Игры автогонки эффективность виртуального обучения доклад

Обновлено: 05.07.2024

При помощи автомобильных симуляторов можно неплохо развить навыки вождения автомобиля. Однако находятся противники такого способа обучения, которые утверждают, что этот метод не только не несет пользы, но и может быть опасным. Чего больше от симуляторов – пользы или вреда, стоит разобраться подробнее.

При помощи автомобильных симуляторов можно неплохо развить навыки вождения автомобиля. Однако находятся противники такого способа обучения, которые утверждают, что этот метод не только не несет пользы, но и может быть опасным. Чего больше от симуляторов – пользы или вреда, стоит разобраться подробнее.

Симуляторы для новичков и профессионалов

Для профессионального водителя с большим стажем симулятор вождения – это не более чем игра. Вряд ли он научится в подобной игре чему-то полезному, как и не потеряет свои, годами наработанные, навыки. Реальное вождение намного сложнее, там задействовано больше различных факторов, нежели в виртуальном симуляторе.

Для новичков, которые только учатся вождению или недавно получили права, симуляторы не такая уж и бесполезная вещь. Управляя виртуальным автомобилем, можно получить опыт реагирования на разные ситуации или научиться ездить, ориентируясь на зеркала. Кроме этого такая игра учит читать дорожные знаки и правильно соблюдать последовательность действий при начале езды и торможении.

Польза симуляторов вождения

Для тех, кто только сел за руль, польза от подобных игр очевидна. Начинающий водитель получает такие полезные навыки:

  • Учится быстро реагировать на штатные и нештатные ситуации;
  • Хорошо ориентируется в потоке движущихся машин;
  • Привыкает правильно поворачивать и парковаться по зеркалам;
  • Оттачивает мастерство вождения. Водитель в виртуальном мире перестраивается в нужный ряд, пересекает нерегулируемый перекресток или переезд. Навыки наблюдения, доведенные до автоматизма при использовании симулятора, перенесется на реальное вождение.

Многие инструкторы автошкол сталкиваются с проблемой. Когда ученики первый раз садятся за руль и выезжают в город, они просто теряются. Некоторые забывают вовремя тормозить или неправильно трогаются с места. А другие просто впадают в ступор. Те люди, которые периодически занимаются на симуляторе вождения, чувствуют себя более уверенно на дороге. Их не пугают бесконечные ряды движущихся машин.

Вред симулятора вождения

Данный вид обучения и развлечения все-таки несет некоторую опасность, особенно для водителей со стажем.

  • После быстрой езды в виртуальном мире многим водителю кажется, что он буквально плетется по дороге, поэтому достаточно часто превышается скорость;
  • Человек перестает осознавать чувство опасности. В виртуальной игре автомобиль, который попал в аварию, быстро появляется на экране в первозданном виде. Некоторые люди теряют границу между реальностью и игрой, чувство осторожности и ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей притупляется.

Исходя из всего изложенного можно сделать вывод, что симуляторы вождения – это неплохо для новичков. Особенно, если такие игровые занятия порекомендует опытный инструктор в школе вождения.

Причин распространения технологий виртуальной реальности на сферу образования можно выделить несколько:

  1. Снижение цены на техническое оснащение. За последние несколько лет цены на современные VR-устройства, предназначенные для домашнего и профессионального использования, успели существенно снизиться, сделав их более доступными.
  2. Стремительный рост количества программного обеспечения под VR. На сегодняшний день существует уже несколько тысяч самых разнообразных приложений под VR и их количество увеличивается каждый день.
  3. Рост объема инвестиций в VR – более 2,5 млрд долларов в год. Эта цифра постоянно растет с 2012 года и, судя по всему, не планирует существенно останавливать свой рост в ближайшее время.
  4. Увеличение числа крупных компаний, работающих в сфере VR. На европейском рынке их уже более 300, а такие гиганты, как Oculus, HTC, Sony, Microsoft, Samsung и многие другие уже давно внедряют свои технологии в этой области.
  5. Внедрение VR-технологий в ряде сфер: нефтегазовая промышленность, машиностроение, энергетика, металлургия, телекоммуникации, реклама и многое другое. Виртуальная реальность уже давно перестала быть только игровой историей и активно внедряется во все сферы деятельности человека.

Предлагаем вам более детально рассмотреть, как VR используется в образовательной сфере уже сегодня и почему за этой технологией будущее, а также каковы ее перспективы.



Современные реалии VR в образовании

Группа аналитиков компании ABI Research заявляет, что уже к 2022 году мировой VR-рынок вырастет до 5-6 миллиардов долларов США. И это, по мнению экспертов, только начало.



Нам уже известны успешные примеры использования VR в обучении. Например:

Определенно, лидерами по внедрению виртуальной реальности в образовании остаются США и Европейские государства. Но и Россия в этом плане стремится идти в ногу со временем. Начиная с 2018 года, запущен целый ряд крупных образовательных VR-проектов:



5 причин использовать VR в образовании уже сегодня

В основе обучения с применением виртуальной реальности лежат иммерсивные технологии – виртуальное расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность. То есть, они в буквальном смысле погружают человека в заданную событийную среду.

Преимуществ иммерсивного подхода несколько.

  1. Наглядность. Виртуальное пространство позволяет детально рассмотреть объекты и процессы, которые невозможно или очень сложно проследить в реальном мире. Например, анатомические особенности человеческого тела, работу различных механизмов и тому подобное. Полеты в космос, погружение на сотни метров под воду, путешествие по человеческому телу – VR открывает колоссальные возможности.
  2. Сосредоточенность. В виртуальном мире на человека практически не воздействуют внешние раздражители. Он может всецело сконцентрироваться на материале и лучше усваивать его.
  3. Вовлечение. Сценарий процесса обучения можно с высокой точностью запрограммировать и контролировать. В виртуальной реальности ученики могут проводить химические эксперименты, увидеть выдающиеся исторические события и решать сложные задачи в более увлекательной и понятной игровой форме.
  4. Безопасность. В виртуальной реальности можно без каких-либо рисков проводить сложные операции, оттачивать навыки управления транспортом, экспериментировать и многое другое. Независимо от сложности сценария учащийся не нанесет вреда себе и другим.
  5. Эффективность. Опираясь на уже проведенные эксперименты, можно утверждать, что результативность обучения с применением VR минимум на 10% выше, чем классического формата.



Отдельно стоит упомянуть, что виртуальная реальность способствует геймификации процесса обучения. Значительную часть информации можно подать в игровой форме. И точно так же закреплять материал, проводить практические занятия и многое другое. Таким образом сухая теория становится наглядной, понятной и намного более интересной, чем еще больше вовлекает обучающихся и увеличивает эффективность образования.

Как VR изменит будущее системы образование и почему технология все еще не стала повсеместной

Наблюдая за актуальными тенденциями, можно с уверенностью говорить, что со временем VR-оборудование будет становиться доступнее. Одним из ключевых факторов распространения технологии будет является увеличение доступного VR-контента. Не только для школ, но также для университетов и других учреждений. При этом использовать виртуальную реальность в обучении можно в любом возрасте – как для учеников младших классов, так и для людей в возрасте, которые решили освоить новую профессию или усовершенствовать существующие навыки.

Но если VR-технологии уже сегодня так развиты, почему они не приобрели массовый характер? Первую причину мы уже упомянули – это цена. Оборудование все еще остается довольно дорогим для массового покупателя, не считая устройств для смартфонов. К тому же, не все готовы вкладывать деньги прямо сейчас, так как опасаются, что через полгода-год может случиться новый стремительный скачок развития технологии и купленное оборудование окажется устаревшим.

Однако помимо цены есть еще несколько важных факторов.

  1. Дороговизна разработки программ под VR. Этот процесс требует много времени, сил и вложений. К тому же, далеко не все материалы можно грамотно и эффективно перенести в VR.
  2. Возможные трудности адаптации к виртуальной реальности. Не все люди одинаково воспринимают VR. У некоторых уже спустя пару минут возникает головокружение, тошнота и дезориентация. Это индивидуальные особенности организма, от которых никуда не деться. Но данная проблема в большинстве современных устройств практически решена и в скором времени вполне возможно будет побеждена полностью.
  3. Необходимость существенно менять программу обучения на государственном уровне. Пока что VR внедряется на уровне экспериментов. Чтобы сделать технологию полноценной частью учебного процесса, нужно кардинально работать над программами обучения в школах и университетах. Но из-за бюрократических сложностей на это могут уйти годы.

И несмотря на это, многие специалисты уверены, что в течение следующих 5 лет мы будем наблюдать интенсивное распространение технологий виртуальной реальности в образовательном секторе.

Разумеется, пока что не приходится говорить о массовом проведении целых 45-минутных школьных уроков полностью в VR. Однако отведение под него 5-10 минут – более чем реально и в некоторых школах уже постепенно практикуется.



Как сегодня возможно использовать технологии виртуальной реальности в образовании?

Многие современники воспринимают виртуальную реальность как нечто далекое и недоступное рядовому пользователю. Другие уверены, что VR – это технология исключительно для игр. На самом деле ошибаются и те, и другие.

Образовательный VR-контент сейчас можно найти в самых разных источниках, например:

  • VR-приложения в каталогах App Store, Google Play или Steam. В данных сервисах находится несколько десятков самых разнообразных приложений, направленных на обучение и получение новых навыков;
  • видеоролики на YouTube, созданные специально для VR. Видео в формате 360 градусов становится популярнее с каждым днем, а YouTube этому отлично способствует;
  • специальные программы от разработчиков, работающих в сфере образования. Как правило они производятся на заказ и создаются под конкретные задачи.
  • Многие из предложений доступны совершенно бесплатно. Плюс есть демо-версии, позволяющие опробовать технологию и решить, готовы ли вы платить за конкретное предложение.

Если вы полагаете, что сегодня слишком мало VR-программ для обучения, спешим уверить вас в обратном. Их масса в самых разных сферах. Притом некоторые достаточно узкоспециализированные. Да, не так много из них доступно на русском языке, но это лишь вопрос времени.

Предлагаем обратить внимание на несколько интересных образовательных программ, которые можно использовать уже сейчас.


  1. 3D Organon VR Anatomy. Это первый в мире атлас анатомии человека в VR. В нем собрано более 4 000 реалистичных анатомических моделей.
  2. The VR Museum of Fine Art. Открывает перед вами самые известные музейные экспонаты. Без защитного стекла, толп туристов и охраны. И с возможностью рассмотреть каждую деталь благодаря отличной графике.

Кроме того, существуют крупные компании, которые принимают заказы на создание образовательного контента для обучения. То есть, школа или вуз вполне может заказать уникальную программу и использовать в своем учебном процессе. Да, это опять-таки упирается в вопрос утверждения на государственном уровне, но прецедентов уже масса. Особенно в западноевропейских вузах.

Мы с вами стоим на пороге совершенно нового этапа в развитии всей образовательной сферы. Технологичного, эффективного и по-настоящему увлекательного. И сделать первый шаг навстречу этому будущему можно уже сейчас!


Компьютерные игры могут сегодня научить геймера многим полезным вещам. Скептическое мнение о том, что людям, проводящим по нескольку часов в сутки за своим ПК, ничего от жизни не надо, уверенно держится и сегодня. И если уж доказывать обратное и что-то опровергать, то давайте посмотрим, действительно ли игры могут принести реальную пользу геймеру и научить его, к примеру, вождению автомобиля? И для начала вспомним и проанализируем, что же игрокам предлагают разработчики.


Существует в игровой индустрии такой жанр как автоинструкторы 3D. Если раньше все компьютерные гонки делились на аркадные и реалистичные, предназначение которых было одинаково развлекательным, то сегодня стали появляться гонки познавательные, созданные обучить человека правилам дорожного движения. Некоторые из таких симуляторов обладают богатым набором возможностей: в них можно настраивать дорожный трафик, регулировать количество пешеходов, устанавливать погоду по своему усмотрению и создавать конкретные дорожные условия. Кроме того, эти 3D автоинструкторы созданы российскими разработчиками, а потому в них использованы элементы российских городов со всеми их улицами, перекрестками и даже остановками общественного транспорта. Для жителей Москвы они вдвойне полезны, так как именно этот город чаще всего использовался при построении игровых локаций. Реалистичность виртуальной езды можно многократно повысить за счет приобретения игрового контроллера — компьютерного руля с комплектом педалей.

Но особое внимание нужно уделить игре Gran Turismo 5. Её в автошколах пока не изучают, но это не помешало Polyphony Digital скооперироваться с Nissan и создать свою, под названием GT Academy. Проект позволяет победителям виртуальных соревнований попробовать свои силы в мире реального автоспорта. Триумфатором 2011 года стал 19-летный британец Ян Марденборо, который играл в Gran Turismo со времен второй части.


Впрочем, ситуация, когда виртуальные гонщики пробуют свои силы на реальных трассах, не нова. В популярной британской передаче об автомобилях, Top Gear, в 2011 году проводился эксперимент, в котором выяснялось, можно ли по-настоящему научиться водить машину в компьютерной игре.

В качестве "подопытного кролика" топгировцы взяли геймера Грегера Хюттю, чемпиона мира по виртуальным гонкам iRacing, и посадили в настоящий болид. Сидя за своим компьютером в Финляндии, Грегер стал лидером в мире онлайновых гонок. Он являлся бесспорным королем iRacing, очень сложного симулятора, который в точности воссоздает физику множества гоночных машин и трасс всего мира. Это не просто игрушка с крутой графикой - это серьезный способ отточить мастерство пилотирования и изучить, как управляется машина. Проведя шесть лет в игре iRacing, Грегер лидировал в 2339 кругах из 2581, побеждал в каждой гонке, стартуя с поул-позишн. В 2011 году он победил в чемпионате мира по с огромным отрывом, на финише заработав $ 10 000.


Впрочем, их мнение о том, что полностью научиться вождению, сидя за компьютером нельзя, разделяют ученые. Они утверждают, что слишком страстное отношение к просиживанию за монитором в погоне за победой в игре имеет, конечно, свои плюсы, но минусов гораздо больше: от потери болевой чувствительности до психических нарушений. Но большие умы прибавили к этому списку еще один пункт: компьютерные гонки, как выяснилось, не учат молодежь справляться с крутыми виражами на трассах, а только мешают будущим водителям.

Более того, если даже игрок уже получил водительские права, то увлечение виртуальными ралли может начисто лишить его умения управлять автомобилем на настоящей дороге. Психологи считают, что волна популярности компьютерных симуляторов высокой точности напрямую связана с такой же мощной волной ДТП во всем мире. У заядлых геймеров, привыкших жать на газ до последнего метра гоночной трассы, формируется комплекс победителя, который заставляет их продолжать соревнование даже тогда, когда они пересаживаются из-за компьютера в салон реального авто. И в итоге имеют место вполне предсказуемые последствия — превышение скорости, агрессивное поведение по отношению к другим автомобилистам и столкновения.


Пагубной тенденции больше всего подвержены молодые люди, и это вполне объяснимо, ведь именно они являются самыми преданными поклонниками джойстика и прочих геймерских атрибутов. И именно молодежь образует опаснейшую с точки зрения риска ДТП категорию автомобилистов, о чем красноречиво свидетельствует статистика дорожных служб. К сожалению, предотвратить фатальное воздействие компьютерных игр на водительские качества практически невозможно, и ученые сразу же это признали. При этом они предложили использовать результаты своих исследований в поучительных целях: родители, чьи малолетние отпрыски активно предаются геймерским забавам, должны быть неприступными, когда любимое чадо захочет усесться за руль. У подростков риск попасть в аварию, став ее виновником, наиболее высок.

Что ж, геймеры должны осознавать, что реальным вещам всё-таки нужно учиться в реальности. Автосимулятор лишь может дать какие-то базовые знания о машинах и о правилах дорожного движения, но стать настоящим водителем можно только при условии посещения автошколы. В общем, будьте осторожны на виртуальных и реальных дорогах!

Евгений Кустов

Реальных тестов в автоспорте всё меньше, зато работы на симуляторах всё больше. Чем же так полезен и насколько реален и крут симулятор?

Лихие 90-е с их неограниченной работой на гоночных трассах остались позади. Несмотря на растущие бюджеты, гоночные команды всё больше ограничены в реальных тестах, а компьютерные технологии продолжают выдвигаться на передний план. В ситуации, когда за пределами гоночного уик-энда у гонщиков всё меньше возможностей оказаться за рулём, продолжает расти роль симуляторов. То одна команда Ф-1 сообщает о доработке симулятора, то другая наконец-то получает в собственное пользование столь полезную вещь. Тем временем Nissan продолжает успешную программу, в рамках которой простые геймеры при помощи домашних симуляторов на базе PlayStation 3 и серии игр GranTurismo переквалифицируются в гонщиков высокого уровня вместе с профессиональной гоночной командой. Наконец, всё больше простых любителей автоспорта подходит к идее, что пора бы перебраться на новый уровень, сменив аркаду с джойстиком на нечто большее.

Пусть и понимаешь, что авария ненастоящая, но тело невольно дёргается в противоположную от отбойника сторону, с этим ничего не поделаешь!

В общем, давно настал момент, когда надо разобраться: а что же собой представляют те самые симуляторы? Мы говорим не о руле с двумя педалями, которые вы присоединяете дома к компьютеру или приставке, а о чём-то более серьёзном — том, что может принести пользу и профессиональному гонщику. Мы постарались разобраться на примере профессионального симулятора, разработанного компанией GameSTUL.

Как это выглядит

Несколько секунд — и гоночное кресло готово к работе

Несколько секунд — и гоночное кресло готово к работе

Те самые очки OCULUS RIFT 2

Те самые очки OCULUS RIFT 2

Насколько похоже на реальность?

Что ж, самое время сесть за руль и сравнить ощущения с теми, что реально испытываешь на гоночной трассе (благо небольшой подобный опыт имеется). Отмечу, что в моём – дебютантском — случае установлен почти минимальный уровень раскачивания платформы с креслом – около 5 %. Новичку больше и не надо: а то тренировка может стремительно завершиться из-за того, что вас просто укачает.

Играет свою роль и шлем: когда вылетаешь с трассы, что на первых порах немудрено, объёмное изображение очень даже к месту. Пусть и понимаешь, что авария ненастоящая, но тело невольно дёргается в противоположную от отбойника сторону, с этим ничего не поделаешь! А когда разгоняешься ближе к 300 км/ч, то автомобиль становится трудно удержать на трассе: он рыскает, пытается вырваться из-под контроля. Этот момент тоже напоминает реальную обстановку.

Алексей Карачев. Профайл

Команда — GT Racing Team Viatti

Blancpain Sprint Series: вместе с Берндтом Шнайдером лидирует в зачёте Pro-Am Trophy.

Blancpain Endurance Series: занимает пятое место в зачёте Pro-Am Trophy.

Что это даёт

При мне за симулятором GameSTUL! Gordeo работал Алексей Карачев – гонщик, успешно выступающий в серии Blancpain за команду GT Racing Team Viatti. Алексею предстояло выступление на этапе в Сильверстоуне – трассе, которую он прежде не знал. Вот тут-то ему очень пригодился симулятор! Как вы понимаете, для начала пилот должен выучить конфигурацию круга, а уж затем можно начинать работу над настройками.

Благодаря симулятору Алексей получил в своё распоряжение виртуальную машину, максимально приближенную к её живому аналогу, установил схожий руль – и вперёд, на трассу! Один круг за другим по трассе — и в памяти уже остаются абсолютно все повороты. Ещё немного работы – и вот уже гонщик побивает виртуальный рекорд круга. Когда через несколько дней Карачев отправился на автодром, то уже точно представлял, как её необходимо проходить (естественно, всё равно на практике вносятся коррективы).

Гонщик GT Racing Team Viatti Алексей Карачев

Гонщик GT Racing Team Viatti Алексей Карачев

Так что для профессионального пилота первая роль симулятора – это именно изучение (или извлечение из памяти) трассы. Дальше уже можно работать над настройками: подвеска, развесовка, уровень атаки антикрыла и многое другое. Понятно, что на реальной трассе многое может оказаться по-другому, симулятор не может дать стопроцентного совпадения, но какую-то базу вы получите.

Это если говорить о пользе для профессионального спортсмена. Если же вы просто хотите гонять дома в своё удовольствие, то можете быть уверены: это самое удовольствие непременно будет получено. Плюс не забывайте, что симулятор в теории может и стать вашим пропуском в профессиональный спорт – так, как это произошло у самого Шульжицкого, который стал победителем Nissan GT Academy в том числе после успешных испытаний на симуляторах дома во Владивостоке.

Цена вопроса?

Не секрет, что гонки – один из самых дорогих видов спорта. Постоянно нужна новая техника и так далее. Ну а как с симуляторами? Очевидно, тут есть несколько уровней. Нет никакого смысла сразу покупать себе самый навороченный вариант: вдруг через день вы поймёте, что прежний азарт внезапно пропал? Бюджетный, но при этом вполне качественный симулятор обойдётся примерно в 25 тыс. рублей. Правда, это касается именно железа: могут потребоваться дополнительные аксессуары, плюс, конечно же, руль, педали и компьютерная программа, где вы и будете гоняться.

Дальше уже можно переходить на следующие уровни – 35, 40, 50 тысяч… Если же мы говорим о симуляторе, который стоит в студии GameSTUL! — том самом, с подвижной платформой, тремя мониторами, с бывшим компьютерным симулятором

После покупки симулятора у вас будет куда большее право критиковать условного Ферстаппена после его аварии.

И уж в любом случае после покупки симулятора у вас будет куда большее право критиковать условного Ферстаппена после его аварии или давать советы Росбергу в его почти безуспешной борьбе с Хэмилтоном…

Читайте также: