Уголовное право таджикистана доклад

Обновлено: 30.06.2024

КОАЛИЦИЯ НПО ТАДЖИКИСТАНА ПО БОРЬБЕ С ПЫТКАМИ И БЕЗНАКАЗАННОСТЬЮ

ДОКЛАД НПО О СОБЛЮДЕНИИ ТАДЖИКИСТАНОМ

КОНВЕНЦИИ ПРОТИВ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ И УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

ДУШАНБЕ 2012

Данный доклад подготовлен при финансовой поддержке Freedom House. Мнения, высказанные авторами доклада, не отражают официальной точки зрения Freedom House

Оглавление

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЫТОК И НАКАЗАНИЕ . …………..2

ПРАВА ЗАДЕРЖАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ……. 3
РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПЫТКАХ…………………………………..………….4
ПРАВО НА ПОДАЧУ ЖАЛОБ………………………………………………………………5
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ДОКУМЕНТИРОВАНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПЫТОК…………………………………………………………….. 6
ПРАКТИКА ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИЙ ЖЕРТВАМ ПЫТОК ……………………7
ПРАВА РЕБЕНКА …………………………………………………………………………….8
ПРАВА ЗАКЛЮЧЕННЫХ……………………………………………………………………9
НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН…………………………………………………10

Сокращения
ВС РТ Верховный суд Республики Таджикистан

ВУЗ Высшее учебное заведение

ГКНБ Государственного Комитета Национальной Безопасности.

ГК Гражданский кодекс

ГУИУН Главного Управления исполнения уголовного наказания

ЕКПЧ Европейская Конвенция по правам человека

ИВС Изолятор временного содержания

КИУН Кодекс об исполнении уголовных наказаний

КоАП РТ Кодекс об административных правонарушениях Республики

КПП Конвенции против пыток

ЛГБТ Сообщество Лесбиянок, Геев, Бисексуалов и Трансгендеров

МВД РТ Министерство Внутренних дел Республики Таджикистан

МККК Международного Комитета Красного Креста

МПГПП Международному пакту о гражданских и политических правах

МЮРТ Министерство юстиции Республика Таджикистан

НПО Неправительственные организации

ОВД Органы внутренних дел

ООН Организация Объединенных наций

ОРД Оперативно-розыскная деятельность

ПЛС Пожизненного лишения свободы

ПТУ Профессионально-техническое училище

РТ Республика Таджикистан

СИЗО Следственный изолятор

СМИ Средства массовых информаций

СПИД Синдром приобретённого иммунного дефицита

СПТУ Специальное Профессионально-техническое училище

УБОП Управление по борьбе с организованной преступностью

УК Уголовный Кодекс

УПК Уголовно-процессуальный кодекс

УПЧ Уполномоченный по правам человека

Однако, несмотря на эти позитивные моменты, пытки в Таджикистане по-прежнему остаются системной проблемой, многие рекомендации Комитета ООН против пыток, вынесенные еще в 2006 году, до сих пор не выполнены. В частности:


  • не ратифицирован Факультативный Протокол к Конвенции против пыток;

  • не обеспечивается в полной мере незамедлительный и беспрепятственный доступ адвоката к задержанному лицу с момента фактического задержания;

  • отсутствует безотлагательное медицинское освидетельствование лиц в момент задержания;

  • отсутствует механизм эффективного и быстрого расследования заявлений о пытках и преследования лиц, применивших пытки;

  • закрыт доступ к местам заключения и местам лишения свободы для международных и национальных мониторов;

  • жертвам пыток не предоставляется соответствующая компенсация и эффективные средства правовой защиты.

В дополнение к этому, также существует много неразрешенных проблем, которые стали причиной широкого распространения пыток и безнаказанности.

Применение телесных наказаний является широко распространенной практикой, как в семьях, так и в образовательных учреждениях. Национальное законодательство не содержит прямого запрета на применение телесных наказаний. Не принята процедура рассмотрения жалоб о случаях таких наказаний.

(статьи 1, 4 CAT, заключительные рекомендации 5 (CAT/C/TJK/CO/1), вопросы 1, 2 Списка вопросов (CAT/C/TJK/Q/2)

Уголовное законодательство страны дает определение пыток, которое в целом соответствует требованиям статьи 1 Конвенции. В тоже время, слишком мягкие наказания за применение пыток, в том числе не связанные с лишением свободы, а также применение актов амнистии к лицам, виновным в применении пыток создают культуру безнаказанности и способствуют распространенности пыток и жестокого обращения в стране

Д) Применение амнистии за акты пыток способствует культуре безнаказанности

7. В Таджикистане сложилась негативная практика применения амнистий к лицам, виновным в применении пыток и другого плохого обращения, что создает культуру безнаказанности. Уголовный кодекс РТ, который закрепляет основные положения и принципы применения актов амнистии, не содержит исключений в отношении отдельных статей УК РТ, к которым не могли бы быть применены акты амнистии. Таким образом, амнистия может быть применена к любым составам преступлений, предусмотренным уголовным законодательством, в том числе и за акты пыток.


  1. Национальное законодательство не предусматривает запрета произвольного ареста и содержания под стражей.

РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПЫТКАХ

(статья 12 Конвенции, заключительные рекомендации 17 (CAT/C/TJK/CO/1) и вопросы 33, 37 (CAT/C/TJK/Q/2).
В Таджикистане не ведется единой официальной статистики по заявлениям о пытках, отсутствуют единые механизмы реагирования и расследования фактов пыток, а также отсутствует исключительная подследственность по делам о пытках. Прокуратура, которая могла бы выполнять функции независимого механизма расследования, не имеет возможности для проведения розыскных мероприятий, необходимых для расследования преступлений, в т. ч. пыток.


  1. Проверки и расследования жалоб на пытки нередко бывают недостаточно тщательными и проводятся с необоснованными задержками. Более того, по результатам таких некачественных проверок и расследований зачастую выносятся необоснованные решения, в которых без достаточных аргументов и доказательств жалоба на пытки отклоняется. Отсутствие надлежащего расследования или проверки, а так же необоснованное решение по жалобе на пытки может быть обжаловано в вышестоящий орган прокуратуры или в суд.

  1. Независимость расследования.Причины неэффективности расследований по жалобам на пытки, совершенные сотрудниками милиции, обусловлены, в первую очередь, тем, что прокуратура не обладает должной степенью независимости.

  1. Законом на прокуратуру возложены одновременно функции по уголовному преследованию и функции по надзору за законностью следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности (ОРД). В рамках деятельности по уголовному преследованию, органы прокуратуры ведут расследование различных видов преступлений, а также представляют государственное обвинение в суде, в том числе и по тем делам, по которым следствие осуществлялось другими органами (например, милицией). Представляя обвинение в суде, прокурор опирается на данные, которые были получены в ходе следствия и ОРД. Выявляя нарушения (в том числе, пытки) при проведении следствия и ОРД, прокуратура ставит под сомнение доказательства по уголовному делу и подрывает позицию обвинения (свою позицию) в суде.

  1. На практике конфликт между функцией уголовного преследования и функцией надзора за дознанием и следствием чаще всего разрешается в пользу укрепления позиций обвинения, нежели разбирательства жалоб подозреваемых и обвиняемых на пытки и иные нарушения.

ПРАВО НА ПОДАЧУ ЖАЛОБ

(Статья 13 Конвенции, заключительные рекомендации 18 (CAT/C/TJK/CO/1) и вопросы 34, 35 (CAT/C/TJK/Q/2).
Комитет против пыток в своих заключительных замечаниях (18 а) был обеспокоен отсутствием надлежащего законодательного и эффективного механизма, разрешающего жертвам пыток и жестокого обращения подавать жалобы и иметь возможность на своевременное и беспристрастное рассмотрения их дела. К сожалению, практически не изменился механизм приема и рассмотрения заявлений и жалоб на применение пыток. При подаче заявлений на пытки, заявитель или вообще не оповещается о результатах проверки, или получает ответ без указания оснований по принятому решению. Система регистрации и направления жалоб в местах предварительного задержания и исправительных учреждений не позволяет полностью исключить возможность вмешательства представителей администрации в виде ознакомления с содержанием жалобы и уклонения от передачи жалобы адресатам. Серьезную озабоченность вызывает доступ жертв пыток, их родственников и адвокатов к материалам расследования, так как в соответствие с нормами УПК, такое право у заявителей появляется только после завершения расследования (ст. 42 УПК). Несмотря на принятие специализированного закона о защите жертв и свидетелей участников уголовного процесса, эти механизмы на практике не работают.

Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль. Мишель Монтень
ещё >>

Принятие Конституции страны и коренные изменения, произошедшие
в социальной жизни общества, детерминировали разработку и принятие
нового уголовного закона, который должен был основываться на принципах
законности, справедливости, гуманности, а также демократических
принципах правового государства.
Уголовный кодекс Республики Таджикистан принят в 1961 году и,
подвергнутый во время своего действия изменениям и дополнениям, с точки
зрения содержания и формы устарел и не мог полностью отвечать
требованиям времени. С этой целью в соответствии с Указом Президента
Республики Таджикистан была создана рабочая группа по разработке нового
Уголовного кодекса, в составе которой входили ученые и специалисты из
Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции,
Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, МВД,
Министерства безопасности и т.д. В эту рабочую группу, также были
привлечены профессиональные юристы.
Новый Уголовный кодекс был подготовлен с учетом основных
положений Конституции Республики Таджикистан, достижений
юридических наук, судебной практики Республики Таджикистан, других
органов правопорядка и законодательного опыта других государств. В центре
внимания рабочей группы находились международные правовые акты,
касающиеся прав человека, согласно чему каждая статья кодекса должна
была соответствовать им.
Во время рассмотрение проекта Уголовного кодекса со стороны
депутатов были высказаны мнения и сделаны замечания, которые также
были учтены, в том числе было принято во внимание предложения
государственных органов и отдельных ученых и специалистов.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Кодекс основывается на Конституции Республики Таджикистан и общепризнанных принципах и нормах международного права., содержит 15 разделов, 34 главы., общую и особенную части. В общей части УК содержатся основные правила, принципы и понятия уголовного законодательства, в особенной части содержатся отдельные виды преступлений ( преступления против жизни и здоровья, преступления против личной свободы, чести и достоинства, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина,преступления против семьи и несовершеннолетних,преступления против общественной безопасности и здоровья населения, преступления против экологической безопасности и природной среды, преступления в сфере экономики и т.д.)

Задачи Уголовного Кодекса Республики Таджикистан

1) 3адачами Кодекса является охрана прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности и здоровья населения, окружающей среды, общественного порядка и нравственности, собственности, защита конституционного строя и безопасности Республики Таджикистан от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, воспитание граждан в духе соблюдения Конституции и законов республики, а также предупреждение преступлений.

2) Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовноправового характера за их совершение.

Принципы Уголовного Закона и уголовной ответственности

Уголовный Закон основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, личной ответственности, виновности, справедливости, гуманизма, демократизма.

1) Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно‐правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

2) Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

3) Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

4) Содержание Уголовного Кодекса следует понимать в точном соответствии с его текстом.

Принцип равенства перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, гражданства, языка, отношения к религии, политических убеждений, образования, социального, служебного и имущественного положения, принадлежности к политическим партиям общественным объединениям, места жительства и иных обстоятельств.

Принцип неотвратимости ответственности

Каждое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовноправового характера, предусмотренным настоящи Кодексом.

Принцип личной ответственности и виновности

1) Никто не может нести уголовную ответственность иначе как за свои собственные деяния(действия или бездействие).

2) Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

3) Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

1) Наказание и иные меры уголовно‐правового характера, подлежащие применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

2) Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

1) Лицу, совершившему преступление, должно быть назначено наказание или применена мера уголовно‐правового характера, необходимая и достаточная для его исправления и предупреждения новых преступлений.

2) Наказание и иные меры уголовно‐правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, к исправлению лиц, совершивших преступления, привлекаются политические партии общественные объединения, органы самоуправления граждан или коллективы по их ходатайству и с их согласия.

Основания уголовной ответственности

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

Правила толкования уголовного закона

1) Если уголовно‐правовая норма изложена двусмысленно или может быть истолкована неоднозначно, то толкование (интерпретация) должно осуществляться в пользу обвиняемого (подсудимого, осужденного).

2) Термины и (или) понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют такое же значение, какое они имеют в соответствующих законах, если иное не предусмотрено Уголовным кодексом.

3) Запрещается придание разных значений одинаковым формулировкам в рамках Кодекса, если отсутствует специальная оговорка об этом.

ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Действие уголовного закона во времени

1) Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время его совершения.

2) Временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий.

Обратная сила уголовного закона

1) Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. С момента вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным.

2) Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, назначенное наказание подлежит сокращению в соответствии с верхним пределом санкции вновь изданного уголовного закона.

3) Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

1) Преступлением признается совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой применения наказания.

2) Не является преступлением деяние (действие или бездействие), хотя формально, содержащее признаки какого‐либо деяния, предусмотренного Особенной частью Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

1) В зависимости от характера и степени общественной опасности, деяния, предусмотренные Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

2) Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.

3) Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.

4) Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за которые максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает двенадцати лет лишения свободы.

5) Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет или смертной казни.

Введен в действие Уголовный кодекс Республики Таджикистан после его официального опубликования с 1 сентября 1998 года.

Кодекс основывается на Конституции Республики Таджикистан и общепризнанных принципах и нормах международного права., содержит 15 разделов, 34 главы., общую и особенную части. В общей части УК содержатся основные правила, принципы и понятия уголовного законодательства, в особенной части содержатся отдельные виды преступлений ( преступления против жизни и здоровья, преступления против личной свободы, чести и достоинства, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина,преступления против семьи и несовершеннолетних,преступления против общественной безопасности и здоровья населения, преступления против экологической безопасности и природной среды, преступления в сфере экономики и т.д.)

Задачи Уголовного Кодекса Республики Таджикистан

1) 3адачами Кодекса является охрана прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности и здоровья населения, окружающей среды, общественного порядка и нравственности, собственности, защита конституционного строя и безопасности Республики Таджикистан от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, воспитание граждан в духе соблюдения Конституции и законов республики, а также предупреждение преступлений.

2) Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовноправового характера за их совершение.

Принципы Уголовного Закона и уголовной ответственности

Уголовный Закон основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, личной ответственности, виновности, справедливости, гуманизма, демократизма.

1) Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно‐правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

2) Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

3) Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

4) Содержание Уголовного Кодекса следует понимать в точном соответствии с его текстом.

Принцип равенства перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, гражданства, языка, отношения к религии, политических убеждений, образования, социального, служебного и имущественного положения, принадлежности к политическим партиям общественным объединениям, места жительства и иных обстоятельств.

Принцип неотвратимости ответственности

Каждое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовноправового характера, предусмотренным настоящи Кодексом.

Принцип личной ответственности и виновности

1) Никто не может нести уголовную ответственность иначе как за свои собственные деяния(действия или бездействие).

2) Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

3) Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

1) Наказание и иные меры уголовно‐правового характера, подлежащие применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

2) Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

1) Лицу, совершившему преступление, должно быть назначено наказание или применена мера уголовно‐правового характера, необходимая и достаточная для его исправления и предупреждения новых преступлений.

2) Наказание и иные меры уголовно‐правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, к исправлению лиц, совершивших преступления, привлекаются политические партии общественные объединения, органы самоуправления граждан или коллективы по их ходатайству и с их согласия.

Основания уголовной ответственности

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

Правила толкования уголовного закона

1) Если уголовно‐правовая норма изложена двусмысленно или может быть истолкована неоднозначно, то толкование (интерпретация) должно осуществляться в пользу обвиняемого (подсудимого, осужденного).

2) Термины и (или) понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют такое же значение, какое они имеют в соответствующих законах, если иное не предусмотрено Уголовным кодексом.

3) Запрещается придание разных значений одинаковым формулировкам в рамках Кодекса, если отсутствует специальная оговорка об этом.

ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Действие уголовного закона во времени

1) Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время его совершения.

2) Временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий.

Обратная сила уголовного закона

1) Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. С момента вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным.

2) Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, назначенное наказание подлежит сокращению в соответствии с верхним пределом санкции вновь изданного уголовного закона.

3) Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

1) Преступлением признается совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой применения наказания.

2) Не является преступлением деяние (действие или бездействие), хотя формально, содержащее признаки какого‐либо деяния, предусмотренного Особенной частью Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

1) В зависимости от характера и степени общественной опасности, деяния, предусмотренные Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

2) Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.

3) Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.

4) Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за которые максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает двенадцати лет лишения свободы.

5) Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет или смертной казни.

Введен в действие Уголовный кодекс Республики Таджикистан после его официального опубликования с 1 сентября 1998 года.

1. Формирование в Республике Таджикистан демократического правового государства предполагает приведение её правовой системы в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, выполнение таджикским государством взятых на себя международных обязательств, в том числе в сфере борьбы с преступностью и обращения с осужденными. Существенное значение для формирования национального уголовного законодательства имеет членство Республики Таджикистан в региональной международной организации – Содружество Независимых Государств (СНГ), где коллегиально вырабатываются основные параметры уголовной политики по актуальным вопросам правопорядка, а также опыт других государств, в особенности Российской Федерации. Однако следует учитывать, что национальные традиции, менталитет таджикского народа, повсеместное проявление в культурной жизни общества мусульманских обычаев накладывают свой отпечаток на конструирования правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, имеющих международно-правовой характер.

2. Республика Таджикистан на международной арене выступила активным сторонником объединения усилий государств по борьбе с преступностью, поддержала в этой части многочисленные документы ООН и других международных организаций, в том числе первой в регионе ратифицировала Римский Статут МУС. Если в политическом отношении необходимость трансформации уголовно-правовой системы Республики Таджикистан на основе общепризнанных принципов и норм международного права признана официально, то в технико-правовом аспекте законодатель испытывает определенные трудности в её реализации и, прежде всего, ввиду отсутствия фундаментальных теоретических основ законодательной деятельности в указанной сфере.

3. Процесс фактического исполнения международных соглашений в сфере уголовного правосудия и правопорядка, участником которых является Республика Таджикистан, осуществляется посредством их имплементации, которая предполагает:

а) внесение изменений и дополнений в действующее национальное законодательство в целях приведения его в соответствие с международно-правовыми актами, признанными Таджикистаном;

б) создание условий для реализации международно-правовых норм на территории Таджикистана, в том числе для осуществления юрисдикции в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, привлекшие внимание мирового сообщества;

в) построение системы государственных органов, ответственных за реализацию международных обязательств.

4. В целях обеспечения соответствия уголовного законодательства Республики Таджикистан международным договорам необходимо шире использовать возможности различных видов его толкования, прежде всего, аутентичного и легального. К данному вопросу особое внимание должно быть обращено со стороны Конституционного Суда и Верховного Суда Республики Таджикистан. В частности, Верховным Судом Республики Таджикистан могли бы быть даны разъяснения по вопросам применения судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Таджикистан, по вопросам рассмотрения судами дел, связанных с выдачей лиц другому государству для уголовного преследования или исполнения приговора, и по некоторым другим.

5. Наряду с национально-правовым механизмом реализации международных обязательств эффективен контроль (надзор) компетентных органов международных организаций, конвенционных органов по борьбе с преступностью и обращению с осужденными, постоянных или временных органов международного правосудия, за выполнением государством принятых на себя международных обязательств. В целях установления эффективного взаимодействия между указанными органами и таджикским государством в системе национальных органов исполнительной власти целесообразно создать постоянно действующую комиссию, которая бы оперативно и объективно рассматривала замечания и предложения представителей международного сообщества о соблюдении Таджикистаном принятых на себя обязательств, особенно в области прав человека.

6. Нормы международного права с учетом их формализации могут быть самоисполнимыми и несамоисполнимыми. В отличие от первых, вторые реализуются внутри государства только после опубликования соответствующего национального правового акта. Международные правовые нормы, конкретизирующие преступность и наказуемость деяний, а также устанавливающие иные уголовно-правовые последствия принудительного характера, независимо от способа их формализации на международном уровне, не могут быть самоисполнимыми. Нормы международного права общего характера, например определяющие пространственную уголовную юрисдикцию, провозглашающие отраслевые уголовно-правовые принципы, устанавливающие условия отбывания осужденными наказания, фактически являются самоисполнимыми.

7. Факт ратификация Римского статута МУС свидетельствует о приверженности Республики Таджикистан идее объединения усилий государств и народов в борьбе с самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность международного сообщества. Дальнейшие шаги в этом направлении связаны с внесением изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Таджикистан.

Во-первых, в Конституции Республики Таджикистан необходимо закрепить положение о том, что гражданин республики в целях осуществления правосудия может быть передан Международному уголовному суду и что выдача преступника иностранному государству разрешается на основании Римского статута МУС.

Во-вторых, в законах Республики Таджикистан о судоустройстве и судебной системе, о прокуратуре и органах юстиции предлагается закрепить цели международного сотрудничества, направленные на гармонизацию законодательства Республики Таджикистан с нормами международного права и с общепринятой международной практикой осуществления уголовной юрисдикции над лицами, совершившими международные преступления. Не исключается возможность создания в национальных органах уголовной юстиции специализированных отделов по делам о самых серьезных преступлениях, вызывающих озабоченность всего международного сообщества.

8. В целях реализации предложений по модернизации уголовного законодательства Республики Таджикистан в части исполнения ею международных обязательств, в Общей части УК РТ необходимо:

- указать, что таджикское уголовное законодательство состоит из Кодекса, основывающегося на Конституции Республики Таджикистан, общепризнанных принципах и нормах международного права, на международных правовых актах, признанных Таджикистаном (ст. 1);

- в качестве новых задач УК РТ закрепить осуществление международного правосудия и обеспечение международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью (ст. 2);

- дополнить требования принципа законности указанием на то, что международные обязательства в борьбе с преступностью и в обращении с осужденными добросовестно выполняются (ч. 4 ст. 4);

- уточнить, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РТ и законами, к которым он отсылает (ст. 11);

- закрепить принцип универсальной юрисдикции в отношении граждан Республики Таджикистан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на её территории, на случаи, предусмотренные международными договорами (ст. 15);

- предусмотреть возможность выдачи своих граждан МУС либо иностранному государству-участнику Статута, в случае совершения преступления, предусмотренного ст. 5 этого соглашения (ст. 15);

- дополнить перечень обстоятельств, отягчающих наказание, двумя новыми пунктами: совершение умышленного преступления против правосудия, осуществляемого под юрисдикцией МУС; совершение преступления, носящего транснациональный характер, т.е. с иностранным элементом (ст. 62), а в примечании к данной статье – сформулировать определение транснационального преступления;

- исключить применение сроков давности к лицам, совершившим (осужденным за совершение) преступления террористического характера (ст.ст. 75 и 81).

9. В Особенную часть УК РТ в тех же целях внести следующие изменения и дополнения:

- в качестве нового квалифицирующего признака предусмотреть побег из мест лишения свободы или из-под стражи с целью покинуть территорию государства исполнения приговора (ч. 2 ст. 365);

- расширить круг лиц, выполняющих управленческие функции, за счет указания на иностранных публичных лиц (примечание к ст. 295);

- закрепить определение агрессивной войны (примечание к ст. 395).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определённый вклад в решение задачи, имеющей существенное значение для науки уголовного права, а сформулированные в нём выводы и предложения могут быть использованы в процессе приведения уголовного законодательства Республики Таджикистан в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Диссертация углубляет и развивает научные представления об имплементации международно-правовых норм в уголовное законодательство Республики Таджикистан.

Выводы и рекомендации автора могут быть востребованы в законотворческой деятельности в сфере совершенствования уголовного законодательства, при подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан, а также в правоприменительной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы при составлении обучающих правовых программ, написании учебных пособий, разработке спецкурсов для студентов и слушателей юридических факультетов и вузов Таджикистана.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, включающих 15 параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Основное содержание работы

Во введении обосновываются актуальность избранной темы диссертационного исследования, её научная новизна, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, методы научного анализа, формулируются положения, выносимые на защиту, показана теоретическая и практическая значимость работы.

Международное право и внутригосударственное право Республики Таджикистан – это элементы не одного целого, они не являются частью друг друга, а поэтому могут рассматриваться лишь как системы одного уровня, имеющие связи координационного, а не субординационного характера. Вместе с тем, исходя из принципа pacta suntser vanda (договоры должны исполняться), можно говорить о верховенстве международного права, но одновременно необходимо принимать во внимание свободу государства в формировании национальной правовой системы, установлении порядка взаимодействия её структурных элементов с общепризнанными принципами и нормами международного права, конструировании внутригосударственного организационно-правового механизма их имплементации.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права объективно обусловлено частичным совпадением сфер регулирования, а, как известно, общественные отношения, совместно регулируемые нормами нескольких отраслей права, именуются комплексными. В рассматриваемом случае эти отношения: 1) связаны, прежде всего, с обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина; 2) лежат в основе разграничения правовой компетенции государств и надгосударственных образований; 3) возникают в связи с совершением деяний, п осягающих на объекты, находящиеся под уголовно-правовой не только на внутригосударственном, но и на международном уровне.

Международно-правовые нормы, направленные на регулирование комплексных отношений, устанавливают самостоятельные правила поведения. Их вступление в силу в принципе не связано с принятием дополнительных правовых норм внутригосударственного характера. Однако их действие в национально-правовой сфере ограничивается суверенитетом государства. Так, в правовую систему Республики Таджикистан не могут входить нормы международных договоров, в которых она не принимает участия. В диссертации обосновывается вывод о том, в национальную правовую систему подлежат включению только те нормы международно-правовых актов, по которым Республика Таджикистан в соответствии с установленной процедурой взяла на себя обязательство по их выполнению. В настоящее время международно-правовые акты включаются в правовую систему Республики Таджикистан путем их подписания, ратификации, присоединения или иными способами, установленными внутригосударственным законом.

Республика Таджикистан, интегрируясь в ряды международного сообщества, как показано в диссертации, продолжает поиск приемлемых способов имплементации норм международного уголовного права в национальное законодательство.

Читайте также: