;

9) организация научных исследований в целях обороны, заказ и финансирование на договорной основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны;

10) организация технического, тылового, медицинского и финансового обеспечения Вооруженных Сил;

Минобороны России осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обороны и по ее проведению, предложения по военной доктрине и иным документам, определяющим военную политику РФ;

2) осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

Министерство обороны Российской Федерации и его административно-правовой статус

Костюк Ольга Николаевна,

соискатель Военного университета, г. Москва.

Регулярные вооруженные силы государства представляют собой важнейший элемент его военной организации, связанный с выполнением оборонных функций и предназначенный для отражения возможной агрессии, вооруженной защиты государственного суверенитета, а также для выполнения иных функций в области национальной безопасности.

Реформирование основ государственного устройства и управления, переоценка национальных ценностей, развитие социально-экономических и политических связей и отношений, произошедшие в России за последнее десятилетие, также обусловили необходимость изменения подходов к вопросам обеспечения обороны и национальной безопасности. Сегодня основная задача строительства и развития Вооруженных Сил состоит в приведении их структуры, состава и численности в соответствие с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями России [2] .

Таким образом, в системе органов военного управления государства центральным органом управления Вооруженными Силами является Министерство обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны) как субъект государственной власти, реализующий от его имени функции в области обороны и национальной безопасности.

Министерство обороны – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.

Министерство обороны также осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства.

Таким образом, в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации об обороне и органах государственной власти Министерство обороны можно рассматривать, с одной стороны в узком смысле, в качестве структурной единицы системы органов исполнительной власти [5] – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; а с другой стороны в широком смысле, как совокупность объектов, органов военного управления, личного состава Вооруженных Сил, расположенных на территории Российской Федерации и за ее пределами, реализующих предоставленные им полномочия в интересах государства и министерства.

Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Он подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным к ведению Правительства Российской Федерации, – и Председателю Правительства Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Министерство обороны и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

К числу центральных органов военного управления также относится Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Генеральный штаб), который является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. Генеральный Штаб осуществляет координацию деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, их строительство и развитие, а также планирование и применения в области обороны [6] .

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации является первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил, несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность Вооруженных Сил и управление ими, а также за выполнение задач и обязанностей, возложенных на Генеральный штаб.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны его основными задачами являются:

1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

4) координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

5) координация и контроль деятельности подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

6) координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

7) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

8) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

9) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

10) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

11) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Министерство обороны в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и Положением о Министерстве обороны.

Министерство обороны осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), а также во взаимодействии с иными органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство обороны наделено соответствующими полномочиями, перечень которых установлен п. 7 Положения о Министерстве обороны и включает более восьмидесяти функций в области обороны и национальной безопасности.

Министерство обороны в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции;

2) заключать в установленном порядке международные договоры межведомственного характера;

3) направлять в органы исполнительной власти и организации запросы и получать от них в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к его компетенции;

4) образовывать координационные и совещательные органы (комиссии), в том числе межведомственные, на представительной основе, а также иные коллегиальные органы для обсуждения актуальных вопросов его деятельности, привлекать специалистов;

5) осуществлять издательскую и иную деятельность, в том числе учреждать средства массовой информации;

6) рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Министерство обороны также осуществляет также иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Одной из особенностей административно-правового статуса Министерства обороны, на наш взгляд, является учреждение в целях реализации вверенных полномочий в единой организационной структуре центрального аппарата ведомства должностей различных видов государственной службы Российской Федерации – военной и государственной гражданской, в связи с чем в Министерстве обороны предусмотрено прохождение гражданами военной и федеральной государственной гражданской службы.

Анализ законодательства Российской Федерации указывает на особенности военной службы как особого вида государственной службы, связанные с ее функциональным предназначением, правовым статусом военнослужащих, применяемыми методами правового регулирования и др.

Несмотря на свою сложную и неоднозначную систему, государственная служба как публично-правовой институт представляет собой единый механизм, в связи с чем совершенно справедливо, что военная и федеральная государственная гражданская службы находятся в диалектическом единстве в государственном механизме. В этом случае концептуальное значение имеет методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам, из чего следует ее дифференциация по различным сферам государственной деятельности и соответственно деление на виды, обусловленные целями и функциями соответствующих государственных органов.

Между тем, очевидно, что особенности прохождения военной службы и военно-служебных правоотношений, вытекающих из специфики военного дела, будут существенно влиять на характер служебных взаимоотношений в Министерстве обороны, а также в иных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба.

1. Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 8.

3. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 33. Ст.4906.

9. Хоменок Ф.А. О соотношении советской государственной службы и военной службы // Правоведение. 1977. № 3.

10. Шанхаев С.В. О некоторых сравнительно-правовых и системных проблемах прохождения государственной службы в Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 9.

Поступила в редакцию 23.04.2012 г.

[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст.2750.

[3] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 13. Ст.678.

[4] Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 34. Ст.3538.

[7] Указ Президента Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 33. Ст.4906.

[8] Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 8; Шанхаев С.В. О некоторых сравнительно-правовых и системных проблемах прохождения государственной службы в Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 9.

[9] Хоменок Ф.А. О соотношении советской государственной и военной службы // Правоведение. 1977. № 3. С.99.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Управление обороной Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами. Организация обороны включает в себя систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, защиты населения, территории и суверенитета. В целях обеспечения обороны созданы Вооруженные Силы Российской Федерации, а также иные вооруженные формирования (пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, Служба внешней разведки РФ).

Организация и управление обороной включает в себя:

1. Прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2. Разработку основных направлений военной политики и военной доктрины государства;

3. Правовое регулирование в сфере обороны;

4. Военное строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил России и иных военных формирований; планирование их применения;

5. Разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами России;

6. Мобилизационную подготовку;

7. Создание запасов государственного и мобилизационного резервов;

8. Планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

9. Научные разработки в сфере обороны государства;

10. Государственное финансирование обороны страны;

11. Международное сотрудничество по вопросам обороны государства;

12. Совершенствование оружия и техники;

13. Обеспечение военной тайны.

Президент Российской Федерации, являясь главой государства и Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, определяет основные направления военной политики государства и утверждает военную доктрину России; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ и иными воинскими формирования; объявляет общую и частичную мобилизацию; вводит военное положение (о чем немедленно уведомляет Федеральное Собрание РФ); отдает приказ о ведении военных действий; вводит в действие правовые акты военного времени (прекращает их действие); назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания; утверждает общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил России; издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву.

Указом Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146 утверждена Военная доктрина РФ. Военная доктрина РФ является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Военная доктрина РФ отражает приверженность государства к использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов России и интересов ее союзников.

Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что выражается в последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.[250]

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ; принимает меры по охране Государственной границы РФ; руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики, определяемой Президентом РФ; обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях; заключает международные договоры и обеспечивает выполнение обязательств РФ; отстаивает геополитические интересы, защищает граждан России за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.[251]

Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны.[252]

Кроме того, Минобороны России осуществляет через Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ контроль за реализацией планов строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, планированием применения их в области обороны.

Минобороны России состоит из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру. К центральному аппарату Минобороны относятся также органы управления видами Вооруженных Сил РФ, возглавляемые главнокомандующими видами Вооруженных Сил РФ с подчиненными главными штабами, управлениями и различными службами. Министр обороны подчиняется непосредственно Президенту РФ.

Основными задачами Минобороны России являются:

1.выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2.нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3.нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных федеральных органов исполнительной власти;

4.координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам обороны, координация деятельности войск и воинских формирований; координация строительства войск;

5.координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

5.1.координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

6.организация применения Вооруженных Сил;

7.поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

8.осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

9.обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

10.выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями и военно-технического сотрудничества.

Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск МВД России, Железнодорожных войск РФ, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований Российской Федерации, Службы внешней разведки РФ, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации по выполнению задач в области обороны, строительства и развития других войск, воинских формирований и органов, а также планиро­вание применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в области обороны.

Основными задачами Генерального штаба являются:

· осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны;

· проведение оперативной и мобилизационной подготовки Воо­руженных Сил РФ, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также осуществление контроля за состоянием их мобилизацион­ной готовности;

· проведение мероприятий, связанных с поддержанием мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ;

· координация деятельности по проведению в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы;

· организация разведывательной деятельности;

· подготовка военных кадров;

· оперативная подготовка штабов и войск;

· разработка планов оборудования территории государства;

· разработка предложений по военной доктрине, структуре, составу и дислокации Вооруженных Сил РФ.

Управление военным округом, который является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ, осуществляет командующийвойсками военного округа. Он назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению министра обороны. Командующий подчиняется министру обороны, а также начальнику Генерального штаба по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Управление военного округа организует и обеспечивает решение возложенных на округ задач во взаимодействии с главным командованием видов и командованием родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны РФ и Тылом Вооруженных Сил РФ. В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, основной задачей которых является подбор и комплектование военнослужащими Вооруженных Сил РФ.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

Читайте также: