Доклад учитель будущего какой он

Обновлено: 05.07.2024

Учитель должен быть в тренде

Уроки учителя географии и биологии школы № 34 Ольги Седых инновационны и интерактивны. На географии все играют в мяч — воображаемый глобус. На каком материке он пойман, про тот ученик рассказывает интересный факт. На каждом занятии отводится время на то, чтобы узнать, чем именно сейчас занимаются люди в другом уголке Земли.

— В нашей школе есть специальная лаборатория биологии и химии, — говорит Ольга Олеговна. — Мы с ребятами изучаем строение различных организмов с помощью цифровых микроскопов.

Технические возможности помогли педагогу преобразовать увлечение в научную работу. Педагог организовала два кружка. Один — по геоинформатике, где ребята получают знания по программированию, географии, картографии. Ученики Ольги Седых создают туристические визитки региона и 3D-модели его знаковых объектов. Для этого используют съёмки со школьного квадрокоптера. Второй кружок — по биологии. Здесь ребята получают знания, которые значительно расширяют школьный курс; проводят опыты по выращиванию растений; изучают одноклеточные организмы, например, недавно вырастили бактерию сенную палочку, которая разлагает органические вещества.

Ольга Олеговна определилась с профессией в старших классах. До этого занималась спортивными танцами и чирлидингом, задумывалась о карьере тренера. Но внезапно влюбилась в химию и биологию, поступила в ЛГПУ.

— После первой педпрактики поняла, что это точно моё, — вспоминает Ольга Олеговна. — Мне очень повезло со школой — в ней есть всё необходимое для уроков, есть возможности и перспективы для развития.

22-летний педагог считает: чтобы добиться успеха в этой профессии, необходимо быть в тренде, понимать, чем живёт молодёжь, использовать в обучении мемы, хайповые истории, ресурсы социальных сетей, интернет-платформы и познавательные каналы. Своих воспитанников Ольга Олеговна учит не только предметным знаниям, но и помощи ближним, так как сама является волонтёром, вежливости и открытости.

Тимофей Кружалин: учитель должен быть креативным

— Я хотел быть художником, — признаётся Тимофей Владимирович. — Так сложилось, что родители не восприняли это занятие как профессию. Бабушка — учитель начальных классов. Пошёл по её стопам.

В университете участвовал во всех студенческих мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Это в какой-то степени заполнило мою потребность в творчестве.

Рисование, танцы, пение — теперь в свободное время, только его практически нет. Рабочий день с 8:00 до 18:00. Дома — проверка выполненных заданий, написание новых, составление плана ведения урока.

Контакт с учениками есть, особенно со старшеклассниками. По мнению Тимофея, помогает небольшая разница в возрасте.

— Учитель должен быть гибким, — считает Тимофей Владимирович. — В какой-то момент можно стать другом, но в то же время необходимо соблюдать дистанцию. Дети должны понимать: перед ними педагог, которого нужно слушать, но не быть в напряжении и свободно выражать свои мысли.

Среди основных критериев, которым должен соответствовать современный педагог, учитель иностранных языков выделяет креативность.

— Мы люди интернета. Между нами и детьми не должно быть сильного разрыва ментальности. Педагог должен привлекать внимание. Никому не интересно смотреть на серую мышь. Я, например, хожу в основном в чёрном, ношу кольцо и цепочку.

Педагог разрабатывает собственную методику обучения, в основе которой будут в том числе игровые приёмы. В перспективных планах молодого педагога — получить кандидатскую степень.

Александра Иванищева: учитель должен быть открытым

Создать портрет стихотворения, определить вкус, цвет, запах четверостиший — таким опытом владеют ученики Александры Иванищевой, педагога по русскому языку и литературе лицея № 44.

— Форма: учитель говорит, ученики слушают — устарела, — считает Александра Владимировна. — Интересно, когда мы соединяем области различных предметов: на литературе рисуем, слушаем музыку. Дети всегда хотят проявить себя творчески, стремятся к самовыражению. Хотят быть услышанными.

Стать преподавателем — мечта Александры. В её 24-й школе была практика наставничества — старшеклассники следили за знаниями младших и подтягивали их.

— В 6 классе поняла: не хочу уходить из школы, — вспоминает Александра. — Хочу слышать звонки, видеть детей, бегущих на перемену, в столовую. Школа — это особая атмосфера. Общаясь с молодыми, чувствуешь ход времени, узнаёшь, что сейчас модно, что они слушают, что им интересно. У них всё каждый день меняется, зная это, ты остаёшься на волне.

— Дети приходят с чёткой установкой на то, что их сейчас будут учить, — говорит Александра. — Всё зависит от того, как вы себя поставите. Ты своими знаниями, определённым стилем общения можешь завоевать их внимание. Важны и личностные взаимоотношения. Многие дети, у которых я уже не преподаю, звонят мне сейчас, пишут, рассказывают, что у них происходит.

Свои уроки Александра строит в формате дискуссий. Считает, что знания, добытые самостоятельно, усваиваются лучше:

— Дети анализируют языковой материал и самостоятельно приходят к какому-то выводу. Так усваивается более 70% информации.

Среди сложностей, с которыми сталкивается молодой учитель: заполнение журналов и бумаг, постоянное эмоциональное напряжение на рабочем месте. Однако всё это она относит к временным трудностям. Говорит, главное — постоянно учиться, уметь сомневаться в своих истинах и быть открытой для детей.

Лилит Чахоян: учитель должен идти в ногу со временем

Пение под гитару, просмотр музыкальных видео и различные игры — это основа обучения английскому языку в младших классах у педагога школы № 34 Лилит Чахоян. Она самый опытный педагог в нашей подборке — её педагогический стаж больше трёх лет.

— В детстве любила петь, танцевать, писать в тетрадках, читать, запоминать сказки,— говорит Лилит Арменовна. — Хотела заниматься тем, что сочетает серьёзность

и творчество. Как раз в моей профессии можно давать знания творчески с помощью разных методик.

Это даёт результат — дети не хотят покидать кабинет учителя даже на перемене.

— Учим песни, так легче запоминать слова, — рассказывает о своей методике Лилит Арменовна. — Также мне нравится методика станционного обучения, когда дети делятся на команды, вместе выполняют задания и соревнуются между собой. Они учатся работать в группе, правильно себя вести, идти на уступки и заодно учат язык.

Среди сложностей профессии молодой педагог называет адаптацию к новым учебникам. О том, каким должен быть педагог будущего, говорит так:

— Будущее — это каждый новый день. Педагог должен быть лучше себя вчерашнего, шагать в ногу со временем, улавливать настроение детей и приводить их знания к общему знаменателю.

Фото: You X Ventures / Unsplash

Но не стоит забывать, что главные качества учителя по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле.

Ниже — семь правил, которых стоит придерживаться педагогам, чтобы уже сейчас идти в ногу со временем. Итак, учитель будущего…

1. Осознанно использует технологии

Технологии для него привычны и не вызывают страх. Он не испытывает стресс от того, что нужно переустановить систему на ноутбуке или его нужно очистить от компьютерных вирусов. Он знает, что такое облачные технологии и может их использовать в своей жизни — как рабочей, так и личной. Он знает, как устанавливать программы на телефоне и понимает, как с их помощью сделать собственную жизнь проще.

Учитель, который использует телефон только для WhatsApp и простых игр, не может критически высказываться в сторону Интернета и мобильных устройств на уроке. Здесь твердое правило: изучи, а потом критикуй.

2. Следит за здоровьем и находит время для отдыха

Представили типичного педагога, произносящего подобную фразу? Она не характерна для учителя будущего.

Если человек выходит больным на работу, это не значит, что он хорошо работает. Наоборот, он тратит свои физические и эмоциональные ресурсы, забывает о собственном здоровье, и, конечно, подвергает риску заражения детей и коллег.

Реально ли плодотворно и интересно вести уроки в состоянии острой нехватки сна или температуры под сорок градусов? Кажется, нет. Добиться хорошего состояния здоровья без соблюдения правильного баланса между работой и отдыхом невозможно.

Учитель будущего умеет отдыхать: за пределами школьных стен он проводит время с близкими, не забывает про семейные ужины, выбирается на пикник с друзьями, знает о новинках кинопроката и громких театральных премьерах.

3. Увлекается чем-то, помимо работы

Из предыдущего пункта вытекает следующий: у педагога будущего есть хобби. В свободное время он печет торты или ходит в походы с палаткой, пишет художественные рассказы или играет в компьютерные игры. Любое из них помогает как развиваться, так и расслабляться и переключаться.

Если учитель тратит меньше времени на рутину, у него остаются силы на разработку квестов и командных заданий, внедрение новых форматов уроков и домашних упражнений, развитие собственных навыков и компетенций.

Алексей Минченко, учитель географии

Помимо работы у меня есть несколько увлечений, к которым я пришел, в том числе, и когда уже стал учителем. И эти увлечения помогают заслужить авторитет у школьников. Например, много ли у вас знакомых учителей, которые занимаются сапсерфингом и готовы в декабре пройтись на доске по Неве?

Еще я люблю консольные игры: погружаясь в другой мир, можно испытать эмоции, которые не свойственны тебе в обычной жизни, построить свое государство или стать бандитом на Диком Западе.

Также в конце полугодия мы с классом устраиваем танцевальный марафон в Just dance (это интерактивная игра, где нужно повторять движения за танцором).

Учитель будущего понимает важность знания своего предмета, усидчивости и упорства. Но он должен также иметь навыки работы в команде и контролировать эмоции. Без общения в современном мире уже не обойтись, а работа в школе — это непрерывное общение: с учениками и родителями, коллегами и администрацией.

Хочешь получить новую должность? Тебе нужно произвести впечатление на работодателя. Для собственного проекта нужна команда? Без грамотной коммуникации даже лучшую идею ждет провал. Для получения гранта или другой материальной поддержки важно правильно и четко рассказать о своем замысле.

Кроме этого, учитель будущего:

  • Прислушивается к мненияю учеников и коллег. Подвергая сомнению чужую идею, наш герой не просто опровергает ее, но аргументирует свою позицию или предлагает альтернативные пути решения.
  • Не осуждает окружающих за поступки. Он понимает, что у каждого человека есть свои причины совершить то или иное действие.
  • Не осуждает учеников за розовые волосы, проколотый нос или татуировку. Эксперименты с внешним видом — личное решение каждого человека, и учителю не стоит в него вмешиваться.

5. Знает свои права

В школах часто встречается печальная практика — администрация просит учителя бесплатно поприсутствовать на ЕГЭ, провести мероприятие после окончания рабочего дня, выйти на работу в свой выходной или взять дополнительный кружок. Часто учитель не может уйти на больничный, уехать по семейным делам или даже взять отгул на один день из-за резкой смены рабочего графика или опасаясь осуждения коллег.

Такие ситуации могут происходить из-за того, что учителя не читают трудовые договоры, не знают свои права, не подвергают критическому осмыслению слова администрации.

Учитель будущего внимательно изучает всю документацию, защищает свои права — самостоятельно или при помощи юристов, критически мыслит и всегда подвергает сомнению любое авторитетное мнение. А еще он знает, где достать нужную информацию — будь то профильные группы в социальных сетях, онлайн-консультации или специализированные статьи.

6. Финансово грамотен

Педагог будущего понимает, насколько важна финансовая грамотность. Он критически подходит к ненужным банковским предложениям, не попадается на уловки мошенников, знает, куда уходят его деньги и как работают кредиты и ипотеки. Он понимает, что такое инвестирование и как выбирать выгодный кэшбек.

И, самое важное, он транслирует свои знания ученикам — объясняет, почему не стыдно говорить о деньгах, и на своем примере показывает, как обезопасить себя и свое имущество.

7. Знает, как заработать

Если размер зарплаты оставляет желать лучшего, учитель будущего находит альтернативные виды заработка. Разработка онлайн-курса, организация конференции, ведение собственного блога, написание статей, съемки лекций по компьютерной грамотности или создание научно-популярного кружка — вариантов могут быть десятки и сотни.

Учитель будущего не боится денег и понимает, что за сделанную работу не зазорно получить адекватное вознаграждение. Наш герой не верстает ночами чужие презентации, забывая о сне и надеясь на простое социальное одобрение. Он четко понимает, что тратит время собственного отдыха, и просит за него не только уважительного отношения, но и оплаты.

Тимур Гуев, учитель математики и информатики (Новая школа)

Человеку, который горит своим делом, крайне тяжело брать за него деньги, и это факт. Именно в связи с этим многие художники и артисты нанимают специальных людей, которые абсолютно беспристрастно продают талант и способности своих подопечных. Учителя таких возможностей, к сожалению, лишены.

Но в какой-то момент ты начинаешь понимать, что при таком подходе твое развитие останавливается, поскольку тебе не хватает ресурсов: времени, денег, отдыха, в конце концов. Ты начинаешь потихоньку перегорать.

Так кто же он, учитель будущего?

Резюмируя все вышеперечисленное, стоит отметить, что учитель будущего — это просто прогрессивный и современный человек, ведь упомянутые черты и навыки должны быть свойственны каждому из нас уже сегодня. Учитель будущего — это не про государственные образовательные стандарты, не про прохождение очередной аттестации, искусственный интеллект или голосовое управление. Это про навыки, которые позволят ему вынести выгоду из всех этих процессов.

Учитель будущего, кто он? Этот вопрос занимает сейчас умы многих людей и государственных мужей, и обычных рядовых граждан. И ведь, действительно, от этого вопроса зависит многое: учитель, по большому счету, - это тактика и стратегия образовательного и воспитательного процессов. Не выполняет учитель свою миссию – нарушается данные тактика и стратегия, а это уже угроза для государства, ведь воспитывает учитель будущее поколение.

Так каким же должен быть учитель будущего? Прежде всего учитель-это личность. Это разносторонне развитый человек, который всегда и всему учится, не останавливается в своем развитии. Он многое умеет, за ним идут дети. Учитель должен формировать мировоззрение своих воспитанников своими поступками, мыслями, действиями; развивать их мышление; воспитывать характер. Будучи сам личностью, он должен видеть личность в ученике.

Учитель будущего – это профессионал в своем деле, любящий свой предмет. Он передает свои знания ученикам, но при этом не только рассказывает и показывает, но и привлекает учеников к поисковой и исследовательской деятельности, учит их добывать знания и обязательно использовать их в своей практике, чтобы они были востребованы. Учитель будущего- это организатор учебного процесса.

Учитель будущего – это современник своих учеников. Он, как никто другой, понимает их мировоззрение, их отношение к жизни, решает их проблемы. Но он также понимает и родителей своих воспитанников. И только он поможет разрешить конфликт отцов и детей. Он психолог, социолог, наставник, старший друг, помощник, репетитор. И в целом учитель –универсальный человек. Он ориентируется в реалиях жизни, владеет нужной информацией и умеет все это передать ученикам.

И главное для учителя будущего – это любовь к детям. Тут надо внимательнее присматриваться к абитуриентам, чтобы не было ошибки.

Учитель будущего должен знать все педагогические теории и применять их на практике, соединив в своих приемах и методах принципиальность Макаренко, доброту Амонашвили и самопожертвование Корчака. И все это во имя детей.

О зарплате учителя будущего следует сказать особо. Она должна быть достойной, чтобы дать учителю финансовую независимость и возможность творить.


Давно очевидно, что сейчас учителю уже недостаточно просто хорошо знать свой предмет и уметь натаскивать учеников к ЕГЭ. С нынешними школьниками, которые умеют писать компьютерные игры и программы, нужны новые техники и навыки работы. Лара Леснихина поговорила с педагогами-новаторами и узнала, какие методики они практикуют.

Индивидуальный подход

Ольга Шалина, преподаватель, руководитель образовательной студии:

Если учитель хочет получить высокие результаты, он всегда находится в поиске методик и способов донесения информации, подходящих именно для этого класса/группы/ученика. Хороший учитель никогда не стоит на месте, не пользуется какой-то одной техникой обучения для всех и каждого.

Однажды я познакомилась с методикой смешанного обучения (blended learning), которая персонализирует учебный процесс, делает его эффективнее для каждого ученика.

Гибкая модель смешанного обучения даёт большой простор для творчества: каждого ученика внутри группы или класса учитель (часто с помощью специальных компьютерных программ) ведёт по индивидуальной образовательной траектории. Это даёт порой космические результаты. Я применяю эту методику в своей частной практике уже более двух лет, постоянно внося что-то новое.

У меня нет ограничений в виде чёткой программы, как в школе. С каждым учеником я могу заниматься в его темпе


Почему детям нужен не индивидуальный подход, а просто человечное отношение

Во многих школах мира с успехом внедряют методики персонализированного обучения. Я с интересом слежу за Khan Academy, их школами и персонализированной онлайн-платформой. В школах академии есть разновозрастные классы, где дети могут заниматься в своём темпе в соответствии со своими интересами. Эффективность максимальная. Я думаю, что будущее образования — в умении учителя творчески подойти к выстраиванию персональных образовательных траекторий с учётом пожеланий ученика. Это существенно повысит интерес к учёбе и итоговые результаты.

Саморазвитие и коммуникация

Антон Ким, преподаватель IT:

Я считаю, что учитель должен быть наставником, а не тем, кто просто читает лекцию и уходит домой. Он должен задавать направление, куда двигаться детям. Учителям не хватает обратной связи. Даже если ученики её дают, этого недостаточно.

Учителю очень важно развиваться. Стандартное образование практически не предусматривает повышение квалификации. В IT есть такое понятие, как кодинг. Объяснять, что это такое — то ещё удовольствие. Учителю нужно уметь приводить аналогии и импровизировать (структура HTML — это как ресторан…). А ещё важно дружить с учениками. Не со всеми получается построить дружеские отношения, но это уж как в жизни.

Эмоциональный интеллект

Катерина Харченко, преподаватель маркетинга:

Высокий эмоциональный интеллект в сочетании с постоянным развитием в своём предмете — вот самые важные условия для преподавателя будущего. Также важно понимать, что к такому преподавателю необходимо быть готовым и обществу, в частности коллегам. К таким учителям стоят в очередь, а это нередко порождает зависть в коллективе. Решением я вижу наличие в школах штатного психолога-коуча.

Обучение как игровой процесс

Ольга Геуртс, преподаватель английского языка из Санкт-Петербурга:

Я хотела бы обратить внимание на финские школы, которые сейчас признаются лучшими в Европе. Учителю там предоставлена возможность вести занятия по своей методике. Когда я стажировалась в Финляндии, мои ученики-второклассники прибегали ко мне на переменках, чтобы сдать английский алфавит или просто пообщаться. Они умели читать и писать, в отличие от третьеклассников, к примеру.


Слишком расслабленное: как устроено образование в Финляндии

У учителя должны гореть глаза, он должен любить своё дело. Увлечь ученика — это самое главная задача. На уроке все должны работать творчески.

Да, мы почти не читали учебник, зато дети знали, где в нём грамматика и как работать со словарём

Многие алфавита толком не знают после нескольких лет обучения и не понимают его смысла. Мне было важно дать базу, чтобы дети чувствовали себя уверенно и ни у кого не было комплекса, что они сами не справятся с любым другим заданием в будущем. Мы не зубрили ничего, уроки состояли из игровых заданий.

Тренды

Оксана Грушевская, преподаватель английского:

Ежедневно в мире задаются новые тренды. Изучение языка легко привязать к современным реалиям. Например, в Инстаграме есть аккаунты с шутками и мемами — их можно обсуждать с учениками, рассказывать, как используется определённый сленг. Ни один учебник английского сленга не даёт, так как это очень быстро меняющаяся структура — сегодня он есть, а через два года его уже может и не быть. А интернет, в том числе соцсети, помогают следить за языковыми процессами в реальном времени. Вот смотрите, мы это изучали, и вот тут шутка, которая построена на игре слов и смыслов или какой-то грамматической особенности.

Главное — найти с учениками общий язык, чтобы они видели в тебе друга и адекватную личность, которая имеет связь с реальностью, а не только наставника. К сожалению, учителя часто начинают погрязать в академических знаниях, а их не всегда можно применить в жизни. Важно вдохновлять своим примером, советовать, что посмотреть или почитать, приводить случаи из жизни.


От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому в работе учителя, должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Задача учителя заключается не в передаче знания, а в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью.

Каждому ребёнку надо поверить в себя для того, чтобы проявились его способности, таланты.

Каждый ребёнок уникален. Человек рождается с определёнными задатками, но не все проявляют свои уникальные способности. Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы дети занимались в кружках и секциях. Важно помочь ребятам найти своё место в школьной жизни. Поэтому, он вовлекается в различные сферы школьной жизни, но выбирает только то, что ему нужно. Широкий диапазон включенности ребёнка в творческую деятельность обеспечит его благополучное развитие. Понятно, что ученик, который показывает успехи при изучении того или иного предмета, выбирает его на повышенном уровне и находит точки самореализации, участвуя в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.

Сейчас объёмы знаний человечества увеличиваются каждые 3 – 5 лет. У современного учителя должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенции. Перемены, которые происходят в образовательной системе России, побуждают учителя более творчески относиться к своей педагогической деятельности. Счастье педагога слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе. Школа без учителя не имеет будущего, как не имеет его страна без школы.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Республика, 1989. – 190 с.

Подунов А.С. Слагаемые мастерства педагога. – М.: ДОСААФ, 1999. – 96 с.

Фото автора. На открытом уроке.


Основные термины (генерируются автоматически): школа будущего, ученик, учитель, мой взгляд, ребенок, учебный процесс, школа, школьная жизнь, профессиональное мастерство, собственный опыт.

Читайте также: