Мифология древнего рима доклад

Обновлено: 02.07.2024

Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожетсвляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков, населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни растений, а Венера - богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с греческими божествами войны и любви.

Наиболее полно этот миф был разработан в эпоху императора Цезаря Августа, который в своей политике стремился опираться на авторитет чтимой римлянами старины. Разработке соотвествующей мифологии был придан характер государственного мероприятия. Написать литературное произведение, которое выражало бы выдвинутые идеи, взялся один из наиболее выдающихся поэтов своего времени - Публий Вергилий Марон. Написанная им поэма - "Энеида" - стала настолько выдающимся произведением, что пережила века.

В "Энеиде" рассказывается, как один из героев Троянской войны, Эней, воевавший на стороне троянцев, бежит из горящего города вместе со своим отцом Анхизом и сыном Иулом. Претерпев многие испытания и пройдя через многие странствия, не уступающие героям "Одиссеи", Эней прибывает наконец на землю Италии. По воле богов он основывает город Альба-Лонгу и становится его царем. Именно из Альбы-Лонги происходили люди, основавшие впоследствие Рим. Род Юлиев происходит от его сына Иула, а так как сам Эней был сыном Венеры и внуком Юпитера, то, следовательно, римские Цезари, и в частности Цезарь Август, имеют божественное происхождение.

Вергилий создавал свое произведение в течение десяти лет. За ходом работы внимательно следили Меценат и сам Цезарь Август, заинтересованный в прославлении своего режима и себя лично. Долгое время римляне воспитывались в убеждении, что именно им надлежит смирять другие народы и наводить всюду порядок. Разрушение Рима германцами стало серьезным ударом по этой римской идее, однако до этого события прошло еще несколько веков, в течение которых римляне верили в миф, созданный ими самими.

Содержание

Введение.
Мифология Древнего Рима.
Древнеримская архитектура.
Литература Древнего Рима.
Искусство Древнего Рима.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

культура Рима.doc

  1. Введение.
  2. Мифология Древнего Рима.
  3. Древнеримская архитектура.
  4. Литература Древнего Рима.
  5. Искусство Древнего Рима.
  6. Заключение.
  7. Список используемой литературы.

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким образом формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.

Как мы видим Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой – либо роли культурный аспект?

В своей работе я хотел бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.

Мифология и религия Древнего Рима.

Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т.д.). Кроме того она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо. 1

На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. 2 Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

Несмотря на свою несамостоятельность и широкий пласт заимствований из греческой культуры, мифология Древнего Рима имеет огромное значение. Это особая форма, в которой отразился познавательный опыт людей прошлого, их представления о явлениях природы, течение жизни, создании мира. Некоторые самобытные черты делают ее уникальной и важной для изучения.

Мифология Древнего Рима

Общая характеристика

Мифы Древнего Рима для детей — это, прежде всего, познавательные и интересные истории о создании мира, о войнах. Это попытка людей объяснить то, что оказывалось за гранью их понимания. Римляне не обладали достаточными знаниями, чтобы разобраться в том, что такое гром, какими причинами вызывается молния. Именно поэтому и обращались к мифам. Отличным решением казалось им объяснить громовые раскаты волей могучего Юпитера, главы пантеона.

Можно выделить следующие отличительные черты римского мифотворчества:

Римский император

  1. Культура полностью подчинялась политики и нормам морали, принятым в государстве. Уже римские императоры поняли, что религиозные верования можно использовать для укрепления власти и для того, чтобы держать простых людей в добровольном рабстве. Понимание того, что правитель — это живое божество, сошедшее с небес, заставляло обычных граждан даже не думать о проявлении свободной воли.
  2. Мифотворчество было теснейшим образом переплетено с бытовой стороной жизни римлян. Заручившись помощью богов, жители современной Италии занимались сельскохозяйственными работами, строили дома и храмовые постройки, отправлялись в дальние страны.

Именно поэтому обрядовой стороне уделялось особое внимание. Малейшее нарушение канона церемонии становилось причиной того, что все ритуальные действа приходилось повторять сначала. В государстве, как и в Греции, почетом и уважением пользовались жрецы, однако древнеримские служители культа все же были в зависимом положении, вынуждены были подчиняться императору.

Основные божества

При подготовке доклада, посвященного римской мифологии, следует обязательно кратко описать основных представителей пантеона. Во многом эти боги имеют греческое происхождение, поменяли только имена, сохранив функции и легенды. Вот краткая информация о божествах:

Юпитер — верховный бог, громовержец

  1. Юпитер — верховный бог, громовержец, грозный покровитель не только людей, но и прочих богов. В Греции известен под именем Зевс.
  2. Юнона (Гера) — верховная богиня, супруга Зевса, покровительница семейных отношений.
  3. Нептун — покровитель стихии воды, соответствовал Посейдону.
  4. Венера (Афродита) — богиня любви и чувственного наслаждения.
  5. Диана (Артемида) — дева-охотница.
  6. Марс (Арес) — повелитель кровопролитных боев.
  7. Вулкан (Гефест) — покровитель кузнечного ремесла.
  8. Меркурий (Гермес) — легкомысленный и жуликоватый бог торговли.
  9. Минерва (Афина) — богиня справедливой войны, мудрости, ремесла.

Основным богом пантеона (сообщества всех божеств) является Юпитер, именно в его власти были судьбы не только людей, но и бессмертных небожителей. Каждый бог отвечал за какое-то определенное природное или социальное явление, например, Марс и Минерва покровительствовали военным действиям, а водной стихией заведовал седобородый Нептун.

Чтобы заручиться божественной поддержкой в каком-либо деле, небожителям приносили богатые дары, строили роскошные храмы и алтари — настоящие произведения искусства. Некоторые из творений древних римлян дошли до наших дней и поражают воображение своей монументальностью и вниманием к деталям.

Зарождение системы и источники информации

Работая над презентацией по легендам и сказаниям Древнего Рима, следует отметить, что эти тексты имели два основных источника — мифологические системы Греции и этрусков. При этом присутствуют и самобытные особенности.

Дата основания Рима

Точная дата создания мифов неизвестна, однако примерно во II — начале I тысячелетий до новой эры появились первые упоминания о древнейшей итальянской культуре. Именно этот период и можно условно считать временем зарождения мифологии. Датой основания Рима, согласно легенде, является 753 год до н. э. А в период, который в истории называется царским, шло формирование общественного строя и религиозных устоев. Как раз в это время и был сформирован римский пантеон, который в дальнейшем практически не изменился.

Отличительная особенность римской культуры — с завоеванием новых земель римляне с удовольствием заимствовали иных богов, включая их в свою мифологическую систему. В результате получилась совершенно уникальная система, в которой заимствованные черты переплелись с собственными.

Основные источники, которые позволяют получить знания о мифах Рима:

Все эти источники позволяют исследователям получать определенные данные о культуре тех времен, мифологической картине мира, о пантеоне небожителей, героях, ритуалах и обычаях.

Наиболее интересные сказания

Мир был создан богом Янусом

Все мифы Древнего Рима можно разделить на несколько групп. Это легенды о сотворении мира и человека, повествования о богах, а также сказания у героев. Очень многие особенности каждой категории были взяты из системы Древней Греции. Однако, например, миф о том, что мир был создан богом Янусом, является собственно римским. Это двуликое божество почиталось как покровитель ворот, римляне полагали, что одно из лиц Януса смотрит в прошлое, второе же направлено в будущее.

Второй необычный миф — о возникновении людей из дубовых корней. Священным деревом считалась и смоковница, под тенью раскидистой кроны которой проводились религиозные обряды, содержание многих из них до нас не дошло. Вот несколько примеров отображения в сказаниях и легендах силы представителей животного и растительного мира:

  1. Под смоковницей волчица кормила основателей Рима, Рема и Ромула.
  2. Капитолийскому дубу Ромул принес первую добычу.
  3. Священными почитались птицы: дятел, орел, гусь.
  4. А волку был посвящен отдельный праздник — луперкалий, который проводился для увеличения плодородия.

Постепенно сказания Рима усложняются, цельная система заменяет собой разрозненные примитивные легенды.

Об основании Рима

Жестокий царь Амулий

При составлении короткого реферата нужно обязательно описать этот самый известный римский миф о двух братьях. Жестокий царь Амулий обманом захватил свою власть и, как и все узурпаторы, очень боялся ее лишиться. Именно поэтому он убивает на охоте своего единственного племянника — основного конкурента, сына свергнутого им царя Нумитора. А Рею, свою племянницу, делает весталкой. Это жрица богини Весты, хранительницы очага. Проживала при храме и была обязана отказаться от создания семьи.

Бог войны Марс пленился красотой Реи, от их союза родились двое близнецов. Гнев царя был страшен, он не поверил Рее, утверждавшей, что детей она родила от бога. По традициям тех лет согрешившую весталку наказывали страшной карой — живьем замуровывали в стену. Эта участь ждала Рею. А ее малышей сбросили с обрыва в воду, также обрекая на смерть.

Однако мальчики выжили. Течение вынесло их на берег, где плач услышала волчица, отдыхавшая в тени смоковницы. Именно она накормила близнецов молоком, спасая их от голодной смерти. Затем дети попали на воспитание к пастуху Фавстулу, который воспитывал их как своих, а в тайну происхождения посвятил уже после взросления.

Рем и Ромул вернулись на свою родину, убили вероломного Амулия, восстановили в правах своего деда Нумитора. А сами решили основать новое государство на тех землях, где много лет назад они нашли свое спасение. Там появился Рим. Легенда на этом не завершается, братья поспорили, чьим именем будет называться новая столица. И Ромул убил своего близнеца, чтобы захватить власть полностью.

Героическое направление

Очень популярными были и мифы о героях, но появились они гораздо позднее, чем сказания о богах. Люди развивались, изучали науку, постигали тайны искусства и мироздания. Очень многое из того, что пугало их предков, постепенно становилось понятным. Поэтому на первый план стали выходить не бессмертные боги, а обычные люди. Так появилась героическая мифология. В этом пласте есть собственно римские элементы, а также заимствованные. Интересно, что героями могли быть не только мужчины, но и женщины.

Матрона Лукреция

Например, матрона Лукреция увековечена в легенде благодаря своей привлекательности и добродетели. Лукреция была замужем, однако ее красота стала причиной того, что царский наследник, не устояв, сделал женщину своей наложницей. Честная дама во всем призналась супругу, после чего у него на глазах покончила с собой, не в силах жить с пятном позора. Ее поступок вызвал бунт, результатом которого стало установление римской Республики.

Клелия — еще одна добродетельная и отважная римлянка. Будучи отданной в жены этрусскому царю, Клелия сумела бежать и на небольшой лодочке в одиночку переплыть могучий Тибр, чтобы вернуться на родину. Царь потребовал вернуть беглянку, на что римляне согласились. Однако сила воли этой девушки произвела на монарха неизгладимое впечатление, и он подарил ей свободу.

Таковы лишь некоторые из мифов Древнего Рима, многие из которых дошли до нас в поздних версиях, запечатленных на страницах книг Вергилия. Мифологическая система ценна сама по себе, а также дает возможность узнать много нового о жизни и традициях жителей Италии прошлых эпох.

  1. Миф о Юпитере и пчеле
  2. История Аполлона и Кассандры
  3. Миф о Ромуле и Реме
  4. Миф о Юпитере и Ио
  5. Миф о Янусе
  6. Почему у Януса два лица?
  7. Что такое монета Януса?
  8. Смотреть видео: Мифы Римской империи

Римляне всегда верили в сверхъестественное, что находило свое отражение в их религии, а тема героизма являлась одной из наиболее распространенных и важных тем во многих из их рассказов. Легенды повествуют о силе морали и политике. В Риме есть все, начиная с мифов-основателей до легенд о божественном законе. В этой статье вы познакомитесь с некоторыми увлекательными известными историями, составляющими Мифы и легенды Древнего Рима:

  1. Миф о Юпитере и пчеле
  2. История Аполлона и Кассандры
  3. Миф о Ромуле и Реме
  4. Миф о Юпитере и Ио
  5. Миф о Янусе

Миф о Юпитере и пчеле

Римские легенды всегда успешно преподавали уроки жизни. История о Юпитере и пчеле, которая рассказывает о том, какие ужасные последствия может иметь месть, является одним из них.

В один прекрасный день царица улья рассердилась на людей за то, что они брали ее мед, и решила посетить Юпитера — Бога неба, света и грозы, верховного божества римлян. Угостив Юпитера свежим мёдом, царица добилась его расположения, и он пообещал исполнить одно из ее желаний.

Эта история учит нас довольствоваться тем, что мы имеем. Попытка получить какое-то благо для себя за счёт других часто приводит в плачевным последствиям. Даже сегодня, как мы знаем, пчела умирает, если пускает в ход свое жало.

История Аполлона и Кассандры

Аполлон — один из самых выдающихся богов и единственный бог, который появляется как в греческой, так и в римской мифологии. Кассандра была самой красивой дочерью последнего троянского царя Приама. Аполлон был влюблен в нее, и при условии того, что она выполнит все его желания, пообещал Кассандре силу пророчества. Царевна согласилась, но, получив то, что хотела, отказалась заключать союз с Аполлоном. Разгневавшись, бог проклял ее и, не имея возможности лишить ее силы, сделал так, чтобы ее пророчествам не верил ни один человек.

В результате люди стали считать ее лгуньей и сумасшедшей, а отец заключил ее в цитадель. Несмотря на несколько предупреждений троянцам о греках, никто не поверил ее словам, и в конечном итоге Троя была разрушена.

Миф о Ромуле и Реме

Рея была принцессой и смертной женщиной замужем за Марсом, римским богом войны. У пары родились сыновья-близнецы — Ромул и Рем. Некоторые из других богов завидовали Марсу и Рее и замышляли убить их сыновей. Услышав о заговоре, Рея положила мальчиков в корзину и пустила плыть по реке в надежде, что их кто-нибудь найдёт. Первой на пути их встретила волчица, которая решила вырастить близнецов как своих детенышей. Но пришло время, когда мальчики уже достаточно подросли, и волчья самка решила, что не может больше их держать у себя. Она отнесла Ромула и Рема туда, где их нашёл и взял на воспитание пастух.

Миф о Юпитере и Ио

Ещё одна история, входящая в Мифы и легенды Древнего Рима повествует о девушке Ио, живущей в городе Аргос. Она была так прекрасна и добра, что все, кто ее знал, любили ее и говорили, что во всем мире нет никого подобного ей. Когда Юпитер в своем доме в облаках услышал о ней, он спустился в Аргос, чтобы увидеть это прекрасное создание. Девушка так ему понравилась и была так добра и мудра, что он каждый день спускался, чтобы быть рядом с ней. Ио не знала, кто он, но думала, что это принц из какой-то далекой страны, ибо он являлся в облике юноши и не был похож на великого царя земли и неба, которым был.

Королева отдала корову на попечение странного многоглазого сторожа по имени Аргус. Он отвел корову в рощу и привязал длинной веревкой к дереву, где она должна была стоять, есть траву и мычать с утра до ночи. А когда солнце село, корова легла на холодную землю, плакала и мычала, пока не уснула.

Но ни один добрый друг ее не услышал, никто не пришел ей на помощь, ибо никто, кроме Юпитера и Юноны, не знал, что белая корова, стоявшая в роще, была Ио, которую любил весь мир. Изо дня в день Аргус сидел на холме вблизи Ио и нёс вахту. Нельзя было сказать, что он уснул, потому что, в то время как половина его глаз была закрыта, другая половина не спала.

Юпитер был опечален, когда увидел, на какую тяжелую жизнь была обречена Ио, и попытался придумать план, чтобы освободить ее. Однажды он позвал хитрого Бога Меркурия, у которого на туфлях были крылья, и велел ему пойти и увести корову из рощи. Меркурий спустился к подножию холма, на котором сидел Аргус, и начал играть сладкие мелодии на своей флейте. Это было именно то, что любил слушать странный сторож, поэтому он попросил Меркурия подойти, сесть рядом с ним и сыграть что-нибудь.

Меркурий сыграл такие сладкие мелодии, каких до тех пор не слышал никто в мире. И пока он играл, странный старый Аргус лег на траву, прислушался и подумал, что не ел такого вкусного угощения за всю свою жизнь. Постепенно эти сладкие звуки окутали его таким странным заклинанием, что все его глаза сразу закрылись, и он погрузился в глубокий сон.

Это и было то, чего хотел Меркурий. Вытащив из-за пояса длинный острый нож, бог отрезал голову бедному Аргусу, пока тот спал, а затем сбежал с холма, чтобы отвести корову в город. Но Юнона все видела. Полная гнева, она крикнула Меркурию, чтобы тот отпустил корову. Испугавшись, бог повернулся и убежал, оставив бедную Ио на произвол судьбы.

Юнона нашла огромного овода размером с летучую мышь и послала его гудеть в ушах белой коровы, кусать и ужалить ее, не давая отдохнуть ни секунды. Бедная Ио бегала с места на место, а овод все гудел и гудел, жалил и жалил, пока она не обезумела от страха и боли и не захотела умереть. День за днем Ио бежала то по густому лесу, то по высокой траве, которая росла на безлесных равнинах, то по берегу моря.

Через время девушка подошла к узкому перешейку моря, и, поскольку земля на другой стороне выглядела как неплохой причал, она прыгнула в волны и переплыла. Это место называется Босфор — Коровье море, — и с того времени оно так и отмечается на картах.

Через некоторое время Ио подошла к месту, где были высокие горы со снежными вершинами, которые, казалось, касались неба. Там она остановилась, чтобы немного отдохнуть и посмотреть на спокойные холодные скалы и захотела умереть там, где все было так величественно и тихо. Но затем она увидела гигантскую фигуру, раскинувшуюся на скалах на полпути между землей и небом, и сразу поняла, что это Прометей — молодой Титан, которого Юпитер приковал к скалам цепью, потому что он дал людям огонь .

С храбрым сердцем Ио покинула великого Титана и отправилась, как он ей сказал, сначала на юг, а затем на запад. Овод вёл себя ещё назойливее, чем раньше, но она уже не так боялась его, потому что ее сердце было полно надежды. Целый год девушка скиталась и наконец добралась до земли Египетской в Африке. Там она почувствовала себя такой уставшей, что не могла идти дальше и легла на берег великой реки Нил, чтобы отдохнуть.

Все это время Юпитер мог бы ей помочь, если бы не так сильно боялся Юноны. Но в тот момент случилось, что, когда бедная корова легла на берегу Нила, царица Юнона в своем высоком доме в облаках тоже ушла спать. Юпитер, словно вспышка света, пронесся над морем и достиг Египта. Затем он убил жестокого овода и бросил его в реку, погладил корову по голове рукой, и на ее месте появилась молодая девушка Ио, бледная и хрупкая, но красивая и добрая, какой она была в своем старом доме в городе Аргос. Юпитер не сказал ни слова и даже не показался усталой дрожащей девушке. Он поспешил обратно в свой высокий дом в облаках, опасаясь, что Юнона может проснуться и узнать, что он сделал.

Народ Египта был добр к Ио и дал ей дом на своей солнечной земле, а царь вскоре попросил ее стать своей женой. Ио прожила долгую и счастливую жизнь в его мраморном дворце на берегу Нила, а спустя много лет правнук его правнука разорвал цепи Прометея и освободил могущественного друга человечества. Имя этого героя было Геркулес.

Читайте также: