Миграционный кризис в россии доклад

Обновлено: 24.04.2024

Миграция населения является отражением экономических и геополитических процессов, которые происходят в регионе и в отдельной стране.

Люди покидают свое место жительства по самым разным причинам – это могут быть как вооруженные конфликты, так и экономическая нестабильность в стране.

Ниже мы расскажем о 5 миграционных кризисах последних лет.

Миграционный кризис ЕС

Европейский миграционный кризис возник осенью 2015 года в связи с многократным увеличением потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз (ЕС) из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии и неготовностью ЕС к их приёму и распределению.

В течение короткого времени (13, 16, 19 и 20 апреля) по пути в Европу потерпели крушение и затонули как минимум пять лодок, на борту которых находилось более 1200 мигрантов из Африки. За 2015 год в Средиземном море погибло около 2600 мигрантов, всего с 2000 года число погибших составило около 22 000 человек.

Причиной миграции эксперты называли войну в Сирии и нестабильность в Южном Средиземноморье и на Большом Ближнем Востоке.


Большая часть мигрантов приходилась на Германию, что вызывало обеспокоенность политиков и экспертов относительно того, что миграционный кризис приведет к ухудшению отношений между странами внутри Европы. Мнения относительно беженцев разделились. Кто-то призывал оказывать им посильную помощь, кто-то настаивал на том, чтобы решать вопрос более радикально – не допускать въезда или высылать из страны уже прибывших мигрантов.

Чтобы сдержать поток мигрантов, в начале 2016 года 8 из 26 членов Шенгенской зоны вернули на внутренних границах пограничный контроль. Венгрия, как основная транзитная страна, лежащая на пути беженцев в богатые западные страны Евросоюза, строила заборы на границе с Хорватией и Сербией.

В конце 2015 году вступил в действие договор между ЕС и Турцией о депортации беженцев из Греции в Турцию. В том же году ЕС выплатила Турции 3 млрд евро на содержание лагерей мигрантов. Однако, мигранты из Африки продолжают прибывать в Италию морским путём.

Турция требует от ЕС значительно увеличить финансирование, выделяемое на содержание лагерей сирийских беженцев на своей территории. Чтобы приостановить поток беженцев в Европу, ЕС планирует создание лагерей для приёма беженцев в африканских странах.

Сумма затрат на такое решение, по прогнозам может составить 20 млрд евро. Также проводятся мероприятия по борьбе с нелегальными перевозчиками мигрантов, укреплению береговой охраны.

Украина и Россия


Вооруженный конфликт на Юго-востоке Украины также привел к массовой миграции населения.

По данным Росстата, с начала вооруженного конфликта в Донбассе с Украины в Россию переехало более 600 тыс. человек. Самая большая волна миграции пришлась на 2015–2016 годы.

Украина лидирует по показателю международной миграции в РФ с 2014 года.

По данным Росстата, с 2014 по 2017 год общее число прибывших в Россию украинцев составило 638,2 тыс. человек. При этом речь идет именно о долгосрочной миграции.

Первое место Украина занимает и по уровню миграционного прироста (абсолютная разница между числом прибывших на какую-либо территорию и выбывших с нее за определенное время).

Миграционный прирост населения Российской Федерации за счет жителей соседнего государства за 2014–2017 годы составил около 400 тыс. человек. Самые высокие показатели можно было наблюдать в 2015 и 2016 годах (146,1 и 118,8 тыс. человек соответственно).

По данным ООН, только с апреля 2014 года по конец марта 2015-го в результате боевых действий в Донбассе было убито свыше 6 тыс. человек. В общей сложности за всё время конфликта погибло более 10 тыс. человек.

В связи с этим, именно вооруженный конфликт является основной причиной миграции населения в Россию.

Однако это не единственная причина. Социально-экономические проблемы в стране также оказывают влияние на миграцию. Экономика Украины переживает не лучшие времена, промышленность находится в состоянии упадка.

С 2014 года страна потеряла 38% ВВП. При этом, по данным Международного валютного фонда, размер теневого сектора в структуре экономики Украины сейчас достигает 45% ВВП. В стране растет безработица, что тоже подталкивает население искать лучшей жизни в соседних странах.

К слову, украинцы едут за лучшей жизнью не только в нашу страну, но также в Польшу, Чехию и страны ЕС.

Рохинджа и Мьянма

Почти все, кто бежал, отправились в страны Юго-Восточной Азии, такие как Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд, на шатких лодках через воды Малаккского пролива и Андаманского моря.

По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, 25000 человек были переправлены торговцами людьми на лодках с января по март 2015 года.

Согласно заявлениям, во время переправы, примерно 100 человек погибли в Индонезии, 200 в Малайзии и 10 в Таиланде, после того, как работорговцы оставили их в море.

По этой причине рохинджа не имеют правовой защиты от правительства Мьянмы. Они считаются просто беженцами из Бангладеш и сталкиваются с сильной враждебностью в стране: их часто описывают как самых преследуемых людей в мире.

Чтобы избежать тяжёлой ситуации в Мьянме, рохинджа пытаются незаконно въехать в страны Юго-Восточной Азии, прося гуманитарную поддержку со стороны потенциальных принимающих стран.

Ограничения на народ рохинджа налагаются на брак, планирование семьи, трудоустройство, образование, выбор вероисповедования и свободу передвижения.

Такая дискриминация объясняется их этническим происхождением. Население Мьянмы вынуждено терпеть все растущую нищету: более 78 % семей живут за чертой бедности. Это также послужило тому, что напряжённость между рохинджа и другими религиозными группами вылилась в конфликт.

США и мигранты из Мексики


Уже в течение многих лет проблема нелегальной иммиграции для США стоит очень остро. Каждую ночь американо-мексиканскую границу пересекают сотни непрошеных гостей. Их частично отлавливают и возвращают на родину, однако поток мигрантов не иссякает.

Одним из первых шагов Дональда Трампа после инаугурации стал указ об охране государственной границы. Отгородиться стеной от соседнего государства было одним из ключевых предвыборных обещаний Трампа.

Количество пограничников на рубеже с Мексикой при Обаме увеличилось на 14 процентов. Сегодня на мексиканско-американской границе служит более 17,6 тысячи из 20,5 тысячи пограничников США.

Поток нелегалов из Мексики уменьшился в четыре раза. Но полностью перекрыть границу не удается.

Мексиканские беженцы едут в США по экономическим соображениям. На родине они могут заработать существенно меньше, чем в США, даже работая нелегально. Однако нелегально пересекают границу с США не только мигранты из Мексики. Значительная часть беженцев – выходцы из бедных латиноамериканских стран, которые едут не только за лучшей жизнью, но и бегут от политических репрессий и насилия в своих странах.

В этом контексте стоит упомянуть караваны мигрантов - многолюдные неорганизованные марши крестьян, работников плантаций, подростков, спасающихся от нищеты и преступности, из стран Центральной Америки к южным границам США.

Караваны состоят из людей, которые бежали от бандитского насилия, бедности и политических репрессий из Северного треугольника Центральной Америки, из караванов от границы Гватемала-Мексика до границы Мексики-США.

В предыдущие годы также было мелкие несвязанные караваны и большой неофициальный караван в конце 2018 года.

По некоторым оценкам, нелегально границу между Мексикой и США пересекает порядка 500 тысяч человек ежегодно.

Турция и мигранты из Сирии


16 марта 2016 года было подписано соглашение между ЕС и Турция относительно содержания беженцев из Сирии в лагерях Турции. Цель этого соглашения была одна: сдержать наплыв беженцев из стран Ближнего Востока в Европу.

Беженцы из Сирии стремились уехать из страны в поисках более спокойной и безопасной жизни. А вот отношения между ЕС и Турцией оказались под угрозой.

Согласно данным ООН, Турция приняла 2 900 000 беженцев. По данным самой Турции, это число значительно выше – 3 500 000 человек.


При этом на протяжении всего действия соглашения с ЕС Турция не раз угрожала разорвать соглашение, так как ЕС не платит оговоренную сумму денег на содержание беженцев. Кроме того, соглашение о визовом режиме для граждан Турции так и не было выполнено, несмотря на обещания ЕС. Важный вопрос, по которому ЕС и Турция не могли достичь соглашения, заключался в том, что стороны по-разному видели то, как должны использоваться деньги, выделяемые ЕС.

По мнению некоторых экспертов, значительная часть денег была потрачена на международные организации по правам человека, соответственно, меньше денег ушло на непосредственные нужды беженцев.

В рамках соглашения Турции пообещали финансовую помощь в размере 6 млрд евро на финансирование проектов для сирийских беженцев. Согласно данным Еврокомиссии, 3 млрд были переведены Турции на покрытие затрат на образование полумиллиона сирийских детей.

При этом, Турция заявила, что получила лишь 1.86 млрд евро.

Начиная с 2016 года, благодаря соглашению с Турцией, число нелегальных мигрантов в Европе резко сократилось.

Согласно данным Еврокомиссии, число беженцев, прибывающих в Европу из Турции через Грецию, упало на 97%.

При этом, нелегальных мигрантов из Греции отправляют назад в Турцию, а легальные мигранты остаются.

При этом, отмечается, что беженцы в Турции не имеют официального статуса беженцев, в связи с чем условия их жизни не соответствуют международным стандартам. Согласно некоторым данным, в Турции под защитой находятся 3,5 млн сирийских беженцев, что дает им право на доступ к медицине и образованию.

Семьи получают денежную помочь в случае, если отправляют детей в школу.

Одной из важных проблем для сирийских беженцев остается проблема получения работы. Около 20 000 имеют разрешение на работу, в то время как по меньшей мере 800 000 работают нелегально, среди них есть также несовершеннолетние.

Миграционные потоки способны изменить национальную, религиозную и демографическую ситуацию в мире. Человечество знает множество примеров массового переселения людей, вызванного историческими, экономическими и военно-политическими событиями. К ним можно отнести и испанскую реконкисту, и освоение американских земель, и революцию в России, и Вторую мировую войну. 21 век не стал исключением. Напряженная ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, в Азии и Африке вызвала европейский миграционный кризис, последствия которого отразятся на экономике и социальной стабильности многих государств.

Причины миграционного кризиса в Европе

Миграционный кризис в Европе

Благодаря развитию информационных технологий современные мигранты хорошо осведомлены о расстановке политических и экономических сил в мире. Именно поэтому стабильность, развитость и социальная защищенность европейских стран сделала их весьма привлекательными для переселенцев из неблагополучных регионов.

Выходцы с Востока, Азии и Африканского континента бегут в благополучные страны Европейского союза, спасаясь от:

  • Открытых военных действий;
  • Нищеты;
  • Разрухи;
  • Социального неравенства;
  • Политических и религиозных конфликтов.

Миграцию в ЕС нельзя назвать исключительным явлением. За все время своего существования Евросоюз принял сотни тысяч мигрантов из разных стран мира. Однако ему удавалось контролировать потоки приезжих, решая за их счет свои внутренние проблемы, вызванные:

  • Общим старением населения;
  • Нехваткой профессиональных кадров;
  • Ухудшением демографической ситуации;
  • Дороговизны рабочей силы.

Военные события в Сирии послужили толчком к развитию новой неконтролируемой миграционной волны, захлестнувшей страны в Западной Европе. Воспользовавшись ситуацией, в них хлынул поток не только сирийских беженцев, спасающих свои жизни, но и тех, кто решил улучшить свой материальный и социальный статус за счет гарантий европейских стран.

Германия, открыв перед мигрантами двери Евросоюза, спровоцировала миграционный кризис, который вылился в неконтролируемое движение людей с Востока на Запад. Наплыв беженцев превысил все расчетные показатели и уже давно переступил порог в два миллиона человек. Большинство из них проходит через Европу транзитом, стремясь добраться именно до благополучной Германии, где их ждет социальная и финансовая поддержка.

Кроме того, усвоив уроки Второй мировой войны, Германия изо всех сил стремится избежать обвинений в нацизме. В результате немцы проявляют чудеса лояльности, принимая на своей территории до 40% всех беженцев.

Последствия европейского миграционного кризиса

Последствия европейского миграционного кризиса

Многие политики сегодня характеризуют миграционный кризис, как начало заката Европы. Слабо регулируемые миграционные потоки из мусульманских стран способны снести европейские ценности. Последствия кризиса не смогут обойти ни одну из стран Союза.

Многие государства оказались не готовыми принять на своей территории многочисленных беженцев из Сирии и других регионов Африки и Азии. Они закрыли свои границы перед переселенцами, вызвав недовольство Германии. Понять политику этих стран несложно. Таким жестким образом они пытаются оградиться от тех негативных последствий, которые несут в себе проблемы миграции.

В первую очередь нужно отметить очевидное ухудшение общей ситуации в Евросоюзе, связанное со следующими причинами:

Объяснение причин миграционных процессов в Европе

Причины миграционных процессов в Европе

Последствия транснациональной миграции западной Европы могут оказаться для нее весьма плачевными. Но почему же люди, бегущие от войны и экономических проблем, не оседают в соседних государствах, не довольствуются жизнью в Турции или Иордании, а стремятся любым способом добраться до благополучной Германии, Англии или Швеции?

Главными причинами интереса со стороны беженцев к европейским странам являются:

  • Мирная обстановка;
  • Высокий уровень жизни;
  • Социальные гарантии;
  • Легкость пересечения границ ЕС;
  • Наличие Шенгенской зоны.

После того, как мигранты ступили на землю одной из стран Евросоюза, сдержать их движение практически невозможно. Именно поэтому некоторые из стран внесли предложение об отмене или сокращении зоны Шенген. Так, например, в Австрии, Словении, Италии правительство приняло решение о временном закрытии границ и отмене свободного въезда.

Причинами же, по которым люди решились на переезд из родных мест, превратившись в беженцев, стали:

Основные маршруты миграции беженцев в Европе

Маршруты миграции беженцев в Европе

По сведениям европейских миграционных служб, переселенцы во время кризиса прибывали в ЕС различными способами:

  • Официально по туристическим поводам;
  • По фальшивым разрешениям;
  • С помощью нелегальных путей пересечения границы.

При этом основным направлением миграционных потоков эмигрантов оставалась Германия. Расположение этой страны в центре Европы заставляло беженцев создавать миграционные пути, идущие через несколько государств. В результате сложилось несколько устойчивых маршрутов движения:

  1. Из северной части Африки в Испанию, а затем через Францию в Италию.
  2. Из Ливии в Италию.
  3. Из Турции через границы Греции и Болгарии на Балканский полуостров. И по нему через Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Албанию и Македонию в направлении Словении и Венгрии.

Морские пути, которыми пользовались нелегальные переселенцы, оказались небезопасными. По данным статистики в 2015 году, когда кризис беженцев достиг своего количественного пика, в Средиземных водах утонуло свыше 3 тысяч человек.

Конечным пунктом массового движения мигрантов являлись Германия, Австрия и Швеция. Столкнувшись с неконтролируемым наплывом беженцев, Германия попробовала вернуть их часть в страны ЕС, ставшие первыми на пути движения мигрантов, пообещав им выплатить средства на содержание лагерей. Однако Италия отказалась принимать беженцев обратно на свою территорию, заявив, что закроет не только морские, но и воздушные ворота страны.

В результате на сегодняшний день наибольшее количество беженцев оказалось сосредоточено в Турции и Греции, что вызвало большое недовольство со стороны местных жителей, особенно после того, как Еврокомиссия существенно урезала средства на содержание лагерей для беженцев.

Миграция в западной Европе

Миграция в западной Европе

Традиционно миграция в Западной Европе вызывалась желанием переселенцев повысить свой материально-экономический статус. Широкий рынок труда, высокие зарплаты и социальные льготы привлекали специалистов из других регионов. Мигранты легко ассимилировались с местным населением, перенимали язык и культуру приютившей их страны.

Ситуация изменилась во время событий 2015 года, когда в ЕС хлынул поток переселенцев из африканских и азиатских стран. Политика лояльности и открытости вызвала миграционный кризис в Германии, что не могло не отразиться на экономической ситуации и в других странах Западной Европы.

Карта беженцев наглядно показывает, что миграционные потоки устремляются из слаборазвитых, переживающих экономический и социальный спад государств, в благополучные европейские регионы. В результате происходит:

  • Неконтролируемый прирост населения за счет высокой рождаемости выходцев из Африки и Ближнего Востока;
  • Насаждение чуждых европейцам культур и ценностей;
  • Нарастание социальной напряженности в обществе.

Сегодняшняя миграция в Западной Европе отличается объединением сразу нескольких потоков в единое мощное движение. Основу его составляют:

  • Легальные приезжие;
  • Нелегальные экономические переселенцы;
  • Политические и военные беженцы.

Такой состав объясняет пестрый этнический и национальный состав мигрантов. Европу наводнили сирийцы, афганцы, ливийцы, египтяне, албанцы и пакистанцы. При этом, важно, что основная часть переселенцев изначально нацелена на въезд в страны Западной Европы, поскольку, в отличие от своих предков, бегущих от опасности, куда глаза глядят, хорошо проинформированы со стороны СМИ и этнических диаспор о расстановке сил и сложившейся ситуации в Европе.

Миграция в Восточной Европе

Миграция в Восточной Европе

Движение населения в Восточноевропейских странах носит, в основном, характер внутренней миграции. Чаще всего она связана со временным перемещением трудовых кадров из одного региона в другой с целью заработка. При этом мигранты не стремятся обрывать свою связь с родиной.

Миграция из Восточной Европы нередко носит этнический характер. Так, после распада Советского Союза и открытия границ, из стран СНГ массово уезжали этнические немцы и евреи, на территорию Крыма вернулись выселенные во время Второй мировой войны татары. Большое количество переселенцев из Средней Азии и Казахстана приняла Россия.

И сегодня поток мигрантов с постсоветского пространства не ослабевает, а набирает силу. В последние годы к нему присоединились беженцы из Украины, которых с Россией и Польшей сближают языковые, религиозные и родственные связи.

Обычным для Восточной Европы стал выезд жителей на работу к западным соседям:

  • Жители Польши выезжают на сезонные работы в Германию, Францию, Швецию, Австрию, Италию;
  • Чехи занимают рабочие места в Австрии, Баварии;
  • Россияне едут на заработки в Финляндию;
  • Болгары получают доходы от работы в Греции;
  • Украинцы обосновались в Португалии.

Миграция в Восточной Европе имеет свои отличительные черты:

  1. Региональность. В восточную часть Европы чаще всего мигрируют жители соседних территорий. Этому способствует культурная и географическая близость стран. В Чехию приезжают поляки, украинцы, болгары. В Венгрии работу ищут румыны.
  2. Временный характер. Трудовые мигранты действуют по схеме пограничной, маятниковой, челночной или сезонной миграции. Они приезжают на короткий срок, зарабатывают деньги и возвращаются обратно на родину.
  3. Стремление мигрантов приспособить возможности более благополучных регионов под свои нужды. Зарабатывают они в одной стране, а жить и тратить деньги предпочитают в другой.

Многие страны Восточной Европы, такие как Прибалтийские Литва, Латвия и Эстония, очень благосклонно относятся к наплыву мигрантов из Украины, считая, что они помогут поддержать экономику и сдвинуть демографический баланс в этих стремительно стареющих странах.

Количество мигрантов в Европе по странам

Количество мигрантов в Европе по странам

По сведениям Организации Объединенных наций, международные миграционные процессы достигли такого уровня, что сегодня вряд ли в мире найдется страна, в которой нет приезжих жителей. Наибольшее количество переселенцев приходится на развитые европейские страны и Россию:

СтранаКоличество мигрантов, млн.челОтношение к общему населению, %
Германия1214,5
Россия11,614,9
Великобритания8,213,5
Франция7,812,1
Испания5,812,7
Италия5,79,7
Украина4,89,8
Казахстан3,520
Швеция1,616,8
Бельгия1,416,3
Греция1,211,3
Белоруссия1,011,0

Страны ЕС традиционно привлекают переселенцев своими экономическими благами, уровнем образования и медицины, высокими пенсионными пособиями. В России же мигранты ищут политической стабильности и мирной обстановки.

Где в Европе меньше всего мигрантов

В отличие от высоких показателей, которых достигла миграция в Средней Европе, страны Восточной ее части, в силу разных причин, приняли на своих территориях минимальное количество переселенцев.

Достаточно жесткой миграционной политики придерживаются Латвия, Литва и Эстония. Не могут похвастаться наплывом переселенцев Молдова, Болгария, Словакия, Финляндия и Кипр. В каждой из этих стран живут от 100 до 200 тысяч мигрантов.

Не стремятся беженцы попасть в небогатые страны с неразвитой инфраструктурой Балканского полуострова. По данным на 2018 год на их территории нашли приют:

  • В Боснии и Герцеговине – 37 тысяч;
  • В Албании – 50 тысяч;
  • В Черногории – 70 тысяч.

Некоторые политики все чаще высказывают мнение о том, что причиной миграционного кризиса стал не массовый наплыв выходцев из Азии и Африки, а неумение стран Евросоюза договориться между собой о грамотном и равномерном распределении приезжих по своим территориям и обеспечении их необходимыми для жизни средствами. В результате основной удар на себя приняла Центральная Европа, а такие страны, как Польша, Словакия, Чехия и Венгрия, входящие в Вишеградскую группу, вовсе отказались открыть свои границы для беженцев.

На сегодняшний день именно эта четверка противостоит большинству либерально настроенных европейских собратьев. Брюссель неоднократно угрожал им введением санкций, но лидеры этих стран отвергают обвинения в нацизме и открыто заявляют, что не желают видеть на своей территории беженцев-мусульман. Они опасаются, что имеют дело не с людьми, бежавшими от личных жизненных трагедий, а с продуманной политикой бесшумного захвата территорий и образования на них мусульманского общества.

Участники Вишеградской группы подчеркивают, что готовы принимать у себя мигрантов, но только если они придерживаются христианской веры и близки их народам по духу, культуре, традициям и крови.

Несмотря на свою анти-либеральную позицию во время кризиса 2015 года эти страны приютили в своих границах:

  • Польша – 600 тысяч;
  • Венгрия – 450 тысяч;
  • Чехия – 405 тысяч;
  • Словакия – 235 тысяч.

На сегодняшний день к мнению стран-оппозиционеров начинают склоняться Греция, Италия, Дания, Австрия. Столкнувшись с последствиями от наплыва новых жителей, они начинают осознавать ту опасность, которую несут с собой мигранты из мусульманских стран в отношении безопасности и экономической стабильности Европы.

Следует подчеркнуть, что миграционные процессы носят повсеместный исторический характер. Их невозможно искусственно остановить. Изменение политической и экономической ситуации в мире всегда будет заставлять людей покидать родных места и перевозить семьи в более благополучные для жизни регионы. Главное, чтобы новые жители в приютивших их странах не разрушали экономику и не подрывали общественные основы, а способствовали росту уровня жизни и стабилизации политической ситуации в мире.

Естественная убыль в России превышает естественный прирост населения. Нас потихоньку становится все меньше. В последние годы за счет мигрантов население РФ сокращается не так стремительно. Но можно ли считать это достойным выходом из положения? Как решаются проблемы миграции в России в 2021 году?

Конечно, в связи с распространением коронавируса COVID-19 и последующими за ним карантинными ограничениями, количество мигрантов значительно снизилось. Однако этот фактор повлиял на рост нелегальных мигрантов.

портрет российского мигранта

К нам приезжают

Россия находится в первой пятерке стран, привлекающих мигрантов, наряду с такими странами, как США и Канада. Но если в западных странах нуждаются в квалифицированной рабочей силе и претенденты проходят суровый отбор, то в Россию едут на заработки зачастую люди без образования, без знания русского языка и вообще без какой-либо квалификации. Такая тенденция притока дешевых рабочих рук из стран Средней Азии и Закавказья существует с начала 2000-х.

Экономические проблемы

С одной стороны, приток иностранцев, не требующих больших зарплат, позволяет выдерживать конкуренцию на рынке, удешевляя процесс производства, но с другой — все заработанные деньги пересылаются в семью и тратятся за ее пределами.

Бóльшая часть приехавших работников – нелегалы. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, если есть дешевая рабочая сила, нет потребности внедрять новые технологии и развиваться.

Безработица

Есть мнение, что потребность в иностранной рабочей силе в России сильно преувеличена. Выходцы из бывших союзных республик создают проблемы с работой местным жителям. Труд иностранцев оплачивается так низко, что ни один россиянин просто не сможет выжить на такую зарплату, не говоря уж о содержании семьи. Выгодно это только работодателям.

Нелегальная миграции в России

Культурные проблемы

В некоторых регионах мигрантов так много, что они создают целые отдельные поселения и это затрудняет их ассимиляцию в российском обществе. Россия должна решить проблему с демографическим кризисом. Но населять свои территории людьми, не являющимися носителями русской культуры, порой не знающими языка — значит подвергать опасности социально-культурные ценности страны в какой-то степени. Каков будет среднестатистический россиянин через десять-двадцать лет?

Внутренняя миграция

В России плотность населения неоднородна. Все желающие заработать стремятся в большие города: так советует и наука о миграционных явлениях, и простой здравый смысл. Огромные территории на севере и востоке скоро придется осваивать заново. Люди покидают обжитые места, потому что не видят перспектив, небольшие населенные пункты, потеряв градообразующие предприятия, быстро деградируют. В них остаются те, кто не может уехать, или те, кому все равно.

Миграция из страны

Население России сокращается не только из-за естественной убыли. Люди с востребованными профессиями всеми силами стремятся обосноваться в Европе и Америке.

Пока квалифицированные, грамотные, трудоспособные россияне, не нашедшие себе достойного применения в родной стране, переезжают за границу, их место занимают малоквалифицированные строители и разнорабочие из стран ближнего зарубежья.

Международная миграция

Решение проблем

Проблемы миграции в России в последние годы решаются на законодательном уровне. В 2014 и 2018 годах был принят ряд законов, изменяющих порядок нахождения в РФ иностранцев. Все они уже вступили в силу.

Тесты

Всем, кто желает устроиться на работу в России, нужно будет сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законов РФ. Таким образом российские власти хотят повысить образовательный уровень мигрантов и увеличить поступления в бюджет. С 1 июня 2015 года все иностранцы-водители коммерческого транспорта должны иметь права российского образца.

Въезд – только по загранпаспорту

Всем гражданам стран СНГ для въезда в РФ теперь нужен загранпаспорт. Не принято окончательно решение только по Украине, вернее, отложено на неопределенный срок. Увеличился размер госпошлины на оформление документов в ГУВМ МВД.

Патент на работу

Вместо разрешения на работу теперь выдается патент, причем он действителен только в том регионе, где был получен. Раньше такие патенты выдавались только для работы на физических лиц, теперь же они оформляются и для трудоустройства у юридического лица.

Чтобы оформить такой документ, нужно пройти медкомиссию, сдать экзамены, получить ИНН и медицинскую страховку, и все это за 30 дней с момента въезда в страну. Поучаствовать в оплате всех этих процедур предлагается работодателям, если они действительно заинтересованы в работнике.

Ужесточились наказания за использование нелегальной рабочей силы. Нелегалам, длительно нарушающим миграционный режим, может быть закрыт въезд в РФ на срок до 10 лет.

Привлечение российских работников

Еще один новый проект предусматривает выплаты субсидий из федерального бюджета тем работодателям, которые будут принимать на работу не иностранцев, а граждан РФ из других регионов. Это позволит сократить уровень безработицы и заменить внешнюю трудовую миграцию на внутреннюю. Приоритет получат так называемые особые экономические зоны.

Программа переселения соотечественников

Прокатившиеся по России массовые драки, в которых в основном участвовали иностранцы, вновь побудили и экспертов, и обычных граждан возобновить дискуссию о плюсах и минусах миграции.

Юрий Жданов убежден: новый закон об условиях въезда и пребывания в России иностранцев нужен уже сегодня. Фото: Александр Корольков

Юрий Жданов убежден: новый закон об условиях въезда и пребывания в России иностранцев нужен уже сегодня. Фото: Александр Корольков

Очевидными представляется и те, и другие. В плюсах - прежде всего - значение иностранной рабочей силы для поддержки экономического роста, в минусах - в первую очередь - полицейские сводки, топовые строки которых прочно заняты совершившими различные преступления (в том числе - экстремистские) гостями страны. Что перевешивает?

Миграция и связанные с ней вот эти плюсы и минусы - серьезная проблема всех развитых стран. И Россия здесь - не исключение. Хотя, по крайней мере, до недавних пор считалось, что если сравнивать, то дела у нас в этой области не очень плохи. Но так ли это сейчас, когда после ослабления антиковидных препонов поток иностранцев, разными путями прибывающих в Россию значительно возрос? Об этом корреспондент "РГ" поговорил с известным криминологом, президентом российской секции Международной полицейской ассоциации, доктором юридических наук, генерал-лейтенантом Юрием Ждановым.

Юрий Николаевич, давайте начнем, как говорят, с начала. Сколько, по вашим данным, находится сейчас в России иностранцев?

Юрий Жданов: За январь - июль в России осуществлено 6 475 509 постановок на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

Откуда эти гости?

Юрий Жданов: По итогам полугодия две трети поставленных на учет прибыли из Средней Азии: из Узбекистана - 1 869 275, из Таджикистана - 1 073 313, Киргизии - 464 339, Казахстана 225 880.

Они уже получили работу?

Юрий Жданов: Не все. В полтора раза увеличилось количество разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства - 44 488 разрешений. Из них высококвалифицированным специалистам - 25 699, квалифицированным специалистам - 3053. Оформлено 1 115 729 патентов. Количество действительных патентов на конец отчетного периода составило 1 438 730.

По данным МВД России, на миграционный учет было поставлено 265 056 иностранцев, прибывших к нам на учебу. И это не считая 800 тысяч детей мигрантов, которые учатся в школах.

Юрий Жданов: В том-то и вопрос, что точно об этом никто не знает.

А ведь есть еще и нелегальные мигранты. Сколько таких?

Юрий Жданов: По оперативным данным МВД России, в 2021 году число незаконных мигрантов колебалось в пределах 800 тысяч - 1 миллиона человек. В основном это приезжие из стран СНГ.

По данным Института демографии, количество нелегальных и полулегальных мигрантов в России на январь прошлого года достигало 10-12 миллионов

Вместе с тем, по оценкам экспертов, минимальное количество нелегальных мигрантов в России сегодня колеблется в пределах 2,5 миллиона человек. А по данным председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, количество нелегальных и полулегальных мигрантов в России на январь прошлого года достигало 10-12 миллионов. Есть основания считать, что многие из них не смогли или не захотели покинуть Россию в период пандемии.

Но ведь нелегалов выявляют и высылают?

Юрий Жданов: Если вас это утешит, то, по данным МВД России, по итогам семи месяцев направлено 113 833 представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Россию. Сравните с 10 миллионами возможных нелегалов.

Насколько серьезно наличие такого их количества?

Юрий Жданов: Даже минимальная оценка в 1 миллион нелегальных мигрантов для 146 миллионов населения России - внушительная цифра, вызывающая тревогу о внутренней стабильности и безопасности.

На самом ли деле существует угроза? Или все сильно преувеличено?

Кстати, сколько преступлений совершают мигранты?

Юрий Жданов: По итогам 2020 года количество преступлений и административных правонарушений, связанных с миграцией и мигрантами, составляет более 100 тысяч в год. И это в условиях значительных ограничений, обусловленных развитием пандемии COVID-19.

Звучит слишком обтекаемо. Что они натворили, кроме незаконного пребывания у нас?

Юрий Жданов: Мигранты образуют этнические организованные преступные группировки для совершения общеуголовных преступлений. В частности - совершения хищений, нападений на россиян, в том числе - причинение тяжкого вреда здоровью, убийств. Самая яркая цифра: в прошлом году была пресечена деятельность почти 240 этнических ОПГ, к уголовной ответственности привлечено 45 национальных "авторитетов", занимающих высшее положение в преступной иерархии. В отношении 8 из них принято решение о нежелательности пребывания в России.

Сколько уголовных преступлений на счету таких "гостей"?

А как насчет экстремистских преступлений?

А массовые драки? Они, конечно, случались и раньше. Но не так же часто, как этим летом! Это что - какое-то новое явление?

Юрий Жданов: Похоже, да. Фиксируется всплеск публичных массовых конфликтов мигрантов, вызывающих большой общественный резонанс. Так, только за последние три летних месяца практически еженедельно, а в августе - почти ежедневно происходили массовые нарушения общественного порядка, в основном драки. Не буду приводить статистику, она на слуху.

Кто и с кем дерется?

Юрий Жданов: В основном все массовые драки мигрантов происходили с участием граждан среднеазиатских государств - Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. И только несколько - с участием жителей северокавказских республик России, в основном - из Дагестана и Чечни. Дрались вблизи рабочих мест или мест проживания мигрантов из Средней Азии.

Драки были спонтанными?

Юрий Жданов: В том-то и дело, что нет. Организаторы этих "мероприятий" специально заранее обсуждали место, время и состав участников конфликтов. Мобилизация представителей диаспор для участия в драке происходила в социальных сетях, особенно через WhatsАpp. И почти половина задержанных полицией - мигранты-нелегалы. Их легче всего мобилизовать на что-то незаконное - им нечего терять.


Почему это происходит именно сейчас, а не зимой или весной?

Юрий Жданов: Так уж совпало, что до срока истечения миграционного моратория - 30 сентября - еще есть время для легализации своего правового статуса. Независимые эксперты среди причин участившихся драк в мигрантской среде называют перераспределение рабочих мест, конкуренцию между вновь прибывшими трудовыми мигрантами, соглашающимися на любые условия труда. Классическая ситуация со штрейкбрехерами, почти по Марксу.

Но ведь один мораторий уже был - до 15 июня. И массовых драк тогда не наблюдалось.

Юрий Жданов: Вот это и настораживает.

Вы хотите сказать, что сейчас кому-то очень выгодно организовать в России регулярные массовые драки мигрантов?

Юрий Жданов: Во всяком случае, очень на это похоже. Полагаю, что эти драки - один из элементов программы действий манипуляторов и провокаторов. В результате активизируются радикально настроенные исламисты (запрещены в РФ), особенно в мигрантской среде на территории России.

Не исключена угроза трансформации провокаторами драк мигрантов в массовые уличные беспорядки, в которые могут быть втянуты и обычные граждане

Именно это соответствует теории "управляемого хаоса", разработанного в ЦРУ. Этот хаос американцам очень нужен в России, особенно после их панического бегства из Афганистана. Правда, они почему-то не понимают (может, образования не хватает?), что хаос, он потому-то и хаос, что управлять им нельзя. А вот прекратить - можно.

Управляемый хаос - это что?

Юрий Жданов: В нашем случае, если очень коротко, - трансформация драк мигрантов в массовые уличные беспорядки и погромы, в которых участвуют уже и остальные граждане. Сценарии могут быть самые разные. Скажем, для начала - вооруженное сопротивление местных жителей гастарбайтерам-погромщикам на фоне якобы бездействия полиции и Росгвардии. Подчеркну - якобы бездействия. Ведь и такое "сопротивление" можно спровоцировать или организовать, лишь бы пролилась кровь, не важно - чья. А там уже можно использовать и социальное недовольство.

Что, на ваш взгляд, надо делать?

Юрий Жданов: Надо сворачивать излишне либеральную миграционную политику "открытых дверей". И ужесточать миграционное законодательство. Причем - срочно.

Почему - срочно?

Юрий Жданов: Считаю, надо успеть отреагировать на возможные осложнения ситуации после 30 сентября, когда закончится "миграционный мораторий".

Что это за ужесточающие законопроекты?

Юрий Жданов: Прежде всего - законопроект, который МВД инициировало еще 1 марта - "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства". Его принятие - если оно произойдет - планируется с 1 января 2024 года.

В частности, там такие предложения. От желающих к нам приехать потребуется: оформление единого документа - электронной ID-карты личности мигранта; оформление электронных въездных виз; дактилоскопия отпечатков пальцев иностранных граждан; регистрация на портале госуслуг; постановка на учет в реестр иностранных работников; введение реестра недобросовестных приглашающих лиц; реестр работодателей, приглашающих трудовых мигрантов; недопуск в страну иностранных граждан без подписания "соглашения о лояльности", которое предполагает отказ от участия в несанкционированных собраниях, митингах и пикетах.

Так это минимум от того, что требует от всех въезжающих колыбель демократии - США.

Юрий Жданов: Есть еще кое-что. Устанавливаются три миграционных режима пребывания или проживания в России для иностранцев. Во-первых, режим краткосрочного пребывания - не более девяноста дней суммарно в течение календарного года. Во-вторых, режим долгосрочного пребывания - свыше девяноста дней суммарно в течение календарного года без получения разрешения на постоянное проживание. В-третьих, постоянное проживание, то есть бессрочно. Для получения разрешения на постоянное проживание вводятся общий и упрощенный порядок его получения.

Но это, по сути, либерализация легализации мигрантов.

Юрий Жданов: Есть и ужесточение. В законопроекте вместо двух самостоятельных понятий "административное выдворение" и "депортация" вводится обобщающее понятие "высылка". Для нас так проще избавляться от нежеланных гостей. Это - система мер государственного принудительного воздействия, заключающегося в удалении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина.

Как это должно работать?

Юрий Жданов: Предполагается, что высылку будет назначать суд как вид административного наказания. Но иностранца могут выслать и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти во внесудебном порядке в иных, установленных проектом федерального закона, случаях.

Своевременный законопроект. Так в чем проблема?

Юрий Жданов: Проблема в сроках. Такой закон нужен уже сегодня. Считаю, что с учетом ситуации вводить его надо с 1 января следующего года.

Читайте также: