Лингвистические ошибки вокруг нас доклад

Обновлено: 04.05.2024

Презентация на тему: " Исследовательская работа Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и их классификация Автор Касимова Алена (10 класс) Руководитель Подлужная." — Транскрипт:

1 Исследовательская работа Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и их классификация Автор Касимова Алена (10 класс) Руководитель Подлужная Галина Николаевна

2 Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб – родной язык! В. Брюсов

4 Цель работы: обратить внимание школьников, на лингвистические ошибки в нашей речи и на их исправление. обратить внимание школьников, на лингвистические ошибки в нашей речи и на их исправление. Задачи: Задачи: -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонения от нее, -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонения от нее, -собрать типичные ошибки и классифицировать их, -собрать типичные ошибки и классифицировать их, Бороться с ошибками. Бороться с ошибками.

5 Языковая норма и отклонение от нее Норма - общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях, справочниках и рекомендованное ими, а также подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества. Норма - общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях, справочниках и рекомендованное ими, а также подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества. Ошибка – нарушение норм. Ошибка – нарушение норм.

6 Виды ошибок Орфографические Орфографические Пунктуационные Пунктуационные Грамматические Грамматические Речевые Речевые Фактические Фактические Логические Логические Устаревшее правописание Устаревшее правописание Несуществующее написание Несуществующее написание Смешение латиницы и кириллицы Смешение латиницы и кириллицы

7 Причины возникновения ошибок Безграмотность Безграмотность (ошибки возникают из-за недостаточного образования) Намеренное воздействие Намеренное воздействие (ошибки допущены намеренно, служат для привлечения внимания )

8 Борьба против ошибок Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения. Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. В-третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям. В-третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям.

9 Жаргонные словечки в нашей школе В последние годы жаргонизмы захлестнули нашу речь. Люди, кажется, забывают литературный язык, постепенно переходя на жаргонные выражения. В последние годы жаргонизмы захлестнули нашу речь. Люди, кажется, забывают литературный язык, постепенно переходя на жаргонные выражения.

10 анкета-опросник анкета-опросник Употребляете ли Вы жаргонизмы? Употребляете ли Вы жаргонизмы? Почему: Почему: –Хотите лучше выразить свои мысли; –не хотите отличаться от сверстников; –боитесь быть осмеянным другими; –не можете заменить жаргонизмы литературными словами; –другие варианты. Какие жаргонизмы Вы употребляете чаще всего? Какие жаргонизмы Вы употребляете чаще всего? Как Вы понимаете значение этих слов? Как Вы понимаете значение этих слов? Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: –15 раз; –610 раз; –более 10 раз. Как Вы считаете, в результате речь становится… Как Вы считаете, в результате речь становится… –лучше; –хуже; –затрудняюсь ответить.

Мы собираем вырезки из газет, журналов, упаковки от различных изделий, фотографируем слоганы, ценники, объявления в транспорте, вывески на магазинах. Все найденные ошибки мы классифицируем.

Лингвисты уверены – орфографические, пунктуационные, речевые ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.

Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в рекламных объявлениях, текстах на упаковках и этикетках

Задачи исследования:

• проанализировать рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках и выделить основные виды орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок, распространенных на территории города Пятигорска;

• объяснить причины появления распространенных ошибок

Объектом исследования данной работы являются статьи в газетах и журналах, вывески на улицах города, рекламные объявления, этикетки, упаковка.

Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки в рекламных объявлениях, на этикетках, упаковках, стендах.

Гипотеза: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.

Основные методы и приемы: сбор информации (рекламные объявления с ошибками), работа с научной литературой, анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.

Материал для исследовательской работы был собран на территории города Пятигорска.

1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Проанализировав рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках мы нашли ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в использовании строчных и прописных букв.

c:\users\user\desktop\img_20170430_124105.jpg

Неверное написание НЕ (слитное либо раздельное)– весьма распространённая ошибка в рекламе. Причиной её возникновения может являться то, что программы компьютера не выделяют данные написания с ошибками.

c:\users\user\desktop\ошибки.jpg


Очень часто можно встретить ошибки в написании сложных слов.




2. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

c:\users\user\desktop\img_20170430_124156.jpg


Безусловно, педагоги этого образовательного учреждения могут дать детям знания в области физики, математики, черчения. А вот правила пунктуации русского языка они, вероятно, забыли.

Пропущена запятая при обращении. Слайд 11


Стоит лишнее двоеточие. Слад 12


В тексте, размещенном на его оболке тоже пунктационная ошибка: пропущена запятая при причастном обороте. Слайд 13


А в этом объявлении вообще отсутствуют знаки препинания. Слайд 14


В стать журнала неоправданно стоит двоеточие между подлежащим и сказеумым.


3.РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Речевые ошибки – это ошибки в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм.

Речевые ошибки довольно часты как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.


Очень часто в текстах можно встретить случаи неоправданного повтора однокоренных слов.





Еще один автор письма о чудесном выздоровлении пишет, что он начал приНИмать крем.

Слайд 21. Правильно говорить приМЕнять крем.


4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки — это ошибки в структуре языковой единицы; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Часто люди неверно строят предложения в устной и письменной речи. Слайд 22




Увы, ошибки можно встретить не только в бесплатных буклетах или газетах.

Непростительную речевую ошибку встречаем в сборнике по подготовке к ОГЭ по русскому языку под редакцией Сениной. Слайд 25

«каждая капля крови, пролитОЙ … Капля (какая?) пролитАЯ.


Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что ошибки в рекламной продукции, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и речевых норм (объект нашего исследования), - следствие незнания норм русского языка и неумение или нежелание производителей рекламной продукции пользоваться словарями.

Выявленные ошибки - результат не только низкой грамотности, но и

с безответственного отношения рекламодателей к своей работе, неумение соединить пунктуационные нормы языка и графические возможностями дизайна для выделения наиболее значимых в рекламе речевых единиц. Можно сказать, что предпочтение отдаётся дизайну в ущерб грамотности.

Практическая направленность нашей работы заключается в стремлении обратить внимание каждого человека на то, какую рекламную продукцию он потребляет.

1.Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М.: Рус­ский язык, 1978.

2. Андреев В.И. Деловая риторика. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.

3. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.: Международ­ные отношения, 1993.

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 1997.

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект содержит работу учащейся 11 класса по изучению русского языка, по правильному произношению слов и выражений.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Индивидуальный учебный проект

Учитель русского языка и литературы

Магомедкамилова Гульжахан Вагабовна

Лингвистические ошибки и их классификация

Типы речевых ошибок на телевидение и СМИ

Лингвистические ошибки в рекламе

Рекомендации, как избежать речевых ошибок

1.формирование коммуникативной, лингвистической компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

2.Совершенствование навыков исследовательской деятельности;

3.Обучение выявлению лингвистических ошибок в речи.

1.Формировать умения правильного использования научных источников в исследовательской работе;

2.Совершенствовать навыки обобщения и анализа полученных данных;

3.Закрепить знания по овладению нормами русского литературного языка.

1.Что является причиной речевых ошибок политиков, дикторов ТВ?

2.Как влияют на речевую культуру СМИ?

3.Является ли реклама двигателем прогресса в речевой культуре?

Найти ошибки в речи политиков, телеведущих. Проанализировать их. Предложить способы исправления речевых ошибок.

I. Введение

Более 300 миллионов человек в мире являются носителями русского языка, но степень овладения языковой культурой оставляет желать лучшего.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что во время преобразований общественного устройства, происходящих в Российской Федерации, неизбежны глубокие изменения и в языковой культуре народа. Всегда ли они позитивны? К сожалению, не всегда. Социальные сдвиги в результате изменений в структуре общественно-политического строя приводят к расшатыванию традиционных литературных норм произношения и правописания.

Это выражается, прежде всего, в увеличении разного рода ошибок и их вариантов, возникающих под влиянием просторечий, территориальных и социальных диалектов, в обилии новых (не всегда оправданных) иностранных слов и терминов. Русская речь, не соответствующая литературным нормам, звучит в школьных и студенческих аудиториях, на митингах, собраниях партий и общественных движений, в выступлениях политиков, в эфире (причем нередко в прямом эфире, без подготовки, какого-либо редактирования).

Тип проекта – информационно-исследовательский.

Цели проекта:

формирование коммуникативной, лингвистической компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

совершенствование навыков исследовательской деятельности;

обучение выявлению лингвистических ошибок в речи, составлению классификации лингвистических ошибок и их исправлению, овладению нормами русского языка, анализу, сопоставлению языковых фактов.

Задачи проекта:

формировать умения правильного использования научных источников в исследовательской работе;

совершенствовать навыки обобщения и анализа полученных данных, составления классификации часто встречаемых лингвистических ошибок;

3) закрепить знания по овладению нормами русского литературного языка.

Проблемные вопросы исследования:

Что является причиной речевых ошибок политиков, дикторов телевидения?

Как влияют на речевую культуру СМИ?

Является ли реклама двигателем прогресса в речевой культуре?

Задачи исследования:

найти ошибки в речи, политиков, телеведущих, слоганах рекламы;

предложить способы исправления речевых ошибок.

Предполагаем, что в речи политиков, телеведущих, в текстах рекламы часто встречаются речевые ошибки, что, вероятно, связано с низкой культурой говорящих, с их небрежным отношением к языку, и, возможно, с их желанием привлечь к себе внимание окружающих, слушателей, аудитории.

Предполагаемый результат

Приобретение опыта исследовательской работы в области изучения часто встречаемых ошибок в нарушении речевых норм русского литературного языка.

Методы исследования

Изучение научной литературы, чтение научно-популярных статей, текстов рекламы, СМИ, наблюдение, опрос, анкетирование, просмотр телепередач.

II. Теоретическая часть. Лингвистические ошибки и их классификация 1. Типы речевых ошибок на телевидении, в СМИ, речи политиков

Устная речь обслуживает разные сферы общественной жизни, и потому её нормы соблюдаются с различной степенью обязательности. В то же время в сознании граждан публичная речь политиков, государственных деятелей, телеведущих воспринимается как образцовая, служит ориентиром для аудитории, к которой эта речь обращена. Однако анализ языка электронных СМИ, рекламы, политиков показывает, что в последние годы широко распространилось такое явление, как закрепление неверных вариантов произношения, выходящих за рамки литературной нормы языка. При этом большинство слушателей и читателей остаются в недоумении: это ошибка или, может быть, уже новая норма, если так говорят в эфире и пишут в СМИ.

В условиях колебания и обновления произносительных норм, размывания границ литературной нормы под влиянием разговорных, просторечных, жаргонных и иноязычных вариантов возникает необходимость классификации существующих ошибок с целью их устранения.

Трудности формообразования некоторых форм имен существительных в единственном числе и множественном числе в Именительном падеже, Родительном падеже.

Трудности ударения

Правильная постановка ударения – необходимый признак и важнейшее условие грамотной устной речи. Объективная сложность системы русского ударения связана с тем, что в русском языке постановка ударения в слове отличается подвижностью. Постановка ударения в именах существительных вызывает значительные трудности.

Трудности употребления

Нормы словоупотребления – это правильность выбора слова и уместность его применения в тех или иных сочетаниях с другими словами. Эти нормы связаны с употреблением неологизмов, профессионализмов, штамповых слов, выражений, канцеляризмов, иноязычных слов в несвойственных им конструкциях речи.

Употребление имен существительных с предлогами благодаря,

Паронимия имен существительных. Плеоназм. Тавтология.

Объектом внимания должны быть обороты речи, содержащие лишние слова (плеоназмы), повторение сказанного однокоренными словами (тавтология), близкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию слова (паронимы):

Имя прилагательное. Трудности в формообразовании степеней сравнения

Часты ошибки в употреблении степеней сравнения имени прилагательного.

Трудности ударения в кратких и полных прилагательных

Часто встречаются ошибки в следующих парах слов: запа'сный (выход, путь) - запасно'й (игрок, ключ) перехо'дный (возраст, глагол) - переходно'й (балл, экзамен) характе'рный (признак, жест) - хара'ктерный (актер, танец).

Трудности в произношении имен прилагательных

Часто встречаются ошибки в произношении имен прилагательных – добавление ненужного звука: беспрецедентный – нет Н перед Д интриганский – нет Т после Н милостивый – нет Л после Т перспективный – нет Е после Р чрезвычайный – нет Е после Ч междугородный – не междугородний!

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологического оборота

В употреблении фразеологизмов также нередки ошибки.

Неоправданная замена компонента фразеологизма:

Изменение грамматической формы слова во фразеологизме:

Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении:

(Смешение букв латинского алфавита и кириллицы).

(Известно, что империя – 1) Монархическое государство во главе с

Ошибочные выражения, ставшие афоризмами в речи политиков Д.Медведев:

Саакашвили напасть на Цхинвали).

В.Жириновский

III. Практическая часть. Рекомендация, как избежать речевых ошибок.1

1.Следите за отсутствием в речи плеоназмов – лишних слов. Например, не стоит употреблять выражения: главная суть, прейскурант цен, перспективы на будущее, период времени, в конечном итоге, впервые знакомиться и т.д.

2.Избегайте совместного употребления однокоренных слов: характерная черта характера, чертить чертеж, соединить воедино и т.д. Такие слова могут звучать не очень уместно даже в соседних предложениях.

3.Не путайте слова, похожие по звучанию, но придающий разный смысл фразе, например, скрытый и скрытный, эффектный и эффективный, сыто и сытно и т.д.

8.Постарайтесь употреблять как можно меньше штампов, клише, слов-паразитов. Они не всегда оказываются речевыми ошибками, но иногда сильно портят впечатление от текста или высказывания.

IV.Выводы исследования

Таким образом, из проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

лингвистические ошибки появляются в эфире, СМИ, рекламе, речи политиков из-за небрежного отношения к языку, невысокой культуры говорящих, из-за желания говорящих привлечь внимание слушателей, зрителей;

правильность речи – фундамент языковой культуры: без нее нет и не может быть ни литературного, ни художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова;

под литературным языком необходимо понимать тот, который имеет четко отработанные нормы. Просторечие подразумевает отклонения от литературной нормы;

соблюдение норм произношения является необходимым условием для культуры языкового общения. Каждый из нас в ответе за здоровье языковой среды, которую мы должны сохранить для новых поколений;

высокая культура языка в эфире – действенный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни;

речь публичных людей (политиков, журналистов, депутатов) должна служить образцом русского литературного языка для слушателей, читателей, зрителей.


Я провела мини-опрос обучающихся 10-11 классов (96 человек). Были предложены 6 вопросов, проанализировав ответы на которые, мы пришли к следующим результатам (в %):

Смотрите ли вы телевизионные ток-шоу? (Да – 21, нет – 23, иногда - 56).

Обращаете ли вы внимание на речь телеведущих? (Да-18, нет–30, никогда-52). 3) Уместны ли просторечия, жаргонизмы в речи телеведущих, политиков? (Да-20, нет-26, все равно - 54).

Влияют ли на вашу речь ошибки в выступлениях телеведущих, политиков? (Да23, нет – 67, не знаю - 10).

Читаете ли вы программные произведения? (Да – 14, в сокращении – 38, нет времени - 48).

Пользуетесь ли вы лингвистическими словарями? (Да – 16, время от времени –

Смотрите ли вы телевизионные ток-шоу?



Д а

Пользуетесь ли вы лингвистическими словарями?



Д а

Время от времени

Обращаете ли вы внимание на речь телеведущих?


Уместны ли просторечия, жаргонизмы в речи телеведущих, политиков?


Влияют ли на вашу речь ошибки в выступлениях 10телеведущих, политиков?



Д а

Исследовательская работа

Цель: Обратить внимание на лингвистические ошибки в нашей речи и на причины их возникновения. Задачи: -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонениях от нее; -собрать типичные ошибки и классифицировать их; -бороться с ошибками в речи. Виды ошибок: Орфографические Пунктуационные Грамматические Речевые Фактические Логические Устаревшее правописание Несуществующее написание Смешение латиницы и кириллицы Причины возникновения ошибок: Безграмотность (ошибки возникают из-за недостаточного образования) Намеренное воздействие (ошибки допущены намеренно, служат для привлечения внимания)Эта исследовательская работа поможет не только ученикам, но и учителям.

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

Цель: Цель: Обратить внимание на лингвистические ошибки в Обратить внимание на лингвистические ошибки в нашей речи и на причины их возникновения. нашей речи и на причины их возникновения. Задачи: Задачи: -изучить теоретический материал о языковой • -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонениях от нее;; норме и отклонениях от нее -собрать типичные ошибки и классифицировать • -собрать типичные ошибки и классифицировать ихих;; -бороться с ошибками в речи. • -бороться с ошибками в речи.

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

Орфографические • Орфографические Пунктуационные • Пунктуационные Грамматические • Грамматические Речевые • Речевые Фактические • Фактические Логические • Логические Устаревшее правописание • Устаревшее правописание Несуществующее написание • Несуществующее написание Смешение латиницы и кириллицы • Смешение латиницы и кириллицы

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

Безграмотность • Безграмотность (ошибки возникают (ошибки образования) образования) возникают из-за из-за недостаточного недостаточного Намеренное воздействие • Намеренное воздействие ((ошибки ошибки допущен привлечения внимания)) привлечения внимания допущены ы намеренно намеренно, , служат для служат для

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

Во-первых, проводить акции по пропаганде • Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди грамотности, образованности среди населения. населения. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие • Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. как их нужно исправлять. • ВВ -- третьих, следить за своей речью третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям.. и правописанием, помогать в этом друзьям

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

НА ЭТОМ ФОТО МЫ ВИДИМ ОПЕЧАТКУ В СЛОВЕ НА ЭТОМ ФОТО МЫ ВИДИМ ОПЕЧАТКУ В СЛОВЕ ОТРЫЛИСЬ””, НА САМОМ ДЕЛЕ ЗДЕСЬ ДОЛЖНО БЫТЬ ““ОТРЫЛИСЬ , НА САМОМ ДЕЛЕ ЗДЕСЬ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТКРЫЛИСЬ””.. НАПИСАНО СЛОВО ““ОТКРЫЛИСЬ НАПИСАНО СЛОВО

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

НА ЭТОЙ ФОТОГРАФИИ МЫ ВИДИМ ГРАММАТИЧЕСКУЮ НА ЭТОЙ ФОТОГРАФИИ МЫ ВИДИМ ГРАММАТИЧЕСКУЮ БУДУЩИЕ”” НА САМОМ ДЕЛЕ ЗДЕСЬ ОШИБКУ В СЛОВЕ ““БУДУЩИЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ЗДЕСЬ ОШИБКУ В СЛОВЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПИСАНО СЛОВО ““БУДУЩЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПИСАНО СЛОВО БУДУЩЕЕ”.”.

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

НА ЭТОЙ ФОТОГРАФИИ МЫ ВИДИМ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ОШИБКУ В СЛОВЕ “РОСИЙСКОЙ” НА САМОМ ДЕЛЕ ЗДЕСЬ ДОЛЖНО БЫТЬ НАПИСАНО СЛОВО “РОССИЙСКОЙ”.

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

На этой фотографии мы видим орфографическую ошибку в слове “серебрянный”, должно быть написано “серебряный” , так как это слово пишется с одной Н и является исключением .

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

Исследовательская работа " Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация"

Исследовательская работа

Что нам дал этот проект? Мы поняли важность соблюдения языковой культуры в обществе. Язык ­ это лицо нации. Мы хотим, чтобы это лицо было безупречным: красивым, выразительным, богатым, экспрессивным. Мы, носители великого и могучего русского языка, будем стремиться сохранять его чистоту и богатство.

Читайте также: