Мир романских соборов доклад 6 класс

Обновлено: 17.05.2024

Романский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на территории Восточной Западной Европы до конца 12-го века. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Дозорные башни, массивность стен и сводов, световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода.

Происхождение и определение термина Романский стиль, его история возникновения

Только в начале 19-го века появилось определение “романский стиль”, когда возникла необходимость ввести определенные уточнения в историю искусства Средневековья.

До этого момента архитектурные стили имели общее название и обозначались термином “готика“. Сегодня готическое направление считается более поздним периодом, который приходится на 12-й век. Романский стиль, как термин, появился благодаря французским археологам, которые считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры. На этом фото отчетливо можно просмотреть особенности романского стиля:

романский стиль, архитектура романского стиля

Характерные черты архитектуры, схема

Характерные особенности романской архитектуры

Романская архитектура основывалась на использовании деталей римского каменного зодчества и их опыта, относящегося к античному стилю. К особенностям стиля относятся:

  • Полуциркульные арки.
  • Массивные стены.
  • Цилиндрические, а также крестовые своды.

Пример схемы возведения сооружения представлен на рисунке сбоку.

Базилики и капители

В капителях и соборах устанавливались массивные колонны, надежно поддерживающие каменную конструкцию. Иногда колонны заменяли пилонами – мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в романском стиле можно увидеть на фото, представленном сбоку. Строения отличались простотой геометрических форм, однако стены украшались всевозможными резными и рельефными скульптурами.

Романский стиль – это не просто общие особенности и определенные характеристики. Это целая эпоха, которую можно подразделить на два основных подвида:

  • Замковый – небольшие жилые постройки в несколько этажей, отличающиеся округлыми сегментами.
  • Крепостной – боевые крупные крепости квадратной формы, надежно защищающие своих обитателей от вражеского нападения.

Храмы, соборы и церкви

Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона. Они выступали в роли крепости для прихожан храма, а порой и для жителей всего города. Дома феодалов, а точнее сказать их замки, являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.

Романский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с последующими направлениями в архитектуре – классицизму, готическому.

Этот стиль развивался на основе романского искусства, но существовали отличительные черты готики:

  • Благородство изысканных форм.
  • Увеличение опорных столбов, а также высота постройки.
  • Окна зданий увеличены в размерах.
  • Тонкость скульптурной и резной работы.

Архитектурные здания Британии: отличительные элементы

Направление романского стиля в архитектуре относилось непосредственно к замкам. Внешняя специфика соответствовала практическим требованиям:

  • Минимализм декора. Возведение замка внушительных размеров было непростой задачей в 11-м веке. Это требовало огромных затрат, посему декорированием фасада здания занимались в последнюю очередь.
  • Каменная кладка. Аккуратная подгонка камней гарантировала прочность строения, и за неимением кирпичей это был самый надежный вариант.
  • Окна небольшого размера. В те времена стекло было дорогостоящим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не целесообразно – полупрозрачность строения могла снизить его безопасность.

Собор Святого Дэвида

Англия: готика и эпоха Средневековья в одном

Становление романской архитектуры в Англии непосредственно связано с нормандским завоеванием, хоть и заметны в работах отблески архитектуры раннего Возрождения. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.

Донжон – главная башня средневекового замка, стоявшая отдельно в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.

В 1077 годы был воздвигнут знаменитый Тауэр, во время правления Вильгема Завоевателя. Донжон Тауэра – Белая башня. Этот шедевр архитектуры и по сей день пользуется популярностью среди туристов.

Сооружения Европы: признаки романовского стиля в постройках

Отличительной чертой романского направления стало объединение в одном построении двух типов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания. Это можно наблюдать на примере собора, расположенного в Дареме.

В начале 12-го века возводились башенообразные донжоны: прямоугольные ил многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму.

Германия: описание основных памятников

Вормский собор – ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.

Лизены – вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены.

Франция в шедеврах архитектуры – замки и крепости

Первоначальные формы романской архитектуры появились к концу 10-го века. Широкое распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи вокруг него. Также использовались трехнефные базилики – в среднем нефе находились своды цилиндрической формы (Сен-Сернен, Тулуза).

Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особой композиции монументального характера.

Испания

В романскую эпоху в Испании началось строительство замков-крепостей и городских укреплений . Архитектура храмов и церквей была очень схожа с зодчеством французских строителей, что можно наблюдать на примере кафедрального собора в Саламанке. В целом она определенно отличалась четкостью разграниченных объемов, целостностью завершенных частей и безупречностью форм.

Кафедральный собор в Испании

Италия

В зодчестве культового направления архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового романского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах особое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, миниатюрные галереи – все эти элементы культуры в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия.

Одним из самых интересных архитектурных ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора украшают портики и аркады, а также миниатюрные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.

Скульптура

В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.

Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов и качестве памятников.

Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах – удлиненные пропорции.

Основной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, поэтому они не стремились передать сюжеты реального мира.

Изобразительное искусство

Искусство романского стиля

Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Поэтому главенствующее место в убранстве соборов занимала фреска. Разноцветные росписи ярким ковром покрывали стены нефов, поверхности сводов, аспиды и притвора.

В период 11-12 вв. впервые стали появляться витражи, которые располагались в оконных проемах капелл и аспиды. На ярких витражных картинах изображали сцены из Священного Писания.

Интерьер

Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.

Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.

С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.

Романский стиль в интерьере

Видео-обзор на романский стиль и его особенности

Выводы

Романский стиль оставил за собой массивный отпечаток на дальнейшем развитии интерьера и экстерьера других эпох. Постепенно перетекая в готическое направление, все равно стиль остался основополагающим для готики и других архитектурных эпох мира. Хорошим примером стал маньеризм, как переход с одной исторической эпохи к другой. Если же вы больше приверженец нестандартных форм и хаоса, то вперед читать за авангард, как одну из ветвей искусства XX века.

Романская архитектура — так называются все архитектурные творения романского стиля.

Этот стиль появился в Средневековье в 10 веке и просуществовал как основной два века. Лишь в начале 13 века его полностью заменил готический стиль.

Название романского стиля появилось в 19 веке. Учёные связали его с Римом (Roma, Rome, Rom — название города на разных языках), который играл большую религиозную роль (и продолжает играть). Ведь стиль впервые применили при строительстве церквей, соборов, базилик.

Основные черты стиля — это мощность и прочность конструкций, вместительность, сводчатые потолки и полукруглые арки. Эти сооружения служили также убежищем в случае нападения врага. Поэтому окна и двери были очень узкими, а стены толстыми.

Сооружения этого стиля можно найти в Европе: Германии, Италии, Англии, Франции, Португалии, Испании.

Особенности романской архитектуры

Как понять, что перед вами сооружение романского стиля? Обратите внимание на следующие особенности:

  1. Церковь стремилась создать мощные и прочные сооружения, которые отображали бы её возрастающую силу и служили укрытием. Таким сооружением становится базилика.
  2. Формы сооружений — вытянутые прямоугольники: внутри должно быть просторно. Чтобы увеличить высоту сооружений, стали использоваться крестовые своды (те, которые соединяют в себе две арки).
  3. Простота сооружений. Они должны гармонировать с окружающей средой.
  4. Толстые массивные стены, узкие окна и двери, большое количество полукруглых (полуциркульных) арок.
  5. Архитекторы вдохновлялись древнеримским стилем.
  6. Тесная связь с религией. Основная идея стиля — богословская.

Некоторые примеры романской архитектуры

Франция

Монастырская церковь в Клюни, Бургундия, Франция на фоне голубого неба

Монастырская церковь в Клюни, Бургундия — яркий пример романского стиля. Узкие окна и проходы, толстые, массивные стены.

Внутреннее помещение в Базилике Сен-Сернен в Тулузе, Франция со скамьями для молитвы и алтарём

Базилика Сен-Сернен в Тулузе, Франция. Сводчатый потолок и арки по бокам — черты, присущие романскому стилю.

Фасад Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция на фоне голубого неба

Романский стиль фасада Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.

Италия

Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия

Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия.

Пизанский собор в Пизе, Италия и зелёная лужайка перед ним в пасмурный день

Пизанский собор в Пизе, Италия. Массивность конструкции, узкие окна, наружные полуциркульные арки говорят о романском стиле.

Испания

Церковь святой Марии Евнатской на севере Испании, расположенная на лугу на фоне гор и серого неба

Церковь святой Марии Евнатской на севере Испании. Романский стиль виден и здесь.

Германия

Наумбургский собор в Германии, перед которым растёт дерево, стоят столики уличного кафе и прогуливаются люди

Наумбургский собор в Германии. Его строительство началось в начале 11 века, а закончилось только в начале 13. Поэтому он сочетает в себе два стиля — романский и готический.

Замок Кверфурт в Германии на фоне голубого неба

Замок Кверфурт — средневековый замок и весьма важный памятник романской архитектуры.

Англия

часть Даремского собора, освященная заходящим солнцем

Даремский собор в Англии, построенный в романском архитектурном стиле, является объектом Всемирного наследия.

Португалия

Кафедральный собор Се в Порту на фоне голубого неба, вход в центральный неф собора и позорный столб перед входом

Кафедральный собор Се в Порту был перестроен в период барокко. Но во входе в центральный неф собора можно разглядеть черты романского стиля: узкие окна и вход, полукруглая наружная арка.

Как отличить романский стиль от готики?

Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.

Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.

Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.

То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.

Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.

Готика заимствовала у романского стиля крестовый свод на потолке.

Разноцветные витражи Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже, Франция

Сводчатый потолок Святой капеллы (Сент-Шапель) в Париже. Большие витражные окна капеллы, которые разделены тонкими колоннами, указывают на готический стиль постройки.

Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.

Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.

Основные отличия:

Романский стиль Готика
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей
Достаточно низкие сооружения Высокие сооружения с остроконечными элементами
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль
Сводчатые потолки Сводчатые потолки с тонкими стенами
Полукруглые арки Стрельчатые арки
Почти полное отсутствие декора Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется
Идеология — религия Идеология — религия и мистика

Примеры готики в архитектуре

Солсберийский собор в Англии с зелёной лужайкой на фоне голубого неба

Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.

Миланский собор в Италии в предзакатном свете

Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.

Брюссельская ратуша в Бельгии на фоне голубого неба

Брюссельская ратуша, Бельгия. Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Европа соборов Шедевры романского и готического искусства Подготовил учитель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Европа соборов Шедевры романского и готического искусства Подготовил учитель.

Архитектура - летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни.

Архитектура - летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания… Николай Гоголь

Леса готической скульптуры! Как жутко все и близко в ней. Колонны, строгие фи.

Леса готической скульптуры! Как жутко все и близко в ней. Колонны, строгие фигуры Сибилл, пророков, королей. Мир фантастических растений, Окаменелых привидений, Драконов, магов и химер. Здесь все есть символ, знак, пример. Какую повесть зла и мук вы Здесь разберете на стенах? Как в этих сложных письменах Понять значенье каждой буквы? Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч. Закрыта дверь. Потерян ключ.

АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О времени западноевропейского.

АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский(XI—XII вв.) и готический (XIII-XVвв.)

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ Со времен царствования Карла Великого стал выраб.

Искусство романского стиля в Европе XI-XIII вв.

Искусство романского стиля в Европе XI-XIII вв.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII вв. Родиной этого стиля считается Северная Италия. Строили из камня или кирпича. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Постройки в то время возводили как крепости, с толстыми стенами и узкими окн.

Постройки в то время возводили как крепости, с толстыми стенами и узкими окнами. Окна делались полукруглыми. Церкви строили достаточно высокими – 15-20 метров. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

В романских соборах на смену деревянным перекрытиям (потолкам) пришли каменн.

В романских соборах на смену деревянным перекрытиям (потолкам) пришли каменные своды. Своды соборов поддерживались толстыми колоннами, идущими внутри здания по обе стороны прямо от алтаря. Замок Тауэр в Лондоне. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

ПЛАН СОБОРА: Несколько изменился план собора: если смотреть на него сверху.

ПЛАН СОБОРА: Несколько изменился план собора: если смотреть на него сверху, то романский собор напоминает не вытянутый в длину прямоугольник, а крест. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде. Эту пристройку называют трансепт, или поперечный неф. На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню. В романском храме присутствует четкое пространственное деление, которое легко увидеть, посмотрев на типичный план собора. Базилика ориентирована строго на восток. В этой части храма располагается алтарь, отмеченный особой нишей - апсидой. С западной стороны базилика предваряется притвором. Восточная часть, так называемый хор, приобретает первенствующее значение, там находится многочисленное духовенство и помещаются главные святыни. чтобы разместить их, строили поперечный неф - трансепт, а для размещения реликвий - специальные помещения, капеллы, которые веерообразно размещаются вокруг апсиды. Для обозрения реликвий, привлекавших паломников, вокруг хора перед капеллами делали специальный обход. Над местом пересечения продольного и поперечного нефа - средокрестием - возвышается основная башня. В подземной части храма строилась крипта - низкое сооружение, перекрытое сводом, где находились наиболее дорогие реликвии и также захоронения. Нефов в соборе могло быть три или пять, причем центральный неф обычно был выше боковых.

Романские храмы поражают мощью. Во всем ощущается предельная простота и мера.

Романские храмы поражают мощью. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены. РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма б.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены . На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений. Победа добра над злом часто выливалась в карикатурное изображение нечистой силы. И почти всегда капители были украшены растительным или животным орнаментом.

 Искусство готического стиля в Европе XIII-XV вв.

Искусство готического стиля в Европе XIII-XV вв.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Соборы стали строить выше, нарядней, с огромными вытянутыми окнами и входами.

Соборы стали строить выше, нарядней, с огромными вытянутыми окнами и входами. Главной задачей мастеров было удержание тяжелого каменного свода. В готических соборах для этого стали использовать крестовые своды. Всю тяжесть принимали на себя столбы. Они передавали часть тяжести на наружные стены (контрфорсы), отстоящие на несколько метров от основных стен собора. Эти наружные стены соединялись с собором при помощи перекинутых между ними арок (аркбутанов).

Самыми распространенными были фасады с двумя высокими башнями. Фасад обычно д.

Самыми распространенными были фасады с двумя высокими башнями. Фасад обычно делится на 3 яруса, в нижнем находятся порталы – входы. Порталы углубляются внутрь, в верхней части они богато украшены скульптурой. Завершаются порталы арками стрельчатого вида.


Романский стиль в архитектуре неразрывно связан с той исторической эпохой, в которой он развивался. В XI-XII веках в Европе были непростые времена: существовало множество небольших феодальных государств, начались набеги кочевых племен, бушевали феодальные войны. Все это требовало массивных крепких зданий, которые не так легко разрушить и захватить.

В крепость превращались как личные жилища феодалов, так и христианские строения, поскольку кочевники нападали как на владельцев земли, так и на монастыри в надежде захватить как можно больше золота и других ценностей. В предыдущих строениях никто уже себя не чувствовал в безопасности.

Влияние религии на стиль

Распространению стиля по Европе поспособствовали монашеские ордены бенедиктинцев и цистерианцев. Они возводили надежные крепости вокруг своих монастырей, как только селились на новых территориях.

романская архитектура

Христианская романская архитектура существенно отличалась от античной как внешне, так и целью использования. В Греции и Риме храмы божествам строились для того, чтобы их задобрить. Для этого главный акцент делался именно на почитании бога, а не на комфорте и количестве людей, которые в них находятся.

Романская же архитектура Средневековья делала акцент на вместительности. В храме должно было помещаться максимальное количество людей. При этом значительная его часть отводилась также под библиотеку и вместилище религиозных артефактов и простых богатств. Такое здание должно было быть огромным, мощным, надежным.

Поскольку средневековая культура обращала внимание на античность, то и за основу плана храма брались первые византийские базилики:

  1. Центральный, боковые и поперечный неф.
  2. На пересечении нефов - башня.
  3. Фронкирующие башни на западном фасаде.
  4. Апсида в восточной части.

И хотя схемы планов монастырей были универсальными, все они немного адаптировались к местным условиям и особенностям использования каждым орденом монахов. Все это стало причиной развития романской архитектуры.

Отличительные черты внутреннего устройства

Романская архитектура Западной Европы имеет два композиционных типа сооружений церкви:

  • базилики - прямоугольные простые строения с приставленной апсидой в восточной их части;
  • круглые здания с равномерным размещением апсид.

Организация внутреннего пространства и сам объем помещений существенно изменились, особенно у базилик. Появляется новый романский тип, в котором одинаковое пространство нефов, что стало больше похоже на залы. Это обрело особенную популярность в Испании, Германии и Франции на территории между Гаронной и Луарой.

Внутри храмы делятся в основном на квадратные пространственные блоки. Это было новшеством для того периода. Это одна из главных особенностей романской архитектуры.

романская архитектура западной европы

Важно было также создать условия для воздействия на молящихся самим зданием. Его степень зависела от способа выполнения свода и стен. Существовало несколько способов перекрытия: плоское балочное, купола на парусах и цилиндрический свод. Однако самым популярным было крестообразное без ребер. Это не только украшало и обогащало сам интерьер, но и не портило продольный характер организации пространства.

Романский стиль в архитектуре диктовал четкие геометрические соотношения в плане здания. Главный неф был в два раза шире, чем боковые. Своды держались на пилонах. Между двумя теми, что держат нагрузку и боковых, и главного нефа, обязательно располагался один пилон с нагрузкой только от бокового. Это могло бы создать условия для воплощения архитектурного ритма, где более толстые опоры чередуются с тонкими. Но этот стиль требовал строгости, а значит, все пилоны должны быть одинаковыми. Это же создавало эффект визуального увеличения внутреннего пространства.

Особое внимание уделялось апсиде, которая богато декорировалась. Для этих целей создавались фальшивые глухие арки (часто в несколько ярусов), стены украшались живописью, накладками, разными выступами. Особое внимание в интерьере уделялось декорирования колонн и пилонов.

В орнаментах начинают активно появляться растительные и животные мотивы. Их использованию и развитию романская архитектура Средневековья обязана все тем же кочевым племенам, представители которых часто оседали на здешних землях и ассимилировались с местным населением.

Во внутреннем убранстве храмов активно использовалась и скульптура. Ее еще называли проповедью в камне. Фигуры, изображающие библейских персонажей и мотивы из священной книги, часто устанавливали в порталы. Это оказывало примерно такое же воздействие на прихожан, как и молитва с обычной проповедью.

Экстерьер романских храмов

Внешне романская архитектура - это простые по форме блоки, такие же, как и внутреннее пространство помещений. Для нее характерны небольшие окна. Это делалось потому, что стекла начали использовать значительно позже.

Само здание - это композиция из нескольких объемов, центральное место в которой занимает главный неф с полукруглой апсидой. Он дополняется одним или несколькими поперечными нефами.

романская архитектура замки

Также для этого стиля характерно использование башен, которые располагаются по-разному. Как правило, две из них устанавливались на фасадной стороне и одна на месте пересечения нефов. Наиболее украшенной частью становится задний фасад, на котором размещаются различные архитектурные детали. Чаще всего это порталы со скульптурами. Это достигается за счет большой толщины стен, которые позволяют делать внушительные углубления, в которых с легкостью помещаются сложные скульптуры.

Значительно меньше внимания уделяется боковым фасадам. А вот высота зданий увеличивается по мере развития стиля. На его заре расстояние от пола главного нефа до основания свода достигает двукратной ширины этой архитектурной части здания.

Отличительные черты архитектурного стиля

Главные черты романской архитектуры состоят в том, что этот стиль усовершенствовал классическую деревянную базилику с плоским перекрытием, преобразовав ее в сводчатую. В первую очередь своды начали появляться на небольших пролетах боковых нефов и апсиды. С развитием стиля они появились и над главными нефами.

Часто своды были достаточно толстыми, поэтому и стены, и пилоны должны были выдерживать огромную нагрузку, из-за чего их проектировали с большим запасом прочности. Бывали случаи, когда зодчие ошибались в расчетах и своды заваливались на финальных этапах строительства.

Развитие науки и строительства, а также необходимость в больших площадях перекрытий способствовали тому, что и стены, и своды постепенно начали облегчаться.

Арка и свод

Популярностью свод обязан необходимости перекрывать большие площади. Деревянные балки с этим уже не справлялись. Наиболее простыми по конструкции были именно цилиндрические своды, которые были довольно массивными и давили на стены своим весом, от чего их и делали очень толстыми. Наиболее известный памятник романской архитектуры с таким сводом над центральным нефом - Нотр-Дам дю Пор (г. Клермон-Ферран). Со временем стрельчатая форма арки пришла на смену полукруглой.

памятники романской архитектуры

Чтобы реализовать возможность возведения круглых сводов, зодчие обратились к традициям античной архитектуры. В Риме строились прямые крестовые своды над квадратными помещениями. Романская архитектура их немного видоизменила: для перекрытия стали использовать два полуцилиндра, которые располагались крестом относительно друг друга. Диагональные ребра пересечения принимают на себя нагрузку свода и передают ее на 4 опоры по углам. Эти ребра пересечения архитекторы строили как арки-подкружала, чтобы облегчить конструкцию. При увеличении высоты цилиндров до такой степени, что линии пересечения становятся не эллиптической, а полукруглой формы, получается повышенный крестовый свод.

Полнотелые своды требовали надежной опоры. Так появился романский составной пилон. Основная его часть добавлялась полуколоннами. Последние играли роль опоры для гуртовых арок, от чего уменьшался распор свода. Жесткое соединение гуртовых арок, пилонов и ребер позволило распределить нагрузку от свода. Это было прорывом в архитектуре. Теперь ребро и арка стали каркасом свода, а пилон - стены.

Позже появились ребристые крестовые своды. Их строили так, что сначала выкладывали торцевые арки и ребра. На пике развития стиля их делали повышенными, от чего диагональная арка становилась остроконечной.

Боковые нефы часто перекрывались не крестовыми, а цилиндрическими сводами. Их также часто использовали и в гражданском строительстве. Все эти особенности архитектурных форм станут основой готики, которая позже их усовершенствует.

Особенности строительства

Основные шедевры романской архитектуры созданы из камня. Известняк, которого было вдоволь вдоль реки Луары, привлекал людей тем, что легко обрабатывался и был относительно легок. Это позволяло перекрывать им небольшие пролеты без использования громоздких подпорок. Его также применяли для наружной облицовки стен, поскольку в нем было легко делать декоративные орнаменты.

В Италии главным отделочным камнем был мрамор. Его цветовые комбинации позволяли создавать впечатляющие декоративные эффекты, что стало главной особенностью романского стиля в этой стране.

романская архитектура средневековья

Как строительный материал камень использовали в виде отесанных блоков для создания тесовой кладки и бутовый для усиления стен. Его потом облицовывали плитами из тесанного камня, иногда с декоративными элементами. В Средневековье строительные блоки делали намного меньшими, чем в Античности. Это было связано с тем, что так строительный материал проще добывать в каменоломне и доставлять к месту использования.

Не во всех регионах было достаточно камней. В них люди делали сильно обожженные кирпичные блоки, которые были толще и короче современных. Кирпичные памятники архитектуры того периода до наших дней сохранились в Германии, Англии, Италии и Франции.

Светское строительство

Общественная жизнь в средневековой Европе была достаточно замкнутой. Городские поселения образовывались там, где раньше были охранные пограничные лагеря Римской Империи. Многие из них были на значительном удалении друг от друга, а еще обособленно стояли владения феодалов, вокруг которых также начали селиться люди. Из-за невозможности быстро перемещаться между отдаленными поселениями многие из них жили практически изолированно друг от друга. Поэтому в архитектуре разных местностей есть свои особенности. Так, романская архитектура Германии только отдаленно похожа на английскую, как и последняя на итальянскую. Но все же у них у всех есть общие черты.

Как уже говорилось ранее, в те времена было много войн, которые принесли с собой кочевые племена. Также случались и распри между феодалами за право владения той или иной территорией. Поэтому нужны были средства пассивной защиты. Ими стали форты и замки.

В центре города или замка располагалась башня феодала - донжон. Она была в несколько этажей, каждый из которых имел свое назначение:

  • в подвале - тюрьма;
  • на первом - кладовые;
  • второй - комнаты владельца и его семьи;
  • третий - покои прислуги;
  • крыша - место для дозорных.

В романской архитектуре замки играли городообразовывающую роль. В них селились феодалы с родственниками и прислугой. За стенами также обитали и ремесленники, которые снабжали феодала и жителей окрестных селений необходимыми предметами быта. По этой причине, а также потому, что христианство занимало одну из главных позиций в политике того времени в замке был храм или капелла.

У особ царской крови замки были особенно большими и пышными. В них могли жить сотни людей. Во дворе строились десятки хозяйственных помещений. Также характерной особенностью таких укреплений было наличие тайных подземных ходов, которые во время осады позволяли покидать замок и делать вылазки в лагерь врага для разведки или диверсионной работы.

Отличие от готики

Готический стиль появился в Европе позже (примерно в XII веке), когда романская архитектура Средневековья уже выработала свои стилистические особенности. Поскольку готика развилась на основании описываемого нами стиля, то и многие люди их не различают.

различие романской и готической архитектуры

На самом деле различия романской и готической архитектуры очевидны. Они отличаются уже по своей эстетической цели. Романские храмы строились с практической целью. Их основным заданием было вместить как можно больше людей и защитить их от военных действий. Получалось, что церковь выступала средоточием защиты, знаний и просвещения.

Готика же хотела показать ничтожность человека перед величием Бога. Поэтому и здания она создавала величественные. В основании плана остается все та же базилика с башнями на переднем фасаде и на пересечении боковых и центрального нефов. Но меняются ее размеры и декоративные составляющие.

Своды вытягиваются вверх еще больше, создавая пики. На фасадах появляются не только маленькие скульптуры, а целые их комплексы. Преобладают образы мифических существ, которые смотрят на человека сверху, как на соборе Нотр-Дам де Пари в Париже.

У храмов появляются огромные окна, закрытые витражным стеклом, которые создают в помещении немного мистические блики. Порталы становятся намного более многослойными, рамы с узорами. Сами же здания стремятся ввысь, показывая, куда нужно тянуться и человеку.

Изобразительное искусство романского стиля

Особенное в этот период и романское искусство. Архитектура диктовала ему свои правила, поскольку требовала дополнительных украшений. Поэтому в храмах часто использовались огромные фрески на всю стену с изображениями сюжетов из Библии.

Активно развивалась и скульптура. Следуя античным традициям, она создавала свои сюжеты с использованием особых новшеств. Главной скульптурной формой этого периода становится горельеф. Капители колонн богато украшались и библейскими фигурами, и мифическими животными, и причудливыми растительными орнаментами. Впервые появляется образ Девы Марии на троне.

К середине XII века начали появляться витражи. На них также главными были сюжеты из Святого Писания. В этот же архитектурный период были и книги, которые богато украшались различными иллюстрациями, а обложки делались с инкрустацией золотом и драгоценными металлами.

Дошедшие до наших дней памятники архитектуры

Во многих странах Старой Европы сохранились примеры романской архитектуры из-за того, что эти сооружения были массивными и мощными. Некоторые из них мы уже упоминали в статье. Поговорим еще о нескольких представителях этой архитектуры.

Собор Нотр-Дам ла Гранд (Пуатье) - это пример французских строений XI-XII веков. Это небольшая церковь с тремя практически равными нефами. Освещения в ней мало, поэтому царит легкий полумрак, который немного разбавлен дневными лучами, поступающими из окон боковых нефов.

Итальянские романские сооружения известны на весь мир. Один из них - это мост Риальто в Венеции. Это пешеходное крытое строение арочного типа. По обеим сторонам моста также расположены арочные проемы с пилонами.

Еще один шедевр романского стиля - это архитектурный ансамбль в Пизе (Италия), более известен многим людям на планете благодаря наклонившейся часовне возле пятинефного собора - Пизанской башне.

романский стиль в архитектуре

В Германии примером этого архитектурного периода можно назвать Вормский собор, в Испании - кафедральный собор в Саламанке, в Англии - Тауер. А в Вильнюсе до наших дней дошли остатки крепостного замка тех времен.

Заключение

Архитектура романского стиля стала продолжением античных традиций и основой для развития других стилей, в частности готического. Простые деревянные базилики из Византии преобразовались в величественные сооружения. Это способствовало поиску новых способов и методов строительства.

Частые войны между феодалами и набеги кочевых племен заставляли людей тех времен создавать себе надежные укрытия в виде замков и охранных башен, которые позволяли длительное время выдерживать осаду врагом с минимальными потерями.

Массивные сооружения романской эпохи много где сохранились, поражая местных жителей и туристов.

И пускай этот стиль был еще немного примитивным, а термины романской архитектуры не сразу всем понятными, он оставил свой отпечаток в архитектурной традиции Западной Европы и повлиял на развитие зодчества в Восточной.

Читайте также: